5 мифов о пробужденности
В отношении пробужденности бытует множество мнений и мифов. Кажется, что встреча с пробужденным человеком это такая же редкость, как и знакомство с инопланетянином. Стив Тейлор, автор ряда книг о психологии и духовности, в свое время тоже верил этому. Но, в ходе своего исследования, был поражен тому, насколько легко находить людей, переживших пробуждение. По итогам исследования Тейлор написал книгу «Скачок», в одной из глав которой развеивает 11 мифов и откровенно называет их чепухой. Сегодня мы кратко расскажем о пяти из них.
Миф 1. Пробужденность — явление редкостное и исключительное
Окончательное крушение этого мифа для самого Стива Тейлора произошло после выхода его статей и книги. Он начал получать множество писем о том, что люди прочли его статьи и осознали, что прошли или проходят через тот самый опыт, о котором он говорит. В большинстве случаев респонденты не были связаны с духовными традициями и вообще мало о них знали. Часто это самые «обычные» люди, желающие понять тот удивительный «сдвиг», через который они прошли.
Тейлор уверен, что вокруг нас есть тысячи и тысячи людей, которые уже пережили этот опыт пробуждения (чаще всего он спровоцирован серьезным психологическим потрясением), но пока не осознали его и, возможно, даже никому о нем не рассказали из опасения, что их неправильно поймут.
Миф 2. Ты либо просветленный, либо нет. Промежуточных состояний не бывает
Четкой грани между пробужденностью и сном не существует. Есть разные уровни «сна» и разные уровни пробужденности — диапазон очень широк. Некоторые люди «спят» глубже, чем другие. Например, у них более выраженное чувство отделенности от мира, более размытое восприятие окружающей действительности, они больше отождествляются с внутренней болтовней и у них более эгоистичное мировоззрение. А другие более ярко пробуждены — у них более сильное ощущение единства и связи с миром, более острое восприятие окружающих явлений, более устойчивая внутренняя тишина и уравновешенность, более широкий кругозор и они больше склонны отождествлять себя со всем человечеством в целом.
Представления о том, что существует совершенно четкая грань между сном и пробужденностью порождены тем, что в большинстве случаев пробуждение наступает внезапно. Но пробужденность может наступить и постепенно. Люди переходят от стадии к стадии медленно, выполняя духовные практики и следуя различным духовным путям. Также переход может произойти более спонтанно, в результате жизни, наполненной служением или глубокими размышлениями, или в результате продолжительного процесса утрат и неудач. Но даже когда пробуждение происходит внезапно, бывают разные уровни пробужденности — так же, как лифт может поднять человека на тот или иной этаж одного и того же здания.
Миф 3. Пробужденные люди постоянно живут в состоянии блаженства и непринужденности, они не ведают ни страданий, ни трудностей
Пробужденные люди не живут в непрестанном состоянии умиротворения и блаженства, хотя аспекты нового состояния, такие как чувство благодарности, прекращение внутренней болтовни присутствуют.
В начальном периоде после внезапного пробуждения может наступить период растерянности и неустроенности, который в ряде случаев длится годами. Но даже и после того, как пробужденность стабилизируется и полностью интегрируется, проблемы все еще бывают.
Пробуждение не ведет автоматически к искоренению всех негативных личностных черт, равно как и не устраняет все проблемы. Пробужденный человек может не быть полностью свободен от внутреннего разлада. Негативные личностные черты — например, неуверенность в себе, ревность или чувство вины — могут «перейти» в новое состояние, и пройдет некоторое время, прежде чем они исчезнут.
«Важно, что все эти проблемы сохраняются лишь в «некоторой степени», — пишет Стив Тейлор. — Пробужденный человек может не освободиться от негатива полностью, но станет намного свободнее. Он меньше склонен реагировать на внешние события, и менее подвержен реактивной негативности. И тут также многое зависит от уровня пробужденности. Чем глубже пробужденность, тем свободнее человек от негатива и соответственно, менее подвержен душевному разладу и эмоциональным колебаниям… а со временем, возможно, весь негатив исчезнет полностью — на наивысших уровнях пробуждения».
Миф 4. Пробужденные люди — или «мистики» — пассивны и бездеятельны. Они только и делают, что сидят и медитируют целыми днями, погрузившись во внутреннее блаженство
Источник возникновения этого мифа — христианские, буддистские и индуистские традиции аскетического монашества. При этом иудейская, суфийская и даосская духовные традиции не являются монашескими и больше сориентированы на участие в жизни общества.
Пробужденным действительно людям больше по душе бытие, чем действие, и они посвящают сравнительно много времени «ничегонеделанию». Тем не менее, согласно исследованию Тейлора, примерно треть участников после пробуждения стали вести «более активный образ жизни». Это усиление активности обычно проявляется черед творческую или благотворительную деятельность. Люди искусства после пробуждения отличаются чрезвычайной плодовитостью, что становится возможным благодаря исчезновению барьеров между сознанием творца и трансцендентным источником творчества.
Миф № 5. Невозможно пробудиться при помощи целенаправленных усилий
Согласно этой точке зрения одна из причин, почему духовные практики и пути часто не приводят к желаемым результатам, состоит в том, что они подразумевают некое усилие, направленное на пробуждение, а также работу ради достижения этой цели. Однако же любое усилие эгоистично по своей природе. Оно подразумевает желание, а, следовательно, только укрепляет наше эго, тем самым отдаляя нас от пробуждения.
Однако же духовный поиск не всегда эгоистичен. Существует и более глубоко укорененный импульс к пробуждению, идущий из глубин нашего существа. Это импульс к росту и развитию, который зарождается за пределами отдельного индивидуума. Стремление миллионов людей углубляться в духовные учения, выполнять духовные практики и следовать духовным путем в большинстве случаев является проявлением того же динамического импульса, который побуждал живые организмы делаться более сложными и сознательными с тех самых пор, когда на Земле зародилась жизнь.
Постепенное пробуждение включает в себя перестройку шаблонов, по которым выстраивается наша «система Я», постепенный переход от старой «системы Я» к новой. Цель духовных практик и духовных путей состоит в том, чтобы осуществить этот переход. Духовные практики и пути медленно демонтируют старую «систему Я», размягчая ее границы и устраняя разлад, чтобы могла постепенно развиться дремлющая внутри нас новая «система Я». Этот переход не происходит вдруг и случайно, либо посредством какого-то осознания или «прозрения». Тут требуется своего рода внутренний структурный сдвиг, который может произойти либо внезапно и радикально (как правило, в результате сильнейшего потрясения), либо же постепенно, в результате духовной практики.
По материалам книги Стива Тейлора «Скачок».
Поделиться с друзьями:
Духовное пробуждение человека: 18 главных признаков
Все признаки, которыми характеризуется духовное пробуждение человека относятся к нему в одинаковой степени. Лишь интенсивность каждого из них может быть разной.
Это единообразие является одной из самых поразительных вещей. Оно подчеркивает обоснованность рассмотрения просветленного состояния сознания как отдельного психологического состояния.
Кончено, интенсивность нижеприведенных характеристик варьируется в зависимости от развития сознания конкретного человека. То есть, если человек находится на высоком уровне развития, он, очевидно, также испытывает высокую степень душевного спокойствия, выраженную тенденцию к альтруизму, у него все хорошо с деньгами и в отношениях.
В этой статье мы разберем, что значит быть просветленным? Каковы характеристики состояния «духовного бодрствования» или пробуждения?
Содержание
Характеристики образов восприятия
Главным признаком или симптомом духовного пробуждения является то, что человек перестает воспринимать мир так же, как другие люди.
Это проявляется в следующих характеристиках:
1. Усиленное восприятие
В просветленном сознании восприятие живое и прямое. Духовно-пробужденные люди видят мир очень по-детски. Они поражены красотой и запутанностью явлений, которые другие люди принимают как должное.
Одним из признаков духовного пробуждения является то, что мир становится ярче, увлекательнее и прекраснее. Людей начинает очаровывать удивительная природа, красота неба и моря, странность, сложность и запутанность всех природных явлений.
Такая интенсивность восприятия иногда воспринимается как повышенная чувствительность. Это все равно, что открыть шторы и впустить в комнату солнечный свет.
Все духовно-пробужденные люди отмечают это усиление восприятия. Кто-то говорит, что мир стал «острее, более реальным», кто-то «поражен, насколько свежим все выглядит». Другие описывали чувство благоговения и благодарности за простые удовольствия и занятия, такие как ходьба, приготовление и прием пищи или просто забота об окружающем мире.
2. Присутствия здесь и сейчас / вне времени
Духовное развитие характеризуется другим восприятием времени или, можно сказать, изменением ориентации во времени.
В просветленном состоянии прошлое и будущее становятся гораздо менее важными, а настоящее становится, соответственно, более важным.
“Пробужденные” люди проводят гораздо меньше времени, вспоминая прошлый опыт и размышляя о прошлых событиях. Они не ожидают чего-то от будущего, мечтая о несбыточном. Вместо этого они сосредотачиваются на своем настоящем, на окружении, в котором они находятся, на людях, с которыми общаются и на ощущениях и впечатлениях, которые дарит им мир здесь и сейчас.
В таком состоянии может казаться, что время как-то раскрывается, замедляется или даже исчезает. Этот признак духовного пробуждения – ощущение вечного сейчас, когда прошлое, будущее и настоящее сливаются воедино.
Читайте также на нашем сайте:
В конечном счете, прошлое и будущее – это концепции, созданные человеческим разумом. Линейное восприятие времени – это ментальная конструкция, порожденная нашим сильным эго. Чем слабее становится наше эго, тем время становится более нелинейным. Наше восприятие времени замедляется и расширяется – и, в конечном итоге, растворяется в настоящем.
3. Осознание присутствия всепроникающей духовной энергии
При духовном пробуждении мы испытываем такие чувства, как осознание духовной силы, которая пронизывает все пространство вокруг нас.
Один человек описал это как «глубокое чувство живого присутствия, которое является одновременно и великолепным, и очень обычным». Другой описал один из своих симптомов пробуждения как «обширное присутствие, которое является захватывающе-бесконечным и красивым».
На самом деле всепроникающая духовная энергия – это сам Бог. Просто для некоторых людей проще видеть Его безличным и называть “энергией”. Так или иначе, эта сила лежит в основе всего и пронизывает весь мир.
4. Живость сердца, гармония и связность
Это важнейшие признаки духовности человека. Для “пробужденного” человека не существует таких вещей как неодушевленные предметы. Даже природные явления, которые не являются биологически живыми (например, облака, море или камни) и объекты, созданные человеком (например, предметы мебели или здания), сияют живостью духа.
Один мужчина рассказывал, как «все выглядело и ощущалось ультра-реальным и живым. Я продолжал смотреть в окно и удивлялся… Казалось, что я мог видеть атомы во всем, на что смотрел. У меня было сильнейшее чувство, что во вселенной все отлично и прекрасно».
Воспоминание этого человека затрагивает другой косвенный эффект этой всепроникающей духовной силы – ощущение, что «все хорошо». Как говорят нам духовные тексты, природа этой энергии – блаженство. Она обладает качеством блаженства или радости также, как сахар обладает сладостью.
Поэтому, когда мы ощущаем ее присутствие в мире, возникает чувство гармонии, мы чувствуем, что вселенная – это доброжелательное место, и что упорядоченность и смысл являются ее фундаментальными качествами.
Наконец, эта духовная энергия, пронизывая все, создает чувство связности и единства. Может возникать ощущение, что границы между внешне раздельными объектами тают.
Видео про духовное развитие без фанатизма.
youtube.com/embed/8DjF2c8WDMo» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Внутренние характеристики человека
При духовном пробуждении наша внутренняя жизнь меняется. Оно меняет нас настолько глубоко, что мы чувствуем себя так, как будто мы заново родились.
Процесс трансформации – вот настоящее духовное развитие.
