Шестое чувство это: Что такое шестое чувство

Содержание

«Шестое чувство» — это научно доказанная способность человека

Мы часто говорим об интуиции. В отличие от логики, которая делает выводы на основании известных фактов, интуиция — это способность получать информацию на уровне ощущений, без использования каких-либо аналитических данных. В последнее время феноменом так называемого «шестого чувства» всерьёз заинтересовались учёные.

 

Объяснить процесс

В частности, изучением этого явления занялось Управление военно-морских исследований США (ONR). Ещё в 2017 году в журнале Time была опубликована статья под названием «Американские военные считают, что у людей есть шестое чувство».

«Мы должны понять, что порождает это так называемое «шестое чувство», — высказывается Питер Сквайр, руководитель программы в отделе экспедиционных манёвренных боевых действий и борьбы с терроризмом ONR.

По словам Сквайра, люди часто относят сферу интуиции к иррациональному. Но не исключено, что это всё же психологический процесс, который как-то объясним с научной точки зрения. Если удастся понять эти механизмы, то, возможно, найдутся способы развить интенсивность процесса и применять его в практических целях.

«Бабочки» и тошнота

Доктор медицинских наук, доцент кафедры психиатрии Калифорнийского университета Джудит Орлофф рассказывает:

«В своей частной практике я работаю с женщинами-руководителями, которые приходят ко мне, чтобы развить свою интуицию. Они рассматривают её как «суперспособность», которую нужно использовать при принятии любых решений на работе, а также как руководство к действию для того, чтобы быть хорошими лидерами и организаторами».

Доктор Орлофф утверждает, что в механизме «шестого чувства» задействованы всё правое полушарие нашего мозга, гиппокамп и пищеварительная система, которая также обладает нейронами. Именно благодаря работе так называемых нейротрансмиттеров в нашем кишечнике возникают «бабочки в животе» или чувство тошноты, и тогда мы можем принимать или отторгать интуитивно какие-то вещи.

Отсечь лишнее

В свою очередь, журнал Frontiers in Human Neuroscience опубликовал анализ серии опытов по исследованию феномена предвидения. Они показывают, что наш мозг и организм могут реагировать на случайные стимулы, возникающие за 1-10 секунд до того или иного события, которое ещё не произошло. Мы реагируем на это физиологическими изменениями в сердечно-лёгочной, кожной и нервной системах.

А директор Института развития человека имени Макса Планка Герд Гигеренцер считает, что решения, принимаемые нами с помощью интуиции, связаны с инстинктивным пониманием того, какая информация является лишней.

Предвидеть будущее

 

Несколько лет назад группа учёных под руководством главного научного сотрудника Института ноэтических наук (IONS) Дина Радина провела ряд тестов на интуицию, в которых приняли участие 26 человек, владеющих определёнными техниками, позволяющими поддерживать состояние сердечной гармонии. Добровольцы прошли два цикла протоколов исследования с разницей в две недели. Им не сообщили о настоящей цели исследований, сказали, что изучать будут реакции на стресс. При этом одна половина участников выполняла протоколы после намеренного достижения состояния сердечной согласованности в течение 10 минут, а вторая предварительно не выполняла эту процедуру. На втором этапе первая группа, напротив, не проходила до завершения протоколов процедуру сердечной гармонизации, а вторая проходила.

Суть экспериментов заключалась в том, что каждого испытуемого сажали за компьютер и просили по мере готовности нажимать на кнопку мыши. В течение шести секунд после этого экран оставался пустым. В это время специальная программа фиксировала физиологические параметры добровольца. Наконец на монитор по очереди случайным образом выводились 45 различных изображений. Каждая картинка висела на экране 3 секунды, и программа регистрировала реакцию на неё. Следующая картинка демонстрировалась только через 10 секунд после того как убирали предыдущую.

Выяснилось, что 30 изображений в зависимости от сюжета вызвали у испытуемых нейтральную, а 15 — сильную эмоциональную реакцию. Но это не так удивительно, как тот факт, что соответствующая реакция наступала ещё до того как картинки возникали на экране — в среднем за 4,8 секунды до их появления. Причём наиболее интенсивной была «сердечная» реакция.

«Сначала информация регистрируется в сердце, — комментирует доктор философии Роллин Маккрати, — затем в мозг (эмоциональная и префронтальная кора), где мы можем логически соотнести то, что интуитивно чувствуем, и, наконец, в нутро (или туда, где что-то будоражит)».

По мнению авторов эксперимента, помимо традиционного «мозгового» интеллекта у нас есть ещё и интуитивный или «сердечный» интеллект. Недаром мы говорим: «Я чувствую это сердцем».

Специалисты полагают, что единственный способ использовать возможности нашей интуиции — это развивать её, экспериментируя с разными ситуациями. И рано или поздно это здорово начнёт помогать вам в жизни.

«Знаки судьбы»: Мистика или работа подсознания?


Редактор Людмила Черткова

Людмила Черткова — журналист, обозреватель, редактор, корреспондент новостной службы Правды. Ру.

Почему чувств на самом деле не пять? • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсАнтропология чувствАудиолекцииМатериалы

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

Автор Мария Пироговская

Мы все знаем, что чувств у нас пять. Откуда мы это знаем? Из здравого смысла или из обыденного языка, который подсказывает нам выражение «шестое чувство» — то есть чувство, которого нет. Кто-то знает из похо­да в Эрмитаж с его малыми голландцами, на чьих картинах аллегорически изобража­ются зрение, слух, обоня­ние, осязание и вкус. А кто-то читал Аристо­теля:  в тракта­те «О душе» он рассуждал об ощущениях, которые отли­чают живот­ных и людей от остального живого мира. Первое отличие заключа­ется в чув­стве осязания; еще одной, особой формой осязания является вкус; со вкусом сходно обоня­ние — оно опосредо­вано водой или воз­духом; наконец, зрение и слух­ трактуют­ся как возможность воспринимать цвета и звуки. Для Аристо­теля зрение — самое важное из чувств, поскольку оно делает возможной фантазию и тем самым отделяет ощущение от мышле­ния, то есть животную душу от челове­че­ской. Так пять чувств стали осмысляться иерархически: наверху — зрение и слух, то есть интел­лектуаль­ные высшие чувства; внизу — живот­ные чувства: вкус, обоняние и осязание.


Еще вроде бы говорят о шестом чувстве. И еще есть чувство голода. А равно­весие (его еще называют проприоцеп­цией) — это чув­ство или нет? А болевой порог? А ощущение температуры? Картина оказывается весьма запутан­ной. Получается, что, помимо кано­ни­че­ских пяти чувств, о которых известно всем, есть еще какие-то, знания о которых принадлежат специалистам: медикам, неврологам и так далее.


Допустим, вы пришли в поликлинику к терапевту и начинаете ему рассказы­вать, чтó и где у вас болит, ноет, жжет и так далее. В какой-то момент врач понимает, что с вами происходит, и говорит: «Вот на это, пожалуйста, не обра­щайте внимания, эти ощущения вам и мне не важны, я не буду на них строить диагноз. А вот на этих ощуще­ниях, наоборот, давайте сосредото­чимся». Полу­ча­ется, что мы можем направ­лять свое внимание на какие-то сигналы своего тела и потом получен­ное знание переводить в слова. А другие телесные ощуще­ния мы, напротив, можем оставлять на периферии и жить с ними в фоновом режиме — так люди, например, привыкают к хронической боли.


У всех нас есть тела, и эти тела оснаще­ны особым чувственным аппаратом, который передает в мозг данные о состоянии внешней среды и самого тела. Кажется, что это епархия нейрофизиологов, неврологов или когнитивных исследователей. Но так ли это? Помимо собственно нейрофизио­логи­ческих сигналов, мы можем рассматривать чувствен­ное восприятие еще и как неко­торый культурный и социальный процесс. Социальные антропологи предла­гают рассматривать процесс чувствования или процесс ощущения как социа­льное явле­ние — подобно религии, родственным отно­ше­ниям или покупкам в магазине. Сенсор­ные данные незаметно для нас самих окрашены социаль­ными значениями. То, что и как мы чувству­ем, что выделяем как зна­чимое, а что игнорируем, влияет на отношения между людьми.


Например, в нейрофизиологии существует понятие шестого чувства. Это вовсе не интуиция в бытовом смысле, а ощущение собственного тела, его внутренний отклик от суставов, мышц, конечностей, их поло­жения и движения. Шестое чувство — проприоцепцию — в конце XIX века описал английский нейрофизио­лог Чарлз Шеррингтон, но попытки как-то назвать, обозначить внутреннее ощущение тела возникали гораздо раньше, еще в ренессанс­ной медицине. Это то, как мы ощущаем свое тело и его движения в пространстве, то есть суставно-мышечное чувство. Обычно мы не рефлексируем над этими ощуще­ниями и замечаем их, только если что-то пошло не так, — только тогда наше внима­ние фокусируется на этих ощущениях. Например, если по просьбе невролога нам надо стоять на одной ноге или закрыть глаза и вытянуть руки. Или если мы занима­емся танцами или йогой и специально учимся фокуси­ровать внима­ние на отклике тела (то, что в разных школах йоги называется «быть в теле»). В других, менее удачных случаях внимание будут привлекать поломки соответ­с­т­вующей сенсорной системы. Например, невролог Оливер Сакс в книге «Чело­­век, который принял жену за шляпу» описал случай полной утраты проприо­цепции: у его пациентки Кристины из-за полиневрита пропало ощу­щение собственного тела от макушки до пяток. В качестве компенсации она должна была пользоваться зрением и выстраивать все свои движения заново, обдумы­вая их после­довательность и следя за ними глазами. Из гиперправиль­ных и оттого странных движений и поз Кристины окружающим казалось, что с ней что-то не так: то ли пьяная, то ли еще что-то. Но понять и назвать это «не так» они не могли. Оказывается, сидеть на стуле, стоять, заходить в авто­бус — это очень сложные операции, которые мы совер­шаем бессознательно благодаря беспроблемно работающей проприо­цепции. Более того, мы совер­шаем их «как-то», то есть в соответствии с нормами телесного поведения, принятыми в нашем обществе.


Другое незамечаемое и редко проблема­тизируемое чувство — ощущение тепла и холода. Его еще называют термоцеп­цией. С осязанием из «большой пятерки чувств» оно не связано: за ощущение тепла и холода отвечают особые рецеп­торы в коже. Например, в разных культурах существуют разные наборы терминов, которыми выражаются градации температуры, и у нас есть пред­став­ления о приемлемой или неприемлемой температуре тела или дома. Скажем, мы умиляемся скандинавской культуре хюгге, но не отдаем себе отчет в том, что люди ходят дома в красивых вязаных свитерах с оленями потому, что в квар­тире приемлемой температурой счита­ется 16–18 градусов, а не при­вычные нам 20–24 (зато мы сразу заметим, если с привычной нам температу­рой что-то случится: поздно подключат паровое отопление или в середине октября внезапно можно будет ходить без куртки).


Какие-то следы иначе осмысленной термо­цепции можно обнаружить в языко­вых метафорах. Мы говорим о горячих и холодных людях — для нас эти мета­форы стерты, но когда-то они имели реальный медицин­ский смысл: в антич­ной медицине темпера­тура была присуща каждому из четырех темпера­ментов и считалась рабочей и постоян­ной характеристикой человече­ского тела. Сообразно температуре, горячим сангвиникам рекомендовались одни лекар­ства и продукты, а холодным меланхоли­кам — другие. Если же обра­щаться к более далекой от нас культуре, можно увидеть еще более затейливые способы включения термоцепции в социальные отношения. Например, у индейцев цоциль, которые живут в мексиканском штате Чьяпас, время и пространство обладают темпера­турными характеристиками. Согласно космологии цоциль, солнце создавало мир четыре раза и три раза разрушало с помощью кипящего дождя; солнце и солнечное тепло служат референт­ными точками для называ­ния времени суток, месяца и года, а разные точки пространства имеют разную темпера­туру; стороны света называются по силе жары и так далее.


Если вернуться к примеру с терапевтом, то можно сказать, что даже такое несомнен­ное чувство, как боль, может иметь совер­шенно разные социальные смыслы. Ощуще­ние боли (ноцицепция) есть у всех. На инди­видуальном уровне это ощущение может довольно сильно варьировать: это называют болевым порогом — у кого-то он высокий, у кого-то — низкий. На уровне социума раз­нообразия не меньше: одни виды боли могут не замечаться, другие поло­жено терпеть, к третьим относятся с большим вниманием. На ситуацию влияет и то, кто испытывает боль и кому на нее жалуются. Представьте себе ребенка в диа­логе с родителями, или молодого солдата в диалоге со старшими по званию, или пожилую женщину на приеме у терапевта: представления о том, что такое боль, в каждой из этих ситуаций будут разными. А если перейти на уровень сравнения культур между собой, то контраст будет еще более сильным. Напри­мер, американские медицинские антропологи обнаружили, что довольно сложно измерить уровень боли. Инструмент, который используется для изме­рения, — визуально-аналоговая шкала, которая состоит из условных гримас и цифр от 1 до 10: чем сильнее гримаса, тем больше цифра и тем большую боль человек испытывает. Визуально-аналоговая шкала предпола­гает универсаль­ный характер боли — однако выясняется, что на оценку сильно влияют социаль­­ные характе­ристики пациента и сама коммуника­тивная ситуация (разговор с врачом или парамедиками).


В одном исследовании сравнивали восприятие боли у рожениц из Бельгии и Нидерландов. У этих стран общий язык, похожие политические системы и среда обитания. Однако отношение к родовой боли и обезболиванию оказа­лось разным — до такой степени, что исследователи говорят о двух разных «культурах боли». Что различается, какие факторы могли повлиять на форми­рование этих разных культур боли? С одной стороны, в этих странах разные религиозные ландшафты. С другой — медицинская помощь устроена по-разному. В Бельгии преобладает медицинская модель больничных родов: весь процесс происходит под контролем врачей, и боль кажется ненужным осложне­нием и без того непростой ситуации. В Голландии популяр­ны домаш­ние роды, и боль считается подспорьем для акушерки и самой рожени­цы — тем самым она нормализуется, женщины в большей степени готовы ее терпеть. То есть социальные и культурные различия дают себя знать и на уровне ощущения боли и коммуникации о ней.


Столкновение разных культур боли и разных языков ощущений можно наблю­дать и внутри одного общества. Самый очевидный пример — этни­ческие мень­шинства внутри большого общества. Менее очевидный — периоды активного культур­ного импорта, когда старая, привычная культура боли сталкивается с новой. В качестве примера можно привести Россию конца XVII века (новая прививка западной гуморальной медицины на фоне устояв­шегося подхода к телу и болезням, который определялся религиозными воззрениями и верой в колдовство). Здоровьем царя и его ближайшего окружения занимался Апте­карский приказ — это тогдашний аналог Мини­стерства здравоохранения. Он зани­мался наймом иностранных докторов, комплектованием московских аптек, покупкой импортных лекарств и заго­товкой трав. Там же хранились «дохтурские сказки» — своего рода медицин­ские карточки. Они были состав­лены во время большой кремлевской диспансеризации 1673 года, когда царь Алексей Михайлович, боявшийся заразы, велел всем ближним боярам подроб­но описать свои недомогания иностран­ным докторам. Так один способ описа­ния боли столкнулся с другим: бояре говорили о своих ощущениях, а врачи переводили услышанное на более привыч­ный им язык гуморальной медицины. Результаты получались вырази­тельные: «хипохондрика и омо­рок», «по сказке больного тараканы в голове, от того глух и оморок», «гортанью и низом лягуш­ки малые шли». Получается, что в XVII веке одни люди мыслили свою телес­ность в терминах лягушек, сглаза и порчи, а другие — в терминах ипохондрии и других понятий западной медицины.


Ощущением тела, ощущением темпера­туры и боли сенсорные системы чело­ве­ческого тела не исчерпываются. У нас есть чувство времени (хроноцепция), ощущения голода и жажды, ощущение высоты, разные физиологические рефлексы (например, зуд). К этому примешиваются разнообразные социальные чувства, такие как стыд. Но все эти чувства в разных культурах играют разные когнитивные и симво­лические роли. Этнографические исследования разных культур показы­вают, что различение основных чувств универсально. Но осмыс­­ление чувств, а также их ассоциация (то есть связь друг с другом) в разных обществах разная. И в разные исторические периоды одни чувства как бы усили­ваются и выходят на передний план — то есть выдвигаются в со­циальное пространство. Общество начинает о них думать и уделять им боль­ше внимания, чем остальным. А другие чувства как будто уходят в тень, их статус и воз­можности не обсуждаются. Все эти различия носят культурный, а не фи­зио­логический характер: нельзя сказать, что индейцы ама­зонской сель­вы фи­зиологически обладают более развитым слухом или обоня­нием, чем оби­та­тели Стокгольма или Москвы. Важно другое: в обществе индейцев и в швед­ском обществе слух и обоняние будут наделяться разным статусом, будут иметь разный социальный смысл и будут работать в разных сферах. Такие специфические сочетания, когда одни чувства оказываются почему-то значи­мее других, когда поломка одной сенсорной системы может компенси­роваться, а поломка другой восприни­мается как трагедия, в антропо­логии называют чувственными конфигурациями.


Если попытаться описать, чем одна конфигурация чувств может отличаться от другой, то получится три варианта. Во-первых, одно и то же чувство может занимать разные места в культурном универсуме. Что это значит? Грубо говоря, в одной культуре рефлексия по поводу сенсорных данных будет боль­шой, а в другой — маленькой. Например, в одной культуре будут много думать о слу­хе или температуре, а где-то это не будет вообще никак обсужда­ться. Во-вторых, могут разли­чаться значения чувств: в одном обществе на ощу­ще­нии температуры будут держаться базовые категории, а в другом термо­цеп­­ция будет актуа­лизироваться лишь в очень специаль­ных случаях. В-тре­тьих, чув­ственным данным может приписываться разная степень надежности. Напри­мер, юридическую силу может иметь лишь то, что человек увидел своими собственными глазами: это значит, что зрению приписывается очень высокая степень надежности, оно дает «оконча­тельное свидетельство». Но это не кон­станта, иначе мы бы не сталкивались с таким важным социальным регуля­тором, как слухи и пересказы, где услы­шанное своими ушами считается вполне надежным источником информации.


Все это должно привести нас к мысли, что человек вместе с присущими ему сен­сорными системами — существо не постоянное. Наоборот, он меняется во времени и пространстве, и вместе с эпохой изменяются его мировоз­зрение, его эмоциональный язык, его чувствительность, а также социальный смысл его ощущений. Первыми об этом стали задумываться историки фран­цузской шко­лы «Анналов» еще в 1930-е годы, а сейчас в социальных и гумани­тарных дис­циплинах мысль о подвиж­ности ощущений представляет собой некоторый консенсус, из которого исходят и историки, и антропологи.


Я уже упоминала важность внимания для тех или иных ощущений. Для опи­сания общества некоторые исследо­ватели даже прибегают к такой метафоре, как нервная система. Нервная система не существует отдельно от человека: она пронизывает его тело, она определяет его чувстви­тельность, его болевые точ­ки, его реакции на раздражители. В каком-то смысле именно она диктует, что будет для нас приятным или отталкивающим. Мы можем представить ощуще­ния как часть такой социальной нервной системы: общество говорит нам, что в телесных сигналах важно, а что нет, на что нужно обратить особое внима­ние, а чем пренебречь. Для совместного существования людям нужна договорен­ность по поводу того, что и как они ощущают, — общие правила. Согласован­ность представлений о плохом и хорошем, здоровом и опасном, прекрасном и отврати­тель­ном распространяется и на сенсорные впечатления, на то, как телесный опыт оформляется в соответствии с куль­турными нор­мами. Поэтому можно сказать, что любое общество в буквальном смысле слова основано на кон­сенсусе: мы договариваемся мыслить и чувствовать в унисон (разумеет­ся, до некоторой степени). Интересно, что эти значения заклю­чены уже в са­мих терминах: русское слово «чувство» может означать и нейрофизио­ло­ги­ческое ощущение, и эмоцию, и некоторую социальную норму (например, мы говорим о чувстве стыда или чувстве справедливости). В английском языке слово «sense» тоже многозначно: это не только канал восприятия окружающего мира, но и здравый смысл, своего рода общественный разум. Самое интересное для историка и антрополога — когда консенсус нарушается, ощущения и чув­ства, вызванные каким-то поводом, вдруг рассогласовываются и возникают конфликты. Например, когда кто-то трогает руками скульптуру в музее, или выставляет кондиционер на температуру, некомфортную для большинства окружающих, или называет ужасным запах чьих-то духов. Через конфликты можно получить доступ к тем социальным кодам, которые определяют, что представляет собой приемлемое сенсорное поведе­ние, и указывают, что же значит чувственный опыт разного рода.


У разных социальных групп это приемлемое сенсорное поведение будет раз­ным: какие-то различия окажутся вопиющими, какие-то будут тонкими, почти незаметными. Можно сказать, что одни правила сенсорного поведения будут одинаковыми для всего общества: их должны выполнять все, а их несо­блю­дение приведет к исключению. Например, мы различаем приемлемые и непри­емлемые запахи, разрешенные и запрещенные прикосновения, темпе­ратурные режимы — желанные в одних ситуациях и вызывающие тревогу в других. Это различение, которое отделяет приемлемое от неприемле­мого, приятное от пу­гающего, упорядо­ченное от хаотичного, управляется «здравым смыслом». В антропологию это понятие ввел американский антрополог Клиффорд Гирц: так Гирц обозначил существующую в культуре систему готовых решений и объясне­ний, которая позволяет носителям этой культуры быстро справ­ляться с огром­ным спектром жизненных ситуаций. Другие правила — более нюансиро­ванные — будут обязательны для одной группы и немыслимы для другой: они будут сигнализировать о социальных барьерах и границах, которые созда­ются возрастом, гендером, уровнем доходов или образования. Собствен­но, всеми этими правилами, а также их на­рушениями и конфликтами и зани­мается антропология чувств, или сен­сорная антропо­логия, а также друже­ственные ей дисциплины — теория коммуникации и микроистория.


Как вообще возникает мысль изучать ощущения в перспективе социальных и гуманитарных наук? Во-первых, до какой-то степени эта проблематика унаследована от ранней антропологии, с того времени, когда между социаль­ной и физической антропологией еще не было жесткого водораздела. В попыт­ках докопаться до предыстории цивилизаций антропологи пытались построить прогрессивную шкалу. Обществам приписывались разные уровни развития, и в зависимости от уровня развития эти общества располагались на той или иной эволюционной ступени. Для опреде­ления уровня развития использова­лись разные параметры, от форм брака до наличия или отсутствия письмен­ности. Одним из таких параметров были ощущения. Антропологи предпо­ла­гали, что восприятие туземца и вос­приятие современного европейца качест­венно различны: папуас воспри­нимает цвета или запахи не так, как англича­нин. Это «не так» отчасти исходило из уже упоминавшейся аристотелевской иерархии чувств — или, по крайней мере, апеллировало к ней: туземцам как существам более близким к природе приписывалось более виртуозное владе­ние «живот­ными» чувствами осязания и обоняния. С европейскими культу­рами, в свою очередь, ассоциировалось изощренное зрение — высшее интел­лектуальное чувство. Вопросы о физиологии восприятия входили в исследова­тель­ские планы первых антропологических экспедиций. Любо­пытно, как интерпре­тировались результаты: несмотря на то что обнаруженные различия (в названиях цветов) оказывались или ничтожными, или могли быть побоч­ным шумом экспериментов, европейцы начала XX века считали, что нашли подтвер­ждение иной сенсорной природы аборигенов, а вовсе не куль­тур­ные различия. Так европейцы конструировали себя в качестве облада­телей рационального и цивилизован­ного зрения — и конструировали туземцев как первобытных и интуитив­ных носителей низших чувств.


Объяснение разной чувствительности разных обществ отсылками к природе было характерно и для ранних биоло­гических теорий. В качестве примера можно привести одну эксцентричную классификацию живых существ. Ее при­думал в начале XIX века немец­кий натуралист Лоренц Окен. Он пред­лагал делить все живое на пять классов в зависимости от приоритетного обладания тем или иным органом чувств: осязающие беспозвоночные; рыбы — у которых впервые появляется язык и, соответственно, вкус; рептилии, у кото­рых ноздри соединяются с ротовой полостью, — это обоняние; птицы, полу­чающие внеш­нее ухо, — это слух; и млекопитающие, вооруженные всеми этими чувствами в их полноте и особенно подвижным глазом. Не оста­навли­ваясь на этом, Окен делал следующий шаг и предлагал распро­странить этот принцип и на челове­че­ские расы: в зависимости от ведущего чувства он выстра­ивал их от «осязаю­щего» африканца к «созерцающему» европейцу. Сейчас нам такие построе­ния кажутся курьезными, но они в какой-то форме работали вплоть до начала XX века и даже повлияли на расовые теории в евгенике.


Интересно, что в какой-то форме связка «европейская цивилизация — зрение» могла направлять и научные интересы в гуманитарных и социальных дисцип­линах. Например, изучение вернаку­лярных чувственных классификаций нача­лось именно с цвета: в 1960-е годы лингвистика стала искать универсаль­ные цветовые номинации и пыталась построить эволюционную траекторию их освоения. Здесь возникает вопрос: почему так? Значит ли это, что зрение и особенности его применения заинте­ресовали исследователей в первую очередь потому, что они разделяли европейскую культурную иерархию чувств, где зрению исторически отводилось первое место?


О самом зрении и его борьбе со слухом за первое место в конфигурации чувств пойдет речь в следующей лекции. 


Радио ArzamasЭто наша выставка!

Илья Доронченков сделал выставку «После импрессионизма» в Пушкинском музее, а Кирилл Головастиков расспросил его о ней в новом выпуске подкаста «Зачем я это увидел?»

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

25 минут

1/4

Почему чувств на самом деле не пять?

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

Читает Мария Пироговская

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

18 минут

2/4

Зрение и слух: что важнее?

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

Читает Мария Пироговская

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

17 минут

3/4

Обоняние: запах между естественным и безобразным

Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов

Читает Мария Пироговская

Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов

18 минут

4/4

Осязание: что можно трогать, а что нельзя?

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Читает Мария Пироговская

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Материалы

Пять лучших книг о пяти чувствах

Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание в рассказах и исследованиях

История чувств, рассказанная через искусство

От средневековой фрески до современных инсталляций

Собаки лают — к дождю? Тест про слух в фольклоре

Что значат звуки в русских приметах

Льдистый глаз, волосы дыбом, одна ноздря: страх в фольклоре

Что пугает в фольклоре и как тело реагирует на испуг

Русский дух и кожаная пушка: запахи в фольклоре

Чем пахнут иностранцы, грешники, покойники и дьявол

О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Шестое чувство (1999) — IMDb

  • Актеры и съемочная группа
  • Отзывы пользователей
  • PG-13
  • 1ч 47м

РЕЙТИНГ IMDb

8.2/10

1M

ВАШ РЕЙТИНГ

ПОПУЛЯРНОСТЬ

Играть трейлер1

:

00

9 Видео

99+ Фото

ДрамаТайнаТриллер

Малкольм Кроу, детский психолог, начинает лечить маленького мальчика Коула, который сталкивается с мертвых людей и убеждает его помочь им. В свою очередь, Коул помогает Малкольму примириться со своей отчужденной… Читать полностьюМалькольм Кроу, детский психолог, начинает лечить маленького мальчика Коула, который встречает мертвых людей и убеждает его помочь им. В свою очередь, Коул помогает Малкольму примириться со своей бывшей женой. Малкольм Кроу, детский психолог, начинает лечить маленького мальчика Коула, который встречает мертвых людей и убеждает его помочь им. В свою очередь, Коул помогает Малкольму примириться с бывшей женой.

  • Режиссер
    • М. Найт Шьямалан
  • Сценарист
    • М. Найт Шьямалан
  • Звезды
    • Брюс Уилл
    • Хейли Джоэл Осмент
    • Тони Коллетт
  • См. производство, кассовые сборы и информация о компании
  • РЕЙТИНГ IMDb

    8.2/10

    1M

    ВАШ РЕЙТИНГ

    ПОПУЛЯРНОСТЬ

    • Директор
      • М. Найт Шьямалан
    • Писатель
      • М. Найт Шьямалан
    • Звезды
      • Брюс Уиллис
      • Хейли Джоэл Осмент
      • Тони Коллетт
      • 9 0009

      • 2.3KОтзывы пользователей
      • 266Критические обзоры
      • 64Metascore
    • IMDbPro
    • Фильм с самым высоким рейтингом #142

      • Номинирован на 6 премий «Оскар»
        • 37 побед и 56 номинаций всего

      Видео9

      Трейлер 1:00

      Смотреть Шестое чувство

      Трейлер 1:31

      Смотреть Шестое чувство Кабина

      Клип 2:22

      Смотреть Путеводитель по фильмам М. Найта Шьямалана

      Клип 1:03

      Смотреть «Шестое чувство» | Anniversary Mashup

      Клип 3:34

      Смотреть Почему «The Act» — это пик мелодрамы True Crime

      Интервью 15:42

      Смотреть «Стук в хижину» Актеры: Расширенные интервью

      Видео 3:11

      Смотреть Любимые воспоминания Хейли Джоэла Осмента о Томе Хэнксе и М. ‘ Звезда Тони Коллетт о том, как актеры засунули ее в больницу Sear

    Тони Коллетт

    • Линн Сир

    Оливия Уильямс

    • Анна Кроу

    Тревор Морган

    • Томми Таммисимо
    • 900 09 Донни Уолберг

      • Винсент Грей

      Питер Энтони Тамбакис

      • Даррен
      • (как Питер Тамбакис)

      Джеффри Зубернис

      Брюс Норрис

      • Стэнли Каннингем

      Гленн Фицджеральд

      Грег Вуд

      • Мистер Коллинз

      Миша Бартон

      • Кира Коллинз

      Анжелика Пейдж

      • Миссис Коллинз
      • 90 003 (как Анжелика Торн)

      Лиза Саммерур

      • Подружка невесты

      Фирдоус Бэмджи

      • Молодой человек покупает кольцо

      Самия Шоаиб

      • Молодая женщина покупает кольцо

      Хейден Сонье

      • Мама Даррена

      Янис Дардарис

      • Кухарка
      • Режиссер
        • М. Найт Шьямалан
      • Писатель
        • М. Найт Шьямалан

        9 0004

      • Все актеры и съемочная группа
      • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

      Больше похоже this

      Прекрасный разум

      Шоу Трумана

      Крепкий орешек

      V for Vendetta

      Парк Юрского периода

      Убить Билла: Том. 1

      Остров проклятых

      Молчание ягнят

      Память

      Нерушимый

      Знаки

      Поймай меня, если сможешь

      Сюжетная линия

      Знаете ли вы

      • Общая информация

        Как сообщается, Хейли Джоэл Осмент получил роль Коула Сира для одного из три причины. Во-первых, он был лучшим для этого. Во-вторых, он был единственным мальчиком на прослушивании, который носил галстук. В-третьих, режиссер М. Найт Шьямалан был удивлен, когда спросил Осмента, читал ли он свою часть. Осмент ответил: «Прошлой ночью я прочитал ее три раза». Шьямалан был впечатлен, сказав: «Вау, ты прочитал свою часть три раза?» На что Осмент ответил: «Нет, я прочитал сценарий три раза».

      • Тупость Коул знает о проблеме заикания своего учителя в начальных и старших классах (Заикание Стэнли), но его поведение не имеет никакого отношения к тому, что кто-то мертв, поэтому не имеет смысла, что Коул знает об этом.

        Пострадавшая от ожогов женщина, с которой Коул разговаривает в конце (когда Стэнли заходит к нему в раздевалку), предположительно, была учительницей в школе. В следующей же сцене Стэнли говорит: «Знаете, когда я был студентом, здесь был большой пожар». Очевидно, женщина, пострадавшая от пожара (или другая жертва пожара, которую мы не видим) рассказала Коулу о проблеме заикания Стэнли.

      • Цитаты

        Коул Сир: Я вижу мертвых людей.

        Малкольм Кроу: Во сне?

        [Коул отрицательно качает головой]

        Малкольм Кроу: Пока ты не спишь?

        [Коул кивает]

        Малкольм Кроу: Мертвецы в могилах? В гробах?

        Коул Сир: Ходит как обычный человек. Они не видят друг друга. Они видят только то, что хотят видеть. Они не знают, что они мертвы.

        Малкольм Кроу: Как часто вы их видите?

        Коул Сир: Всегда. Они везде.

      • Connections

        Отредактировано в Thomas Sanders & Friends: Joystick Joyride: Kingdom Hearts 3 Ep. 2: Геракл! Геракл! (2019)

      Обзоры пользователей2,3K

      Обзор

      Избранный обзор

      Фильм, который еще долгие годы не будет превзойден в своем жанре

      Когда я впервые увидел «Шестое чувство», я не знал, чего ожидать . Наверное, я с нетерпением ждал хорошего страшного фильма ужасов. Я был очень удивлен. Я обнаружил, что цель этого фильма была гораздо больше, чем просто попытка напугать зрителей. Я обнаружил, что этот фильм показывает не только эмоции страха, но и веру, приверженность, печаль утраты и любовь. Конец был настолько неожиданным, что я должен был увидеть это снова. Когда я смотрел его второй раз, я смотрел его совсем с другой точки зрения (это очень редкое качество для любого фильма), и он мне нравился не меньше, а может, и больше. Я также, как и многие зрители, пытался обнаружить ошибки в истории. Я не мог найти ни одного. Кроме того, для тех, кто ценит отличные саундтреки, музыка только усиливает впечатления от фильма.

      Я считаю, что хороший фильм тот, который помогает зрителю иначе воспринимать жизнь и мир. «Шестое чувство» — один из тех экстраординарных фильмов, которые делают это со мной. Этот фильм размышляет о некоторых сложных темах, которые заставят зрителя уйти, задавая вечные вопросы. Вопросы о смерти, об отпущении, о вечной любви и преданности, о любви между родителем и ребенком, между мужем и женой. Может быть, я слишком много читал об этом замечательном фильме, но я уверен, что будет трудно найти фильм, в котором эти темы затрагивались бы так остро и так хорошо на долгие годы.

      полезно•453

      42

      • jayp-5
      • 4 декабря 1999 г. 011 Войти

        • Это фотографии младшего Коула на стене гостиной на самом деле фотографии Хейли Джоэла Осмента, когда он был моложе?

        • О чем «Шестое чувство»?

        • «Шестое чувство» основано на книге?

        Детали

        • Дата выпуска
          • 6 августа 1999 г. (США)
        • Страна происхождения
          • США
        • 904 15 Официальных сайтов

          • -Disney+ Hotstar
          • -Интервью с Хейли Джоэл Осмент для » Шестое чувство»
        • Языки
          • Английский
          • Латинский
          • Испанский
        • Также известен как
          • Giac Quan Thứ Sá у
        • Места съемок
          • Полосатый окунь — Уолнат-стрит, 1500, Филадельфия, Пенсильвания, США (сцена ресторана с пропущенной годовщиной)
        • Производственные компании
          • Hollywood Pictures
          • Spyglass Entertainment
          • 9000 3 The Kennedy/Marshall Company

        • См. больше кредитов компании на IMDbPro

        Кассовые сборы

        • Бюджет
          • 40 000 000 долларов США (приблизительно)
        • Валовой доход США и Канады
          • 293 506 292 долл. США
        • Выходные в США и Канаде
          • 26 681 262 долл. США
          • 8 августа 1999 г.
        • Сборы по всему миру
          • 672 806 432 $

        См. подробную информацию о кассовых сборах на IMDbPro

        Технические характеристики

        • Время работы

          1 час 47 минут

        • Цвет
        • Микширование звука
          • DTS
          • Dolby Digital
          • SDDS
        • Соотношение сторон
          • 1. 85 : 1

        Новости по теме

        Добавить страницу

        Предложить отредактировать или добавить отсутствующий контент

        Top Gap

        Дата выхода The Six th Sense (1999) в Австралии?

        Ответить

        Еще для изучения

        Недавно просмотренные

        У вас нет недавно просмотренных страниц

        Шестое чувство — Тухлые помидоры

        ТРЕЙЛЕР 2:16

        Воспроизвести все видео

        1999, Мистика и триллер, 1ч 47м

        161 отзыв

        250 000+ оценок

        Что нужно знать

        «Шестое чувство» М. Найта Шаямалана — это запутанная история о привидениях со всем стилем классической голливудской картины, но со всеми мурашками современного фильма ужасов.
        Читать отзывы критиков

        Несколько хороших мужчин

        Выбрасывать

        Рокки III

        ИИ: искусственный интеллект

        Аренда/купить

        Подписка

        Аренда/купить

        Купить

        Оценить и оставить отзыв

        Проверено

        • Оцените этот фильм

          5″ data-star-lower-threshold=»0.5″> Уф, это было гнило.

          Мех, время прошло.

          Это хорошо — рекомендую.

          Отлично!

          Так свежо: обязательно нужно увидеть!

        • Ты почти у цели! Просто подтвердите, как вы получили свой билет.

        • Шаг 2 из 2

          • Фанданго

          • AMCTheatres.com или приложение AMCНовый

            Введите номер подтверждения вашего билета, который находится в вашей электронной почте. Подробнее

          • Синемамарк

            Вскоре

            Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

          • Королевский

            Вскоре

            Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

          • Театральная касса или еще где

          Решив подтвердить свой билет на этот фильм, вы позволяете нам сверить адрес электронной почты, связанный с вашей учетной записью Rotten Tomatoes, с адресом электронной почты, связанным с покупкой билета Fandango на тот же фильм.

          Ты почти у цели! Просто подтвердите, как вы получили свой билет.

        • Оцените этот фильм

          Уф, это было гнило.

          Мех, время прошло.

          5″> Это хорошо — рекомендую.

          Отлично!

          Так свежо: обязательно нужно увидеть!

          • Фанданго

          • AMCTheatres.com или приложение AMCНовый

            Введите номер подтверждения вашего билета, который находится в вашем электронном письме.Подробнее

          • Синемамарк

            Вскоре

            Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

          • Королевский

            Вскоре

            Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

          • Театральная касса или еще где

          Решив проверить свой билет на этот фильм, вы позволяете нам сверить адрес электронной почты, связанный с вашей учетной записью Rotten Tomatoes, с адресом электронной почты, связанным с покупкой билета Fandango на тот же фильм.

        • Вы еще не закончили проверку, хотите отправить как есть?

          Вы всегда сможете отредактировать свой отзыв позже.

        • Вы уверены?

          Другие кинозрители считают проверенные отзывы более надежными.

        • Хотите внести изменения в отзыв перед закрытием?

        • Уже готово? Еще несколько слов могут помочь другим решить, стоит ли смотреть

          Они не увидят ваш обзор, если вы отправите только свою оценку.

          Уже готово? Еще несколько слов могут помочь другим решить, стоит ли смотреть

          Они не увидят ваш обзор, если вы отправите только свою оценку.

          Изображение является примером электронного письма с подтверждением билета, которое AMC отправила вам при покупке билета. Подтверждение вашего билета # находится под заголовком вашего электронного письма, который гласит «Информация о бронировании вашего билета». Чуть ниже написано «Подтверждение билета №:», за которым следует 10-значный номер. Этот 10-значный номер является вашим номером подтверждения.

          Номер подтверждения вашего билета AMC можно найти в электронном письме с подтверждением заказа.

        Шестое чувство видео

        Лучший фильм М. Найта Шьямалана

        22:29

        Шестое чувство: Трейлер 1

        ТРЕЙЛЕР 2:16

        «Шестое чувство», сцена «Я вижу мертвых людей» | 21 самый запоминающийся момент на Rotten Tomatoes

        2:54

        Просмотреть все видео

        Шестое чувство

        Фото

        Посмотреть все фотографии

        Информация о фильме

        Молодого Коула Сира (Хейли Джоэл Осмент) преследует темная тайна: его посещают призраки. Коула пугают визиты тех, у кого нерешенные проблемы, которые появляются из тени. Он слишком боится рассказать кому-либо о своих страданиях, кроме детского психолога доктора Малкольма Кроу (Брюс Уиллис). Когда доктор Кроу пытается раскрыть правду о сверхъестественных способностях Коула, последствия для клиента и терапевта становятся толчком, который пробуждает их обоих к чему-то необъяснимому.

        Актеры и съемочная группа

        Брюс Уиллис

        Доктор Малкольм Кроу

        Хейли Джоэл Осмент

        Коул Сир

        Тони Коллетт

        Линн Сир

        Оливия Уильямс

        Анна Кроу

        Донни Уолберг

        Винсент Грей

        Гленн Фицджеральд

        Шон

        Миша Бартон

        Кира Коллинз

        Тревор Морган

        Томми Таммисимо

        Брюс Норрис

        Стэнли Каннингем

        Джеффри Зубернис

        Бобби

        Грег Вуд

        мистер Коллинз

        Питер Тамбакис

        Даррен

        Анжелика Страница

        миссис Коллинз

        Лиза Саммерур

        подружка невесты

        Фирдоус Бамджи

        Молодой человек покупает кольцо

        Самия Шоаиб

        Молодая женщина покупает кольцо

        Хайден Сонье

        Мама Даррена

        Янис Дардарис

        Кухонная женщина

        Нил Хартли

        Посетитель №2

        Сара Рипард

        Посетитель №3

        М. Найт Шьямалан

        директор

        Кэтлин Кеннеди

        Режиссер

        М. Найт Шьямалан

        Писатель

        Сэм Мерсер

        Исполнительный продюсер

        Фрэнк Маршалл

        Режиссер

        Барри Мендель

        Режиссер

        Джеймс Ньютон Ховард

        Оригинальная музыка

        Так Фудзимото

        Оператор

        Эндрю Мондшейн

        Монтаж фильма

        Ави Кауфман

        Кастинг

        Ларри Фултон

        Производство Дизайн

        Филип Мессина

        Арт-директор

        Сюзанна Маккарти

        Установить украшение

        Дуглас А. Моуат

        Установить украшение

        Джоанна Джонстон

        Дизайн костюма

        Майкл Биггер

        Ключевой визажист

        Линн Эндрюс

        руководитель производства

        Сэм Мерсер

        Начальник отдела производства

        Джон Раск

        Первый помощник директора

        Скотт Робертсон

        Второй помощник директора

        Новости и интервью для

        Шестое чувство

        Просмотреть все

        Все критики (161)
        |

        Лучшие критики (47)
        |

        Свежий (138)
        |

        Гнилой (23)

        Полный обзор…

        Джошуа Роткопф

        В эти времена

        Полный обзор…

        Стивен Хантер

        Вашингтон пост

        Полный обзор…

        Питер Брэдшоу

        Страж

        Полный обзор…

        Кэрри Рики

        Филадельфия Инквайрер

        Полный обзор…

        Дэвид Эдельштейн

        Сланец

        Полный обзор…

        Пол Клинтон (CNN. com)

        CNN.com

        Полный обзор…

        Кристи Страус

        Удивительно странный и ужасающий

        Полный обзор…

        Робин Холаберд

        Робин Холаберд

        Полный обзор…

        Фико Канджано

        Подкаст CineXpress

        Полный обзор…

        Майк Мэсси

        Унесенные с близнецами

        Полный обзор…

        Сезин Келер

        Черные девушки-ботаники

        Полный обзор…

        Серхио Бенитес

        Эспиноф

        Просмотреть все отзывы критиков (161)

        Отзывы зрителей о

        Шестое чувство

        • 26 октября 2016 г.

          Проблема с фильмом, столь синонимичным шокирующему повороту сюжета или раскрытию финала, заключается в том, что пересматривать такой фильм не так уж и много стоит. Конечно, в «Шестом чувстве» есть много хорошего, но я не могу не думать, что без знаменитого поворота этот фильм был бы обычным триллером.
          Будучи большим киноманом, мне всегда было трудно признать, что я не видел «шедевр» М. Найта Шьямалана «Шестое чувство». Но поскольку я знаю этот поворот уже много лет, мне было трудно найти мотивацию посмотреть фильм, зная его конец. Я терпеть не могу знать концовки в процессе просмотра. С учетом сказанного, в этом фильме много хорошего, поэтому я злюсь на себя за то, что так долго. Но также, имея это в виду, я вряд ли верю, что этот фильм был лучшим по качеству изображения и не заслуживает того, чтобы быть в списках «лучших на все времена».
          Помимо поворота, «Шестое чувство», пожалуй, наиболее примечательно тем, что это выходная вечеринка для Хейли Джоэла Осмента, который играет ребенка, способного видеть и говорить с недавно погибшими. Он, Тони Коллетт и Брюс Уиллис — лучшее, что есть в этом фильме. Одни только выступления стоят того, чтобы заплатить за вход, а Коллетт для меня явно выделяется. И Уиллис, возможно, с тех пор так хорошо не выступал.
          Проблема для меня в том, что знание того, что происходит поворот, действительно растаптывает любое удовольствие, которое я имел. «Острые ощущения» не были такими захватывающими, и сюжет, казалось, никогда не набирал обороты, пока не стало слишком поздно. Это ложится на плечи Шьямалана и его режиссуры. Я чувствую, что люди были настолько увлечены открытием поздней игры, что забыли, каково это первые полтора часа построения сюжета. Мне здесь многое понравилось, но это далеко не та высокая оценка, которую люди дают.
          + Спектакли несут фильм
          + Эмоциональная связь чувствуется ближе к концу
          -Сюжет затягивается
          — Нет возможности повторного просмотра
          6,4/10

          Супер обозреватель

        • 29 мая 2016 г.

          Это один из фильмов, который я действительно считаю шедевром. Это был первый голливудский фильм М. Найта Шьямалана, и он снял его еще тогда, когда у него были очень хорошие и интересные идеи. У него очень интересная история, которая так хорошо исполнена с невероятной режиссурой Шьямалана и невероятной игрой его актеров. Брюс Уиллис показывает лучшую игру за всю свою карьеру, и кажется невероятно естественным, что он очень серьезный человек, но все же знает, как придумать несколько шуток. Однако Хейли Джоэл Осмент — настоящая звезда этого фильма. Он феноменален и демонстрирует поистине достойное наград выступление, которым люди могут наслаждаться отныне и до конца света. Мне понравился этот фильм, и я не могу найти в нем ничего плохого.

          Супер обозреватель

        • 05.

    Related Posts

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *