Научиться просить: Как научиться просить о помощи? Советы психологов

Содержание

Как научиться просить о помощи? Советы психологов

В субботу, 17 октября, на телеканале «МИР» стартует детективный сериал «Мой личный враг». Это романтическая история журналистки Саши Потаповой, которая начинается как триллер. В одночасье главная героиня теряет все: любимую работу на крупном телеканале, красавца-мужа и уверенность в собственном будущем. Вдобавок ко всем бедам единственный человек, на которого она могла опереться – близкий друг Саши, телеведущий Иван Вешнепольский – бесследно пропадает в Чечне. Ситуация кажется Саше настолько безвыходной, что она в отчаянии просит помощи у совершенно незнакомого ей человека – французского журналиста, который приехал в Москву писать книгу о России.

Этот сериал, только кажущийся детективным, посвящен истории становления настоящей любви, которая прокладывает себе дорогу среди карьеризма, жажды власти и неуемной жадности, царящей в мире.

Смотрите телефильм «Мой личный враг» в субботу, 17 октября, в 16. 40 на телеканале «МИР».

Не только в кино, но и в реальной жизни бывает, что все идет не так, как хотелось бы. Рушится личная жизнь, нет работы, кредиторы берут за горло, – да мало ли что еще! О том, как собраться с силами, а также как научиться просить друзей и близких о помощи, рассказали психологи, коучи и другие специалисты по личностному росту.

Теория катастроф, или Как трезво посмотреть на ситуацию

«Есть такая теория катастроф, которая как бы за кадром подсчитывает минусы и плюсы поступков, суммируя и то, и другое. А потом выводит результат, и в жизни происходит либо успех, либо неудача, – говорит практикующий психолог, коуч Оксана Тумадин. – Точно так же и в жизни. Если честно взглянуть на себя и свои будни, то станет понятно, куда устремлены в течение суток наши мысли. И если фокус внимания большей частью направлен на минусы, акцент на проблемы, то масса негатива накапливается и однажды проблемы обрушиваются по всем фронтам одновременно, утаскивая вниз одну сферу за другой».

«В кризисные периоды мы либо занимаем инфантильную позицию и думаем, что, возможно, все само разрешится, либо нас обуревает комплекс всемогущества. Мы считаем, что все сможем решить сами, – говорит доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского института психоанализа, старший научный сотрудник ФГБНУ «ПИ РАО» Татьяна Попова. – Конечно, не обходится и без чувства вины: мол, не смог, не выдержал, не успел, не досмотрел. А просить о помощи, как нам кажется, вообще невозможно, к тому же это не поощряется социумом: «только слабый просит о помощи», страшно, что будут жалеть, а кто-то и позлорадствует. Эрик Берн, автор трансакционного анализа, описал три эго-состояния: эго-состояние Ребенка, эго-состояние Родителя и эго-состояние Взрослого. Несомненно, все состояния ценны и нужны, но очень важно, чтобы в тот момент, когда человек осмысливает свою проблему, он занял позицию Взрослого. А это означает – взять на себя ответственность, оценить реальность, рассмотреть риски и осознать собственные возможности».

Что нам мешает попросить о помощи

По словам коуча, тренера бизнес-школ МГУ и РГУ нефти и газа Артема Ступака, есть несколько основных причин, которые мешают человеку вовремя попросить о помощи:

Статус в обществе. Чем выше социальный статус человека, тем сложнее ему просить о помощи других. Для такого человека просьба о помощи, по сути, является признанием самому себе, что он не смог с чем-то справиться и самостоятельно решить свои проблемы. А вдобавок признать свои ошибки перед другими людьми, что еще больнее.

Самостоятельность и независимость. В наш век индивидуализма большинство людей привыкли к самостоятельной жизни, к чувству независимости и свободы. Просьба о помощи ставит человека в зависимое положение, ведь теперь он чувствует себя должником не только в финансовом плане, но и в моральном.

фото: YAY/TASS

«Занимаешь чужие, отдаешь свои». Чувство долга обременяет человека, создает дискомфорт и напряжение. Жить с постоянным ощущением, что кто-то или даже собственный внутренний голос может укорить в неблагодарности, тяжело и неприятно. Тем более что в будущем надо будет ответить спасителю взаимностью – при необходимости оказать не меньшую помощь и ему самому.

