Притча о старике и лошади: Притча «Старик и лошадь» — Поверь в себя — LiveJournal

Как быть всегда ОК, притча о старике и лошади. Об умении брать ответственность на себя.

Жизненная позиция — это вывод, умозаключение (восприятие) человека о себе и людях. Это формируется уже в первые месяцы жизни, затем корректируется опытом взаимодействия с социумом.

1. Позиция Я — ОК, Ты — ОК — «сотрудничество»

Человек адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе, доверяет другим и получает удовлетворение.

2. Позиция Я — НЕ ОК, Ты — ОК — «уход»

В ней человек не верит в свои возможности решить проблему «здесь и сейчас», убегает от проблем.

3. Позиция Я — ОК, Ты — НЕ ОК — «избавление»

Характеризуется тем, что человек не доверяет другим и избавляется от них.

4. Позиция Я — НЕ ОК, Ты — НЕ ОК — «выжидание»

При этом человек игнорирует свои возможности решать проблемы и не доверяет окружающим, он в депрессии и ничего не делает.

Человек день за днём проживает свои состояния в течение коротких промежутков времени. И дальше его жизненные позиции 2,3,4 формируют жизненные сценарии:

Пока не — «Когда дети вырастут и покинут дом, у меня будет время отдохнуть и делать то, что я хочу»

После — «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить».

Никогда — «Я никогда не получу того, чего больше всего хочу» .

Всегда — «Почему это всегда случается со мной? »

Почти — «В этот раз я почти достиг своего».

С открытым концом — «Достигнув цели, я не знаю, что делать дальше».

Поэтому, чтобы всегда быть ОК, необходимо выбирать первую жизненную позицию. Как? Давайте рассмотрим на примере притчи.

Притча старик и лошадь

Один старик нашел в лесу прекрасную белую кобылицу. Он привел ее к себе домой, и стал за ней ухаживать. И все соседи говорили: “Надо же, как тебе повезло! Ведь такая красивая кобыла, это же целое сокровище!” А старик отвечал: “Не знаю, повезло мне или нет, но знаю, что надо теперь для лошади строить конюшню”, и вместо рассуждений шел строить конюшню.

В один далеко не прекрасный день лошадь убежала. И все соседи опять собрались у старика, рассуждая: “Ох, какое невезение! Лошадь сбежала, какая потеря!”. А старик сказал: “Не знаю, везение это или невезение, знаю только, что конюшню мне можно не строить”.

Через неделю лошадь вернулась, и не одна, а привела с собой целый табун коней. И соседи завистливо ахали: “Ну как же повезло опять старику!” А старик рассудительно ответил: “Не знаю, хорошо это или плохо, но знаю, что теперь мне надо учиться разводить коней”.

На следующий день его сын стал объезжать одного из коней, упал и сломал ногу. Соседи опять запричитали: “Ах, какое несчастье! Как же ты теперь справишься со всем своим разросшимся хозяйством?” Старик отвечал: “Не знаю, счастье это или несчастье, знаю только, что надо ехать за доктором, и лечить ногу сыну”.

Через несколько дней царь этой страны объявил набор в армию, и из той деревни забрали всех молодых парней, оставив только сына старика со сломанной ногой. Соседи, сыновей которых забрали в армию, горюя и причитая, пришли к старику: “Как тебе повезло, что у твоего сына оказалась сломана нога! Зато он остался дома!”…

Эту притчу можно рассказывать бесконечно. А суть в том, что наша жизнь состоит из нейтральных событий, и только каждый человек сам для себя оценивает их, как положительные или отрицательные.

А можно, как старик, не искать плохое или хорошее в событиях, а решать, какие действия необходимо предпринять в сложившейся ситуации. Эта притча учит брать ответственность за свою жизнь, а не списывать на обстоятельства и “повезло-не повезло”.

Как быть всегда ОК? Жизненная позиция Я ОК- Ты ОК

На примере этой притчи можно проследить основные жизненные позиции, так, как это принято в транзактном анализе – направлении психотерапии, основанном Эриком Берном — есть диаграмма, в которой четыре жизненные позиции связаны с определенным социальным поведением. Рисуется она в виде квадрата, каждый квадрат иллюстрирует тип поведения и отношения человека к другим и себе.

Правый верхний квадратздоровая позиция, счастливая, связанная со способностью достижения. Она называется ОК-ОК, все хорошо со мной, все хорошо с тобой: Ты Окей — Я Окей.

В притче такую позицию демонстрирует Старик – он всегда Окей, что бы не случилось, он деятельный, разумный и реагирующий в соответствии со своим пониманием. Люди пытаются его провоцировать выйти из такой Окейной позиции, хотят втянуть его в игру, чтобы он почувствовал себя не Окей, — тогда бы они смогли его пожалеть, или сказать, а «вот ты ничего не смыслишь» и т.п.

Ели бы старик, потеряв лошадь, стал сетовать на свою жизнь: «какой я жалкий», «я не знаю что мне делать, а без лошади плохо», тогда бы он перешел во вторую позицию: Я — НЕ ОК,Ты — ОК (с тобой все хорошо, со мной не хорошо). Старик бы взглянул на соседа – «у него лошадь есть, а у меня нет», «сосед благополучный, а я жертва беспомощная, кто бы мне помог?»

Другой не Окейный вариант поведения старика: Я — ОК,Ты — НЕ ОК – «лошадь не потерялась, ее украли», и скорее всего, украл сосед – гад он такой! Надо пойти ему и причинить добро, чтобы лошадь больше не крал и не прятал. В этой позиции старик чувствует себя правым, он Окей, — другой человек не Окей, старик в этой позиции готов бы был преследовать любого, на кого можно проявить гнев. Еще вариант такой позиции – старик бы стремился отделаться от людей, которые сетуют по его лошади – послал бы их по грибы, или влез в драку.

И последний вариант поведения – когда старик занял позицию: Я — НЕ ОК, ТЫ — НЕ ОК, «да всё кругом и внутри — не ОК», «никто мне не поможет, и сам я ничего сделать не могу». Старик в полной безнадежности, без желаний и возможностей что-то менять.

А в какой позиции чаще всего находитесь Вы? Пребываете в безнадежности, подавляете других, по-детски ждете, чтобы вам помогли или считаете себя и других достаточно ответственными и способными позаботиться о себе?

Притча о старике и лошади / Советник Олег Тет

Информация о материале
Олег Тет
Журнал
Философия

Олег Тет

Советник персональный, корпоративный и общественный

по психологическим и личностным, организационным и управленческим вопросам, информационной среде и развитию

Приём Об авторе Контакты Поддержка

Философская и мудрая притча о старике, который однажды нашел в лесу прекрасного белого коня и том, что из этого получилось.

Один старик нашёл в лесу прекрасного белого коня и привёл его домой. Тут же сбежались все соседи и стали говорить: «Надо же, как тебе повезло! Нашёл такого великолепного коня!». А старик отвечал им: «Не знаю повезло ли мне или нет. Время покажет».

Однажды конь исчез из конюшню. Собрались соседи и говорят: «Вот беда-то какая! Украли его, небось! А ты, глупый старик, и упряжку купил, и седло, а коня-то нету. Сплошные расходы от него получились!». А старик спокойно отвечал: «Не знаю к добру ли это или к худу. Время покажет».

Но коня не украли, он сам сбежал, но вернулся. Да не один вернулся, а привёл с собой десяток кобылиц. Соседи стали судачить: «Радость-то какая, старик! Теперь разбогатеешь! Коней разводить будешь! Старик отвечал: «Может и радость, а может и нет. Время покажет».

На следующий день сын старика стал объезжать одну из кобылиц и упал. Да так упал, что сломал обе ноги и на всю жизнь стался калекой. Соседи собрались и восклицали: «Горе-то какое! Несчастье! Как ты теперь, старик, жить-то будешь! Сын-то твой был твоей единственной опорой и поддержкой в старости!». Старик отвечал спокойно: «Может и горе, может и нет. Время покажет».

Через год началась большая война. Местный феодал призвал всех молодых юношей деревни в армию, а сына старика не взяли, потому что был калекой. Соседи собрались и обсуждают: «Повезло тебе старик, твоего сына не забрали. Наших-то всех молодых забрали. Многие не вернуться, многие погибнут. А тебе повезло, что всё так с сыном случилось!». Старик спокойно говорил: «Может и повезло, может и нет. Время покажет».

Эту притчу можно продолжать бесконечно. Каждый из нас сталкивался с этим и продолжает сталкиваться ежедневно. Но, обычно, мы выступаем в роли упомянутых в притче соседей, радуясь или печалясь своим и чужим событиям, не понимая, что «время покажет». 

Реклама от партнёров

Отключить рекламу

Информативность: 100%

— 1 голосов

Полезность: 100%

— 1 голосов

Уникальность: 100%

— 1 голосов

Читабельность: 100%

— 1 голосов

Добавить комментарий

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Зарегистрируйтесь на сайте!

Получите дополнительные возможности и удобства, зарегистрировавшись на сайте через социальные сети! Это быстро и безопасно – всего один «клик»!

Подписывайтесь на наши группы и паблики!

Следите за обновлениями и новыми публикациями, подписавшись на наши группы и страницы в социальных сетях!

Поделитесь публикацией в социальных сетях!

Если вам понравилась публикация, то поделитесь ссылкой на неё в ваших социальных сетях!

Психология Философия будущее печаль Всем радость Творчество разочарование мудрость отношение притча Текст

Старик и его лошадь

Несколько человек в последнее время напомнили мне китайскую притчу «Старик и его лошадь». Вы, наверное, слышали это. Я публикую это здесь не для того, чтобы сказать, что все ваши проблемы на самом деле являются благословениями. Но то, что часто может показаться несчастьем, может обернуться очень хорошим делом. Я видел, как это происходит в последнее время, и это дает мне надежду, что впереди меня ждет еще больше лимонада.

Старик и его лошадь (он же Сай Венг Ши Ма)

Жил-был старик в крохотной деревушке. Хотя он был беден, ему все завидовали, потому что у него был красивый белый конь. Даже король возжелал своего сокровища. Такого коня никогда прежде не видели — таковы были его великолепие, его величие, его сила.

За коня предлагали баснословные цены, но старик всегда отказывался. «Эта лошадь для меня не лошадь, — говорил он им. «Это человек. Как можно было продать человека? Он друг, а не собственность. Как ты мог продать друга». Человек был беден, и искушение было велико. Но он так и не продал лошадь.

Однажды утром он обнаружил, что лошади нет в его конюшне. Вся деревня пришла посмотреть на него. «Ты старый дурак, — издевались они, — мы же говорили тебе, что кто-то украдет твою лошадь. Мы предупреждали вас, что вас ограбят. Ты такой бедный. Как ты мог защитить такое ценное животное? Лучше бы его продали. Вы могли получить любую цену, какую хотели. Никакая сумма не была бы слишком большой. Теперь коня нет, а тебя постигла беда.

Старик ответил: «Не говори слишком быстро. Скажи только, что лошади нет в конюшне. Это все, что мы знаем; остальное суд. Проклят я или нет, как ты можешь знать? Как ты можешь судить?»

Люди спорили: «Не выставляйте нас дураками! Мы можем не быть философами, но великая философия не нужна. Тот простой факт, что вашей лошади больше нет, — это проклятие».

Старик снова заговорил. «Все, что я знаю, это то, что конюшня пуста, а лошадь пропала. Остальное не знаю. Было ли это проклятием или благословением, я не могу сказать. Все, что мы можем видеть, это фрагмент. Кто может сказать, что будет дальше?»

Жители деревни смеялись. Они подумали, что этот человек сошел с ума. Они всегда считали его дураком; в противном случае он продал бы лошадь и жил на деньги. Но вместо этого он был бедным дровосеком, а старик до сих пор рубит дрова, таскает их из леса и продает. Он жил впроголодь в нищете. Теперь он доказал, что действительно был дураком.

Через пятнадцать дней лошадь вернулась. Его не украли; он убежал в лес. Он не только вернулся, но и привел с собой дюжину диких лошадей. И снова деревенские жители собрались вокруг дровосека и заговорили. «Старик, ты был прав, а мы ошибались. То, что мы считали проклятием, оказалось благословением. Пожалуйста, простите нас».

Мужчина ответил: «Опять вы зашли слишком далеко. Скажи только, что лошадь вернулась. Укажите только, что с ним вернулась дюжина лошадей, но не судите. Как узнать, благословение это или нет? Вы видите только фрагмент. Если вы не знаете всей истории, как вы можете судить? Вы прочитали только одну страницу книги. Вы можете оценить всю книгу? Вы читаете только одно слово одной фразы. Вы понимаете всю фразу?»

«Жизнь так обширна, а ты судишь обо всей жизни по одной странице или по одному слову. Все, что у вас есть, это один фрагмент! Не говорите, что это благословение. Никто не знает. Я доволен тем, что знаю. Меня не беспокоит то, чего я не делаю».

«Может быть, старик прав», — сказали они друг другу. Так мало сказали. Но в глубине души они знали, что он ошибался. Они знали, что это благословение. Двенадцать диких лошадей вернулись. Приложив немного усилий, животных можно было сломать, обучить и продать за большие деньги.

У старика был сын, единственный сын. Юноша стал разгонять диких лошадей. Через несколько дней он упал с одной из лошадей и сломал обе ноги. Жители деревни снова собрались вокруг старика и высказали свои суждения.

«Вы были правы», — сказали они. «Ты доказал, что был прав. Дюжина лошадей не была благословением. Они были проклятием. Ваш единственный сын сломал обе ноги, и теперь, в старости, вам некому помочь. Теперь ты беднее, чем когда-либо».

Старик снова заговорил. «Вы, люди, одержимы суждениями. Не заходите так далеко. Скажи только, что мой сын сломал ноги. Кто знает, благословение это или проклятие? Никто не знает. У нас есть только фрагмент. Жизнь распадается на части».

Так получилось, что через несколько недель страна вступила в войну против соседней страны. Все молодые люди деревни были обязаны вступить в армию. Исключили только сына старика, потому что он был ранен. Снова люди собрались вокруг старика, плача и крича, потому что их сыновей забрали. Было мало шансов, что они вернутся. Враг был силен, и война была бы проигрышной борьбой. Они больше никогда не увидят своих сыновей.

«Ты был прав, старик». Они плакали. «Бог знает, что ты был прав. Это доказывает. Авария с вашим сыном была благословением. Пусть у него и сломаны ноги, но, по крайней мере, он с тобой. Наши сыновья ушли навсегда».

Старик снова заговорил. «С вами невозможно разговаривать. Вы всегда делаете выводы. Никто не знает. Скажи только это. Твоим сыновьям пришлось идти на войну, а моим нет. Никто не знает, благословение это или проклятие. Никто не достаточно мудр, чтобы знать. Только Бог знает.»

Иллюстрация исцеления балансом.

Старик и его лошадь

Недавно несколько человек напомнили мне китайскую притчу «Старик и его лошадь». Вы, наверное, слышали это. Я публикую это здесь не для того, чтобы сказать, что все ваши проблемы на самом деле являются благословениями. Но то, что часто может показаться несчастьем, может обернуться очень хорошим делом. Я видел, как это происходит в последнее время, и это дает мне надежду, что впереди меня ждет еще больше лимонада.

Старик и его лошадь (он же Сай Венг Ши Ма)

Жил-был старик в крошечной деревне. Хотя он был беден, ему все завидовали, потому что у него был красивый белый конь. Даже король возжелал своего сокровища. Такого коня никогда прежде не видели — таковы были его великолепие, его величие, его сила.

За коня предлагали баснословные цены, но старик всегда отказывался. «Эта лошадь для меня не лошадь, — говорил он им. «Это человек. Как можно было продать человека? Он друг, а не собственность. Как ты мог продать друга». Человек был беден, и искушение было велико. Но он так и не продал лошадь.

Однажды утром он обнаружил, что лошади нет в его конюшне. Вся деревня пришла посмотреть на него. «Ты старый дурак, — издевались они, — мы же говорили тебе, что кто-то украдет твою лошадь. Мы предупреждали вас, что вас ограбят. Ты такой бедный. Как ты мог защитить такое ценное животное? Лучше бы его продали. Вы могли получить любую цену, какую хотели. Никакая сумма не была бы слишком большой. Теперь коня нет, а тебя постигла беда.

Старик ответил: «Не говори слишком быстро. Скажи только, что лошади нет в конюшне. Это все, что мы знаем; остальное суд. Проклят я или нет, как ты можешь знать? Как ты можешь судить?»

Люди спорили: «Не выставляйте нас дураками! Мы можем не быть философами, но великая философия не нужна. Тот простой факт, что вашей лошади больше нет, — это проклятие».

Старик снова заговорил. «Все, что я знаю, это то, что конюшня пуста, а лошадь пропала. Остальное не знаю. Было ли это проклятием или благословением, я не могу сказать. Все, что мы можем видеть, это фрагмент. Кто может сказать, что будет дальше?»

Жители деревни смеялись. Они подумали, что этот человек сошел с ума. Они всегда считали его дураком; в противном случае он продал бы лошадь и жил на деньги. Но вместо этого он был бедным дровосеком, а старик до сих пор рубит дрова, таскает их из леса и продает. Он жил впроголодь в нищете. Теперь он доказал, что действительно был дураком.

Через пятнадцать дней лошадь вернулась. Его не украли; он убежал в лес. Он не только вернулся, но и привел с собой дюжину диких лошадей. И снова деревенские жители собрались вокруг дровосека и заговорили. «Старик, ты был прав, а мы ошибались. То, что мы считали проклятием, оказалось благословением. Пожалуйста, простите нас».

Мужчина ответил: «Опять вы зашли слишком далеко. Скажи только, что лошадь вернулась. Укажите только, что с ним вернулась дюжина лошадей, но не судите. Как узнать, благословение это или нет? Вы видите только фрагмент. Если вы не знаете всей истории, как вы можете судить? Вы прочитали только одну страницу книги. Вы можете оценить всю книгу? Вы читаете только одно слово одной фразы. Вы понимаете всю фразу?»

«Жизнь так обширна, а ты судишь обо всей жизни по одной странице или по одному слову. Все, что у вас есть, это один фрагмент! Не говорите, что это благословение. Никто не знает. Я доволен тем, что знаю. Меня не беспокоит то, чего я не делаю».

«Может быть, старик прав», — сказали они друг другу. Так мало сказали. Но в глубине души они знали, что он ошибался. Они знали, что это благословение. Двенадцать диких лошадей вернулись. Приложив немного усилий, животных можно было сломать, обучить и продать за большие деньги.

У старика был сын, единственный сын. Юноша стал разгонять диких лошадей. Через несколько дней он упал с одной из лошадей и сломал обе ноги. Жители деревни снова собрались вокруг старика и высказали свои суждения.

«Вы были правы», — сказали они. «Ты доказал, что был прав. Дюжина лошадей не была благословением. Они были проклятием. Ваш единственный сын сломал обе ноги, и теперь, в старости, вам некому помочь. Теперь ты беднее, чем когда-либо».

Старик снова заговорил. «Вы, люди, одержимы суждениями. Не заходите так далеко. Скажи только, что мой сын сломал ноги. Кто знает, благословение это или проклятие? Никто не знает. У нас есть только фрагмент. Жизнь распадается на части».

Так получилось, что через несколько недель страна вступила в войну против соседней страны. Все молодые люди деревни были обязаны вступить в армию. Исключили только сына старика, потому что он был ранен. Снова люди собрались вокруг старика, плача и крича, потому что их сыновей забрали. Было мало шансов, что они вернутся. Враг был силен, и война была бы проигрышной борьбой.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *