Биография Жан-Поля Бельмондо — ТАСС
6 сентября 2021, 14:31
Умер Жан-Поль Бельмондо
ТАСС-ДОСЬЕ. 6 сентября 2021 года на 89-м году жизни умер французский актер Жан-Поль Бельмондо.
Происхождение и образование
Жан-Поль Бельмондо родился 9 апреля 1933 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен в семье скульптора Поля Бельмондо и художницы Сары Мадлен Рейно-Ричард. В юности Бельмондо был увлечен футболом, играл на позиции вратаря. Также занимался боксом, провел девять любительских поединков (четыре закончились победой, пять — ничейным счетом). В 19 лет, став чемпионом Парижа по боксу в полусреднем весе и членом сборной Франции в этом виде спорта, задумался о профессиональной боксерской карьере. Однако все же решил поступить на актерский факультет Парижской консерватории драматического искусства, которую окончил в 1952 году. Большинство преподавателей, отмечая талант молодого человека, указывали на то, что его внешность вряд ли позволит стать успешным актером.
В 1958 году проходил срочную военную службу в колониальном Алжире. В этот период Франция вела войну против повстанческих вооруженных группировок, которые сражались за независимость Алжира от Франции (1954-1962).
Кино
В кино Бельмондо дебютировал в 1956 году, снявшись в короткометражном фильме «Мольер». В 1957 году актер сыграл в комедийной картине «Верхом, пешком и на машине», однако эпизоды с его участием были вырезаны перед самым выходом фильма в прокат. В 1958 году были работы в фильмах «Обманщики» и «Будь красивой и молчи», в котором главную роль сыграл Ален Делон. В этом же году Жан-Поль Бельмондо впервые получил роль в короткометражной картине режиссера Жан-Люка Годара — «Шарлотта и ее парень». В 1960 году роль молодого преступника Мишеля Пуакара в картине Годара «На последнем дыхании» превратила его в культовую фигуру кинематографа «французской новой волны» (направление в кино конца 1950-х и 1960-х годов), а сама лента вошла в историю мирового кино. Бельмондо снимался в роли романтических героев в фильмах «Чочара» (1960, вместе с Софи Лорен) Витторио Де Сики, «Женщина есть женщина» (1961) Жан-Люка Годара, «Вор» (1967) Луи Маля, «Сирена с Миссисипи» (1969) Франсуа Трюффо.
После картины «Человек из Рио» (1964) Филиппа де Брока Бельмондо стал играть характерные роли (авантюристов и харизматичных циников) в комедиях и боевиках, практически все трюки в которых исполнял сам. С середины 1960-х и до середины 1980-х годов Бельмондо находился в зените славы. Именно тогда свет увидели картины «Безумный Пьеро» (1965) Жан-Люка Годара, «Великолепный» (1973) Филиппа де Брока, «Чудовище» (1977) Клода Зиди (1977), «Ас из асов» (1982) Жерара Ури. В 1981 году Жан-Поль Бельмондо сыграл главную роль агента французских спецслужб Жосслена Бомона в драматическом триллере с элементами боевика «Профессионал».
Роль в фильме 1988 года «Баловень судьбы» Клода Лелуша принесла актеру французскую кинопремию «Сезар», от которой актер отказался по причине того, что автор статуэтки — Бальдаччини Сезар — ранее нелестно отзывался о работах отца Бельмондо. В 1992 году актер снялся в фильме «Неизвестный в доме» Жоржа Лотнера, в 1995 году в экранизации романа Виктора Гюго «Отверженные» Клода Лелуша, в 1996 году в «Дезире» Бернара Мюра. В 1998 году Бельмондо вместе с Аленом Делоном и Ванессой Паради исполнили главные роли в комедийном боевике «Один шанс на двоих» Патриса Леконта.
В 2001 году актер перенес инсульт и долго не мог ходить и говорить. Вернулся в кино только в 2008 году, снявшись в роли бездомного в фильме «Человек и его собака» (ремейк картины Витторио Де Сики 1952 года). Эту ленту режиссер Франсис Юстер снял специально для знаменитого актера. Об этой работе Бельмондо сказал, что «на этих съемках был счастлив как никогда».
В феврале 2015 года Жан-Поль Бельмондо объявил о завершении своей карьеры в кино, однако в августе 2018 года заявил о своей готовности вновь вернуться к работе. Всего на его счету более 80 ролей. Жан-Поль Бельмондо — один из самых успешных и известных во всем мире французских актеров. Режиссер Жан-Пьер Мельвиль назвал его самым большим открытием французского кинематографа после Жерара Филипа.
Театр
На театральную сцену Бельмондо вышел еще будучи студентом в 1950 году. Его первой сценической ролью был принц в сказке Шарля Перро «Спящая красавица». После окончания обучения играл в различных театральных антрепризах, среди которых «Мой друг — вор», «Медея» (1953), «Маленький шалаш» (1954), «Цезарь и Клеопатра» (1957), «Оскар» (1958).
В 1985 году после несчастного случая на съемках франко-канадской криминальной комедии «Ограбление» Бельмондо получил травму спины и ему стало трудно самому выполнять опасные трюки и сниматься в кино, в связи с чем он вернулся на сцену. В 1987 году в парижском театре «Мариньи» Бельмондо с огромным успехом сыграл главную роль в пьесе Александра Дюма «Кин» в постановке знаменитого французского артиста и режиссера Робера Оссейна. В 1990 году их творческий дуэт был продолжен в спектакле «Сирано де Бержерак». Последним спектаклем с участием Бельмондо стал в 1998 году «Фредерик, или Бульвар преступления» по пьесе французского автора Эрика-Эммануэля Шмитта. Всего на счету Бельмондо более 30 ролей в театре.
В 1991 году Бельмондо стал владельцем парижского театра «Варьете» на бульваре Монмартр.
Награды
За свою профессиональную деятельность Бельмондо был удостоен высоких наград Франции — ордена «За заслуги в области искусства и литературы» (кавалер — 1989, командор — 1994, великий офицер — 2017) и ордена Почетного легиона (командор, 2007; высший офицер, 2019). Также является командором Ордена литературы и искусства — высшей награды Министерства культуры Франции (2006).
Бельмондо обладатель почетной «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (2011) и премии «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф (2016).
Личные сведения
Актер был женат дважды. Первая супруга (1959-1966) — балерина Элоди Констан, вторая (2002-2008) — бывшая модель и танцовщица Натти Тардивель. От первого брака имеет дочь Флоранс (1960) и сына Поля (1963). Старшая дочь Патриция (1954-1994) погибла во время пожара в собственной квартире. От второго брака — дочь Стелла (2003).
Теги:
Бельмондо, Жан-ПольУмер Жан-Поль Бельмондо
Жан-Поль Бельмондо – биография, фото, личная жизнь, его женщины и дети, рост, причина смерти
Биография Жана-Поля Бельмондо
Жан-Поль Бельмондо – французский актер, ярчайший представитель французского кинематографа «Новой волны» 60-х годов. Ее началом традиционно считается выход в 1959 году фильма «На последнем дыхании» от режиссера-дебютанта Жан-Люка Годара, в котором Бельмондо исполнил роль авантюриста Мишеля, ознаменовавшего рождение нового типа главного героя.
Жизненный путь Жана-Поля Бельмондо
Среди других выдающихся фильмов с участием артиста – всемирно известные ленты «Безумный Пьеро», «Горит ли Париж?», «Вор», «Борсалино», «Веселая пасха», «Баловень судьбы», «Великолепный», «Профессионал», «Ас из асов», «Человек и его собака». Список далеко не полный – за свою карьеру он снялся в более чем 80-ти картинах.
Детство
Жан-Поль Бельмондо появился на свет 9 апреля 1933 года в парижском районе Нёйи-сюр-Сен. Отец Жана Поля, Поль Бельмондо, уроженец французского Алжира и итальянец по национальности, был известным скульптором. Его мама, Мадлен Бельмондо, была художницей.
Жан-Поль Бельмондо с родителями
Жан-Поль был ребенком столь очаровательным, что отец часто просил его позировать и лепил по его образу и подобию милых гипсовых ангелочков. Мама же занималась интеллектуальным развитием сына, предпочитавшего гонять мяч во дворе вместо учебы. Она часто водила его на спектакли театра «Комеди Франсез», и в конце концов мальчик загорелся идеей стать актером.
Актер в мастерской отца, скульптора Поля Бельмондо
Услышав об этом, отец привел сына к своему другу, художественному руководителю «Комеди Франсез». Тот устроил Жан-Полю небольшое тестирование и вынес неутешительный вердикт: «Увы, друг мой, актером вам не быть. Вы абсолютно непригодны для сценического искусства». Тогда отец мальчика вспомнил историю из своей молодости: «Когда я был начинающим скульптором, мой преподаватель как-то раз расколошматил слепленный мною бюст, заявив, что я бездарь и ничтожество. А потом сказал, чтобы я продолжал работать над собой».
Педагоги не верили в успех Бельмондо на актерском поприще
Повзрослев, Бельмондо-младший не забыл о своей мечте, но начал делить ее с увлечением спортом. Особенно его интересовали футбол и бокс. Он даже стал чемпионом Парижа по боксу в полусреднем весе, однако страсть к искусству все-таки пересилила.
В юности Бельмондо всерьез увлекался боксом
В 20 лет он поступил в Консерваторию драматического искусства. Он учился у Пьера Дюкса и Рене Жирара – личностей выдающихся, но смущавших юного актера железной приверженностью классической школе.
Прогульщик и дебошир, он не значился среди лучших студентов. Более того, многие педагоги считали его абсолютно безнадежным. На экзамене преподаватель язвительно заявил ему: «Невозможно представить себе, что ты со своей рожей будешь обнимать на сцене женщину. Зритель этого не переживет, весь зал будет покатываться со смеху…».
Молодой Жан-Поль Бельмондо
Стоит отметить, что к тому времени в его внешности не осталось ничего от мальчика-ангелочка: большой скошенный набок нос, толстые губы… «Очаровательный уродец», – так называли Бельмондо зрители первых фильмов с его участием. Но, как показала дальнейшая жизнь, Жан-Поль был очень любвеобильным, страстным мужчиной. Еще в молодости он определил смысл жизни: «Без женщин я – ничто!».
Красавцем Бельмондо не слыл
К выпускному году он уже был одним из лучших учеников курса. Педагоги и товарищи Бельмондо были убеждены, что ему присудят ежегодную премию «Лучший актер», по традиции вручавшуюся самому яркому выпускнику. Однако из-за участия юноши в сценке, порочащей честь учебного заведения, ему пришлось довольствоваться «почетным упоминанием». Это событие едва не вызвало бунт среди учеников, требовавших справедливости.
Начало карьеры
В 1956 году, окончив Консерваторию через положенные три года, Бельмондо дебютировал в короткометражке «Мольер». Позже он сыграл Марселя Карне в фильме «Обманщики», «Воскресные друзья», «Будь красива и помалкивай», «Странное воскресенье» Марка Аллегре и Мишеля в мелодраме «Единственный ангел на земле».
Кадр из фильма «Обманщики»
В «Будь красива и помалкивай» он познакомился с исполнителем главной роли Аленом Делоном и стал его хорошим другом. Два начинающих молодых актера негласно соперничали и на съемочных площадках, и в реальной жизни – из-за женского внимания. Например, после выхода фильма «Борсалино» (1970), в котором звезды французского кинематографа играли вместе, Бельмондо пришел в ярость: на всех афишах имя Делона шло первым («Ален Делон представляет…»), и уже затем шла фамилия Бельмондо.
На фото: Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон
Прорывной ролью 26-летнего Бельмондо стал аморальный негодяй Мишель Пуакар из дебютного полнометражного фильма Жана-Люка Годара «На последнем дыхании». Лента положила начало новой волне французского кинематографа. Фильм был снят без четкого сценария, у режиссера был лишь план сцен, идущих друг за другом, некоторые эпизоды снимала «скрытая камера» (в т.ч. сцена прогулки по Елисейским полям). А главное, персонаж Бельмондо ознаменовал рождение нового типа героя – бунтаря, плюющего на каноны общества.
Фильм «На последнем дыхании» принес Бельмондо долгожданную славу
После премьеры к нему наконец пришла мировая слава. Все режиссеры хотели видеть непревзойденного актера у себя в картинах. Молодежь подражала его героям, бунтарям и ораторам, что подарило жизнь неологизму «бельмондизм».
«Вся моя жизнь после фильма „На последнем дыхании“ напоминала сказку. Телефон звонил с утра до вечера. Мне казалось, что это долго не продлится, и поэтому я давал согласие на участие в любой картине. Словом, жизнь походила на сон».
Фильмы, где принимал участие Жан-Поль, были обречены на успех: «Картуш», «Леон Морен», «Старший Фершо», «Обезьяна зимой», «Стукач», «Дон Джованни с Голубого Берега», «Самый короткий день», «Банановая кожура» и многие другие прекрасные картины. В фильме «Обезьянка зимой» он знакомится с французским актером Жаном Габеном. Несмотря на разный возраст актеров, они подружились. Габен говорил: «Этот парень некрасив, но в нем есть что-то, что было во мне и что нравится женщинам».
С Жаном Габеном
В 1965 году на экраны вышла остросюжетная драма «Безумный Пьеро» Годара. Бельмондо играл, импровизировал, жил этой ролью. Он играет обманутого человека настолько прекрасно и необычно, что фильм смотрится на одном дыхании. Фильм получил номинацию на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
Кадр из фильма «Безумный Пьеро» (1965)
Первый фильм Годара, в котором снялся Бельмондо, разделил его карьеру на две части. То же произошло и после выхода «Безумного Пьеро» – актер практически оставил авторское кино и обратил внимание на коммерчески успешные картины.
«Безумный Пьеро» – последняя совместная работа Бельмондо и Годара
В ленте «Горит ли Париж?» (1966) Бельмондо играет борца с фашизмом Ива Моранда. После выхода фильма актера часто спрашивали, что он сам помнит о годах войны и оккупации. «Мне было 8 лет, когда началась война. Меня увезли из Парижа. После Освобождения мы вернулись, и я помню эту атмосферу счастья, этих радостно-взволнованных людей. Наверное, это больше всего и запомнилось».
Еще одна бесспорная удача актера – Жорж Рандаль из трагикомедии «Вор» (1967). Главный герой мстит своему дяде, промотавшему все его наследство, ограбив квартиру родственника, и становится зависимым от воровства. Лента была тепло встречена в Советском Союзе и была номинирована на главный приз Международного кинофестиваля в Москве.
«Вор»: Бельмондо в роли Жоржа Рандаля
Еще одна неимоверна популярная в СССР комедия с Бельмондо – «Великолепный» (1973), в которой он предстает в двух амплуа: писателя Франусе Мерлена и персонажа его книги, супершпиона Боба Синклера. Эта работа – в первых строчках у самого Бельмондо. По его словам, картина напомнила зрителям о том, что он в первую очередь актер комедийного жанра.
Бельмондо в фильме «Великолепный»
В 1981 году публике был представлен боевик «Профессионал», ставший лучшим, по мнению многих зрителей, фильмом в карьере Бельмондо. Сыграл он шпиона Жослена Бомона, которого французское правительство сделало пешкой в политическом заговоре, послав убить президента африканской страны.
Финальная сцена фильма «Профессионал»
Хороший актер, как и вино, с годами становится лишь лучше, что наглядно доказали последовавшие за «Профессионалом» картины «Ас из асов», «Вне закона», «Авантюристы», «Ограбление», «Одиночка».
До травмы на съемках «Ограбления» Бельмондо делал все трюки сам
Добившись вершин в кинематографе, Бельмондо решил вернуться на театральные подмостки после 28-летнего перерыва. В 1987 году режиссер Роберт Оссейн предложил ему главную роль в постановку «Кин, гений или беспутство». Играть безумного гения актеру понравилось, и он даже подумывал распрощаться с кино и посвятить остаток жизни сцене, но Клод Лелуш уговорил его сыграть трагикомедии «Баловень судьбы».
Фото со спектакля «Кин, гений или беспутство»
Накануне 60-летия Бельмондо сообщил, что больше не намерен быть звездой боевиков.
Я не хочу быть летающим дедушкой французского кино… Я устал от преступников и полицейских… Сыграно их предостаточно. Сейчас меня привлекают комедийные и классические роли. Если мои мечты осуществятся, я ради театра брошу кино…
В этот период Жан-Поль основал свою киностудию, которую назвал «Cerito» в честь бабушки.
Число всех ролей Бельмондо близится к сотне
В 2001 году актер перенес инсульт. Реабилитация отняла у него много сил – актера наполовину парализовало, и он мог ходить, лишь опираясь на трость. В 2008 году, после семилетнего перерыва, он вернулся на экраны вместе с фильмом «Человек и собака», представ перед зрителями немощным и печальным стариком. Зрители не хотели верить, что морщины на его увядшем лице – не грим, что в этом фильме Бельмондо играет сам себя.
«Человек и собака» – первый фильм Бельмондо после инсульта
Фильм собрал противоречивые отзывы, но тем не менее, возвращению Бельмондо на экраны были рады все. Счастлив был и Жан-Поль.
«Хотя я снялся в 95 фильмах и сыграл 40 театральных ролей, на этих съемках я был счастлив как никогда. Этот фильм не похож на то, что я делал раньше, эта работа – совсем в ином ключе».
Личная жизнь Бельмондо
И в жизни, и на сцене Бельмондо всегда окружали прекрасные дамы. Официально Жан-Поль два раза регистрировал отношения с женщинами. Первая супруга Элоди Константен родила актеру троих детей: двоих дочерей (Патрицию и Флоренцию) и сына Поля. Вообще, звали ее Рене, но это имя Жану-Полю чертовски не нравилось, и он называл ее по имени героини той пьесы, в которой играл на момент их встречи.
Жан-Поль Бельмондо с первой женой и детьми
После 12-ти лет брака Элоди подала на развод – последней каплей стала интрижка мужа с актрисой Урсулой Андресс. После развода она быстро вышла замуж вновь, но актер продолжал поддерживать детей и пересылал им внушительные проценты от каждого гонорара.
Урсула и Жан-Поль в «Злоключениях китайца в Китае» (1965)
Около семи лет Бельмондо крутил роман с разлучницей-Урсулой. Та упивалась вниманием прессы к их отношениям и с удовольствием составляла звезде компанию на вечеринках и светских приемах, но о создании семьи и не задумывалась. Бельмондо же, несмотря на ветреность, все-таки искал стабильности и крепкого семейного очага.
Бельмондо и Урсула Андресс (1968 год)
Похожая история случилась и со звездой итальянской эротики Лаурой Антонелли. Семь лет они жили в так называемом «гостевом браке» – то она прилетала к нему в Париж на выходные, то он к ней в Рим. Женщина слишком ценила свободу, что и стало причиной их разрыва. Будучи брошенной, Лаура впала в депрессию и начала злоупотреблять алкоголем.
Лаура Антонелли была звездой итальянской эротики
Следующей женщиной в жизни уже 48-летнего Бельмондо стала 19-летняя модель Мария Соттомайор. И вновь – семь лет отношений, вновь свободолюбивая натура, не желавшая сковывать себя цепями брака. Когда актер сообщил, что хочет расстаться, девушка подарила ему щенка йоркширкского терьера, пожелав: «Чтобы хоть с этой сучкой ты обрел счастье!».
С Марией Соттомайор и Сержем Гинсбургом (1985 год)
По стечению обстоятельств, щенок, получивший имя Майя, действительно помог актеру обрести счастье. Он часто брал питомца с собой, взял его и на турнир по теннису Roland Garros-1989. На трибунах он заметил женщину с собакой той же породы на руках и подошел поинтересоваться – не получится ли познакомить их любимцев с целью получения потомства? Увы, йорк тоже оказался девочкой, но зато его хозяйка нашла с Бельмондо немало общих тем для разговора.
Тот самый йоркшир по кличке Майя
Хозяйкой собаки оказалась балерина из Монако Натали Тардивель. Несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте, их роман разгорелся бурными искрами. Актер понимал, что уже немолод, и не настаивал на браке и детях. Не акцентировала на этом внимание и Натали, его верная помощница и опора, как никто другой понимавшая специфику актерской судьбы. Когда Жана-Поля разбил инсульт в 2001 году, она была рядом, помогая любимому восстановиться и снова научиться ходить.
Бельмондо и Натали познакомились в 1985 а поженились в 2002
На 70-летие Бельмондо получил, пожалуй, лучший подарок из возможных – Натали сообщила, что он скоро станет папой. 13 августа 2003 года на свет появилась его дочь Стелла.
Жан-Поль Бельмондо, Натали Тардивель и их дочь Стелла
Но в 2008 году сердце Натали украл мужчина, как утверждали в прессе, «более подходящий ей по возрасту». Муж все понял и отпустил ее без скандалов, не желая быть обузой.
Жан-Поль Бельмондо: история жизни
В 2011 году желтая пресса смаковала подробности нового романа легенды французского кино. На этот раз Бельмондо пленила юная модель «Плейбоя» Барбара Гэндольфи. Очень быстро журналисты выяснили, что полиция подозревает красотку и ее бывшего мужа в мошенничестве. Он не поверил в эти слухи, даже когда его бывшей жене и их общей дочери стали поступать анонимные угрозы, и даже когда его особняк дважды ограбили. К счастью, аферы Барбары в итоге были выведены на чистую воду, но Бельмондо не стал подавать иск, попросту разорвав все отношения с бывшей возлюбленной.
Барбара Гэндолфи оказалась аферисткой
Последние годы жизни актер провел в одиночестве. Он общался с Натали и Стеллой. Старшие дети подарили ему шестерых внуков. Патриция, старшая дочь Бельмондо, трагически погибла в пожаре в 1994 году. Сын был пилотом Формулы-1, иногда появлялся в эпизодических ролях в фильмах с отцом, например, в «Баловне судьбы» и «Отверженных».
Сын Бельмондо был гонщиком Формулы-1
Впрочем, актер даже с годами не перестал быть ценителем женской красоты – в августе 2017 года он с удовольствием отобедал вместе с российской моделью Аленой Шишковой.
От хорошей женской компании актер не отказывается
Последние годы жизни и смерть
В последние годы Бельмондо не снимался в кино, однако вел весьма насыщенную жизнь. В 2016 году он получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за вклад в развитие мирового кинематографа.
Жан-Поль Бельмондо на Венецианском кинофестивале (2016)
6 сентября 2021 года великого героя-любовника не стало — актеру было 88 лет. Как сообщили близкие актера, он ушел от жизни мирно, видимо, ввиду естественных причин.
Жан-Поль Бельмондо, магнетическая звезда французской новой волны, умер в возрасте 88 лет
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета
Его сравнивали с Марлоном Брандо и Джеймсом Дином за его знаменитые образы крутых, отчужденных персонажей, наиболее запоминающиеся в «На последнем дыхании» Годара.
Жан-Поль Бельмондо с Джин Сиберг в сцене из классического фильма «Новая волна» Жана-Люка Годара «На последнем дыхании».0010
Жан-Поль Бельмондо, суровый актер, чьи презрительные глаза, боксерский нос, чувственные губы и циничный взгляд сделали его боготворимым олицетворением юношеской отчужденности во французской Новой волне, особенно в его классической роли экзистенциального убийцы в «Жан- «На последнем дыхании» Люка Годара умер в понедельник в своем доме в Париже. Ему было 88 лет.
Его смерть была подтверждена офисом его адвоката Мишеля Годеста. Причина не указана.
Подобно Хамфри Богарту, Марлону Брандо и Джеймсу Дину — трем американским актерам, с которыми его часто сравнивали, — мистер Бельмондо заработал себе репутацию, играя жестких, несентиментальных и даже антисоциальных персонажей, оторванных от буржуазного общества. Позже, будучи одной из ведущих звезд Франции, он стал играть более привлекательные для публики роли, но не отказался полностью от своей притягательной дерзости.
Как и Богарт, мистер Бельмондо привнес на экран грубоватые черты, а иногда и кипящий гнев, реалистичный контрапункт более традиционно привлекательным романтическим звездам. Как и Дин, он стал одним из наиболее широко подражаемых деятелей поп-культуры своего времени. И, как и Брандо, он часто пренебрегал претенциозностью и самомнением кинематографистов.
«Ни один актер со времен Джеймса Дина не вызывал столь сильного отождествления, — писал Юджин Арчер в «Нью-Йорк таймс» в 1965 году. современный мир. Бельмондо — более позднее проявление юношеского отвержения — и более тревожное. Его отчуждение от общества, созданного его родителями, является полным. Он принимает порчу с циничной улыбкой, даже не утруждая себя борьбой. Он полностью для себя, чтобы получить все, что он может, пока он может. Тип Бельмондо способен на все».
Его главная роль в «A bout de souffle», вышедшем в США в 1961 году под названием «На последнем дыхании», сразу же была признана задающей моду; последующие подражатели только закрепили его значение. Копна непослушных волос мистера Бельмондо, то, как он вглядывался в мир сквозь извивающуюся паутину сигаретного дыма, и то, как он одержимо массировал большим пальцем свои толстые женские губы, были настолько яркими и вызывающими воспоминания, что быстро стали глобальными указателями восстания. .
Мистер Бельмондо в «На последнем дыхании». Его манеры на экране стали глобальными указателями восстания. Кредит … Фильмы вокруг мира
Мистеру Бельмондо было 26, а мистеру Годару 28, когда снимали «На последнем дыхании». Фильм был основан на идее Франсуа Трюффо, еще одной иконы новой неопределенности, и начал сниматься в Париже без сценария. Г-н Годар использовал ручную камеру — за исключением уличных сцен, когда он иногда устанавливал камеру на одолженное инвалидное кресло — и позволял всем импровизировать. Получившийся в результате фильм получился грубым и неуклюжим, но в нем было ощущение эмоциональной честности и правдоподобия, которые делали его наэлектризованным. Многие основные критики, казалось, не знали, что с этим делать.
Босли Кроутер написал в «Таймс»: «Он обращается к своей непривлекательной теме в эксцентричном фотографическом стиле, который резко передает нервный темп и эмоциональную неустойчивость рассказываемой истории. А через американскую актрису Джин Сиберг и гипнотически уродливого нового молодого человека по имени Жан-Поль Бельмондо он создает двух совершенно устрашающих персонажей».
Многие критики сочли аморального антигероя мистера Бельмондо слишком сильным. Но другие находили в этой роли грубую правдивость и тематическую смелость, противоречащие большей части того, что выходило из голливудских студий.
Г-н Бельмондо последовал за «На последнем дыхании» серией знаменитых поворотов для других режиссеров «Новой волны» и вскоре стал широко известен как ведущий интерпретатор движения — хотя в последующие годы он говорил интервьюерам, что некоторые из самых амбициозных интеллектуальных усилий, которые он предпринял участие в скучно ему.
Когда он снялся в роли сталевара вместе с Жанной Моро в фильме Питера Брука «Moderato Cantabile» (1960), он сказал, что сценарий французской писательницы Маргерит Дюрас слишком интеллектуален на его вкус. Он часто выражал двойственное отношение к работе с режиссерами-эзотеристами, такими как мистер Брук, Ален Рене и Микеланджело Антониони.
В других ролях г-н Бельмондо был венгром, у которого были романтические отношения с провансальской семьей в «Двойном путешествии» Клода Шаброля (1959) и молодым деревенским священником в «Леоне Морене, священнике» (1962). Он также помог своей коллеге по фильму Софи Лорен получить премию «Оскар» за роль в драме Витторио Де Сика «Две женщины» (1961), действие которой происходит во время Второй мировой войны, в которой он сыграл молодого интеллектуала-коммуниста в гористой центральной Италии.
К середине 60-х, однако, ему надоело играть молодого антигероя в фильме за фильмом.
«Много раз, когда я гулял с цыпочкой, какой-нибудь ребенок хотел меня устроить», — сказал г-н Бельмондо интервьюеру. «Раньше я дрался с ними. Сейчас то же самое. Все хотят сказать, что он расплющил Бельмондо».
Поворотным моментом для него стал фильм Филиппа де Брока «Тот человек из Рио» 1964 года, захватывающий шпионский триллер, пародирующий Джеймса Бонда. Зрителям это понравилось, и они полюбили в нем мистера Бельмондо. Что еще более важно, мистер Бельмондо любил это делать. Хотя некоторые критики, почитавшие более сложную работу французской Новой волны, высмеивали г-на Бельмондо как распродажу, он сказал интервьюерам, что этот фильм остается его любимым.
Мистер Бельмондо в превосходном шпионском триллере «Человек из Рио» (1964). Это был поворотный момент для актера, который начал раздражаться из-за того, что его изображали как молодого антигероя. Кредит … Cohen Media Group
Позже в своей карьере г-н Бельмондо демонстрировал непритязательную скромность, не обращая внимания на свой успех, но в его поле -высота офиса в 1960-х, он был совсем не скромным. В интервью кинокритику Рексу Риду в 1966 году он чуть не насмехался над американскими фанатами, которые выстраивались в очередь, чтобы посмотреть его фильмы.
— Я их не виню, — сказал он, попыхивая сигарой и вытягивая длинные ноги под столиком в баре Harry’s Bar в Венеции. «Я стою в очереди, чтобы увидеть».
К этому времени ходили слухи, что, несмотря на то, что он был женат с 1955 года на Элоди Константин, бывшей балерине, г-н Бельмондо был связан с другими женщинами. Когда мистер Рид спросил его об этом, он тоже пожал плечами.
«Слушай, мне всего 32 года», — сказал он. «Я не умер. И, пожалуйста, помните, я француз. Я счастливо женат в этом году, но в следующем? Кто знает?»
Через год брак закончился разводом. У г-на Бельмондо было трое детей от г-жи Константин. Старшая, Патрисия, погибла в пожаре в 1994 году, но их младшая дочь Флоренс и сын Пол пережили его.
Ходили слухи, что причиной развода стал роман мистера Бельмондо с одной из его коллег по фильму, Урсулой Андресс. У него и г-жи Андресс действительно были длительные публичные отношения после развода. Позже у него были романтические отношения с другой актрисой, Лаурой Антонелли. Но только в 2002 году, когда ему было 70 лет, он снова женился на 37-летней Натали Тардивель. Этот брак закончился разводом шесть лет спустя. У них родилась дочь Стелла, которая тоже пережила его.
Жан-Поль Бельмондо родился 9 апреля 1933 года в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен, принадлежащем к среднему классу. Его семья переехала на Левый берег города, когда он был мальчиком, и он вырос в окрестностях Монпарнаса и Сен-Жермен-де-Пре. Его отец, Поль Бельмондо, родившийся в Алжире в семье итальянского происхождения, был уважаемым скульптором. Позже он сказал интервьюерам, что его сын был вспыльчивым мальчиком, который часто попадал в передряги и плохо учился в школе.
Мать мальчика, Мадлен Рено-Ришар, подталкивала его к лучшему, но он сопротивлялся, вспоминал позже мистер Бельмондо. В конце концов, в подростковом возрасте он вообще бросил школу. В 16 лет он стал страстным боксером-любителем (хотя его знаменитый разбитый нос появился не в результате организованного боя, а в результате потасовки на детской площадке), бросив это занятие только тогда, когда он обратился к актерскому мастерству.
«Я остановился, когда лицо, которое я увидел в зеркале, начало меняться», — сказал он.
Несколько лет, пока ему не исполнилось 20 лет, его родители оплачивали уроки актерского мастерства в частной консерватории. После полугодовой военной командировки в Алжир он вернулся в Париж в 1919 г.53 года и был принят в Национальную консерваторию драматического искусства, где проучился три года. Школа, консервативная, не знала, что делать с наглым юношей, который вышел на сцену в пьесе Мольера, засунув руки в карманы.
Когда на выпускном в 1956 году г-н Бельмондо был удостоен только почетного упоминания от своих учителей, другие студенты подняли его на плечи и вынесли из театра, пока он демонстрировал непристойный жест в адрес судей.
Жан-Поль Бельмондо и Катрин Денев. Кредит… Киностудия
Несмотря на всю свою яркость и случайные драки, г-н Бельмондо считался непревзойденным профессионалом на съемочной площадке. Хотя в более поздние годы он продолжал время от времени работать с великими режиссерами Новой волны — прежде всего с Трюффо в «Миссисипской русалке» (1969) — большая часть его энергии направлялась на мейнстримных фаворитов. Многие из его фильмов после середины 1960-х были сняты его собственной продюсерской компанией.
Все больше и больше мистер Бельмондо становился известен благодаря популярным приключениям, обычно комическим триллерам. И он прославился тщательно продуманными трюками, в которых он очень гордился тем, что исполнял их сам. Он висел на небоскребах, прыгал через мчащиеся поезда, сгонял машины с холмов. Коллеги по фильму сказали, что он казался почти бесстрашным. Во время съемок одной сцены в Южной Америке его предупредили, что река, в которую он собирался нырнуть для этой сцены, кишит ядовитыми змеями и пираньями. Мистер Бельмондо схватил кусок солонины и бросил его в мутную воду. Когда ничего не произошло, он вскочил и заснял сцену.
Он сказал, что решил: «Какого черта, если они не собираются это жевать, они не собираются есть меня».
Наконец, травма во время съемок фильма «Ограбление» в 1985 году, когда ему было 52 года, вынудила его оставить выполнение трюков каскадерам.
Повсюду культ Бельмондо сохранялся, хотя больше во Франции, чем во всем мире. Его французские фанаты знали его по прозвищу Бебель (произносится как БЕЛЛ).
Вне зависимости от сцены, партнеров по фильму, какого бы хаоса ни происходило на экране, мистер Бельмондо всегда мог изобразить спокойный, хладнокровный образ, как будто его больше веселила, чем возбуждала деятельность, крутившаяся вокруг него. Он привнес нотку комедии в свои боевые роли и намек на опасность в свои комические роли; можно легко представить его в роли упрямого, остроумного героя в американском боевике 19-го века.80-е, как «Крепкий орешек».
Мистер Бельмондо так и не перебрался в Голливуд, в основном потому, что не хотел. «Зачем усложнять мне жизнь?» он сказал. «Я слишком глуп, чтобы учить язык, и это было бы просто катастрофой».
Мистер Бельмондо в 2007 году. По своему выбору он так и не перешел в Голливуд. Фото… Жоэль Саже/Agence France-Presse — Getty Images
В 1989 году он был награжден премией «Сезар» за лучшую мужскую роль, французским эквивалентом «Оскара», за роль в фильме Клода Лелуша «Путешествие ребенка», сыграв промышленник средних лет, который инсценирует свою смерть, а затем путешествует по миру.
К этому времени он замедлил свой бешеный темп, снявшись всего в девяти фильмах в 1980-х, по сравнению с 41 в 1960-х и 16 в 1970-х. Он сократил еще больше в 90-х, когда снял всего шесть фильмов, но отчасти это было связано с запоздалой сменой карьеры. Г-н Бельмондо не появлялся в живых постановках с 1959 года, когда он вернулся в театр в 1987 году. Особенно хорошо оценили его аншлаговый тираж «Сирано де Бержерак» в Париже в 1990 году.
Инсульт в 2001 году, однако , заставили его прекратить работу. Лишь восемь лет спустя он снова предстал перед камерами, сняв «Un homme et son chien» («Человек и его собака»). Выпущен в 2009 г., в нем рассказывается история пожилого джентльмена, который в сопровождении своей верной собаки внезапно оказывается без дома.
В более позднем возрасте, когда он был немного толще и намного седее, г-н Бельмондо любил изображать некоторую скромную скромность, которая заметно отсутствовала, когда он был на пике своей карьеры в 1960-х.
Когда интервьюеры попросили его объяснить его непреходящую популярность, особенно среди женщин, г-н Бельмондо в ответ пожал плечами, как обычно.
«Черт, все знают, что у уродливого парня с хорошей линией есть цыпочки», — сказал он.
Орельен Бриден предоставил отчет.
Исправление было сделано на
9 сентября 2021 г.
:
В более ранней версии этого некролога неверно указан возраст бывшей жены г-на Бельмондо Натали Тардивель, когда они поженились в 2002 году. Ей было 37, а не 24 В более ранней версии также была искажена фамилия режиссера фильма 1960 года «Moderato Cantabile», в котором г-н Бельмондо снялся вместе с Жанной Моро. Он Питер Брук, а не Брукс.
Как мы обрабатываем исправления
Рик Лайман работал в The New York Times в качестве репортера и редактора с 1997 по 2017 год. Нью-Йоркское издание с заголовком: Жан-Поль Бельмондо, 88 лет, магнитная звезда французской новой волны, умер. Заказать репринты | Сегодняшняя газета | Подписаться
Вспоминая Жана-Поля Бельмондо, случайного революционера французской Новой волны
Искусство кино началось для меня с первого полнометражного фильма Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» 1960, а значит, и со своей звездой Жан-Полем Бельмондо, который умер в понедельник в возрасте восьмидесяти восьми лет. Впервые я посмотрел этот фильм подростком, в 1975 году, но еще раньше я знал имя и лицо Бельмондо и считал его верхом крутости — его фильм 1964 года «Тот человек из Рио», фильм о Джеймсе Бонде. пародия, ради которой он сам делал головокружительные трюки, транслировалась несколькими годами ранее по сетевому телевидению субботним вечером. Я был хорошо осведомлен о галльском обаянии, но никогда не видел галльского чванства, и я мгновенно понял, что есть виды изощренности — и веселья — далеко за пределами моего кругозора, которые ждут открытия и даже определения во взрослой жизни.
По словам самого Бельмондо, песня «На последнем дыхании» сделала его знаменитым за одну ночь. Ему было двадцать шесть, когда он был выпущен, и его успех застал его врасплох. Он готовился к карьере в театре и никогда не думал, что останется в кино. Но с «На последнем дыхании» Бельмондо — при всей своей оригинальности в актерском мастерстве и своей самобытной личности — оказался в авангарде художественной революции, французской Новой волны, движения и группы, с которыми он всегда будет отождествляться, даже хотя и не разделял его крайних художественных амбиций. По сути, он стал иконой кинематографа, к которому не принадлежал, и разрыв между его местом в книгах по истории и его местом в отрасли был определяющей чертой — и неразрешенным кризисом — его карьеры.
Годар, впервые снявший Бельмондо в короткометражном фильме «Шарлотта и сын Жюль» в середине 1958 года, позже в том же году написал рецензию, в которой сравнил его с двумя величайшими актерами французского кино, назвав его «Мишелем Симоном». и Жюль Берри завтрашнего дня». Он пообещал Бельмондо главную роль в своем первом полнометражном фильме, но когда в следующем году ему выпал шанс снять «На последнем дыхании», он рассмотрел других актеров (в том числе певца Шарля Азнавура), прежде чем выбрать Бельмондо. Годару, Бельмондо и всему миру повезло. В «На последнем дыхании» Бельмондо играет Мишеля Пуаккара, мелкого гангстера, который копирует свое представление о себе на образе Хамфри Богарта, как Годар стилизовал свой фильм на основе классических американских нуаров. Что общего у реального Бельмондо с Богартом, так это то, что он не был гангстером, головорезом или аутсайдером: родители Бельмондо были художниками (его отец был знаменитым скульптором, имевшим множество официальных заказов), а Бельмондо обучался в ведущей театральной консерватории Франции. Там он был главой банды бойких нарезок, а также великих актеров, включая Франсуазу Фабиан и Брюно Кремера, которые днем изучали классический театр, а ночью выносили свои шумные пирушки на улицы ради античных разновидностей импровизированного театра. Но его учителя не воспринимали его всерьез как ведущего человека. Получив скромные оценки за публичное выступление жюри (которое приветствовала публика), он вызвал скандал, показав своим профессорам палец; Низкие оценки преградили ему путь к великим амбициям — стать одним из почетных членов почтенной французской репертуарной труппы «Комеди-Франсез».
Его карьера в кино началась в основном с второстепенных ролей в популярных комедиях, а выдающаяся роль в классике Новой волны 1959 года «Двойной тур» Клода Шаброля («Двойной замок») — блестящее упражнение в режиссерском стиле — дала ему небольшая свобода действий. В «На последнем дыхании» Бельмондо получил шанс вырваться. В роль Мишеля Пуаккара он привнес атлетизм, нервный, но соблазнительный, эксцентричный, но эротичный; он одновременно и насмехается над собой, и жалеет себя, наполнен зарождающейся яростью и безграничным честолюбием. Он придал философским разглагольствованиям Годара уличную репутацию жаргонного, лихого парижского стиля, чтобы соответствовать мифическому отчаянию падшего ангела персонажа. Я уже отмечал, что судьбоносное влияние фильма на меня было связано с чувством Годара в смешении философии и джаза, и это сочетание неотделимо от сдержанной интенсивности, ритмической энергии, диалектической легкости, беззаботных выходок и бесцеремонной наглости, которую Бельмондо привнес в роль.
«На последнем дыхании», — сказал Годар в 1960 году, — это «документальный фильм о Джин Сиберг и Жане-Поле Бельмондо». Хотя это было не буквально (актеры играли роли по сценарию), его комментарий точно отражает проклятие, которое эти роли представляют для обеих его звезд: после игры в стиле, столь точно смоделированном на их собственных жестах, тонах и личностях, все другие роли были чем-то более обыденным — просто игрой. Бельмондо начал свою карьеру с художественного апогея, который любому исполнителю было бы трудно воспроизвести. Он стал очень востребован, и, хотя у него было мало уверенности в своем будущем в кино, он воспользовался представившимися возможностями и снялся в трех, четырех, пяти фильмах в год, быстро став основным продуктом мейнстрима французского кино. Но его роли беспокойно сидели на нем. Изображая ли он крутых парней, с которыми его отождествляли, или играя против типажа (как в главной роли в «Леоне Морене, священнике» Жана-Пьера Мельвиля), его роли — или, скорее, направление, которое он получил при их исполнении, — были как одежда, слишком облегающая и сжимающая его. В «Человеке из Рио» Филиппа де Брока сердечная и энергичная бравада Бельмондо ограничена скромным, жизнерадостным артистизмом режиссера.
После роли второго плана — яркой, но второстепенной — в комедии Годара 1961 года «Женщина есть женщина» Бельмондо снова объединился с режиссером в 1965 году для работы над «Безумным Пьеро». Воссоединение было вулканическим. Годар в то время находился в состоянии художественного и эмоционального кризиса, и в Бельмондо он нашел идеального двойника для обоих. Он выбрал Бельмондо на роль Фердинанда Гриффона, рекламного агента и семьянина, который, когда он внезапно влюбляется в няню семьи (Анну Карину, тогдашнюю бывшую жену Годара), отправляется с ней в бега в эстетическом и романтическом путешествии. самопознание, которое погружает его в глубокую политическую воду и оставляет в состоянии возвышенной, возвышенной, восторженно саморазрушительной ярости. «Безумный Пьеро» был высокобюджетным фильмом с соответствующим эффектным элементом; по сути, это был последний фильм Годара, вдохновленный Голливудом, символическая драма его собственного безрассудного побега с пути коммерческого производства. В то время как в «На последнем дыхании» Годар демонстративно использовал анонимность Бельмондо, в «Пьеро» он так же ярко использовал свою славу, придавая особый пафос характеру удобного инсайдера, который становится смелым, странствующим, ищущим отщепенцем и следует своей судьбе, чтобы его радикальные, трансцендентные крайности.
После этого Годар и Бельмондо вместе обдумывали другие проекты — адаптацию «Путешествия на край ночи» Селин; «La Bande à Bonnot» («Банда Бонно»), которая должна была стать режиссерским взглядом на гангстеров-анархистов начала ХХ века; биографический фильм о гангстере Жаке Мерине, но они не были реализованы. Дуэт больше никогда не работал вместе. Великолепная постгодаровская роль Бельмондо пришлась на «Русалку из Миссисипи» Франсуа Трюффо 1969 года, когда он сыграл преувеличенную, но более реалистичную версию Фердинанда — бесхитростного и богатого человека, который, обманутый плутовской женщиной (Катрин Денев), бросается в погоню за ее и сознательно идет по пути к краю гибели. (Он получил ужасные отзывы и был коммерческим провалом.) Он прекрасно послужил современному кинематографу, когда согласился и продюсировать, и сыграть главную роль в исторической драме Алена Рене «Ставиский» 19 века.74 года, когда у Рене были проблемы с финансированием его фильмов. И все же присутствие Бельмондо в «Стависком» странно отвлекает, и постановку пронизывает атмосфера взаимного уважения; Рене воздерживается от своей обычной дерзости стиля и формы повествования, а Бельмондо не позволяет своему исполнению блистать слишком ярко. (Этот фильм тоже потерпел неудачу как у критиков, так и у критиков.)
Бельмондо был сорок один год, когда вышел «Ставиский».