Лунная соната Бетховена
О, этот грандиозный цикл из 32 фортепианных сонат Бетховена! Такие разные — патетические, страстные, лунные, пасторальные, ранние, поздние… (Моё первое впечатление после прослушивания семинара по истории пианизма)
«Лунная соната» № 14, до#-минор
Спит моя большая синяя страна.
Над её снегами — синяя луна…
Словно кто-то с нами вдруг заговорит:
«Лунная соната» сердце озарит,—
Будто сам Бетховен в синеве ночной
Встанет лунной тенью здесь, передо мной…
«Лунная соната» говорит со мной.
«Лунная соната», синяя страна…
«Лунная соната», синяя луна…
Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты, и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было бы сыграть им «Лунную сонату»…
Все сочинения Бетховена в той или иной степени связаны с его биографией. Но ни одно из них не носит столь автобиографического характера, как «Лунная соната».
В 1801 году, когда возникла соната, душевное состояние Бетховена было сложным. Успех сопутствовал ему как пианисту и композитору. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах.
По одним преданиям, Бетховен написал «Лунную сонату» летом 1801 года, в Коромпе, в беседке парка имения Бруневиков, и потому сонату при жизни Бетховена иногда называли «Сонатой-беседкой». По другим предположениям, Бетховен работал над ней осенью того же года. Зимой 1801-1802 года появилось посвящение Джульетте Гвиччарди (итальянке, в которую Бетховен был безумно влюблён). «Лунной сонаты» — сочинения, в котором жизнь, творчество, пианистический гений Бетховена слились воедино, чтобы создать произведение удивительного совершенства.
Первая часть — в медленном движении, в свободной форме фантазии. Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам но, в конце концов, падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадежного отчаяния.
Но так только кажется. После первой части возникает маленькая часть, названная Бетховеном нейтральным словом Аллегретто , никак не поясняющим характер музыки: итальянский термин Аллегретто означает темп движения — умеренно быстрый. Что представляет собой эта лирическая часть, которую Ференц Лист назвал «цветком между двумя безднами»? Этот вопрос до сих пор волнует музыкантов. Одни считают Аллегретто музыкальным портретом Джульетты, другие вообще воздерживаются от образных пояснений загадочной части.
Как бы то ни было, Аллегретто своей подчеркнутой простотой представляет величайшие трудности для исполнителей. Здесь нет определенности чувства. Интонации допускают толкование от совсем непритязательной грации до заметного юмора. Музыка вызывает в памяти картины природы. Возможно, это воспоминание о берегах Рейна или пригородах Вены, народных праздниках.
После Аллегретто финал сонаты, в начале которого Бетховен сразу же предельно ясно, хотя и лаконично обозначает темп и характер — «очень быстро, взволнованно», — звучит как буря, все сметающая с пути. Вы сразу слышите четыре волны звуков, накатывающиеся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами — бушует стихия. Но вот вступает вторая тема. Верхний ее голос широк, певуч: жалуется, протестует. Состояние крайней взволнованности сохраняется благодаря сопровождению — в том же движении, что и при бурном начале финала. Именно эта вторая тема развивается дальше, хотя общее настроение не изменяется: беспокойство, тревога, напряжение сохраняются во всей части. Меняются лишь некоторые оттенки настроения. Иногда, кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы преодолеть страдания. Как апофеоз всей сонаты разрастается кода — заключительная часть финала. ЭТО — схватка человека с самим собой.
Финал — главенствующая часть сонаты и естественное завершение её драматических событий. Здесь всё, как в жизни, как случается у многих людей, для которых жить — значит бороться, побеждать страдания.
Лаконизм, естественность, органичность, простота распространяются на все части и элементы произведения. Всё в сонате логично, ясно и вместе с тем импровизационно, полно непосредственного чувства и идёт, пользуясь выражением Бетховена, «от сердца к сердцу».
Одна из центральных идей творчества Бетховена — способность человека к преодолению горестей, несгибаемость воли — находит совершенное воплощение в «Лунной сонате»: слушая сонату, вы оказываетесь во власти неумолимого движения музыки от внутреннего страдания к взрыву, протесту, к победе над бедой, несчастьем, к активному действию.
