Сага вознесенский: Андрей Вознесенский — Сага (Я тебя никогда не забуду): читать стих, текст стихотворения полностью

Анализ стихотворения «Сага» (А. А. Вознесенский)

Периоду «оттепели» характерен подъем интереса к поэзии. Нельзя сказать, что до этого времени лирика не интересовала общество, вовсе нет! Но 50-е – 60-е годы можно сравнить с Серебряным веком в литературе, когда поэзия была неотъемлемой частью жизни каждого человека. В описываемый период было несколько «модных» авторов, в списке которых числился и Андрей Андреевич Вознесенский. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомится с разбором одного из известных произведений поэта Вознесенского. Перед Вами анализ стихотворения «Сага» по плану.

Содержание:

История создания

Произведение «Сага» было написано в 1977 году. Сразу же оно было переложено на музыку О. Б. Фельцманом. Песня вышла под названием «Разлука». Текст её был немного изменён и урезан. 

Но «известность» к произведению пришла в 1981 году, когда оно стало «Романсом морских офицеров» в рок-опере «Юнона и Авось». Текст стихотворения в опере также звучит не полностью. К слову, «Юнона и Авось» до сих пор является актуальным, востребованным спектаклем Ленкома. 

Сам Андрей Вознесенский говорил, что стихотворение пришло ему во сне. Также существует версия, что произведение написано поэтом после разлуки с возлюбленной, актрисой Татьяной Лавровой. Во время их романа у каждого из них были законные супруги, но этот факт не остановил никого из них. Расставание их было также взаимным, так как сильное чувство, одолевшее их, стало со временем мучить.

Жанр, направление, размер

Жанровая принадлежность произведения «Сага» – романс. 

Романс – это лирическое стихотворение, которое описывает довольно простые события, но эти события пробуждают глубокие чувства в душе читателя, пробуждают его фантазию. Данная формулировка характерна для произведений испанской литературы, тогда как «французский» термин подразумевает произведение только лишь любовной направленности. В России романсом называют произведение любовного содержания, переложенное на музыку. Все расшифровки данного жанра подходят к «Саге» Вознесенского. 

Нельзя не заметить, что название произведения тоже является литературным жанром. Сага – это повествование событий достаточно большого отрезка времени, с точной хронологией происшествий, с большим количеством героев, с подробным описанием некоторых из них. Что немаловажно, сага – это прозаический жанр. 

Почему Андрей Андреевич назвал своё произведение именно так? Возможно, что автор обратил внимание на такие черты этого «заграничного» жанра, как правдивость. Обычно саги описывают события прошлых лет, в подлинности которых нет поводов сомневаться. Хотя известны такие саги, которые имеют фантастический оттенок.

«Мир предстает в стихах Вознесенского таким, каким он может представляться лишь при стремительном движении, — смазано мелькающим, хаотично смещенным. Он переполнен врубающимися в глаза и тут же исчезающими яркими цветовыми пятнами, на секунду выхваченными, как лучом прожектора, лицами». (Е. А. Евтушенко)

Андрей Вознесенский – поэт авангардист. Особенностью авангарда в литературе стал отказ от разделения литературы на «профессиональную» и «непрофессиональную», поэты стали использовать «простонародную» лексику в своих произведениях. Также характерно размывание граней между жанрами, между видами искусств.

Размер «Саги» — трёхстопный анапест. Рифмовка неточная, перекрёстная с женской рифмой. 

Композиция

Стихотворение «Сага» состоит из 7 строф. Вся композиция построена на повторении строк в каждом четверостишие – анафоре. Такая организация усиливает эмоциональный окрас произведения, обращая внимание читателя на основное и главное.

Каждая новая строфа – это отрывистые мысли лирического героя. Он прощается то с возлюбленной, то с Адмиралтейством и водами, затем его внимание вновь переключается на возлюбленную, на её глаза, а потом он «ныряет» совсем глубоко, обращаясь к теории поэта Хафиза (Гафиза), теории возрождения. 

Две последних строфы – это размышления о вечности! Лирический герой абстрагируется от происходящего, рассуждая о мелочности нынешних событий, проблем и горестей по отношению к бесконечности, по отношению к жизни в целом.

Также можно предположить, что лирический герой «вырывает» теплое чувство у себя из груди, там образуется пустота и холод, вследствие чего герой и его возлюбленная обезличиваются, становясь просто «двумя живыми».

