Хочу и буду. 6 правил счастливой жизни или метод Лабковского в действии читать онлайн Михаил Лабковский
Михаил Лабковский
Хочу и буду. 6 правил счастливой жизни или метод Лабковского в действии
Предисловие к дополненному изданию
— Михаил, я была замужем, но муж мне изменял, и я с ним из-за этого развелась, — говорит женщина на лекции. — Сейчас встречаюсь с мужчиной, который зовет меня замуж. Но я боюсь, что он тоже мне будет изменять. Что же мне делать?
— А что вы будете делать, если он вам изменит?
— Я от него уйду.
— Вы боитесь уйти?
— Не боюсь.
— А чего вы тогда боитесь?
— Спасибо, уже ничего не боюсь.
Дорогие мои, почему я начинаю с истории? Потому что для меня, как для психолога, главное — люди. Люди, которые приходят ко мне с проблемой, решают ее и уходят без проблем. И таких становится больше.
Первое издание этой книги вышло четыре года назад. И за эти четыре года книга стала одной из самых продаваемых русскоязычных книг в мире — с 2017 года продано более одного миллиона экземпляров. А это значит, что людей, которым надоело жить плохо и, главное — понимающих, что жить хорошо можно, что быть счастливым — это решение, таких людей на целый миллион больше!
Благодаря этим же людям стало понятно, что есть еще вопросы, на которые нужно ответить.
Вопросов много, и это нормально. Я вижу их на полях книг, которые мне приносят подписать. Гора записок с вопросами остается на столе каждый раз после лекции. Мой директор эти записки забирает, читает, выделяет самые-самые из разряда #оНаболевшем и передает мне.
В новом издании, которое вы держите в руках, появилось предисловие и подробная глава, где я разбираю каждое правило, говорю о нюансах и глубже объясняю методику, чтобы применять ее стало проще. Чтобы жить стало легче, понятнее, а главное — счастливее.
© Владимир Соколаев. Женщина, спешащая на первомайскую демонстрацию. Улица Обнорского. Новокузнецк. 1.05.1983 г.
…
Любой конфликт в семье, на работе, в любви и дружбе — это лишь отражение вашего внутреннего конфликта. Поэтому разбираться надо не с окружающими — разбираться надо с собой. И победив неврозы, зажить с радостью.
Личность
6 правил и как по ним жить
Вы никогда не решите проблему, если будете думать так же, как тот, кто ее создал.
Альберт Эйнштейн
С момента, когда появились правила, прошло уже много лет, но люди до сих пор спрашивают: «А что, действительно можно жить по этим правилам?» «Да!» — отвечаю я. Да не просто жить, а жить счастливо, в гармонии с собой и собственными желаниями, без страданий и тревог.
Обычно аргументы против начинаются с таких высказываний:
— Михаил, вот я прочитал ваши правила, — пишет мне человек. — Вы говорите — делать что хочется. Но а если мне хочется, к примеру, убивать людей, или самому утопиться… Но я же не могу этого сделать! Значит, в этом случае ваши правила не работают?
Нет, дорогие мои. Это вообще не имеет никакого отношения к моим правилам. Есть условие: правила созданы для людей со здоровой психикой и здоровыми желаниями. То, что приводят в пример, — причинять вред себе или другим, пить, употреблять наркотики, нюхать клей — это не желания. Это психопатология или психологическая зависимость. В этих случаях нужно обратиться к психиатру или решать проблемы зависимости с психологом. Невроз, справиться с которым помогают правила, не психопатология. Это нарушения поведенческого и эмоционального характера.
— Но хорошо, Михаил, — не унимается человек. — А если я, например, не хочу идти на работу, послушаюсь вас и не пойду. Что со мной будет?
На этот часто встречающийся вопрос, согласно пятому правилу, отвечаю так: скорее всего, вы останетесь без работы и без денег. Теперь давайте разберемся в этой ситуации.
Если вы себя плохо чувствуете и не пойдете на работу — ничего не будет. Если вы и завтра себя плохо чувствуете и не пойдете на работу — проблемы будут незначительными. А вот если вы и послезавтра не хотите на работу, здесь две проблемы. Первая — вы больны, у вас как минимум астения — снижение жизненного тонуса, — за которой, если не лечить, наступит депрессия. Бывают такие виды депрессии, при которых люди вот так лежат и не хотят вставать. Не потому, что у них был трудный перелет Москва — Аляска, а потому, что у них такое состояние, у них так психика работает, что нет сил, опустошение и отсутствие интересов. Тогда надо идти к врачу.
Вторая — это не ваша работа, вы ее не любите. Тогда надо подумать о том, чтобы работу поменять.
Если все так просто и понятно, почему же человек продолжает страдать? Дело в том, что у него так сформирована психика. Он с детства привык жить плохо, испытывать тревогу и не знает другой жизни, а делать что-то с этой — боится. Для большинства невротиков страх и тревога — главные эмоции, поэтому он и правилам не доверяет, и продолжает страдать.
Вспомним про рефлекторную дугу — нейронный путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса. Выстроенные определенным образом нейроны заставляют нас реагировать одинаково на аналогичный раздражитель. Формирование дуги происходит в детстве. Когда ребенок получает раздражитель, психика вырабатывает реакцию, которая становится стереотипной. Ребенок сделал что-то, родитель обиделся и в качестве наказания не разговаривает с ним. Это раздражитель. А вот реакция: ребенок начинает просить прощения, даже если не понимает, в чем его вина, он хочет скорее вернуть внимание родителя. И каждый раз, когда подобная ситуация будет происходит в будущем, реакция будет одна — просить прощения, даже если не виноват. Потому что наша психика ленивая и делает все, чтобы экономить ресурсы: если задача нам знакома, автоматически включается стереотипная реакция. Так работает рефлекторная дуга. Чтобы изменить эту модель, нужно ее сломать и выстроить новые нейронные связи. Другими словами, помочь изменить человеку психику, помочь начать все сначала, с чистого листа. Для этого и были придуманы правила.
Изменение стереотипного поведения, которое формировалось и активно проявлялось в течение многих лет — процесс не быстрый. Нужно буквально каждый раз заставлять себя действовать по-другому — согласно правилам.
Но когда человек начинает действовать по правилам, это для него бывает сложно. Старые нейронные связи активизируются и пытаются вернуть нас к нездоровым реакциям. Потому что для психики все новое, даже если объективно оно нам на пользу, — угроза стабильности. Пусть мы в болоте, но лягушки знакомые.
К примеру, мы впервые в своей жизни, следуя правилам, сказали партнеру, что нам не нравится. Он обиделся и ушел от нас. В этот момент активизируются старые нейронные связи. Психика невротика приводит аргументы, почему новое поведение неэффективно. Мы начинаем нервничать, испытывать тревогу, и нас посещают сомнения: а правильно ли мы сделали, а нужны ли нам вообще эти правила? Включился страх потерять людей, в других ситуациях — деньги, работу.
Чтобы сломать привычную для психики поведенческую реакцию, одного разового действия и только одного правила недостаточно. Это сложно, здесь требуется усилие воли. Конечно, можно продолжать жить как прежде, но счастья при таком раскладе не видать. Я думаю, человек, который решился жить по правилам: а) нуждается в этом; б) отдает себе отчет о последствиях.
Если нам удалось справиться с первыми сомнениями и мы продолжаем следовать правилам, наша психика подсовывает еще одну ловушку — компромиссы.
— Михаил, я нашла работу своей мечты, — продолжает человек, пытаясь найти лазейки в правилах. — Но меня не устраивает график…
«Я вышла замуж за человека, который, в принципе, меня устраивает, но есть вещи, которые раздражают»; «Я купила платье, цвет не совсем мой, но мне нравится фасон»… Все это я называю «расчлененкой». К сожалению, так живет большинство людей. В чем проблема? В том, что они всю жизнь чем-то недовольны, никогда не достигают гармонии с окружающим миром, не принимают ничего в жизни, включая себя. Себя они тоже не полностью устраивают. Вследствии этого не бывают счастливы.
Еще одна проблема, когда в голове есть система ценностей и иерархия, из-за которой с разными людьми вы ведете себя по-разному: кричите на детей, боитесь начальника, игнорируете нищего. С одними людьми вы естественны, а под других пытаетесь подстроиться… Все это — история про страхи, которые ведут к компромиссам.
К сожалению, психика не дифференцирует ваше поведение. Если есть иерархия в голове: это мои дети, это мой начальник, а это вообще не ясно кто — что видит ваша психика? Что вы слабый человек, у которого есть зависимость от начальства, но при этом к людям, от которых вы не зависите, у вас другое отношение. Невроз усиливается. Психике надо, чтобы мы всегда, везде и со всеми вели себя одинаково естественно. Не пытались подстроиться, угодить и т. д.
А компромиссы из разряда: сейчас потерплю, потому что очень сложный период, зато потом будет здорово — это полная чушь! Никакого счастливого будущего не случится. Здоровые люди живут здесь и сейчас. А невротики, привыкшие к лишениям и страданиям, думают, что сейчас потерпят, а потом получат что-то. Все, что получат они в этом случае: чувство обиды на всю жизнь, чувство несправедливости и унижения. Зато доказали себе, что они по правилам Лабковского жить не могут. Жить надо здесь и сейчас, так, как хочется. Все.
Читать книги онлайн бесплатно на readingbooks.site
Маковое море
Амитав Гош
Первый том эпической саги-трилогии, в центре которой сплетение историй самых разных людей. Всех их судьба сведет на шхуне “Ибис”, на которой они отправятся в неведомую жизнь. Обанкротившийся и потерявший все, включая честь, индийский раджа; юная и беззаботная француженка-сирота; сбежавшая от обряда сожжения индийская вдова; матрос-американец, неожиданно для себя ставший помощником капитана; аполог…
Читать далее >
Лолита
Владимир Набоков
Это — «Лолита».
Самая скандальная «история любви» XX столетия.
Самое, возможно, совершенное произведение Владимира Набокова.
Книга, в невероятной своей силе и необыкновенном своём изяществе взлетевшая над условностью морали и законами времени.
«Ибо крепка, как смерть, любовь… и стрелы её — стрелы огненные».
Читать далее >
Время жить и время умирать
Эрих Мария Ремарк
Великое произведение классического немецкого автора Эриха Марии Ремарка. Книга повествует о времени окончания Великой Отечественной Войны. Войска Германии отступают с земли России и уже все понимают неизбежный финал. Для простых солдат Немецких войск это может значить только одно- время жить закончилось и теперь настало время умирать…
Читать далее >
Новинки
Величайшее благо
Оливия Мэннинг
Осенью 1939 года, через несколько недель после вторжения Германии в Польшу, английские молодожены Гай и Гарриет Прингл приезжают в Бухарест, известный тогда как «восточный Париж». Жители этого многоликого города, погруженного в не…
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >
Бронепароходы
Алексей Викторович Иванов
В 1918 году речными флотилиями обзавелись и «учредиловцы» в Самаре, и Троцкий в Нижнем Новгороде, и повстанцы Ижевска, и чекисты в Перми. А в мире бушевала инженерная революция, когда паровые машины соперничали с дизельными двигат…
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >
Иди туда, где страшно. Именно там ты обретешь силу
Джим Лоулесс
Жить легко и свободно нам мешают наши страхи. Они, словно тигры, рычат: «даже не думай пробовать», «откажись, все равно ничего не выйдет», «еще не время». И мы слушаем. И мы отступаем. Откладываем свою мечту и жизнь в долгий ящик….
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >
К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя
Ольга Примаченко
«К себе нежно» – это новый, очень честный взгляд на любовь к себе. Это книга-медитация, которая призывает к внутреннему разговору и помогает услышать собственный голос среди множества других.
Автор книги Ольга Примаченко – ж…
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >
Популярное
50 оттенков свободы
Э. Л. Джеймс
«Пятдесят оттенков свободы» является третьей книгой трилогии Э.Л.Джеймс «50 оттенков» — одной из наиболее популярной серии книг двадцатого столетия.
Произведение продолжает рассказывать нам о необычной истории любви А…
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >
50 Оттенков серого
Э. Л. Джеймс
Книга повествует удивительную историю Анастейши Стил — обычной студентки, которая живет совместно со своей лучшей подругой-сокурсницей Кейт. За две недели до выпускного, заболевшая Кейт просит свою подругу взять интервью у молодо…
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >
До встречи с тобой
Джоджо Мойес
Лу Кларк знает, сколько шагов от автобусной остановки до ее дома. Она знает, что ей очень нравится работа в кафе и что, скорее всего, она не любит своего бойфренда Патрика. Но Лу не знает, что вот-вот потеряет свою работу и что в …
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >
Лолита
Владимир Набоков
Это — «Лолита».
Самая скандальная «история любви» XX столетия.
Самое, возможно, совершенное произведение Владимира Набокова.
Книга, в невероятной своей силе и необыкновенном своём изяществе взлетев…
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >
Шесть правил становления человеком
То, что правил должно быть шесть, а не пять, предложил Бронислав Виногродский по своим древнекитайским источникам; Правило семь было предложено Джузеппе Масколи как превентивная мера против слишком серьезного отношения к себе.
Правила призваны помочь тем 11 520 настоящим и настоящим людям, которые по очень точным подсчетам Бронислава Виногродского в настоящее время (30. 01.2016) проживают на этой планете и расширить число тех, кто готов покинуть свои животные тотемы и перестать имитировать поведение различных животных (хомяков, волков, львов, тараканов, крыс, змей, лис и т. д.), растений или грибов и готовы вступить в сократовские поиски того, что является специфически человеческим. Допускается, что количество реальных и подлинных людей может меняться по мере того, как это пишется и/или читается.
Основные правила разработаны и составлены на благо всех настоящих и будущих настоящих и настоящих людей, чтобы способствовать сохранению их человечности, а также на благо тех, кто стремится стать людьми. Для тех, кто хочет стать человеком, эти правила менее важны, чем любые известные или неизвестные божественные законы; в той же степени они более важны, чем любые элементы прошлых или будущих политических конституций. Эти шесть правил на самом деле являются одним, потому что второе, третье, четвертое и пятое правила разъясняют значение первого правила, а шестое правило описывает правильное отношение к самим шести правилам.
Высшая форма жизни, или таинственная жизнь сознания, — это невидимый непрерывный поток, который никогда не повторяется. Человеческие существа, мертвые или живые, имеют особые и уникальные отношения с жизнью сознания.
Человек как человек не является и не может быть объектом какого-либо положительного знания или науки. Сократовский поиск и культивирование в человеке специфически человеческого является одной из движущих сил философии как формы рассматриваемой сознательной жизни, без которой человеческая жизнь теряет свою специфику, превращается в подражание другим формам жизни (грибам, овощам, насекомым, стервятники и т. д.) или нежизнь машин, и становится производителем дерьма.
Бред — как многообразная форма самоотупляющего псевдосознания, питающегося самим собой, размножающегося подражанием другим и размножающегося гнилой речи — является мощным и бесконечно возобновляемым ресурсом. Это происходит потому, что оно ежедневно автоматически производится каждым отдельным затемненным сознанием и закрепляется во внешних действиях, событиях и учреждениях, которые бездумно способствуют и активизируют непрерывное производство разновидностей мертвящего бреда, трудно распознаваемого из-за его вездесущего, повторяющегося и подражательный характер.
Основным фронтом сопротивления вездесущему влиянию бреда, производимого внутри и встречающегося извне, является развитие индивидуального образа мышления, стремящегося к неповторяющимся и неповторяемым формам сознательной жизни. Если в слове «культура» и осталось какое-то значение, то в его центре остается культивирование этой внутренней линии защиты, когда-то схваченной цицероновской фразой culture animi .
Развитие индивидуального образа мышления может сосуществовать с уникальными человеческими формами сознательного самопреобразования или самосозидания, недоступными для других живых существ, которые, в отличие от очень сомнительных человеческих существ, имеют предопределенную экологическую нишу.
Обрамленное сверху известными или неизвестными божественными законами, ограниченное со всех сторон различными законами природы и подталкиваемое снизу глупыми или мудрыми уголовными законами, развитие индивидуального мышления нуждается в детекторе чуши, помогающем распознавать и ограничивать влияние различные формы гнилой речи и подражательного псевдосознания как внутри себя, так и вовне. Нет в этом отношении замены образованной душе, формирующейся в одновременном поиске добра, красоты, мудрости, истины и в конечном счете силы, вполне осознавая, что она стремится к недосягаемому.
Недостижимый горизонт поиска специфически человеческого в человеке указывает на то, что процесс становления человеком может иметь начало, но не имеет конца. Шесть правил становления человеком никоим образом не заменяют образование и развитие души, но могут служить безопасным и не требующим пояснений руководством для практики сознательной жизни в практической сфере взаимодействия с другими существами, некоторые из которых вовлечены в поиск и взращивание того, что является специфически человеческим.
Со времен Платона одним из способов понять мельчайшие внутренние процессы невидимой жизни человеческой души было рассмотрение более широкой и видимой жизни города. В то время как город есть некое внешнее сознание или внешняя жизнь души, жизнь города определяется взаимосвязью внутренних движений (намерений, страстей, интересов, инстинктов) его жителей. Поскольку город ограничивает диапазон возможностей сознательной жизни, душа или присутствие сознания информирует город, а город формирует жизнь души. В этом смысле город является самым крупным и сложным учебным заведением, придуманным человеком. Очевидно, что все, что имеет образовательный и формирующий потенциал, имеет по крайней мере такой же большой потенциал деформации.
В отличие от однородных образований, города по самой своей природе сопротивляются этнической, идеологической или религиозной монополизации. При этом города, будучи исторически гораздо более сильными и жизнестойкими субъектами, чем государства, являются главными производителями, культиваторами и потребителями значимых знаков, взаимосвязанная сеть которых образует каркас сознательной жизни горожанина. В совокупности эти факторы — популяционная и пространственная неоднородность и производство/потребление значимых знаков — направляют и окрашивают образовательный потенциал города и подходящие ему и привлекаемые им формы жизни.
По большей части производство значимых знаков, в том числе снов, видений, целей и задач, достойных преследования, происходит в непубличном пространстве умов, заинтересованных и увлеченных невидимой жизнью сознания; то, что достигает публичного пространства и влияет на общественное мнение, является плоскими следами и часто удешевленными и ослабленными побочными продуктами такой работы. Тем не менее, незримая, внимательная и сосредоточенная работа человеческого сознания — единственный доступный ресурс для энергетизации и намагничивания города-пространства и оккупации будущего. Что останется от города — и где — как образовательное учреждение среди обломков глобальной деревни, информационных пузырей и нового трайбализма, еще предстоит увидеть. На данный момент публично невидимая подпольная деятельность является единственным источником непрерывной сознательной жизни людей как людей.
На основе майских тезисов Вильнюса, обсужденных в Вильнюсском клубе 18 мая 2017 г. Три: Без претензий
Правило четвертое : Без давления
Правило пятое: Без спешки
Правило шестое: Никаких исправлений, объяснений или оправданий
Правило седьмое : Здесь нет постоянного правила; вместо этого он меняется ежедневно совершенно произвольным образом и действителен не менее одного дня. До сих пор следующие произвольные, меняющиеся каждый день субботние (так называемые, с благодарностью признавая помощь Александра Лавента, который в нужный момент объяснил понятие субботы нескольким неевреям) правила были успешно реализованы для большой пользы всех участников лиц. В скобках – имя изобретателя, если известно, и место изобретения правила, если известно.
26 января: никаких кошек (Giuseppe Mascoli, Franco Maca , ресторан, Лондон)
27 января: никаких официальных встреч продолжительностью более 50 минут (Anthony Julius, Africa House , Лондон)
28 января: никогда не прерывать, если только чрезвычайно остроумный (Саша Казес, ресторан Langan’s , Лондон)
29 января: Без привязанностей, без обязательств и без обязательств (Юрис Силис, Елгавас типография, Елгава)
30 января: Не подражай другим (Бислан Абдулмуслимов, Monterosso ресторан, Рига)
31 января: Ничего лишнего (Арнис Ритупс, Рижский международный аэропорт , Рига)
1 февраля: Никого не обижать без необходимости (Арнис Ритупс, Institut francais , Вильфранш- sur-Mer)
2 фев: Держи свой разум в аду и не отчаивайся (Записал Старец Силуан и передал Иоромонах Софроний, Святая Гора Афон)
3 фев: Будь внимателен во сне (Арнис Ритупс, Вилла Франка)
4 февраля: После боя нужно пировать (Древний обычай все еще жив на Кавказе)
5 февраля: Всему свое время (анонимно, записано в Екклесиаст 3:1, переведено для Библии короля Иакова)
6 февраля: Люби Бога и делай, что хочешь (Августин, Бегемот)
7 февраля: Наслаждайся тем, что делаешь, или бросай это (Александр Пятигорский, Лондон, перефразировано Арнисом Ритупсом, Вилла Франка)
8 февраля: Действуй мужественно или сохраняй спокойствие (здравый смысл)
9 февраля: Помните, искренний враг может стать вашим другом (Древняя мудрость)
10 февраля: Отношения с друзьями должны существовать на расстоянии двух свобод (Райво Битениекс, Лиепая)
11 февраля: Используйте искренность как топливо для энергии сознания (Бислан Абдулмуслимов, ул. Заля, Рига)
12 фев: Все в мире должно происходить медленно и неправильно, чтобы человек перестал гордиться собой. (Венедикт Ерофеев, Москва)
13 фев: Живи красиво (Здравый смысл)
14 фев (День святого Валентина): Трахаться с умом, а не хуем (парафраз правила, придуманного Юрием Кнорозовым, Москва)
15 фев: Удиви друга (на основе главного правила Сергея Дягилева в перефразировке Арниса Ритупс, Берлин)
16 фев: Реакция на ситуацию без понимания всегда преждевременна; с пониманием – часто излишне (парафраз мысли Александра Пятигорского, сформулированной Арнисом Ритупсом в поезде Лион-Марсель)
17 фев: Не бери больше, чем даешь (на основе текстов Клайва Стейплса Льюиса, сформулированных Тимом Райсом в неизвестном месте)
18 февраля: Не летайте слишком близко к солнцу (урок, данный Икару и Дедалу, выученный Карлсоном, записанный Астрид Линдгрен, Стокгольм)
19 февраля: Будьте примером своей мысли; при необходимости – используйте слова (парафраз правила Святого Франциска)
20 февраля: Говори, что думаешь, и думай, что говоришь (Шахла Таррант, Сан-Ремо)
21 февраля: Помоги любому знакомому человеку, если чувствуешь, что сейчас трудное время для человека (Магомед Мусаев, Болье-сюр-Мер)
22 февраля: Подарите то, чем вы хотите владеть (Древняя мудрость)
23 февраля: Помните — когда вы не мыслите ясно и неточно, сатана играет с вами (принцип, использовавшийся в некоторых итальянских кругах в Средние века). , реактуализировано Мерабом Мамардашвили, Москва-Тбилиси)
24 фев: Всегда оставляйте выбор другу, а не врагу (Мудрость древних воинов)
25 фев: В любой ситуации действуйте в соответствии со структурой момента ( Раулс Зитманис, Рига)
26 февраля: Не позволяйте своим принципам стать вашими тиранами (Стендаль, почти)
27 февраля: Избавьтесь от одного из своих страхов (Гунта Бариня, Тель-Авив)
28 февраля: Любите платить (Ефим Островский, Москва)
29 февраля: Правило семь не применяется.
1 марта: культивируйте в себе то, что общественность критикует. Это ты. (Жан Кокто, Вильфранш-сюр-Мер)
2 марта: Помните, что спасение и решение можно найти там же, где опасность и проблемы (почти Хельдерлин)
3 марта: Прячьтесь на виду (Эдгар Аллан По, неизвестное местонахождение)
4 марта: Будьте, думайте, говорите и действуйте как можно проще, но не проще (Альберт Эйнштейн, дополненный Арнисом Ритупсом, Лондон)
5 марта : Делай свое дело, свой путь (Олег Алексеев, Рига).
6 марта: Думай! (Гренфелл Принц, Лондон).
7 марта: Живите полной жизнью (Епископальная церковь на Манхэттене).
8 марта: Найдите друга (здравый смысл).
9 марта: Действовать на уровне невозможного (Сергей Адоньев, Рига).
10 марта: Захвати будущее (Арнис Ритупс, Киев).
11 марта: Подожди внимательно и пусть будет так (древняя китайская мудрость).
12 марта: Привычка притупляет, ошибайся (Сэмюэл Беккет, по воспоминаниям Ричарда Пивера, Париж).
13 марта: Учитесь прощать у тех, кто вас простил (практика Православной Церкви).
14 марта: Задавайте вопросы и слушайте (Игнас Сташкевичюс, Паланга).
15 марта: Держитесь в потоке (древняя китайская практика, сформулированная Брониславом Виногродским, Москва).
16 марта: Станьте островом (Будда говорит о Кулапантаке, как записано в Дхаммападе , стих 25).
17 марта: Помните, что ни один человек не является островом (почти Джон Донн).
18 марта: Не пишите яснее, чем вы думаете (вслед за Нильсом Бором, сформулированным Александром Виленкиным, Liquid Art House, Бостон).
19 марта: Прочтите события своей жизни как соответствующие вашему состоянию сознания (в соответствии с введением в сидур, еврейский молитвенник).
20 марта: Не торопитесь; ты уже здесь (Алексей Хвостенко, Ленинград).
21 марта: Управляй только собой (Абдул Абдулкеримов, Менло Парк).
22 марта: Вход в неизвестность (Эндрю Фишер, Калифорния).
23 марта: Поднимитесь над собой (Томас Леонард, Феникс, Аризона).
24 марта: Только не относитесь к себе серьезно (архиепископ Вениамин, Сан-Франциско).
25 марта: Иди до конца своей боли (Арнис Ритупс, Пало-Альто).
26 марта: Взгляд из будущего (неизвестное происхождение).
27 мар: Вставай с легкостью (Магомед Мусаев, Menlo Park).
28 марта: Не оглядывайся (вероятно, Боб Дилан).
29 марта: Знай свои пределы (древняя мудрость).
30 марта: Если сомневаешься, говори правду (Роберт Коттрелл, Лондон).
31 марта: Не оставляй следов (Ларри Харви, согласно его американским источникам, Блэк Рок Сити).
1 апреля: Нарушайте правило каждый день (Энтони Готлиб, Нью-Йорк).
2 апр: Не пугайте лошадей. Или детей. (Том Ладди, Cafe Zoetrope, Сан-Франциско).
3 апреля: Отдавая другим, не ожидайте возврата (Саша Александер, Сан-Бруно, Калифорния).
4 апреля: Не ешьте то, что больше головы (Гинтс Гринбергс, Бостон).
5 апр: Спросите, где страдание. И напитки. (Davia, Cafe Zoetrope, Сан-Франциско).
6 апр: Никогда не поздно сделать то, что вообще не нужно делать (Алексей Хвостенко, Ленинград).
7 апреля: Не забывайте седьмое правило (Правители).
8 апреля: Говорите только то, что может принести пользу другим или вам (Бенджамин Франклин, Филадельфия).
9 апр. Осмелитесь понять (Иммануил Кант, Кенигсберг).
10 апреля: Путь в тысячу миль начинается с одного шага (Лао-цзы, у границы).
11 апреля: Будьте готовы к неожиданностям (Нассим Николас Талеб, Нью-Йорк).
12 апр: Осознайте глубину и широту своего невежества (Арнис Ритупс, Сан-Франциско).
13 апреля: Ставьте вопросительные знаки глубже (Людвиг Витгенштейн, Кембридж, вероятно).
14 апр: Мужайтесь, не бойтесь (Иисус из Назарета, озеро в Палестине).
15 апр: Если тебе очень хочется что-то сказать, скажи это завтра (уличная мудрость).
16 апреля: Memento mori (сэр Джон Фальстаф, гостиница «Кабанья голова», Лондон, и Лидия Воронина, Liquid Art House, Бостон).
17 апреля: Выбросьте слова «всегда» и «никогда» (Арнис Ритупс, Нижний Манхэттен).
18 апр: Будьте внимательны к своим мыслям; они являются источником действий (Айнарс Гулбис, Кришьяни, волость Румбас).
19 апр: Загляни в корни (Козьма Прутков, разные места).
20 апреля: Сядьте и спросите себя, какой будет ваша следующая мысль (почти Фрэнк Дж. Кинслоу, Сарасота, Флорида).
21 апреля: Требуйте от себя больше, чем от других (здравый смысл).
22 апр: Учитесь обещать, не обещая (Роландс Привертс, Рига).
23 апр: Подумай философски; задавать вопросы (Джон Дарем Питерс, Берлин).
24 апреля: Никаких правил (Зигфрид, Лондон).
25 апр: Трахни их всех, но прежде всего себя (Ян Рицема, Рига).
, 26 апреля: Помните, что каждое изменение — это шанс (почти Джон Кейдж).
27 апр: Не думайте слишком много (Саймон Гордон Кларк, Узбегимс, Рига).
28 апреля: Ничего не принимайте на свой счет (Мануэль Шох, Цюрих).
29 апр: Если нечего сказать, сядь и помолчи (Валерий Веряскин, Рига).
30 апреля: Никогда никого не оскорбляйте случайно (Роберт Коттрелл, Лондон).
1 мая: Свяжитесь со своим внутренним мизантропом (Хефзиба Каплан, Лондон).
2 мая: Учить учиться (Анджело Крикки, Рига).
3 мая: Ничего не принимайте как должное (Бенджамин Дизраэли, Солт-Хилл).
4 мая: Придумай себе правило (Петр XVI, Сан-Бруно, Калифорния).
5 мая: Делайте одно дело за раз (Рон Пэджетт, Манхэттен).
6 мая: Иди медленно (Кэтрин Саймон, Нью-Йорк).
7 мая: Храни секреты (Мадельеф тер Браак, Берлин).
8 мая: Помните, что каждый мужчина — это вариация вас самих (Уильям Сароян, Нью-Йорк).
9 мая: Творчество (Татьяна Мигдал, Принстон).
10 мая: Любовь к животным (Дэвид Датуна, Нью-Йорк).
11 мая: Проведите 40 минут с высунутым языком, не вставляя его обратно (Иева Мисевичюте, Манхэттен).
12 мая: Любите так, чтобы человек, которого вы любите, чувствовал себя свободным (Thich Nhat Hanh, Village des Pruniers, Франция).
13 мая: Держите душу сухой (почти Гераклит).
14 мая: Вспомните внутреннюю жизнь других людей (Дэвид Хоински, Que Rico Pollo, Harlem).
15 мая: Просто будь (Йогасвами, как вспоминал Джеймс Джордж, Торонто).
16 мая: Живи так, как будто ты умрешь завтра; учись так, как если бы тебе суждено было жить вечно (вероятно, Махатма Ганди).
17 мая: Выясните, в чем состоит ваше самое глубокое убеждение, и проведите день, думая, что оно ложно (Ребекка Ньюбергер Гольдштейн, Библиотека общественного театра, Нью-Йорк).
18 мая: Любите всех, доверяйте немногим, никому не делайте зла (Уильям Шекспир, Лондон, вероятно).
19 мая: Установите зрительный контакт с деревом (Рон Пэджетт, Нью-Йорк).
20 мая: Будь весел, пока жив (Птаххотеп, Анеб-Хетч, Египет).
21 мая: Ни в чем не винить других и обстоятельства (Роберт Стуруа, Москва).
22 мая: Не обращайте внимания на постоянную болтовню вашего ума (ведическая мудрость).
23 мая: Никогда не оценивайте (Андрей Архипов, Сан-Франциско).
24 мая: Уберите мертвого енота до того, как он разложится (практическая мудрость).
25 мая: Не пишите, пока не подумаете (Алан Лайтман, Liquid Art House, Бостон).
26 мая: Знай правильный момент (Питтак, Митилен).
27 мая: подружитесь с людьми, которые ищут ответы; убегайте от тех, у кого они есть (Альберт Эйнштейн, вспоминаемый Камраном Элахианом, «Три сезона», Пало-Альто).
28 мая: Предположим, что все происходит для вашего высшего блага и обучения (Провидение).
29 мая: Знайте, чтобы помочь, когда это необходимо (Лилавати Рамайя, Сан-Бруно, Калифорния).
30 мая: Не думайте, что завтра будет лучше (Мераб Мамардашвили, Тбилиси).
31 мая: Имейте в виду: это тоже пройдет (анонимно, Эдинбург).
1 июня: Не предполагай и не суди (Ольга Борисова, Лондон).
2 июня: Если ты не будешь винить себя, никто не будет винить тебя (отец Майкл Меерсон, Манхэттен).
3 июня: Когда вас толкают, тяните; когда тебя тянут, толкни (Аноним).
4 июня: Не забывайте, что то, что вы видите, зависит от вашей точки зрения (Эдвард Драпкин, Кармель, Калифорния).
5 июня: Познай себя (Фалес, Милет).
, 6 июня: Научитесь любить и принимать других, не подгоняя их под себя (Жанна ван дер Лина, Сан-Бруно, Калифорния).
7 июня: Займитесь важными делами (Солон, Афины).
8 июня: Знайте, как далеко вы можете зайти (Жан Кокто, Вильфранш-сюр-Мер).
9 июня: Действуй разумно или заткнись (Джонатан Ховард, Нью-Йорк).
10 июня: Carpe diem (Маргарет Блэкберн, вслед за Горацием, Манхэттен).
11 июня: Если можешь не говорить, не говори (Римантас Коцюнас, Бирштонас).
12 июня: Живите мыслями, а не меняющимся настроением (Александр Пятигорский, Лондон).
13 июня: Проведите 14 минут в медитации над вопросом, заданным Тристрамом Шенди: Должен ли человек следовать правилам или правила следовать ему? (Валдис Аболс, Рига).
14 июня: Не обращайте внимания на очевидное (Уильям Сароян, Нью-Йорк).
15 июня: Будьте нежны к себе (здравый смысл).
Предложения по седьмым правилам с четким указанием их автора и места происхождения, если они известны, могут быть представлены на .
Представленные правила будут тщательно рассмотрены секретным комитетом и, если это будет сочтено целесообразным, включены в полный список из 365 произвольных правил.
Правило шести — Джуди Сорум Браун
Это глава из книги Джуди Браун
Искусство и дух лидерства : 978-1-4660-1049-2 ©
Доступен на Trafford. com
В крупных книжных магазинах,
и на этом веб-сайте.
Правило шести
Правило шести это практика коренных американцев для расширения возможных теорий, которые мы могли бы иметь о событии или о чем-то, что бросает нам вызов. Это требует, чтобы мы придумали шесть возможных теорий того, что происходит, и по мере того, как мы это делаем, мы расширяем данные, которые мы осознаем. Шесть способов думать о том, что мы могли бы назвать проблемой. Таким образом, мы с меньшей вероятностью будем двигаться вперед стремительно и опасно.
Искусство и дух лидерства
Джуди Браун
Купить на Амазоне
Как мы используем Правило шести ? Я говорю группам, с которыми работаю: «Подумайте о чем-то, что вы пытаетесь понять, что важно и что сбивает вас с толку. Например, неэффективный сотрудник».
«Итак, какова наша первая теория о том, что происходит? Я обычно считаю, что человек ленивый, не такой трудолюбивый, как я думал, немотивированный».
Люди кивают. Но потом кто-то говорит: «Может быть, этот человек не знает, как выполнять работу».
«Или, — вмешивается кто-то другой, — может быть, у них проблемы дома».
Другой говорит: «Или они несут ответственность за стареющего родителя».
Кто-то добавляет: «Может быть, они больны, и им просто поставили страшный диагноз».
«Или, — говорит другой, — они больны, но еще не осознают этого».
В течение нескольких минут группа выдвинула шесть заслуживающих доверия теорий того, почему человек может быть неэффективным. Я признаюсь группе, что если бы я ухватился за первую идею, которая пришла мне в голову (ленивая, немотивированная), я бы либо уволил их, либо попытался их вдохновить. Ни то, ни другое не оказало бы большого влияния на проблему со здоровьем.
Генерация шести возможностей заставляет нас задуматься о том, что может происходить — даже за пределами шести. «Да, но, — кричат люди, — мы должны принимать быстрые решения. Мы не можем раскручивать шесть возможностей, когда нам нужно принять решение».
«О, — объясняю я, — Правило шести не предлагает бездействовать. Вы должны двигаться вперед ответственными путями. Правило шести требует держать в сознании только шесть возможностей и продолжать изучать поступающие данные обо всех шести возможностях. Это не мешает вам действовать; это только увеличивает вероятность того, что вы заметите больше данных и будете действовать более ответственно и мудро».
«С Правилом шести ваше решение является рабочей гипотезой, а не неизменным решением. Например, после размышлений вы можете не выбрать «быстрое решение», вытекающее из вашего любимого или первого вывода. Вместо этого вы могли бы, имея в виду несколько возможностей, выбрать разговор с сотрудником о том, что вы наблюдаете, и открытый вопрос о том, что, с точки зрения сотрудника, происходит. «
«Ну, — скажут люди, — пример с работником прост, но можно ли его использовать в крупных организационных вопросах? По более сложным вопросам?
— Да, — говорю я, глубоко вздыхая. «Однажды я использовал его для решения дилеммы семейного бизнеса, которая могла привести к банкротству нашей семьи». Не желая возвращаться к болезненным событиям, которые побудили это использование Правило шести , тем не менее, я признаюсь:
Много лет назад наша семья владела крупной молочной фермой голштинской породы на высокогорном плато Западного Мэриленда. В партнерстве с местной семьей (мы жили недалеко от Вашингтона, округ Колумбия, и работали там) мы подоили 70 коров и содержали около 150 животных. И каждый год в течение примерно 10 лет казалось, что молочная ферма вот-вот окупится. Но этого не произошло. Это было красиво, но постоянно истощало экономику.
Каждый год на нас обрушивается тот или иной кризис. Однажды из-за снега дорогу к ферме закрыли, и нам пришлось выливать молоко на снег, потому что молоковоз не мог к нам подъехать. В другой год была незаметная проблема с паразитным напряжением, поэтому, когда каждая корова пыталась попить воды из своего питьевого фонтанчика в доильном зале, она получала удар по носу, поэтому она перестала пить, и надои молока упали. Потребовались месяцы, чтобы выяснить проблему и исправить ее.
И все было заложено, даже коровы, так что операция имела огромный потенциал для всех, кто с ней связан. Ему нужна была каждая копейка дохода, который он мог произвести.
Я был так отчаянно разочарован финансовым давлением этого предприятия и чувством личной ответственности за то, чтобы зарабатывать все больше и больше денег, чтобы поддерживать его на плаву, что я был готов бросить все это — закрыть его. Даже если это обанкротит нас.
Но, к счастью, по пути из Мэна в Мэриленд, чтобы справиться с еще одним кризисом, мы начали изучать Правило шести, , чтобы набросать сценарии будущего фермы.
Один из них был эквивалентом сценария «ядерной зимы» на молочной ферме: мы продаем все, землю, коров, сельскохозяйственную технику, все, и думаем о банкротстве.
Но пока мы говорили, появились и другие возможности. Мы могли бы продать только коров и полностью отказаться от молочного бизнеса, тогда мы могли бы сдать молочный коровник и доильное отделение кому-то еще, у кого были коровы. Так что это был второй вариант. Казалось маловероятным, но не невозможным.
Или мы могли бы превратить 450 акров земли обратно в ферму и сдать ее в аренду семье меннонитов, у которой мы ее купили. Коров на земле нет вообще. Было неясно, как это будет работать экономически, но это было правдоподобно. Это стало третьим вариантом.
Вариант номер четыре заключался в том, чтобы связать ферму с близлежащей университетской программой экологического образования и использовать ферму в качестве лаборатории по изучению окружающей среды. Это соответствует нашим ценностям как педагогов и защитников окружающей среды.
В результате моей руководящей работы появился вариант пять: мы могли бы использовать дом и землю в качестве ретритного центра для руководителей, желающих научиться лидерству в естественной среде и усвоить уроки лидерства, которые мы можем извлечь из природы.
И вариант шестой, казалось бы, выходной, но понравившийся моему пасынку, любящему животных, заключался в том, чтобы превратить его в приют для животных. Что ж, это было. Шесть возможных путей.
«И что случилось?» люди спрашивали меня с нетерпением.
«Как ни странно, за двадцать лет, последовавших за этим разговором, в ход пошли почти все сценарии». Я сказал.
«Мы действительно продали коров и сумели сдать молочное хозяйство в аренду другой семье, которая владела коровами, но только что потеряла право аренды». Это сняло с нас некоторое давление. После этого стало ясно, что у нас есть другие варианты, кроме как самим заниматься молочными фермами.
Однажды крыса перегрызла провод в коровнике, и это место загорелось. Сарай сгорел дотла. Слава Богу, все коровы людей были на пастбищах! Рефлекторной реакцией могло быть немедленное восстановление, но, поскольку у нас было так много возможных сценариев, мы вздохнули и решили не восстанавливать, используя страховое возмещение для выплаты нашего долга. Это тоже дало нам некоторую передышку.
Затем, больше не нуждаясь в земле для содержания значительного молочного стада, мы пригласили семью меннонитов, которая была прежними владельцами большей части земли, сдать ее в аренду под ферму. Они были счастливы сделать это и по сей день занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур. И без молочных партнеров, которым нужно было жилье, мы могли сдавать дома. Это дало новый доход.
Я экспериментировал с ретритами и программами лидерства на ферме, но вскоре понял, что питание для больших групп из столетнего амбара было далеко от моего истинного призвания. Тем, кто пришел, очень понравился этот опыт, особенно один из сеансов, который провела просветитель из числа коренных американцев Паула Андервуд, которая впервые научила меня Правило шести . Мы с Паулой организовали программу о том, чему коренные американцы могут научить корпоративную Америку, как проводить перемены. Я до сих пор вижу нашу группу в старом амбаре, сидящую большим кругом на тюках сена, в то время как Паула делала наброски Правило шести на газетной бумаге, прикрепленной к зерновому бункеру, а дети играли на косилках.
Возможность создания экологического центра, связанного с местным университетом, похоже, не принесла никаких краткосрочных выгод, хотя это все же могло привести к партнерству.