Мария Капнист — биография и личная жизнь актрисы
Фото Все
Видео Все
Мария Капнист – популярная советская и украинская актриса. В 1988 году получила звание Заслуженной артистки УССР. Известна по фильмам «Бронзовая птица», «Руслан и Людмила», «За двумя зайцами», «Олеся», «Янки при дворе короля Артура».
Есть выражение, что Бог дает человеку испытаний ровно столько, сколько он может вынести. Когда знакомишься с биографией известной украинской актрисы Марии Капнист, поневоле начинаешь сомневаться в верности этого суждения. Она лишилась всего, что только может потерять человек – родителей, сестры, любимого мужчины, красоты, молодости и здоровья, только по одной причине – наличие графских корней. На родовом гербе Капнистов был высечен девиз: «В огне непоколебимые», и Мария всей своей жизнью доказала, что она истинная Капнист. Актриса считала себя бабой Ягой, и поддерживала свой имидж странной, в чем-то эпатажной дамы. Но на этом фоне вспоминается ее мудрое выражение: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели».
Детство
Родилась Мариэтта Капнист-Серко (настоящее имя актрисы) 9(22) марта 1913 года в Санкт-Петербурге. Отца звали Ростислав Капнист-старший, он имел графский титул. Мама девочки – Анастасия Байдак, приходилась прапраправнучкой атаману Ивану Серко. Принадлежала к старинному дворянскому роду, корни которого уходят вглубь веков. В Ионическом море есть остров Занте, где до сих пор сохранились руины родового замка Семьи Капнист(с греческого – Капниссос). Особый героизм и храбрость проявил Стомателло Капниссос. Он отстаивал независимость греческих островов в сражении с турками, и за это правитель Венецианской республики Алоиз Мачениги пожаловал храбрецу графский титул. Его внук – Петр Христофорович, тоже сражался с турками, но уже под началом императора России Петра Первого. Он перебрался на Украину, скоропостижно скончался. Сын Петра Христофоровича – Василий, слегка изменил свою фамилию, стал Капнистом, и участвовал в сражениях под Очаковом, командовал казачьими войсками. Василий Капнист получил за свои боевые заслуги щедрое вознаграждение от императрицы Елизаветы Петровны – родовые земли на Полтавщине.
Мариэтта родилась пятой, и стала последним ребенком графской четы. У нее была старшая сестра Елизавета 1906 года рождения, братья Василий 1907 года, Григорий 1908 года и Андрей 1910 года.
Мария Капнист в молодости
Раннее детство Мариэтты пошло в Петербурге, у Капнистов был семейный особняк, расположенный на Английской набережной. После 1917 года семейство переселилось в город Судак. Юная Мариэтта росла в окружении гувернанток, учителей, в особняке из 70-ти комнат. В 1921 году не стало отца, его расстреляли, как «врангелевца». В том же году умерла единственная сестра Мариэтты – Елизавета, спустя пять лет не стало брата Василия. После расстрела отца Андрея вывезли в эвакуацию, и с тех пор о нем ничего неизвестно.
Дом Капнистов в Судаке разрушили. Все выжившие Капнисты скрывались от расправы большевиков. С помощью крымских татар, которые чтили память отца Мариэтты, девочке и матери удалось сбежать из города, переодевшись в национальную татарскую одежду.
В шестнадцать лет Мариэтта Капнист оказалась в Ленинграде, и через год стала студенткой Театральной студии, организованной Юрием Юрьевым при Ленинградском драмтеатре им. Пушкина. После того, как студия прекратила свое существование, Капнист продолжила обучение в Ленинградском театральном институте имени Островского. Педагоги видели недюжинный потенциал Марии, и прочили ей прекрасную карьеру. Ей не запрещалось участвовать в массовых сценах, начинающая актриса уже выходила на профессиональную сцену.
Но развитию творческой карьеры помешало дворянское происхождение Марии Капнист. Ее исключили из вуза, и запретили проживать в Ленинграде. Девушка уехала в Киев, снова стала студенткой, на этот раз Киевского финансово-экономического техникума. После получения диплома начала свою трудовую биографию в должности бухгалтера в Киеве, потом перебралась в Батуми.
Арест и заключение
Марию Капнист арестовали 27 августа 1941 года, почти год длилось следствие, и только 6 июня 1942 года Особое совещание вынесло свой приговор – восемь лет пребывания в исправительно-трудовом лагере. Мария осуждена по статье 58-1-а, ее признали шпионкой в пользу иностранных разведок в годы войны.
Капнист этапировали в Карлаг, где она отбывала свое первое заключение. Именно там Мария встретила Анну Тимиреву, они подружились, и сумели пронести эту дружбу долгие годы, пока была жива Анна. В 1950-м Капнист перевели в Степлаг, и судьба свела ее там с актрисой Татьяной Окуневской.