Образы и символы

Лирического героя стихотворения «Сага» охарактеризовать конкретно, в данном случае, сложно. Это собирательный образ. Даже не собирательный, а общий, «распространенный». Поэт написал о каждом любящем человеке в момент вынужденного расставания, о его мучениях, об образовавшейся пустоте, а также о мужестве, проявляющимся в такие моменты.

Основным образом стихотворения «Сага» Андрея Вознесенского является возлюбленная лирического героя, с которой он ведёт невербальный диалог, иногда повторяя одни и те же отчаянные слова:

«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Первая строфа, а точнее первые две строки являются описательными в отношении главного образа – возлюбленной. 

«Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь…»

Она смиренна, сильна духом, кротка.

Следующее четверостишие можно считать «переломным» в данном произведении, самым напряженным в эмоциональном плане. Оно рассказывает о лирическом герое, о его внезапном осознании своей обреченности, осознании своей любви к женщине. 

Поэт пишет «Заслонивши тебя от простуды…», то есть лирический герой обнимет возлюбленную, но автор не пишет об этом обычными словами, а перефразирует в более «возвышенное» действие, объясняющее желание лирического героя оградить любимую женщину от «холода» окружающего мира, от болезней и невзгод, сберечь её, защитить даже тогда, когда его не будет рядом.

Следующие строки – это прощание героя с «водами в мурашках запруды», с «Адмиралтейством и Биржой». Можно предположить, что автор пишет только о местах, ассоциирующихся у лирического героя с возлюбленной, с приятными моментами. Но также имеет место быть и другое предположение.

Держа в крепких объятьях любимую женщину, лирический герой обводит глазами окружающий пейзаж, обращая внимание на рябь воды в запруде. Поэт называет это «вода в мурашках», чем самым олицетворяет её, сравнивает с человеком, испытывающим сильные чувства, ведь именно во время эмоционального возбуждения появляются на теле мурашки. 

Вода – это неоднозначный символ. Вода – это символ женского начала, а также вода – это вечность. Перекладывая данную символику на разбираемое стихотворение, можно предположить, что поэт этими строками говорит о вечности люби, о её многогранности и постоянстве.

«Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни…»

Вишня – символ доброты, символ надежды, символ женской красоты. Сравнение глаз любимой женщины именно с этим плодом неслучайно, хотя,
возможно, что автор употребил данную метафору лишь из-за внешнего сходства глаз с вишней. В любом случае, данное сравнение очень красивое и глубокое.

«Возвращаться – плохая примета…»

Следующая строка написана автором будто в утешение, для поднятия настроения себе, возлюбленной, читателю, она написана в оправдание действий лирического героя.

«Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.»

Дальше поэт немного отчаянно, но в то же время смиренно пишет, что, даже если они возродятся, то всё равно им не суждено быть вместе, они расстанутся.

Последующие две строфы отдалены от происходящих событий, они абстрагированы. Автор пишет о будущем. Когда тяжело в настоящем пережить какое-то событие, смириться с чем-то, обычно думаешь о том, как ты будешь смотреть на данное событие потом, в будущем, через время…Становится немного легче. Быть может, поэт написал два последних четверостишия именно из этих соображений.

И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Темы, проблемы, настроение

Тема разбираемого произведения – расставание. «Расставанье – маленькая смерть», как писал Илья Резник. Лирика поэта А. Вознесенского очень чувствительна. Л. А. Озеров заметил, что у Андрея Андреевича и Владимира Маяковского схож жизненный девиз, творческий принцип: «Я — где боль, везде…». Поэт чувствует боль! Боль народа, боль человека. Он чуток и неравнодушен к этому, он сочувствует и сопереживает. 

Тема расставания – это подтема любви, но если любовь – это описание чего-то «полного», чего-то прекрасного, пусть не всегда настоящего, но живого, то расставание – это описание разрывающей «пустоты», боли от безысходности, боли от сковывающей смиренности с нежеланным, но необходимым. 

Как справиться с этим? Естественно ли это чувство? Так ли необходима и безопасна эта рана? Эти актуальные вопросы связанны с проблематикой произведения. Автор показал, как героя от безысходности сковала душевная боль.

Настроение «Саги» трагичное, но не безысходное. Боль и страдания лирического героя передаются читателю с каждым последующим прочтением все сильнее, но в то же время становится спокойнее на душе. Немного эгоистичное осознание того, что ты не одинок в своих мучениях облегчает страдание, или же осознание того, что твоя «рана» менее тяжела по сравнению с раной лирического героя, перебивает личностную боль, на первый план выходит чувство жалости к герою произведения.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – обратная сторона любви. Конечно, не всегда отношения заканчиваются расставанием, но бывает и так… Спокойствие, смирение, мужество героев поражают читателя, удивляют. Ни каждый может расстаться с необходимым и желанным так спокойно, достойно. 

Данное произведение, хоть и трагичное, но оно учит читателя послушанию, смирению, безропотности и даже надежде на лучшее. Смысл стихотворения «Сага» заключается в том, что далеко не всегда жизненные пути людей, полюбивших друг друга, сходятся. Далеко не всегда у романа счастливый финал. Иногда во имя любви нужно не сойтись, а разминуться. Это болезненно, но прекрасно, ведь чувства обогащают нашу жизнь впечатлениями и делают ее прекраснее.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Сага» подчеркивают основную мысль стихотворения и расставляют правильные акценты.

  1. Эпитеты: «безнадежные, карие вишни», «минимальное непонимание», «двух живых», «пустота неживая», «бессмысленная высь».
  2. Сравнения: «качнется бессмысленной высью пара фраз…».
  3. Метафора: «карие вишни».
  4. Олицетворение: «вода в мурашках».
  5. Антитеза: «двух живых с пустотой неживою».
  6. Анафора:

«Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.»

«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу»

  1. Порядок слов в произведении непрямой – инверсия.
  2. Эллипсис: «Возвращаться – плохая примета…».
  3. Риторическое восклицание: «Боже Всевышний!».

Создавая своё произведение Андрей Андреевич, использовал различные тропы. Средства художественной выразительности помогают максимально раскрыть суть произведения. Вознесенский использовал множество эпитетов («бессмысленная высь», «карие вишни» и так далее). Большую роль в стихотворении играет сравнение («качнется бессмысленной высью пара фраз»). Также можно встретить и метафору («карие вишни»). Кроме того, для особой выразительности поэт использовал непрямой порядок слов.

Смысл стихотворения Вознесенского «Сага» является очевидным. К сожалению, не всегда сходятся жизненные пути у двух влюблённых. Во многих случаях отношения влекут за собой не счастливый брак, а горькую разлуку.

Автор: Кристина Асаулова

Анализ стихотворения Вознесенского Сага

Анализ стихотворений

  • Анализ стихов
  • Вознесенский
  • Сага

История создания. Стихотворение было написано Вознесенским в 1977г. Строки стихотворения легли в основу романса в рок-опере «Юнона и Авось». Стихотворение имеет под собой реальную историческую основу. Между Вознесенским и актрисой Татьяной Лавровой был роман, продолжавшийся в течение семи лет, но этот роман не имел счастливого финала. Оба были женаты, и в один момент страсть стала приносить возлюбленным больше страдания, нежели любви. Тем не менее строки стих-ия говорят о том, что возлюбленные друг другом не забыты.

Вид лирики. Любовная (интимная).

Тема, основная мысль. Тема: любовь двух людей, которые по воле рока не могут быть вместе, но которые всегда будут помнить друг друга и сохранят в своей памяти самые светлые чувства об этих отношениях.

Основная мысль: любовь – прекрасное чувство, но оно способно приносить не только радость и удовольствие, но и печаль и разочарования.

Основное настроение. Все стихотворение пронизано грустью и тоской. Главные герои понимают, что им больше не суждено увидеться и быть вместе, но они питают друг к другу чувства и не смогут подавить их. Грустно от того, что такое светлое чувство любовь дало героям познать боль, тоска связана с тем, что любимым приходится расстаться.

Образ лирического героя. Лирический герой здесь автор. Он испытывает на себе все чувства и является носителем эмоций и переживаний: забота («заслонивши тебя от простуды»), отчаяния («Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни») и др.

Литературное направление. Реализм (любовь не только светлое чувство, но и чувство разрушающее).

Композиция. Стихотворение имеет кольцевую композицию, т.е. начинается с определенных слов и заканчивается («я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду»). Уникальность данного стихотворения в том, что эти строки не только встречаются в начале и в конце, а сопровождают все произведение.

Средства художественной выразительности. Эпифора (я тебя никогда не увижу), эпитеты (безнадежные вишни, пустота неживая, бессмысленная высь), метафоры (вода в мурашках запруды, качнется пара фраз), сравнение (карие вишни, т.е. глаза), ассонанс ( наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою).

Актуальность. Любое произведение о любви (в первую очередь поэтической формы) является актуальным во все времена, поэтому стихотворение Вознесенского актуально для современного читателя.