В этом разделе мы рассмотрим внутренние изменения и симптомы, характеризующие духовное пробуждение человека.
5. Внутренняя тишина
С духовным пробуждением приходит резкое уменьшение внутреннего шума наших мыслей.
В обычном состоянии миллиарды терабайт информации проходят через наш ум изо дня в день – вихрь ассоциаций и образов, забот и мечтаний, который обычно останавливается только тогда, когда наше внимание поглощается внешними вещами.
Этот шум является настолько нормальной частью нашей жизни, что многие из нас принимают его как должное. Мы настолько погружены в него и так отождествлены с ним, что даже не осознаем, что он присутствует в нашей голове.
И, конечно, мы не понимаем, насколько сильно он влияет на нас. Он нарушает наш внутренний мир, порождая негативные мысли и эмоции. Шум бесполезных мыслей разделяет нас с нашей сущностью, постоянно укрепляет наше эго и усиливает наше чувство отделенности.
Некоторые “пробужденные” люди – небольшая часть – сообщили, что их умы стали совершенно спокойными. Более типично, однако, когда люди сообщают, что в их сознании сохраняется бессознательная мыслительная активность, но намного меньшая, чем прежде.
6. Чувство общности с миром
Эта едва ли не главная характеристика духовности. При духовном пробуждении чувство разделенности между нами и миром исчезает. Мы больше не чувствуем себя «здесь», смотря на мир, который, кажется где-то «там». Мы больше не наблюдаем за жизнью на расстоянии – мы являемся частью потока разворачивающегося мира.
Разделение растворяется в соединении. Мы чувствуем, что все объекты связаны друг с другом, и, что мы связаны со всеми объектами.
Это чувство связи проявляется по-разному и с различной степенью интенсивности. На самом базовом уровне человек может чувствовать сильную связь с другими людьми, другими живыми существами и со всей природой.
Чувство связи с духовной силой, которая пронизывает всю вселенную и которая формирует нас, может возникать при более высоких интенсивностях и является одним из главных признаков духовного пробуждения. Другими словами, мы можем не только осознавать эту духовную силу, но и чувствовать связь с ней.
При еще более высокой интенсивности духовного “бодрствования” чувство связи может усилиться до чувства взаимодействия. Это запредельный уровень для современных людей, но в этом весь смысл духовного развития человека.
7. Сочувствие и сострадание
Когда мы понимаем, что связаны с другими живыми существами, мы можем чувствовать их боль и радость. Если они страдают, мы сопереживаем им. Мы тронуты болью других и пытаемся помочь им.
Так происходят пробуждение духовных сил в человеке.
8. Спокойствие
Спокойствие, пожалуй, самый очевидный признак, характеризующий духовное пробуждение человека.
“Пробужденные” люди могут и не жить в состоянии непрерывного блаженства, но они, как правило, гораздо более наполнены, чем другие люди.
Одним из основных источников этого спокойствия является свобода от психологических разногласий, которые мучают людей. Это привычное беспокойство о будущем, чувство вины за прошлое и общее чувство беспокойства.
Духовно-пробужденные люди гораздо менее подвержены негативным состояниям таким как скука, одиночество и неудовлетворенность. Атмосфера их внутреннего мира менее заряжена негативом и гораздо более гармонична.
Чувство спокойствия при духовном пробуждении связано с чувством признательности. Люди чаще испытывают чувство благодарности за свое здоровье, свободу и другие хорошие вещи в своей жизни.
В состоянии сна мы принимаем эти вещи как должное и не в состоянии оценить их истинную ценность. Признание является важной характеристикой духовного пробуждения, особенно с точки зрения спокойствия, потому что оно помогает нам освободиться от навязанных желаний.
9. Избавление от страха смерти (в идеале)
Страх смерти – главный из всех страхов. Все мы чувствуем себя особенно хрупкими перед лицом смерти. Тот факт, что смерть может настигнуть нас в любой момент и свести на нет все, чего мы достигли, создает чувство бессмысленности, особенно если мы не верим в возможность жизни после смерти.
Но при духовном пробуждении наше собственное эго больше не является эпицентром нашей вселенной, его гибель больше не кажется такой трагической перспективой. Мы знаем, что смерть нашего тела – это не конец.
Исходя из материалистического мировоззрения, кажется совершенно ясным, что нет жизни после смерти. Наше сознание – это просто продукт мозговой деятельности. Когда наш мозг перестает функционировать, наше сознание также умирает. Но с духовно-пробужденной точки зрения реальность более сложна.
Наша личность выходит за пределы нашего мозга и нашей обусловленности. Смерть – это не конец сознания, а его трансформация. В понимании этого состоит духовное пробуждение человека.
Концептуальные характеристики
Концептуальные симптомы духовного пробуждения, которые мы собираемся рассмотреть, относятся к тому, как “пробужденные” люди видят себя по отношению к миру и другим людям, и как они воспринимают мир и других людей.
10. Отсутствие групповой идентичности
В обычном состоянии у нас есть тенденция отождествлять себя с кем-либо, чтобы усилить нашу самооценку. Нам нравится “определять” себя с точки зрения нашей религии, национальности и политической принадлежности, а также по признакам наших достижений и квалификации.
Определение себя таким образом дает нам чувство принадлежности и поддерживает наше эго. Мы чувствуем, что мы не одиноки: мы являемся частью чего-то большего, чем мы сами.
При духовном пробуждении эта потребность в идентичности и принадлежности к временному и иллюзорному исчезает. Люди больше не чувствуют себя связанными с какой-либо конкретной религией или национальностью, карьерой или достижениями.
Они больше не чувствуют себя американцами, евреями, учеными или социалистами. У них нет чувства вражды по отношению к членам других групп. Они чувствуют, что все ярлыки поверхностны и бессмысленны. Они не видят никакой разницы между американцами или русскими, христианами или мусульманами. Такие люди относятся ко всем с одинаковым уважением.
Но это совершенно не значит, что такие люди растворяются в мироздании и просто плывут по течению. Наоборот, они имеют сильнейшую привязанность и готовы бороться за нее до последнего вздоха. Отличие в том, что они привязаны не к относительному, вечно-меняющемуся миру, а к Абсолютной Истине во всех ее проявлениях.
11. Широкое мировозрение
Духовные люди не озабочены своими личными проблемами и заботами. Они понимают, что они не центр вселенной. Они знают, как их поступки влияют на окружающий мир, и поэтому с большей вероятностью будут вести себя этично и ответственно.
Например, они могут решить не использовать продукты, которые производятся путем насилия над живыми существами. Для духовно пробужденных людей социальные или глобальные проблемы так же реальны и важны, как и их личные проблемы.
12. Повышенное чувство морали
Широкое мировозрение имеет “моральные” последствия. Как мы уже поняли, “пробужденные” люди склонны быть более этичными, ответственными и сострадательными. Но пробуждение также способствует безусловному типу морали.
Это значит, что такие люди во всех видят частичку чего-то высшего. То есть, они не просто проявляют заботу и доброту по отношению к людям, с которыми их объединяет поверхностное сходство религии или этнической принадлежности, а распространяют свою доброжелательность на всех людей без разбора.
Еще один моральный признак, указывающий на духовное пробуждение человека, состоит в том, что правильное и неправильное (или хорошее и плохое) не определяется культурой, а проистекает из врожденного знания, глубокой моральной уверенности, которая выходит за пределы собственных интересов человека.
Для духовно-пробужденных людей справедливость является универсальным принципом, который выходит за рамки законов. Они могут даже нарушать их и жертвовать своим собственным благосостоянием – возможно, даже своей жизнью – чтобы отстаивать моральные принципы. Самый яркий пример – Иисус Христос.
13. Открытость и любопытство
В обычном состоянии мы постоянно отвлекаемся от феноменального мира. Наше внимание уходит от вещей, за которые мы должны чувствовать благодарность.
Это называется «синдромом само собой разумеющегося». Вместо того, чтобы ценить то, что у нас есть, мы хотим большего.
Но “пробужденные” люди всегда чувствуют благодарность. Они не привыкают к хорошему. Они ценят свое здоровье и свободу, красоту и доброжелательность своих партнеров, невинность и сияние своих детей. Такие люди могут считать благословения, сколько бы их ни было. Они испытывают глубокое чувство благодарности за маленькие и простые вещи.
Это чувство признательности приводит к любопытству и открытости. Поскольку “пробужденные” люди не принимают жизнь как должное, они всегда открыты для нового и незнакомого. Они не чувствуют себя удовлетворенными тем, что они уже знают, и никогда не чувствуют, что их познание мира завершено.
Когда в людях происходит пробуждение духовности, они стремятся воплощать в жизнь новые идеи, развивать новые навыки, принимать новые вызовы, путешествовать в новые места и так далее. Мир становится захватывающим местом, в котором страшно интересно жить.
Духовное пробуждение человека кардинально меняет жизнь.
Поведенческие характеристики
Поведенческие характеристики, которые мы собираемся исследовать сейчас, являются внешним выражением симптомов духовного пробуждения, которые мы уже рассмотрели. Они являются плодом внутренних изменений, и выражают себя через черты характера, новые привычки и образ жизни.
Духовное пробуждение человека
“В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится”
Омар Хайям
14.
Включение в жизнь
Обычно считается, что духовно развитые люди оторваны от мира и не особо озабочены происходящим в нем. Их духовное просвещение предположительно делает их равнодушными к испытаниям и невзгодам обычных людей в повседневной жизни. Мы представляем, что они сидят на вершинах гор или в монастырях, греясь в собственной самореализации. Как бы не так.
Духовно-пробужденные люди, наоборот, становятся более включенными в жизнь. Они ощущают сильный импульс, чтобы облегчить страдания других людей и помочь им реализовать свой потенциал. У них есть сильнейшее желание изменить мир к лучшему, стремление служить другим и вносить вклад в развитие человечества.
У таких людей всегда есть миссия, направленная на то, чтобы помогать окружающим. В этом истинная духовность.
15. Наслаждение бездействием
Пробужденные люди любят ничего не делать. Они наслаждаются одиночеством, тишиной и бездействием. Этим также характеризуется духовное пробуждение человека.
В современном мире людям трудно ничего не делать или оставаться наедине с собой, потому что это означает столкновение с раздорами их собственного ума и турбулентностью их мыслей. В результате они вынуждены искать успокоения во внешних вещах, в которых можно погрузить свое внимание.
Но в состоянии гармонии, которое эквивалентно духовному пробуждению, в этом нет необходимости. Мы довольны своим внутренним миром, потому что в нас нет разногласий.
Вместо того, чтобы бояться тишины и бездействия, мы глубоко наслаждаемся ими, потому что они позволяют нам прикоснуться к сиянию нашего собственного благополучия.
Так проявляются духовное развитие и гармония.
16. Отказ от накопительства
В просветленном состоянии сознания импульс к накоплению материальных благ отпадает. В обычном состоянии стремление к накоплению является ответом на наше чувство неполноценности и хрупкости. Мы пытаемся укрепить свою самооценку, приумножая имущество, достижения и власть, так же как пугливый король постоянно укрепляет стены своего ненадежного замка.
Но духовным людям нет нужды в бесполезных усилиях, потому что чувства неполноценности и уязвимости больше не существует.
Акцент жизни просветленных людей сместился с «того, что я могу получить от жизни, на то, что я могу дать жизни». В этом духовное пробуждение человека.
17. Простота
В современном мире люди стремятся соответствовать ценностям своей культуры и с радостью соглашаются с тем образом жизни, который от них ожидается. Но “пробужденные” люди не связаны с навязанными ценностями, они могут отклонить их в пользу следования своим собственным принципам.
Они доверяют своему выбору склонны следовать ему, даже перед лицом насмешек или враждебности. Они живут своей жизнью в соответствии со своим пониманием того, что правильно, вместо того, чтобы пытаться угодить другим или делать то, что от них ожидают.
Люди часто понимают, что до духовного пробуждения они не жили собственной жизнью, а просто следовали социальным нормам или пытались угодить другим людям. Но после духовного пробуждения им становится гораздо важнее найти себя и жить своей жизнью.
Другие люди могут рассматривать их как мятежников или чудаков, потому что они могут игнорировать социальные нормы и тенденции.
Ведь они, скорее всего, отвергнут потребительские и ориентированные на статус ценности своей культуры в пользу жизни в простоте.
Духовное пробуждение человека
“Живите просто, мыслите возвышенно”
Шрила Прабхупада
Они мало заинтересованы в просмотре последних сериалов, покупке новейших гаджетов, попытках произвести впечатление на людей своей внешностью, своим статусом или изощренностью.
Наряду с этими, они могут даже шокировать других своей нестандартностью и готовностью противоречить мнениям толпы.
18. Глубокие отношения
Часто друзья и родственники обижаются на людей, которые якобы встают на путь духовного развития. В этом случае ответ один – это не путь духовного развития, духовное пробуждение человека происходит совсем не так.
Если человек развивает свое сознание, то автоматически у него улучшаются отношения с близкими. Они углубляются из-за повышенной эмпатии и сострадания. Это означает, что такой человек становится более терпимым и понимающим, и менее осуждающим.
В результате духовного роста люди менее склонны реагировать враждебно по отношению к другим и провоцировать конфликты.
Безусловно, существует связь между глубокими отношениями и внутренней безопасностью. Если мы не уверены в себе, наши отношения зациклены на нас самих. Мы заинтересованы в том, чтобы создавать хорошие впечатления, говорить правильные вещи и вести себя правильным образом. Мы часто носим социальные маски, чтобы попытаться казаться более очаровательными или интересными.
Но если мы чувствуем себя в безопасности внутри себя, то эта эгоцентричность и ролевые игры исчезают. Мы отвлекаемся от самих себя и уделяем все внимание людям, с которыми мы находимся рядом.
Искренние, глубокие отношения – это проявление духовности в нашей жизни.
Заключение
Итак, теперь мы знаем, как выглядит дорога к духовному пробуждению. Конечно, изменить жизнь – это крайне сложно, но именно для этого вы дочитали эту большую статью до конца. Мы надеемся, что это станет вашим первым шагом к новой жизни!
Еще одно великолепное видео про духовное пробуждение человека
Помните, что главное – стремление к духовному развитию, остальное приложиться 🙂
Эта статья о том, чем характеризуется духовное пробуждение человека, взята из книги «Прыжок: психология духовного пробуждения» Стива Тейлора, доктора философии.
Духовное пробуждение: 21 знак, этапы и начало процесса
Что такое духовное пробуждение?
Идея духовного пробуждения существовала веками, и ее можно наблюдать в различных культурах и религиях по всему миру. Назовите это «нирваной»; назовите это «просветлением»; назовите это «блаженством»; духовное пробуждение начинается в тот момент, когда человек может сделать шаг назад и «пробудиться» к своей жизни с новым ощущением присутствия в этом мире.
Духовное пробуждение поначалу может слегка нервировать, поскольку часто заставляет нас задаваться такими вопросами, как «Кто я?» , и почему я здесь? Но также может быть определенный элемент удивления и волнения, когда мы внезапно чувствуем себя очень живыми.
Идея духовного пробуждения была популяризирована в западном мире знаменитым психиатром Карлом Юнгом (который описал этот процесс как возвращение к изначальному Я), но опыт подъема к более высокому состоянию сознания всегда был неотъемлемой частью того, что значит быть человеком.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
Что вызывает духовное пробуждение?
Духовное пробуждение может быть вызвано чем угодно, от совершенно обыденного до того, что полностью меняет жизнь.
По словам духовного автора Шеннон Кайзер, несколько распространенных причин включают в себя события, изменяющие жизнь (например, потерю работы, переезд из дома, автомобильную аварию и т. д.) и людей, которые открывают для вас духовную «дверь» (например, близнецовое пламя или родственную душу).
«Духовное пробуждение может быть спонтанным, — говорит она, — но в большинстве случаев оно вызвано серьезными жизненными изменениями или травмами, такими как опасные для жизни болезни, автокатастрофы, разводы, войны, пандемии, кризисы четверти жизни или среднего возраста, кризисы психического здоровья, такие как клиническая депрессия или тревога, или даже состояние, близкое к смерти».
Как профессиональный интуитивист и автор книги Angel Intuition , Таня Кэрролл Ричардсон объясняет, в конечном счете, все, что побуждает (или заставляет) вас «смотреть на свою жизнь с более духовной точки зрения», может направить вас на путь к пробуждение.
21 признак и симптом духовного пробуждения.
Вот некоторые признаки того, что вы переживаете духовное пробуждение или собираетесь его начать:
Реклама
Это объявление показывается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
1.
Вы чувствуете себя оторванным или отстраненным.
Поначалу процесс духовного пробуждения может показаться ошеломляющим и запутанным. Может показаться, что все, что вы считали правдой о своей жизни, было ложью, и поэтому, объясняет Кайзер, вы можете чувствовать себя «отключенным и оторванным от вещей и людей, которые вам раньше нравились».
2.
Вы пересмотрели свои убеждения.
Ричардсон отмечает, что духовное пробуждение, скорее всего, заставит вас пересмотреть свои духовные убеждения или принять новые важные. Означает ли это глубокую связь с новой религией или верованием или уход с работы, чтобы следовать своей настоящей страсти, ваши приоритеты, скорее всего, изменились.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
3.
Ваши сны стали ярче.
Не только ваша жизнь наяву станет более яркой в результате духовного пробуждения, но и ваша жизнь во сне может стать более яркой, говорит Кайзер. Значения ваших снов и то, как они связаны с вашим путешествием, также могут стать более очевидными.
4.
Вы испытываете больше синхроний и дежавю.
Если вы часто испытываете умопомрачительные синхронности, например, думаете о ком-то и случайно сталкиваетесь с ним на следующий день, или постоянно видите числа ангелов, это признак того, что вы на духовном пути, говорит Кайзер. Точно так же не редкость и чувство дежа вю.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
5.
Ваши отношения начинают меняться.
Не может быть никаких сомнений: духовное пробуждение преображает вас, и люди в вашей жизни не всегда смогут это оценить. «Вы можете чувствовать, что ваши близкие больше не понимают вас, потому что вы меняетесь», — отмечает Кайзер. Ричардсон предлагает просить близких уважать то, через что вы проходите, напоминая им, что они не должны резонировать с вашим пробуждением.
6.
Вы чувствуете, что духовность становится важной частью вашей жизни.
Как отмечает Ричардсон, во время прохождения этого процесса будет трудно игнорировать зов вашей духовной стороны. Желание найти смысл и удовлетворение в своей духовности, вероятно, станет одним из ваших самых больших приоритетов.
7.
Вы более интуитивны.
Другим признаком, согласно Ричардсону, является усиление интуиции или появление новых интуитивных способностей. Они всегда были там, погребены под слоями вашего эго, и теперь, когда вы пробудились, вы чувствуете себя гораздо более гармоничным с самим собой.
8.
Вы чувствуете фальшь и манипуляции.
В дополнение к усиленной интуиции, Кайзер говорит, что вы также сможете почувствовать любое неискреннее или манипулятивное поведение, когда кто-то вас обманывает. «Трудно быть рядом с тем, что выходит из строя», — добавляет она.
9.
Вы понимаете, что каждый идет своим путем.
Когда вы выясняете свой собственный духовный путь, отмечает Ричардсон, вы также начинаете больше принимать идею о том, что все остальные тоже идут своим уникальным путем. Такие вещи, как победа в споре или убеждение людей в своих взглядах, больше не имеют такого большого значения.
10.
Вы хотите быть полезными.
Когда вы начнете «понимать, что все живые существа по своей природе достойны и равны», — говорит Ричардсон, — вы почувствуете призвание служить людям, животным или окружающей среде. Для вас важно, чтобы у вас была цель, которую вы можете поддержать, чтобы ваша жизнь казалась целеустремленной. Ричардсон добавляет, что речь может идти не об изменении ваших текущих ролей или работ, а просто о том, чтобы подойти к тому, что вы уже делаете, с более глубоким чувством служения.
11.
Ваши учителя найдут вас.
По словам Кайзера, во время пробуждения ваши духовные учителя могут «появляться повсюду в нужное время, чтобы помочь вам». Это не обязательно должны быть буквальные учителя: это может быть добрый незнакомец в магазине, новый друг, которого вы встретили случайно, или буквальный духовный или религиозный деятель.
12.
Ты чувствуешь себя одиноким.
Духовное пробуждение — нелегкое дело, и, хотя на другой стороне есть надежда на просветление, она может чувствовать себя очень одиноко, как объясняет Кайзер. Это изолирует, когда вся твоя жизнь переворачивается с ног на голову, особенно если другие люди в твоей жизни не совсем на той же волне.
13.
Вы чувствуете себя более связанным с миром природы.
Хотя поначалу вы можете чувствовать себя менее связанными с друзьями в семье, вы будете чувствовать себя более связанными с природой, соглашаются Кайзер и Ричардсон. От растений до животных и мира в целом, вы почувствуете свою взаимосвязь со всем этим, и это может быть очень трогательно.
14.
Ваши чувства обострены.
Согласно Ричардсону и Кайзеру, чувства часто обостряются во время духовного пробуждения, когда вы лучше настраиваетесь на настоящий момент. Это включает чувствительность к физическим, эмоциональным и/или энергетическим раздражителям.
15.
У вас может быть больше телесных ощущений.
Наряду с повышенным вниманием и чувствами, добавляет Кайзер, у вас могут быть и другие телесные ощущения. Нарушения сна не редкость.
16.
У вас могут быть физические симптомы.
Ряд физических симптомов может также сопровождать духовное пробуждение, говорит Кайзер, например, усталость и туман в голове. (Хотя, конечно, эти симптомы также могут быть признаком заболевания, поэтому не обязательно списывать их со счетов.)
17.
Внезапно изменились ваши привычки и распорядок дня.
По мере того, как ваша духовная жизнь начинает меняться, меняется и ваша повседневная жизнь, включая привычки и распорядок дня, отмечает Кайзер. Возможно, теперь вы считаете своим приоритетом проводить время на природе или медитировать, или вы избавились от старых привычек, которые больше не служили вам.
18.
Ваш взгляд на мир кажется другим.
Опять же, духовное пробуждение дается нелегко, а происходящее отчуждение и разрушающие эго осознания могут заставить любого почувствовать, что он живет в новой реальности.
19.
Повышенная эмпатия.
По словам Ричардсона, по мере того, как вы начинаете ощущать большую связь с окружающим миром, вы также начинаете сопереживать страданиям других. Распространенность страданий может показаться невозможным игнорировать, поэтому теперь вы чувствуете себя более призванными служить.
20.
Вы проявляете больше сострадания.
Помимо чувства большей эмпатии, Ричардсон говорит, что те, кто переживает духовное пробуждение, вероятно, «чувствуют больше сострадания к другим, но при этом хотят привлечь их к ответственности».
21.
У вас появилось новое любопытство.
И, наконец, теперь, когда вы «пробудились» к жизни, вы, вероятно, проявляете детское удивление и любопытство к окружающему миру, даже когда дела идут плохо. «Возможность сохранять любопытство к своей жизни и людям в ней, даже когда вы испытываете эмоции», — отмечает Ричардсон, — это признак духовного пробуждения.
Процесс и этапы пробуждения.
Можно сказать, что настоящее «духовное пробуждение» — это только первый шаг на долгом пути к просветлению. Действительно, первоначальное пробуждение может произойти всего за мгновение, но процесс имеет много стадий, а именно:
1.
Духовное пробуждение.
Как объясняет Кайзер, это начало вашего духовного путешествия, когда вы начинаете подвергать сомнению все, что когда-то знали. Вы начинаете убирать из своей жизни определенные вещи (привычки, отношения, старые системы убеждений) и приглашать новые, более обогащающие вещи. Вам может казаться, что чего-то не хватает, но вы еще не совсем поняли это. На этом этапе обычно вы чувствуете себя потерянным, растерянным и подавленным.
2.
Темная ночь души.
Второй этап духовного пробуждения примерно так и звучит: очень грубый участок — на самом деле, самый нижний участок. Во многих отношениях это происходит, когда ваша душа перенастраивается, избавляясь от всех аспектов эго. Это очень сложно, но как только вы достигаете дна, вам некуда идти, кроме как вверх, что вынуждает вас вносить реальные изменения.
3.
Губка.
Как только вы преодолели темную ночь души, вы готовы начать создавать свою новую и улучшенную, «бодрствующую» жизнь. По словам Кайзера, на третьем этапе все сводится к примерке вещей по размеру и изучению. Вы начинаете расширяться, пробуя разные хобби, религии, отношения и т. д., по мере того, как выясняете, что соответствует вашему духу.
4.
Самость сатору.
Как объясняет Кайзер, сатори — это японский буддийский термин для обозначения пробуждения или «понимания», происходящий от японского глагола сатору . В дзен-буддийской традиции это относится к kenshō , или «видению своей истинной природы». На этом этапе вы начинаете не только признавать, но и уважать и воплощать свою истинную природу через свои дары, навыки и таланты.
5.
Сеансы души.
Думаете, вы уже достигли просветления? Не совсем. Пятая стадия, которую Кайзер называет «сеансами души», может занять некоторое время. Вы строите реальную структуру в своей жизни, благодаря которой ваш истинный дух может процветать. Это может потребовать проб и ошибок и множества различных стратегий. В течение этого времени (которое может занять годы и даже десятилетия) ваша душа растет и исцеляется по мере того, как вы открываете для себя рутины и ритуалы, которые работают для вас.
6.
Сдача.
Предпоследний шаг в процессе пробуждения, капитуляция — это освобождение любых оставшихся структур, убеждений или аспектов эго, которые удерживают вас от вашей истины. К этому моменту вы познали свою душу, вы нашли образ жизни, который вам подходит, но все еще могут быть люди или привычки, которые вас сдерживают. Здесь вы отпустите их, чтобы вы могли полностью войти в свою силу.
7.
Осведомленность и обслуживание.
И, наконец, у нас есть осведомленность и обслуживание. Кайзер говорит, что это полное осознание собственной божественности в каждый момент, когда вы течете по жизни с изяществом и ясностью. Вы живете в служении другим, что приносит вам огромное счастье и удовлетворение.
Как создать пространство для духовного пробуждения.
Хотя это может быть непросто, многие подтвердят, что духовное пробуждение стоит затраченных усилий. Итак, если вы хотите освободить место в своей жизни, чтобы начать свое духовное путешествие, Ричардсон рекомендует развивать ежедневные, еженедельные или ежемесячные духовные практики (такие как медитация, осознанность и благодарность, например).
Кроме того, «найдите людей, с которыми у вас есть духовный резонанс, с которыми вы можете поговорить», предлагает она. Вы также можете поискать книги или подкасты о духовности, которые вам близки.
«Практикуйте любовь к себе и сострадание», — отмечает Кайзер. «Будь нежен с собой и доверяй развитию событий; все духовные пробуждения происходят, чтобы вернуть нас в равновесие с нашим истинным я». Она также добавляет, что нужно обращать внимание на своего внутреннего проводника и интуитивные подсказки, поскольку «они помогают вам гармонизировать и удалять то, что больше не является подлинным в вашей жизни».
Итог.
Духовное пробуждение сложное, глубокое и не что иное, как изменение жизни — в лучшую сторону. Хотя они могут быть непростыми, они улучшат вашу жизнь к лучшему благодаря терпению, пробам и ошибкам и небольшому количеству времени. Если вы окажетесь в одном из них, все, что вам нужно сделать, это довериться процессу, крепко держаться и подготовиться к вновь пробужденной жизни.
7 привычек людей, которые пробуждаются
Пожалуй, самый известный
из всех историй о Будде — это разговор, который произошел вскоре после его просветления. Когда Будда шел по дороге, он встретил человека, с которым обменялся простым приветствием. Мужчина сразу заметил, что незнакомец на тропе излучал необычайное спокойствие, уверенность, безмятежность и стабильность. Это заставило его остановить Будду и спросить:
«Друг мой, ты бог?»
«Нет», — сказал Будда.
Мужчина продолжил: «Тогда вы знаток священных книг?»
Будда снова ответил нет.
«Возможно, вы жрец, который продвинут в вопросах ритуалов и пения?»
Будда снова улыбнулся и сказал нет.
«Тогда кто ты, мой друг?» — наконец спросил мужчина.
Будда ответил прямо и лаконично: «Я бодрствую!»
Смысл ответа Будды точно объяснил буддийский монах Таниссаро Бхиккху, который говорит, что Будда «пробудился к тому факту, что существует бессмертное счастье, и что его можно достичь человеческими усилиями».
Это означает, что независимо от того, богат человек или беден, здоров или болен, моложе или старше, женат или не женат или разведен, истина состоит в том, что счастье и все его качества — радость, радость, наслаждение, довольство, спокойствие и блаженство — всегда доступным и доступным для нас через наши собственные мысли и действия. Это также означает, что наша жизнь не должна быть бесконечным циклом разочарования, уныния, депрессии и отчаяния.
Вот семь высокоэффективных привычек пробуждающихся людей.
1. Они спрашивают. Люди, которые развиваются, глубоко чувствуют, что в жизни есть нечто большее, чем просто существование. Поэтому они занимаются исследованием, спрашивая себя: кто я? Чего я хочу от жизни? Чем я могу быть полезен другим? Что я могу сделать, чтобы испытать себя более аутентично? Откуда мое счастье? Слушаю ли я свою душу? Кто и что меня вдохновляет?
Такого рода вопросы могут привести к конкретным ответам, но в основном служат способом направить жизнь в направлении большего смысла и удовлетворения. Буддийский монах Аджан Суммано объясняет: «Искреннее исследование всегда побуждает нас двигаться к истине и состраданию. Глубокие вопросы, естественным образом возникающие в процессе разворачивания жизни, сигнализируют о проявлении той самой энергии, благодаря которой мы растем дальше. Было бы самонадеянно полагать, что мы можем далеко продвинуться, не задумываясь над важными вопросами, которые жизнь задает нам».
2. Выражают благодарность. «Будда побуждал нас думать о хороших вещах, сделанных для нас нашими родителями, нашими учителями, друзьями, кем угодно; и делать это намеренно, культивировать, а не просто позволять этому происходить случайно», — отмечает буддийский монах Аджан Сумедхо. Будда не только поощрял благодарность, но и постоянно практиковал ее лично.
Согласно традиции, после того, как Будда достиг просветления, он провел следующие семь дней, просто глядя на дерево, давшее ему убежище и под которым произошло его пробуждение.
Найдите минутку, чтобы понять, что он сделал. Вместо того, чтобы спешить, чтобы начать учить и делиться своими прозрениями, изменившими жизнь, Будда целую неделю просидел в знак благодарности перед деревом, которое так много для него значило. От Будды мы получаем представление о том, как важно сделать паузу и почувствовать благодарность. Сделайте паузу, чтобы исследовать свой собственный разум, задав себе следующие вопросы:
• Чувствую ли я благодарность за то, что просто живу?
• Чувствую ли я благодарность за то, что открыл для себя медитацию?
• Чувствую ли я благодарность за то, что у меня есть люди, с которыми я могу медитировать?
• Чувствую ли я благодарность за духовных друзей, которые идут со мной по жизни?
• Чувствую ли я благодарность за то, что у меня достаточно денег для моих нужд?
• Чувствую ли я благодарность за то, что у меня есть духовные учителя, которые наставляют и вдохновляют меня?
Периодическое выполнение этого упражнения гарантирует, что мы не будем воспринимать как должное множество позитивных моментов, постоянно присутствующих в нашей жизни. Благодарность является жизненно важным компонентом просветленной жизни.
3. Они стремятся приносить пользу другим. Еврейская традиция предлагает мощное понимание этого качества пробужденного человека. Раввин Джозеф Телушкин, автор книги «Еврейский этический кодекс», , пишет: «Распознавайте, когда потребности других больше, чем ваши собственные». Он цитирует это учение из хасидского текста: «Человек, идущий по узкой дороге, встречает другого человека, несущего тяжелую ношу, идущего в противоположном направлении. Даже если он пришел первым, человек без груза должен встать на обочину дороги, даже если она грязная, чтобы другой человек мог пройти мимо».
Применительно к современной жизни это может означать выполнение следующих типов действий:
• Остановка автомобиля, чтобы пешеход мог перейти перекресток.
• Разрешение слияния транспортных средств въезжать на вашу автомобильную полосу.
• Придерживать дверь открытой для тех, кто несет тяжелые пакеты.
• Быть вежливым, учтивым и учтивым со всеми, с кем вы сталкиваетесь ежедневно.
• Говорите позитивно, поощряя других. Стремясь принести пользу другим, мы делаем их жизнь проще, приятнее.
4. Они внимательны. Тот, кто действительно пробужден, практикует внимательность не только во время медитации, обращая внимание на дыхание, но и во время повседневной деятельности. Гуо Цзюнь, буддийский монах из Сингапура, отмечает:
«Если вы практикуете осознанность дыхания, а на кухне беспорядок, а постель не заправлена, это немного странно.
Обратите внимание на детали: сложите полотенце; разгладьте покрывало на кровати; вымыть кухонную стойку; уберите чашки; повесьте одежду; не роняйте вещи на пол; подмети свои крохи».
5. Они открывают для себя медитацию. Джозеф Гольдштейн — один из первых западных учителей медитации и авторов, чьи книги теперь служат ориентиром для других. Его пробуждение началось, когда он открыл для себя медитацию несколько десятилетий назад. «Я был в Корпусе мира в Таиланде, и я начал ходить в храм в Бангкоке, где западные буддийские монахи вели дискуссионные группы. В конце концов один из монахов сказал: «Почему бы тебе не попробовать медитировать?» Я ничего об этом не знал, поэтому он просто дал мне несколько очень простых инструкций, например, наблюдать за дыханием. Я попробовал, и это было просто потрясающе — не то, чтобы я был таким хорошим медитирующим, но идея о том, что есть способ заглянуть внутрь систематически, была чрезвычайно увлекательна для меня. Это было то, что я искал, сам того не зная».
Польза медитации кратко, но убедительно описана доктором Дипаком Чопрой: «Медитация пробуждает самые сокровенные желания: узнать, кто вы есть на самом деле, достичь удовлетворения, превратить хаос в упорядоченность, создать жизнь, удовлетворение которой может никогда не будет подорвана или отнята у вас».
6. Они обычные оптимисты. В 1997 году Рам Дасс перенес изнурительный инсульт. Вскоре после этого у него взяли интервью и спросили об инсульте и его духовном влиянии на него. Его ответ отражает весьма положительное отношение:
«Я рассматриваю инсульт как новую главу в жизни этого тела. Это очень интересно для меня, потому что это так уникально отличается от предыдущей главы. В той главе я говорил, а в этой главе по большей части молчу. Мне нужно исследовать эту новую личность, которая представляет собой человека в инвалидной коляске — человека с ограниченными физическими возможностями, или как там нас сейчас называют. Я действительно изучаю, что значит не иметь силы. Помните, я не могу встать с кровати или сходить в туалет без посторонней помощи. Раньше я водил машину, и мне нравилось водить машину, но в моей новой личности я всегда пассажир. Конечно, есть определенные преимущества: как человек с шофером, я могу оглядываться по сторонам, потому что мне не нужно думать о дороге. … Удар позволил мне погрузиться в тишину. Это оказалось подарком во многих смыслах».