Как позже напишет в своих воспоминаниях сама актриса, их пригнали ночью в один из лагерей в Караганде. Это место было основано спецпереселенцами и обживалось такими же лагерниками, как она. У нее всегда были красивые косы, но теперь от них осталось одно воспоминание, их просто отрезали. Она уже знала, чем заканчиваются ночные допросы, когда заключенного ослепляют светом яркой лампы или окунают в ледяную ванну. Знала, чем заканчивается пристальный интерес к заключенной со стороны начальства. Женские лагеря жили по своим законам, может быть, даже более ужасным, чем мужские. Именно в Карлаге Мария встретила Анну Тимиреву, невысокую красивую женщину, потомка терских казаков. Они подружились, и только потом Анна призналась Марии, что ее муж – Колчак. Подруги ставили ночью спектакли в том же бараке, где проживали. А днем их выгоняли на работу, они занимались изготовлением саманных кирпичей. Вначале ничего не получалось, а потом так приловчились, что в течение дня изготавливали до 180 штук. Они выполняли эту изнурительную работу в немыслимой жаре, воды давали сущий мизер, ночью в бараке нечем было дышать. А тут еще и начальник лагеря Шалва Джапаридзе не давал проходу красивым женщинам, каждую ночь присылал в барак «сваху», такую же заключенную, как и остальные, и она приводила к нему тех, кого он выбрал. Однажды такая сваха пришла и сказала, что начальник умирает, и просит Марию, чтобы она написала письмо его дочери. Капнист пришла, и вместо письма, начальник начал к ней приставать. Когда он начал ее хватать, Мария ударила его, от ненависти и собственного бессилия. Шалва ей отомстил, приказал конвойным бросить женщину к уголовникам в мужском лагере. Она испугалась, притаилась, ждала. Когда к ней вразвалку подошел их старший, Мария в отчаянии начала кричать, обзывать их червями вонючими, дышащими парашей, живущими в грязи и издевающимися над слабыми. Она говорила о войне, и о том, что были бы у нее пули, она бы им всем показала. Один из заключенных предложил убить ее, но их главный остановил всех, приказал не трогать женщину. Зеки сцепились между собой, и конвоирам ничего не оставалось делать, как забрать Марию обратно. Оказавшись в своем бараке, Мария Капнист с отчаянием подумала, что не выживет.
После освобождения Капнист отправлена на поселение в Казачинский район Красноярского края.
Второй раз актрису арестовали 11 октября 1951 года, и в декабре того же года Красноярский районный суд обвинил ее в антисоветской агитации. Марии Капнист дали десять лет лагерей. Следствие проходило под таким давлением, что бедная женщина оговорила себя. Она сказала, что зовут ее не Мариэтта, а Мария, и в постановлении суда ее записали, как Марию Капнист.
Фото арестованной Марии Капнист
В заключении Мария встретила Валентину Базавлук, срок отсидки которой подходил к концу. Валентина сумела добиться аудиенции у Анастаса Микояна, и благодаря ее усилиям, Мария вышла из тюрьмы в 1956-м. Если бы не ее участие, то свободу Капнист получила бы только в 1963-м.
Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. Суд отменил все приговоры в отношении ее, так как не нашел в ее действиях состава преступления.
Получив свободу, Мария Капнист вернулась в Киев. У нее не было ни работы, ни жилья, женщина едва смога устроиться дворником, потом массажистом. Ночевала, где попало – на вокзале, в сквере и даже в телефонной будке.
Фильмы
Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. Однажды Капнист стояла возле кассы кинотеатра, в привычном своем наряде – фуфайке. К ней подошел молодой человек, и спросил, в какой картине она снимается. Это был Юрий Лысенко, начинающий режиссер. Он буквально силой затащил женщину на съемочную площадку, предложил ей роль игуменьи в фильме «Таврия».
После этого режиссеры студии им.Довженко наперебой предлагали Капнист роли в своих картинах. В 1972-м Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте «Руслан и Людмила». Ей доверили образ Наины. В процессе съемок случился инцидент, который доставил актрисе немало переживаний. В сценарии ленты в кадре появляется волк, но режиссер Александр Птушко заменил его на другого хищника – тигра. Мария, естественно, об этом не знала. Когда она вошла в павильон, зверь зарычал, женщина оглянулась, и увидела, что животное готовится прыгнуть на нее. Капнист так смотрела на хищника, что он быстро ретировался в клетку, а камера успела заснять взгляд актрисы. Кода режиссер сказал Марии, что она молодец, женщина обозвала его подлецом, и в сценическом наряде умчалась в гостиницу «Москва», где находился ее номер. Капнист потеряла сознание прямо у себя на этаже, и в течение нескольких дней не могла подняться с постели.
Марии всегда доверяли играть характерных персонажей, среди ее героев дамы, графини, ведьмы, загадочные старухи, чародейки, цыганки. В приключенческой ленте «Бронзовая птица» актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню. В картине «Новые приключения янки при дворе короля Артура» Марии досталось одновременно три образа – рыцарь, Фатум, игуменья.
Мария Капнист в фильме «Бронзовая птица»
Есть в творческой биографии актрисы и одна главная роль – великосветская дама, персидская княжна Милица Федоровна из картины «Шанс», режиссера Александра Майорова. Фильм снят по повести «Марсианское зелье» Кира Булычева, которая вошла в цикл под названием «Великий Гусляр». События разворачиваются в середине 17-го века, когда одному казаку – Алмазу Битому, пришлось спасать от смерти инопланетянина. Благодарный пришелец дал землянину эликсир молодости. Постоянное употребление эликсира помогло Алмазу и его подруге Милице дожить до 20-го века. Нужно было принимать очередную дозу, и Алмаз вернулся в город под названием Великий Гусляр, туда, где он все это время хранил волшебное зелье. Но оказалось, что их тайну раскрыли, и несколько жителей города уже опробовали на себе его действие.
Мария Капнист в фильме «Шанс»
Мария часто выступала с благотворительными концертами. Ей удалось вернуть имя своему славному предку – писателю Василию Капнисту. Приняли решение отметить 230-ю годовщину с момента его рождения, напечатали его произведения, а некоторые из них стали изучать в школе, в рамках учебной программы.
Личная жизнь
Мария прожила трудную жизнь. Один за одним ушли ее близкие люди, кто умер сам, кого расстреляли или отправили в эмиграцию. Личная жизнь актрисы тоже не баловала ее, дочь она родила в тюремной больнице, в 1949-м, от польского инженера Яна Волконского. Спустя некоторое время мужчину расстреляли. Мария назвала девочку Радислава (Рада), точно так же звали одну из героинь рассказа «Макар Чудра» Максима Горького. Когда Рада была двухлетней малышкой, ее разлучили с мамой. Девочка воспитывалась в Есауловском детдоме Красноярского края.
Радислава потом пересказывала воспоминания матери об истории своего рождения. Когда руководство лагеря узнало, что Капнист беременна, ее вынуждали избавиться от ребенка, но женщина отказалась наотрез. И тогда ее начали пытать, могли облить холодной водой, или окунуть в ванну со льдом. Мария удивлялась, как девочка вообще выжила, ведь это пережить просто невозможно. Потом Капнист избил один из надсмотрщиков, который получал удовольствие от издевательств над женщинами. Рада родилась достаточно крупной, поэтому во время регистрации девочке прибавили год. Изменили и отчество, вместо Яновны ее записали Олеговной, видимо, мало Капнист вынесла издевательств, нужно было добить человека до конца.
После того, как Марию арестовали во второй раз, Раду переводили из одного детдома в другой. Позже Валентина Базавлук, выйдя на свободу, разыскала девочку, и добилась, чтобы ее перевели в харьковский детдом, недалеко от ее дома.
В 1956 году Мария Капнист вышла на свободу, но забрать дочь не смогла, по причине отсутствия работы, жилья и слабого здоровья. Сама Рада уже успела привязаться к подруге матери – Валентине, и отказалась признавать родную мать. В итоге, Базавлук удочерила Раду, правда, под прежней фамилией. В детском доме Радислава была записана под другой фамилией, но Валентине удалось добиться, чтобы ей вернули ее настоящую фамилию – Капнист. Отношения между мамой и дочкой постепенно налаживались, и когда Рада стала подростком, она поняла и простила мать.
Мария Капнист с Георгием Холодковским
Всю свою жизнь Мария дружила с Георгием Холодковским, которого называла просто — Юл. Он впервые увидел ее семилетним ребенком, а сам питал романтические чувства к ее старшей сестре Елизавете. Когда она умерла, Георгий прервал все отношения с семьей Капнист. Однако через десяток лет он встретил Марию в Петербурге, и эта встреча стала судьбоносной для них обоих. Молодые люди влюбились, а через некоторое время Мария попала в тюрьму. Пока она находилась в заключении, Георгий поддерживал любимую посылками с воли.
Радислава говорила, что он был единственным, кто протянул Марии руку помощи, несмотря на то, что мог поплатиться жизнью. Когда до него дошли сведения, что у его любимой родилась дочь, он все равно не бросил Марию, продолжал слать ей передачи. Может быть, у них все сложилось бы после освобождения Марии, но женщина очень обиделась на Георгия, и перешагнуть через свою обиду так и не смогла. Холодковский пришел на вокзал встречать Капнист после освобождения из лагеря. Он был по-прежнему красивый и молодой, а Мария больше напоминала старуху. Он принес большой букет цветов, ходил мимо нее несколько раз, но не признал в этой изможденной старухе любимую женщину. А когда разошлись все пассажиры, он подошел, отдал ей цветы, сказал, что не дождался ту, кого встречал, повернулся и хотел уйти. И если бы Мария не окликнула его, то так бы и ушел. Георгия шокировал ее внешний вид.
Мария Капнист с дочерью
Они питали нежные чувства друг к другу на протяжении всей жизни, Георгий звал Марию замуж, но она все время отвечала отказом.
Смерть
В лагерях Мария работала под землей, и до конца своих дней не могла избавиться от клаустрофобии (боязни замкнутого пространства). Она никогда не ходила по подземному переходу, и однажды это закончилось трагедией. В октябре 1993 года актриса переходила Проспект Победы, пожалуй, самую оживленную улицу в Киеве. Ее сбил автомобиль, Мария получила множественные травмы, которые привели к отеку легких.
Могила Марии Капнист
Марии Капнист не стало 25 октября 1993 года, она скончалась в Александровской больнице Киева. Местом упокоения актрисы стало фамильное кладбище Капнистов в деревне Великая Обуховка, что на Полтавщине. Из пяти детей этой семьи дольше всех прожил брат Марии – Григорий. Его не стало в 1976 году.
В 2007 году создали общественную организацию под названием «Фонд памяти Капнистов». На должность руководителя назначили дочь Марии Капнист – Радиславу. В сентябре 2014-го на доме, где жила актриса, открыли мемориальную доску. А в ноябре 2018-го одна из улиц Киева стала носить имя Марии Капнист.
Избранная фильмография
- 1956 — Одна ночь
- 1959 — Иванна
- 1960 — Вдали от Родины
- 1961 — За двумя зайцами
- 1962 — Мы, двое мужчин
- 1963 — Серебряный тренер
- 1964 — Ключи от неба
- 1965 — Нет неизвестных солдат
- 1967 — Война и мир
- 1967 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика
- 1968 — Ошибка Оноре де Бальзака
- 1969 — Сыновья уходят в бой
- 1970 — В тридевятом царстве…
- 1970 — Олеся
- 1970 — Мир хижинам, война дворцам
- 1971 — Где вы, рыцари?