Написав сонату, Бетховен как бы подвёл итоговую черту значительному этапу жизни.
После измены Джульетты, которая предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга Марии Эрдеди. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой.
Лучший исполнитель Лунной сонаты, на сегодняшний день, на мой взгляд является Владимир Горовиц.
Теплоход «Лунная соната»
Лучшие прогулки по Москве-реке на теплоходе
-
Отправление: Северный речной вокзал, Ленинградское ш., д.51
-
Теплоход: четырехпалубный теплоход-пансионат
-
На борту:
-
Посмотреть каюты
от 17090
Галерея
О теплоходе
Будем отдыхать на большом теплоходе «Лунная соната». Построен он в 1988 году в Германии и с 2000 по 2002 год проходил модернизацию. К навигации 2020 года была изменена планировка и обновился дизайн основных палуб, кают и помещений. Теплоход вмещает до 300 гостей без учета команды экипажа. На данный момент «Лунная соната» считается одним из самых современных теплоходов повышенного комфорта в России.
1
Безопасность
Весь теплоход ежегодно проходит проверку технического состояния и соответствует всем параметрам качества речных пассажирских судов. Экипаж команды проходит регулярное обучение и повышение квалификации, а также обучен технике безопасности по обеспечению безопасности плавания. Для каждого гостя в самом начале круиза мы проводим инструктаж по технике безопасности.
2
Команда
В круиз вместе с вами отправляется целая команда во главе с капитаном, которая будет следить за комфортом гостей на протяжении всей поездки. Экипаж корабля обеспечивает вашу безопасность и контролирует всю техническую сторону. За развлечения на борту отвечает творческая команда артистов, а на все возникшие во время поездки вопросы вам ответят администраторы на палубах и директор круиза.
3
Комфорт
В каждой каюте теплохода есть спальные места, рассчитанные на размещение от 1 до 4 человек, а также ванные комнаты с душевой, туалетом, раковиной и зеркалом. В каютах всех категорий есть кондиционер, фен, холодильник, радио и телевизор с кабельным и спутниковым телевидением. В зависимости от выбранной каюты будут предложены дополнительные параметры. Если же во время круиза возник вопрос по оснащению каюты, вы круглосуточно можете обратиться к экипажу круиза на борту.
4
Развлечения
Программа круиза подразумевает четко составленный план питания и развлечений, который составляется индивидуально к каждой поездке. Точную программу с таймингом каждый гость узнает уже на борту, а пока можно ознакомиться со списком развлечений и активностей на теплоходе «Лунная соната».
На борту:
еда
бар
туалет
экскурсия
музыка
wifi
Mysteries of the Moonlight Sonata
Соната для фортепиано № 14 до-минор — одно из самых известных произведений Людвига ван Бетховена и, возможно, его единственное самое известное произведение для фортепиано (не считая «К Элизе»). Действительно, это, вероятно, одна из самых известных сольных фортепианных пьес, когда-либо написанных, если не самых известных .
В 1832 году, через пять лет после смерти Бетховена, немецкий музыкальный критик Людвиг Реллштаб опубликовал мнение, что первая часть сонаты напомнила ему отражение лунного света в Люцернском озере. С тех пор она широко известна как «Лунная соната».
Бетховен опубликовал «Лунную сонату» в 1802 году, в год, который пришелся почти на порог эпохи романтизма. В то время Бетховену было тридцать два года, и он уже страдал от потери слуха. Но на этом этапе его жизни нарастающая глухота не мешала его повседневной деятельности и еще не была известна и заметна публике.
Лунная соната во многом соответствует ожиданиям классической эпохи, а также содержит множество менее традиционных выражений, которые в конечном итоге характеризовали эпоху романтизма. Первая (медленная) часть, вдохновившая Реллстаба на прозвище «Лунный свет», является вечно популярной, но удивительно сложной пьесой для опытных пианистов.
«Лунный свет» — одно из немногих произведений Бетховена, написанных им как признанным композитором и написанных не по чьему-либо заказу. За пару лет до того, как он начал работать над произведением, он начал обучать двух сестер, Терезу и Жозефину Брунсвик. Он обучал девочек около года, когда их двоюродная сестра Джульетта Гвиччарди переехала в Вену со своей семьей и искала Бетховена в качестве преподавателя игры на фортепиано. Бетховен увлекся Гвиччарди и, сочинив «Лунный свет», посвятил ее ей. В конце концов Бетховен предложил жениться, но родители Гвиччарди не позволили им пожениться из-за низкого социального статуса Бетховена, непостоянной занятости и темпераментного характера. Он опубликовал сонату в 1802 году после того, как отношения закончились, и Гвиччарди вышла замуж за композитора Венцеля Роберта Галленбурга, которого ее родители считали более успешным и стабильным, в 1803 году.0005
Бетховен опубликовал свою сонату под итальянским названием «Sonata quazi una Fantasia», что переводится как «соната в духе фантазии». Бетховен при жизни не исполнял публично свою ныне известную сонату, играя ее только в частном порядке для избранных групп людей. В то время это не было редкостью. На самом деле Бетховен при жизни сыграл только одну из своих сонат на большом публичном концерте, потому что сонаты считались интимными произведениями, не подходящими для масштабных выступлений. Тем не менее, нетрадиционная пьеса Бетховена (как объяснено ниже) была воспринята очень положительно; настолько, что однажды он, как сообщается, заметил композитору Карлу Черни, что «они всегда говорят о сонате до-диез минор. Наверняка я написал и получше».
Большинство людей знакомы с первой частью сонаты. Однако именно форма общей трехчастной сонаты способствовала репутации произведения как уникального и нарушающего правила сочинения. Большинство классических сонат следовали схеме быстрой первой части, второй медленной части и быстрой третьей части. Тем не менее, первое движение Лунного света является медленным, второе движение несколько быстрее, а последнее движение яростно быстрым. (Если бы Бетховен еще не заработал себе респектабельную репутацию, его соната, возможно, не была бы так хорошо принята.)
Несмотря на разницу в темпе, первая часть, по крайней мере, примерно соответствует сонатной форме, основной элемент классического стиля. Форма сонаты включает в себя несколько отдельных музыкальных разделов, называемых экспозицией, развитием и перепросмотром (а иногда и кодой).
В экспозиции первой части мы сразу знакомимся с культовыми триолями (или наборами из трех нот), которые задают настроение, создавая повторяющуюся, задумчивую эстетику. Исходная тема (мелодия) довольно ограничена по диапазону и интересу, уделяя больше внимания гармонии. Развитие выводит музыку на новую гармоничную и глубоко эмоциональную территорию. Резюме возвращается к содержанию экспозиции с небольшими отличиями, призванными подготовить слушателя к концу. Первая часть включает в себя коду, которая напоминает идеи из предыдущих разделов, чтобы установить завершение.
Хотя первая часть «Лунного света» ни в коем случае не считается одной из самых технически сложных у Бетховена, тем не менее, она является сложной из-за эмоционально требовательного характера музыки. Чтобы передать навязчиво красивое настроение, которым по праву славится соната, адекватное исполнение должно установить баланс между оживленной динамикой и тонким ритмическим выражением.
Прослушивание нескольких известных записей Лунной сонаты — это эффективный способ собрать идеи и вдохновение для того, как вы, как творческий пианист, могли бы подойти к своей собственной уникальной интерпретации шедевра Бетховена.
Лунная соната | Библиотека Конгресса
Лунная соната
Добавить в мой плейлист
Просмотреть мой плейлист
Делиться
Вставить ссылку:
Ссылка на страницу:
Дополнительные ресурсы
Об этом изделии
Заголовок
- Лунная соната
Другое название
Сонаты, фортепиано, нет. 14, соч. 27, нет. 2, до# минор; Выборы; согласованный
Резюме
- Женское вокальное соло, мужской вокальный квартет, фортепиано и оркестр
Имена
Клайн, Олив — вокалистка — сопрано
Шоу, Эллиотт — вокалист — баритон-вокал
Бурдон, Росарио — дирижер
Харт, Чарльз — вокалист — тенор-вокал
Джеймс, Льюис — вокалист — тенор-вокал
Бетховен, Людвиг ван — Композитор
Гленн, Уилфред — вокалист — бас-вокал
Пастернак, Йозеф — Инструменталист — Фортепиано
Цезарь, Ирвинг — аранжировщик
Жанр
Классическая музыка
Размер носителя
- 12 дюймов
Записывающая этикетка
- Виктор
Каталожный номер записи
- 55194
Номер матрицы записи
- C-27058 (идентификатор матрицы)
Номер дубля записи
- 8
Дата записи
- 1922-12-29
Место записи
- Камден, Нью-Джерси
Репозиторий записей
- Источник оригинальной записи: Отдел специальных коллекций, Библиотека Дэвидсона, Калифорнийский университет, Санта-Барбара.
Консультант по правам
- Включение записи в National Jukebox, любезно предоставлено Sony Music Entertainment
Онлайн формат
аудио
изображение
Манифест презентации IIIF
- Манифест (JSON/LD)
Часть
- Отдел специальных коллекций, библиотека Дэвидсона, Калифорнийский университет, Санта-Барбара
(9683) - Национальный музыкальный автомат
(16 394) - Центр исследования звукозаписи
(16 627)
Этикетка
Виктор
Финики
1922 г.
Жанр
Классическая музыка
Категория
вокал
Местоположение
Камден
Нью-Джерси
Соединенные Штаты
Участник
Бетховен, Людвиг Ван
Бурдон, Росарио
Цезарь, Ирвинг
Гленн, Уилфред
Харт, Чарльз
Джеймс, Льюис
Клайн, Олив
Пастернак, Йозеф
Шоу, Эллиотт
Вокалист
Гленн, Уилфред
Харт, Чарльз
Джеймс, Льюис
Клайн, Олив
Шоу, Эллиотт
Композитор
Бетховен, Людвиг Ван
Субъект
Классическая музыка
Виктор
вокал
Язык
Английский
Права и доступ
Библиотека делает звукозаписи в Национальном музыкальном автомате доступными с разрешения правообладателей. В соответствии с Законом о модернизации музыки многие из этих записей станут общественным достоянием с 1 января 2022 года, когда все записи, опубликованные до 1923 года, станут общественным достоянием и будут доступны для свободного использования и повторного использования. Записи опубликованы между 1923 и 1946 затем охраняются в течение 100 лет, а записи, опубликованные между 1947 и 1956 годами, охраняются в течение 110 лет. Кроме того, некоторые элементы в музыкальном автомате, такие как Victrola Book of the Opera, в настоящее время находятся в общественном достоянии и могут свободно использоваться и повторно использоваться. Этикетки для дисков, которым более 95 лет, теперь находятся в общественном достоянии и могут свободно использоваться и повторно использоваться. Библиотека представляет более свежие этикетки дисков с разрешения или на условиях добросовестного использования.
Вы несете ответственность за принятие решения о законности использования вами предметов из этой коллекции. Вам потребуется письменное разрешение от правообладателей на копирование, распространение или иное использование материалов, защищенных авторским правом, за исключением случаев, когда это разрешено добросовестным использованием или другими исключениями, предусмотренными законом. Некоторые материалы могут охраняться международным правом. Вам также может потребоваться разрешение от обладателей других прав, таких как право на публичное использование и/или право на неприкосновенность частной жизни.
Кредитная линия: Библиотека Конгресса, Национальный музыкальный автомат.
Подробнее об авторских правах и других ограничениях.
Для получения рекомендаций по составлению полных ссылок обратитесь к Citing Primary Sources.
Процитировать этот товар
Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как
для удобства и может быть неполным или точным.
Чикагский стиль цитирования:
Клайн, Олив, Эллиотт Шоу, Розарио Бурдон, Чарльз Харт, Льюис Джеймс, Людвиг Ван Бетховен, Уилфред Гленн, Йозеф Пастернак и Ирвинг Цезарь.