«Умение просить о помощи основывается на адекватной самооценке, уверенности в себе и способности сохранять доверительные отношения с близкими людьми, – говорит Артем Ступак. – В принципе, готовность признавать свои ошибки – это признак психологического здоровья и эмоциональной зрелости» .

Совсем необязательно просить о помощи посредством звонка, многим это дается трудно. «Не нужно ломать себя звонком по телефону, это еще добавит страх. Лучше написать письмо или сообщение, в котором будет очень корректная просьба о помощи, посильная каждому другу или знакомому, – говорит Оксана Тумадин. – И это сообщение нужно разослать в личные сообщения по мессенджерам. Вот увидите, что отреагирует сразу несколько человек. Нужно будет выбрать, у кого вам комфортнее принять помощь. Если это деньги или другой ресурс, то вероятно, каждый даст по возможности, и получится посильная помощь от каждого».

Как использовать собственные скрытые ресурсы

«Когда человек находится в кризисе, то его эмоции, как оголенные провода, он остро чувствует и ярко реагирует на окружающие события, – говорит психолог Наталья Кузнецова. – Можно попытаться использовать эту эмоциональность в свою пользу, поступив так, как вы раньше никогда не делали. Оправдывая себя новыми сложными обстоятельствами, попробуйте среагировать на них несвойственным для себя способом. Например: «Раз уж произошел такой форс-мажор, то и я могу действовать не так, как обычно».

«Люди, которые вас окружают, абсолютно точно хотят помочь, – говорит психолог. –Предоставьте им такую возможность. Это очень помогает думать не только о себе, но и о других. Необязательно обращаться ко многим сразу, можно адресоваться к одному человеку, который в состоянии посмотреть на ситуацию со стороны. Ему будет проще дать трезвую оценку и рекомендации».

Вот советы Натальи Кузнецовой:

  • Найдите значимого для вас человека, который находится вне проблемы и может на нее посмотреть со стороны. Этот человек поможет трезво оценить масштаб катастрофы и подсказать пути выхода.
  • Попробуйте изложить на бумаге проблему: только факты, без эмоций и оценочных суждений. Опишите, что случилось и как. Фактология без примеси эмоций поможет более объективно посмотреть на ситуацию. После подумайте, какое решение лично для вас можно считать хорошим.
  • Поддержите себя сами. Для этого прислушайтесь к себе и попробуйте уловить то, что хотите именно вы: выспаться, выговориться, дать себе время на одиночество.
  • Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать из того, что зависит от меня? А где мне нужна помощь и какая?» Ответы обязательно запишите. Лучше на листе, разделенном на две колонки.
  • Проведите инвентаризацию ресурсов. Отложите несрочные и неважные дела, сфокусируйтесь на конкретных задачах, а все остальное можно просто вычеркнуть, делегировать или отложить. Когда мы заболеваем, мы автоматически откладываем встречи, активности. Здесь должен сработать похожий механизм.
  • Помните, что все проходят через кризисы. Чаще всего проблемы возникают неожиданно, и мы вовсе не обязаны каждый кризис встречать во всеоружии. Мы можем быть подавленными, агрессивными или расстроенными. И это нормально.

По словам Артема Ступака, тому, кто попал в трудную ситуацию и не знает, за что хвататься, стоит предпринять еще несколько шагов.

  • Трезво оцените ситуацию, в которую вы попали. Ответьте, в чем действительно заключаются трудности и сложности.
  • Честно признайтесь себе, сможете ли вы преодолеть проблемы самостоятельно. Или стоит прямо сейчас обратиться за помощью к близким людям. И какая поддержка вам необходима – финансовая или моральная.
  • Открытый, искренний и честный диалог с семьей. Чувство, что есть люди, которые готовы в любую секунду оказать поддержку и помочь, добавляет спокойствия и уверенности.
  • Готовность меняться самому и менять свою жизнь. Жизненные проблемы – результат определенного мышления и модели поведения, которые и привели к таким трудностям.
  • Если нужна моральная поддержка и необходимо разобраться в жизненной ситуации, то, возможно, стоит обратиться к психологу или коучу. Иногда нужен максимально объективный и независимый взгляд со стороны на человека и его проблемы.

А вот кандидат психологических наук, доцент Финансового университета при правительстве РФ Виталий Пичугин предлагает и вовсе переформулировать задачу.

«Я не сторонник концепции «просить», – говорит он. – Лучше «предлагать». Особенно в ситуации поиска работы. Любой человек, если он имеет свои конкурентные преимущества на рынке труда, может предлагать свои услуги. Руководитель, потерявший работу, как и любой работник, не должен просить, но может предложить свои навыки, умения, опыт, которые всегда будут востребованы, если полезны обществу, собственникам бизнеса».

Виталий Пичугин: «Любые трудности когда-нибудь заканчиваются, лучше запланировать их окончание заранее. Это значит, что необходимо видеть свою перспективу в положительном ключе и готовится заранее, например, создавать запас прочности, налаживать полезные контакты, иметь несколько направлений деятельности, намечать временные рамки, сколько вы можете свободно без проблем прожить без работы и дохода».

И напоследок, совет Оксаны Тумадин. Она поделилась упражнением-медитацией по ее методике, которое позволяет успокоиться и взять себя в руки.

Представьте себя стоящим на море по колено в небольших приятных волнах. Пусть тело само включится в покачивание. Нужно проговаривать про себя: «Проблемы приходят, проходят сейчас, прошли; проблемы приходят, проходят сейчас, прошли». В момент проговаривания нужно вместе со словами пропускать воображаемые волны сквозь себя столько, сколько потребуется, чтобы войти в ритм.

Потом добавьте другие словосочетания и установки, которые напрягают и приводят в ужас: «Страхи приходят, проходят сейчас, прошли и т.д., боль проходит, проходит сейчас, прошла». Вот увидите, станет легче.

Когда это произойдет, проговорите: «Счастье приходит. проходит сейчас, прошло; радость приходит, проходит сейчас, прошла; решение проблем приходит, проходит сейчас, прошло». Таким образом формируется принятие и минусов и плюсов. По словам психолога, это упражнение замечательно тем, что после него все эмоции выравниваются и сразу либо приходит помощь, либо обнаруживается выход из ситуации. Порой даже несколько выходов.

Как научиться просить о помощи

Мы часто думаем, что просить о помощи — это признак слабости. Но изображать, что все в порядке, когда на самом деле вам нужна помощь, ничуть не лучше: так вы вредите своему ментальному здоровью и рискуете выгореть. Психолог, гештальт-терапевт Маргарита Фридеман по просьбе «Холода» рассказывает о том, какие общественные установки и психотравмы мешают нам получать помощь, как признаться самому себе и другим, что она вам нужна, и что делать, чтобы страх ушел.

Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наш инстаграм и телеграм.

Откуда проистекает страх?

Некоторые люди охотно помогают другим по первому зову, но не могут обратиться к кому-то, когда помощь требуется им самим. Одна из причин — родительские установки, усвоенные в детстве. Они могут быть эмоционально окрашенными либо нейтральными: «надейся только на себя», «не верь, не бойся, не проси», «все равно никто не поможет» и так далее. Однако совсем необязательно, чтобы эти или подобные установки прямо проговаривали ребенку. Родители могут просто жить по ним, а дети неосознанно их перенимать. 

Если ребенок просит родителей о помощи, а получает жесткий отказ и раздражение («Ты что, совсем безрукий? Сам сделать не можешь?»), он приходит к выводу, что просить опасно, что его отвергает самый важный для него человек, поэтому лучше все сделать самому, лишь бы не разрывать своими просьбами связь с родителем. Бывает, что ребенку помогают, но делают это нехотя, с яркими проявлениями раздражения: «Я так устала, а тут еще и ты! Что бы ты без меня делал!». Тогда ребенок чувствует себя виноватым и пристыженным, и во взрослой жизни не будет просить помощи из страха нарушить чужие границы, доставить неудобство, показаться наглым, навязчивым. 

Читать еще

Избавиться от таких установок непросто: их сложно отследить, потому что зачастую человек действует неосознанно. 

К слову, мужчинам в этом смысле сложнее: во многих культурах существует идея, что женщина может быть слабой, а мужчина — нет. «Ты что, слабак? Будь мужиком!» — часто этого требуют даже от мальчиков. И чем сильнее сопротивление молодого поколения, которое пытается строить свою жизнь вне гендерных стереотипов, тем активнее противится этому старшее. 

Бывает, что страх просить помощи появляется во взрослом возрасте. Это может быть следствием травматического опыта, в результате которого человек приходит к выводу: «Никто не пришел на помощь, когда меня грабили/избивали/насиловали — значит, я больше не доверяю этому миру и не хочу сближаться с людьми».

Как то, что человек не просит помощи, вредит ему? 

Просьба о помощи глобально — это способ приблизиться к другим людям. Когда человек ничего не просит, он отказывается от одной из форм естественной связи с другими людьми. Ему приходится тратить больше сил, времени и иногда денег для достижения своих целей, а какие-то вещи становятся для него и вовсе невозможными, потому что человек не всемогущ и не может все на свете сделать сам. У него будет обостряться ощущение изоляции от мира, чувство одиночества, появится недовольство, неудовлетворенность, а возможно, и злость. Ведь мы можем не просить помощи, но на самом деле ждать и искренне желать ее — но только при условии, что окружающие сами бы об этом догадались.

Такой страх негативно сказывается на всех формах отношений: дружеских, романтических, рабочих. Если вы никогда не просите вам помочь, это может считываться другим человеком — например, вашим партнером, — как то, что он вам не нужен и не важен для вас, а это может внести напряжение в отношения. Человек может думать: «Если мой партнер все делает сам и ничего не просит, может, он мне не доверяет? Или считает меня недостаточно умным?».

Как научиться просить и принимать помощь?

В первую очередь надо разобраться, чего именно вы боитесь, на чем базируется ваш страх просить о помощи. Задайте себе вопрос: вы боитесь получить отказ? Почувствовать, что вы кому-то обязаны? Или, например, столкнуться с неадекватной реакцией на вашу просьбу? Затем нужно сопоставить этот страх с ситуацией. Допустим, прохожий фыркнет в ответ на просьбу помочь — это глобально не повлияет на вашу жизнь.

Не додумывайте за других. Считаете, что другой человек сильно перенапряжется или как-то пострадает от исполнения вашей просьбы? Или сочтет вас слишком наглым? Но этот человек примет решение самостоятельно, на основании собственных взглядов на ситуацию и свои ресурсы. Об этом нужно помнить.

Кто-то не просит о помощи из страха получить отказ. В этом случае нужно ответить себе на вопрос: что значит для вас этот отказ? Что вы недостойны помощи? Что вас не любят? А может быть, отказ значит, что человек, к которому вы обратились, занят? Многие люди склонны принимать отказ на свой счет и не учитывать, что у другого могут быть свои причины не прийти на помощь, не связанные с самим просившим.

Также вспомните, как вы сами реагируете на чужие просьбы. Если они не ввергают вас в шок и не заставляют бежать от человека куда подальше, может быть, и другой человек воспримет их нормально? Есть вероятность, что ему даже может быть приятно оказать вам ту или иную услугу.

Мы так концентрируемся на страхе, попытках избежать или не чувствовать его, что забываем о других своих чувствах и потребностях. Попытайтесь признать свой страх. Возможно, вы обнаружите в себе что-то еще: усталость, желание получить помощь, опереться на кого-то, приблизиться к другому через просьбу. Эти чувства имеют право на существование, а вы — на то, чтобы принимать их во внимание. 

Выделите себе несколько минут и пофантазируйте, как изменилась бы ваша жизнь, если бы вы могли смело просить о помощи. Сколько бы тогда у вас было свободного времени, как бы поменялись отношения с другими людьми? Можете представить себя на месте реального человека, который не боится просить о помощи, подумать, как живется ему.

Начинайте с малого. Например, попросите другого помочь вам донести тяжелую сумку. Главное, чтобы вы чувствовали себя более-менее безопасно: для одного будет проще попросить о помощи постороннего, для другого — близкого человека.

Читать еще

Обратите внимание на то, что вы почувствовали, когда вам помогли. Это может быть благодарность или гордость, что вы все-таки осмелились на просьбу. Вполне возможно, что будут и сложные переживания — например, ощущение себя в положении берущего, а значит, слабого и уязвимого, или ощущение неоплачиваемого долга. Вы можете проговорить ваши чувства, сказать: «Я не хотел тебя беспокоить, но спасибо, что ты согласился». Вам станет легче. Главное, не переборщите с извинениями.

Не забывайте, что мы живем в окружении других людей. И весь этот обмен — просить, брать, получать, отдавать — просто невозможно исключить из круговорота нашей жизни. Участвовать в нем нормально.

Задавание вопросов улучшает ваше обучение, если вы задаете правильные вопросы

Луиза Расмуссен обновлено

Сейчас 2 часа ночи, а вы готовитесь к завтрашнему тесту.

Все «Доритос» ушли, а у вас остался только один свет.

Вы смотрите на детально проработанную схему репродуктивной системы и думаете: «Выглядит довольно просто. Я запомню это завтра».

Во время показа эта подробная диаграмма не что иное, как размытое пятно в вашем мозгу. Ой. Вы стали жертвой иллюзии «Вспомнить все».

Трудно представить, что можно забыть, когда информация прямо перед тобой.

Почему?

Иллюзия «Вспомнить все» является частью более серьезной проблемы, которую я называю «синдромом ленивого ученика».

Ленивый ученик — это тот, кто следит за уроком ровно настолько, чтобы проверить, понимает ли он то, что слышит или читает.

Этот простой подход «проверь это» может быть обманчивым. Вы испытываете утешительное чувство понимания. Но это довольно бесполезно для запоминания информации позже.

То, что вы что-то понимаете, не означает, что вы это запомните.

К счастью, есть простой совет, который поможет преодолеть эти два препятствия на пути обучения:

Задавайте вопросы.

Да, одной мысли о том, чтобы задавать вопросы в присутствии друзей, может быть достаточно, чтобы заставить ваше сердце биться чаще. Ты не один. Есть над чем поработать?

К счастью, вы получаете некоторые преимущества, задавая вопросы, просто задавая себе вопросы.

Исследования показали, что задавание собственных вопросов и ответы на них помогают учиться. Чтобы понять и запомните .

Но помогают ли одни вопросы больше, чем другие?

Все ли вопросы помогают вам учиться?

Джули Багг и Марк Макдэниел из Вашингтонского университета в Сент-Луисе решили ответить на этот вопрос. Они разработали исследование, которое поможет определить, зависят ли «Преимущества самогенерации вопросов и ответов» от типов вопросов, которые задают учащиеся. Они опубликовали свои выводы в журнале Journal of Educational Psychology.0038 .

В ходе исследования три группы студентов прочитали несколько абзацев текста. Две группы были проинструктированы задавать свои вопросы и отвечать на них при чтении этих абзацев. Только каждой группе было предложено сгенерировать разные типы вопросов.

Одной группе было предложено составить подробных вопроса . Другого попросили сгенерировать концептуальных вопроса .

Подробные вопросы

Подробные вопросы можно ответить, обратившись к подробностям или фактам, которые можно найти в одном предложении в тексте.

Пример

Пример подробного вопроса: «Сколько квадратных миль занимает великая ледяная шапка Антарктиды?» Ответ «шесть миллионов» можно найти в одном предложении.

Концептуальные вопросы

Концептуальные вопросы можно ответить, только объединив информацию как минимум из двух разных предложений.

пример

Например, «Приведите две причины, по которым невозможно составить карту расселин Антарктиды». Чтобы ответить на этот вопрос, участники должны были объединить две части информации.

Обеим группам были предоставлены примеры их типов вопросов и возможность попрактиковаться в составлении вопросов. Последнюю группу студентов попросили просто дважды прочитать абзацы.

После изучения абзацев всем учащимся было предложено оценить, насколько хорошо они запомнят информацию. Затем всем им дали один и тот же тест. Этот тест содержал как подробные, так и концептуальные вопросы.

Никаких глупых вопросов, только лучшие вопросы

Возможно, глупых вопросов не существует, но некоторые вопросы ускоряют ваше обучение больше, чем другие. Багг и Макдэниел обнаружили, что концептуальные вопросы помогают студентам учиться, а подробные вопросы — нет.

Учащиеся, придумавшие концептуальные вопросы, справились с концептуальными частями теста намного лучше, чем другие группы. Их оценки того, насколько хорошо они усвоили информацию, также были более точными. Это помогает учиться и практиковаться, задавая концептуальные вопросы, как в нашем курсе навыков обучения.

Студенты из двух других групп гораздо чаще переоценивали, сколько они смогут запомнить. Интересно, что между тремя группами не было различий в том, насколько хорошо они справились с подробными вопросами теста. Те, кто сосредоточился на концептуальном вопрошании, все же ушли с деталями.

Возьмите под контроль свое обучение, задавая вопросы

Синдром ленивого ученика рано или поздно поражает всех нас. Трудно поставить себе диагноз, потому что наш разум часто обманывает нас, заставляя поверить, что мы не ленивы, даже когда мы ленивы.

Вопросы работают, потому что они делают вас активным учеником, а не пассивным получателем информации. Когда вы взаимодействуете с информацией, обдумывая ее, критически обдумывая ее контекст или связывая одни фрагменты информации с другими, вы повышаете вероятность того, что вы их запомните.

Все мы знаем, что задавать вопросы — отличный способ получить информацию. И открыть для себя новые идеи. Новые перспективы.

Вы также можете многому научиться, задавая себе вопросы.

Научитесь задавать умные вопросы. Частно.

Будьте умнее. Устраивайтесь поудобнее. Ты вырастешь оттуда.

Изображение предоставлено Доном Мойером

Ссылки

Багг, Дж., и Макдэниел, М. (2012). Выборочные преимущества самогенерации вопросов и ответов на них для запоминания пояснительного текста. Journal of Educational Psychology, 104 (4), 922-931. 002 Filed Under: Learning Skills

О Луизе Расмуссен

Доктор Луиза Расмуссен — прикладной когнитивный психолог. Она работает над повышением культурной компетентности в сложных условиях посредством исследований, обучения и оценки.

Взаимодействие с читателями

Учимся задавать правильные вопросы: 12 хитростей

Существует множество литературы о том, как задавать вопросы другим людям, но как насчет того, чтобы задавать вопросы самим себе? Мы можем задавать нашим ученикам все каверзные вопросы, которые только можем придумать, в надежде улучшить их навыки критического мышления, но способность задавать вопросы самим, а не просто отвечать на них, отличает настоящих учеников от остальных.

Конечно, это похоже на что-то вроде метода Сократа, где ряд вопросов помогает вам раскрыть, что вы думаете об аргументе или идее. Независимо от того, как вы к этому подходите, конечная цель — научиться мыслить критически и все анализировать. Как мы видели ранее, важно всегда спрашивать себя, почему что-то важно и как это связано с вещами, которые вы уже знаете. Делая это, вы тренируете свой мозг устанавливать связи между идеями и критически относиться к дополнительной информации, с которой вы сталкиваетесь.

Что делает хороший вопрос?

В своей книге « Glimmer: Как дизайн может изменить вашу жизнь и, возможно, даже мир » Уоррен Бергер, соучредитель нью-йоркского писательского коллектива The Marmaduke Writing Factory, стремился понять, как творят великие дизайнеры. Он нашел по крайней мере одну общую черту: дизайнеры умеют все подвергать сомнению.

«Как в старой шутке — Сколько дизайнеров нужно, чтобы заменить лампочку, и дизайнер отвечает: «Это обязательно должна быть лампочка?» — дизайнеры задаются вопросом, почему все сделано определенным образом и может ли лучше и интереснее», — сказал Бергер The Atlantic в недавней статье.

Из таких вопросов рождались великие изобретения. Бергер цитирует мгновенную фотографию Polaroid как одно из таких изобретений. Это началось, когда Эдвин Лэнд фотографировал свою четырехлетнюю дочь обычной камерой. «Она хотела сразу увидеть результаты, а он объяснил: нет, это займет несколько дней», — говорит он. «Но она хотела знать, почему мы должны ждать фотографии? И этот вопрос побудил Лэнда начать путешествие, которое привело к созданию мгновенной фотографии Polaroid».

Для Бергера хороший вопрос — это то, что должно казаться важным, значимым, глубоким, но также потенциально доступным и достижимым.

«После того, как вы нацелились на такой вопрос, идея состоит в том, чтобы по-настоящему заняться им. Обычно на эти вопросы очень трудно ответить. Вы не можете найти это в Google или на answer.com — вам придется с этим бороться. Вы можете потратить месяцы или годы, «проживая вопрос».

Бергер, который только начал свой собственный путь, хочет проследить положительные и отрицательные результаты фундаментальных вопросов. «Вы часто видите это в Силиконовой долине, например, где многие из этих радикальных новых предприятий можно проследить до великого вопроса», — говорит он. Но его также интересуют люди, которые спрашивают: «Что, если мы переосмыслим то, как работают школы?» или «Почему мы проектируем тюрьмы именно так, когда могли бы сделать это иначе?»

Как лучше задавать себе вопросы

1. Начните с основ.

Бергер говорит, что есть два типа вопросов, которые не задают достаточно рано в процессе обучения. Во-первых, это фундаментальные вопросы: зачем я это изучаю? Почему людей волнует, что я узнаю об этом, и почему меня это должно волновать? Это те вопросы, которые вам могут быть полезны на раннем этапе, когда вы находитесь на самой открытой стадии мышления.

3. Этапы дознания.

Отличный вопрос имеет свойство развиваться. «Изучая новаторов, — говорит Бергер, — я обнаружил, что как только они берутся за большой вопрос, они часто проходят различные «этапы исследования», которые постепенно приводят их к ответу. Они могут не всегда находить нужный ответ, но к чему-то они приходят». Он назвал эти этапы «спекулятивным исследованием», «контекстуальным исследованием», «конструктивным исследованием» — все это шаги в процессе, который помогает вопрошающему продвигаться вперед в путешествии.

2. Исследуй невозможное.

«Второе — сумасшедшие вопросы, — говорит Бергер. «Что, если бы мы сделали это задом наперед? Что, если бы мы опровергли все предположения в этой области и сделали что-то, что звучит нелепо? Интересные идеи могут появиться из исследования невозможных вещей».

3. Замените заявления о миссии вопросами.

«Я думаю, что люди могут больше сплотиться вокруг вопроса, чем утверждения, — говорит Бергер. «Вопрос говорит о том, что мы вместе путешествуем: «Как мы можем использовать робототехнику, чтобы сделать мир лучше?» В заявлении говорится, что мы уже сделали это: «Мы используем робототехнику, чтобы сделать мир лучше». Заявление немного высокомерное и, возможно, немного ложное утверждение. Вопрос говорит о том, что вы хотите сделать со своей компанией. Это гораздо больше возможностей.

4. Признайте свои предубеждения и боритесь с ними.

Критическое мышление заключается в том, чтобы как можно чаще противостоять этим предубеждениям. Это сложно, но если вы находите время думать о противоположных взглядах в течение дня, вы тренируете свой мозг делать это чаще.

5. Копайте глубже.

Всегда используйте уточняющие вопросы. Если вы не ищете строго факты, в ответе, который вам дает человек, есть какое-то предположение. Задайте им уточняющий вопрос, например: «Почему вы так говорите?» или «Почему ты так думаешь?»

Еще несколько идей: «Какие вопросы мне задать? Должен ли я подвергать сомнению ответы на вопросы, которые я задаю? Должен ли я задать вопрос? Одни вопросы лучше задавать, чем другие? Как отличить полезный вопрос от бесполезного? Если думать — это то, что я делаю в своей голове, и я задаю все эти вопросы, должен ли я придумывать ответы?»

6. Выработайте привычку воображать альтернативы.

Спросите себя: «Почему отношения между частями структурированы таким образом? Как это могло быть иначе? Как бы это выглядело, если бы было иначе?»

Бергер предупреждает нас: «Будьте осторожны. Людям нравится, когда им говорят то, что они уже знают. Помните это. Им становится неудобно, когда вы рассказываете им что-то новое. Новые вещи… ну, новые вещи — это не то, чего они ожидают. Им нравится знать, что, скажем, собака укусит человека. Это то, что делают собаки. Они не хотят знать, что человек кусает собаку, потому что мир не должен происходить таким образом. Короче говоря, люди думают, что хотят новостей, но на самом деле они жаждут старых… не новостей, а старых, рассказывающих людям, что то, что, по их мнению, они уже знают, является правдой».

7. Улучшите свою наблюдательность, делая полевые заметки, как ученый.

«Критическое мышление не заканчивается. Чем больше знаний вы накапливаете, тем лучше вы научитесь об этом думать. Это созерцание пупка, когда вы постоянно думаете о мышлении, но конечным результатом является мозг, который автоматически формирует лучшие аргументы, целенаправленные идеи и творческие решения проблем.

Одна из самых важных частей критического мышления — понять, какие детали имеют значение. Каждый день мы сталкиваемся с таким количеством информации и с таким количеством разных мнений, что очень легко потеряться в деталях. Впоследствии нам нужно научиться узнавать, какие детали имеют значение, а какие нет. Начните с того, что прислушайтесь к своей интуиции. Если что-то звучит не так, это ваш первый предупреждающий знак. Оттуда вы можете начать искать другие дыры в споре».

8. Кому будет полезен тот или иной вид?

Подумайте о том, кому выгодно заявление. Когда вы читаете новости или мнение, полезно подумать о том, кому выгодно сделанное заявление. Если кто-то приводит аргумент, есть большая вероятность, что он по какой-то причине извлекает из этого пользу. Как отмечает Business Insider, это не всегда плохо — иногда мотивы человека могут сделать его мнение более обоснованным, — но хорошо подумать о том, кто может выиграть от идеи.

9. Будьте скептичны, но не циничны.

«Ищите очевидные утверждения: обычная уловка в дебатах, обзорах и даже личных эссе состоит в том, чтобы втиснуть критический аргумент в ряд очевидно верных утверждений. Такого рода непоследовательность легко пропустить, потому что к тому времени, когда она появится, вы уже начнете соглашаться с утверждением. Вот крайний пример: «Итак, теперь мы знаем, что небо голубое, трава зеленая, облака белые и что Apple делает лучшие компьютеры».0005

10. Думайте о своем собственном мышлении.

Автор и психолог Мария Конникова предлагает несколько способов сделать это на примере Шерлока Холмса:

«После того, как он поставил перед собой цели, он начинает наблюдать и собирать данные, и спрашивает: хорошо, как мне ответить на этот вопрос ?» и «Что такого в этом разговоре, об этом человеке, об этой ситуации, чем бы она ни была, что позволит мне собрать данные, которые я затем смогу использовать, чтобы проверить, верна ли моя гипотеза?» Затем он делает то, что делают все великие ученые, и я думаю, что посредственные ученые, вероятно, не делают, то есть делают шаг назад и учатся смотреть на данные, рекомбинировать их, смотреть на другие возможности, проявлять воображение, используя эти данные, чтобы увидеть, есть что-то, о чем я не подумал заранее? Мой разум все еще открыт? Я все еще знаю, что происходит? Эти данные как-то заставляют меня думать о новых идеях? Думаете о новых подходах? Подумайте о вещах, о которых я не думал в прошлом?»

11.

Работать с другими.

Бергер также опробует идею под названием «совместное расследование», используя идеи молодых людей, интересующихся этой темой. «Я привык работать один в своей пещере как автор, но эта идея настолько велика и сложна, что я просто чувствовал, что не хочу идти в это путешествие в одиночку». Поэтому на своем веб-сайте он просит людей присылать свои собственные «красивые вопросы» и приглашает их присоединиться к нему в расследовании. «Я прошу команду избранных сотрудников, а не случайную «толпу», помочь мне, когда я составляю ответ. Как автор книги, я по-прежнему буду принимать все решения и все писать, но, надеюсь, команда раскопает какой-нибудь отличный исходный материал, который я никогда не смог бы найти самостоятельно. Я прекрасно осознаю тот факт, что прошу людей сделать что-то бесплатно, поэтому я надеюсь, что смогу сделать это приятным и обогащающим опытом».

12. Переучиваться.

Среднестатистический 5-летний ребенок все задает вопросы. Тем не менее исследования показывают, что многие из нас начинают задавать вопросы все меньше и меньше по мере того, как мы становимся старше.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *