Шестое чувство это что значит: Что такое шестое чувство

Содержание

Почему чувств на самом деле не пять? • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсАнтропология чувствАудиолекцииМатериалы

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

Автор Мария Пироговская

Мы все знаем, что чувств у нас пять. Откуда мы это знаем? Из здравого смысла или из обыденного языка, который подсказывает нам выражение «шестое чувство» — то есть чувство, которого нет. Кто-то знает из похо­да в Эрмитаж с его малыми голландцами, на чьих картинах аллегорически изобража­ются зрение, слух, обоня­ние, осязание и вкус. А кто-то читал Аристо­теля:  в тракта­те «О душе» он рассуждал об ощущениях, которые отли­чают живот­ных и людей от остального живого мира. Первое отличие заключа­ется в чув­стве осязания; еще одной, особой формой осязания является вкус; со вкусом сходно обоня­ние — оно опосредо­вано водой или воз­духом; наконец, зрение и слух­ трактуют­ся как возможность воспринимать цвета и звуки. Для Аристо­теля зрение — самое важное из чувств, поскольку оно делает возможной фантазию и тем самым отделяет ощущение от мышле­ния, то есть животную душу от челове­че­ской. Так пять чувств стали осмысляться иерархически: наверху — зрение и слух, то есть интел­лектуаль­ные высшие чувства; внизу — живот­ные чувства: вкус, обоняние и осязание.


Еще вроде бы говорят о шестом чувстве. И еще есть чувство голода. А равно­весие (его еще называют проприоцеп­цией) — это чув­ство или нет? А болевой порог? А ощущение температуры? Картина оказывается весьма запутан­ной. Получается, что, помимо кано­ни­че­ских пяти чувств, о которых известно всем, есть еще какие-то, знания о которых принадлежат специалистам: медикам, неврологам и так далее.


Допустим, вы пришли в поликлинику к терапевту и начинаете ему рассказы­вать, чтó и где у вас болит, ноет, жжет и так далее. В какой-то момент врач понимает, что с вами происходит, и говорит: «Вот на это, пожалуйста, не обра­щайте внимания, эти ощущения вам и мне не важны, я не буду на них строить диагноз. А вот на этих ощуще­ниях, наоборот, давайте сосредото­чимся». Полу­ча­ется, что мы можем направ­лять свое внимание на какие-то сигналы своего тела и потом получен­ное знание переводить в слова. А другие телесные ощуще­ния мы, напротив, можем оставлять на периферии и жить с ними в фоновом режиме — так люди, например, привыкают к хронической боли.


У всех нас есть тела, и эти тела оснаще­ны особым чувственным аппаратом, который передает в мозг данные о состоянии внешней среды и самого тела. Кажется, что это епархия нейрофизиологов, неврологов или когнитивных исследователей. Но так ли это? Помимо собственно нейрофизио­логи­ческих сигналов, мы можем рассматривать чувствен­ное восприятие еще и как неко­торый культурный и социальный процесс. Социальные антропологи предла­гают рассматривать процесс чувствования или процесс ощущения как социа­льное явле­ние — подобно религии, родственным отно­ше­ниям или покупкам в магазине. Сенсор­ные данные незаметно для нас самих окрашены социаль­ными значениями. То, что и как мы чувству­ем, что выделяем как зна­чимое, а что игнорируем, влияет на отношения между людьми.


Например, в нейрофизиологии существует понятие шестого чувства. Это вовсе не интуиция в бытовом смысле, а ощущение собственного тела, его внутренний отклик от суставов, мышц, конечностей, их поло­жения и движения. Шестое чувство — проприоцепцию — в конце XIX века описал английский нейрофизио­лог Чарлз Шеррингтон, но попытки как-то назвать, обозначить внутреннее ощущение тела возникали гораздо раньше, еще в ренессанс­ной медицине. Это то, как мы ощущаем свое тело и его движения в пространстве, то есть суставно-мышечное чувство. Обычно мы не рефлексируем над этими ощуще­ниями и замечаем их, только если что-то пошло не так, — только тогда наше внима­ние фокусируется на этих ощущениях. Например, если по просьбе невролога нам надо стоять на одной ноге или закрыть глаза и вытянуть руки. Или если мы занима­емся танцами или йогой и специально учимся фокуси­ровать внима­ние на отклике тела (то, что в разных школах йоги называется «быть в теле»). В других, менее удачных случаях внимание будут привлекать поломки соответ­с­т­вующей сенсорной системы. Например, невролог Оливер Сакс в книге «Чело­­век, который принял жену за шляпу» описал случай полной утраты проприо­цепции: у его пациентки Кристины из-за полиневрита пропало ощу­щение собственного тела от макушки до пяток. В качестве компенсации она должна была пользоваться зрением и выстраивать все свои движения заново, обдумы­вая их после­довательность и следя за ними глазами. Из гиперправиль­ных и оттого странных движений и поз Кристины окружающим казалось, что с ней что-то не так: то ли пьяная, то ли еще что-то. Но понять и назвать это «не так» они не могли. Оказывается, сидеть на стуле, стоять, заходить в авто­бус — это очень сложные операции, которые мы совер­шаем бессознательно благодаря беспроблемно работающей проприо­цепции. Более того, мы совер­шаем их «как-то», то есть в соответствии с нормами телесного поведения, принятыми в нашем обществе.


Другое незамечаемое и редко проблема­тизируемое чувство — ощущение тепла и холода. Его еще называют термоцеп­цией. С осязанием из «большой пятерки чувств» оно не связано: за ощущение тепла и холода отвечают особые рецеп­торы в коже. Например, в разных культурах существуют разные наборы терминов, которыми выражаются градации температуры, и у нас есть пред­став­ления о приемлемой или неприемлемой температуре тела или дома. Скажем, мы умиляемся скандинавской культуре хюгге, но не отдаем себе отчет в том, что люди ходят дома в красивых вязаных свитерах с оленями потому, что в квар­тире приемлемой температурой счита­ется 16–18 градусов, а не при­вычные нам 20–24 (зато мы сразу заметим, если с привычной нам температу­рой что-то случится: поздно подключат паровое отопление или в середине октября внезапно можно будет ходить без куртки).


Какие-то следы иначе осмысленной термо­цепции можно обнаружить в языко­вых метафорах. Мы говорим о горячих и холодных людях — для нас эти мета­форы стерты, но когда-то они имели реальный медицин­ский смысл: в антич­ной медицине темпера­тура была присуща каждому из четырех темпера­ментов и считалась рабочей и постоян­ной характеристикой человече­ского тела. Сообразно температуре, горячим сангвиникам рекомендовались одни лекар­ства и продукты, а холодным меланхоли­кам — другие. Если же обра­щаться к более далекой от нас культуре, можно увидеть еще более затейливые способы включения термоцепции в социальные отношения. Например, у индейцев цоциль, которые живут в мексиканском штате Чьяпас, время и пространство обладают темпера­турными характеристиками. Согласно космологии цоциль, солнце создавало мир четыре раза и три раза разрушало с помощью кипящего дождя; солнце и солнечное тепло служат референт­ными точками для называ­ния времени суток, месяца и года, а разные точки пространства имеют разную темпера­туру; стороны света называются по силе жары и так далее.


Если вернуться к примеру с терапевтом, то можно сказать, что даже такое несомнен­ное чувство, как боль, может иметь совер­шенно разные социальные смыслы. Ощуще­ние боли (ноцицепция) есть у всех. На инди­видуальном уровне это ощущение может довольно сильно варьировать: это называют болевым порогом — у кого-то он высокий, у кого-то — низкий. На уровне социума раз­нообразия не меньше: одни виды боли могут не замечаться, другие поло­жено терпеть, к третьим относятся с большим вниманием. На ситуацию влияет и то, кто испытывает боль и кому на нее жалуются. Представьте себе ребенка в диа­логе с родителями, или молодого солдата в диалоге со старшими по званию, или пожилую женщину на приеме у терапевта: представления о том, что такое боль, в каждой из этих ситуаций будут разными. А если перейти на уровень сравнения культур между собой, то контраст будет еще более сильным. Напри­мер, американские медицинские антропологи обнаружили, что довольно сложно измерить уровень боли. Инструмент, который используется для изме­рения, — визуально-аналоговая шкала, которая состоит из условных гримас и цифр от 1 до 10: чем сильнее гримаса, тем больше цифра и тем большую боль человек испытывает. Визуально-аналоговая шкала предпола­гает универсаль­ный характер боли — однако выясняется, что на оценку сильно влияют социаль­­ные характе­ристики пациента и сама коммуника­тивная ситуация (разговор с врачом или парамедиками).


В одном исследовании сравнивали восприятие боли у рожениц из Бельгии и Нидерландов. У этих стран общий язык, похожие политические системы и среда обитания. Однако отношение к родовой боли и обезболиванию оказа­лось разным — до такой степени, что исследователи говорят о двух разных «культурах боли». Что различается, какие факторы могли повлиять на форми­рование этих разных культур боли? С одной стороны, в этих странах разные религиозные ландшафты. С другой — медицинская помощь устроена по-разному. В Бельгии преобладает медицинская модель больничных родов: весь процесс происходит под контролем врачей, и боль кажется ненужным осложне­нием и без того непростой ситуации. В Голландии популяр­ны домаш­ние роды, и боль считается подспорьем для акушерки и самой рожени­цы — тем самым она нормализуется, женщины в большей степени готовы ее терпеть. То есть социальные и культурные различия дают себя знать и на уровне ощущения боли и коммуникации о ней.


Столкновение разных культур боли и разных языков ощущений можно наблю­дать и внутри одного общества. Самый очевидный пример — этни­ческие мень­шинства внутри большого общества. Менее очевидный — периоды активного культур­ного импорта, когда старая, привычная культура боли сталкивается с новой. В качестве примера можно привести Россию конца XVII века (новая прививка западной гуморальной медицины на фоне устояв­шегося подхода к телу и болезням, который определялся религиозными воззрениями и верой в колдовство). Здоровьем царя и его ближайшего окружения занимался Апте­карский приказ — это тогдашний аналог Мини­стерства здравоохранения. Он зани­мался наймом иностранных докторов, комплектованием московских аптек, покупкой импортных лекарств и заго­товкой трав. Там же хранились «дохтурские сказки» — своего рода медицин­ские карточки. Они были состав­лены во время большой кремлевской диспансеризации 1673 года, когда царь Алексей Михайлович, боявшийся заразы, велел всем ближним боярам подроб­но описать свои недомогания иностран­ным докторам. Так один способ описа­ния боли столкнулся с другим: бояре говорили о своих ощущениях, а врачи переводили услышанное на более привыч­ный им язык гуморальной медицины. Результаты получались вырази­тельные: «хипохондрика и омо­рок», «по сказке больного тараканы в голове, от того глух и оморок», «гортанью и низом лягуш­ки малые шли». Получается, что в XVII веке одни люди мыслили свою телес­ность в терминах лягушек, сглаза и порчи, а другие — в терминах ипохондрии и других понятий западной медицины.


Ощущением тела, ощущением темпера­туры и боли сенсорные системы чело­ве­ческого тела не исчерпываются. У нас есть чувство времени (хроноцепция), ощущения голода и жажды, ощущение высоты, разные физиологические рефлексы (например, зуд). К этому примешиваются разнообразные социальные чувства, такие как стыд. Но все эти чувства в разных культурах играют разные когнитивные и симво­лические роли. Этнографические исследования разных культур показы­вают, что различение основных чувств универсально. Но осмыс­­ление чувств, а также их ассоциация (то есть связь друг с другом) в разных обществах разная. И в разные исторические периоды одни чувства как бы усили­ваются и выходят на передний план — то есть выдвигаются в со­циальное пространство. Общество начинает о них думать и уделять им боль­ше внимания, чем остальным. А другие чувства как будто уходят в тень, их статус и воз­можности не обсуждаются. Все эти различия носят культурный, а не фи­зио­логический характер: нельзя сказать, что индейцы ама­зонской сель­вы фи­зиологически обладают более развитым слухом или обоня­нием, чем оби­та­тели Стокгольма или Москвы. Важно другое: в обществе индейцев и в швед­ском обществе слух и обоняние будут наделяться разным статусом, будут иметь разный социальный смысл и будут работать в разных сферах. Такие специфические сочетания, когда одни чувства оказываются почему-то значи­мее других, когда поломка одной сенсорной системы может компенси­роваться, а поломка другой восприни­мается как трагедия, в антропо­логии называют чувственными конфигурациями.


Если попытаться описать, чем одна конфигурация чувств может отличаться от другой, то получится три варианта. Во-первых, одно и то же чувство может занимать разные места в культурном универсуме. Что это значит? Грубо говоря, в одной культуре рефлексия по поводу сенсорных данных будет боль­шой, а в другой — маленькой. Например, в одной культуре будут много думать о слу­хе или температуре, а где-то это не будет вообще никак обсужда­ться. Во-вторых, могут разли­чаться значения чувств: в одном обществе на ощу­ще­нии температуры будут держаться базовые категории, а в другом термо­цеп­­ция будет актуа­лизироваться лишь в очень специаль­ных случаях. В-тре­тьих, чув­ственным данным может приписываться разная степень надежности. Напри­мер, юридическую силу может иметь лишь то, что человек увидел своими собственными глазами: это значит, что зрению приписывается очень высокая степень надежности, оно дает «оконча­тельное свидетельство». Но это не кон­станта, иначе мы бы не сталкивались с таким важным социальным регуля­тором, как слухи и пересказы, где услы­шанное своими ушами считается вполне надежным источником информации.


Все это должно привести нас к мысли, что человек вместе с присущими ему сен­сорными системами — существо не постоянное. Наоборот, он меняется во времени и пространстве, и вместе с эпохой изменяются его мировоз­зрение, его эмоциональный язык, его чувствительность, а также социальный смысл его ощущений. Первыми об этом стали задумываться историки фран­цузской шко­лы «Анналов» еще в 1930-е годы, а сейчас в социальных и гумани­тарных дис­циплинах мысль о подвиж­ности ощущений представляет собой некоторый консенсус, из которого исходят и историки, и антропологи.


Я уже упоминала важность внимания для тех или иных ощущений. Для опи­сания общества некоторые исследо­ватели даже прибегают к такой метафоре, как нервная система. Нервная система не существует отдельно от человека: она пронизывает его тело, она определяет его чувстви­тельность, его болевые точ­ки, его реакции на раздражители. В каком-то смысле именно она диктует, что будет для нас приятным или отталкивающим. Мы можем представить ощуще­ния как часть такой социальной нервной системы: общество говорит нам, что в телесных сигналах важно, а что нет, на что нужно обратить особое внима­ние, а чем пренебречь. Для совместного существования людям нужна договорен­ность по поводу того, что и как они ощущают, — общие правила. Согласован­ность представлений о плохом и хорошем, здоровом и опасном, прекрасном и отврати­тель­ном распространяется и на сенсорные впечатления, на то, как телесный опыт оформляется в соответствии с куль­турными нор­мами. Поэтому можно сказать, что любое общество в буквальном смысле слова основано на кон­сенсусе: мы договариваемся мыслить и чувствовать в унисон (разумеет­ся, до некоторой степени). Интересно, что эти значения заклю­чены уже в са­мих терминах: русское слово «чувство» может означать и нейрофизио­ло­ги­ческое ощущение, и эмоцию, и некоторую социальную норму (например, мы говорим о чувстве стыда или чувстве справедливости). В английском языке слово «sense» тоже многозначно: это не только канал восприятия окружающего мира, но и здравый смысл, своего рода общественный разум. Самое интересное для историка и антрополога — когда консенсус нарушается, ощущения и чув­ства, вызванные каким-то поводом, вдруг рассогласовываются и возникают конфликты. Например, когда кто-то трогает руками скульптуру в музее, или выставляет кондиционер на температуру, некомфортную для большинства окружающих, или называет ужасным запах чьих-то духов. Через конфликты можно получить доступ к тем социальным кодам, которые определяют, что представляет собой приемлемое сенсорное поведе­ние, и указывают, что же значит чувственный опыт разного рода.


У разных социальных групп это приемлемое сенсорное поведение будет раз­ным: какие-то различия окажутся вопиющими, какие-то будут тонкими, почти незаметными. Можно сказать, что одни правила сенсорного поведения будут одинаковыми для всего общества: их должны выполнять все, а их несо­блю­дение приведет к исключению. Например, мы различаем приемлемые и непри­емлемые запахи, разрешенные и запрещенные прикосновения, темпе­ратурные режимы — желанные в одних ситуациях и вызывающие тревогу в других. Это различение, которое отделяет приемлемое от неприемле­мого, приятное от пу­гающего, упорядо­ченное от хаотичного, управляется «здравым смыслом». В антропологию это понятие ввел американский антрополог Клиффорд Гирц: так Гирц обозначил существующую в культуре систему готовых решений и объясне­ний, которая позволяет носителям этой культуры быстро справ­ляться с огром­ным спектром жизненных ситуаций. Другие правила — более нюансиро­ванные — будут обязательны для одной группы и немыслимы для другой: они будут сигнализировать о социальных барьерах и границах, которые созда­ются возрастом, гендером, уровнем доходов или образования. Собствен­но, всеми этими правилами, а также их на­рушениями и конфликтами и зани­мается антропология чувств, или сен­сорная антропо­логия, а также друже­ственные ей дисциплины — теория коммуникации и микроистория.


Как вообще возникает мысль изучать ощущения в перспективе социальных и гуманитарных наук? Во-первых, до какой-то степени эта проблематика унаследована от ранней антропологии, с того времени, когда между социаль­ной и физической антропологией еще не было жесткого водораздела. В попыт­ках докопаться до предыстории цивилизаций антропологи пытались построить прогрессивную шкалу. Обществам приписывались разные уровни развития, и в зависимости от уровня развития эти общества располагались на той или иной эволюционной ступени. Для опреде­ления уровня развития использова­лись разные параметры, от форм брака до наличия или отсутствия письмен­ности. Одним из таких параметров были ощущения. Антропологи предпо­ла­гали, что восприятие туземца и вос­приятие современного европейца качест­венно различны: папуас воспри­нимает цвета или запахи не так, как англича­нин. Это «не так» отчасти исходило из уже упоминавшейся аристотелевской иерархии чувств — или, по крайней мере, апеллировало к ней: туземцам как существам более близким к природе приписывалось более виртуозное владе­ние «живот­ными» чувствами осязания и обоняния. С европейскими культу­рами, в свою очередь, ассоциировалось изощренное зрение — высшее интел­лектуальное чувство. Вопросы о физиологии восприятия входили в исследова­тель­ские планы первых антропологических экспедиций. Любо­пытно, как интерпре­тировались результаты: несмотря на то что обнаруженные различия (в названиях цветов) оказывались или ничтожными, или могли быть побоч­ным шумом экспериментов, европейцы начала XX века считали, что нашли подтвер­ждение иной сенсорной природы аборигенов, а вовсе не куль­тур­ные различия. Так европейцы конструировали себя в качестве облада­телей рационального и цивилизован­ного зрения — и конструировали туземцев как первобытных и интуитив­ных носителей низших чувств.


Объяснение разной чувствительности разных обществ отсылками к природе было характерно и для ранних биоло­гических теорий. В качестве примера можно привести одну эксцентричную классификацию живых существ. Ее при­думал в начале XIX века немец­кий натуралист Лоренц Окен. Он пред­лагал делить все живое на пять классов в зависимости от приоритетного обладания тем или иным органом чувств: осязающие беспозвоночные; рыбы — у которых впервые появляется язык и, соответственно, вкус; рептилии, у кото­рых ноздри соединяются с ротовой полостью, — это обоняние; птицы, полу­чающие внеш­нее ухо, — это слух; и млекопитающие, вооруженные всеми этими чувствами в их полноте и особенно подвижным глазом. Не оста­навли­ваясь на этом, Окен делал следующий шаг и предлагал распро­странить этот принцип и на челове­че­ские расы: в зависимости от ведущего чувства он выстра­ивал их от «осязаю­щего» африканца к «созерцающему» европейцу. Сейчас нам такие построе­ния кажутся курьезными, но они в какой-то форме работали вплоть до начала XX века и даже повлияли на расовые теории в евгенике.


Интересно, что в какой-то форме связка «европейская цивилизация — зрение» могла направлять и научные интересы в гуманитарных и социальных дисцип­линах. Например, изучение вернаку­лярных чувственных классификаций нача­лось именно с цвета: в 1960-е годы лингвистика стала искать универсаль­ные цветовые номинации и пыталась построить эволюционную траекторию их освоения. Здесь возникает вопрос: почему так? Значит ли это, что зрение и особенности его применения заинте­ресовали исследователей в первую очередь потому, что они разделяли европейскую культурную иерархию чувств, где зрению исторически отводилось первое место?


О самом зрении и его борьбе со слухом за первое место в конфигурации чувств пойдет речь в следующей лекции. 

Франциско Инфанте: «‎Быть живым — это самое главное»

Продолжение документального сериала «‎Художник говорит»! Шестая серия — о том, как найти визуальную метафору бесконечности. А также материал о 10 главных работах Инфанте

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

25 минут

1/4

Почему чувств на самом деле не пять?

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

Читает Мария Пироговская

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

18 минут

2/4

Зрение и слух: что важнее?

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

Читает Мария Пироговская

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

17 минут

3/4

Обоняние: запах между естественным и безобразным

Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов

Читает Мария Пироговская

Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов

18 минут

4/4

Осязание: что можно трогать, а что нельзя?

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Читает Мария Пироговская

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Материалы

Пять лучших книг о пяти чувствах

Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание в рассказах и исследованиях

История чувств, рассказанная через искусство

От средневековой фрески до современных инсталляций

Собаки лают — к дождю? Тест про слух в фольклоре

Что значат звуки в русских приметах

Льдистый глаз, волосы дыбом, одна ноздря: страх в фольклоре

Что пугает в фольклоре и как тело реагирует на испуг

Русский дух и кожаная пушка: запахи в фольклоре

Чем пахнут иностранцы, грешники, покойники и дьявол

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

До повышения стоимости подписки осталось

.

Успейте купить сейчас

.

Шестое чувство: когда стоит довериться интуиции — Психология

Личность

Почему многие важные решения нужно принимать в постели

Людмила Савкина

14 апреля 2018 13:30

Как развить свою интуицию?

Фото: Pixabay.com/ru

Для того чтобы найти единственно правильный выход из сложного положения, порой бывает недостаточно аналитических способностей. Успешные люди признаются, что зачастую принять верное решение им помогает шестое чувство — интуиция. Психологи добавляют: «Но осторожно! Не всякое ощущение следует принимать за интуицию».

Мозг человека находится в постоянной работе — даже если человек спит. При этом информацию, которую мы получаем ежесекундно, наше сознание может даже не замечать. Однако это перманентное поступление информации и влияет на многочисленные решения, которые мы принимаем в ежедневной жизни. Именно здесь кроется ключ к тому, что называется интуицией. И к тому, как правильно ее использовать.

Работу мозга лучше сравнивать с работой компьютера, который, решая одну задачу, игнорирует десятки других. Интуиция — это и есть плод той невидимой работы, которую производит мозг. Чтобы извлечь из него максимум, необходимо максимально его загрузить. Самой разнообразной информацией, а не только той, которая касается определенной проблемы: в совокупности такая загруженность может дать фантастический результат.

Когда мозг работает над различными темами, он устанавливает совершенно неожиданные связи между ними — это и развивает интуицию. Поэтому психологи, работающие с шестым чувством своих вечно сомневающихся клиентов, первым делом советуют им стать открытым всему новому — интересоваться вещами, которые, может быть, никогда не пригодятся в повседневной жизни. Зато в один прекрасный день они позволят быстро найти эффективное решение.

Не путайте собственные желания с шестым чувством

Фото: Pixabay. com/ru

Но осторожно — не спутайте собственные желания с шестым чувством. Многие опытные «охотники за головами» говорят, что полное впечатление о человеке они получают в момент пожатия его руки, а собеседование с ним проводят только лишь для того, чтобы подтвердить первоначальное мнение. Чтобы понять человека с первой секунды, люди этой профессии полагаются на интуицию — они бессознательно погружаются в мир ощущений, эмоций и прошлого опыта и моментально вытаскивают оттуда правильный ответ на свой вопрос. Так что стоит прислушаться к совету этих профессионалов: «Если вы, приняв решение, все еще чувствуете сомнение и неуверенность — значит, вы приняли неправильное решение. Устройте собеседование сами себе и ищите новый ответ».

Чувство сомнения при принятии решения говорит о том, что вы не руководствовались интуицией, а ошибочно приняли ее за ваше подсознательное желание: вы это сделали не потому, что так было правильно, а потому, что это лично вам так захотелось сделать.

Для того чтобы подобной подмены не происходило, учитесь устраивать себе собеседования. Для неопытных новичков собеседования лучше проводить в… постели. Утро вечера мудренее ведь только потому, что между ними — ночь. Сколько великих открытий сделали ученые во сне! Решения, идеи приходят к сонному человеку совершенно случайно. Но для этого человек должен соблюсти два условия. Первое: перед тем как отправиться в кровать, нужно правильно сформулировать вопрос — кратко и понятно, так, чтобы он был ясен даже восьмилетнему ребенку. Например: «Могу ли я иметь дело с Ириной?» или «Соглашаться ли на предложение начальника?» Второе условие: состояние полузабытья, предшествующее сну. Это состояние полусознания очень близко к гипнотическому, когда мозг мешает между собой разнообразнейшие картинки, фразы и информацию, полученные за последнее время. В таком состоянии человек и получает ответ на поставленный вопрос.

Почему многие решения нужно принимать в постели?

Фото: Pixabay.com/ru

А если впасть в сон не представляется возможным, если ответ необходимо получить немедленно, можно потренироваться с помощью релаксации. Сконцентрируйтесь на любимом вашем цвете — представьте, что он проходит через все ваше тело. Затем вообразите ситуацию, в которой вы чувствуете себя комфортно. Именно здесь вы можете неожиданно получить правильный ответ.

И самое главное — интуиции никогда не бывает мало. Ее нужно постоянно развивать, тренировать, лелеять и холить. Для этого специалисты придумывают целые комплексы упражнений — наподобие гимнастики, которая укрепляет шестое чувство.

Вот самые простые:

Упражнение 1: если вы привыкли сначала чистить зубы, а потом умывать лицо, сделайте завтра утром наоборот.

Упражнение 2: во время приема пищи закройте глаза — попробуйте угадать, что лежит в тарелке и какого это цвета.

Упражнение 3: откройте журнал, где всегда присутствует много звезд шоу-бизнеса, кино, политики. Выберете ту знаменитость, что вам больше по душе. А теперь представьте, что сделала бы эта личность на вашем месте.

Упражнение 4: сформулируйте вопрос, а теперь попытайтесь ответить на него письменно — левой рукой на непривычном формате бумаги.

Упражнение 5: когда раздается телефонный звонок, попробуйте угадать, кто вам звонит.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм

психология, советы психолога, подсознание, интуиция

Как научиться плакать по команде

Если вы ищете советы и техники, как это осуществить, актер театр и кино Семен Якубов готов поделиться профессиональными секретами

Галкин* пожаловался на мошенничество: «Деньги не попросим»

А некоторые пользователи Сети заявили, что артист постарел и похудел

Анна Калашникова выставила напоказ впечатляющую грудь в «голом» наряде

Звезда поделилась бэкстейджем со съемок

На голове не укладывается: как правильно выбирать лак для волос

Это стайлинг-средство — одно из самых используемых, но мало кто задумывается о его составе

Молодая жена Петросяна обнажила сочную грудь на пляже

Татьяна Брухунова надела купальник со смелым декольте

5 рекомендаций от психолога по избавлению от низкой самооценки

Своими лайфхаками делится психолог, астролог, независимый эксперт Анна Гусева

Как провести весело новогоднюю ночь всей семьей

Актуальные советы специально для WomanHit. ru от певца и композитора Алекса Анохина

Корсеты, бахрома и спорт-шик: что будем носить нынешней зимой

Известный дизайнер Маша Цигаль рассказала о главных трендах сезона (многое неожиданно, но креативно)

«Девушка на миллион»: как я снималась в кино

Главный редактор сайта WomanHit.ru Ольга Сапрыкина поучаствовала в одном из эпизодов новой картины с участием Марии Ефремовой, Игоря Лифанова, Андрея Урганта. И готова поделиться своими впечатлениями

Уходим от абъюзера: 5 важных правил

О том, что важно учесть при планировании спасательной операции, рассказывает ведущая популярных блогов по теме абьюза и автор трилогии «Бойся, я с тобой» Таня Танк

ПМС: что делать, если хочешь убивать и тортик

Психолог-расстановщик Юлия Хадарцева рассказала, почему каждый месяц женщины превращаются в монстров и как пережить этот период

Летучая прикрыла на пляже огромную грудь двумя «сердцами»

Звезда отметила на Мальдивах свой день рождения

Григория Лепса могут посадить на несколько лет за драку

Исполнитель сломал мужчине нос

Кадры недели: дочь Пескова показала обручальное кольцо, а Собчак изменила внешность

Самые интересные события из мира шоу-бизнеса — в новом видеоотчете WomanHit. ru

Катя Жужа выставила напоказ огромную грудь, перетянув ее узким топом

Звезда отправилась в таком виде на прогулку

Если решились на эмиграцию: полезные советы для быстрой адаптации

Все больше людей или по собственной воле, или благодаря сложившимся обстоятельствам покидают старое место и отправляются в неизвестное плавание. Как сделать это путешествие максимально безболезненным?

Как понять, что вы влюбились в робота

Психиатр, психотерапевт Юлия Зубкова решила поразмышлять на неожиданную, но очень актуальную тему

Как можно похудеть, если вечером приходит жрун. Советы о способах эффективного похудения от эксперта

Синдром ночного питания и способы борьбы с ним, в том числе лучшие таблетки и диеты для похудения

У вас есть шестое чувство, которым вы, вероятно, еще не пользуетесь

8 июля 2021 г. — У людей есть шестое чувство, которое большинство из нас не использует, но может научиться.

Некоторые слепые люди уже поняли, как использовать это, примерно так же, как дельфины ориентируются под водой, а летучие мыши находят дорогу в кромешной тьме. И это только вопрос времени, когда другие тоже поймут, как это сделать, говорят ученые.

Наши пять чувств — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание — помогают нам понимать и воспринимать окружающий мир. Но, согласно двум недавним исследованиям, люди могут подключиться к так называемому шестому чувству и научиться ориентироваться в темноте, когда наше зрение не может пробиться сквозь нее.

Дельфины и некоторые другие животные используют биологический гидролокатор, называемый эхолокацией, чтобы передвигаться, даже когда тусклая мутная вода мешает им видеть. Летучие мыши, кажется, чувствуют звук, когда он отражается от препятствий, когда они беспрепятственно летят через темные пространства.

«Люди пассивно используют эхолокацию все время», — говорит Лор Талер, доктор философии, адъюнкт-профессор психологии Даремского университета в Соединенном Королевстве.

Когда человек входит в комнату и интуитивно понимает, мала она или велика и есть ли в ней мебель, он, вероятно, основывает свою интуицию на эхо и реверберациях, объясняет Талер.

Слепые люди иногда постукивают тростью или слегка топают ногой, чтобы лучше ориентироваться в окружающем пространстве. Люди также могут эхолокировать, щелкая пальцами или издавая щелкающие звуки ртом, говорят ученые, потому что создаваемые им звуковые волны отражаются от близлежащих объектов.

Люди с небольшой подготовкой или без нее могут научиться использовать эти эхо-сигналы для определения формы, размера или текстуры объекта.

Это не какая-то надуманная сверхспособность. Многие люди уже освоили активное сенсорное восприятие, говорит Дэниел Киш, основатель и президент World Access for the Blind. Калифорнийская некоммерческая организация помогает обучать людей, которые не могут видеть, использовать эхолокацию, среди прочего, для навигации по окружающему миру.

В новом исследовании Талер и ее коллеги проверили, могут ли люди научиться эхолокации.

Участники посетили 20 учебных занятий — по два в неделю в течение 10 недель — а затем попытались использовать эхолокацию для определения размера объекта и его ориентации в лаборатории. Кроме того, они выполнили компьютерную навигационную задачу, в которой слушали звуки и перемещались по объектам.

«У нас был огромный возрастной диапазон — от 21 до 79 лет — и среди них были как зрячие, так и слепые, и все они учились», — говорит Талер.

Для людей, которые не могли видеть, развитие способности к активному восприятию увеличило их способность самостоятельно передвигаться и улучшило их самочувствие.

Во втором исследовании Мива Сумия, доктор философии, которая с тех пор присоединилась к лаборатории Талера, и ее коллеги попросили 15 участников, не обученных эхолокации, посылать звуковые волны с компьютерных планшетов, которые были похожи на шумы, которые издают летучие мыши, когда они летают. темнота. Затем их спросили, движется или неподвижен цилиндр в комнате, которую они не видят.

Даже без подготовки большинство участников знали ответ. По словам Сумии и ее коллег, людям, вероятно, нетрудно понять эту технику и использовать ее при взаимодействии с окружающей средой.

Тем не менее, говорят, что у некоторых участников это получалось намного лучше, чем у других.

Это то, что Киш говорит, что его некоммерческая организация видела в реальном мире, за пределами лаборатории. «Слепые люди улавливают это гораздо быстрее», — отмечает он.

Человеческий мозг предрасположен к использованию зрения, и люди, которые могут видеть, в значительной степени полагаются на свое зрение, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Но слепые люди должны полагаться на свои другие чувства, отмечает Киш.

«Я считаю, что ранние люди обладали хорошим слухом и, вероятно, использовали эхолокацию, — говорит он. «Большая часть человеческого существования проходила без искусственного освещения, поэтому мы проводили много времени в темноте. Мы проводили время в пещерах, и нам нужно было знать, что нас окружает, чтобы избежать угроз и хищников. чем вы можете видеть вокруг них, и вы можете слышать сквозь листву гораздо легче, чем видеть сквозь нее».

На самом деле есть доказательства того, что еще в 1700-х годах слепые люди использовали эхолокацию для маневрирования в обществе, говорит Эндрю Коларик, доктор философии из Университета Англии Раскин в Соединенном Королевстве.

И исследования уже показали, что при отсутствии зрения мозг компенсирует это другими чувствами.

«В случае слепоты мозг как бы перестраивается, — объясняет Коларик.

Этот ремейк усиливает слуховую систему, чтобы улучшить способность человека слышать и использовать другие чувства новыми и мощными способами.

Шестое чувство? Это в ваших генах

Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

(Изображение предоставлено Джейсоном Сэлмоном | Shutterstock.com)

Вкус, обоняние, зрение, слух, осязание и… осознание своего тела в пространстве? Да, у людей есть как минимум шесть чувств, и новое исследование предполагает, что последнее из них, называемое проприоцепцией, может иметь генетическую основу.

Проприоцепция относится к тому, как ваш мозг понимает, где находится ваше тело в пространстве. Когда полицейские просят пьяного человека дотронуться пальцем до кончика носа, они проверяют чувство проприоцепции.

Предыдущее исследование на мышах показало, что ген под названием PIEZO2 может играть роль в этом смысле. Ген PIEZO2 сообщает клеткам производить «механочувствительные» белки. Механоощущение — это способность ощущать силу, например, способность чувствовать, когда кто-то давит на вашу кожу. Согласно исследованию, он также играет роль в проприоцепции. [7 странных фактов о балансе]

Чтобы понять влияние гена на человека, исследователи из Национального института здоровья (NIH) определили двух молодых пациентов, у которых были очень редкие мутации в гене, согласно исследованию, опубликованному в среду (21 сентября) в Новой Англии. Журнал медицины. Исследователи отметили, что у пациентов также были проблемы с суставами и сколиоз.

Согласно исследованию, пациентов попросили выполнить несколько тестов, связанных с движением и равновесием. В ходе одного теста, например, исследователи обнаружили, что пациентам с завязанными глазами было очень трудно ходить.

В другом тесте пациентов просили дотянуться до объекта перед ними, сначала с открытыми глазами, а затем с завязанными глазами. Исследователи обнаружили, что по сравнению с людьми, у которых не было мутации гена, пациентам было гораздо труднее дотянуться до объекта с завязанными глазами.

Другие тесты показали, что у пациентов с генной мутацией с завязанными глазами было больше проблем с угадыванием направления движения их рук и ног, когда исследователи двигали их. У них также было больше проблем с ощущением вибрации от жужжащего камертона, приложенного к их коже, по сравнению с участниками контрольной группы.

В другом эксперименте один пациент сказал, что ощущение того, что кто-то осторожно касается кожи предплечья, было покалыванием, в отличие от приятного ощущения, о котором обычно сообщают.

Полученные данные свидетельствуют о том, что пациенты, несущие мутации в гене PIEZO2, «слепы к прикосновениям», заявил Александр Чеслер, главный исследователь Национального центра комплементарного и интегративного здоровья и ведущий автор исследования. .

«Вариант [гена] PIEZO2 пациента может не работать, поэтому их нейроны не могут обнаруживать прикосновения или движения конечностей», — сказал Чеслер.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *