У вас мурашки по коже от музыки? Поздравляем, ваш мозг
13 комментариев Просмотры: 92 266
У вас мурашки по коже от музыки? Поздравляем, ваш мозг – особенный
Бывало ли у вас ощущение, что при прослушивании определенной мелодии кожа буквально покрывается мурашками, по спине пробегает холодок?
Если да, то вы обладаете уникальной особенностью.
Это ощущение получило название «фриссон» от французского слова frisson (дрожать) и означает буквально «эстетический холодок».
Музыка, доводящая до «оргазма»
«Это ощущение воспринимается, как волны удовольствия, пробегающие по поверхности вашей кожи. Некоторые исследователи даже называют это переживание «кожным оргазмом»,
— пишет в статье для издания The Conversation доктор философии Митчелл Кольвер из университета штата Юта в США.
Чаще всего фриссон инициирует прослушивание эмоционально захватывающей и вовлекающей музыки. А некоторые люди способны испытать ощущение блаженства, когда рассматривают красивые произведения искусства, во время ярких эмоциональных сцен в фильме, либо же при физическом контакте с другим человеком.
Почему не все способны это испытать
Исследования доказывают, что фриссон хотя бы раз в жизни испытывали примерно две трети всех людей. А пользователи сайта Reddit даже создали отдельную ветвь форума для обсуждения произведений искусства, заставляющих их испытывать фриссон.
«Мы предположили, что чем сильнее человек интеллектуально вовлекает себя в прослушивание музыкального произведения, тем с большей вероятностью он испытает фриссон, благодаря более глубокому контакту со стимулом»,
— считает Кольвер.
Исследователи также предположили, что вероятность более полного вовлечения слушателя в процесс прослушивания, прежде всего, зависит от его типа личности.
«Чтобы проверить данное предположение, участники исследования были подключены к аппарату, измеряющему определенные показатели кожи. После этого участники прослушали несколько музыкальных произведений, включая песни Air Supply, музыку Ханса Циммера, а также классические произведения Шопена»,
— рассказывает Сэм Мерфи из Music Feeds.
Ханс Циммер: “Эннио Морриконе – моё вдохновение”
Предполагалось, что в каждом из этих музыкальных произведений содержится по одному захватывающему или кульминационному моменту, способному вызвать фриссон.
Участников эксперимента также попросили пройти личностный тест, после чего Кольвер сделал вывод, что для людей, испытавших фриссон, характерна такая личностная особенность, как «открытость к новому опыту».
«Исследования показывают, что люди, обладающие данной чертой личности, характеризуются необычно активным воображением, ценят красоту, любят природу, ищут новые ощущения, часто задумываются о своих чувствах и ценят разнообразие в жизни»,
— подчеркнул Кольвер.
Откройтесь новому опыту
Исследователи и ранее приходили к подобным выводам, однако Кольвер доказал, что вероятность подобной реакции на музыку зависит не от эмоциональной, а от интеллектуальной стороны личности. Например, когда человек пытается представить, как будет развиваться музыкальная композиция дальше, или старается визуализировать музыку в своем сознании.
«Визуализацию можно, пожалуй, описать, как соединение прослушивания музыки с фантазиями на ее тему»,
— объясняет ученый.
Таким образом, люди, которые буквально погружаются в музыку, используя мыслительные процессы, с куда большей вероятностью испытывают «кожный оргазм», чем те, кто слушает музыку просто в качестве приятного фона.
LifeDeeper.Ru
На эту тему:
Раздел: Публикации Метки: музыка в медицине
Почему у людей возникают мурашки при прослушивании приятной музыки
У кого возникают мурашки при прослушивании красивой музыки, как эти мурашки связаны с когнитивными способностями человека, кто такие асмртисты и зачем смотреть видеоролики, в которых люди постукивают по дереву, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».
«От этой музыки у меня мурашки по коже», — наверное, каждый из нас в своей жизни слышал или говорил эти слова. При этом вряд ли мы задумывались о том, откуда эти мурашки берутся. На этот вопрос решили ответить ученые: команда психологов из Восточного университета штата Вашингтон выяснила, почему некоторые люди при прослушивании музыки испытывают приятные ощущения, такие как легкое покалывание кожи или мурашки (ученые называют их французским словом frisson, что в переводе означает «дрожь», «содрогание»). Такие же ощущения могут возникнуть при просмотре трогательной сцены в кино или при физическом контакте с любимым человеком. Результаты работы ученых были опубликованы в журнале Psychology of Music.
Согласно исследованиям, далеко не у всех людей возникают такие мурашки.
Откуда берется рассеянность
Британские ученые провели исследование и выяснили, почему люди часто становятся жертвами карманников. О том…
22 марта 19:17
Благодаря предыдущим работам на данную тему ученые знали: большинство людей способны абсолютно точно назвать момент в музыкальном произведении, во время которого они испытали дрожь. Типичными примерами таких случаев являются неожиданно возникшая музыкальная гармония или внезапное вступление голоса (например, соло). Это объяснялось тем, что подобные музыкальные сюрпризы вызывают заряд положительных эмоций.
Авторы исследования Митчелл Колвер и Амани эль-Алайли предположили, что у людей, чувствующих мурашки при прослушивании музыки, сильно развита такая черта, как «открытость опыту» — один из пяти аспектов личности, входящих в модель «Большая пятерка» наряду с экстраверсией, нейротизмом, доброжелательностью и добросовестностью. Ученые отмечают, что люди, в характере которых черта «открытость опыту» проявляется особенно сильно, обладают хорошим воображением, стремятся к получению новых знаний, быстро запоминают новую информацию, а также, как правило, обладают богатым словарным запасом.
Модель «Большой пятерки» возникла в результате развития работ психологов Гордона Олпорта, Ганса Айзенка и Реймонда Кеттела. «Большая пятерка» предполагает, что каждый человек является носителем перечисленных выше независимых друг от друга черт. Все они проявляется в характере индивида в разной степени —
зная о том, в какой именно, можно предсказать поведение человека в определенных ситуациях, построить его корректный психологический портрет, а также обнаружить расстройство личности.
В предыдущих исследованиях «музыкальные» мурашки изучали с помощью ФМРТ — функциональной МРТ, разновидности магнитно-резонансной томографии, которая проводится с целью измерения гемодинамических реакций (изменений в токе крови), вызванных нейронной активностью головного или спинного мозга. ФМРТ позволила изучить процесс появления дрожи поэтапно.
Танцуй, пока молодой
29 апреля люди по всему миру празднуют Международный день танца. О том, какой вид танцев лучше всего выбрать…
29 апреля 14:42
В текущем эксперименте принимали участие 113 студентов, которые прошли полную версию опросника NEO-PI-R, используемого при тестировании по методу «Большой пятерки» (полная версия включает в себя 240 вопросов). Затем испытуемые прослушали пять музыкальных отрывков, которые наиболее часто вызывают у людей мурашки, — отрывки были отобраны в ходе предыдущих исследований. Они включали в себя следующие композиции: «Страсти по Иоанну» Баха (первые 2 минуты 11 секунд произведения), «Концерт для фортепиано с оркестром №1» Шопена (первые 2 минуты 18 секунд), песня «Making Love Out of Nothing At All» дуэта Air Supply (первые 53 секунды), вокальная симфония «Mythodea» греческого композитора Вангелиса (первые 3 минуты 21 секунда. Кстати, именно эта симфония стала официальной музыкой миссии NASA «Марс Одиссей», запущенной в 2001 году), а также произведения «Oogway Ascends» Ганса Циммера (первые 2 минуты).
Состояние участников фиксировалось методом кожно-гальванической реакции (КГР) — биоэлектрической реакции, регистрируемой с поверхности кожи, а также по их собственной оценке. КГР, как и ФМРТ, позволила проследить за этапами возникновения мурашек.
В результате эксперимента предположения исследователей подтвердились: частота дрожи положительно коррелировала с открытостью участников опыту. Тем не менее ученым удалось выяснить и новые факты.
Если результаты предыдущих исследований гласили, что люди с развитой «открытостью опыту» часто испытывают мурашки от музыки из-за своей высокой эмоциональности, то теперь ученые заявили: основную роль здесь играют вовсе не эмоции, а когнитивная составляющая.
Мурашки возникают из-за того, что человек с развитыми интеллектуальными способностями способен мысленно делать определенные предположения о том, как мелодия будет развиваться дальше. И если эти предсказания совпадают с действительностью, появляется дрожь.
Кстати, испытывать приятные ощущения — такие как мурашки или приятное покалывание кожи — люди могут не только от прослушивания музыки. В 2010 году на просторах интернета появился термин «автономная сенсорная меридиональная реакция» (АСМР, autonomous sensory meridian response), который обозначает появление мурашек или покалывания кожи в ответ на разнообразные внешние факторы: звуки, визуальные и когнитивные стимулы, а также ситуации, связанные с проявлением внимания к человеку.
Мещане — двигатель искусства
Страсть к искусству определяется образованностью, а не классовой принадлежностью, выяснили британские ученые.
18 сентября 17:31
Такими факторами могут быть тихий шепот, еле слышное шуршание бумаги, наблюдение за тем, как другой человек рисует или пишет, общение с парикмахером или врачом, укладывание волос или нанесение макияжа, получение бескорыстной помощи от кого-либо. Специалисты утверждают, что феномен АСМР пока плохо поддается изучению и не объяснен с научной точки зрения. Так, Том Стэффорд, преподаватель психологии и когнитивистики Шеффилдского университета, комментировал:
«Это действительно может быть реально существующим феноменом, но пока это не поддается исследованию.
Наши внутренние переживания — это объект многочисленных психологических исследований, но, когда речь заходит о чем-то, что нельзя увидеть и почувствовать и при этом не все способны это ощущать, это становится «белым пятном». Как в случае с синестезией: на протяжении многих лет это явление было мифом, а потом в 1990-е годы появились средства для ее изучения».
Несмотря на отсутствие научных доказательств существования автономной сенсорной меридиональной реакции, в интернете можно найти большое количество видео- и аудиозаписей, созданных специально для тех, кто испытывает АСМР. На этих записях люди шепотом рассказывают какие-либо истории, складывают оригами, постукивают по дереву. У асмртистов — именно так себя называют создатели и любители подобных роликов — даже есть собственное радио. Как утверждают асмртисты, просмотр видео и прослушивание специфических звуков позволяют им расслабиться, успокоиться, получить положительные эмоции и даже заснуть.
У кого музыкальный озноб и почему? — Музыкальная психология
Статья: Nusbaum, EC & Silva, PJ (2010). Дрожь и тембры: личность и озноб от музыки. Социальная психология и наука о личности. Электронная версия этой статьи доступна здесь.
Вчера я слушал на YouTube версию Паваротти, поющего Panis Angelicus со своим отцом, записанную в их семейной церкви в Модене в 1978 году (http://www.youtube.com/watch?v=C4mD_EJttQk). последняя высокая нота финальной фразы вместе, у меня по спине пробегает легкая дрожь: Замечательно. В этой песне и в их исполнении есть что-то настолько мощное для меня, что вызывает физическую реакцию. Что это вообще такое?
Случалось ли вам когда-нибудь слушать любимое музыкальное произведение, и вдруг у вас по спине пробегало легкое мурашки? Как насчет мурашек по коже? Может быть, покалывание в задней части шеи? Все эти уникальные эмоциональные реакции на музыку подпадают под определение «музыкального озноба», также называемого трепетом, трепетом и дрожью (и, по-видимому, интригующим образом, «кожными оргазмами»!)
это очень часто. Это чрезвычайно интригующая эмоциональная реакция на музыку, которая почти полностью уникальна для каждого человека — как с точки зрения самого ощущения, так и с точки зрения музыки, которая его вызывает. Тем не менее, в новой статье была предпринята попытка определить, надежно ли определенные личностные факторы опосредуют переживание музыкального озноба.
Эмили Нусбаум и Пол Сильва составили очень удобочитаемую и интересную историю исследований феномена озноба. По-видимому, в некоторых исследованиях менее 25% участников сообщают о ознобе, однако ограничения лабораторной среды выявляются, когда данные из исследования Слободы (1991) показали, что 90% людей сообщили о том, что у них мурашки по спине, а 62% сообщили о том, что мурашки по коже в какой-то момент за последние 5 лет.
Огромная изменчивость сообщений о ознобе среди людей побудила авторов этой статьи предположить, что личность играет важную роль как предсказатель и модератор ситуационных эффектов. Личность, безусловно, играет важную роль в музыкальных предпочтениях и опыте (Rentfrow and McDonald, 2010).
В настоящем исследовании авторы протестировали выборку из 196 человек (110 женщин и 86 мужчин), зарегистрированных в Университете Северной Каролины, США, в возрасте от 18 до 45 лет (средний = 19,7). Люди участвовали группами до 8 человек в оценочном упражнении, включающем заполнение тщательно отобранных вопросников.
1) Они оценивали опыт озноба по собственной специально разработанной шкале.
2) Они использовали Пятифакторный опросник из 60 пунктов для проверки «большой пятерки» черт личности (экстраверсия, невротизм, открытость опыту, доброжелательность и добросовестность).
3) Они использовали STOMP для измерения музыкальных предпочтений с точки зрения жанра (Краткий тест музыкальных предпочтений)
4) Они спрашивали людей об их опыте и вовлеченности в музыку, используя простые 5-балльные шкалы
5 ) Они оценили общие знания об искусстве, используя шкалу эстетической беглости Смита и Смита (2006).
Они обнаружили большую изменчивость в опыте людей в отношении озноба в повседневной жизни, измеряемой частотой, и, следовательно, подтвердили выводы из справочной литературы. Например, около 8% их выборки, по-видимому, мало или совсем не сталкивались с этим явлением.
Они использовали подтверждающий факторный анализ, чтобы посмотреть на корреляции с личностью и опытом озноба, и обнаружили, что пять факторов объясняют 12,6% дисперсии озноба. Открытость к опыту стала одним из важнейших предсказывающих факторов и на самом деле была единственным фактором со значительным эффектом. Интересно, что не было путаницы с музыкальными предпочтениями; Открытость не предсказывала предпочтения, измеренные STOMP.
Затем авторы попробовали вторую модель посредничества, чтобы увидеть, опосредуют ли музыкальное вовлечение и переживания озноб. Эти факторы оказались гораздо более важными, поскольку объясняли 290,8% дисперсии озноба, а прямой дополнительный эффект открытости был незначительным.
Люди, которые более «открыты для опыта», очевидно, посещают больше концертов, оценивают музыку как более важную для них, получают более высокие баллы за знание искусства и чаще играют на музыкальных инструментах.
Итак, у кого мурашки по коже и почему? Это исследование показывает, что индивидуальные различия, измеряемые личностными чертами, могут в определенной степени надежно предсказать, будет ли кто-то более или менее подвержен ознобу.
В соответствии с предыдущей работой, Открытость к опыту является важным предиктором изменчивости озноба, но этот фактор также предсказывает основные аспекты музыкальной вовлеченности. В этом смысле кажется, что озноб является частью более широкого фактора, который отражает опыт и уровень вовлеченности в музыку в жизни человека, но модели музыкальных предпочтений более или менее несущественны.
Итак, если вы действительно увлечены своей музыкой, чем бы она ни была, то, скорее всего, последует озноб! Я люблю своего Паваротти, поэтому, наверное, неудивительно, что вид его нежного, но мощного пения с любимым отцом вызывает такой эмоциональный отклик. Но приятно видеть, что люди тщательно изучают закономерности индивидуальных различий и определяют предикторы и посредники этого опыта.
Выводы, подобные этим, могут показаться несколько очевидными постфактум, но важно помнить, что часто то, что вы исключаете в качестве предиктора любого эффекта (в данном случае музыкальные предпочтения), может быть столь же интересным и важным, как и то, что вы найти.
Озноб при прослушивании музыки может означать, что вы более эмоциональный человек.
Энн Трилинг/Thinkstock
Эта статья была изначально опубликована на The Conversation .
Вы когда-нибудь слушали отличное музыкальное произведение и чувствовали мурашки по спине? Или мурашки по коже щекочут руки и плечи?
com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-aa429c0163853f80d732ce9315c9ff71-component-4@published»> Это ощущение называется frisson (произносится как free-sawn ), французский термин, означающий «эстетический озноб», и вы чувствуете, как волны удовольствия пробегают по вашей коже. Некоторые исследователи даже назвали это «кожным оргазмом».Прослушивание эмоционально трогательной музыки является наиболее частым триггером трепета, но некоторые чувствуют его, глядя на красивые произведения искусства, наблюдая за особенно трогательной сценой в фильме или при физическом контакте с другим человеком. Исследования показали, что примерно две трети населения испытывают раздражение, и любящие раздражение пользователи Reddit даже создали сабреддит, чтобы делиться своими любимыми вызывающими раздражение СМИ.
com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-aa429c0163853f80d732ce9315c9ff71-component-6@published»> Но почему одни испытывают дрожь, а другие нет?Работая в лаборатории доктора Амани Эль-Алайли, профессора социальной психологии Университета Восточного Вашингтона, я решил это выяснить.
В то время как ученые все еще раскрывают секреты этого явления, большое количество исследований, проведенных за последние пять десятилетий, проследили происхождение фриссона до того, как мы эмоционально реагируем на неожиданные раздражители в нашей среде, особенно на музыку.
Музыкальные пассажи, которые включают неожиданные гармонии, внезапные изменения громкости или движущееся появление солиста, являются особенно распространенными триггерами для фриссона, потому что они нарушают ожидания слушателей в положительном смысле, подобно тому, что произошло во время 2009 года. дебютное выступление скромной Сьюзан Бойл на «Britain’s Got Talent».
Если скрипач-солист играет особенно трогательный пассаж, который переходит в красивую высокую ноту, слушатель может счесть этот кульминационный момент эмоционально заряженным и ощутить трепет от успешного исполнения такого сложного произведения.
Но наука все еще пытается понять, почему это волнение вызывает мурашки по коже.
Некоторые ученые предположили , что мурашки – это эволюционный пережиток наших ранних (более волосатых) предков, которые согревались за счет эндотермического слоя тепла, сохранявшегося непосредственно под волосами на коже. Мурашки по коже после резкого изменения температуры (например, неожиданно прохладный ветерок в солнечный день) временно поднимает, а затем опускает эти волосы, сбрасывая этот слой тепла.
С тех пор как мы изобрели одежду, люди стали меньше нуждаться в этом эндотермическом слое тепла. Но физиологическая структура все еще на месте, и, возможно, она была перепрограммирована, чтобы вызвать эстетический озноб как реакцию на эмоционально движущиеся стимулы, такие как великая красота в искусстве или природе.
Исследования, касающиеся распространенности фриссона, сильно различаются: исследования показывают, что от 55 до 86 процентов населения могут испытывать этот эффект.
com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-aa429c0163853f80d732ce9315c9ff71-component-16@published»> Мы предсказали, что если человек будет более когнитивно погружен в музыкальное произведение, то он или она с большей вероятностью будет испытывать дрожь в результате уделения более пристального внимания раздражителям. И мы подозревали, что то, станет ли кто-то когнитивно погруженным в музыкальное произведение или нет, в первую очередь будет результатом его или ее типа личности.Чтобы проверить эту гипотезу, участников доставили в лабораторию и подключили к прибору, который измеряет кожно-гальваническую реакцию, меру изменения электрического сопротивления кожи людей, когда они становятся физиологически возбужденными. Затем участникам было предложено прослушать несколько музыкальных произведений, а лаборанты следили за их реакцией на музыку в режиме реального времени.
Примеры произведений, использованных в исследовании, включают:
- Первые две минуты и 11 секунд пьесы Дж.С. Баха «Св. Страсти по Джону: Часть 1 — Herr, unser Herrscher»
- Первые две минуты и 18 секунд «Концерта для фортепиано с оркестром № 1: II» Шопена
- Первые 53 секунды «Making Love From Nothing» от Air Supply
- Первые три минуты и 21 секунда «Мифодеи: Движение 6» Вангелиса
- Первые две минуты «Oogway Ascends» Ганса Циммера
Каждое из этих произведений содержит как минимум один захватывающий момент, вызывающий волнение у слушателей (несколько из них использовались в предыдущих исследованиях). Например, в пьесе Баха напряжение, созданное оркестром в течение первых 80 секунд, наконец снимается с появлением хора — особенно напряженный момент, который, вероятно, вызовет дрожь.
Когда участники слушали эти музыкальные произведения, лаборанты просили их сообщить о своих ощущениях от фриссона, нажимая маленькую кнопку, которая создавала временной журнал каждого сеанса прослушивания.
Сравнив эти данные с физиологическими показателями и с личностным тестом участников, мы впервые смогли сделать некоторые уникальные выводы о том, почему у одних слушателей дрожь может возникать чаще, чем у других.
Результаты личностного теста показали, что слушатели, которые испытали дрожь, также получили высокие баллы за личностную черту, называемую «открытость опыту».
Исследования показали , что люди, обладающие этой чертой, обладают необычайно активным воображением, ценят красоту и природу, ищут новые впечатления, часто глубоко размышляют о своих чувствах и любят разнообразие в жизни. Некоторые аспекты этой черты по своей природе эмоциональны (любовь к разнообразию, любовь к красоте), тогда как другие носят когнитивный характер (воображение, интеллектуальное любопытство).
В то время как предыдущее исследование связывало открытость опыту с дрожью, большинство исследователей пришли к выводу, что слушатели испытывают дрожь в результате глубоко эмоциональной реакции на музыку.
Напротив, результаты нашего исследования показывают, что это когнитивные компоненты открытости опыту, такие как мысленные прогнозы о том, как музыка будет разворачиваться, или участие в музыкальных образах (способ обработки музыки, который сочетает прослушивание с грезами).