Разграничение речевых и грамматических ошибок
Методика проверки и оценки заданий с развернутым ответом: оценивание по критериям К-9 и К-10
ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
К9
Соблюдение грамматических норм
грамматических ошибок нет
допущены одна-две ошибки
2
1
допущено три и более ошибок
К10
Соблюдение речевых норм
0
допущено не более одной речевой ошибки
допущены две-три ошибки
2
1
допущено четыре и более ошибок
0
ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
- близки к сердцу любого из нас
- приучен безделью
- вне зависимо от цены
- требовать с других
- плачебного
- рассуждает на вопросы
- пожертвовал свою жизнь
- был на шаге от катастрофы
- размышляя, вспоминалась…
- противоположены
- все ему опостыли
- сплочают
- своеобразность
К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
№
Вид ошибки
1
Примеры
Ошибочное словообразование
2
Трудолю бим ый, над смехаться, о дешевились
Ошибочное образование формы существительного
3
Многие чуд а техники, не хватает врем я
Ошибочное образование формы прилагательного
4
5
Более интереснее, красивше
Ошибочное образование формы числительного
С пятистами рублями
Ошибочное образование формы местоимения
6
Ихнег о пафоса, ихи дети, благодаря ним
Ошибочное образование формы глагола
7
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
Нарушение согласования
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом
К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
№
Вид ошибки
8
Примеры
Нарушение управления
9
Нужно сделать свою природу более красивую . Повествует читателей
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
10
11
Большинство возражали против такой оценки его творчества
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые
Ошибки в построении предложения с однородными членами
12
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст , возникает такое чувство…
К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
№
Вид ошибки
13
Примеры
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
14
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами
Ошибки в построении сложного предложения
15
16
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то , что это сон.
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Нарушение границ предложения
17
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
З амирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
В качестве первого примера я бы хотел привести в пример роман Достоевского «Преступление и наказание».
- Нарушение управления
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Главный герой описывает, какие становятся книги.
Книг стало много, они одешевились.
Книги уважают лишь те, кто помнят их цену.
- Нарушение управления.
- Ошибочное словообразование.
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
К9 – 0 баллов
ЧАСТОТНЫЕ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Михаил Михайлович Пришвин в своем произведении поднимает проблему отношения человека к окружающей среде. Какое отношение должно быть у человека к природе?
«Но мы живем в Дунине, и нам так хочется постоять за нашу реку: пусть невелика наша речка и проста, пусть небогата водой, но без нее не было бы большой Москвы-реки». Пришвин через рассказчика передает то, что он чувствует по отношению к реке. Он приводит нас к тому, что даже такая узенькая и простая речка может вызвать бурю эмоций.
НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Я полностью согласен с позицией Горького, ведь настоящий герой не думает о собственной выгоде, он желает счастья другим людям, такой человек способен на многое, главное, чтобы это было во благо общества.
В данном тексте автор говорит о том, как надо правильно воспитывать детей. Как не вырастить из них эгоистов. Чтобы потом они весь мир измеряли только собственными желаниями.
К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
№
Вид ошибки
1
Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении
2
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
3
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов
4
В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
5
Вид ошибки
6
Примеры
Неоправданное употребление просторечных слов
7
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Таким людям всегда удается объегорить других.
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Нарушение лексической сочетаемости
8
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо с редств а).
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
9
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Вид ошибки
10
Примеры
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)
11
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
12
Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Неудачное употребление местоимений
13
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Речевая недостаточность
Привлечь читателей к данной проблеме.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Писатель обращает наше внимание на то, что люди, у которых есть свой дом, должны ценить это. Описанный рассказчиком случай с домом его приятеля свидетельствует о важности отчего дома. Автор пишет: «Как жалею я иногда, что родился в Москве».
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Эту чрезвычайно важную и актуальную для каждого поколения читателей проблему затронула и И.Грекова в данном мне для анализа тексте.
Лексическая избыточность
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Каждый человек может совершить такой шедевр, который будет радовать других и вдохновлять их на создание прекрасных полотен, музыкальных и литературных произведений.
Нарушение лексической сочетаемости.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Подводя итоги, хочется сказать следующее: надо с самого детства учить детей любить и уважать книги, ибо в будущем они могут полностью обесцениться.
Книги дают нам огромное количество знаний, а дети их только портят.
Неудачное употребление местоимения .
Неуместное употребление местоимения.
Нарушение лексической сочетаемости.
К10 – 1 балл
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Гитлеровцы расстреляли санитарный поезд. В живых осталось всего несколько человек, среди которых Ромашов и герой-рассказчик, а остальные убежали сломя голову.
Неуместное употребление фразеологизма.
ЧАСТОТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Рассмотрим произведения двух писателей. Они затрагивают эту проблему.
Неудачное употребление
местоимения
«Если сравнить Безухова с Долоховым, то можно сказать, что граф поступил безбашенно, свалял дурака.
Употребление
слов иной стилевой окраски
СООТНОШЕНИЕ К6 и К10
Баллы по критериям
Оценка по К10
Возможная оценка по К6
2 балла
2 балла, или 1 балл, или 0 баллов
1 балл
1 балл или 0 баллов
0 баллов
1 балл или 0 баллов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
[email protected]
Типичные ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку
- Первостепенная задача ученика — внимательно прочитав текст, сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором. Будущие выпускники, к сожалению, далеко не всегда правильно определяют понятие проблема. Они смешивают проблему (один из основных вопросов, поставленных в тексте и требующих разрешения) с темой текста (то, о чем говорится в тексте) и даже с идеей (главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому). Порой проблема формулируется неточно: слишком широко или, напротив, узко; иногда подменяется другой, схожей, но в конкретном тексте не обозначенной.
- Не всегда удается одиннадцатиклассникам и четко определить позицию автора текста по заявленной проблеме (иначе говоря, выявить, что думает автор по поставленному им вопросу, как он сам на него отвечает): бывает, что учащийся просто вставляет в сочинение неоправданно объемный отрывок из текста, не объясняя, для чего он это делает, а иногда, наоборот, цитирование вообще отсутствует и ученик ограничивается несколькими общими словами, совсем или почти не имеющими отношения к конкретной авторской позиции.
- Иногда проблема четко сформулирована в комментарии, а после слов «позиция автора выражена в тексте…» выпускник пытается сформулировать её другими словами, дать пересказ и даже добавляет собственное мнение. (прим. О.Н.)
- Что касается согласия или несогласия с позицией автора текста и аргументации мнения экзаменуемого по заявленной проблеме, то с задачей этически корректно сформулировать свое мнение, приведя два аргумента с опорой на знания, читательский и жизненный опыт, тоже справляются не все. Доказательства выпускников порой выглядят, мягко говоря, неубедительно и наивно. Так, например, в тексте поднята проблема экологии, а одиннадцатиклассник (!), определивший ее (проблему) как «любовь к природе», говорит, что согласен с автором, аргументируя свою позицию следующим образом: «Я в детстве часто ходил в лес. Я тоже люблю природу». Согласитесь, что для семнадцатилетнего человека, вступающего во взрослую жизнь и одиннадцать лет изучавшего в школе русский язык и литературу, аргументы типа: «Я с папой (мамой, бабушкой, дедушкой…) ходил в лес (в зоопарк, в цирк, в кино…), и мне там было очень интересно» — неприемлемы.
- Ошибки в использовании в качестве аргументов литературных примеров чаще всего сводятся к непониманию того, что, собственно, может проиллюстрировать тот или иной эпизод. Например, соглашаясь с позицией автора, поднимающего важную проблему экологии в современном обществе, одиннадцатиклассница говорит о том, что эту проблему поднимали многие писатели еще в XIX веке: «Вспомним хотя бы Татьяну Ларину из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», которая любила природу и русскую зиму, или героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского, разговаривающего со старым зеленым дубом». Нередко при этом допускается искажение —порой грубое! — имен, фамилий (как писателей, так и их героев), названия и жанра произведения, дат, фактов биографий писателей, ученых, публицистов, т.е. нарушается фактологическая точность в фоновом материале. Так, в одном из сочинений я столкнулась с тем, что стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..» написаноПаустовским, а роман «Мастер и Маргарита» Беляевым. Как говорится, без комментариев. Подобные случаи, конечно, исключение, но ошибки типа: роман «Мертвые души», поэма «Евгений Онегин»,рассказ Островского «Обломов», Татьяна Ларская, Николай Константинович Некрасов, действие романа «Отцы и дети» происходит в 1879 году, за два года до отмены крепостного права, — встречаются — увы! — нередко.
- Логические ошибки возникают в результате нарушения законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:
- сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
- нарушение логического закона тождества, подмена одного суждения другим.
- Ошибки первого типа встречаются чаще: «Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание». Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.
- Признак логической ошибки — потеря связи между частями предложения или частями текста. Как только эксперт перестает понимать ход вашей мысли, на полях работы появляется «логическая ошибка».
- Композиционно-текстовые ошибки связаны с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения.
- Так, в начале некоторых работ экзаменуемых отсутствует логическая связь с основной частью изложения или эта связь очень слабо выражена:
- нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения;
- сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями.
- В основной части работы содержатся ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождающие изложение,делающие его запутанным и сумбурным, эта часть иногда бывает выстроена непоследовательно и хаотично, перегружена лишними перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или неоправданно растянута, содержала смысловые повторы.
- Завершение работы (концовка) не служит выводом из сказанного, не подводило итог, часто совсем не связано с проблематикой исходного текста.
- Неверно выделены или не выделены абзацы.
- Нет связи между абзацами. Не используются вводные слова, переходные конструкции, никак не обозначена роль абзаца в тексте.
- Нарушена композиция сочинения. Например, возврат к комментарию в абзаце с собственной позицией.
- Неверно определена причинно-следственная связь в предложении:
В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» автор тоже затрагивает проблему спасения животных. Ведь есть такие люди, которым не безразлично состояние дикой природы, ее обитателей, ведь, если человечество уничтожит дикую природу — оно уничтожит и себя!
- Неверно введены цитаты:
Проблема взаимодействия природы и человека всегда волновала многих писателей. Ярким примером является данный текст. В этом тексте описано отношение главного героя к живой природе, в частности к зайцам. «Я решил пока не стрелять в зайцев, а любовался живой природой».
- Неуместная парцелляция:
Ведь как можно убить живое существо? Это ведь братья наши меньшие. Мы должны беречь их. А не убивать.
Когда я прочитал этот текст. Проблема показалась мне совершенно ясной.
- Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует.
С особенной силой этот эпизод описан в романе…
Наличие указательных словоформ (этот эпизод, в этом тексте) в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения. Это логическая ошибка.
- Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении:
Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
- Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений:
Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом.
или
В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
- Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности:
Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
- Дублирование вывода:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
- Вывод не связан с проблемой:
Нам, людям, уже сейчас следует задуматься, к чему мы идем и что нас ожидает. И будущее поколение нужно воспитывать прививая им с раннего детства любовь к природе, патриотизм, жалость.
- Вывод содержит новый тезис, который не относится к данному сочинению:
Смысл текста таков: не тронь ближних своих и они не навредят тебе. Животных надо беречь, так как их осталось совсем мало. Животные так же оберегают природу, как и люди.
- Отсутствие вывода, то есть обязательной заключительной части, в которой должно делаться обобщение, подводиться итог размышлениям. Необходим вывод, завершающий собственные размышления ученика над поднятой в тексте проблемой и сформулированный в виде тезиса.
- Перечитывая черновик, убираем смысловые повторы, задаем вопросот каждого предложения к последующему (мысль не должна нипрерываться, ни повторяться, ни «уходить в сторону»),проверяем деление на абзацы.
- Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Теорию по видам грамматических ошибок мы повторяем, готовясь к заданиям 5-7 части 1.
- Признак грамматической ошибки — слово употреблено в неверно образованной грамматической форме (не то окончание, не тот суффикс, неправильно выбран предлог).
- Грамматическая ошибка обычно исправляется заменой одной буквы или морфемы (трудолюбимый — трудолюбивый).
- Наибольший процент ошибок допускается в сочинениях при образовании форм глаголов и наречий, а также в окончаниях существительных.
Ошибки в образовании личных форм глаголов
Им двигает чувство сострадания.
Следует писать: движет.
Неправильное употребление временных форм глаголов
Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
Следует писать: даст…, научит… или дает…, учит….
Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий
Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста.
Следует писать: стекавшие.
Ошибки в образовании деепричастий
Вышев на сцену, певцы поклонились.
Следует писать: выйдя.
Неправильное образование наречий
Автор тута был не прав.
Следует писать: тут, но лучше — здесь.
- Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правилграмматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественнойстороне произведения.
- Следует писать: это художественная сторона произведения.
Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.
- Следует писать: нужны смелость, знания, честность.
Ошибки, связанные с употреблением частиц
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
Отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях):
В тексте всего раскрываются две проблемы….
Ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим:
…всего две проблемы.
Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего
Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.
Неправильное построение сложносочиненного предложения
Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
|
- Неразличение (смешение) паронимов:
В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь».
Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глаголзаглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в»;
- Ошибки в выборе синонима:
Имя этого поэта знакомо во многих странах.
Вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо.
Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует.
В данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним — место:
Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати).
Иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены.
- Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы:
В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься.
Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являютсядаже контекстуальными антонимами, поскольку не выражаютразнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления).
Разрушение образной структуры фразеологизмов:
Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Этические ошибки — нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии,жаргонные слова и обороты. Признак этической ошибки: это любое излишне эмоциональное высказывание, которое может кого-то обидеть. Посмотрите на примеры этических ошибок и подумайте, почему такие высказывания не уместны в сочинении.
Речевая некорректность: Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.
Грубое, оскорбительное высказывание: Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.
Словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: Этот текст меня бесит.
Угроза, грубое требование, обвинение, насмешка: Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
Употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго: Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.
Высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности: Сегодня человечество не способно на сострадание и на жалость.
Проявления национализма: Тупой как чукча; Только русский человек способен чувствовать природу.
Высказывания, которые создают двусмысленность в оценке людей и событий: Только Маяковский сумел передать… Никто так как я не сочувствует брошенным животным.
Неуместное обращение к читателю сочинения (то есть к эксперту): Скажи, а ты когда последний раз брал в руки книгу? А вы задумывались о том, что нужно уважать родителей?
Этически некорректно называть писателя только по имени и отчеству: Александр Сергеевич считал…;
Снисходительно оценивать действия известных писателей: Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли.
Этическая ошибка — перенос фамилии и инициалов на разные строчки:
А.С.
Пушкин…
Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Например:
В зимнем лесу звонко куковала кукушка.
Входят купцы Бобчинский и Добчинский.
Признак фактической ошибки: неверно передана информация (жанр произведения, фамилия автора или персонажа, цитата и т.д.) Причина фактических ошибок — недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и характеров героев, невнимательность. Довольно распространённая ошибка — неверно написанные имя или фамилия автора текста!
Искажение жизненной правды:
- Мы пользуемся словами, введёнными в язык В. И. Далем.
Неточное воспроизведение книжных источников:
- Главным героем романа-эпопеи «Война и мир» является Пьер Безухов.
Ошибки в воспроизведении имен собственных:
- Чадский выступает против фамусовного общества.
Ошибки в воспроизведении дат, веков:
- А.С.Пушкин — величайший поэт 18-го столетия.
Ошибки в воспроизведении мест событий:
- А когда звучит шотландская волынка, не предстают ли перед нами поля Англии.
Вещи, которые я говорю себе, когда пишу о природе ‹ Литературный центр
Не слишком серьезный и в то же время вполне серьезный список, совершенно не предписывающий и абсолютно не являющийся набором инструкций. Ваш пробег будет сильно различаться. Существует столько же способов написать о мире природы, сколько видов жуков. Но это то, что я действительно говорю себе, когда пишу о природе, и сегодня я решил признаться во всем.
1.
Избегайте объяснительного режима Фредерика Форсайта.
Мне нравится, как Форсайт ломает повествование своих триллеров, чтобы вывалить информацию на читателя. Вот пример: после того, как персонаж в «Псы войны» обнаруживает месторождения платины, следует длительное исследование международного рынка платины, а вскоре после этого — история каталитических нейтрализаторов. Я не жалуюсь на этот способ, но в описании природы я стараюсь больше походить на Джона Ле Карре. Вы не заметите, как он объясняет историю и работу британских служб безопасности. Он просто отправляет двух мужчин в клуб в Уайтхолле, и вы узнаете, что вам нужно, из того, что они говорят. И что только не говорят.
2.
Не говорите с читателями свысока.
Они могут знать о предмете столько же, сколько и вы, или даже больше. Если они этого не сделают, они не захотят, чтобы им сказали, как им повезло, что вы рассказали им обо всем. Военные техно-триллеры часто переполнены такими аббревиатурами, как SOSUS, AIM-9 и Pratt & Whitney J-57, и даже если вы не знаете, что это за чертовщина, вы чувствуете, что с вами разговаривают как с равным, когда вы сталкиваетесь с ними на странице (и в наши дни их нетрудно найти). То же самое касается природы. А что касается техники. . .
3.
Не делайте космос доиндустриальным.
Это такой классический жанровый прием, он почти автоматический, и он работает так же, как искусство дикой природы почти никогда не показывает доказательств того, что люди когда-либо существовали. Если есть сгоревшие машины и дорожные знаки с дробовиками, или ручей, полный мусора, и охраняемый забор по периметру рядом с поющим соловьем, не упускайте их из виду. Так устроен этот мир. Почитай это.
4.
Вещи, разрешенные в письменной форме, включают. . .
Шутки, секс, торговые марки, болезни, еда, бессонница, лень, отсылки к фильмам, любовная тоска, дрожжевое приготовление пищи, даже история бронетехники, если это кажется уместным — список почти бесконечен (замечательный сборник эссе Дэвида Гесснера). Больной природой в этом великолепен — он продуктивно жалуется на то, как он устал и болен, не природой, а «приглушенным голосом» и «святостью» определенного рода письма о ней.)
Кроме того, голоса других людей. Одна из радостей недавней книги Тима Ди о чайках, Свалка , — это то, как, между его яростно-лирическими и вдумчивыми наблюдениями, он позволяет людям, которых он встречает, долго болтать над страницами книги. Он усиливает их голоса; он позволяет им дышать; он никогда не говорит за них.
5.
Будьте честны, когда вы этого не чувствуете.
Амбивалентность интересна, а иногда мир природы скучен. Иногда вы можете шагать по горной тропе, окруженной облаками, и думать только о своей неисправной стиральной машине. Когда мир природы предлагает только пустоту и не кажется пригодным для записи, полезно задуматься, почему. Потянув за эту ниточку, можно раскрыть целую кучу скрытых предположений о нашем отношении к окружающей среде; чего мы от них просим, чего мы от них хотим и почему.
6.
Великая Природа Письменные Дебаты
Я человек противоположный и обычно плохо реагирую на то, что мне говорят, что я должен думать или что я должен чувствовать. Некоторые писатели великолепно полемизируют. Я не умею быть таким, хотя кошмар нашей нынешней политической и экологической ситуации побуждает меня прилагать больше усилий для этого. Вместо этого я стремился предложить читателям сложности и недоумения, а также преимущества в вопросах, которые горят вокруг нас.
Важно понять, как и почему мы ценим те или иные пейзажи и животных и почему одни ценим меньше других. Если вы можете привить удивление и сложность, вы можете выковать в других привязанность к миру. Никто не борется за то, чтобы спасти то, что он не любит; никто не может любить то, чего не знает. (Примечание: за рамками написания о природе: организуйте и делайте добро.)
7.
Обычно это о вас.
Невозможно писать о природе, не включив много информации о себе. Раса, пол, класс и личная история повлияют на то, что вы скажете, даже если предполагается, что природа свободна от таких забот — на самом деле, особенно 9.0010, потому что должен быть свободен от них.
Если вы грустите об исчезновении ландшафта или локальном вымирании существа, подумайте, почему именно вы оплакиваете их. Это не будет полностью направлено на сохранение природы или просто увлекательное воплощение аспекта философии окружающей среды. Не уклоняйтесь от специфики того, что вы, как личность, чувствуете. Если вы о чем-то скорбите, если вы можете сообщить об этой утрате, читатель может оплакивать вас вместе с вами.
8.
Но иногда это не так.
Иногда дело не в тебе. Встреча с животным — это всегда странный опыт; они построены из всего того, что вы узнали о них из книг, телевидения, журналов, разговоров, изображений. Но за всем этим стоит своевольная, нечеловеческая сущность, которая существует в своем собственном umwelten , своем собственном жизненном мире. Животные — это не просто хранилища человеческих смыслов, даже если мы бездумно используем их для отражения самих себя и своих интересов. Их всегда больше, всегда напоминания о том, что мир существует не только для нас. Они сопротивляются нам. За всем нашим человеческим беспорядком они полностью и совершенно сами по себе.
9.
Будьте конкретны.
Об этом прекрасно написал великий английский писатель-натуралист Ричард Мэйби. Он процитировал предположение Джона Фаулза о том, что имя существа — это «панель грязного стекла между вами и им», а затем сделал справедливое и резкое возражение против него. «Мне кажется, — пояснил он, — что присвоение имени растению… есть жест уважения к его индивидуальности, к его отличию от общего зеленого пятна».
Его наблюдение имеет чрезвычайно важное значение с точки зрения нашего понимания утраты биоразнообразия. Как писал Барри Лопес в своем эссе «Каменный конь», вы должны уметь проводить такие различия, «чтобы ясно говорить о мире». Монокультура райграса и зеленый луг — оба зеленые пятна, но один поддерживает сложное богатство жизней, а другой — нет. Вы не можете понять, что находится под угрозой, что уже пропало, за что мы должны бороться, чтобы восстановить, если вы не видите этих различий.
10.
Но не слишком конкретно.
Есть радость в знании вещей и наслаждение в тонких таксономических различиях. Но на пути конкретности можно зайти слишком далеко. Известно, что я попадал в ловушку писателей-натуралистов, желая продемонстрировать свои знания. Я стал жертвой необходимости тщательно искать личности различных растений, насекомых и грибов, которые я видел, чтобы я мог указать их имена в статье, которую пишу. Потом, однажды, я понял, что это нечестно и не великодушно. Скажи, когда ты что-то видишь и не знаешь, что это такое. Вы можете узнать позже, и вы тоже можете написать об этом процессе.
11.
Иногда то, о чем вы думаете, что пишете, на самом деле не то, о чем вы пишете.
Я уверен, что это случается со всеми, кто пытался что-то написать, и особенно с такими писателями, как я, которые склонны не планировать произведения, а работать над ними органично (это неэффективно, но я, кажется, не в состоянии сделать это ни разу). другой путь). Мне потребовалось много времени, чтобы понять, что иногда, когда я думал, что пишу об ибисах, я на самом деле писал о тоске по дому, или когда я думал, что пишу о тоске по дому, на самом деле я писал об ибисах.
Дома, а не пауки; одиночество, а не тугайный лес. Я научился очень внимательно слушать, что происходит между строк, всегда обращать внимание на то, что на самом деле говорят слова перед вами. Никогда не поздно остановиться и начать снова (если только вы не уложились в срок).
___________________________
Сборник эссе Хелен Макдональд, Vesper Flights , доступен уже сейчас.
Мы живем в золотой век письменности природы
Реклама – Продолжить чтение ниже
1
К реке: путешествие под поверхностью Оливии Лэйнг
Amazon Prime
МАГАЗИН
В момент личного кризиса в своей жизни британская писательница Оливия Лэйнг проходит всю река Уз, участок воды, где более шестидесяти лет назад утопилась Вирджиния Вульф. В течение недели, идя от источника к морю, она прослеживает воспоминания о жизни писателя, которые таятся под поверхностью воды, и, в свою очередь, борется со своими собственными призраками.
2
H is for Hawk by Helen Macdonald
—
МАГАЗИН
Вы можете узнать яркую обложку, увидев ее у вагонов метро и терминалов аэропортов несколько лет назад. В этой отмеченной наградами книге рассказывается о том, как в момент горя после смерти отца Макдональд потратила 800 фунтов стерлингов на ястреба-тетеревятника и попыталась его дрессировать. Выпущенный в том же году, что и книга Макса Портера «Горе — это вещь с перьями», , она положила начало тенденции книг, в которых животные и природа ищут ответы на вопросы о жизни и смерти.
3
Люк Тернер «Из леса»
Amazon Prime
МАГАЗИН
Дебютный роман Люка Тернера, соучредителя Quietus , начинается на обломках отношений, когда он смиряется с тем, что он бисексуал. На фоне леса Эппинг, в тени которого Тернер вырос, Out Of The Woods объединяет историю леса с извилистыми тропами и тупиками собственной жизни Тернера. Поступая таким образом, он достигает того сложного баланса чувств, которые одновременно являются глубоко личными и абсолютно универсальными.
Реклама – Продолжить чтение ниже
4
The Outrun Эми Липтрот
Amazon Prime
SHOP
Один из самых популярных примеров новой тенденции природы, книга Липтро рассказывает о ее возвращении в родной город Оркни, когда алкоголизм угрожает поглотить ее жизнь. Плавая и гуляя по малонаселенному острову, его модели возрождения являются символом настойчивости и роста. Придя домой, она находит способ вернуться к себе.
5
Waterlog: Путешествие пловца по Британии Роджера Дикина
Amazon Prime
МАГАЗИН
В книге Дикина о плавании через Британские острова вода — загадочная и непостижимая сущность, а также успокаивающее средство. Из воды он получает то, что он называет «взглядом лягушки» на страну после таких инцидентов, как его остановили и задержали водные судебные приставы в Винчестере и ошибочно приняли за самоубийство на песках Камбера. Этот свежий взгляд с воды также предлагает отражение его собственной жизни.
6
Feral Джорджа Монбиота
Amazon Prime
МАГАЗИН
Утомленный капитализмом и бессмысленностью жизни в современных городах, защитник окружающей среды Джордж Монбиот уезжает в сельский Уэльс. Результатом является убедительный аргумент в пользу того, что покой можно найти в более простой жизни, а утешение можно найти в природе. Книга, которая заставит вас хотеть убежать от крысиных бегов и подышать свежим воздухом.
Реклама — Продолжить чтение ниже
7
Nature Cure by Richard Mabey
МАГАЗИН
Эта книга одного из ведущих писателей-натуралистов страны стала отправной точкой для Ричарда Мэйби, который переехал в новую часть страны после приступа депрессии. Там он пересматривает свои давние отношения с природой. Результатом стала книга, воспевающая восстанавливающие радости природы.
8
Полевое руководство по тому, как заблудиться от Ребекки Солнит
Amazon Prime
МАГАЗИН
Солнит завораживает, когда пишет о чем угодно, будь то выборы Трампа или манспланирование.