Слова толстого о власти: Цитаты Льва Толстого про власть

Содержание

Цитаты из книги «Христианство и патриотизм» Льва Толстого📚 — лучшие афоризмы, высказывания и крылатые фразы — MyBook.

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

  1. Главная
  2. Русская классика
  3. ⭐️Лев Толстой
  4. 📚Христианство и патриотизм
  5. org/ListItem»>Цитаты из книги

Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.
Патриотизм есть рабство.

6 апреля 2022

Поделиться

Всякое правительство объясняет свое существование и оправдывает все свои насилия тем, что если бы его не било, то было бы хуже.

6 апреля 2022

Поделиться

Прежде властвовала одна маленькая кучка правителей: императоры, короли, герцоги, их чиновники и воины; теперь же участниками этой власти и доставляемых ею выгод стали не только чиновники и духовенство, но капиталисты, большие и даже малые, и землевладельцы, и банкиры, и члены палат, и учителя, и сельские должностные лица, и ученые, и даже художники, и в особенности писатели, журналисты. И все эти лица сознательно и бессознательно распространяют обман патриотизма, необходимый им для удержания своего выгодного положения. И обман, благодаря тому, что средства обмана стали сильнее и что в нем участвует теперь все большее количество людей, производится так успешно, что, несмотря на большую трудность обмана, степень обманут ости народа остается та же.

6 апреля 2022

Поделиться

Подчинение же людей правительствам всегда будет, пока будет патриотизм, потому что всякая власть основывается на патриотизме, т.е. на готовности людей, ради защиты своего народа, отечества, т.е. государства, от мнимо угрожающих ему опасностей, подчиняться власти.

6 апреля 2022

Поделиться

Люди, могущие принять такое обязательство безропотного подчинения всему тому, что им предпишут неизвестные им люди из Петербурга, Вены, Берлина, Парижа, не могут быть разумны

6 апреля 2022

Поделиться

Патриотизм в наше время подобен лесам, когда-то бывшим необходимыми для постройки стен здания, которые, несмотря на то, что они одни мешают теперь пользованию зданием, все-таки не снимаются, потому что существование их выгодно для некоторых.

6 апреля 2022

Поделиться

Главное же невозможен патриотизм в наше время потому, что, как мы ни старались в продолжение 1800 лет скрыть смысл христианства, оно все-таки просочилось в нашу жизнь и до такой степени руководит ею, что люди, самые грубые и глупые, не могут уже не видеть теперь совершенной несовместимости патриотизма с теми нравственными правилами, которыми они живут.

6 апреля 2022

Поделиться

То, что называется патриотизмом в наше время, есть только, с одной стороны, известное настроение, постоянно производимое и поддерживаемое в народах школой. религией, подкупной прессой в нужном для правительства направлении, с другой – временное, производимое впечатление   низших   по   нравственному   и умственному даже уровню людей народа, которое выдается потом за постоянное выражение воли всего народа. Патриотизм угнетенных народностей не составляет из этого исключения. Он точно так же несвойствен рабочим массам, а искусственно прививается им высшими классами.

6 апреля 2022

Поделиться

Ничто, напротив, не доказывает   с  такой   очевидностью   отсутствие патриотизма в народах, как именно те напряженные усилия, которые употребляются теперь правительствами и правящими классами для искусственного возбуждения его, и те малые результаты, которые получаются, несмотря на все эти усилия.

6 апреля 2022

Поделиться

епископ в Тулоне, при спуске броненосца «Жоригибери», молился Богу мира, давая чувствовать при этом однако, что если что, то он может обратиться и к Богу войны

2 августа 2020

Поделиться

Бесплатно

(13 оценок)

Читать книгу: «Христианство и патриотизм»

Лев Толстой

Установите приложение,
чтобы читать эту книгу бесплатно

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

Лев Толстой о патриотизме — Моноклер

Рубрики : Литература, Общество, Последние статьи


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Участник обороны Севастополя 1854-1855 гг., «глыба русской литературы» граф Лев Толстой о патриотизме как орудии манипуляции.

Публикуем отрывки из статьи Льва Толстого «Христианство и патриотизм», в которой писатель размышляет о «гипнотизации патриотизмом», который всегда был удобным прикрытием и орудием для разжигания бессмысленных войн, не нужных обычному человеку. Впервые в России статья в числе других запрещенных статей Толстого ( «Письмо к либералам», «Письмо к фельдфебелю», «Не убий») появилась лишь в 1906 г. в издании Н. Е. Фельтена, за что тот был привлечен к судебной ответственности. История показывает, что со временем статья не утрачивает своей актуальности, несмотря на религиозные мотивы и кажущуюся тенденциозность.

Христианство и патриотизм (1893-1894)

фрагменты

Зазвонят в колокола, оденутся в золотые мешки долговолосые люди и начнут молиться за убийство. И начнется опять старое, давно известное, ужасное дело. Засуетятся разжигающие людей под видом патриотизма и ненависти к убийству газетчики, радуясь тому, что получат двойной доход. Засуетятся радостно заводчики, купцы, поставщики военных припасов, ожидая двойных барышей. Засуетятся всякого рода чиновники, предвидя возможность украсть больше, чем они крадут обыкновенно. Засуетятся военные начальства, получающие двойное жалованье и рационы и надеющиеся получить за убийство людей различные высокоценимые ими побрякушки — ленты, кресты, галуны, звезды. Засуетятся праздные господа и дамы, вперед записываясь в Красный Крест, готовясь перевязывать тех, которых будут убивать их же мужья и братья, и воображая, что они делают этим самое христианское дело.

И, заглушая в своей душе отчаяние песнями, развратом и водкой, побредут оторванные от мирного труда, от своих жен, матерей, детей — люди, сотни тысяч простых, добрых людей с орудиями убийства в руках туда, куда их погонят. Будут ходить, зябнуть, голодать, болеть, умирать от болезней, и, наконец, придут к тому месту, где их начнут убивать тысячами, и они будут убивать тысячами, сами на зная зачем людей, которых они никогда не видали, которые им ничего не сделали и не могут сделать дурного.

И когда наберется столько больных, раненых и убитых, что некому будет уже подбирать их, и когда воздух уже так заразится этим гниющим пушечным мясом, что неприятно сделается даже и начальству, тогда остановятся на время, кое–как подберут раненых, свезут, свалят кучами куда попало больных, а убитых зароют, посыпав их известкой, и опять поведут всю толпу обманутых еще дальше, и будут водить их так до тех пор, пока это не надоест тем, которые затеяли все это, или пока те, которым это было нужно, не получат всего того, что им было нужно. И опять одичают, остервенеют, озвереют люди, и уменьшится в мире любовь, и наступившее уже охристианение человечества отодвинется опять на десятки, сотни лет. И опять те люди, которым это выгодно, с уверенностью станут говорить, что если была война, то это значит то, что она необходима, и опять станут готовить к этому будущие поколения, с детства развращая их.

<…>

А то с детства всеми возможными средствами — школьными учебниками, церковными службами, проповедями, речами, книгами, газетами, стихами, памятниками — все в одном и том же направлении одурят народ, потом соберут насильно или подкупом несколько тысяч народа и, когда эти собравшиеся тысячи, к которым пристанут еще все зеваки, которые всегда рады присутствовать при всяком зрелище, и когда вся эта толпа при звуках стрельбы из пушек, музыки и при виде всякого блеска и света начнет кричать то, что прокричат перед ней, нам говорят, что это выражение чувств всего народа. Но, во 1-х, эти тысячи, ну, много, десятки тысяч людей, которые кричат что-то при таких торжествах, составляют только одну крошечную, десятитысячную часть всего народа; во 2-х, из этих десятков тысяч кричащих и махающих шапками людей, большая половина, если не согнана насильно, как у нас в России, то искусственно вызвана какой-нибудь приманкой; в 3-х, из всех этих тысяч едва ли есть десятки, которые знают, в чем дело, и точно так же кричали бы и махали шапками, если бы происходило совершенно противное тому, что происходит; в 4-х, тут же присутствует полиция, которая сейчас же заставит замолчать и заберет всех тех, которые закричат не то, чего хочет и требует правительство, как это усиленно делалось во время франко-русских празднеств.

<…>

Но что же такое это высокое чувство, которое, по мнению правящих классов, должно быть воспитываемо в народах?

Чувство это есть, в самом точном определении своем, не что иное, как предпочтение своего государства или народа всякому другому государству и народу, чувство, вполне выражаемое немецкой патриотической песней: «Deutchland, Deutchland uber alles» ⓘ«Германия, Германия выше всех». , в которую стоит только вместо Deutchland вставить Russland, Frankreich, Italien или N.N., т.е. какое-либо другое государство, и будет самая ясная формула высокого чувства патриотизма. Очень может быть, что чувство это очень желательно и полезно для правительств и для цельности государства, но нельзя не видеть, что чувство это вовсе не высокое, а, напротив, очень глупое и очень безнравственное; глупое потому, что если каждое государство будет считать себя лучше всех других, то очевидно, что все они будут не правы, и безнравственно потому, что оно неизбежно влечет всякого человека, испытывающего его, к тому, чтобы приобрести выгоды для своего государства и народа в ущерб другим государствам и народам, — влечение прямо противоположное основному, признаваемому всеми нравственному закону: не делать другому и другим, чего бы мы не хотели, чтоб нам делали.

<…>

Патриотизм был нужен для образования объединенных из разных народностей и защищенных от варваров сильных государств. Но как скоро христианское просвещение одинаково внутренне преобразило все эти государства, дав им одни и те же основы, патриотизм стал уже не только не нужен, но стал единственным препятствием для того единения между народами, к которому они готовы по своему христианскому сознанию.

Патриотизм в наше время есть жестокое предание уже пережитого периода времени, которое держится только по инерции и потому, что правительства и правящие классы, чувствуя, что с этим патриотизмом связана не только их власть, но и существование, старательно и хитростью и насилием возбуждают и поддерживают его в народах. Патриотизм в наше время подобен лесам, когда-то бывшим необходимыми для постройки стен здания, которые, несмотря на то, что они одни мешают теперь пользованию зданием, все-таки не снимаются, потому что существование их выгодно для некоторых.

Между христианскими народами уже давно нет и не может быть никаких причин раздора. Невозможно даже представить себе, как и зачем мирно и вместе работающие на границах и в столицах русские и немецкие рабочие станут ссориться между собой. И тем менее можно вообразить себе вражду между каким-нибудь казанским крестьянином, поставляющим хлеб немцу, и немцем, доставляющим ему косы и машины, то же самое между французскими, немецкими и итальянскими рабочими. О ссоре же между учеными, художниками, писателями разных национальностей, живущими одними общими независимыми от национальности и государственности интересами, даже смешно говорить.

Но правительствам нельзя оставить народы в покое, т.е. в мирных отношениях между собой, потому что если не единственное, то главное оправдание существования правительств в том, чтобы умиротворять народы, улаживать их враждебные отношения. И вот правительства вызывают эти враждебные отношения под видом патриотизма и потом делают вид, что умиротворяют народы между собой. Вроде того, как цыган, который, насыпав своей лошади перца под хвост, нахлестав ее в стойле, выводит ее, повиснув на поводу, и притворяется, что он насилу может удержать разгорячившуюся лошадь.

<…>

Правительства уверяют народы, что они находятся в опасности от нападения других народов и от внутренних врагов и что единственное средство спасения от этой опасности состоит в рабском повиновении народов правительствам. Так это с полной очевидностью видно во время революций и диктатур и так это происходит всегда и везде, где есть власть. Всякое правительство объясняет свое существование и оправдывает все свои насилия тем, что если бы его не было, то было бы хуже. Уверив народы, что они в опасности, правительства подчиняют себе их. Когда же народы подчинятся правительствам, правительства эти заставляют народы нападать на другие народы. И, таким образом, для народов подтверждаются уверения правительств об опасности от нападения со стороны других народов.

Divide et impera ⓘ«Разделяй и властвуй»..

Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.

Патриотизм есть рабство.

Проповедники мира посредством арбитрации рассуждают так: двое животных не могут разделить добычу иначе, как подравшись, так же поступают дети, варвары и варварские народы. Но люди разумные решают свои несогласия рассуждением, убеждением, передачей решения вопроса незаинтересованным, разумным лицам. Так должны поступать и народы нашего времени. Рассуждения эти кажутся вполне правильными. Народы нашего времени дожили до периода разумности, не имеют враждебности друг к другу и могли бы решать свои несогласия путем мирным. Но рассуждение это справедливо только относительно народов, одних народов, если бы они не были под властью правительств. Народы же, подчиняющиеся правительствам, не могут быть разумны, потому что подчинение правительства уже есть признак величайшего неразумия.

<…>

Страшно сказать, но нет и не было такого совокупного насилия одних людей над другими, которое не производилось бы во имя патриотизма. Во имя патриотизма воевали русские с французами, французы с русскими, и во имя же патриотизма теперь готовятся русские с французами воевать против немцев, и во имя патриотизма готовятся теперь немцы — воевать на два фронта. Но не только войны, — во имя патриотизма русские душат поляков и немцы славян; во имя патриотизма коммунары убивали версальцев и версальцы — коммунаров.

Источник: Толстой Л. «Христианство и патриотизм». 17 марта 1894. Москва. ПСС, том 39.

Обложка: Лев Толстой (фото — Карл Булла).


«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

общество

Похожие статьи

Власть народу. 356-й день Года войны и мира | Брайан Э. Дентон

День 356 Года Войны и Мира

T Этот второй эпилог сопровождает два вопроса . Во-первых, Толстой хочет знать, что такое власть. Во-вторых, он хочет знать, какая сила вызывает движение людей и народов. В сегодняшней главе, опираясь на свои рассуждения в предыдущих главах, он останавливается на ответе на эти вопросы. Что-то вроде.

Ответ на первый вопрос относительно прост и ясен. Власть — это отношения между людьми, особенно отношения между так называемыми массами и их так называемыми лидерами.

Его ответ на второй вопрос, какая сила движет людьми и народами, несколько туманнее. Он начинает с утверждения, чем эта сила не является. Сила, которая движет людьми и нациями, вызвана не мощью или интеллектуальной активностью и не сочетанием того и другого. Скорее, сила наций есть деятельность всех людей, при которой «те, кто принимает наибольшую непосредственную долю в событии, берут на себя наименьшую ответственность, и наоборот». Так называемые вожди наций, при традиционном понимании исторического анализа, принимают на себя моральную силу истории, тогда как так называемые массы являются физическим двигателем движения. Толстой возражает против понимания того, что носители морали являются причиной событий. «Моральная деятельность немыслима без физической, — пишет он. Поэтому «понятие причины неприменимо к явлениям» истории. История для Толстого — это череда беспричинных событий. Это, если процитировать далее, ряд беспричинных событий, в которых

По известным или неизвестным нам причинам французы начали тонуть и убивать друг друга. И соответственно событию его оправдание проявляется в вере людей в то, что это было необходимо для блага Франции, для свободы и для равенства. Люди перестали убивать друг друга, и это событие сопровождалось его оправданием в необходимости централизации власти, сопротивления Европе и т.д. Люди шли с запада на восток, убивая своих собратьев, и это событие сопровождалось фразами о славе Франции, низости Англии и т. д. История показывает нам, что эти оправдания событий не имеют здравого смысла и все противоречивы, как в случае с убийством человека в результате признания его прав, так и с убийством миллионов в России для унижения Англии.

И все это в пределах небольшого кусочка европейского театра истории в начале девятнадцатого века. Библиотеки переполнены подобными рассказами о глупости, безумии и безумии на глобальном уровне. Они будут продолжать заполняться, если мы не изменим наши пути. Если прав Толстой, если правда, что история есть беспричинная коллективная деятельность человечества, то нам и менять. Мы должны отказаться от национализма, гнева, ненависти, подозрений и племенного инстинкта дикости, которые характеризовали нашу историю до сих пор. Мы должны носить в себе медитации мира и единства.

Гордиться не тому, кто любит свою страну, а тому, кто любит весь мир. Земля — всего лишь одна страна, а человечество — ее граждане.

Бахаулла, Лоух-и-Максуд

Когда приходит мысль о войне, противопоставьте ее более сильной мысли о мире. Мысль ненависти должна быть уничтожена более могущественной мыслью любви. Мысли о войне разрушают всякую гармонию, благополучие, покой и довольство.

Абдул-Баха, «Парижские беседы»

Это триста пятьдесят шестая часть ежедневных, рассчитанных на год, чтения по главам и размышлений о «Войне и мире» Льва Толстого.

Для получения дополнительной информации об этом проекте, пожалуйста, прочитайте введение в серию здесь.

Если вам нравится «Год войны и мира», поделитесь им в своих любимых социальных сетях и порекомендуйте здесь, на Medium.

Вы также можете стать покровителем Года Войны и Мира. В настоящее время я работаю над выпуском высококачественной электронной версии проекта с соответствующими главами из Толстого для удобства чтения! Все посетители, которые зарегистрируются в этом году, получат бесплатную копию, когда она выйдет.

Мне также очень интересно узнать, что вы скажете о романе. Так что оставьте комментарий и дайте мне знать.

Цитаты Льва Толстого о позитиве в жизни

Своими словами Лев Толстой призывает нас наполнить свою жизнь смыслом и сделать ее более целенаправленной.

Родившийся в 1828 году в Ясной Поляне, Россия, Лев Николаевич Толстой или Лев Толстой считается одним из величайших романистов 19 века. Две его лучшие работы, Война и мир и Анна Каренина, были признаны одними из лучших когда-либо написанных романов.

Его книги оказали влияние на бесчисленное количество людей, в первую очередь на Махатму Ганди, на которого глубоко повлиял его идеал «простоты жизни и чистоты цели», согласно Deccan Herald. Некоторые из его других работ включают Воскресение, Царство Божие внутри вас и Смерть Ивана Ильича.

Вечная мудрость, содержащаяся в его книгах и рассказах, предлагает бесценные жизненные уроки, которые до сих пор имеют огромную ценность. У них есть множество положительных цитат, которые показывают нам, как принять простоту, бросить вызов своим взглядам, принять себя такими, какие они есть, и стать более оптимистичными. Своими книгами Толстой призывает нас наполнить нашу жизнь смыслом и сделать ее более целеустремленной. Если вы ищете вдохновения или позитива в жизни, эти мощные и мудрые цитаты Льва Толстого могут послужить вам путеводной звездой.

«Если вы ищете совершенства, вы никогда не будете довольны».

Если вы постоянно стремитесь к совершенству во всех аспектах своей жизни, вы можете не достичь удовлетворения. Такое отношение оставит вас неудовлетворенными и вызовет несчастье. Если не принять меры, эта склонность может сделать вас озлобленными и понизить вашу уверенность в себе. Решением этой проблемы было бы стремление к совершенству, а не к совершенству. Начните с постановки перед собой реалистичных и достижимых целей. Это простое изменение может творить чудеса с вашей уверенностью и приносить радость в вашу жизнь.

«Хочешь быть счастливым — будь».

Эта позитивная цитата из жизни подчеркивает, что счастье находится под вашим контролем. Ведь это состояние души. Счастье приходит от положительных эмоций. Если вы думаете о себе, жизненных ситуациях и окружающих вас людях позитивно, ваши слова и действия будут следовать за вашими мыслями. Однако поначалу изменение образа мыслей может оказаться сложной задачей. Но есть позитивные действия, которые могут помочь вам развить позитивный настрой. Вы можете практиковать медитацию, культивировать благодарность или вести дневник, чтобы получить доступ к источнику внутреннего блаженства и радости.

«Самые сильные из всех воинов — эти двое — Время и Терпение».

Неудача – это часть жизни. Он преподает важные уроки, которые вы можете внедрить в свою жизнь, чтобы улучшить себя. Хотя никто не любит терпеть неудачу, важно развивать терпение, когда вы сталкиваетесь с неудачей. Не торопитесь, чтобы понять и проанализировать причины вашей неудачи. Спокойный подход может помочь вам увидеть более четкую картину и уберечь вас от повторения тех же ошибок. Более того, когда у вас есть терпение, вы не будете принимать поспешных решений, что, в свою очередь, может уменьшить количество совершаемых вами ошибок. Со временем, с этими двумя воинами на вашей стороне, вы сможете достичь своих целей и стать более позитивным и целеустремленным человеком.

«Простим друг друга — только тогда мы будем жить в мире».

Эта позитивная цитата из жизни Льва Толстого говорит о важности прощения. Речь идет о том, чтобы отпустить обиды и обиды на тех, кто каким-то образом обидел вас. Может быть трудно отпустить гнев, но когда вы используете силу прощения, вы чувствуете, как будто вес мира свалился с вашего плеча. Вы чувствуете себя умиротворенно, потому что больше не думаете о человеке, который причинил вам боль. Вы выбираете двигаться дальше по жизни, что позволяет вам строить новые отношения и становиться более оптимистичным человеком.

«Когда вы любите кого-то, вы любите человека таким, какой он есть, а не таким, каким вам хотелось бы, чтобы он был».

Одним из ключей к успешным отношениям является искреннее принятие своего партнера таким, какой он есть. Это означает принимать их недостатки, восхищаться их качествами и расти вместе как пара. Но чаще всего нам трудно это сделать, поскольку у нас есть свои ожидания, по которым мы оцениваем других. Мы так много внимания уделяем тому, соответствует ли другой человек нашим стандартам, что забываем любить его за то, что он есть и развивается. Каждый человек уникален и у каждого есть свои качества и слабости. Когда вы принимаете это, вы не только делаете своего партнера счастливым, но и увеличиваете счастье в своей жизни.

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Именно простые вещи приносят радость в нашу жизнь. Это может быть помощь нуждающемуся человеку, общение с близкими, наблюдение за восходом солнца, танцы или прослушивание музыки. Это простые действия, но они способны вызывать положительные эмоции, особенно когда вы чувствуете себя плохо. Хотя накопление материальных благ может сделать вашу жизнь проще и комфортнее, само по себе оно не может гарантировать вам счастья. По данным Американской психологической ассоциации, исследования показали, что, «когда люди строят свою жизнь вокруг погони за богатством, их счастье на самом деле может уменьшиться». Когда вы пытаетесь принять простоту и обращаете внимание внутрь себя, вы найдете радость в более простых радостях жизни.

«Настоящая жизнь проживается, когда происходят крошечные изменения».

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *