«Можно попросить Нину?» | Библиотека СЕРАНН
— Можно попросить Нину? — сказал я.
— Это я, Нина.
— Да? Почему у тебя такой странный голос?
— Странный голос?
— Не твой. Тонкий. Ты огорчена чем-нибудь?
— Не знаю.
— Может быть, мне не стоило звонить?
— А кто говорит?
— С каких пор ты перестала меня узнавать?
— Кого узнавать?
Голос был моложе Нины лет на двадцать. А на самом деле Нинин голос лишь лет на пять моложе хозяйки. Если человека не знаешь, по голосу его возраст угадать трудно. Голоса часто старятся раньше владельцев. Или долго остаются молодыми.
— Ну ладно, — сказал я. — Послушай, я звоню тебе почти по делу.
— Наверно, вы все-таки ошиблись номером, — сказала Нина. — Я вас не знаю.
— Это я, Вадим, Вадик, Вадим Николаевич! Что с тобой?
— Ну вот! — Нина вздохнула, будто ей жаль было прекращать разговор. — Я не знаю никакого Вадика и Вадима Николаевича.
— Простите, — сказал я и повесил трубку.
Я не сразу набрал номер снова. Конечно, я просто не туда попал. Мои пальцы не хотели звонить Нине. И набрали не тот номер. А почему они не хотели?
Я отыскал в столе пачку кубинских сигарет. Крепких как сигары. Их, наверное, делают из обрезков сигар. Какое у меня может быть дело к Нине? Или почти дело? Никакого. Просто хотелось узнать, дома ли она. А если ее нет дома, это ничего не меняет. Она может быть, например, у мамы. Или в театре, потому что на тысячу лет не была в театре.
Я позвонил Нине.
— Нина? — сказал я.
— Нет, Вадим Николаевич, — ответила Нина. — Вы опять ошиблись. Вы какой номер набираете?
— 1494089.
— А у меня Арбат — один — тридцать два — пять три.
— Конечно, — сказал я. — Арбат — это четыре?
— Арбат — это Г.
— Ничего общего, — сказал я. — Извините, Нина.
— Пожалуйста, — сказала Нина. — Я все равно не занята.
— Постараюсь к вам больше не попадать, — сказал я. — Где-то заклиналось. вот и попадаю к вам. Очень плохо телефон работает.
— Да, — согласилась Нина.
Я повесил трубку.
Надо подождать. Или набрать сотню. Время. Что-то замкнется в перепутавшихся линиях на станции. И я дозвонюсь. «Двадцать два часа ровно», — сказала женщина по телефону «сто». Я вдруг подумал, что если ее голос записали давно, десять лет назад, то она набирает номер «сто», когда ей скучно, когда она одна дома, и слушает свой голос, свой молодой голос. А может быть, она умерла. И тогда ее сын или человек, который ее любил, набирает сотню и слушает ее голос.
Я позвонил Нине.
— Я вас слушаю, — сказала Нина молодым голосом. — Это опять вы, Вадим Николаевич?
— Да, — сказал я. — Видно, наши телефоны соединились намертво. Вы только не сердитесь, не думайте что я шучу. Я очень тщательно набирал номер, который мне нужен.
— Конечно, конечно, — быстро сказала Нина. — Я ни на минутку не подумала. А вы очень спешите, Вадим Николаевич?
— Нет, — сказал я.
— У вас важное дело к Нине?
— Нет, я просто хотел узнать, дома ли она.
— Соскучились?
— Как вам сказать…
— Я понимаю, ревнуете, — сказала Нина.
— Вы смешной человек, — сказал я. — Сколько вам лет, Нина?
— Тринадцать. А вам?
— Больше сорока. Между нами толстенная стена из кирпичей.
— И каждый кирпич — это месяц, правда?
— Даже один день может быть кирпичом.
— Да, — вздохнула Нина, — тогда это очень толстая стена. А о чем вы думаете сейчас?
— Трудно ответить. В данную минуту ни о чем. Я же разговариваю с вами.
— А если бы вам было тринадцать лет или даже пятнадцать, мы могли бы познакомиться, — сказала Нина. — Это было бы очень смешно. Я бы сказала: приезжайте завтра вечером к памятнику Пушкину. Я вас буду ждать в семь часов ровно. И мы бы друг друга не узнали. Вы где встречаетесь с Ниной?
— Как когда.
— И у Пушкина?
— Не совсем. Мы как-то встречались у «России».
— Где?
— У кинотеатра «Россия».
— Не знаю.
— Ну, на Пушкинской.
— Все равно почему-то не знаю. Вы, наверное, шутите. Я хорошо знаю Пушкинскую площадь.
— Неважно, — сказал я.
— Почему?
— Это давно было.
— Когда?
Девочке не хотелось вешать трубку. почему-то она упорно продолжала разговор.
— Вы одна дома? — спросил я.
— Да. Мама в вечернюю смену. Она медсестра в госпитале. Она на ночь останется. Она могла бы прийти и сегодня, но забыла дома пропуск.
— Ага, — сказал я. — Ладно, ложись спать, девочка. Завтра в школу.
— Вы со мной заговорили как с ребенком.
— Нет, что ты, говорю с тобой, как со взрослой.
— Спасибо. Только сами, если хотите, ложитесь спать с семи часов. До свидания. И больше не звоните своей Нине. А то опять ко мне попадете. И разбудите меня, маленькую девочку.
Я повесил трубку. Потом включил телевизор и узнал о том, что луноход прошел за смену 337 метров. Луноход занимался делом, а я бездельничал. В последний раз я решил позвонить Нине уже часов в одиннадцать, целый час занимал себя пустяками. И решил, что, если опять попаду на девочку, повешу трубку сразу.
— Я так и знала, что вы еще раз позвоните, — сказала Нина, подойдя к телефону. — Только не вешайте трубку. Мне, честное слово, очень скучно. И читать нечего. И спать еще рано.
— Ладно, — сказал я. — Давайте разговаривать. А почему вы так поздно не спите?
— Сейчас только восемь, — сказала Нина.
— У вас часы отстают, — сказал я. — Уже двенадцатый час.
Нина засмеялась. Смех у нее был хороший, мягкий.
— Вам так хочется от меня отделаться, что просто ужас, — сказала она. — Сейчас октябрь, и потому стемнело. И вам кажется, что уже ночь.
— Теперь ваша очередь шутить? — спросил я.
— Нет, я не шучу. У вас не только часы врут, но и календарь врет.
— Почему врет?
— А вы сейчас мне скажете, что у вас вовсе не октябрь, а февраль.
— Нет, декабрь, — сказал я. И почему-то, будто сам себе не поверил, посмотрел на газету, лежавшую рядом, на диване. «Двадцать третье декабря» — было написано под заголовком.
Мы помолчали немного, я надеялся, что она сейчас скажет «до свидания». Но она вдруг спросила:
— А вы ужинали?
— Не помню, — сказал я искренне.
— Значит, не голодный.
— Нет, не голодный.
— А я голодная.
— А что, дома есть нечего?
— Нечего! — сказала Нина. — Хоть шаром покати. Смешно, да?
— Даже не знаю, как вам помочь, — сказал я. — И денег нет?
— Есть, но совсем немножко. И все уже закрыто. А потом, что купишь?
— Да, — согласился я. — Все закрыто. Хотите, я пошурую в холодильнике, посмотрю, что там есть?
— У вас есть холодильник?
— Старый, — сказал я. — «Север». Знаете такой?
— Нет, — сказала Нина. — А если найдете, что потом?
— Потом? Я схвачу такси и подвезу вам. А вы спуститесь к подъезду и возьмете.
— А вы далеко живете? Я — на Сивцевом Вражке. Дом 15/25.
— А я на Мосфильмовской. У Ленинских гор. За университетом.
— Опять не знаю. Только это неважно. Вы хорошо придумали, и спасибо вам за это. А что у вас есть в холодильнике? Я просто так спрашиваю, не думайте.
— Если бы я помнил, — сказал я. — Сейчас перенесу телефон на кухню, и мы с вами посмотрим.
Я прошел на кухню, и провод тянулся за мной, как змея.
— Итак, — сказал я, — открываем холодильник.
— А вы можете телефон носить за собой? Никогда не слышала о таком.
— Конечно, могу. А ваш телефон где стоит?
— В коридоре. Он висит на стенке. И что у вас в холодильнике?
— Значит, так… что тут, в пакете? Это яйца, неинтересно.
— Яйца?
— Ага. Куриные. Вот, хотите, принесу курицу? Нет, она французская, мороженая. Пока вы ее сварите, совсем проголодаетесь. И мама придет с работы. Лучше мы вам возьмем колбасы. Или нет, нашел марокканские сардины, шестьдесят копеек банка. И к ним есть полбанки майонеза. Вы слышите?
— Да, — сказала Нина совсем тихо. — Зачем вы так шутите? Я сначала хотела засмеяться, а потом мне стало грустно.
— Это еще почему? В самом деле так проголодались?
— Нет, вы же знаете.
— Что я знаю?
— Знаете, — сказала Нина. Потом помолчала и добавила: — Ну и пусть! Скажите, а у вас есть красная икра?
— Нет, — сказал я. — Зато есть филе палтуса.
— Не надо, хватит, — сказала Нина твердо. — Давайте отвлечемся. Я же все поняла.
— Что поняла?
— Что вы тоже голодный. А что у вас из окна видно?
— Из окна? Дома, копировальная фабрика. Как раз сейчас, полдвенадцатого, смена кончается. И много девушек выходит из проходной. И еще виден «Мосфильм». И пожарная команда. И железная дорога. Вот по ней сейчас идет электричка.
— И вы все видите?
— Электричка, правда, далеко идет. Только видна цепочка огоньков, окон!
— Вот вы и врете!
— Нельзя так со старшими разговаривать, — сказал я. — Я не могу врать. Я могу ошибаться. Так в чем же я ошибся?
— Вы ошиблись в том, что видите электричку. Ее нельзя увидеть.
— Что же она, невидимая, что ли?
— Нет, видимая, только окна светиться не могут. Да вы вообще из окна не выглядывали.
— Почему? Я стою перед самым окном.
— А у вас в кухне свет горит?
— Конечно, а так как же я в темноте в холодильник бы лазил? У меня в нем перегорела лампочка.
— Вот, видите, я вас уже в третий раз поймала.
— Нина, милая, объясни мне, на чем ты меня поймала.
— Если вы смотрите в окно, то откинули затемнение. А если откинули затемнение, то потушили свет. Правильно?
— Неправильно. Зачем же мне затемнение? Война, что ли?
— Ой-ой-ой! Как же можно так завираться? А что же, мир, что ли?
— Ну, я понимаю, Вьетнам, Ближний Восток… Я не об этом.
— И я не об этом… Постойте, а вы инвалид?
— К счастью, все у меня на месте.
— У вас бронь?
— Какая бронь?
— А почему вы тогда не на фронте?
Вот тут я в первый раз только заподозрил неладное. Девочка меня вроде бы разыгрывала. Но делала это так обыкновенно и серьезно, что чуть было меня не испугала.
— На каком я должен быть фронте, Нина?
— На самом обыкновенном. Где все. Где папа. На фронте с немцами. Я серьезно говорю, я не шучу. А то вы так странно разговариваете. Может быть, вы не врете о курице и яйцах?
— Не вру, — сказал я. — И никакого фронта нет. Может быть, и в самом деле мне подъехать к вам?
— Так и я в самом деле не шучу! — почти крикнула Нина. — И вы перестаньте. Мне сначала было интересно и весело. А теперь стало как-то не так. Вы меня простите. Как будто вы не притворяетесь, а говорите правду.
— Честное слово, девочка, я говорю правду, — сказал я.
— Мне даже страшно стало. У нас печка почти не греет. Дров мало. И темно. Только коптилка. Сегодня электричества нет. И мне одной сидеть ой как не хочется. Я все теплые вещи на себя накутала.
И тут же она резко и как-то сердито повторила вопрос:
— Вы почему не на фронте?
— На каком я могу быть фронте? — Уже и в самом деле шутки зашли куда-то не туда. — Какой может быть фронт в семьдесят втором году!
— Вы меня разыгрываете?
Голос опять сменял тон, был он недоверчив, был он маленьким, три вершка от пола. И невероятная, забытая картинка возникла перед глазами — то, что было с мной, но много лет, тридцать или больше лет назад. когда мне тоже было двенадцать лет. И в комнате стояла буржуйка. И я сижу не диване, подобрав ноги. И горит свечка, или это было керосиновая лампа? И курица кажется нереальной, сказочной птицей, которую едят только в романах, хотя я тогда не думал о курице…
— Вы почему замолчали? — спросила Нина. — Вы лучше говорите.
— Нина, — сказал я. — Какой сейчас год?
— Сорок второй, — сказала Нина.
И я уже складывал в голове ломтики несообразностей в ее словах. Она не знает кинотеатра «Россия». И телефон у нее только из шести номеров. И затемнение…
— Ты не ошибаешься? — спросил я.
— Нет, — сказала Нина.
Она верила в то, что говорила. Может, голос обманул меня? Может, ей не тринадцать лет? Может, она, сорокалетняя женщина, заболела еще тогда, девочкой, и ей кажется, что она осталась там, где война?
— Послушайте, — сказал я спокойно. Не вешать же трубку. — Сегодня двадцать третье декабря 1972 года. Война кончилась двадцать семь лет назад. Вы это знаете?
— Нет, — сказала Нина.
— Вы знаете это. Сейчас двенадцатый час… Ну как вам объяснить?
— Ладно, — сказал Нина покорно. — Я тоже знаю, что вы не привезете мен курицу. Мне надо было догадаться, что французских куриц не бывает.
— Почему?
— Во Франции немцы.
— Во Франции давным-давно нет никаких немцев. Только если туристы. Но немецкие туристы бывают и у нас.
— Как так? Кто их пускает?
— А почему не пускать?
— Вы не вздумайте сказать, что фрицы нас победят! Вы, наверно, просто вредитель или шпион?
— Нет, я работаю в СЭВе, Совете Экономической Взаимопомощи. Занимаюсь венграми.
— Вот и опять врете! В Венгрии фашисты.
— Венгры давным-давно прогнали своих фашистов. Венгрия — социалистическая республика.
— Ой, а я уж боялась, что вы и в самом деле вредитель. А вы все-таки все выдумываете. Нет, не возражайте. Вы лучше расскажите мне, как будет потом. Придумайте что хотите, только чтобы было хорошо. Пожалуйста. И извините меня, что я так с вами грубо разговаривала. Я просто не поняла.
И я не стал больше спорить. Как объяснить это? Я опять представил себе, как сижу в этом самом сорок втором году, как мне хочется узнать, когда наши возьмут Берлин и повесят Гитлера. И еще узнать, где я потерял хлебную карточку за октябрь. И сказал:
— Мы победим фашистов 9 мая 1945 года.
— Не может быть! Очень долго ждать.
— Слушай, Нина, и не перебивай. Я знаю лучше. И Берлин мы возьмем второго мая. Даже будет такая медаль — «За взятие Берлина». А Гитлер покончит с собой. Он примет яд. И даст его Еве Браун. А потом эсэсовцы вынесут его тело во двор имперской канцелярии, и обольют бензином, и сожгут.
Я рассказывал это не Нине. Я рассказывал это себе. И я послушно повторял факты, если Нина не верила или не понимала сразу, возвращался, когда она просила пояснить что-нибудь, и чуть было не потерял вновь ее доверия, когда сказал, что Сталин умрет. Но я потом вернул ее веру, поведав о Юрии Гагарине и о новом Арбате. И даже насмешил Нину, рассказав о том, что женщины будут носить брюки-клеш и совсем короткие юбки. И даже вспомнил, когда наши перейдут границу с Пруссией. Я потерял чувство реальности. Девочка Нина и мальчишка Вадик сидели передо мной на диване и слушали. Только они были голодные как черти. И дела у Вадика обстояли даже хуже, чем у Нины; хлебную карточку он потерял, и до конца месяца им с матерью придется жить на одну ее карточку, рабочую карточку, потому что Вадик посеял карточку где-то во дворе, и только через пятнадцать лет он вдруг вспомнит, как это было, и будет снова расстраиваться потому что карточку можно было найти даже через неделю; она, конечно, свалилась в подвал, когда он бросил на решетку пальто, собираясь погонять в футбол. И я сказал, уже потом, когда Нина устала слушать, то что полагала хорошей сказкой:
— Ты знаешь Петровку?
— Знаю, — сказала Нина. — А ее не переименуют?
— Нет. Так вот…
Я рассказал, как войти во двор под арку и где в глубине двора есть подвал, закрытый решеткой. И если это октябрь сорок второго года, середина месяца, то в подвале, вернее всего лежит хлебная карточка. Мы там, во дворе, играли в футбол, и я эту карточку потерял.
— Какой ужас! — сказала Нина. — Я бы этого не пережила. Надо сейчас же ее отыскать. Сделайте это.
Она тоже вошла во вкус игры, и где-то реальность ушла, и уже ни она, ни я не понимали, в каком году мы находимся, — мы были вне времен, ближе к ее сорок второму году.
— Я не могу найти карточку, — сказал я. — Прошло много лет. Но если сможешь, зайди туда, подвал должен быть открыт. В крайнем случае скажешь, что карточку обронила ты.
И в этот момент нас разъединили.
Нины не было. Что-то затрещало в трубке. Женский голос сказал:
— Это 1481815? Вас вызывает Орджоникидзе.
— Вы ошиблись номером, — сказал я.
— Извините, — сказал женский голос равнодушно.
И были короткие гудки. Я сразу же набрал снова Нинин номер. Мне нужно было извиниться. Нужно было посмеяться вместе с девочкой. Ведь получалась в общем чепуха…
— Да, — сказал голос Нины. Другой Нины.
— Это вы? — спросил я.
— А, это ты, Вадим? Что тебе не спится?
— Извини, — сказал я. — Мне другая Нина нужна.
— Что?
Я повесил трубку и снова набрал номер.
— Ты сума сошел? — спросила Нина. — Ты пил?
— Извини, — сказал я и снова бросил трубку.
Теперь звонить бесполезно. Звонок из Орджоникидзе все вернул на свои места. А какой у нее настоящий телефон? Арбат — три, нет, Арбат — один — тридцать два — тридцать… Нет, сорок…
Взрослая Нина позвонила мне сама.
— Я весь вечер сидела дома, — сказала она. — Думала, ты позвонишь, объяснишь, почему ты вчера так себя вел. Но ты, видно, совсем сошел с ума.
— Наверно, — согласился я. Мне не хотелось рассказывать ей о длинных разговорах с другой Ниной.
— Какая еще другая Нина? — спросила она. — Это образ? Ты хочешь заявить, что желал бы видеть меня иной?
— Спокойной ночи, Ниночка, — сказал я. — Завтра все объясню.
…Самое интересное, что у этой странной истории был не менее странный конец. На следующий день утром я поехал к маме. И сказал, что разберу антресоли. Я три года обещал это сделать, а тут приехал сам. Я знаю, что мама ничего не выкидывает. Из того, что, как ей кажется, может пригодиться. Я копался часа полтора в старых журналах, учебниках, разрозненных томах приложений к «Ниве». Книги были не пыльными, но пахли старой, теплой пылью. Наконец я отыскал телефонную книгу за 1950 год. книга распухла от вложенных в нее записок и заложенных бумажками страниц, углы которых были обтрепаны и замусолены. Книга было настолько знакома, что казалось странным, как я мог ее забыть, — если бы не разговор с Ниной, так бы никогда и не вспомнил о ее существовании. И стало чуть стыдно, как перед честно отслужившим костюмом, который отдают старьевщику на верную смерть.
Четыре первые цифры известны. Г-1—32… И еще я знал, что телефон, если никто из нас не притворялся, если надо мной не подшутили, стоял в переулке Сивцев Вражек, в доме 15/25. Никаких шансов найти тот телефон не было. Я уселся с книгой в коридоре, вытащив из ванной табуретку. Мама ничего не поняла, улыбнулась только проходя мимо, и сказала:
— Ты всегда так. Начнешь разбирать книги, зачитаешься через десять минут. И уборке конец.
Она не заметила, что я читаю телефонную книгу. Я нашел этот телефон. Двадцать лет назад он стоял в той же квартире, что и в сорок втором году. И записан был на Фролову К.Г.
Согласен, я занимался чепухой. Искал то, чего и быть не могло. Но вполне допускаю, что процентов десять вполне нормальных людей, окажись они на моем месте, делали бы то же самое. и я поехал на Сивцев Вражек.
Новые жильцы в квартире не знали, куда уехали Фроловы. Да и жила ли они здесь? Но мне повезло в домоуправлении. Старенькая бухгалтерша помнила Фроловых, с ее помощью я узнал все, что требовалось, через адресный стол.
Уже стемнело. По новому району, среди одинаковых панельных башен гуляла поземка. В стандартном двухэтажном магазине продавали французских кур в покрытых инеем прозрачных пакетах. У меня появился соблазн купить курицу и принести ее, как обещал, хоть и с двадцатилетнем опозданием. Но я хорошо сделал, что не купил ее. В квартире никого не было. И по тому, как гулко разносился звонок, мне показалось, что здесь люди не живут. Уехали.
Я хотел было уйти, но потом, раз уж забрался так далеко, позвонил в дверь рядом.
— Скажите, Фролова Нина Сергеевна — ваша соседка?
Парень в майке, с дымящимся паяльником в руке ответил равнодушно:
— Они уехали.
— Куда?
— Месяц как уехали на Север. До весны не вернутся. И Нина Сергеевна, и муж ее.
Я извинился, начал спускаться по лестнице. И думал, что в Москве, вполне вероятно, живет не одна Нина Сергеевна Фролова 1930 года рождения.
И тут дверь сзади снова растворилась.
— Погодите, — сказал тот же парень. — Мать что-то сказать хочет.
Мать его тут же появилась в дверях, запахивая халат.
— А вы кем ей будете?
— Так просто, — сказал я. — Знакомый.
— Не Вадим Николаевич?
— Вадим Николаевич.
— Ну вот, — обрадовалась женщина, — чуть было вас не упустила. Она бы мне никогда этого не простила. Нина так и сказала: не прощу. И записку на дверь приколола. Только записку, наверно, ребята сорвали. Месяц уже прошел. Она сказала, что вы в декабре придете. И даже сказала, что постарается вернуться, но далеко-то как…
Женщина стояла в дверях, глядела на меня, словно ждала, что я сейчас открою какую-то тайну, расскажу ей о неудачной любви. Наверное, она и Нину пытала: кто он тебе? И Нина тоже сказала ей: «Просто знакомый».
Женщина выдержала паузу, достала письмо из кармана халата.
«Дорогой Вадим Николаевич!
Я, конечно, знаю, что вы не придете. Да и как можно верить детским мечтам, которые и себе уже кажутся только мечтами. Но ведь хлебная карточка была в том самом подвале, о котором вы успели мне сказать…»
Можно попросить Нину?, отзывы на спектакль, постановка Московский областной театр кукол, Москва – Афиша-Театры
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Как автор и иллюстратор адаптировали сложную историю жизни Нины Симон для детей: NPR
ОДИ КОРНИШ, ВЕДУЩАЯ:
Далее мы собираемся рассказать вам историю почти отложенной мечты. Все начинается с маленькой девочки, выросшей на сегрегированном юге 30-х и 40-х годов.
ТРЕЙСИ ТОДД: Это была Юнис Кэтлин Уэймон. Она родилась в Трайоне, Северная Каролина, и очень хотела стать классической музыкантшей.
КОРНИШ: Это автор Трейси Тодд, и то, как она это рассказывает…
ТОДД: Эта мечта не сбылась, но Нина нашла способ. Нина нашла способ.
КОРНИШ: Юнис стала Ниной Симон, плодовитым композитором и певицей, написавшей «To Be Young, Gifted And Black» среди многих других песен.
(ЗВУК ИЗ ПЕСНИ «БЫТЬ МОЛОДЫМ, ОДАРЕННЫМ И ЧЕРНЫМ»)
НИНА СИМОНЕ: (поет) Ты молод, одаренный и черный.
КОРНИШ: Трэйси Тодд рассказывает историю ранней жизни Симоны в ярких, эмоциональных оттенках в новой детской книге под названием «Нина: История Нины Симон». Он проиллюстрирован признанным критиками художником Кристианом Робинсоном. Так что же вдохновило их взять версию истории Симоны, истории, отмеченной расизмом и борьбой за психическое здоровье, и превратить ее в историю для детей?
(ЗВУК ИЗ ПЕСНИ «Быть молодым, одаренным и черным»)
СИМОНЕ: (Поет) Целый мир, девочка, ждет тебя.
ТОДД: Вес всего этого не приходил мне в голову, когда я начал писать. Я понял, что здесь предстоит сложная история. Но в конце концов я дошел до того, что почувствовал, что у меня есть история, которая имеет смысл и посвящена Нине Симон. Мне очень хотелось рассказать историю, которая показала бы траекторию ее жизни, показала, как ее детские переживания повлияли на то, кем она была во взрослой жизни.
КОРНИШ: Кристиан Робинсон, для вас, я думаю, вы знаете, когда я смотрю на некоторые другие ваши работы, которые вы проиллюстрировали, будь то «Мертвая птица», Маргарет Уайз Браун, которая, вы знаете, иллюстрированная книга о смерти — вы также проиллюстрировали книгу о Жозефине Бейкер. Как вы думали о подходе к этому?
КРИСТИАН РОБИНСОН: Ну, я люблю истории, к которым немного сложнее подойти и рассказать ребенку. Но я думаю, что это истории, которые важнее всего рассказать — те, которые показывают трудности мира, но так, чтобы это было честно и доступно для молодежи.
КОРНИШ: Был ли у вас такой взгляд, что вы почувствовали, что вот как я могу вызвать ее, имея в виду ее профиль, или ее волосы, или какую-то ее позу? Было ли что-то такое, что, когда ты смотришь на обложки этих альбомов, начало приходить к тебе?
РОБИНСОН: Это были волосы для меня, я думаю, это то, что я как бы продолжал думать, что это будет вещью, чтобы графически запечатлеть ее — также ее профиль. Обычно, когда я иллюстрирую, я стремлюсь к простоте, поэтому я всегда упрощаю вещи. Но с Ниной я чувствовал себя обязанным показать ее черты, убедиться, что они были заметными, потому что это было частью того, что делало ее такой особенной и важной.
КОРНИШ: Да, потому что она заботилась о том, чтобы ее считали черной женщиной, верно? Это было частью ее общественного идеала. Она хотела, чтобы ее считали темнокожей чернокожей женщиной, и чтобы люди находили в этом красоту.
РОБИНСОН: Да. Она была подлинной. Она казалась такой настоящей, такой человечной. Вы заметите, что обложка книги розовая.
КОРНИШ: Не только розовый. Это самый яркий, самый розовый из возможных…
ТОДД: Да.
КОРНИШ: …То, что вы могли бы найти.
РОБИНСОН: Ну да. Розовый — прекрасный цвет. Это смелый цвет, но это также и мягкий цвет. И я думаю, что для меня было важно, рассказывая ее историю визуально, показать не только ее силу, но и ее уязвимость. Знаете, часто такой персонаж, как Нина, воспринимается как столп силы, преодолевший так много. Но, знаете, все те вещи и переживания, через которые она прошла, глубоко повлияли на нее. И мне было важно визуально показать ту уязвимость, эту мягкость.
ТОДД: Я думаю, что во многих случаях, когда мы видим истории о лидерах движения за гражданские права, они как бы отодвигаются на мгновение. И нет никакого смысла в том, что было раньше и как все стало таким. И я просто хотел рассказать историю Нины как опыт чего-то, основанного на том, что было раньше, потому что именно так я воспринимал ее музыку. Одна из моих любимых песен — «Поворотный момент», это просто маленькая песенка, в которой Нина притворяется маленькой девочкой и, я полагаю, белой девочкой, потому что она описывает этого нового друга, чья кожа как шоколад.
(ЗВУК ПЕСНИ, «ПОВОРОТА»)
СИМОНА: (поет) Видишь маленькую коричневую девочку? Она такая же старая, как и я.
ТОДД: И она рассказывает своей матери об этом и о том, как весело у них было в первом классе. А потом, когда она спрашивает мать, может ли ее новый друг прийти, музыка обрывается.
(ЗВУК ПЕСНИ, «ПОВОРОТНАЯ ТОЧКА»)
СИМОНЕ: Мама, что ты сказала?
ТОДД: И Нина говорит, почему бы и нет, мама?
(ЗВУК ПЕСНИ, «ПОВОРОТНАЯ ТОЧКА»)
СИМОНЕ: Почему бы и нет? (поет) О.
ТОДД: И эта песня во многом о том моменте, когда Нина больше не могла играть с юным Дэвидом (ph), который так долго был ее товарищем по играм.
КОРНИШ: Верно. Это сцена из книги, где ребенок работодателя ее матери является ее товарищем по играм, пока однажды…
ТОДД: Да.
КОРНИШ: …Решено, что он больше не может быть товарищем по играм.
ТОДД: Да. Я думаю, что для детей важно видеть, какими были эти люди, которых мы почитаем и которых так высоко ценим, в детстве, и как это повлияло на то, кем они стали во взрослом возрасте.
КОРНИШ: Вы знаете, одна из особенностей Нины Симон — ее голос был очень текстурным. И я думаю, что в этой истории, Трейси, вы описываете моменты как низкий гул гнева и страха, ее голос подобен грому.
(ЗВУК ПЕСНИ, «МИССИСИППИ ГОДДАМ»)
СИМОНЕ: (Поет) Гончие псы идут по моему следу, эти школьники сидят в тюрьме.
КОРНИШ: Можете ли вы рассказать о своем стиле письма, о том, как вы развивались?
СИМОНЕ: Я хотел иметь идею строительства. Итак, я использую образы грома и барабана, знаете ли, потому что я так много думаю о книге о построении до этого последнего момента, построении на создании «Миссисипи Годдам» и ее активности.
(ЗВУК ПЕСНИ, «МИССИСИППИ, БОЖЕ БЫ»)
СИМОНЕ: (Поет) Все знают о Миссисипи, черт возьми.
Вот и все.
ТОДД: Для меня было очень важно назвать время этими образами, а также использовать их в различных моментах ее жизни. Так что говорить о проповедях ее матери, говорить о ее собственном голосе — вот откуда это взялось.
КОРНИШ: К концу книги Нину тянет стать более публичной частью движения за гражданские права чернокожих, отчасти из-за убийства доктора Мартина Лютера Кинга. Что вы хотите, чтобы люди вынесли из этого, Кристиан, а затем Трейси?
РОБИНСОН: Когда я рисовал иллюстрацию для этой книги, это было летом 2020 года. И часто для меня рисование и создание картинок — это мой побег. Но побег был невозможен из-за происходящего и борьбы с расовой несправедливостью и пандемией. Мне было легко увидеть эту нить между борьбой, через которую прошла Нина Симон, и той борьбой, которую мы все еще имеем сегодня. И для меня эта книга была способом разобраться со всеми этими вещами. Это был способ почтить память героев того момента и, возможно, даже вдохновить некоторых новых героев в будущем.
КОРНИШ: Трейси, для тебя.
ТОДД: Вы знаете, я также как бы обдумывал все, что происходило, и просто чувствовал такое чувство отчаяния во взрослом мире, просто чувствовал, что с детьми все наладится. И поэтому я переписал концовку так, чтобы она заканчивалась на (чтение), и когда она пела о черных детях, вы, прекрасные, драгоценные мечты, ее голос звучал как надежда.
Я хотел закончить книгу с надеждой.
(ЗВУК ИЗ ПЕСНИ «ВОЗЬМИ МЕНЯ В ВОДУ»)
СИМОНЕ: (поет) И я не возражаю, если он зеленый. Я не возражаю, если он синий.
КОРНИШ: Что ж, Трейси Тодд и Кристиан Робинсон, большое спасибо за то, что поговорили с нами.
ТОДД: С удовольствием, с большим удовольствием.
РОБИНСОН: Спасибо, что пригласили нас.
(ЗВУК ИЗ ПЕСНИ «ВОЗЬМИ МЕНЯ В ВОДУ»)
СИМОНЕ: (поет) О, потому что это успокаивает меня. Это трогает меня.
Copyright © 2021 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.
Стенограммы NPR создаются в сжатые сроки подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ NPR является аудиозапись.
ИСТОРИЯ НИНЫ СИМОНЕ – Интервью с автором Трейси Н. Тодд
Бывают моменты, когда вы видите обложку книги, и у вас просто отвисает челюсть. Просто падает, ударяется об пол и закатывается под комод.
Здесь.
Вот пример:
Вот так. Теперь возьмите свою челюсть и вытрите эти комочки пыли, прежде чем прикреплять ее обратно.
NINA , который выходит 28 сентября, это не первая книжка-биография Нины Симон. Это будет не последняя книжка с картинками, когда-либо написанная биография Нины Симон. Но то, что он делает, он делает очень хорошо. По сути, книга освещает кусочек жизни Нины Симон, раскрывает более важные последствия ее существования и помещает ее мир и времена в контекст. Другими словами, он делает то, что намеревался сделать. И я, со своей стороны, решил выяснить, как автор Трейси Н. Тодд смогла написать эту книгу так же хорошо, как она.
Бетси Берд: Трейси, большое спасибо, что присоединились ко мне сегодня. Кажется нелепым говорить, что у Нины Симон прямо сейчас есть момент, поскольку кажется, что никогда не было времени, когда у Нины Симон не было момента. Но прошлым летом мы видели ее присутствие в документальном фильме «ЛЕТО ДУШИ», и потерянные кадры с ней просто ошеломляют после всех этих лет. Что для вас послужило толчком к тому, чтобы рассказать ее историю в формате книжки-биографии с картинками?
ПРОКРУТИТЕ, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ ЧИТАТЬ ЭТОТ ПОСТ. Я вырос, слушая Нину Симон, и в юности мне стало интересно ее жизнь. Так что я прочитал ее автобиографию и просто понял, что там есть детская книга. Я написал черновик, который сосредоточился на том моменте, когда Нина (тогда Юнис) дает сольный концерт, и ее родителей просят уступить свои места белой паре. Собственно, с этого для меня и началась история. У меня не хватило смелости что-то сделать с этим первым (ужасным!) черновиком, но я продолжал ковыряться в нем на протяжении многих лет, и, наконец, около пяти лет назад я набрался смелости поделиться последним черновиком со своими друзьями Стейси Барни. который в то время был в Патнэме, и Стив Малк, который стал моим агентом. Когда Кристиан Робинсон подписался на иллюстрацию, я был на седьмом небе от счастья! Но нам пришлось ждать, пока он освободится. И вот мы здесь!
BB: Я бы сказал, оно того стоит. Поэтому мне интересна ваша методика. Человеческая жизнь приходит к нам по частям. Задача биографа — найти историю этой жизни. Эта история, однако, может быть интерпретирована любым количеством способов любым количеством биографов. Были ли какие-то источники, к которым вы обращались, которые помогли вам лучше всего рассказать историю жизни Нины?
TNT: Автобиография Нины Я заколдовала тебя была ключевой. Если были факты, которые можно было проверить, я искал другие источники, но ее воспоминания о личных моментах и о том, что она чувствовала в них, принимал за чистую монету. Я так благодарен, что она потратила так много времени, описывая свое детство в этой книге. Это позволило мне представить ее как более разностороннего человека и установить связь между ее детством и тем, кем она стала во взрослой жизни.
Я всегда знал, что не буду рассказывать всю историю жизни Нины, и когда я решил сосредоточиться на ее активности, все остальное как бы встало на свои места.
BB: Ну, мне нравится, как ты рассказываешь эту историю. И мне нравятся такие строки, как «вежливость ничего не дала ее людям». Последнее слово в тексте ее рассказа – слово «надежда». Это был преднамеренный шаг с вашей стороны? Вам было трудно понять, где закончить ее историю?
TNT: Спасибо! Мне нравилось писать эти строки. Именно в них я пытался направить Нину Нинонесс . Я думаю, иногда мы боимся гнева, особенно детей. И троп «сердитая черная женщина» все еще жалит. Но люди злятся, а гнев может быть сильным. Конечно, , Нина сошла с ума — она имела на это полное право! А она требовала уважения – ты не хотел ей перечить! Линии, подобные той, которую вы упомянули, позволили мне подключиться ко всему этому.
Окончание книги было трудным. В какой-то момент концовкой была лирика из «Молодых, одаренных и черных», но это не сработало. Я начала читать комментарии педагогов и других авторов иллюстрированных книг о том, как говорить с маленькими детьми о горькой правде. Основная тема, казалось, заключалась в том, чтобы пройти через них вместе с детьми и заглянуть в будущее. Я также пересматривал после убийства Джорджа Флойда и Бреонны Тейлор и этой, казалось бы, бесконечной каденции. В тот момент я закончил со взрослыми. Я хотел сосредоточить свою энергию на том, чтобы дать детям возможность работать лучше, чем мы. И именно поэтому я закончил книгу с надеждой.
BB: Ваш текст был написан в паре с Кристианом Робинсоном, художником, который может создавать сложные моральные усложнения на странице, но в то же время дружелюбен к детям, что оживляет его сюжеты. И, если подумать, первой книгой, которую я когда-либо видел, была биография HARLEM’S LITTLE BLACKBIRD: THE STORY OF FLORENCE MILLS. С его особым стилем иллюстраций, был ли он тем типом искусства, который вы представляли для книги? Как вы думаете, что в итоге получилось?
TNT: Я думаю, что работа Кристиана — идеальная пара. Мой стиль письма… может быть, немного более зрелый, чем тот, который вы обычно видите в книжке с картинками. И мой стиль плюс история Нины — это не смесь тепла и пушистиков! Но искусство Кристиана смягчает все самым чудесным образом. И он просто великолепен. У меня перехватило дыхание от рассказа о девочках, погибших во время взрыва в баптистской церкви на 16-й улице. И обложка!! У Кристиана есть сильная связь с Ниной, и это очень ясно видно в оформлении этой книги. Для меня было большой честью работать с ним.
ПРОКРУТИТЕ, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖАТЬ ЧИТАТЬ ЭТОТ ПОСТ. Было ли что-то, что вы особенно хотели упомянуть, но что в конце концов оказалось на полу монтажной?
TNT: Знаешь, интересно, достаточно ли я выказал радости Нины.