- 1972 — Руслан и Людмила
- 1973 — Старая крепость
- 1974 — Бронзовая птица
- 1976 — Табор уходит в небо
- 1978 — Квартет Гварнери
- 1979 — Цыган
- 1982 — Возвращение Баттерфляй
- 1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа
- 1983 — Вечера на хуторе близ Диканьки
- 1984 — Шанс
- 1984 — Иванко и царь Поганин
- 1986 — Золотая цепь
- 1987 — Прощай, шпана замоскворецкая…
- 1988 — История одной бильярдной команды
- 1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура
- 1988 — Поляна сказок
- 1989 — Искусство жить в Одессе
- 1990 — Ведьма
- 1991 — Анна Карамазофф
- 1991 — Меченые
- 1992 — Белые одежды
- 1992 — Сердца трёх
- 1994 — Тёмные воды
Ссылки
- Страница в Википедии
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.
биография, фото, роли, личная жизнь
Её звали, когда нужна была злая графиня, страшная колдунья, потустороннее существо. Нужное для этого лицо ей вылепила жизнь в ГУЛАГе. А нужную осанку – детство в семейном особняке.
Теги:
Наши звезды
Знаменитости
Судьбы звезд
Звезды советского кино
Женская история
Сегодня исполняется 109 лет со дня рождения актрисы.
Содержание статьи
Грозная и властная
«Бронзовая птица» – фильм, в котором пионеры юного ещё СССР распутывали детективную задачку, – был невероятно популярен у советских детей и подростков. Юными сыщиками кинематограф и литература тогда не баловали: какие-такие преступления могут расследовать дети, которым построили самое беззаботное детство? А примерить если не на себя, то на сверстника роль детектива, конечно же, хотелось.
Дорожка главных героев в этом фильме идёт в старую графскую усадьбу. Там живёт пожилая женщина. Ни один из советских зрителей, глядя на сцены с её участием, не догадывался – если не знал заранее – что эта женщина действительно, что называется, «из бывших». Притом графиня. В точности, как в фильме звали её героиню-экономку. То была Мария Капнист. Бывшая узница ГУЛАГа, ставшая узнаваемой и уважаемой актрисой.
Самые яркие, быть может, работы Марии Ростиславовны – старуха Изергиль из экранизации Горького, другая, безымянная цыганка из саги о Будулае, и сеньора Солано в «Сердцах трёх». А в картине «Новые приключения Янки при дворе короля Артура» она умудрилась сыграть сразу трех персонажей: Фатум, рыцаря и игуменью!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Её откровенно брали на роли, где требовалось лицо грубое, даже пугающее и – полное внутренней силы. Но когда Мария Ростиславовна слышала, как характеризуют её внешность, замечала: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели…»
А в молодости была она девушкой красоты необыкновенной. Увы, жизнь в ГУЛАГе буквально перелепила её лицо.
Ученица Шаляпина
Графский титул греческая семья Капнисси, ставшая потом Капнистами, получила ещё в самом начале восемнадцатого века и не в России. Несколько поколений семьи служили венецианским дожам. За это и вознаградили. Через девять лет после обретения титула внук первого графа Капнисси приехал с семьёй в царство Петра Алексеевича. Здесь Капнисси и превратились в Капнистов. За службу уже новому господину семье пожаловали обширные земли на территории нынешней Украины. Так что род из греческого стал украинским.
Сама Мариэтта, так изначально звали Марию Ростиславовну, родилась в Петербурге. Ей не повезло сделать это в 1914 году. Через несколько месяцев началась Первая Мировая. Впрочем, начало жизни казалось обещающим. Роскошный особняк на Английской набережной. Отец довольно вольных и прогрессивных взглядов. Мать – представительница старого казацкого рода, свободно говорившая чуть на восемнадцати языках. В дом был вхож Фёдор Шаляпин. Позже сложится легенда, что актёрскому мастерству ещё в Петербурге начал учить Марию Капнист именно он.
На самом деле, в Петербурге Мариэтта жила только до исхода 1917 года. Её отец довольно долго помогал большевикам – ввозил газету «Искра», горел идеями социального равенства и справедливости. Но две революции подряд его разочаровали тем, что стало твориться на улицах. Вообще большевики взяли на службу многих «бывших». Предполагалось, что перековать можно любого, а образованных как следует людей из недворянского круга было очень мало. Но Капнист практически сразу предпочёл уехать с семьёй в Крым. Там у него тоже стоял роскошный особняк.
Крым не навсегда
В двадцать первом году Крым стал советским. Поскольку только что он был последним оплотом сопротивляющихся контрреволюционеров, куда стеклось множество дворян, пришедшая власть принялась жестоко зачищать территорию. Ростислава Капниста расстреляли. У его старшей дочери от переживаний буквально остановилось сердце. Младшая дочь много дней пряталась с мамой по балкам-оврагам, пока усадьбу громили и грабили. Главное – сами остались целы. Но после казни отца Мариэтта была полна ненависти к новой власти.
Учиться она пошла в обычную школу, где на майские праздники выпускали стенгазеты, высмеивающие буржуев. Вообще слово «буржуй» было искажением «буржуа», французского слова для обозначения мещанства, то есть обычных городских обывателей, не зарабатывающих на жизнь тяжёлым ручным трудом. Но послереволюционный «буржуй» охватил и предпринимателей, и дворянство. Так что, выходит, девочка-буржуйка много лет помогала оформлять стенгазеты, направленные против неё же самой.
Смерть отца научила скрытности, но подростковый возраст взял своё. В двадцать девятом году Мариэтта не нашла ничего лучше, чем на уроке выпалить: «Никогда коммунистом не будет Капнист!»
Это учительница предложила подросткам найти рифму к слову «коммунист». Мать Марии, Анастасия, спасла её и спаслась сама тогда чудом. Слух о том, что Капнистов сейчас арестуют, пробежал по городу быстро, как огонь по запальному фитилю. Местные крымские татары пришли к Анастасии и Мариэтте с одеждой: одевайтесь, мол, по-нашему, мы вас выведем! И вывели. Анастасия решила покинуть Крым вовсе и попытаться затеряться в столице. Точнее, в городе, который она по привычке считала столицей и который теперь назывался Ленинградом.
В Ленинграде повезло. Благодаря роману с самим Кировым, на который пошла Анастасия Капнист, чтобы спасти дочь, им удалось устроиться. Мариэтта закончила школу, поступила в театральный. Но отучилась лишь три года. Очередная волна зачисток от проникающих всюду, как предупреждала пресса, нежелательных элементов заставила её расстаться с мечтой о театральном институте. Капнистам запретили жить в Ленинграде. Официально.
Восемнадцать лет ГУЛАГа
Мариэтта уехала на родину матери – конечно, вместе с матерью. Они нашли себе в Киеве жильё, работу, учёбу. Запретив себе вообще как-либо оказываться видной, видимой, Мариэтта пошла учиться в финансово-экономический техникум. Стала бухгалтером. Поработав в Киеве, переехала в Батуми – и там тоже пропадала в кабинете среди бумаг. Самые незаметные люди – бухгалтера.
Ничто не помогло. С началом Великой Отечественной немедленно развернулась антишпионская истерия. Девушка с иностранной фамилией, с дворянским происхождением немедленно попала под раздачу. Её арестовали в августе сорок первого, а в сорок втором вынесли приговор: восемь лет исправительно-трудовых. Сначала она угодила в Карлаг, в один барак с поэтессой Анной Тимиревой. Они потом дружили много лет, пока Анна не умерла. После Карлага был Степлаг. Там познакомилась с актрисой Татьяной Окуневской.
Самое приятное общество, как шутил кто-то, в те времена было именно в лагерных бараках.
В лагере же Мариэтта нашла свою любовь. Сошлась с интеллигентным польским инженером – Яном Волконским. Его потом расстреляли, но, конечно, совсем не за роман с Мариэттой. В лагерной больнице родила дочь Радиславу. Назвала её в честь героини Горького. Кто бы мог подумать, что много лет спустя сама Мариэтта побудет немного Изергиль – другой героиней Горького!
Когда начальство узнало, что Мариэтта беременна, начались издевательства – как и у многих других заключённых, у неё пытались вызвать выкидыш. Обливали холодной водой, пугали… Но Радиславе была судьба родиться. Она и родилась. Только отчество ей записали, волей ли матери или начальства, «нормальное», русское – Олеговна.
Удивительно, но других беременностей у Марии в лагере – где сексуальные злоупотребления откровенно процветали – не было. Она вспомнила старый способ отваживать чужой интерес: втирала в кожу угольную пыль. От этого кожа не просто темнела – она начинала выглядеть странной, отталкивающей, какой-то нечеловеческой. Пыль надолго въелась в поры. Даже после освобождения отмылась-отскреблась не сразу.
В 1950 году Капнист вроде как отпустили, но свободе довелось радоваться недолго. Уже через год был новый арест. Дочь отобрали и увезли в детдом, а Мариэтта получила новый срок, десятилетний. За антисоветскую агитацию. Дочь Радислава рассказывала, что это случилось из-за неё. Чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь, Капнист сразу после освобождения отдала малышку в ясли. А потом увидела, как воспитательница награждает девочку тумаками: «Я из тебя выбью врага народа!» – и сама бросилась с кулаками. Воспитательница в садике возле лагеря, конечно же, оказалась женой сотрудника НКВД…
На суде произошёл сводящий с ума диалог. Судья поправил Мариэтту, когда она назвала своё имя: Мариэтта. Это же уменьшительное от Марии, пишем «Мария», настаивал суд. Разговор шёл по кругу довольно долго, пока Капнист не сдалась. Так она превратилась в Марию. А на ГУЛАГ ей предстояло отдать в общей сумме восемнадцать лет жизни.
Удача по имени Валентина
Никогда, может быть, не увидеть дочь. Никогда, может быть, не покинуть ГУЛАГ – получать всё новые сроки. Никогда, может быть, не одеться в яркой, лёгкое, трепещущее на ветру. Всё это казалось слишком реальным в тот момент… Но Мариэтте повезло познакомиться в лагере с украинкой Валентиной Базавлук.
Этой энергичной женщине предстояло вот-вот выйти на свободу. Капнист умолила её присмотреть за Радиславой на воле. И Базавлук присмотрела, ещё как! Она добилась перевода девочки сначала в Харьков, где жила после освобождения сама, а потом – удочерения. Так у Радиславы стало две мамы. Но на этом Валентина не закончила.
Она добралась до Микояна, и дело Капнист пересмотрели. Её выпустили на волю гораздо раньше намеченного срока, а вскоре ещё и реабилитировали за отсутствием состава преступления. При Хрущёве это было сделать намного проще, чем при Сталине. Реабилитации добивались тысячи… тысячи доживших. Кроме этого, Радиславе, давно записанной на другую фамилию, Базавлук смогла официально восстановить родную – Капнист.
Радислава родную мать долго не признавала. Марии пришлось смириться с этим. Она устроилась дворничихой, но страстно мечтала о сцене. Иссушенная лагерем, отдавшая чуть не все сорок четыре года жизни борьбе за выживание, на что она могла надеяться? Когда её, освобождённую, ждал на вокзале с цветами лучший друг детства, первый возлюбленный в юности – и не просто не узнал, а испугался, поняв, что это она, – всё, казалось, стало ясным теперь о возможностях, которые навсегда упущены.
Там, на вокзале, она оттолкнула бросившегося к ней после заминки друга и побежала по перрону. Куда угодно прочь. Можно даже под поезд. Он еле догнал её. Не для того годами слал передачки, чтобы теперь она просто взяла и лишилась поддержки из-за его минутного шока! Этот друг – она звала его детским прозвищем Юл – ещё долго помогал ей. И всё же он был воплощением утраченных возможностей.
Но Мария в лагере научилась многим разным вещам, а разучилась одному – бояться. Быть на виду больше не боялась. Входить в клетку с тиграми – как потом будут удивляться режиссёры – не боялась. Выглядеть смешной, кричащих мужчин… Она боялась на белом свете только одной вещи – быть под землёй. Тяжёлые воспоминания о лагере.
Женщина из прошлого
Мария Ростиславовна начала сниматься. Конечно, в эпизодах – куда ещё с такой, как считалось, некиношной внешностью? С дочерью потихоньку поддерживала и налаживала контакт. За несколько лет они смогли сблизиться. А карьера в кино складывалась всё удачнее и удачнее. Поворотной картиной стала «Руслан и Людмила» Птушко. Капнист отобрали на роль Наины, злокозненной волшебницы. Справилась она с ролью так блестяще, что Птушко стал раздумывать, какой бы ещё фильм снять – непременно с ней. Но, увы, экранизация пушкинской поэмы стала его последней лентой. Зато Капнист узнавали на улице: вон, мол, Наина идёт.
Первые же гонорары пошли на что-то, казалось, совсем несуразное. Яркие шарфики, пёстрые бусы. Капнист вертела на голове совершенно несоветские тюрбаны. Надевала что-то летучее, яркое вместо нормальных, по возрасту (как тогда это представляли), платьев. Появлялась на съёмочной площадке с пышным букетом в руках. Словно вдруг из нулевых перенеслась – из подвальчиков, где собирались поэтессы и артистки…
Умерла она в неполные восемьдесят лет. Нет, дело было не в том, что лагерь подорвал её здоровье – хотя, конечно, подорвал. После ГУЛАГа в ужас её могло ввергнуть только одно: необходимость оказаться где-то под землёй. В результате Мария Ростиславовна избегала подземных переходов как огня. Доходила до наземного или просто перебегала улицу, если наземный был далеко.
В девяносто третьем актрису привезли на «Скорой» в реанимацию. При попытке перебежать улицу возле киностудии Довженко её сбила машина. Врачи несколько дней боролись за её жизнь, но Капнист умерла на больничной койке.
Мария Капнист — IMDb
- Биография
- Награды
- Общая информация 01
Темные воды (1993)
1 Видео
17 Фото
Родилась Мария Капнист 22 марта 1914 г. в Санкт-Петербурге, Российская империя [ныне Россия]. Актриса, известная по фильмам «Руслан и Людмила» (1972), «Шанс» (1984) и «Дикая охота на короля Стаха» (1980). Ушла из жизни 25 октября 1993 года в Киеве, Украина.
Родился 22 марта 1914 г.
Умер 25 октября 1993 г.(79)
Дикая охота короля Стаха
Прощай, шпана замоскворецкая
Кредиты
Актриса
- Притча про светлицу
- Темные воды
- Игуменья (как Мария Капнист)
900 04
- Экстрасенс
- Разрядная часть
- Людоед
- Катерина Федоровна Жгутова
- Лох победитель воды
- Мафиози
- Белые одежды
- (как М. Капнист)
- Телесериал
- Анна Карамазова
- Два патрона на мамонта
- Видма
9011 4 Видма
- Притча про светлицу
- Этюды или Врубеле
- Искусство жить в Одессе
9 0048
- Маня (как М. Капнист)
- Стюардесса
- Регистратор
- Бабушка с ребенком
- Телефильм
- Аманда (как М. Капнист)
Видео1
9 0012 Трейлер 1:01
Официальный трейлер
Личные данные
- Альтернативные имена
- М. Капнист
- Родился
- 22 марта 1914 г.
- Санкт-Петербург, Российская империя [ныне Россия]
- Умер
- 25 октября 1993 г. 9000 4
- Киев, Украина
Связанные новости
Внесите свой вклад в эту страницу
Предложите отредактировать или добавить отсутствующий контент
Еще для изучения
Добавить демонстрационный ролик с IMD bPro
Добавить демонстрационный ролик с IMDbPro
Марка ваша страница IMDb выделяется добавлением демонстрационного ролика
Загрузите свой демонстрационный ролик
Сколько вы уже просмотрели?
Следите за тем, сколько работ Марии Капнист вы видели. Перейти к вашему списку.
Недавно просмотренные
У вас нет недавно просмотренных страниц
Мария Капнист — Заслуженная артистка УССР. Биография, творчество
Известная миллионам зрителей своей экспрессивной, неповторимо строгой внешностью и неповторимой трактовкой персонажей характерная украинская актриса Мария Капнист сыграла в кино более ста двадцати ролей.
Ее тип — загадочные старухи: графини, ведьмы, светские дамы в возрасте… Почему загадочные? Да потому, что, перевоплощаясь в них, Мария Капнист наполняла своих героинь собственной энергией, внутренней непостижимой силой. И дети, увидевшие ее в кино (которых невозможно обмануть), поверили: именно такой и должна быть волшебница.
Памятные роли
Коллеги заметили явление: встретившись со знакомыми актерами, детишки почему-то всегда тянулись к «Баба Яге», как она с юмором называла себя. Щедрая душой, Мария Капнист всегда в этом случае обращала внимание на своих маленьких поклонников: те радовали шуткой или даже (если позволяло время) затевали с ними игру.
Образ Софьи Павловны в ее интерпретации стал незабываемым для многих поколений юных зрителей. По содержанию рассказа «Бронзовая птица» это бывшая домработница. Но согласитесь, судя по актерской игре, назвать исполнителя этой роли слугой — значит соврать.
Сколько подлинного аристократизма она вложила в свою актрису! Целиком органично слилась с этой ролью ее внешность: горящие глаза, худоба, глубокие морщины, орлиный нос. Какая тут экономка? Скорее «Ваше Высочество»!
И именно этой актрисе, по мнению критиков, лучше всего передались нюансы образа старухи Изергиль (фильм «Табор уходит в небо»), приписываемого М. Горькому.
Лучшая киноработа
Однако лучшей ее киноработой эксперты считают роль Наины в экранизации Руслана и Людмилы. Загадочная, мистическая чародейка. Зная себе цену… О таком типе актрис советские кинематографисты мечтали давно. Именно эта роль принесла ей всесоюзную славу.
Во время съемок этого фильма произошел драматический эпизод. Он инициировал режиссера Птушко, причем сделал это, мягко говоря, неправильно.
В один из съемочных дней Мария Капнист, неподготовленная, не предупрежденная, зашла в павильон мастерской Довженко, вдруг услышала за спиной утробное рычание (тигры всегда нападают сзади). Она резко огляделась, и заметила его уже готовится к прыжку. Кстати, эти кадры вошли в фильм.
Прямой взгляд в упор в нечеловеческие цвета золота сделал невозможное: заставил зверя уйти.
Сама же актриса после случившегося нашла в себе силы вернуться в гостиницу и только войдя в номер, ослабила самообладание. Совершенно опустошенная, она потеряла сознание и от пережитого стресса пролежала в постели четыре дня.
Врожденный аристократизм
Однако после этой пушкинской экранизации Мария Ростиславовна почувствовала, что значит быть востребованной. Режиссеры выстраивались за ней в очередь. Ведь ее актерское мастерство действительно украшало фильмы: второстепенное, казалось бы, эпизодическое присутствие актрисы придавало неподдельную экспрессию и значимость.
Предложений убрать не было отбоя. Критики назвали ее актрисой эпизода от Бога. Не случайно она так убедительно сыграла «Графиню» в любимом многими поколениями детей фильме «Бронзовая птица»!
Однако реинкарнация способствовала тому, что в ней текла кровь настоящего Графа. Когда-то она жила в достатке и радости. Юная Мария, несмотря на детство, не была лакеем, ей принадлежал 70-комнатный особняк в Судаке. Давным-давно, в другом, дореволюционном мире…
Был большой родительский особняк — полная чаша, большая дружная семья. Она была избалована, любима. Из рассказов родителей она знала, что где-то на средиземноморском острове Зант есть древние руины замка ее предков, венецианских графов.
История рода Капнистов
Вторично титул графа Капнистам был пожалован королеве Елизавете за мужество, проявленное под Очаковым. На фамильном гербе бесстрашных Капнистов была надпись «В огне непоколебимая». Род был большой и заметный. Папа девочки — Ростислав Ростиславович Капнист — был видным светским деятелем. Мама актрисы принадлежала к очень почитаемому в Украине роду гетмана Сирко. Полное имя маленькой графини — Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко. У девушки появились черные пронзительные глаза, как у легендарного прадеда-гетмана. Известна история о том, что французы покинули Москву немотивированными, после того как тайным приказом Кутузова вокруг Белокаменной окружили артефакт, завещанный Сирком после гибели его братьев при оружии. Предок Марии был признан и военными, и историками непобедимым: 55 сражений — и ни одного поражения!
Салон Капнистов на Английской набережной пользовался огромной популярностью в Петербурге. В мать нашей героини, красавицу Анастасию Дмитриевну, знавшую 18 языков, был безнадежно влюблен сам маэстро Шаляпин.
Мечтая о театре, Мария Капнист в молодости даже брала несколько уроков вокала у мировой знаменитости. Девушка была живой и артистичной: прекрасно пела, танцевала, всегда была душой молодежной компании…
Революция. Трагедия семьи
15 лет каторжных работ по огульному обвинению сделали свое дело: цветущая женщина — дворянка Мария Капнист — превратилась в графиню шахт. Биография будущей актрисы, как видите, трагична.
Забегая вперед, скажи: судьба была к ней справедлива. Не закончилось (как поется в песне Высоцкого) «падение, закат», впереди мученика ожидали «взлет и восход», созвучные древнеримскому крылатому выражению «Через тернии — к звездам».
Ужас начался после новостей из Петербурга. Репрессии на семью Капнист пришли сразу. Отец Ростислава Ростиславовича был расстрелян большевиками в первые дни революции. Возлюбленная нашей героини, ее старшая сестра Лиза не пережила этого и умерла сразу от разрыва сердца. Тетя тети, которая живет с семьей, была застрелена прямо на глазах у Марии. Варвары, совершившие это убийство, как-то ощутили на своей спине горящий взгляд девушки: «Посмотрите, как она смотрит на нас, давайте ее расстреляем!» Сами слова были найдены и вложены в уста Марии с пронзительным криком: «У вас нет такого приказа, вы не можете!»
Тогда в Крыму без суда и следствия расстреляли более 3000 человек. Сочувствующая семье покойного доброго графа Татарского (революция застала Капнистова в Крыму), переодевшая мать и детей в лохмотья, помогла им спрятаться.
Лучшие годы — в лагерях
Но руки у большевиков были длинные. Что помогло ей потом в ГУЛАГе не ожесточиться, остаться человеком? Позже актриса расскажет: спас увиденный сон. Давайте поговорим об этом видении. Она в толпе голодных людей. И никто, кроме нее, не видит стоящего на помосте мешка с зерном. Потом она взбирается наверх и начинает раздавать зерно людям.
«К чему этот сон?» — спросила себя Мария, проснувшись. И тут я догадался: не надо черстветь, надо оставаться добрым, несмотря ни на что.
Там же, в лагерях, влюбившись в впоследствии расстрелянного инженера, она родила дочь Раду. Не поддавшись издевательствам, не сделав по настоянию своих мучителей аборт. А когда увидела, как ее дочь избивали и унижали в детсадовском лагере, не выдержала и сама избила садистку-воспитательницу, получив дополнительный срок.
В огне непоколебимой
Было ли это красотой для будущей актрисы, когда вместо кремов в кожу лица годами приходилось втирать сажу (тогда у зэков был шанс не быть изнасилованными)?
Мария Капнист по-своему возвестила, что это место было подвигом в зоне, так: поступком. Как-то, работая в рудниках, она увидела, что на спинах стоящих перед ней коллег по несчастью катится полуторатонная тележка с горы. Не думая о себе, маленькая женщина бросилась к ней наперерез. Откуда взялась эта сила?
А потом была неделя беспамятства между жизнью и смертью, плач подружек, отдающих ей свою кровь.
А как вам еще один триллер, случившийся с ней: зэки (в том числе и наша героиня), действуя «по понятиям», вершили суровое правосудие по принципу «смерть за смерть» (зарыв заживо в уголь насильник-охранник, убегающий от женщины, отказавшейся с ним спать)? Время прошло. Приехав на этап в другой лагерь, его встретила Мария Капнист (как выжил этот негодяй, неизвестно). И для нее, признаться, жизнь превращается в кошмар. Тот маньяк начинает со знанием своего дела бить ее, чтобы «старый друг» долго и мучительно умирал.
На свободе
Не верится, что после всего этого для человека возможен путь актрисы. Актриса Мария Ростиславовна Капнист Театральные ВУЗы не заканчивала. Очевидно, вмешалась судьба.
Но поначалу было невыносимо тяжело. После того, как в 1958 году «за отсутствием состава преступления» бывшие «фашисты» (бунт в лагерях заключенных, отбывавших наказание по статье 58, «антисоветская пропаганда») были освобождены, Мария уехала в Киев. Дома не было. Я спал на вокзалах. Работала дворником, массажисткой. Я мечтал найти и вернуть свою дочь Раду (находясь в заключении, она была лишена права воспитывать ее). Возможно, тогда только мечта о дочери удерживала ее на свете.
Случайно — в кинотеатре
Однажды типичная женщина в телогрейке и с гримом (Мария семь лет смывала с лица копоть день за днем) заметила режиссера Юрия Лысенко в очереди в киоске возле мастерской Довженко.
Мог ли он подумать, что с его легкой руки пришел в кино будущий Заслуженный артист УССР? Он тогда подошел к Марии Ростиславовне и спросил, из какого она фильма? А потом буквально потащили ее сниматься в фильме «Таврия», созданном по роману О. Гончара.
С ролью игумена дилетантка справилась блестяще. Так Мария Ростиславовна начала свою тридцатипятилетнюю актерскую карьеру. В 1994 году, когда на экраны вышел последний фильм с участием актрисы «Притча о солнечном свете», ее уже не было в живых.
Фильмография
Перечислим основные ленты, украшенные ее ролями.
Конец 50-х и 60-х годов | «Таврия», «Вдали от Родины», «Летучий корабль», «Душка», «Мы два человека», «Хочу верить», «Война и мир», «Неизвестных солдат нет» , «Большие неприятности из-за маленького Мальчика», «Ошибка Оноре де Бальзака», «Сыновья идут в бой» |
70 лет | «Где вы, богатыри?», «Олеся», «Пропавшие буквы», «Руслан и Людмила», «Старая крепость», «Вера, надежда, любовь», «Любовь с первого взгляда», «К бояться страха — счастья нет», «Бронзовая птица», «Солдаты», «Если ты уйдешь», «Мягкие сапоги», «Табор уходит в рай», «Дикая охота на короля Стаха» |
80-е годы | «Копилка», «Любитель комиксов», «Андрей и чародей», «Случайность», «Искушение Дон Жуана», «Премьера в Сосновке», «Иванко и царь Поханин», «Двое на острове Слезы», «Возвращение бабочки», «Новые приключения янки при дворе короля Артура», «Этюды о Врубеле», «Мужчина для молодой женщины» |
90-е | «Ведьма», «Огр», «Меченый», «Сердца трех», «Лох — победитель воды», «Темные воды», «Анна Карамазова», «Белые одежды», «Притча о солнечном свете» » |
Мария Капнист до конца жизни сохранила прекрасную творческую форму. Фильмография ее — вот свидетельство. Она жила любимым делом — актерством, в жизни была открытой, честной, доброй и милосердной. Те, кто любил ее, любили. Внезапно оборвавшаяся жизнь актрисы была похожа на прерванный полет.
Отношения между Марией Ростиславовной и ее дочерью стали налаживаться только в конце 70-х (прошло время, чтобы она поняла, что ее мать прекрасный человек). Дотоле Рада признала только приемную мать (женщину тоже бедную, потерявшую родную дочь из-за самоуправства Лаврентия Берии), которая по-матерински любила и воспитывала ее.
Смертельное ДТП
Жизнь актрисы оборвалась внезапно. Как будто она не настоящая, а выдуманная каким-то писателем…
Октябрьской ночью 1993 года актриса Мария Капнист была сбита автомобилем, пытаясь пересечь проспект Победы возле киностудии Довженко. Подумав, она не заметила приближающуюся машину.
Врачи вспомнили: еще в больнице эта маленькая стройная женщина отличалась природным тактом и отсутствием честолюбия.