Картинка к стихотворению Сага

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Гиппиус Мудрость

    Стихотворение Зинаиды Гиппиус «Мудрость» состоит из пятнадцати катренов, каждый из которых имеет свою насыщенность в духе пакетики символизма. Повествование начинается с встречи разных представителей нечисти, которые в преддверии ночи решили

  • Анализ стихотворения Бунина Шмель (и цветок)

    Иван Алексеевич Бунин был бедным человеком из дворянской семьи. Писатель являлся лауреатом Нобелевской премии, который очень много путешествовал. Стихотворение написано в 1916 году перед революцией, которая настигла Россию.

  • Анализ стихотворения Ахматовой Я научилась мудро жить

    Стихотворение великой русской поэтессы Анны Ахматовой «Я научилась мудро жить» открывает перед нами женщину, рассуждающую о краткости жизни, а так же смерти и неизвестности следующей за ней. К написанию стихотворения послужили

  • Анализ стихотворения Бунина Родник

    Абсолютно все, без исключения, поэты были уверены, что дети должны читать стихотворения о природе. Они мотивировали это тем, что через данные произведения дети учатся любить свою родину, её природу, беречь и охранять её.

  • Анализ стихотворения Есенина Черемуха 3, 5 класс

    Прекрасное по своей звуковой и цветовой гамме стихотворение «Черёмуха» было написано Сергеем Есениным в 1915г, и в этом же году прошла его публикация в журнале «Мирок». Как и многие произведения его творчества, данное относится к пейзажной лирике.

Вознесенский

Все авторы

  • Асадов
  • Александрова
  • Сочинения
  • Анненский
  • Апухтин
  • Ахмадулина
  • Ахматова
  • Бальмонт
  • Баратынский
  • Барто
  • Батюшков
  • Блок
  • Бродский
  • Брюсов
  • Бунин
  • Вознесенский
  • Гиппиус
  • Гумилев
  • Два отца Тыбурций и судья (по расказу Короленко)
  • Державин
  • Есенин
  • Жуковский
  • Заболоцкий
  • Карамзин
  • Лермонтов
  • Майков
  • Мандельштам
  • Маяковский
  • Некрасов
  • Никитин
  • Пастернак
  • Полонский
  • Пушкин
  • Северянин
  • Суриков
  • Тургенев
  • Тютчев
  • Фет
  • Хлебников
  • Цветаева

Interstellar Brides: Ascension Saga Series по порядку Грейс Гудвин

  • Количество книг:

    3

  • Первая книга:

    Февраль 2019

  • Последняя книга:

    Февраль 2019

  • Жанры:

    Современная романтика

  • Поделиться:

Межзвездные невесты: серия саги о вознесении по порядку (3 книги)

org/Book»>

Заказ Книга Дата Рейтинг
1 Троица Февраль 2019 г. 0
2 Вера Февраль 2019 г. 0
3 Судьба Февраль 2019 г. 0

Описания книг для серии: Межзвездные невесты: Сага о вознесении

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

В серии Interstellar Brides: Ascension Saga 3 книги.

В серии «Межзвездные невесты: Сага о вознесении» новая книга не выйдет в ближайшее время. Последняя книга, Destiny (Книга 3), была опубликована в феврале 2019 года.

Первая книга из серии Interstellar Brides: Ascension Saga, Trinity, была опубликована в феврале 2019 года..

Серия «Межзвездные невесты: Сага о вознесении» в первую очередь относится к жанру современной романтики.

  • Злые любовники
  • Эти ангажированные Гарреты!
  • Уэстморлендс
  • Семейный роман Мадарис
  • Золотой роман дурака
  • Макгрегоры
  • Длинные высокие техасцы
  • Виргинская река
  • Братья Бакхорн
  • Креве Охотников

20 долларов
/ год

Премиум-членство FictionDB

Подписаться

Сага о Вознесении—2 — Livebrary.

com — OverDrive

Сага о Вознесении—2 — Livebrary.com — OverDrive

Ошибка загрузки страницы.
Попробуйте обновить страницу. Если это не сработает, возможно, возникла проблема с сетью, и вы можете использовать нашу страницу самопроверки, чтобы узнать, что мешает загрузке страницы.
Узнайте больше о возможных проблемах с сетью или обратитесь в службу поддержки за дополнительной помощью.


Поиск

Расширенный

Леорон из Алеры узнал правду о личности своей новой подруги, но попал в руки ее врагов. Время секретов прошло…

Добро пожаловать в новую сагу о вознесении Interstellar Brides® и на планету Алера, где женщины с Земли не только находят себе пару, но и сражаются за власть над миром.

Скачайте сейчас и приключения продолжаются!


Фантазия

Вымысел

Романтика

Научная фантастика

  • Детали