Саморефлексией что это: Что такое саморефлексия и как она учит прислушиваться к себе / Skillbox Media

как учиться на своих ошибках и быть счастливым — новости для предпринимателей на Конструкториум

Спорить до победного, опускать руки, наступать на одни и те же грабли — если что-то из этого вам знакомо, задумайтесь о развитии навыка саморефлексии. Рассказываем, как его развить и почему это главный навык в обучении. 

Что такое саморефлексия

Каждый человек рефлексирует о своей жизни, поступках и собственном развитии, даже не осознавая этого. Но только те, кто мастерски пользуются навыком саморефлексии, извлекают уроки из своего опыта и учатся на собственных ошибках.

Пример саморефлексии героя романа Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота»:

«Уже много лет моя главная проблема — как избавиться от всех этих мыслей и чувств самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке. Но даже если допустить на миг, что он представляет какую-то ценность, хотя бы эстетическую, это ничего не меняет — все прекрасное, что может быть в человеке, недоступно другим, потому что по-настоящему оно недоступно даже тому, в ком оно есть».

Понятие рефлексии как осознанного познания себя появилось еще в Древней Греции. Сократ считал, что самопознание — наиболее важная задача человека. Платон связывал понятие рефлексии с благоразумием — знанием о самом себе. Позже Джон Локк определял рефлексию как основу жизненного опыта, который помогает человеку развиваться.

Саморефлексия — это способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства и эмоции со стороны и на их основе делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события. С развитым навыком саморефлексии вы контролируете свои мысли, а не они вас.

Преимущества саморефлексии

Согласно исследованию Гарвардской школы бизнеса, если сотрудники в конце дня рефлексировали об извлеченных уроках по 15 минут, то через 10 дней они работали на 23% лучше, чем те, кто не рефлексировал. Британское исследование это подтверждает: люди, которые размышляли о своем плане на день по дороге на работу, счастливее, продуктивнее и реже выгорают.

Навык саморефлексии помогает:

  • понять свои ошибки и причины неудачного опыта;
  • выявить сильные и слабые стороны, ценности и приоритеты;
  • научиться принимать правильные решения;
  • раскрыть свой потенциал;
  • понять других людей;
  • избавиться от эмоциональных привязанностей и препятствий;
  • видеть проблемы на ранних стадиях;
  • изменить характер.

Саморефлексия — основа обучения и образования

Помимо психологии, саморефлексию используют в обучении. Навык помогает специалистам выйти на новые уровни профессионального и личного развития.

Цикл Колба. Роль саморефлексии в процессе обучения описал американский теоретик образования Дэвид Колб в своей модели в 1970-е годы. Колб утверждал, что мы учимся, когда получаем конкретный опыт и через осмысление или рефлексию преобразуем его в теоретическую концепцию. Эту концепцию мы пробуем на практике, обновляя «цикл Колба».

Если вы привыкли учиться с изучения теории, обратите внимание на эту модель. Цикл обучения может начаться с любого этапа, но именно приобретение опыта, а не теории — отправная точка развития.

Петля обучения Арджириса. В теории двойной петли обучения Криса Арджириса саморефлексия — триггер, который помогает выйти на новый уровень осознания своих компетенций и действий.

Одинарная петля — это базовая форма обучения. Вы исправляете ошибки и учитесь решать похожие задачи чуть лучше в будущем. Часто программы корпоративного или профессионального обучения строят только на основе одинарной петли — исправлении ошибок. Из-за этого квалифицированные специалисты могут годами оставаться на месте в профессиональном развитии. По мнению Арджириса, им не хватает навыка саморефлексии, чтобы провести переоценку ценностей и найти новые способы решения задачи или отказаться от них.

Двойная петля — обучение, когда вы задумываетесь о ценности тех или иных правил, нормативов и целей. Проще говоря, вы совершаете переход от стереотипного к более свободному мышлению. Согласно Арджирису, на второй уровень обучения возможно перейти только с развитым навыков саморефлексии.

Наши убеждения влияют на данные, которые мы выберем в следующий раз при принятии решений. Поэтому рефлексия играет ключевую роль в процессе размышлений и принятия решений в условиях ограниченных данных. Если рефлексировать о своих убеждениях, вы сможете увидеть картину целиком и принять лучшее решение.

Почему так мало людей развивают саморефлексию?

Многие люди не умеют размышлять и не понимают, как это делать. Другим, не нравится процесс, они склонны действовать или не видят быстрых результатов.

Не нравится процесс. Рефлексия требует делать вещи, которые могут не нравятся: замедлиться, принять образ незнания и любопытства, терпеть беспорядок и неэффективность, брать личную ответственность. Рефлексия может привести к ценным открытиям и прорывам или вызвать чувство дискомфорта, уязвимости и защитную реакцию.

Склонны действовать. Многие люди настроены действовать, как и футбольные вратари. Исследователи изучили действия профессиональных вратарей во время пенальти и выяснили, что у голкиперов, которые остаются в центре ворот, шанс отбить мяч — 33%. И только 6%, если они прыгают вправо или влево. Дело в том, что вратарям становится легче, когда они «что-то делают». То же самое происходит с рефлексией — кажется, что стоять на месте неверно.

Не видят результата. Иногда трудно увидеть немедленную окупаемость усилий и результат, но именно замедление и размышления помогают вырваться вперед.

Саморефлексия как soft skills: как развить навык

Чтобы проверить уровень развития навыка саморефлексии, Арджирис предлагает подняться по «лестнице умозаключения» — шести этапам мыслительной деятельности:

  • выбираете данные — смотрите прогноз погоды на определенном сайте;
  • интерпретируете их — сравниваете погоду за окном и прогноз дождя вечером;
  • проверяете предположение — просматриваете другие сайты;
  • формулируете выводы — по прогнозу дождь будет, но предпосылок не видно;
  • решаете: что делать и почему — на «всякий случай» берете с собой зонт, чтобы не промокнуть.

В повседневной жизни вы можете «подняться по лестнице» за секунды, даже не задумываясь об этапах. Если навык рефлексии развит слабо, такая скорость может привести к ложным выводам и конфликтам. Например, вы не проверите прогноз погоды на других сайтах и не возьмете с собой зонт — перейдете со второй ступени на пятую.

Например, вам кажется, что руководитель игнорирует ваши аргументы и мнение, поэтому вы не ощущаете своего вклада в общий проект. Это изматывает, чувство неудовлетворенности растет. В какой-то момент вы задумаетесь о новой работе, где вас будут ценить больше. Это финальная ступень лестницы — «действие». В таком случае важно последовательно «пройтись вниз» по всем ступеням и удостовериться, что вы ничего не упустили. Можно проверить себя с помощью этих вопросов:

  1. Почему я выбрал такой образ действий? Есть ли другие действия, которые следует рассмотреть?  — можно поработать над другим проектом или в другом отделе.
  2. Какие убеждения привели меня к такому действию? Это обоснованно?  — ваши последние предложения не приняли.
  3. Почему я сделал такой вывод? Вывод верный?  — вспомнили рабочие ситуации и проекты. В голове прочно засела мысль: начальник вас точно не ценит.
  4. Что я предполагаю и почему? Верны ли мои предположения?  — перечитали переписку с руководителем, предложили новую идею, но ее снова не приняли. На основе собранных данных сделали предположение. Здесь стоит задуматься: это действительно так или происходит что-то другое и нужно собрать больше данных?
  5. Какие данные я выбрал и почему? Тщательно ли я выбирал данные?  — вы сделали предположение на основе личных ощущений, но ведь можно поговорить с коллегами или с самим руководителем.
  6. Какие реальные факты использовать? Какие еще факты следует учесть?  — возможно, вы сделали вывод только на видимых фактах. На самом деле у вашего руководителя случилась личная трагедия, из-за которой он уделяет меньше внимания работе. И дело вовсе не вас.

Упражнение кажется громоздким, но если практиковаться регулярно, вы будете «проходить» по всем ступеням лестницы за несколько минут. Спрашивайте себя на каждом этапе: о чем вы думаете и почему. Анализ поможет скорректировать рассуждения — изменить предположения или расширить данные.

Ведите дневник рефлексии. Ведение дневника может показаться несерьезным или детским занятием. Но регулярные записи и письменные практики помогают привести мысли в порядок, посмотреть на них со стороны и развить навык рефлексии. Главное здесь — регулярность. Даже пяти минут в день будет достаточно, чтобы записать ключевую мысль дня или ответить на один из рефлексивных вопросов. Если не любите писать от руки, попробуйте завести личный блог на сайте или в соцсетях.

Задавайте критические вопросы. Одно из лучших упражнений для развития саморефлексии — задавать рефлексивные вопросы себе и окружающим. Это вопросы, которые помогают взглянуть в суть ситуации, убеждения или эмоции, понять их истоки.

Формулируйте актуальные, конкретные вопросы в позитивном ключе. Такие вопросы можно использовать для дневника. Например:

  • что для меня по-настоящему важно?
  • как часто меня подводит интуиция и почему?
  • что или кто может мне помочь?
  • кому и как могу помочь я?
  • какой урок я извлеку из этой ситуации?
  • как изменить эту привычку?

Учитесь получать и слышать обратную связь. Спрашивайте у коллег, друзей и знакомых обратную связь — отзыв о ваших действиях. Так вы получите взгляд и критику со стороны. Например, попросите честную обратную связь у своей команды и сделайте выводы. Вот вопросы, которые помогут ее получить:

  • Если бы вы были на моем месте, что бы подумали об этом?
  • С вашей точки зрения, какую информацию я не учел?
  • Что из того, что только что произошло, было правильно?
  • Что мне следует улучшить?

Отмечайте свои достижения. Из-за быстрого темпа жизни мы можем забыть оценить проделанную работу. Отслеживайте свой прогресс, хвалите и отмечайте достижения. Например, вкусной едой, путешествиями или выходными.

Не бойтесь своих и чужих провалов. Спокойное отношение к провалам — признак развитого навыка саморефлексии. Если вы умеете учиться на своих ошибках, провалы станут полем для развития, а не трагедией.О провалах можно и нужно говорить.  Будьте открыты новому и неизведанному. Пробуйте адаптироваться к психологическому или социальному дискомфорту из-за новых людей или других взглядов. Это отличная тренировка навыка саморефлексии.

Глава 1. Саморефлексия . Как не сойти с ума. Навести порядок в мыслях и чувствах

Когда я призываю заниматься самонаблюдением, то зачастую встречаю сопротивление, потому что многие считают его просто другой формой самолюбования. На самом деле это не так. Напротив, самонаблюдение, или саморефлексия, помогает нам становиться менее эгоцентричными, так как учит не поддаваться навязчивым мыслям и чувствам. С помощью саморефлексии мы можем выработать внутреннюю ясность и в результате стать более открытыми к чувствам окружающих. Это новое восприятие и понимание сильно улучшат нашу жизнь и наши отношения.

Самонаблюдение является древней практикой и имеет множество названий. Будда, Сократ, Георгий Гурджиев, Зигмунд Фрейд и многие другие призывали к ней и поддерживали ее. Приобретя опыт саморефлексии, мы становимся менее склонны к самообману, учимся определять свои скрытые чувства и перестаем заниматься самобичеванием.

Способность наблюдать и прислушиваться к чувствам и ощущениям своего тела необходима для того, чтобы оставаться в себе. Нам стоит научиться использовать свои эмоции, не поддаваясь их влиянию. Когда мы – это наши эмоции, а не их наблюдатели, мы погружаемся в хаотичное состояние. С другой стороны, когда мы подавляем свои чувства, мы отклоняемся в другую сторону, становимся напряженными и негибкими. Существует разница между «Я зол» и «Я чувствую злость». Первое утверждение – описание, которое закрывает человека. Второе – признание чувства без отождествления его со своей личностью. Нам необходимо уметь наблюдать и за своими мыслями, точно так же, как учиться разделять себя и свои эмоции. Мы можем заметить разные типы мыслей, которые появляются в нашей голове, и изучать их, вместо того чтобы быть ими. В результате мы начинаем осознавать, какие мысли идут нам на пользу, а какие оказываются разрушающими.


Чтобы лучше понять этот момент, представьте, как мать в попытках понять свое дитя наблюдает за ним: она копирует выражение лица ребенка, его внутреннее состояние и на основе того, что видит, учится понимать его потребности и изменения в них. Это наблюдение, понимание и удовлетворение наших потребностей жизненно необходимы для формирования личности и, несомненно, для выживания. Практика самонаблюдения во многом повторяет то, как мать прислушивается и настраивается на ребенка. Обладать развитой саморефлексией означает стать себе родителем, наблюдая за собой, мы можем формироваться и меняться.

Здесь вам может помочь следующее: попробуйте думать о своей рефлексирующей части как об отдельном компоненте личности. Она не осуждает и принимает себя. Она принимает вещи такими, как есть, а не такими, как мы хотели бы их видеть, не оценивая их в терминах «плохо/хорошо». Она улавливает эмоции и мысли, но дает нам пространство для принятия решений о том, как поступать. Это как бы отдельная часть нас, которая слушает и эмоции, и логику, а также в курсе информации от органов чувств.

Чтобы начать самонаблюдение, задайте себе следующие вопросы:

Что я чувствую сейчас?

Что я думаю сейчас?

Что я делаю сейчас? Как я дышу?

Эти вопросы важны, потому что как только мы получим ответы на них, мы окажемся в наиболее подходящем положении для обработки следующего вопроса:

Что я хочу для себя в этот момент?[4]

Мгновенные изменения могут произойти даже просто после прочтения этих вопросов. К примеру, обратив внимание на свое дыхание, мы начинаем замечать каждый вдох и в результате дышим медленнее. Изменения, если они необходимы, происходят лишь тогда, когда мы узнаем, кем мы на самом деле являемся, а не когда пытаемся быть кем-то другим.

Я называю эти вопросы «упражнением заземления». Если вы будете задавать их себе в определенный момент дня и сделаете это привычкой, то тем самым вы создадите пространство для саморефлексии. И если вы вдруг обнаружите, что отклоняетесь от курса, вы будете знать, как перенаправить себя.

Вчера, выполняя это упражнение, я обнаружила, что чувствую какое-то неудовлетворение. Я думала о том, что мечтаю поменять всю мебель. Что я в тот момент делала? Просматривала журнал по дизайну интерьера и поверхностно дышала. После того как я ответила на первые вопросы, мне было легко ответить на последний: «Что я хотела для себя?» Я хотела выдохнуть, отложить журнал и отвлечься. Поэтому я пошла плавать, чтобы переключиться. Выполнение упражнения заземления помогает осознать свои внутренние ощущения. В целом всех людей можно приблизительно разделить на две группы: одним важнее внешнее соотнесение, другим – внутреннее соотнесение. Первые больше беспокоятся о том, какое впечатление они производят на людей: как я выгляжу? Как это будет смотреться? Вторым значимее их чувства: что я испытываю от той или иной вещи? Те, кому важнее внешнее соотнесение, стремятся угодить окружающим (получить принятие, восхищение, даже зависть), а те, кто больше заботится о внутреннем соотнесении, хотят сделать все правильно для себя, чтобы чувствовать себя комфортно.

Я не имею в виду, что саморефлексия как способ самоопределения превосходит другие, но хочу подчеркнуть, что повышение осознанности желательно для того, чтобы понять, как мы позиционируем себя внутренне и в обществе. Уделяя слишком много внимания внешней стороне, можно потерять себя и утратить баланс. С другой стороны, если чересчур увлечься внутренним соотнесением, вероятно, придется прикладывать больше усилий, чтобы стать частью общества, приспособиться к нему. Спросите себя, чем продиктован тот способ, с помощью которого вы управляете своими эмоциями: тем, что о вас могут подумать другие люди, или желанием ощущать внутренний комфорт.

Рассмотрим такой пример: два человека плывут в одинаковых лодках. Один думает про себя: «Посмотрите на меня, на мою роскошную лодку; я уверен, все вы думаете, какой я классный, и завидуете мне», в то время как второй наслаждается мастерством гребли, ощущает брызги на своем лице и подмечает все чувства, пробужденные в нем открытым морем. Два человека делают одно и то же, однако участвуют в этом процессе совсем по-разному. Большинство из нас сочетают в себе обе эти реакции, однако если мы часто оказываемся недовольны своей жизнью, будет полезно установить, каким образом мы соотносим себя. В результате мы сможем экспериментировать и меняться. Представление о внешнем и внутреннем соотнесении следует держать в голове при выполнении упражнения заземления.

Упражнение заземления помогает понять, что с нами происходит в настоящий момент. Его можно несколько изменить, адаптировав под себя. Например, когда я выполняю его, я стараюсь уделять внимание тому, как я напрягаю плечи. Если напряжение сильное, я стараюсь расслабиться.

Занимаясь саморефлексией, я также стараюсь подмечать то, что я называю пострационализацией, или самооправданием. Это понятие описывает то, как мы мысленно «подчищаем» все происходящее внутри и снаружи. Зачастую в результате этой уборки мы придумываем всему разумные объяснения, которые на деле не соответствуют действительности.

В 1960-х годах нейропсихолог Роджер Сперри провел ряд экспериментов, результаты которых поставили под сомнение утверждение, что нами как разумными существами руководят логика и интеллект. В качестве испытуемых Сперри и его коллеги пригласили людей, мозг которых в результате лечения их от эпилепсии лишился мозолистого тела – соединительной ткани между правым и левым полушариями, – что означало отсутствие связей между двумя этими частями мозга.

Когда экспериментаторы зажигали команду «ХОДИТЬ» в поле зрения правого полушария испытуемых, при этом полностью закрыв ее от левого, люди тут же начинали двигаться, как предписано. Затем их спросили, почему они это делают, – этот вопрос был адресован левому полушарию. Испытуемые не сказали: «Потому что вы подали такой сигнал» или: «Я не знаю, просто почувствовал срочную необходимость в этом», что было бы правдой, так как потребность в выполнении данного действия была спровоцирована правой стороной мозга. Вместо этого они отвечали что-то вроде: «Я хотел попить» или: «Захотелось размять ноги». То есть левая часть мозга абсолютно не связывала это действие с истинной причиной.


Учитывая этот эксперимент Сперри и многие другие, связанные с работой правого и левого полушарий, а также тот факт, что у нас нет ни одной причины считать работу левого полушария этих пациентов сколько-нибудь отличной от нормы, можно сказать, что мы все склонны рационально обосновывать намерения нашего правого полушария, даже если на самом деле не понимаем или не знаем их. Причины наших действий всегда подвергаются пострационализации, на месте наше мозолистое тело или нет.

Даже после того, как левое полушарие развилось и обеспечило нам доступ к языкам, логике, математике и рассуждению, основной контроль по-прежнему принадлежит правой части нашего мозга. Из-за этого, например, мы не можем принять ни одно решение, отстранившись от своих эмоций. Эллиот, пациент невролога Антонио Дамазио, после удаления опухоли мозга потерял способность чувствовать. Его IQ оставался превосходным, однако он не выражал никаких эмоций, даже когда ему показывали жуткие фотографии человеческих страданий. Так как разум Эллиота остался неповрежденным, он, по идее, все еще мог решать, куда сходить пообедать или как распорядиться деньгами. Тем не менее оказалось, что он не способен сделать это. Хотя он мог представить исход своего выбора и взвесить все плюсы и минусы, прийти к результату у него никак не получалось. Свои выводы об Эллиоте и о других таких же пациентах Дамазио описал в своей книге «Descartes’ Error: Emotion, Reason and the Human Brain» («Ошибка Декарта. Эмоции, причины и человеческий мозг»). В книге Дамазио утверждает, что, вопреки нашим ожиданиям, отсутствие эмоций приводит не к логически обоснованным решениям, а к хаосу. Это происходит потому, что, прокладывая свой жизненный путь, мы полагаемся именно на эмоции. И это работает вне зависимости от того, понимаем мы свои эмоции или нет.

Для того чтобы понять свою мотивацию, полезно проводить время со своими чувствами. В этом и заключается саморефлексия. Едва ли мы можем постичь все свои эмоции, но мы не должны цепляться за первое же решение, которое выдаст наш мозг. Оно может являться результатом желания успокоить себя или найти разумное объяснение тому, что уже решило правое полушарие. Вместо этого мы можем выработать терпение к неуверенности, подпитывать свое любопытство и продолжать учиться. Опасно делать какие-либо выводы о чем-то, что мы не изучили подробно. Я не предлагаю ставить под сомнение любое ежедневное решение, вроде того, что съесть на обед. Но я считаю полезным время от времени пересматривать свои взгляды. Как говорил психоаналитик Питер Ломас: «Не держитесь крепко за свои верования». Уверенность – не всегда друг здравомыслия, хоть иногда и бывает с ним связана.

Мы живем в так называемый «век разума», между тем исследования, подобные экспериментам Перри или Дамазио, показали, что многие из наших идей, чувств и действий являются порождениями правого полушария, в то время как левое постфактум придумывает причины для них. Наша внутренняя война может оказаться лишь отголоском старого спора, случившегося еще в детском саду, который мы до сих пор пытаемся разрешить[5]. Убийцу, расстрелявшего нескольких человек, толкает на этот шаг неспособность испытывать эмпатию, а не некая особенная идеология[6]. Идеология является лишь рациональным объяснением, которое он дает своим чувствам горечи или ненависти. Когда мы начинаем горячо спорить по какому-то поводу, мы делаем это не из-за каких-либо логичных причин, а из-за эмоций, которые мы логически обосновываем. Логические причины могут быть «неправильными», но наши чувства неправильными не бывают. Они просто есть. Сами по себе эмоции не могут считаться хорошими или плохими, а вот нашим действиям, которые из них проистекают, подобную оценку уже можно дать. Чувство как стрелка на индикаторе топлива в машине – оно просто демонстрирует, что происходит внутри человека. Мы можем хотеть кого-то уничтожить, но окажемся неправы лишь в том случае, если выразим эту эмоцию каким-то аморальным образом.

Один психотерапевт рассказал мне, что когда-то он был уверен, что вся его злость, которую он испытывал к кому-либо, была вызвана именно этим человеком. Однако узнав больше о психике в целом и о своей в частности, он перестал тыкать пальцем в обидчика и говорить: «Ты, ты, ты». Вместо этого его палец повернулся на 180 градусов, и он стал чаще говорить: «Я, я, я». Как я уже отмечала, хорошая саморефлексия представляет собой полную противоположность поблажкам себе. Она порождает в человеке ответственность за себя и свои поступки.

Способность нашего левого полушария к пост-рационализации означает, что мы всегда можем найти причины отказаться от самонаблюдения. Поэтому, если вы решили пропустить упражнения по самонаблюдению из этой книги, постарайтесь проследить, какими чувствами вызвано это решение, отстранившись от причин, которые ваш мозг придумал для их рационализации. Вами, как и всеми людьми, управляют эмоции, и, вместо того чтобы отрицать их и отбрасывать эту информацию, попробуйте прислушаться к ним и изучить их.

Психотерапевт обучен выслеживанию подлинных чувств, скрывающихся за оправданиями и устоявшимися особенностями поведения, и помогает своему клиенту увидеть их. Если у вас есть потребность и возможности, я рекомендую пройти курс психотерапии или психоанализа, для того чтобы больше узнать о подсознании и о том, как мы взаимодействуем с ним с помощью своей логической стороны. Тем не менее найти правильного терапевта непросто, и сам процесс может оказаться довольно дорогостоящим. В то же время существуют и другие способы, которые помогут вам в совершенстве овладеть саморефлексией. Среди них нет ни одного «правильного», так как каждый способ может подойти или не подойти в зависимости от человека и от ситуации. Я призываю использовать то, что работает для вас. Неважно, каким образом вы научитесь самонаблюдению, главное – приобрести эту способность, так как она просто необходима для сохранения трезвости ума.

Помимо техник концентрирования внимания – вроде упражнения заземления, – постоянное ведение личного дневника может также оказаться полезным инструментом для саморефлексии. Исследование, половина участников которого вела дневник, а другая – нет, показало позитивное влияние ежедневного ведения записей о себе. У тех, кто вел дневник, было лучше настроение, и они испытывали меньший стресс по сравнению с теми, кто не делал записей. Кроме того, это же исследование выяснило, что те, кто вел дневник после какой-либо травмы или тяжелой утраты, заметили, что тяжелые воспоминания и ночные кошмары стали посещать их реже. Письмо само по себе может являться способом эмоциональной разгрузки и тем самым помогать в ситуациях, когда человек ощущает опасность, напряжение или потерю контроля. Люди, которые ведут личный дневник, реже оказываются в больнице, а если и попадают туда, то проводят там меньшее количество дней. Исследование показало, что у тех, кто вел дневник, улучшились функции печени и стабилизировалось давление. Все типы личности извлекли для себя пользу из ведения дневника. Особенно меня восхитил тот факт, что ведение дневника благотворно сказывается на нескольких аспектах иммунной системы, включая рост количества t-клеток[7] и противодействие определенным антителам. Исследования также показали, что у тех, кто регулярно пишет в дневнике благодарности, перечисляя все то, за что они хотели бы сказать «спасибо», повышается чувство удовлетворенности жизнью, а также улучшаются личные взаимоотношения[8]. И все же это не самые главные причины, по которым я рекомендую вести личный дневник. Самое важное, как мне кажется, – это то, что дневник – отличный инструмент развития саморефлексии.


Несколько советов для начинающих: будьте честны и пишите просто; этот дневник только для вас. Стремитесь к регулярности, а не к большему количеству текста; не забрасывайте ведение дневника через пару дней – будьте настойчивы! Вы сами должны решить, о чем писать. Я люблю описывать как всевозможные воспоминания, так и мысли и чувства, живущие во мне в момент написания. Еще я люблю писать про свои мечты. Психотерапевты уделяют мечтам особое внимание, так как в них раскрывается опыт человека и такие особенности его психики, которые не всегда находят отражение в речи. Я рекомендую вам записывать свои мечты и реакции на них в дневник.

Если вы не можете придумать, о чем писать, напишите хоть что-то. На самом деле изложение потока своих мыслей на бумаге непосредственно после пробуждения признано эффективным методом воспитания в себе саморефлексии. Записывайте от руки все, что приходит в голову, и заполните таким образом пару листов бумаги[9].

Перечитав свой дневник, вы, возможно, заметите свои эмоциональные и поведенческие особенности. Например, то, какие оправдания вы обычно используете, насколько привыкли все логически обосновывать, сколько сочувствия проявляете к себе и как много из того, о чем вы пишете, является выдуманным.

Какой бы метод вы ни выбрали, ведение дневника в любом случае является отличным способом обработки своих эмоций, а также познания себя.

Обучение фокусированию внимания и постоянная практика в этом являются ключевыми инструментами для развития саморефлексии. Фокусировка внимания улучшает нашу способность наблюдать и изучать свои тело и разум в настоящем времени без критики. У этой практики есть множество названий: молитва, медитация, созерцание, самонаправленная нейропластичность. Осознанность также базируется на умении фокусировать внимание. Эта практика является особенностью многих культур и религий. Такие разные ритуалы, как, например, христианская молитва или суфийский сама, в действительности представляют собой не что иное, как формы фокусировки внимания, которые мы можем практиковать вне зависимости от того, верим мы или нет. Практика фокусировки внимания улучшает способность концентрироваться, помогает бороться со стрессом, тревожностью, депрессией и зависимостями, а также может оказывать позитивное влияние на физические проблемы, такие как гипертония, болезни сердца и хронические боли.

У этой практики есть и другие плюсы. Исследования показали, что мозг тех, кто регулярно медитирует или каким-либо другим образом тренируется фокусировать внимание, демонстрирует постоянное развитие. Появляются новые нейронные связи, префронтальная кора, отвечающая за концентрацию, заметно утолщается. Также растет центральная доля мозга, отвечающая за внутреннее состояние тела и восприятие эмоций других людей. Таким образом, фокусируя внимание с целью самонаблюдения, вы укрепляете свой мозг и помогаете ему расти. Это, в свою очередь, помогает вам жить более осознанно, быстрее успокаиваться и лучше понимать других. Саморефлексия делает наш мозг более гибким. Практикуя ее, мы узнаем больше о ментальных процессах, протекающих в нашем мозге, и при этом не позволяем им захватить нас, а также развиваем эмоциональную устойчивость без подавления или отрицания своих чувств. Упражнения по развитию фокусировки внимания и саморефлексии вы найдете в разделе «Упражнения».

Одной из привычек, с которой мы можем столкнуться в процессе самонаблюдения, является так называемая токсичная болтовня. Наша голова полна диалогов, замусорена всяческими фразами, изображениями, повторяющимися сообщениями; бегущей строкой в ней идут комментарии наших и чужих действий. Часть этого фонового наполнения безвредна, но часть является весьма токсичной: злые размышления о себе и других, деструктивное самокопание, бессмысленный пессимизм. Подобные мысли часто двигаются по кругу; они никуда нас не приводят и могут вызвать депрессию. Саморефлексия позволяет заметить внутреннюю болтовню и дистанцироваться от той ее части, которая является токсичной. В результате нейронные связи, которые проводят негатив, постепенно истончаются и исчезают, а те, что улучшают осознание и эмпатию, – растут.

Саморефлексия обеспечивает нам то внимание, которое хорошие родители дают своим детям. Как мы уже видели раньше, именно с помощью отражения дети узнают, кто они, и учатся благодарить, успокаиваться и регулировать свое поведение. На протяжении всей своей жизни мы нуждаемся в том, чтобы быть понятыми, и стремимся получить признание. И хотя самый простой и продуктивный способ получить это – контакт с другими людьми, практика самосозерцания поможет вам добиться этого самостоятельно.

Нет предела тому, как можно улучшить свою саморефлексию. Можно выбрать личную терапию с психотерапевтом, аналитиком или другим практиком, можно присоединиться к какой-либо групповой сессии, например, занятию йогой. Самый большой прорыв в моем самоосознании произошел во время подготовки к Лондонскому марафону и участия в нем. Комбинируя концентрацию внимания, в частности посредством медитации, с трансформирующей физической практикой – бегом, я добилась такого роста концентрации, уверенности в себе и уровня самосознания, о котором даже не подозревала еще год назад.

В заключение этого раздела я хочу напомнить вам, что саморефлексия – это способ взглянуть изнутри на свои эмоции, которые играют значительную роль в нашей жизни и являются основой нашего поведения. Когда мы становимся более чувствительными к себе и знаем больше о своих чувствах, мы оказываемся способны лучше понимать людей в целом и соответственно можем улучшить свои отношения с окружающими. А взаимоотношения – это второй краеугольный камень нашего сознания. Давайте посмотрим теперь, в чем это выражается.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Саморефлексия | ECLKC

Анализ — важная часть нашего собственного непрерывного процесса совершенствования, позволяющая понять, почему и как мы делаем тот выбор, который делаем. Если вы потратите время на то, чтобы взглянуть на себя и свою работу, это даст вам возможность осознать свои сильные стороны и трудности, а также усовершенствовать свои навыки.

  • Наблюдайте и запоминайте, что происходит с детьми, семьями и персоналом.
    Записывайте успехи детей, контакты сотрудников и родителей и информацию, которой обмениваются сотрудники. Это возможность для персонала понять, что работает, а что нет. Запоминание и размышление о наших наблюдениях полезно для улучшения того, что мы делаем. Запись наших размышлений в конфиденциальную тетрадь может быть ценным учебным занятием.

  • Подумайте о том, как ваш собственный опыт влияет на вас и вашу работу.
    Возможно, это самая трудная часть самоанализа. Мы часто предпринимаем действия с детьми и семьями, потому что они нам знакомы и удобны. Может быть трудно подвергать сомнению то, что мы уже знаем и считаем правильным. Через саморефлексию мы позволяем себе понять нашу личную реакцию (какие чувства заставляет нас чувствовать профессиональная ситуация) и наше профессиональное действие (как мы решаем профессионально реагировать на действия и слова) как две разные вещи. Поскольку забота о детях и семьях очень важна и порой очень эмоциональна, нам необходимо осознавать, как наши личные взгляды влияют на нашу работу. Эта стратегия согласуется с основанной на отношениях практикой «размышление о собственной точке зрения».

  • Подумайте о взглядах других.
    Найдите время, чтобы задуматься о том, как индивидуальный опыт других людей может повлиять на их поведение или реакцию в определенных обстоятельствах. Однако имейте в виду, что иногда задаваться вопросом о других может быть похоже на предположения о них. Мы склонны полагаться на то, что мы узнали и испытали в прошлых обстоятельствах. Принимая это во внимание, важно оставить достаточно места в своих размышлениях и взаимодействиях, чтобы признать, что вы не знаете, что может мотивировать кого-то думать или действовать определенным образом. Когда есть возможность уважительно рассказать об этих обстоятельствах другим, это может открыть нам путь к лучшему пониманию других и, в конечном счете, самих себя. Размышление о точках зрения других помогает нам лучше понять, откуда они исходят, и, следовательно, какие стратегии могут быть наиболее эффективными для их взаимодействия. Эта стратегия согласуется с основанной на отношениях практикой «размышления о точке зрения семьи».

  • Выявление факторов стресса.
    Работа с детьми и семьями – очень ответственная профессия. При работе с семьями, столкнувшимися с бедностью, общественным насилием, сокращением социальных расходов, нехваткой рабочих мест и доступного жилья, может возникнуть еще более высокий уровень стресса и повышенный риск профессионального «выгорания». Уникальным аспектом программ Head Start и Early Head Start является то, что многие специалисты также являются родителями в сообществах, которым они служат. Персонал может испытывать стресс как из-за своего собственного опыта в сообществе, так и из-за того, что он профессионал, работающий с другими людьми в этом сообществе. Может помочь возможность назвать отдельные факторы стресса и поговорить о них с другими специалистами. Программы могут создать для сотрудников возможности получить необходимую им поддержку и помочь им почувствовать, что их работу ценят за работу, которую они выполняют каждый день. Персонал может захотеть поразмышлять индивидуально в журнале или встретиться с коллегами и руководителями. Руководство может расставить приоритеты в регулярном времени для индивидуальных, парных или групповых размышлений. Поощрение заботы о себе среди сотрудников может оказать положительное влияние на их навыки и производительность.

Подробнее:

Рефлексивный надзор

,  Семейное взаимодействие

Тип ресурса:
Статья

Национальные центры:
Участие родителей, семьи и сообщества

Аудитория:
Работники семейной службы

Последнее обновление: 3 декабря 2019 г.

Саморефлексия в детстве: определение и стратегии

Саморефлексия означает, что у вас есть способность думать и говорить о себе. Детям важно заниматься самоанализом. Это влияет на их обучение, поведение, социальные навыки и многое другое. Раньше считалось, что дети не способны к саморефлексии. Сегодня исследователи считают, что это возможно. Они считают, что дети, которым предоставляется возможность саморефлексии, со временем становятся лучше.

Понимание саморефлексии в детском образовании

Возраст развития и языковые способности могут повлиять на способность детей к саморефлексии. Учителя должны быть чуткими к отдельным детям. У некоторых будет естественная способность к самоанализу, в то время как другим потребуется больше подсказок.

Как учителя могут помочь детям лучше узнать себя? Они должны предоставить им возможность подумать о том, что они чувствуют, и о действиях, которые они предпринимают. Им нужно знать, как их поведение влияет на других. Это сводится к большему, чем просто задавать одни и те же вопросы каждый день. Учителя должны найти веселые, творческие способы поощрения саморефлексии у детей.

Примеры эссе по самоанализу

Студенты, обучающиеся в университете, могут испытывать трудности при написании эссе. Они могут бороться, чтобы найти время, или еще не имеют навыков написания эссе, которые им нужны. Если они изучают детское образование, им, возможно, придется написать эссе о саморефлексии. Им будет полезно прочитать бесплатные примеры эссе по саморефлексии, доступные на бесплатных сайтах в Интернете. Эти образцы эссе могут вдохновить их на то, как писать свои эссе. Они также могут обратиться к опытным писателям за помощью в написании качественных эссе без плагиата.

Пособия по детскому образованию

Самоанализ влияет на саморегуляцию и многие другие аспекты развития ребенка.

Познавательные преимущества: Дети, которые рефлексируют, лучше контролируют свое обучение. Они знают, что у них есть сильные и слабые стороны. Они знают, в чем заключаются их интересы. Это дает им больше мотивации ставить цели и достигать их.

Поведенческие преимущества: Самоанализ ведет к саморегуляции. Дети, которые рефлексируют, могут начать регулировать свое поведение. Они понимают, какой тип поведения подходит и не подходит в различных ситуациях.

Социальные пособия: Размышляя о своем взаимодействии с другими, дети развивают свои социальные навыки. Если вы уделите время размышлениям как о положительных, так и о негативных взаимодействиях, это поможет им расти. Они могут изучить свою реакцию на обратную связь, похвалу и т. д. 

Стратегии поощрения самоанализа у маленьких детей

Использование подсказок: Учителя могут поощрять самоанализ с помощью подсказок. Например, они могут спросить:

·        Что вам больше всего нравится делать?

·        Что вам меньше всего нравится делать?

·        Что вы делаете лучше всего?

·        Что бы вы хотели улучшить?

Активное обучение: Пассивная учебная среда не способствует самоанализу. Дети должны активно участвовать и иметь некоторый выбор в отношении деятельности. Это развивает больше самосознания, что естественным образом приводит к саморефлексии.

Движение: Движение — один из лучших способов помочь маленьким детям развить самосознание. Это может сделать их более осведомленными о своих отдельных частях тела и о том, как они координируют свои действия. Движение под музыку задействует больше органов чувств. Учителя могут попробовать свободное движение под музыку, используя реквизит и используя тело различными способами, например, ползая или прыгая.

Карточки с историями об эмоциях: Игра с карточками с историями об эмоциях — хороший способ упростить самопознание для маленьких детей.

Наклейки на стену: Учителя могут предложить детям писать на стене стикеры о том, что им понравилось, что им не понравилось или что-то новое, что они хотели бы сделать.

Интеграция саморефлексии в повседневное обучение

Интеграция саморефлексии в повседневное обучение может быть просто неформальной практикой задавать вопросы в поддерживающей манере. Задавая правильные вопросы на протяжении всего процесса обучения, вы можете помочь детям выработать привычку к самоанализу.

Дети двух-трех лет только начинают задумываться о своем поведении. Учителя могут помочь детям этого возраста с саморефлексивными стратегиями. Они могут начать с использования слов для описания поведения и усиления положительного поведения. Когда дети ведут себя неприемлемым образом, они могут задавать вопросы для саморефлексии, например: «Что ты сделал?» «Зачем ты это сделал?» и «Как вы думаете, что это заставило x почувствовать?» Размышляя над своим поведением, дети могут начать его улучшать.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *