26 лучших цитат Татьяна Владимировна Черниговская. Афоризмы, высказывания и мысли Татьяна Владимировна Черниговская
В мире, по-моему, творится полное безумие — ему требуется психиатр.
Татьяна Владимировна Черниговская
Грустные
— Бином Ньютона, таблица логарифмов. Помните такое дело? Зачем мне это знать, если не секрет? Я с биномом Ньютона ни разу на жизненном пути не повстречалась. Если я повстречаюсь с ним, скажу: «Окей, гугл», — и мне формулу напишут. Зачем мне учить? Чтобы тренировать память? Только почему бином Ньютона? Может, Шекспира лучше или греческую поэзию? Зачем учить бессмысленные вещи Мы детей этим накачиваем. — Если бы мы предложили сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику и двоечнику Пушкину, а также возьмем физиков и химиков для приличия, — Менделеева («двойка» по химии), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и так далее, — они бы завалили экзамен. Мы скажем: «По физике «двойка» тебе, Нильс Бор». Он ответит: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет по соседству». Именно за этот ответ! — Мне не важно, чтобы ребенок знал, в каком году Наполеон женился на Жозефине. Мне важно, чтобы он понимал, что происходит на этой планете. Все остальное «гугл» знает уже. Мне нужен тот, кому придет в голову очень необычная мысль. И это будет открытием. Открытие — это ошибки. — Мы хотим отличников или мы хотим открытия? Мы хотим прорывы в цивилизации или мы хотим армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Мы что хотим-то?
Татьяна Владимировна Черниговская
Успех в воспитании детей и устойчивость их психики напрямую зависят о того, чего на самом деле хотят родители ― видеть своего ребенка счастливым или реализовать собственные амбиции за его счет. Ребенок должен получить весь спектр возможностей, и тогда, возможно, и ему самому, и его воспитателям, и родителям будет видно: вот здесь бесполезно, ничего не выйдет. Вот из меня стали бы делать бухгалтера ― я бы утопилась в реке еще в начале обучения. Я абсолютно неспособна к этому, но способна к другим вещам. Если на ребенка сильно давить, это в итоге плохо для него закончится ― он будет глубоко несчастен, навязанное родителями и чуждое ему занятие или профессию все равно бросит, но при этом потеряет несколько лет жизни. Зачем себя ломать-то через колено? А тем более ― своего ребенка? … Ты приглядись к нему, кто он такой. Ты ему хочешь счастья или ты хочешь свои амбиции удовлетворить? Тогда это другая задача. Это значит, что ты людоед и тебе не жалко собственного ребенка съесть
Татьяна Владимировна Черниговская
Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим. Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне. Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.
Татьяна Владимировна Черниговская
Виртуальный мир становится все более реальным. Но что с этим делать? Человеку там хорошо. Потому что там можно всех поубивать, потом switch off, switch on, и они опять все живые там бродят — красота!
Татьяна Владимировна Черниговская
Жизненные,
Виртуальность
Задачи современного образования: тренировать понимание, а не запоминание, воспитание спокойного отношения к постоянным переменам, формирование навыков верификации информации, обучение способности учиться и противостоять стрессу, научить сохранять человечность в цифровом мире.
Татьяна Владимировна Черниговская
Как противостоять стрессу? Признать, что стресс – это постоянный фон нашей жизни. А не делать вид, что он свалился неожиданно. У нас же каждый день все обваливается! И хорошо бы иметь заготовку на этот случай. Сценарий: что я делаю, попадая в стресс? И знать, что именно вам помогает. Кому-то надо быстро ходить, кому-то плавать, кому-то лежать в ванной.
Татьяна Владимировна Черниговская
Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.
Татьяна Владимировна Черниговская
Познавательные,
Мозги,
Музыка
Люди делятся на тех, у кого нет вообще никакого темпа, и на тех, у кого темп высокий.
Татьяна Владимировна Черниговская
Познавательные
Мозг, если что и умеет, то — учиться. Он для этого создан — для того, чтобы обучаться, и он знает, как это делать. Хорошо бы, чтобы он нам это сообщил.
Татьяна Владимировна Черниговская
Ироничные,
Мозги,
Учёба
Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться.
Татьяна Владимировна Черниговская
Ироничные,
Учёба
Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал, попробовал, услышал, потрогал и так далее. Мозг — не решето. Ничего не высыпается из него. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в «папке «Другое»». Поэтому: не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь пить, не нужно общаться с плохими людьми.
Татьяна Владимировна Черниговская
Ироничные,
Мозги,
Память
У нас такой мозг, который порождает время, математику, музыку, язык. Будь другой мозг — не порождал бы. Что творится в мозгах у курицы, я ума не приложу и никогда не смогу приложить ум к этому, потому что никакого хода в это нет.
Татьяна Владимировна Черниговская
Познавательные,
Мозги
Зачем ребёнка учить писа́ть? Не на компьютере набивать, а писа́ть? В одном из Древних Китаев, люди, которые претендовали на то, чтобы занять положение высокого государственного чиновника, должны были сдавать два экзамена: каллиграфия и стихосложение. Мудрая цивилизация, потому что они понимали, что это другой тип сознания, другой тип умений. Компьютер стихи не пишет. То есть «розы-мимозы» он напишет, но Бродского он не напишет. Это другой тип ментальности, очень важный, который никто на планете не умеет кроме нас. Искусство — не десерт. Искусство — это другой тип жизни, это другой тип когнитивной деятельности.
Татьяна Владимировна Черниговская
Познавательные,
Искусство,
Мозги
Забывание, отвлечение, перерывы и сон являются не помехой для обучения, а помощью. Если хотите что-то быстро запомнить — нужно выучить и заснуть. Какое-то время назад это было догадкой, сейчас это научный факт. Полученные данные должны переместиться в долгосрочную память, и происходит это во время сна. Поэтому ночью, перед экзаменом, нужно спать.
Татьяна Владимировна Черниговская
Познавательные,
Память
Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает только один. Учить языки полезно для развития мозга, и это тоже один из способов «отодвинуть Альцгеймера».
Татьяна Владимировна Черниговская
Познавательные
Говоря в общем, для творчества необходимо снять когнитивный контроль и не бояться ошибок. Ошибки — это прекрасно. Да и кто скажет, что такое ошибка? С точки зрения классической физики Бор, Дирак и Шредингер только и делали, что ошибки…
Татьяна Владимировна Черниговская
Жизненные,
Ошибки,
Творчество
Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное — иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией.
Татьяна Владимировна Черниговская
Познавательные,
Мозги,
Старость
Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд – это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге принимает решение: человек или его мозг?
Татьяна Владимировна Черниговская
Мозги
Вокруг нас текучий, нестабильный, сверх-быстрый, гибридный, мерцающий мир, которому мы не можем верить. Нам в нем жить. Как? В цифровой реальности помнить о теплых отношениях с живыми людьми. Мне не нужен знающий человек – для знаний у меня компьютер есть. Мне нужен человек, к которому я могу прислониться, поговорить, выпить-закусить, наговорить глупостей. Чтоб он мне сказал – какая же ты дура! Не цифра мне нужна, а живая ткань – подруга, исповедник, психотерапевт.
Другого выхода я не вижу.
Татьяна Владимировна Черниговская
- 1
- 2
О мозге, генах и инсайтах: 28 цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской: 5f_media — LiveJournal
«Если “стиморол” жевать или с загадочным, горячим взором обсуждать свойства пятновыводителей, мозг потухнет довольно быстро. И нечего жаловаться»
Татьяна Владимировна Черниговская — доктор биологических наук, профессор СПбГУ, российский ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания. В свое время Познер сделал исключение из собственных правил и пригласил Черниговскую в свою программу дважды. Но все логично. Черниговская — одна из умнейших женщин нашего времени, которая на сложные и важнейшие темы умеет говорить прямо, просто и часто с юмором. И делает это часто: в открытых лекциях ученый рассказывает, как научить мозг учиться, в интервью Forbes объясняет, чем отличается мозг миллионера, с глянцем не против порассуждать о векторе развития взаимоотношения полов.
В этом материале мы собрали яркие цитаты нейропсихолога — о мозге, хороших и плохих генах, интуиции и деньгах, которые могут натолкнут вас на новые мысли о планах на будущее.
1
Раз уж нам достался такой совершенный соратник, или враг, или соучастник, — я не знаю, как мозг, то давайте не будем использовать его так, как это метафорически описано в известном произведении «Принц и нищий». Помните, там принц и нищий были одинаковыми и случайно поменялись местами. И нищему, который оказался на месте принца, досталась королевская печать.
Он не знал, что это такое, и колол ей орехи. Конечно, печатью можно колоть орехи, потому что она тяжелая, подходящей формы. Но она не для этого создана. Так вот, мозг нам достался для сложной, изысканной, виртуозной работы. Не стоит его использовать для того, чтобы читать дурацкие книги, общаться с дурацкими людьми и проживать свою жизнь впустую. Просто жалко. Он такой мощный, он способен учиться до глубокой старости. И это не бытовая фраза, а научная.
2
Пластичность — это способность мозга, нейронной сети, образовывать новые связи, то есть учиться. Раньше говорили, что пластичность свойственна только очень молодому мозгу, то есть маленьким детям, а потом она угасает. Да, конечно, она становится менее мощной, но она никогда не угасает. И она дольше держится, если наш мозг работает со сложными вещами. Если он будет заниматься всякой мурой, он очень скоро и превратиться в муру. Если хотим этого — дело каждого. А если не хотим — читаем сложное, слушаем сложное, смотрим сложное.
Для нас сложное. Живем такой, непростой жизнью. Это поможет нам отодвинуть угасание нашего мозга на годы. Это чистая правда. Я сказала научный факт.
3
Мы зависим от нашего мозга на все 100 процентов. Да, мы смотрим на мир своими глазами, что-то слышим, что-то ощущаем. Но то, как мы понимаем это все, это зависит только от мозга. Он сам решает, что нам показывать и как.
4
Мы живем как безумцы, как будто у нас есть запасная планета. Во-вторых, общества во всех странах мало учитывают, принимая решения, уже полученные наукой знания. Опасность того, что может вытворять технологическое и бездуховное общество, в котором мы теперь живем на этой планете, велика.
5
Остановить науку невозможно. Это никогда никому не удавалось. Но стоит помнить, что чем глубже мы погружаемся в океан знаний о мире, тем опасней становится это путешествие и тем больше ответственность за звездное небо над головой и за нравственный закон внутри нас.
6
Я агностик.
И мне лично это помогает. У меня нет никаких иллюзий, что нам удастся когда-нибудь изучить, что такое мозг. Я уверена, что этого не случится.
7
Мозг бесконечно сложнее того, в ком он находится. И это даже оскорбительно.
8
Если сложить все нервные волокна в мозгу, то получится бесконечное количество миллионов километров. Можно слетать на Луну восемь раз и вернуться обратно. И это все в одной нашей бедной голове.
9
Кто хочет сохранить мозг подольше в боеспособном состоянии, тот должен ему давать трудную работу. Если «стиморол» жевать или с загадочным горячим взором обсуждать свойства пятновыводителей, то мозг потухнет довольно быстро. И нечего жаловаться!
10
Ненавижу IQ. Я вообще не понимаю, что он показывает.
11
Гены генами. Но если неудачно сложилось, то этот номер не пройдет. И нужна огромная работа.
12
Человек никому ничего не должен. Но хорошо, когда он понимает, чего он все-таки хочет.
13
Дураку понятно, что деньги всем нужны: они обеспечивают жизнь.
Но какой ценой? Может быть, на самом деле у тебя нет планов покупать яхту и отправиться в кругосветное путешествие, но у тебя есть план сидеть дома у камина и вязать шарф. А вокруг чтобы ходили собаки и коты. И это и есть счастье, только ты этого не понял.
14
Люди рождаются разными, разного психофизиологического типа. И это генетика. И с этим вы ничего поделать не можете.
15
Генетика не обязательно судьба. Но это крупный игрок. Мы не можем относиться к этой информации как к второстепенной. Одни люди сангвиники, другие активные, третьи — «депрессанты». Они такими рождаются. Это мы «выключить» не можем.
16
Гены — это потенция. Если с генами не очень хорошо получилось, сокрушаемся. Но если хорошие гены достались, этого недостаточно: нужно попасть к хорошим родителям уже не в биологическом смысле. Важно, чтобы правильно учили, чтобы ты попал в хорошую среду, чтобы тебя окружали интересные люди.
17
Не так много людей способны осознавать то, как они себя ведут.
Это в науке называется рефлексией. И этому надо учиться.
18
Дельфины явно имеют способности, о которых мы (люди) можем только мечтать.
19
Гением можно только родиться. Другой вопрос — что дальше? Потому что даже таких абсолютных, несомненных гениев, как Моцарт, Бах, Бетховен, по пальцам колотили, чтобы они на клавесине играли. Гению тоже лень. Насколько нужно давить, чтобы он свою гениальность выплеснул? Или надо его оставить в покое? Это очень серьезный вопрос.
20
Постижение фактов не делает человека умным. Встает вопрос, а мне надо иметь в голове эту дикую кучу знаний? Вот учила я таблицы логарифмов или бином Ньютона. Боже милостивый, вы хоть раз встретились с этим биномом Ньютона — хоть на Тверской, хоть на Невском? Я его так и не увидела живьем.
21
Нужен баланс. С одной стороны, не забивать голову вещами, которые можно найти и так. С другой стороны, важно, чтобы мы не превратились в общество, которое готовит только дилетантов.
Это нам точно не нужно. Мы в сложной ситуации.
22
«Интуиция — священный дар. Разум — покорный дар», — пишет Эйнштейн. Не стоит недооценивать такие вещи, как инсайт. Но открытия приходят подготовленному уму. Они не приходят кому угодно.
23
Часто слышу вопрос, когда мы узнаем, как функционирует мозг? Отвечаю: никогда. Потому что нашему мозгу это не по мозгам. Это слишком сложная история.
24
Мозг женщины отличается от мозга мужчин. В каких-то вещах мозг мужчины эффективнее. В каких-то вещах мозг женщины эффективнее. Но важнее другая вещь: что такое мозг мужчины и что такое мозг женщины? Это какое-то несуществующее среднее число. Средний мужчина — это какой? Или средняя женщина — это кто? Это же идиотизм.
25
Масса мифов существует в общественном сознании: например, что математики умные, а балерины глупые. Ну вот откуда это взяли? Я специально занималась тем, что происходит в мозгу танцора. Так вот там такое творится, что еще неизвестно у кого более серьезные процессы происходят: у инженера или у этой балерины.
26
Мы должны про себя решить, мы кто: мы те, кто быстрее всех, гнутся лучше всех, считают лучше всех..? Если мы про это, то мы уже проиграли. Наша цивилизация закончилась. Потому что искусственные устройства точно будут делать это лучше, чем мы.
27
Фрейд сделал плохую вещь. Он целую планету на весь XX век посадил себе на иглу. Поставил секс во главе вообще всех возможных углов. Все стали у себя выискивать Эдиповы комплексы, читать особым образом сны… При этом я никак не преуменьшаю значение того, что он говорил о подсознании. Он фактически открыл подсознание, как очень хорошего игрока.
28
В людях я люблю не только ум. Но и порядочность, честность, верность.
Текст: Оля Сондж, постоянный автор f&f, журналист, художник-керамист. Находит гармонию в йоге, силы — в плавании, счастье — в путешествиях. Считает, что улыбка на лице может изменить жизнь к лучшему.
Подписывайтесь на нас в соцсетях — это удобно:
- Telegram
- ВКонтакте
- Яндекс. Дзен
- ЖЖ
Читайте также:
- Врач Андрей Беловешкин — о стрессе, внимании, жизни в мегаполисе и «болезнях от удовольствия»
- Суперзвезда современной йоги Ана Форрест: первое большое интервью на русском языке
- Как качественно изменить жизнь этой весной: учимся у японцев
Татьяна Черниговская: «Социум и психика человека несовместимы с чипированием человека» — Мы освещаем для вас повестку дня 2 , 22:37
Обновлено 24 декабря 2022, 22:37
15 мая 2020, 22:50
Фото: https://www.youtube.com/watch?v=26lytXiA90o
Выступления Татьяны Чер ниговская, дирижер Ею незадолго до этого мы все оказались в новой реальности с ее новыми правилами, приобретающими сегодня особую актуальность.
Предлагаем читателям «Новых Известий» несколько отрывков из лекций известного ученого в области неврологии, психолингвистики и теории сознания.
«Я хочу предупредить вас кое о чем. Я не буду сознательно называть имена. На широких площадках появляются спектакли на тему искусственного интеллекта и мозга; эти записи имеют миллионы просмотров.
Не верь всему, что слышишь. Даже если это говорят люди высокого статуса. Это могут быть люди случайно попавшие в эту сферу, они отнюдь не дураки, они хорошо образованы, но в других областях.
Поскольку жизнь междисциплинарна, я не настаиваю на том, чтобы те, кто изучает экономику, всегда занимались только экономикой, а те, кто изучает языки, всегда занимались лингвистикой.
Но это я к тому, что за хвост еще как-то надо держаться. Когда вы лезете в другие области, вам нужно знать об этих областях.
В наши дни много дезинформации. Из этих утверждений следует, что люди, которые занимаются беспилотными комбайнами, уже, как говорится, изучили мозг.
Если бы они знали, как это работает, у них бы уже было 100 штук Нобелевских премий! Потому что они будут единственными в мире, кто узнает. Но все это не так.
Они утверждают, что узнали, как мозг обучается, хранит информацию, как на него можно воздействовать. И они уверены, что уже создают новые искусственные мозги, которые будут благополучно существовать на этой земле.
Итак, сообщаю: все, что я перечислил, не так. Этого просто нет.
Сегодня в мире огромное количество информации. Мы должны научиться понимать его, обращаться с ним, фильтровать его. Подделки в этом мире могут быть лучше оригиналов; они мастерски владеют многими областями, если не всеми. Всегда нужно помнить об этом.
Необходимо сформировать навыки проверки. Это действительно очень важно, этому нужно учить.
Все вокруг нас забито гаджетами: «Ок, гугл, подскажи….» Но не туда! Не смотрите Википедию и прочее.
Если я забыл, как делать рыбный соус, то, конечно, увижу.
Но если мне нужна серьезная информация, то я пойду на серьезные профессиональные сайты, ссылки на которые буду конкретно узнавать.
В будущем мы можем стать совсем немыми. Потому что социальные сети, точнее, виртуальная среда, отнимают у нас все время. Абсолютно впустую.
Память людей, живущих в цифровую эпоху, хуже, чем память наших бабушек и дедушек. Потому что сегодня — не надо вспоминать.
Недаром владельцы социальных сетей, всяких гуглов и прочего разрешают своим детям сидеть в интернете всего два часа в день.
Конечно, мы будем все больше и больше превращаться в киборгов. А если у тебя чип в голове, искусственное сердце, почки, руки, ноги, печень — ты все равно будешь считаться человеком?
Все это из области очень серьезных философских вопросов, эсхатологических. О месте человека во вселенной, о том, кто такой человек.
Лично у меня апокалиптические видения будущего. Мы все еще люди или уже нет?
Согласны ли мы на такой мир — никто не может нас об этом спросить. Такой мир, так сказать, мог случиться.
Это влечет за собой серьезные последствия — психологические, социальные. Все виды.
Если в голову вставить чип, то речь идет о наноразмерных величинах, только представьте его влияние, весь этот ужас.
Ваше решение больше не будет вашим решением. Вы можете скачать все, что захотите.
Всего этого общество и психика не выдержат. Потому что это совершенно другой мир. Творец не создал нас такими. Мы не готовы к этому. Может быть, события эволюции пойдут настолько хорошо, что мы с этим смиримся в конце концов, но пока об этом говорить рано
Сейчас идет активное перераспределение деятельности между нами и робототехникой. Многое больше делаем не мы, а устройства делают это за нас.
Есть прогнозы, что в течение пяти лет будет освобождено огромное количество миллионов, если не миллиардов, людей. Им негде будет работать, так как предприятия будут обслуживать роботы.
То есть, видите ли, высвободится огромная армия людей, которым государство будет платить деньги, чтобы они не померли с голоду. А что они, интересно, будут делать?
Мне смешно говорить, что все они станут поэтами и художниками.
Необходимо приложить большие усилия, чтобы люди сориентировались и поняли, чем занять свободное время, которого будет огромное количество.
Что касается образования, то я считаю, что онлайн-образование вообще невозможно заменить онлайн-образованием.
Не подлежит замене. Я вам даже больше скажу, такая циничная фраза ходит по миру: онлайн-образование — это образование для бедных.
Да, никто не отрицает, что такое образование существует. В интернете миллион курсов. Их делает Йель, Стэнфордский университет, наша Высшая школа экономики сколько получила.
Все это так. Но это не должно быть вместо традиционного образования.
Скажите, вы хотите, чтобы вас лечил врач, который что-то выучил из биохимии и физиологии, лежа на диване и чешет живот своему коту? Ты не хочешь.
Медицина – высшая наука. Но, в конце концов, это тоже искусство. А это значит, что нужно учиться у мастера.
Вы не можете научиться рисовать, как Леонардо, не будучи учеником Леонардо. По нему надо ходить много лет, сначала краску натирать, потом кисти мыть, понимаете? И тогда, может быть, это то, что из этого выйдет.
Поэтому это сложный вопрос. Я не отрицаю эту тему. Более того, я подталкиваю своих коллег делать такие онлайн-курсы, но со всеми оговорками, которые я указал.
Совершенно очевидно, что необходимо обучение пониманию, а не запоминанию . Об этом говорил и Сергей Петрович Капица, с которым в свое время я имел счастье много общаться.
Мне не нужен ученик, у которого пятерки по всем предметам и который все помнит наизусть. Потому что такой «предмет» лежит у меня в сумке — это мой компьютер. А мне такой человек вообще не нужен.
Тот, кто помнит, в каком году и в какой день недели Наполеон женился на Жозефине, меня не интересует. Потому что я легко могу найти все это сам.
Мне нужен человек, который понимает, что происходит. Компьютер ничего не понимает. До.
Для нас очень важно воспитывать людей, не боящихся постоянных перемен.
Посмотрите, как они воспитывают детей. Они ужасно боятся плохих оценок, неудач. Почему?
Вы когда-нибудь встречали на этой планете человека, который никогда не совершал ошибок, причем больших? Вышла замуж не за ту женщину, выбрала не ту профессию и так далее, поселилась не в том городе…
Полно для всех. Так почему дети воспитываются в этом ужасе из любых троек?
Кстати, очень подозрительная оценка, особенно если молодой человек умен. И по нему всегда видишь, что он умный, но при этом всегда может получить тройку. Почему это? Ему не нужно получать пятерки. Анализировать.
Но он просто будущий Эйнштейн. И именно на него нужно направить все свое внимание, а не на того, кто всему научился.
Если ребенок получил двойку за правильное решение математической задачи, но написал ее небрежным почерком и испачкал, то такого учителя следует уволить без дальнейшего обучения детей. Это совершенно непрофессионально. Если она преподавала каллиграфию, то разговора нет, а тут математика. Это серьезные вещи.
Очень важно научиться справляться со стрессом. В Петербурге есть очень мощная гимназия № 610, известная. Профессиональных преподавателей практически нет. Литературу преподают люди из Пушкинского Дома, искусство — люди из Эрмитажа. Вот такая аудитория.
Им удалось сделать так, чтобы среди их детей считалось престижным много знать, много читать и решать сложные задачи. Для них кайф заключается в том, чтобы решить проблему, которую никто не может решить.
В этом спортзале они смогли переломить ситуацию. Твоя пятерка никого не волнует. Однажды я был там на мероприятии и случайно услышал разговор двух проходивших мимо мальчиков-подростков. «Вы хотите сказать, что читали Цицерона по-русски?!», — спрашивали друг друга.
Его презрение угадывалось по всему телу! — Ну нет, как ты мог такое подумать! Ответил второй. Ух ты! Конечно, они там снобы, но у них есть на это причина.
Что я говорю? Для нас нет внешнего знания. Другое дело, что их так много вокруг, что нужно выбрать то, от чего не будет тошнить.
Знать об искусстве нужно не потому, что порядочным людям нужно знать, кто такой Вивальди, это не так, хотя эта составляющая тоже присутствует, но это не главное. А то, что это невероятно расширяет ваше ассоциативное поле!
Вы не знаете, где найти решение. Решения не ищутся за столом с логарифмической линейкой — метафорической линейкой.
Идешь по полянке и спотыкаешься о пень: попы, а вот и решение! И этот пень тут ни при чем, а луг. Но в то же время вы освободили свой мозг, вы освободили нейронную сеть.
И чем дольше будешь сидеть на одном месте и долбить одно дупло — тем меньше будет толку, уверяю тебя.
В современном мире очень сложно противостоять стрессу. Мы все время в нем. Ну и что? У нас нет вариантов. Легче не будет, это точно.
Посмотрите, что происходит в мире. «Нужно иметь большую силу, чтобы не думать об этом перед сном».
#Общество#Новости
Подписаться
Цифры дня: $26 трлн и 39 млн человек потерял СССР в войне 1941-1945 гг. с уникальным диагнозом борется за редкое лекарство
Вчера, 08:22
Дыра, пожар, ловушка Титаник: что случилось с батискафом Титан?
Вчера, 12:13
Третьяковская галерея продолжает бороться за судьбу иконы «Троица» Андрея Рублева
Вчера, 18:33
Иностранные мессенджеры запрещены: что грозит пользователям WhatsApp и Telegram?
Сегодня, 06:45
Камлание дня: шаманы Тувы провели обряд ради победы в своей 03
Пленарное заседание международного онлайн-форума «100% Татарстан», посвященного теме образования, науки и рынка труда, состоялось сегодня на площадке Национальной библиотеки Республики Татарстан. Участники встречи ответили на множество вопросов, и в первую очередь на вопрос — «Жизнь — лучший учитель?»
Модераторами Пленарного заседания выступили руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Талия Минуллина и ведущий телеканала Россия 24 Станислав Натанзон.
Среди приглашенных спикеров, принявших участие в дискуссиях образовательного блока, были Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, журналист и интеллектуал Анатолий Вассерман, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров, российский ученый в области нейробиологии Татьяна Черниговская, академик РАН Алексей Семенов, обладатель звания «Учитель года России» Алмаз Хамидуллин, студент Гонконгского университета Антон Шатохин.
Спикеры ответили на самые важные вопросы, которые сейчас стоят перед специалистами сферы образования. Так, Фарид Мухаметшин рассказал гостям встречи и зрителям онлайн-форума о том, какие цели стоят перед Правительством Татарстана в образовательной среде, что отличает Татарстан от других регионов на карте России и как республика превращает это в свои преимущества.
«Хочу сказать, что Татарстан, как и многие регионы России, имеет хорошую базу в системе образования в виде школ и дошкольных учреждений, техникумов и вузов. К этому добавляются новые требования в контексте цифровизации, мы контактируем с различными ведомствами, Сколково, мы создали Иннополис, где готовим востребованных специалистов. Это залог того, что мы смотрим в завтрашний день», — сказал Фарид Мухаметшин в беседе с представителями СМИ.
Также председатель Госсовета республики поднял вопрос о ценности учителя в современных школах, о том, что учитель – это человек, который не только дает знания, но и прививает своим ученикам правильное воспитание.
«Мы с ностальгией вспоминаем советский период, когда учителя имели большой авторитет в обществе, они не только давали хорошее образование, но и выполняли воспитательные функции. Мы считаем, что эти вопросы для нас не праздные, мы также вкладываем усилия и ресурсы для того, чтобы учителя всех уровней были признаны обществом на всех уровнях»
Руководитель Агентства инвестиционного развития Талия Минуллина также поделилась информацией об интересных направлениях, формах, в которые Татарстан мог бы инвестировать и двигаться в контексте образования.
«Мы обсудили мировые тренды, пригласили ряд экспертов, это российские федеральные эксперты, которые участвовали в различных дискуссиях. Завтра у нас будет прямая связь с министром образования и науки Татарстана, в чат поступило много обращений. И еще, что интересно, чат нашего форума использовался для объявления вакансий, например, кто-то пишет: «В такую школу требуется учитель математики, информатики» и так далее. Мы уже начали работать как коммуникационная площадка для населения. И это тоже очень круто»
Талия Минуллина также сообщила, что форум в этом году хоть и стал отраслевым, но не потерял своей аудитории и влияния.
«Конечно, за три дня форума невозможно обсудить все вопросы в сфере образования. Но тем не менее в нашей стране и Правительство включилось, и Госсовет включился, и федеральные депутаты. Потому что есть отраслевое образование, подготовка кадров для отраслей. С нами говорил министр спорта, а также давал интервью наш министр труда. И мы говорили, что Татарстан сегодня может быть примером для других регионов России и сами слышали отзывы коллег из других регионов. Это 42 субъекта России, которые принимают участие. Это учителя, воспитатели и педагоги. Они также делятся своими разными методами для дошкольного образования, для среднего образования. Это реальный обмен мнениями. Поэтому данная коммуникационная площадка полезна и для родителей, но в меньшей степени для самих школьников и студентов, ведь именно там обсуждались вопросы системы образования, и как грамотно ее улучшить.