Лабковский как справиться с агрессией: «Ты чего такой злой?» Михаил Лабковский о том, как подавлять агрессивных людей

Содержание

Как бороться с агрессией / Болезни, при которых человек может проявлять агрессию — 22 мая 2022

Испытывать агрессию время от времени — нормально, ненормально — не уметь владеть собой и направлять ее на других людей

Поделиться

Испытывать агрессию время от времени — абсолютно нормально: всем живым людям присущи эмоции, притом не только положительные, рассказывает «Доктор Питер». Ненормально — не брать свои чувства под контроль и направлять злобу на окружающих.

Порой агрессия может выступать симптомом опасной болезни. Подробнее об этом рассказал врач-психиатр Александр Мещеряков.

По словам специалиста, лишь в 12% случаев агрессия связана с психическими расстройствами.

У животных агрессивное поведение, как правило, связано с защитой собственных территорий, себя и потомства. По этой причине у них агрессия чаще всего проявляется в виде показательной демонстрации.

А вот у людей агрессия может случиться просто так: вроде ничего не угрожает, а злость всё равно есть.

Агрессию можно разделить на несколько типов:

  • Вербальная: выражается в словах;
  • Невербальная: мимика, позы, взгляд;
  • Физическая: тут всё понятно — человек лезет в драку;
  • Аутоагрессия: вид агрессии, направленный на самого себя.

В своем телеграм-канале Мещеряков перечисляет болезни и состояния, при которых у человека могут быть вспышки агрессии:

  • Алкогольное опьянение и алкоголизм;
  • Расстройства личности;
  • Эпилепсия и эпилептоидность.
  • Гипертиреоз;
  • Опухоли головного мозга;
  • Последствия черепно-мозговых травм;
  • Деменция;
  • Биполярное аффективное расстройство.

Как отмечает популярный психолог Михаил Лабковский, гнев и злость — естественная реакция человеческой психики на травмирующие события. Негативные эмоции не нужно подавлять, им нужно искать экологичный выход.

Ударить другого или начать поливать грязью незнакомцев в интернете — не слишком экологичные способы справиться с гневом.

По словам Лабковского, с гневом поможет справиться всё, что имитирует агрессивное действие в безопасной среде. Например, можно попробовать:

  • Бегать;
  • Заниматься спортом;
  • Искромсать ножницами лист бумаги;
  • Разбить или сломать старый ненужный предмет

А что если вы заметили, что агрессивно себя ведет ваш ребенок?

По словам Анны Васильевой, психотерапевта, руководителя международного отдела НМИЦ им. Бехтерева, не во всех случаях детская агрессия — это плохо. Существует так называемая «конструктивная агрессия», и без нее любому человеку будет трудно достичь успеха в жизни: этот вид эмоций помогает отстаивать свою позицию.

Однако детей нужно тоже учить владеть собственными эмоциями. Отрегулировать детскую агрессию помогут спорт и игры во дворе со сверстниками.

В стрессовой ситуации бывает непросто совладать со своими чувствами. Однако нередко бывает, что успокоиться надо как можно быстрее. Что для этого можно сделать — читайте здесь.

По теме

  • 05 апреля 2023, 17:00

    «Да какая депрессия, он же улыбается». Врач развенчивает мифы о самом популярном психическом расстройстве

  • 05 июля 2023, 12:00

    Голова кругом? 5 неочевидных признаков тревожного расстройства, которые незаметно портят вам жизнь

  • 23 апреля 2023, 10:00

    Странные фразы и необычное поведение: эти симптомы говорят о приближающейся деменции

  • 21 февраля 2023, 22:00

    Не сидит у ларька в лохмотьях: ученые описали типичного российского алкоголика — спорим, вы его иначе представляли

  • 03 марта 2023, 18:00

    Дома начнем? Почему нельзя разогреваться алкоголем перед походом в бар — отвечает нарколог

Дарья Балясникова

АгрессияЗлость

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ0

Гость

Войти

Пассивная агрессия: что собой представляет, как распознать и справиться

Опубликовано:

  • nur.kz/family/self-realization/1907007-passivnaya-agressiya-chto-soboy-predstavlyaet-kak-raspoznat-i-spravitsya/»>

Что такое пассивная агрессия: Pexels

Сколько раз приходилось слышать «Мне все ясно!», «Делай как знаешь»? Они совершенно не безобидные. Эти фразы — индикаторы скрытой агрессии. Известный психолог Михаил Лабковский, психоаналитик Анастасия Мостовская и другие объясняют причины такого поведения и подсказывают способы борьбы с пассивной агрессией.

Что такое пассивная агрессия

Когда злость не высказывается напрямую, она находит выход в форме недовольства, попытке вызвать чувство вины, в язвительных шуточках. Подобное поведение — проявление пассивной агрессии. Что подразумевает это понятие и каковы причины такого поведения?

Значение и история появления термина

Пассивная агрессия ― особая модель поведения, при которой человек склонен подавлять естественные проявления гнева. Агрессию он выражает косвенно ― посредством неявных оскорблений, отказа выполнять просьбы, упрямства, угрюмого поведения.

Впервые этот термин использовал во время Второй мировой войны американский полковник и военный психиатр Уильям Меннингер. В ходе работы он столкнулся с подавленными и угрюмыми солдатами, многие из которых не хотели выполнять приказы и часто обижались. Меннингер посчитал такое поведение реакцией на рутину и вызванную ситуацией нервозность.

Опытный психотерапевт Джастин Барисо описывает пассивную агрессию как ненавязчивое выражение негативных чувств (обиды, гнева, злости). Для такой манеры поведения автор книги «EQ. Эмоциональный интеллект на практике» считает характерным:

  • избегание честного разговора;
  • постоянное пребывание в хмуром настроении;
  • нежелание признать собственный гнев;
  • показательное молчание и нежелание говорить;
  • сарказм в ответ на любую фразу;
  • прокрастинацию;
  • намеренно плохое исполнение полученных заданий.

Отметим, что при длительном подавлении гнева у человека может развиться расстройство личности, которое повлечет за собой проблемы с выражением эмоций и сложности в отношениях. Пассивная агрессия может стать причиной проблем со здоровьем, ведь подавление эмоций часто приводит к различным психосоматическим заболеваниям, например язвенной болезни или вегетативным расстройствам.

Что такое пассивная агрессия: Pexels

Причины пассивной агрессии

Причинами пассивно-агрессивного поведения могут стать разные факторы:

  • Ситуация. Человек попадает в определенные рамки, в которых проявление агрессии социально неприемлемо. Например, общение с деловыми партнерами, семейные отношения или, как считает бизнес-тренер Марина Сулимова, поведение с грубым деспотичным начальником.
  • Собственный выбор. Пассивная агрессия дается человеку на порядок легче, чем напористость и открытое проявление эмоций. Она позволяет справиться с эмоциями в тот момент, когда трудно или страшно постоять за себя. При этом сталкиваться с непосредственным источником гнева человеку не приходится. В результате пассивно-агрессивное поведение служит своеобразным механизмом защиты.
  • Воспитание. Самой частой причиной пассивно-агрессивного поведения считаются детские привычки. Скрытые агрессоры растут в семьях, где открытое проявление эмоций не поощрялось или запрещалось. За любое возражение родителям ребенку приходилось выслушивать длительные тирады о том, что он ничего не понимает, ничего не заслуживает.

Взрослые, таким образом, всячески дают понять, что ребенок плохой. В результате он растет с искренней уверенностью в своей неправильности и начинает подсознательно саботировать любые отношения — сначала с родителями, потом с коллегами, друзьями и партнерами. При этом с виду остается белым и пушистым, ведь не проявляет никакой агрессии и эмоций.

В книге «Когнитивная психотерапия расстройств личности» американские психотерапевты Аарон Бек и Артур Фримен отмечают, что независимо от причин появления пассивной агрессии, человеком с такой моделью поведения движет негативизм и желание идти по пути наименьшего сопротивления.

Любые просьбы в свой адрес он рассматривает как чрезмерную требовательность и назойливость. В результате автоматически сопротивляется выполнять их. Оценить сложность задания человек при этом не пытается.

Как распознать пассивную агрессию и противостоять ей

Открытая агрессия понятна и недвусмысленна. При ее проявлении неправильно оценить настроение человека довольно трудно.

С пассивной агрессией все обстоит иначе. Она проявляется куда менее очевидно. Каковы типичные признаки гнева в этом случае и как противостоять пассивному агрессору?

Как отличить пассивно-агрессивного человека

Пассивные агрессоры выплескивают гнев на окружающих, не оставляя физических доказательств. Однако существует ряд признаков пассивно-агрессивного поведения человека.

Доказательством внутреннего недовольства и сдерживаемого гнева служит:

  • регулярное откладывание дел на потом;
  • склонность не доделывать начатое;
  • проявление безразличия к окружающим и их потребностям;
  • попытки вызвать чувство вины;
  • едкие комментарии и саркастические выражения;
  • сомнительные комплименты;
  • неявные попытки обидеть;
  • хронические опоздания;
  • попытки избегать конфликтов любыми доступными способами.

Одна из главных манипулятивных стратегий пассивных агрессоров ― показательное молчание. Человек отмалчивается, якобы избегая конфликта. Однако на деле такое поведение действует на нервы и выводит партнера из равновесия.

Кроме того, пассивные агрессоры часто бубнят, тихо жалуются и досадуют на ситуацию.

Как распознать пассивно-агрессивное поведение: Pexels

Как бороться

Многие люди не подозревают, что проявляют пассивную агрессию в адрес близких, друзей, коллег. Однако окружающим не становится легче от этого, ведь им приходится противостоять такому поведению.

Существует несколько стратегий взаимодействия с пассивными агрессорами. Главная из них ― не поддаваться на провокацию и не реагировать на пассивно-агрессивное поведение бурными эмоциями, гневом. Согласитесь, что подсознательно любой скрытый агрессор стремится вывести вас из себя.

При столкновении с пассивной агрессией дома или на работе Михаил Лабковский советует:

  1. Не критикуя, укажите человеку на его агрессию, подчеркивая сказанное конкретными фактами. Скрытые агрессоры часто игнорируют эту эмоцию. Поэтому фраза «Мне кажется, что ты злишься из-за моей просьбы» поможет человеку осознать свое поведение.
  2. Распознавать сигналы пассивно-агрессивного поведения в партнере. Это может быть уход от обсуждения проблемы, опоздания, сплетни или саркастические шуточки.
  3. Принимать сопротивление и заставлять человека внешне проявлять свой гнев. На первых порах агрессор будет отрицать это чувство. Если это произойдет, отнеситесь к нему с пониманием, не спорьте и не доказывайте свою правоту. Закройте тему и дайте партнеру понять, что уважаете его чувства. В дальнейшем он начнет вам доверять и перестанет скрывать реальные эмоции.

Еще один способ взаимодействия со скрытыми агрессорами ― предложить помощь. Люди часто не замечают своего пассивно-агрессивного поведения. После очередного конфликта попробуйте поговорить о произошедшем открыто. Покажите, что понимаете человека и предложите обратиться к психологу, который научит грамотно обращаться с гневом и неудовольствием.

Как перестать быть пассивным агрессором

Люди склонны воспринимать агрессию негативно. Однако это чувство совершенно нормально. В разумных пределах оно позволяет защитить свое личное пространство. К примеру, умение говорить нет ― это тоже проявление агрессии, которое часто спасает от нежелательных действий, обязательств.

Накопленная скрытая агрессия, наоборот, ведет к деструктивному поведению и серьезным расстройствам личности. Чтобы избежать подобного результата, агрессию необходимо проработать. Для этого психоаналитик и преподаватель Московского института психоанализа Анастасия Мостковская рекомендует:

  • Разрешайте себе злиться. Не стоит пугаться агрессии и подавлять ее.
  • Научитесь «ловить» себя на агрессии. Внимательно следите за собственным телом и учитесь понимать, как оно сигнализирует о злости (напряжение в мышцах, определенное выражение лица, поза, сжатые кулаки).
  • Задайте себе вопрос, какая потребность стоит за этой эмоцией и на кого именно злитесь? Возможно, бурно реагируете не на текущую ситуацию, а на воспоминания о пережитом раньше.
  • Согласитесь с тем, что имеете право на агрессию. Это не хорошо и не плохо. Это чувство, без которого мы не смогли бы добиться целей, защитить личное пространство, брать свое.

Главное ― не копите обиды и найдите допустимые для себя способы выразить внутреннюю агрессию.

Пассивная агрессия ― специфическая манипулятивная манера поведения, при которой человек подавляет свои истинные эмоции. Сдерживаемый гнев выливается на окружающих в форме саркастических комментариев, молчания или нежелания выполнять обещанное. Противостоять такому поведению можно, действуя осознанно и не реагируя на происходящее ответной агрессией.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1907007-passivnaya-agressiya-chto-soboy-predstavlyaet-kak-raspoznat-i-spravitsya/

Борьба с агрессией | SkillsYouNeed

К сожалению, многим из нас приходится иметь дело с агрессивными людьми, будь то на работе или в повседневной жизни. Родители с маленькими детьми часто ежедневно сталкиваются с разочарованием и агрессией, но справиться с этим может быть гораздо легче, чем с агрессией другого взрослого! В конце концов, не совсем приемлемо давать взрослому «тайм-аут», даже если вы думаете, что это, вероятно, поможет вам обоим.

В случае агрессии важно правильно реагировать. Гневный ответ почти наверняка приведет к эскалации ситуации и усложнит разрядку, что почти наверняка подтвердят родители малышей. На этой странице представлены некоторые предложения о том, как справляться с агрессией в других, в частности, с помощью как вербального, так и невербального общения.


Первая линия защиты — самоконтроль

Агрессия часто связана с глубокими эмоциональными реакциями: это реакция на угрозы или гнев. Поэтому он вызывает эмоциональную реакцию у других людей.

Если вы собираетесь эффективно справляться с агрессией других, важно, чтобы вы понимали и могли управлять своими эмоциональными реакциями.

Например, вам нужно знать, какое поведение или человек вызывает у вас чувство гнева и потенциальной агрессии. Какие виды поведения вызывают у вас «прямо в носу»? Вам также необходимо понять, как вы реагируете, а затем научиться контролировать свои чувства и следить за тем, чтобы ваша реакция соответствовала обстоятельствам.

Подробнее об этом можно прочитать на нашей странице Распознавание эмоций и управление ими . Вы также можете найти наши другие страницы на Emotional Intelligence полезными.

Правильный ответ может помочь другому человеку управлять своими эмоциями, даже бессознательно. Например, напористый ответ (вместо пассивного или агрессивного) может помочь другому человеку стать более напористым, а не агрессивным.

Подробнее об этом на наших страницах Напористость и особенно на нашей странице Как справиться с неассертивным поведением .

Одна из самых важных вещей, которую нужно понять, это то, что это, вероятно, не личное: вы просто находитесь на «линии огня». Поэтому вам не нужно принимать это на свой счет и защищаться, потому что это не критика в ваш адрес.

Как важно слушать и принимать

Мы все хотим, чтобы нас слушали, особенно когда мы говорим о чем-то важном для нас.

Одним из основных триггеров агрессии является чувство разочарования или гнева.

Вы можете распознать эти эмоции в ком-то еще, или вы можете вступить в контакт с кем-то, кто проявляет признаки агрессии (подробнее об этом см. на нашей странице Что такое агрессия? ).

При этом важно дать другому человеку время для полного самовыражения . Послушайте, что они говорят, и побудите их рассказать вам о проблеме. Открытый, дружелюбный подход помогает определить ваши отношения как отношения поддержки, а не конфронтации. Проявите сочувствие и понимание их ситуации.

СОВЕТ!


Особенно полезно распознавать и отражать эмоциональные реакции другого человека. Это показывает, что вы поняли не только ситуацию, но и их чувства. Вы также можете сказать, как вам жаль, что они так себя чувствуют.

Например:

» Я вижу, что это вас очень рассердило, и я не удивлен. Звучит действительно ужасно. »
« Я могу сказать, что ты очень расстроен этим. Мне очень жаль, что тебя заставили так себя чувствовать».

Следует проявлять осторожность, чтобы не подкреплять агрессивное поведение, особенно гневным или оборонительным поведением.



Факторы, снижающие агрессивное поведение

Существует ряд факторов, снижающих склонность человека к агрессивному поведению. Они могут быть связаны с человеком, окружающей средой или другими вовлеченными людьми.

Например, люди, довольно пассивные по своей природе, с меньшей вероятностью станут агрессивными. Люди также менее склонны к агрессии, если у них есть опыт агрессивного поведения без вознаграждения, или они считают, что агрессия вряд ли поможет.

Люди также с меньшей вероятностью станут агрессивными, если они:

  • Чувствуют себя в безопасности и в безопасности;

  • Ожидайте, что к вам будут относиться с уважением, возможно, из-за предыдущего опыта в этой среде или с этим человеком;

  • Понимать ожидаемое поведение или социальные нормы; или

  • Способны эффективно общаться.

Спокойная обстановка, в которой большинство людей чувствуют себя комфортно и где к людям относятся с уважением, с меньшей вероятностью вызовет агрессию. Также намного сложнее проявлять агрессию, если все вокруг ведут себя спокойно и уважительно по отношению друг к другу и к вам.

Если вы работаете в организации, которой регулярно приходится иметь дело с агрессивными людьми, вам может быть полезно подумать, можете ли вы внести какие-либо изменения в окружающую среду, которые могут снизить вероятность агрессии.

Например, менее формальная среда или более эгалитарный подход могут быть менее пугающими и, следовательно, менее опасными, чем столы и барьеры. Предложение чашки чая или стакана воды в качестве рутинной части встречи также может помочь построить отношения заботы с самого начала. Такая простая вещь, как размещение экрана компьютера так, чтобы другой человек мог его видеть, может помочь сделать отношения более равными, особенно если вам нужно делать записи во время встречи.

Разрядка агрессии в других

Существует ряд методов борьбы с агрессией, включая как вербальное, так и невербальное поведение.

Эти техники будут особенно полезны всем, кому приходится справляться с агрессией в ходе своей профессиональной деятельности.

Невербальное поведение, которое может помочь разрядить агрессию, включает:

  • Понимание собственного языка тела и демонстрация неугрожающей, открытой позы.

  • Поддерживайте зрительный контакт, но следите, чтобы он не выглядел конфронтационным.

  • Двигаться медленно и уверенно. Старайтесь, чтобы ваши физические движения были спокойными.

  • Уважение личного пространства другого человека.

Вербальное поведение, которое способствует уверенным ответам, включает:

  • Слушание того, что говорит другой человек, и принятие, признание и подчеркивание положительных аспектов сказанного, не преуменьшая отрицательных.

  • Демонстрация уважения через вежливые формальности, но стремление к фамильярности.

  • Проявление понимания и сопереживания человеку путем отражения, прояснения и обобщения его мыслей и чувств.

  • Избегайте любых выражений силы, например: «Вы должны успокоиться».

  • Побуждение другого лица взять на себя ответственность за свое поведение и направить его в более творческие или позитивные формы, например, путем подачи письменной жалобы, а не словесной критики кого-либо/организации.

См. также наш раздел: Настойчивость


Преодоление агрессии после события

Реакция людей на опыт агрессии других людей сильно различается.

Реакция человека может зависеть от многих факторов, таких как предыдущий опыт и подверженность агрессии, воспитание, нормы поведения, пол, культура, возраст, здоровье и ожидания, а также физиологические различия и реакция на стресс в целом.

Способы борьбы с агрессией после ее возникновения включают:

  • См. любые руководства вашей организации .

  • Сообщить о событии руководителю.

  • Расскажите другим о своем опыте . Выражение чувств и реакций может помочь вам смириться с тем, что произошло, и понять, что многие такие реакции являются нормальной реакцией на враждебное поведение.

  • Попытайтесь проанализировать, что произошло, почему другой человек вел себя так, а не иначе, и вашу реакцию. Обсудите это с руководителем или другим членом вашей организации.

  • Применять на практике методы управления стрессом и методы релаксации .

  • Помните о возможных симптомах, которые могут последовать за таким опытом , например. чувство беспокойства, нарушенный сон, постоянное воспоминание о событии, повторяющиеся сны, физические реакции, депрессия или трудности с концентрацией внимания.

  • Не преуменьшайте стресс события ни для себя, ни для других. Не позволяйте другим относиться к нему как к незначительному. Если это вас огорчает, важно с этим справиться.


Последняя мысль

Чтобы понять агрессивное поведение, людям важно распознавать свои собственные чувства и то, как они реагируют и справляются с агрессией — как в себе, так и в других. Первая линия защиты — это определенно не нападение, в данном случае — это самоконтроль.

Если вы слушаете людей и относитесь к ним как к человеческим существам, это может очень помочь вам разрядить агрессию в других. Очень немногие люди на самом деле хотят, чтобы был злым и агрессивным.


11 Терапевтические методы управления гневом и вмешательства

«Я видел красный цвет».
«Он перегорел предохранитель».
«Это заставило мою кровь закипеть».
«Она вылетела из-под контроля».
«Они загнали меня на стену».

Это всего лишь несколько образных идиом, которые мы используем для описания чувства гнева. Они не рисуют очень красивую картину, не так ли?

Хотя гнев и считается источником спокойствия, у него есть важная функция. Если выражать гнев конструктивно, гнев может быть действительно полезен в обществе.

Несмотря на то, что гнев является обычной и естественной эмоцией, многим людям трудно эффективно справляться с гневом или выражать его конструктивным образом. Гнев может стать серьезной проблемой, если с ним бороться агрессивными и насильственными средствами.

В этой статье мы расскажем о психологии, лежащей в основе управления гневом, и о том, как работает терапия управления гневом, а также поделимся вмешательствами, которые вы можете использовать, чтобы помочь клиентам развить свои навыки управления гневом и осознанность.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на позитивные отношения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам построить здоровые отношения, обогащающие жизнь.

Эта статья содержит:

  • Психология управления гневом
  • 12 симптомов проблемного гнева у взрослых
  • Что такое лучшая терапия гнева?
  • Как работает терапия управления гневом?
  • 3 лучших совета по вмешательству и консультированию
  • Почему важна терапия управления гневом?
  • Ресурсы PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Психология управления гневом

Гнев часто изображают как «плохую», безрассудную или бесполезную эмоцию. Но хотя гнев иногда может привести к более деструктивному поведению, он выполняет важную функцию самозащиты, которая может принести пользу обществу (Lambert, Eadeh, & Hanson, 2019). ).

Почему мы злимся?

Мы злимся, когда видим несправедливость, считаем, что с нами поступили несправедливо, или сталкиваемся с провокацией, которая бросает вызов нашим ценностям или принципам (Lambert et al., 2019; Thomas, 2001).

Враждебность отличается от гнева и обычно понимается как стойкое негативное отношение к другим и миру (Thomas, 2001).

Гнев может варьироваться по интенсивности от легкого раздражения до огнедышащей ярости (Staicu & Cuţov, 2010) и может вызывать изменения в физиологии, такие как повышение артериального давления (Lochman, Palardy, McElroy, Phillips, & Holmes, 2004).

Источники гнева могут быть внешними или внутренними. Некоторыми примерами внешних триггеров гнева могут быть:

  • Чувство несправедливости со стороны вашего начальника
  • Вера в то, что романтический партнер воспринимает вас как должное
  • Отказ в равном доступе к ресурсу на незаконных основаниях, таких как ваш пол, возраст или раса

То, что именно заставляет вашу кровь кипеть, уникально, и многие факторы могут влиять на то, как вы чувствуете, выражаете гнев и справляетесь с ним, в том числе:

  • Приобретенное поведение (например, наблюдение за тем, как родители выражают гнев)
  • Генетическая предрасположенность
  • Окружающая среда и опыт
  • Трудности с решением проблем (Hendricks, Bore, Aslinia, & Morriss, 2013)

Почему гнев полезен

Гнев — это красный флаг, который позволяет нам узнать, когда произошло что-то несправедливое и необходимо принять меры для его исправления (Lambert et al. , 2019). Когда это уместно и пропорционально, гнев может быть полезен, если он побуждает нас справиться с предполагаемой угрозой или исправить несправедливую ситуацию (Lambert et al., 2019).; Томас, 2001).

Гнев может привести к насилию, но эти термины не являются синонимами. Люди могут причинять вред другим, не злясь, а гнев не всегда заканчивается агрессией или насилием. Если гнев можно выразить конструктивно, это может даже снизить вероятность агрессии, если можно будет принести извинения и восстановить отношения (Thomas, 2001).

Различия в управлении гневом

Наши личные убеждения, принципы и ценности определяют то, что мы воспринимаем как угрожающее или несправедливое в мире. Источник сильного гнева для одного человека может даже не регистрироваться на радаре другого (Thomas, 2001).

Негативный или травмирующий опыт в чьем-то прошлом может по разным причинам предрасполагать человека к проблемам управления гневом. Если вас подвели или оскорбили близкие вам люди, вам может быть труднее доверять людям и полагаться на лучшее в других. Другие проблемы с психическим здоровьем или низкая самооценка также могут способствовать трудностям в управлении гневом (Priory, 2020).

Наши способности справляться с гневом и выражать его также различаются. Некоторые люди изо всех сил пытаются справиться с гневом в данный момент и могут быть не в состоянии успокоиться. Другим людям может быть трудно спокойно и уважительно выражать свои эмоции (Priory, 2020).

12 Симптомы проблемного гнева у взрослых

В настоящее время не существует клинических критериев для диагностики проблемного гнева, но некоторые модели поведения, которые могут указывать на проблемы с управлением гневом, включают следующее:

  1. Трудности управления и выражения эмоций здоровыми способами
  2. Проблемы в социальных, романтических или рабочих отношениях из-за поведения, вызванного гневом
  3. Злоупотребление психоактивными веществами и/или зависимость
  4. Обращение гнева к себе через самоповреждение или социальную изоляцию
  5. На способность работать или учиться влияет гнев или связанное с ним поведение
  6. Трудность вести переговоры или спокойно договариваться с другими
  7. Гнев интенсивен и/или возникает очень часто
  8. Очень быстро приходит в ярость
  9. Злые чувства продолжаются долго
  10. Становится очень сердитым или жестоким при употреблении алкоголя
  11. Жестокое, антиобщественное или агрессивное поведение
  12. Возникновение проблем с правоохранительными органами из-за поведения, связанного с гневом (Lench, 2004; Priory, 2020; Thomas, 2001)

В конечном счете, если гнев не служит вашим интересам, здоровью или отношениям и/или вызывает проблемы в вашей жизни, он, скорее всего, дисфункционален (Lench, 2004).

Терапия управления гневом изменила ситуацию – установите связь

Какая терапия гнева лучше всего?

Большинство исследований, посвященных терапии управления гневом, были сосредоточены на когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), и поэтому КПТ была доминирующей формой терапии в этой области (Lee & DiGiuseppe, 2018).

КПТ и управление гневом

КПТ подчеркивает важные связи между нашими чувствами, мыслями и убеждениями, которые у нас есть, и поведением, которое мы осуществляем, и является высокоэффективным методом лечения психиатрических и неклинических групп (Lee & DiGiuseppe, 2018).

Метаанализ, объединяющий 50 исследований и 1640 участников, показал, что у людей, получавших когнитивно-поведенческую терапию гнева, были более положительные результаты, чем у 76% людей, не получавших лечения (Beck & Fernandez, 1998).

КПТ-вмешательства по управлению гневом оказались эффективными при оказании помощи различным группам населения, таким как люди с высоким кровяным давлением, разгневанные водители, заключенные, студенты колледжей, полицейские и родители (Deffenbacher, Oetting & DiGiuseppe, 2002).

Как работает терапия управления гневом?

КПТ-вмешательства по управлению гневом обычно нацелены на эмоциональные и физиологические элементы гнева, когнитивные (мыслительные/поведенческие) процессы, вызывающие дисфункциональный гнев, и/или социальные и коммуникативные навыки (Deffenbacher et al., 2002).

Вмешательства, основанные на релаксации

Вмешательства, основанные на релаксации, связаны с эмоциональным и физиологическим переживанием гнева.

Люди учатся расслабляться, чтобы справляться с гневом и снижать возбуждение. Нахождение в более расслабленном состоянии ума может помочь людям обдумать свое поведение и использовать свои навыки в управлении конфликтами и решении проблем (Deffenbacher et al. , 2002).

Прививка от стресса

Во время обучения прививке от стресса люди репетируют внутренний диалог, чтобы показать, как они справятся с ситуацией, вызывающей гнев.

Они могут создать репертуар копирующих утверждений или продумать, как они будут бороться с негативными оценками ситуации.

Практикуя этот самоуправляемый диалог, они могут начать подходить к ситуациям с большим самоконтролем и меньшим уровнем возбуждения (Deffenbacher et al., 2002).

Когнитивная реструктуризация

Когнитивная реструктуризация начинается с миссии по поиску ошибок, когда клиентам помогают распознать дисфункциональные или предвзятые убеждения и мыслительные процессы, которые приводят к гневу, такие как чрезмерно персонализированные комментарии других или бесполезные убеждения, такие как «люди никогда меня не слушают».

Затем клиентам оказывается поддержка в развитии альтернативных мыслительных процессов, которые являются более полезными, рациональными и соответствующими реальности (Deffenbacher et al. , 2002).

Обучение социальным навыкам

Мероприятия по развитию социальных навыков направлены на уменьшение деструктивного и антагонистического поведения и помогают людям развить более сильные навыки общения и управления конфликтами.

Клиенту оказывается помощь в развитии таких навыков, как умение слушать и настойчивость, размышления о влиянии своего поведения на других и умение вести переговоры (Deffenbacher et al., 2002).

Способность более эффективно общаться может уменьшить гнев сам по себе, а улучшение навыков справляться с ситуациями, вызывающими гнев, может остановить развитие конфликта (Deffenbacher et al., 2002).

Загрузить 3 бесплатных набора инструментов для эмоционального интеллекта (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

3 Лучшие советы по вмешательству и консультированию

Существует множество способов помочь клиентам замечать, выражать и управлять своим гневом более конструктивным образом. Важно отметить, что терапия управления гневом вряд ли подойдет людям с определенными состояниями, такими как неврологические расстройства, психозы, расстройства личности или паранойя (Thomas, 2001).

Ниже мы перечислили некоторые вмешательства, которые могут быть полезны при работе с человеком, страдающим проблемным гневом.

Отступить, переосмыслить, ответить

Это простое вмешательство помогает клиентам подумать о том, как они могут отложить гневную реакцию на ситуацию. Типичная негативная реакция состоит в том, чтобы отреагировать (например, накричать на кого-то), отступить (убрать себя из ситуации или быть удаленным), а затем переосмыслить (пересмотреть свои действия и то, что вы могли бы сделать по-другому) после того, как ущерб нанесен.

Чтобы разорвать этот негативный цикл, вы можете помочь клиенту понять, как он может изменить эту привычную реакцию, чтобы сначала уйти в мысленное пространство, переосмыслить событие, а затем отреагировать более обдуманно (Schimmel & Jacobs, 2011).

Техника 11/7

В самый разгар момента клиентам может быть полезно воспользоваться испытанной на практике дыхательной техникой управления гневом, которая поможет им расслабиться, очистить разум и активировать парасимпатическую («отдых и переварить») нервную систему (Tyrrell, 2018).

Помогите вашему клиенту практиковать эти шаги, когда он в следующий раз почувствует гнев:

  • Остановитесь и сосредоточьтесь на своем дыхании
  • Вдохните, чтобы быстро сосчитать до 7
  • Выдохните, чтобы быстро сосчитать до 11
  • Продолжайте не менее 1 минуты
  • Подумайте о последствиях ответа из этого более спокойного места (Тиррелл, 2018)

7 шагов Нормана Коттерелла для гнева

Норман Коттерелл, доктор философии, старший клинический врач Института когнитивно-поведенческой терапии Бека и выступает за семиэтапное вмешательство для управления гневом.

Подготовка: анализ затрат и результатов

Перед тем, как углубиться в интервенции, Cotterell (2021) предлагает простой способ дать клиентам возможность решить проблему проблемного гнева — провести анализ затрат и результатов.

Вот как это делается:

  • Попросите клиента записать качества человека, который управляет своим гневом так, как ему нравится.
  • Затем попросите их взвесить издержки и преимущества того, чтобы быть похожим на этого человека, а также издержки и преимущества гнева.
  • Попросите клиента дать оценку важности каждой из затрат и преимуществ.
  • В конце подсчитайте баллы и спросите клиента, перевешивают ли затраты выгоду от продолжения гнева. Сделайте то же самое с затратами/выгодами того, чтобы быть похожим на человека, которым они восхищаются. (Коттерелл, 2021)
Шаг 1. Какое правило «должен» нарушено?

Гнев возникает, когда нарушается одно из наших правил «должен»; например, «Они должны быть честны со мной» или «Он должен перезвонить мне». Признание того, какое правило нарушено, дает нам выбор: принять то, что произошло, или продолжать бороться с этим.

Правила «должны» также намекают на наши положительные ценности, над которыми может быть полезно поразмыслить. Например, «он должен заплатить за половину» может показать, что вы заботитесь о справедливости и равенстве (Cotterell, 2021).

Затем клиента просят подумать о том, чего он хотел бы для себя в долгосрочной перспективе и как он может конструктивно справляться с ситуациями, нарушающими правила, при этом действуя в соответствии со своими ценностями (Cotterell, 2021).

Шаг 2: Что обидно или страшно в нарушении этого правила?

Узнайте, почему обидно, когда кто-то нарушает ваши правила. Что это сигнализирует вам? Подтверждает ли это негативные убеждения, которые у вас есть о других или о себе?

Здесь полезно изучить доказательства их убеждений и рассмотреть более полезные способы интерпретации поведения других (Cotterell, 2021).

Шаг 3: «Горячие мысли»

Определите мысли, которые являются очень «горячими» или эмоциональными, и попытайтесь изменить реактивные мысли; например, измените «Он идиот» на более рефлексивную мысль «Он совершил честную ошибку» (Cotterell, 2021).

Шаг 4: Гнев

Научиться справляться с возбуждением, связанным с гневом, можно с помощью классических практик релаксации, таких как визуализация и прогрессивная мышечная релаксация. Коттерелл (2021) предлагает вам также изучить гнев как источник энергии, который может быть полезен, когда он направлен на реализацию наших ценностей и принципов.

Когда гнев приводит к поведению, которое мы считаем неприемлемым или аморальным, оно может стать лицемерным (Cotterell, 2021).

Шаг 5: Моральное отстранение

Изучите любые убеждения или оправдания деструктивного использования гнева, такие как «Он начал это» или «Они намеренно нажимали на мои кнопки».

Эти рационализации, по сути, заставляют нас чувствовать себя лучше, когда мы делаем плохие вещи. Поощряйте клиента оценивать плюсы и минусы этих оправданий и то, что он может получить, проявляя больше терпения и сочувствия к другим (Cotterell, 2021).

Шаг 6: Агрессия

Этот шаг включает в себя более пристальное внимание к проблемному поведению, проистекающему из гнева. Клиента можно попросить сопереживать людям, которые вызывают у него гнев или по отношению к которым он ведет себя агрессивно. Это упражнение на перспективу, которое помогает клиенту управлять своим гневом, гневом других и расширяет возможности для конструктивного общения (Cotterell, 2021).

Шаг 7: Результат

На этом заключительном этапе вы можете работать с клиентом, чтобы уменьшить чувство вины и понять, что если он снова испытывает приступы гнева, он не является неудачником. Каждый раз, когда это происходит, у них появляется возможность научиться и разорвать цикл гнева с помощью приобретенных стратегий и навыков (Cotterell, 2021).

Почему важна терапия управления гневом?

Проблемный или хронический гнев редко имеет хорошие последствия для разгневанного человека.

Это может привести к проблемам с работой, разрыву отношений и даже к уголовным обвинениям (Priory, 2020).

Гнев в долгосрочной перспективе также может быть вреден для нашего здоровья. Регулярное переживание отрицательных эмоций, таких как гнев, может привести к хронической активации системы реагирования организма на стресс (Davidson & Mostofsky, 2010).

Одно 10-летнее исследование показало, что более низкий уровень конструктивного гнева и более высокий уровень оправдания деструктивного гнева у мужчин и женщин связаны с повышенным риском ишемической болезни сердца (Davidson & Mostofsky, 2010).

Гнев также может привести к нездоровому образу жизни и был связан с развитием диабета 2 типа, возможно, из-за воспаления, связанного со стрессом, или в результате плохого поведения в отношении здоровья (Staicu & Cuţov, 2010).

Гнев, управляемый деструктивными и агрессивными средствами, может привести к насилию, домашнему насилию, издевательствам или жестокому воспитанию (Deffenbacher et al., 2002).

Способность выражать гнев конструктивным образом полезна для здоровья, может улучшить отношения и помогает избежать ненужных конфликтов или агрессии.

Ресурсы PositivePsychology.com

Если вы в настоящее время работаете с клиентом над улучшением его навыков управления гневом и осведомленности, эти бесплатные инструменты и упражнения могут пригодиться для ваших сеансов.

  • Выход и возвращение гнева
    Этот рабочий лист помогает клиентам определить, когда лучше всего выйти из конфликта или трудного разговора, охладиться и вернуться позже, чтобы способствовать более глубокому пониманию и совместному решению проблем.
  • Нейтрализация осуждающих мыслей
    Это упражнение помогает клиентам распознать осуждающие мысли и точки зрения «должен» и заменить их менее критическими альтернативами.
  • Обратный отсчет до спокойствия
    Это упражнение на осознанность предлагает клиентам использовать все пять чувств, чтобы заземлиться, успокоиться и осознанно принять вещи такими, какие они есть.
  • Воздействие моего гнева
    Этот рабочий лист помогает клиентам фиксировать примеры поведения, вызванного гневом, чтобы понять, на кого он повлиял и как.
  • Управление гневом для подростков: полезные рабочие листы и ресурсы
    Эта статья посвящена предоставлению конкретных ресурсов по управлению гневом, касающихся подростков, периода, когда жизненные трудности требуют уникального понимания.
  • Управление гневом для детей: 14 лучших упражнений и рабочих листов
    Как и в нашей статье для подростков, управление гневом для детей посвящено уникальным задачам, связанным с тем, чтобы помочь детям решить эти сложные эмоциональные проблемы.
  • 15 тестов и викторин по управлению гневом для использования на занятиях
    В этой статье, содержащей тесты на управление гневом, содержится много практических и ценных ресурсов для вашей практики.
  • 17 упражнений для позитивного общения
    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим лучше общаться, эта коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.

Послание на память

Гнев — это естественная эмоция, которая может быть полезной и очень функциональной в обществе. Но, как выразился Аристотель:

Всякий может рассердиться — это легко, но рассердиться на нужного человека и в нужной степени, в нужное время, с нужной целью и правильным способом — это не каждому под силу и нелегко.

Это правда, управлять своим гневом может быть трудно, особенно если мы не научились навыкам конструктивного выражения гнева. Когда гнев становится проблемой, он может иметь серьезные последствия для разгневанного человека и окружающих.

К счастью, большинство из нас может развивать навыки управления гневом. Когнитивно-поведенческая терапия — высокоэффективный метод управления гневом. Он дает людям возможность увидеть, как их мыслительные процессы и убеждения могут стать катализатором гнева и агрессивного поведения, и побуждает их изучать альтернативные и более полезные стратегии мышления и механизмы преодоления гнева, когда он все же возникает.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения для позитивных отношений.

  • Бек Р. и Фернандес Э. (1998). Когнитивно-поведенческая терапия при лечении гнева: метаанализ. Когнитивная терапия и исследования , 22 (1), 63–74.
  • Коттерелл, Н. (2021, 8 июня). Семь шагов гнева. Институт когнитивно-поведенческой терапии Бека. Получено с https://beckinstitute.org/blog/seven-steps-for-anger/
  • Дэвидсон, К.В., и Мостофски, Э. (2010). Выражение гнева и риск ишемической болезни сердца: данные исследования здоровья Новой Шотландии. American Heart Journal , 159 (2), 199–206.
  • Деффенбахер, Дж. Л., Оттинг, Э. Р., и Ди Джузеппе, Р. А. (2002). Принципы эмпирически подтвержденных вмешательств, применяемых к управлению гневом. Психолог-консультант , 30 , 262–280.
  • Хендрикс, Л., Бор, С., Аслиния, Д., и Моррис, Г. (2013). Влияние гнева на мозг и тело. National Forum Journal of Counseling and Addiction , 2 (1), 1–12.
  • Ламберт, А. Дж., Иаде, Ф. Р., и Хэнсон, Э. Дж. (2019). Гнев и его последствия для суждений и поведения: последние события в социальной и политической психологии. Достижения в экспериментальной социальной психологии , 59 , 103–173.
  • Ли, А. Х., и Ди Джузеппе, Р. (2018). Лечение гнева и агрессии: обзор метаанализов. Текущее мнение в области психологии , 19 , 65–74.
  • Ленч, ХК (2004). Управление гневом: диагностические различия и последствия лечения. Журнал социальной и клинической психологии , 23 (4), 512–531.
  • Лохман, Дж. Э., Паларди, Н. Р., МакЭлрой, Х. К., Филлипс, Н., и Холмс, К. Дж. (2004). Вмешательства по управлению гневом. Journal of Early and Intensive Behavior Intervention , 1 (1), 47–56.
  • Приорат. (2020). Симптомы управления гневом . Получено с https://www.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *