Кто умеет тот делает кто не умеет тот учит: Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит (других)

Содержание

Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит (других)

Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит (других)
Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит (других)

Из статьи «О воспитании», помещенной в иронических «Правилах революционера» (1903) английского писателя Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950).

Используется в качестве иронического комментария по поводу чьей-либо склонности давать непрошеные советы, делать замечания, наставления, поучать.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс».
Вадим Серов.
2003.

.

  • Кто про свои дела кричит всем без умолку, / В том, верно, мало толку
  • Куда ты ведешь нас? не видно ни зги! — Сусанину с сердцем вскричали враги

Смотреть что такое «Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит (других)» в других словарях:

  • Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит других — Из статьи «О воспитании», помещенной в иронических «Правилах революционера» (1903) английского писателя Джорджа Бернарда Шоу (1856 1950). Используется: в качестве иронического комментария по поводу чьей либо склонности давать непрошеные советы,… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Masterforex-V — (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… …   Энциклопедия инвестора

  • Публилий Сир — (I в. до н.э.) драматург и актер, родом из Сирии Коль добр отец люби его, коль зол терпи. Чужим милее наше, а чужое нам. Великое берет начало с малого. Кто глуп и понял это, тот уже не глуп. Кто глуп, тому не впрок советы умного. Недоброе всегда… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Джордж Бернард Шоу — (1856 1950 гг.) драматург А почему женщинам всегда нужны мужья других женщин? А почему конокрады всегда предпочитают объезженную лошадь дикой? Алкоголь это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь. Алкоголь очень полезен. Он… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Лоренс Питер — (1919 1990 гг.) педагог и литератор Выборы единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников. Предвыборная кампания Уоррена Гардинга, девятого президента США, проходила под лозунгом «Возврат к нормальному положению». Если, как… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ИСИДОР ПЕЛУСИОТ — [греч. ᾿Ισίδωρος ὁ Πηλουσιώτης] (между 350 и 360 между 435 и 440), прп. (пам. 4 февр.), экзегет и богослов, автор писем экзегетического и нравоучительного содержания. Жизнь Прп. Исидор Пелусиот. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп …   Православная энциклопедия

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Список эпизодов телесериала «Папины дочки» — Основная статья: Папины дочки Комедийный телесериал «Папины дочки» транслируется на канале СТС с 3 сентября 2007 года. На данный момент вышло 19 сезонов  390 серий (в каждом сезоне по 20 серий, исключение составляют 7 и 11 сезоны  в них …   Википедия

  • Семейство кошачьи —         (Felidae)* * Кошачьи действительно, как пишет Брем, представляют собой самый совершенный тип хищников иными словами наиболее специализированные представители отряда. Семейство включает 36 видов, группируемых в 10 12 родов (хотя разные… …   Жизнь животных

  • Луций Анней Сенека младший — (ок. 4 гг. до н.э. ок. 65 гг. н.э.) сын Сенеки Старшего, писатель, философ стоик, воспитатель и советник Нерона Смысл благодеяний прост: их только дарят; если что возвращается, то уже прибыль, не возвращается нет убытка. Благодеяние оказано для… …   Сводная энциклопедия афоризмов

Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит других ▷ Socratify.Net

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Кто может, тот делает. Кто не может, тот критикует.

Чак Паланик (100+)

Только тот, кто делает, чему-то научится.

Брюс Ли (50+)

Падает тот, кто бежит. Тот, кто ползет, не падает.

Плиний Старший (7)

Счастья достигает тот, кто умеет и осмеливается жить своим умом.

Дмитрий Иванович Писарев (50+)

Кто умеет владеть собою, тот может повелевать людьми.

Вольтер (100+)

Кто не умеет отдыхать, тот не может и хорошо работать.

Китайские пословицы и поговорки (1000+)

Твой учитель — это не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты.

Ричард Дэвис Бах (50+)

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

Теодор Рузвельт (30+)

Тому, кто винит других, предстоит длинная дорога. Тот, кто винит себя, уже прошёл половину пути. Тот, кто не винит никого, дошёл до конца.

Буддийская мудрость (8)

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!

Дорожите счастьем, дорожите! (Эдуард Асадов) (8)

Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит других.

ЦИТАТА

Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит других.
© Джордж Бернард Шоу


 2 года назад 

+4

Похожие:

Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит других.
«Джордж Бернард Шоу»

Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит других.
© Джордж Бернард Шоу

Кто умеет — делает, кто не умеет — учит.
Джордж Бернард Шоу

Кто может — делает, кто не может — учит. Кто не может учить тот управляет.
© Джордж Бернард Шоу

Кто может — делает, кто не может — учит. Кто не может учить тот управляет.

Джордж Бернард Шоу

Кто может — делает, кто не может — учит. Кто не может учить тот управляет.
© Джордж Бернард Шоу

Кто может — делает, кто не может — учит. Кто не может учить тот управляет.
Джордж Бернард Шоу

В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер

Силён не тот, кто не ведает слабости, а тот, кто умеет её преодолевать.

Борис Акунин

Силён не тот, кто не ведает слабости, а тот, кто умеет её преодолевать.
Борис Акунин

Силён не тот, кто не ведает слабости, а тот, кто умеет её преодолевать.

Борис Акунин

Силён не тот, кто не ведает слабости, а тот, кто умеет её преодолевать.

Борис Акунин

Тот, кто умеет улыбаться каждый день, умеет жить.

Джим Керри

Тот, кто умеет улыбаться каждый день, умеет жить. Джим Керри

Тот, кто умеет улыбаться каждый день, умеет жить.
Джим Керри

—••—••—
Πоймет не тот, кто много видел… А тот, кто много потеpял… Πpостит не тот, кто не обидел… А тот, кто многое пpощaл… Счaстья встpечи не узнaет, кто paсстaвaнием не дышaл… Лишь тот, кто многое теpяет, тот цену многому познaл…

Силён не тот, кто не ведает слабости, а тот, кто умеет её преодолевать.

Борис Акунин «Сокол и Ласточка»

Счастлив не тот, кто имеет всё лучшее, а тот, кто извлекает всё лучшее из того, что имеет.

Джордж Бернард Шоу

Мужчина в моих глазах тот, кто сильный, уверенный в себе, местами даже грубый, но умеет решать любые проблемы. Тот, для кого «решим», «давай не парься, я уже нашел выход».
Мужчина для меня тот, кто знает, чего хочет сам, и стремится к тому, чтобы его женщина была счастлива.

Тот, кто не читает, не имеет никаких преимуществ перед тем, кто не умеет читать.
Марк Твен

Тот, кто умеет ждать, дождется большего.

Плутарх

Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.

Сенека

Счастлив тот, кто умеет быть простым в сложных отношениях.

Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты.
Ричарду Бах

Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты.

Ричард Бах

Твой учитель — это не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты.
Ричард Бах

Твой учитель — это не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты.

Ричард Бах

Твой учитель — это не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты.

Ричард Бах

Твой учитель — это не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты.
Ричард Бах

Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит

Эта фраза Бернарда Шоу стала поистине крылатой. Попробуем разобраться, откуда ноги растут и действительно ли в учителя идут те, кто не умеют делать сами.

Систематическое обучение начинается в школе. Авторитет учителя, за редким исключением, под вопрос не ставится. Хочешь хороших оценок – повторяй за ним. Вопрос, почему учитель стал именно учителем, не задается.

В университете ситуация практически ничем не отличается. Студент легко отличает опытного преподавателя от плавающего в теме, но повторять приходится и за тем и за другим, особенно если за окном бродит призрак  военкомата.

Дальше начинается самое интересное. Обязаловка закончилась. Можно никого не слушать и ничему не учиться. Свобода.

У кого-то раньше, у кого-то позже появляется желание расти дальше. В профессиональном плане, в личностном, в конце концов в материальном. Оказывается, что учителей, проповедников и гуру существует великое множество. Многие говорят красиво и книжки их издаются миллионными тиражами. Мысли их приятно щекочут мозг и будоражат воображение. С восторгом и энергией неофита ты бросаешься в водоворот новой жизни.

Через какое-то время может выясниться, что прославленный гуру заработал свое состояние именно на книжках. Это сильно портит впечатление от прочитанного, а в памяти начинают всплывать нестыковки и несоответствия, на которые в момент чтения не обратил внимания.

Так получается, прав был старик Шоу? Кто знает секрет успеха, то пользуется им сам, а кто не знает – пытается научить других?

Наученный неприятным опытом наш герой выводит для себя правило первое:

Show me the money, или прислушиваться стоит к мнению тех, кто доказал свое слово делом.

Это неплохое правило и можно пользоваться им в качестве фильтра грубой очистки. Возьмем любой интернетовский форум, посвященный софтверному бизнесу. В каждом из них есть десятки завсегдатаев, которые тусуются там по много лет, знают всех и пользуются уважением. Как правило они говорят умные вещи и большинство склонно с ними соглашаться. Правда в приватной беседе может выясниться, что софтверный бизнес для них всего лишь хобби, а зарабатывают они работой на дядю или просто получают хорошую пенсию. Желание следовать их советам куда-то исчезает.

С помощью правила первого можно найти действительно успешных людей. Они знают, что говорят, хотя не всегда это звучит понятно и логично. У них  есть чему поучиться. Они практики, а не теоретики. Общаясь с ними вы можете узнать больше о СЕКРЕТЕ УСПЕХА.

Однако не все так просто. Многие из тех, кто добился успеха не имеют никакого секрета, либо их секрет не подойдет вам.

Вырисовывается правило второе: слова успешного человека стоит рассматривать через призму обстоятельств, которые принесли ему успех.

Можно вспомнить Пола Грэма, который разработал одну из первых систем электронной коммерции и продал ее Yahoo. Эссе Пола всегда интересно читать, но следовать его советам не тянет. Он так и остался в душе хакером из 90х годов прошлого века.

Итак, вернемся к исходному тезису. Насколько важно, чтобы учитель сам добился успехов в том что он преподает?

Посмотрим как обстоит дело в спорте. Хороший футбольный тренер не всегда был хорошим футболистом в прошлом. Возможно он даже не играл в футбол на профессиональном уровне, а закончил физкультурный институт и сразу начал тренерскую карьеру. Более того, шансы хорошего футболиста стать хорошим тренером не так велики. Очевидно, что качества футболисту и тренеру требуются совершенно разные.

Похожая ситуация и в науке. Математик от бога может не уметь связать двух слов в обычной жизни. Если талантливый ученый умеет доходчиво излагать свои мысли – это замечательно, но это дано не каждому.

Отличается ли ведение бизнеса в этом плане от спорта или науки?  В бизнесе тоже есть общие законы, которые верны для всех. Тем не менее успех часто зависит от того уникального компонента, которым ваш бизнес отличается от конкурентов.

Продолжая аналогию со спортом – футбольному тренеру может понадобиться научить команду играть на поле, перекопанному траншеями через каждые три метра. Вы скажете что в футболе такого не бывает и будете правы. В бизнесе такое бывает сплошь и рядом. Если вам приходилось программировать на Smalltalk или вести строительный бизнес в России – все поле представляет собой одну большую траншею.

Если бизнес-консультант предлагает вам увеличить прибыль от вашего бизнеса в два раза – нужно ли потребовать от него справку о доходах, которая подтвердит, что эта методика удвоила доход его собственного бизнеса? А если своего бизнеса у него вообще нет, но при этом методика действительно работает и помогла многим другим?

Это сложные вопросы и прямого ответа на них не существует. Во многих случаях дать ответ может только практика.

Итак, три совета

  • Не слушайте тех, кто не знает о чем говорит.
  • Слушайте тех кто знает о чем говорит, но пропускайте их слова через фильтр обстоятельств их успеха и собственного здравого смысла.
  • Экспериментируйте, проверяйте теорию практикой.

И да будет вам успех!

____________________________________________________________

Недавно познакомился с владельцем блога RE:активист, интересно парень пишет о своем опыте, свои мысли. Можете смело читать.

Читайте также:

Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит (других)

Читайте также








Героин умеет ждать



Героин умеет ждать
Как свидетельствуют статистические данные, 80 % молодежи больших городов России пробовали или даже постоянно принимают наркотики. И несмотря на предпринимаемые меры, количество таких людей по-прежнему стремительно растет. Все большее развитие






Почему человек умеет стоять?



Почему человек умеет стоять?
По биологической классификации человек — Homo sapiens — отнесен знаменитым Карлом Линнеем к отряду приматов и входит в подотряд «высшие приматы» вместе с обезьянами и человекообразными обезьянами. От них он отличается четырьмя важнейшими






Какое млекопитающее не умеет прыгать?



Какое млекопитающее не умеет прыгать?
Единственное млекопитающее, совершенно не умеющее прыгать, – это






Принц Энрике учит мореплаванию



Принц Энрике учит мореплаванию
Древнегреческий географ Гекатей Милетский впервые назвал обитаемый мир словом «Ойкумена», что означает: населенное пространство, обитаемая часть суши. Очень долго оно было очень ограничено: Малая Азия, Северная Африка, Южная Европа. И все.






Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет



Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
Из стихотворения «К другу-стихотворцу» (1814) А. С. Пушкина (1799— 1837):

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко






Что ни делает дурак, всё он делает не так



Что ни делает дурак, всё он делает не так
Из стихотворения-сказки «Не так» поэта Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964):

Что ни делает дурак,
Все он делает не так.

Начинает не сначала,
А кончает как попало.

С потолка он строит дом,
Носит воду






Если язык какого-то писателя темен и труден, то это означает, что писатель этот не умеет и ясно мыслить. Честерфилд



Если язык какого-то писателя темен и труден, то это означает, что писатель этот не умеет и ясно мыслить. Честерфилд
Когда не пишется, а писать бы надо, и потому неприлично резаться в баймы или заняться еще чем-то эдаким, я ползаю по литературным форумам и пиратским






Бог умеет отдыхать



Бог умеет отдыхать
Уже в самом начале Торы речь идет о том, что человек должен уделять равное время на работу и на отдых.После каждого своего творения Бог всегда отдыхал. Именно поэтому в Торе четко отделены первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой






Бог умеет трудиться



Бог умеет трудиться
В Торе говорится о том, что труд, именно созидающий и направленный на конкретный результат, нелегок.Люди, которые выбирают заведомо легкий путь к успеху, часто желаемого успеха не достигают. Именно потому, что за легкостью в них самих утрачивается






Какое млекопитающее не умеет прыгать?



Какое млекопитающее не умеет прыгать?
Единственное млекопитающее, совершенно не умеющее прыгать, – это






ИСТОРИЯ УЧИТ



ИСТОРИЯ УЧИТ

История – учительница жизни.
Цицерон

История учит, используя запрещенные педагогические приемы.
Веслав Брудзиньский

История учит, что всюду, где слабые и невежественные люди обладали чем-либо, что хотели иметь люди сильные и образованные, первые всегда














Кто не умеет — учит — Корпорация Гениев

Есть забавная поговорка: «кто умеет — делает, кто не умеет — учит». У неё ещё и продолжение есть: «кто не умеет учить — руководит». Отличная поговорка, разве что вредная очень, потому что людям недалёким даёт повод для пренебрежительного отношения ко всем учителям, преподавателям и тренерам разом.

Я это на себе почувствовал: как только какой-нибудь идиот добирается до моей биографии и находит ключевое словосочетание «бизнес-тренер», у него в голове словно щёлкает какой-то выключатель и он выдаёт на-гора очередную сентенцию про «лохов», «разводилово» или, на худой конец, про «инфобизнес», если слышал, что это такое.

Вместе с тем, человека принципиально отличает от животных лишь одна особенность: способность накапливать и распространять знания. Именно благодаря этой способности мы покорили природу, построили цивилизацию и шагнули в космос.

В современном мире знания легко конвертируются во что угодно: в деньги, влияние, качество жизни, в конце концов. Если, конечно, знания адекватны и у вас хватает способностей эти знания усвоить. И вот тут начинаются сложности.

Ещё несколько столетий назад было достаточно прочесть пару десятков книг, чтобы стать универсально образованным человеком. Один трактат по физике, один — по химии, пара — по медицине, несколько бесполезных теософских трудов — и вот вы уже на передовой всех доступных на тот момент наук. Сейчас ситуация изменилась.

В 2010 году в рамках проекта Google-books было подсчитано количество опубликованных в мире книг. На тот момент их оказалось чуть менее 130 миллионов. Чтобы просто пролистать их все, тратя по минуте на каждую, понадобилось бы 240 лет без перерывов на сон и еду, по 24 часа в сутки. Кроме того, каждый год выпускается более 300 тыс. новых изданий.

Это значит, что «знать всё» невозможно уже давным-давно, а сейчас становится сложно разобраться даже в том, что именно нужно знать в узких профессиональных областях: что устарело, а что — нет, что входит в систему необходимых знаний, а что не имеет к ней отношения, что важно, а что — не очень.

Усугубляет ситуацию и форма, в которую бывают упакованы знания. Даже важные вещи бывают изложены сухо, скучно и непонятно. А ведь далеко не все способны пробиться через нагромождения терминов и сложносочинённых предложений в поисках ценных идей.

И вот тут мы возвращаемся к профессии преподавателя. Именно он выступает (должен выступать) в качестве проводника на огромной и сложной территории мира знаний.

У него есть три главные задачи:

  1. Показать ученикам смысл и ценность конкретного набора знаний. Заинтересовать, замотивировать — это можно называть и делать по-разному, но суть от этого не меняется: для обучения нужно создать благоприятный фон, иначе эффективность усвоения знаний будет очень низка.
  2. Из всего многообразия знаний в своей области отобрать только необходимое и достаточное для решения специфических задач своих учеников.
  3. Упаковать знания в удобоваримую обёртку, сделав из семинара или лекции грамотно срежиссированное шоу — с живыми историями, юмором, практическими заданиями, продуктивным взаимодействием участников и яркими эмоциями.

Это — большая и сложная работа, за которую, собственно, преподавателям и платят.

Общество, в котором учитель или преподаватель ВУЗа зарабатывает на уровне уборщицы и пользуется примерно таким же «уважением», обречено на скотское, нищенское существование. И там, где слово «менеджер» — ругательство, а «бизнес-тренер» — синоним ловкого пройдохи, не будет ни вменяемого управления, ни эффективного бизнеса.

Кстати, постепенно я начал понимать, почему имеет смысл учить детей за границей, если есть такая возможность. Знания везде одни и те же, комфорт учебного процесса там выше, но не это главное. Важнее всего — отношение, которое формирует ценности. Быть умным, много знать и уметь — вот ценности нормального человека, открывающие ему дорогу к успеху.

А у нас какие ценности впитывают дети? Что надо быть роднёй чинуши повыше? А если не повезло, то дороги остаётся только две: либо в менты, либо в бандиты. Хотя чем они, кроме погон, друг от друга отличаются, понять становится всё сложнее и сложнее. Лексика, внешний вид и повадки у них абсолютно одинаковые.

Но вернёмся к профессии преподавателя. В любой профессии есть мастера и есть подмастерья, встречаются и просто дилетанты или мошенники. Мне, например, категорически не нравится подход Бизнес-молодости (базовый уровень знаний + агрессивные продажи + безответственная мотивация, заставляющая слушателей влезать в долги ради почти безнадёжной попытки открыть свой бизнес).

Я с недоверием отношусь к академическим преподавателям менеджмента, которые никем никогда не управляли, и к тренерам по продажам, которые не продали в своей жизни ничего дороже своего тренинга. Я не верю в тренинги личностного роста, считая, что все люди делятся на две категории: те, кому эти тренинги не нужны, и те, кому они всё равно не помогут.

Но, разумеется, как существование плохих врачей не перечёркивает ценность медицины, так и существование плохих тренеров не делает бизнес-обучение бесполезным. Можно спорить о том, как учить, чему учить, можно ли вообще научить человека таким вещам, как лидерство или предпринимательство, но ставить под сомнение важность обучения так же глупо, как утверждать, что Земля — плоская.

Так что я с гордостью называю себя бизнес-тренером. Как, впрочем, и консультантом по организационному развитию, топ-менеджером и блогером. А если кому-то это не нравится, то это уже его сугубо личная проблема.

P.S. Кажется, мне придётся ещё три статьи писать..

Кто умеет — тот делает, кто не умеет — тот учит

Однажды на страничке у одной сестры я наткнулась на публичное предупреждение. Оно гласило: не общайтесь с такой-то. Мол, и акыда у нее неправильная, и родственники у нее грешники, и сама она этого совершенно не стыдится.

В качестве доказательства — приложенная фотография родственника, поднимающего бокал за здравие. То обстоятельство, что сей родственник очевидно не в исламе и исповедует какую-то свою религию и систему ценностей, от внимания ускользнуло.

При том, что греховные поступки нельзя оправдывать и поощрять, кто бы их ни совершал — родственники, друзья или наши самые любимые люди — я призадумалась над другим.

Кому и что пыталась донести сестра, разместившая это предостережение? Если той, кому он и был посвящен, то с какой целью сей пост вывешен на публичное обозрение людям, не имеющих никакого отношения ни к упомянутой сестре, ни к ее родственнику?

Публичное порицание, скажете вы…

Встречала я и не раз и другие похожие «предостережения». Поскандалив в «личке» друг с другом, обиженная вывешивает на всеобщее обозрение скриншоты переписки. «Такая-то очень скверная! Предостерегаю всех от общения с ней!»

Понимание таких поступков всегда давалось мне с трудом. Однако авторы подобных «посланий народу» уверены, что поступают правильно. А вот чего больше в них — вреда или пользы — об этом вряд ли кто-то задумывается.

Раз сказано «призывайте к благому и удерживайте от порицаемого», тут и думать нечего. Давайте призовем всех мусульман объявить бойкот таким-то сестрам, ведь они грешницы и нечестивицы!

Что греха таить — мало кто из нас любит выслушивать советы и поучения от людей, которые не обладают никаким авторитетом, а зачастую еще и ни жизненным опытом, ни знаниями.

Но ведь мусульмане — братья…Все мы вынесли важный урок из ислама: мусульманин должен признавать, что совершил ошибку, если брат указывает нам на нее.

Ибн Масуд передавал слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, к величайшим грехам можно отнести слова человека, которому брат его мусульманин сказал: „Побойся Аллахa“, — а он ответил: „Позаботься лучше о себе, ты что ли мне будешь указывать?“»

Многие ли из нас смогут отреагировать на совет или наставление так же, как имам Абу Ханифа, величайший ученый своего времени, когда какой-то человек сказал ему: «Побойся Аллаха»? Имам побледнел и ответил: «Да вознаградит тебя Всевышний Аллах! Насколько сильно нуждаются люди в тех, кто говорил бы им это!»

Понятие «насиха», которым любят оперировать в таких ситуациях, можно перевести и как «искренность», и как «совет», «наставление». Однако значение этого слова намного глубже. Например, имам Аль-Газали определял насиха как надежду на благословение Аллаха для брата-мусульманина в том, что полезно для него в этой и будущей жизни.

Согласно красноречивым определениям ученых, насиха — это побуждение к тому, что полезно в этой и следующей жизни, удерживание от того, что вредно.

Словами и поступками надо учить людей тому, чего они не знают о своей вере, отвращать от них вред и нести им благо. Направлять их к Богу и оберегать от зла с мягкостью, искренним участием, любовью и заботой. Почитать старших среди них, быть милостивым к молодым. Отказаться от любой нечестности, обмана и зависти по отношению к ним, желать им того, чего желаешь себе, и не желать того, что ненавистно тебе.

Давать советы брату, предостерегать его от вреда и греха — наша обязанность. Мы усвоили это вместе с азами ислама. И вот уже смело бросаемся в атаку:

— Брюки носить нельзя! Это харам!
— Сестра, они же широкие и не облегающие…
— Все равно! Это уподобление мужчинам, а уподобляться мужчинам — харам!
— Но мужчины не носят поверх брюк цветные туники. Разве я похожа на мужчину?
— Все равно харам! Нужно носить платье!

Получив такую выволочку, сестра чувствует себя нашкодившим щенком и бежит в ближайший магазин, чтобы найти себе длинную юбку и смягчить суровые сердца мусульманок.

А другой сестре стоит надеть вместо юбки зуавы (шаровары, зашитые внизу), как тут же и на нее находятся советчики: «В таких брюках нельзя ходить. Ну и что, что не облегают и не мужские? Зато они привлекают внимание. И вообще — жены сподвижников так не одевались».

Потом доходит очередь до украшений. Заметив у одной сестры колечко на пальце, суровые мусульманки набрасываются на нее. «Украшения надевать на улицу нельзя! Это харам, ты прелюбодейка, Всевышний запретил… и т.д , и т.п.».

Робкие попытки возразить, что кисти рук не относятся к аурату, и что ученые классического фикха разрешали хну и кольцо, тонут в железных аргументах современных саудовских фетв, выдранных из контекста и прочитанных по криво сделанным переводам.

Впрочем, для ношения дома или вне его — золото тоже подвергается порицанию. Напрасная трата денег, исраф, китайская пластиковая бижутерия выглядит ничуть не хуже, а деньги лучше потратить на бедняков. Звучит это так грозно и категорично, что новообращенные сестры в благоговейном трепете внимают «насыхатчицам» как ученым, получившим знания в лучшем исламском университете.

Всякий раз, слыша такой разговор, я невольно вспоминаю притчу о Ходже Насреддине, который по дороге на базар пытался то усадить жену и сына на осла, то сесть самому, то пустить осла налегке — а люди смеялись над ним. Мораль сей притчи: стараться угодить людям — занятие в принципе бесполезное…

Истинный совет тем и ценен, что приносит пользу

Имам Шафии сказал ««Тот, кто тайно вразумляет своего брата — искренен к нему и украшает его. Кто же делает это прилюдно — унижает его и делает безобразным»

У Бухари приводится хадис, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде. Того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения. А того, кто покроет грехи мусульманина, Аллах покроет в День воскресения».

Один учёный сказал: «Пусть Аллах проявит милосердие к тому, кто исправляет мне мои недостатки наедине со мной, а не при людях, потому что когда выносят мои недостатки на люди — это уже выставление на позор».

А вот как рассуждал величайший ученый, знаток хадисов и учитель имама аш-Шафии Фудайл бин Ийяд: «Верующий покрывает недостатки и дает наставления, а распутник — это тот, который раскрывает и оскорбляет, так как он выставляет грех напоказ. Одни люди молчат о недостатках своего брата, другие прилюдно обнажают недостатки. А правильно — давать ему наставление, не раскрывая при этом его грехи».

Делать насиха — обязательно для всех мусульман. Но не стоит делать наставление и тем более порицание прилюдно.

Абу Давуд передал со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий — зеркало для верующего, и верующий — брат верующему: он удерживает его от погибели и прикрывает его сзади».

Как обычно мы толкуем этот хадис? Если мы видим недостатки у брата, то кидаемся указывать на них, порицать, давать советы. Но если прочитать толкование к хадису, то обнаружим неожиданные стороны. Сравнение с зеркалом объясняется тем, что человек, увидев недостатки в своём отражении, не пеняет на зеркало, а приводит в порядок свой внешний вид. Так и верующий, заметив недостатки в людях, не спешит прочесть им нравоучения, а начинает с исправления собственных изъянов.

Например, подруга перестала носить платок. Наверное, вы искренне будете переживать за нее, постараетесь войти в ее положение, расспросить ее, почему это произошло? Что такого случилось в ее жизни, что заставило ее нарушить запреты Всевышнего? И только после того, как эти нюансы прояснятся, можно поискать слова и способы, способные убедить ее в том, что она совершила ошибку.

Есть люди, имеющие редкий талант давать советы и тонкие наставления. Убеждение и совет вероятнее находят отклик, когда идут от чистого сердца. Только человек, который искренне переживает за сестру или брата, способен убеждать людей. Помню, как одна сестра разговаривала с уроженкой Дагестана, ничего не знающей о религии своих предков:

«Пойми меня, сестра, мне не жалко полки в холодильнике. Я тебе отдам свою, если хочешь, поставь туда свои продукты. Но убери оттуда ради Аллаха этот харам (колбасу из свинины). Сестра, ты не знаешь, когда умрешь, и я тоже не знаю, когда умру. Зачем ты делаешь то, что ненавистно Аллаху? Всевышний сотворил тебя и дал все самое лучшее. У тебя есть чистая пища, чтобы ее есть. Аллах дал тебе огромный выбор: говядина, баранина, курица… Мы с мужем каждую неделю недорого заказываем халяльное мясо на рынке. Он будет привозить тебе мясо каждую неделю, хоть каждый день, если хочешь».

Когда человек искренне переживает за религию Аллаха, к нему трудно не прислушаться.

Но таких мало. Вот и продолжаем рубить сплеча и отпугивать людей. «Не носи брюки — харам! Не фотографируйся — харам! Нельзя работать в коллективе с мужчинами, нельзя выходить без махрама, нельзя слушать музыку…».

Многие мусульмане пребывают в иллюзии, что они поступают и думают, как сподвижники Пророка. Но вряд ли можно достичь этого уровня, если кичиться и надменно проталкивать свое мнение, не прислушиваясь к точке зрения других братьев и сестер.

Религия — это благонравие. Что сказал Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, своему сыну, когда сын захотел вести диспут по шариатским вопросам? «Вы не умеете спорить подобно нам, мы же вели спор так, как будто бы птицы кружили над нашими головами». Иными словами, надо быть предельно осторожными и не обидеть подругу, сестру по вере.

Особенно отвратительно выглядит, когда молодые «знающие» сестры поучают людей пожилых, которые им не то что в матери — в бабушки годятся. В «исламско-салафитской матрице» их причисляют к блоку «традиционных мусульман», которые росли в Советском Союзе, где религию и веру из людей вытравляли всеми силами, где они воспитывались согласно обычаям и адатам и, несмотря ни на что, сумели сохранить традиции ислама в своей жизни и передать их детям и внукам.

И вот юные девушки, не зная элементарной этики наставлений, изучив несколько саудовских фетв, начинают их перевоспитывать и отучать от многобожия едва ли не с криками. Лучше бы они начали с изучения хадиса: «Не из нас тот, кто не милосерден к младшим и не уважает старших».

Однажды внуки пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, аль-Хасан и аль-Хусейн заметили, что один пожилой человек делает омовение неправильно. Они подошли к нему и сказали: «Дедушка, мы поспорили, кто из нас лучше делает омовение. Рассудите между нами!» И один за другим они совершили омовение по всем правилам.

Старик посмотрел и сказал: «Вы оба делаете омовение лучше меня!»

Сделав вид, что не слишком-то грамотны в вопросах религии и соревнуются в умении правильно брать омовение, внуки Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продемонстрировали исключительный пример деликатности и находчивости, которая принесла нужный результат. Ведь нередко поучения могут оттолкнуть и обидеть человека и вместо того, чтобы призвать его к благому, мы получаем совершенно иной результат.

На свете не существует человека, который не совершал бы грехов. Часто менторский тон обижает человека, особенно когда мы берем на себя роль учителя непонятно по какому праву. Именно поэтому сделать совет мягко и без оскорблений — это особый талант, которому при желании может научиться каждый из нас. Прежде, чем сделать наставление, спросим себя, не лежит ли за нашим стремлением исправлять всех и указывать на чужие ошибки банальное высокомерие и убежденность, что я-то уж точно лучше этих грешниц?

Нужно привести в порядок свой нрав и свой нафс, прежде чем набрасываться на людей с нравоучениями. Нахватавшись поверхностных знаний, не умея отличить главное от второстепенного, не желая разбираться в тонкостях людской психологии, мы доводим до слез новичков в исламе, грубим старшим, отталкиваем от ислама людей, которые заинтересовались и хотели бы принять религию нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

В следующий раз, когда язык зачешется сделать наставление — сделай паузу…и спроси себя: искренне ли я переживаю за религию Аллаха и за своего брата или сестру? Или мною движет высокомерие или желание блеснуть своими познаниями в области шариата?

Обидеть человека — легко, а донести до сердца — очень трудно…

Как говорил сподвижник по имени Зейд ибн Сабит: «Только у благородного человека есть все три качества сразу. Это прекрасное общение с людьми, терпеливое отношение к их ошибкам и отсутствие нетерпения». Благородство нрава — как же его не хватает в наше смутное время внутриисламских распрей и перемен.

Лейла Умм Хурейра,
Musulmanka.ru

Заблуждение «Те, кто не умеет делать, учат» | автор: Strontium

Изображение Рагхава Моди на Unsplash.

«Те, кто может, делают; тех, кто не может, учите ».
— Джордж Бернард Шоу

«Те, кто не может делать, учите» — это сокращение от строки «Те, кто может, делайте; Те, кто не может, учат »из пьесы Джорджа Бернарда Шоу 1905 года« Человек и Супермен ». Спустя более века уничижительная фраза, которую часто произносят в адрес педагогов, упорно сохраняется.

В случае, если сама фраза не является самоочевидной, подразумевается, что преподавание — это, прежде всего, роль, которую выполняют люди, которые не могут найти подходящую опору в выбранном ими призвании. Однако есть несколько причин, по которым это просто не выдерживает критики.

Большинство наших величайших деятелей были великими учителями

Чтобы начать со стрельбы из больших пушек, за столетие, прошедшее с момента представления драмы Шоу, от науки до искусства, человеческих знаний и технологий произошел взрыв инноваций.Во главе этого нововведения стояли многие великие умы, имена некоторых из которых стали нарицательными благодаря своему вкладу в свои области. Ниже приведен список некоторых отличников 20-го века, которые также преподавали.

  • Альберт Эйнштейн
  • Ричард Фейнман
  • Роберт Фрост
  • Дж. Р. Р. Толкин
  • Мари Кюри
  • Стивен Хокинг
  • Дж. Роберт Оппенгеймер
  • Ноам Хомский
  • Дж. К. Роулинг

Этот список не исчерпывающий.

В современную эпоху преподавание, особенно в высших учебных заведениях, является главным способом получения финансирования, оборудования и доступа к заинтересованным коллегам в самых передовых дисциплинах. В прошлом, особенно в такие периоды, как Возрождение, роль покровителей обеспечивала многие из тех же требований, что и современные университеты.

Означает ли это, что только учителя высшего уровня способны, а воспитатели или инструкторы по работе — это просто некомпетентная группа людей, не способных работать? Ну не обязательно.

Обучение оттачивает знания и способности

Любой, кто был рядом с детьми, знает, что им от природы интересно. Где у большинства из нас желание спросить «почему?» Со временем ослабевает из-за безразличия, страха осуждения или иным образом, дети будут свободно выбирать свой разум, когда им искренне интересно.

Как учитель, готовность отвечать на вопросы — иногда необычные и сложные — является неотъемлемой частью. В таких ситуациях знание того, как выполнять движения, не помогает; необходимо глубокое и истинное понимание того, что вы преподаете, чтобы правильно передать природу предмета.

Обучение предполагает подготовку к ответам на вопросы. Базовое изображение Scottism на Pixabay.

Что это значит для учителей? Это означает, что для любого достойного учителя ответ «так оно и есть» недопустим. Это означает, что шаблонные процессы достижения цели нельзя просто усвоить механически и применять бесконечно. Это означает, что «когда это кажется правильным» не является достаточным объяснением, и определение , почему имеет большое значение. Это также означает, что менее распространенные аспекты роли или задачи вряд ли станут жертвами исчезновения.

Какими бы ущербными мы ни были, мы слишком часто принимаем как должное знание, которое у нас есть, как полное и безошибочное. До тех пор, пока другой не заставит нас пересмотреть эти существующие представления, мы никогда не сможем увидеть их как неполные или искаженные. Таким образом, ставя перед собой задачу, учителя могут в первую очередь пересмотреть, почему они занимают такую ​​должность.

«Когда один учит, двое учатся».
–Robert Heinlein

Преподавание само по себе является дисциплиной

Любому, кто намеревается эффективно передать навыки и знания в какой-либо дисциплине, потребуется некоторое понимание дисциплины преподавания.Преподавание сопряжено со своим набором проблем, не связанных с изучаемым предметом. В современном мире для того, чтобы стать учителем, обычно требуется сертификация, которая часто предполагает получение специальной степени.

Обучение молодежи включает в себя такие задачи, как дисциплинирование непослушных учеников, сочувствие, признание трудностей с опорой, осведомленность о политике в классе и перевод сложной информации в соответствующие возрасту объяснения и примеры (и это лишь некоторые из них). Возможно, самое главное, что обучение молодых требует, чтобы их любопытство было возбуждено, поэтому обучение приветствуется как приключение, которое они хотят продолжить.

«Учитель, который пытается учить, не внушая ученику желанием учиться, бьет по холодному железу».
–Horace Mann

Инструктаж взрослых — не меньшая проблема, вводя такие элементы, как этические вопросы, обязанности взрослых, временами посягающие на доступность ученика, например, раздутое эго и предубеждения. Взрослые также намного лучше скрывают свое замешательство, поэтому учителям нужно быть бдительными, когда ученики слишком застенчивы, чтобы признать, что они не успевают.

Найти ученика с трудностями не всегда легко. Базовое изображение от ambroo на Pixabay.

Помимо этих проблем, учитель должен знать, когда он сам навязывает своим ученикам свои убеждения. Работа учителя заканчивается обучением и не распространяется на идеологическую обработку. Возможно, лучше всего сформулировал Амос Бронсон Олкотт:

«Настоящий учитель защищает своих учеников от своего личного влияния».
— Амос Бронсон Олкотт

Почему фраза сохраняется, если неверна?

Почему сохраняется ошибочное убеждение, что учителя по большей части неспособны, вероятно, сводится к нескольким вещам.

Во-первых, и, возможно, очевидно, это общая недооценка учителей в западном мире. Это связано с социальными проблемами, сокращением финансирования государственного образования и изменением направления образования в ответ на промышленную революцию. Образование в значительной степени связано с производством рабочих, а не мыслителей. Это привело к тому, что учителям недоплачивают и они перегружены работой, и многие, кто не очень увлечены преподаванием наряду со своей дисциплиной, вместо этого могут предпочесть «делать», а не принимать низкую оплату и условия для обучения других.

Вторая — в общем бунтарском характере молодежи. Дети имеют тенденцию плохо думать и плохо отзываться о тех, кто находится у власти, когда их заставляют предпринимать действия, которых они не обязательно хотят, например домашнее задание. Многие из этих людей вырастают, придерживаясь этих представлений, независимо от того, обоснованы они или нет, и находят в них подтверждение в поговорке «те, кто не умеет, учат».

В-третьих, я считаю, что занятия проводятся учителями, которые на самом деле не имеют твердого представления о предмете.Хотя это, по-видимому, не является большой проблемой в высшем образовании, от педагогов детского образования обычно ожидают, что они будут преподавать по широкому спектру предметов, что, в свою очередь, может нанести вред их урокам и ученикам.

Заключительное заключение

Обучение играет важную роль. Это не всегда работа, это скорее ответственность, которую мы все разделяем. Это может быть что-то столь же обыденное, как показать новой девушке в офисе, как работать с принтером, или вашему соседу, как приготовить идеальную запеканку.

В конце концов, никто из нас не рождается всезнающим, и общество может функционировать, процветать и выживать только при передаче знаний и ноу-хау от одного из нас к другому и в дальнейшем.Знаменитый Александр, возможно, никогда не стал бы Великим , если бы его не учил Аристотель, а сам Платон, ученик Сократа… и так далее.

Кстати об Аристотеле, я оставлю за ним последнее слово по поводу утверждения Шоу.

Базовое изображение Couleur на Pixabay.

«Те, кто знает, знают. Те, кто понимают, учат ».
Аристотель

Мнение | Те, кто умеют, не могут научить

Если вы хотите преуспеть в чем-то, учитесь у лучших.Что может быть лучше изучения физики у Альберта Эйнштейна?

Оказывается, много. Через три года после публикации своей первой знаменательной статьи по теории относительности Эйнштейн читал свой дебютный курс в Бернском университете. Он не смог привлечь особого интереса к эзотерической теме термодинамики: записались всего три студента, и все они были его друзьями. В следующем семестре ему пришлось отменить занятия после того, как зачислил только один студент. Несколько лет спустя, когда Эйнштейн получил должность в Швейцарском федеральном технологическом институте в Цюрихе, президент выразил обеспокоенность по поводу его слабых преподавательских навыков.В конце концов Эйнштейн получил эту работу после того, как за него поручился друг, но тот признался: «Он не очень хорошо говорит». Как резюмировал его биограф Уолтер Исааксон: «Эйнштейн никогда не был вдохновенным учителем, и его лекции обычно рассматривались как неорганизованные».

Хотя часто говорят, что те, кто не умеет преподавать, на самом деле таковы, что самые лучшие из них зачастую худшие учителя.

Два десятилетия назад я поступил в Гарвард как студент, взволнованный, чтобы впитать в себя талант профессоров, удостоенных Нобелевской и Пулитцерской премии.Но к концу первого месяца моего первого курса стало ясно, что эти эксперты мирового уровня были моими худшими учителями. Мой выдающийся профессор истории искусств в восторге от лепки Микеланджело pietra serena, но не объяснил, почему это так важно. Мой известный профессор астрофизики рассказывал нам, как кажется, что Вселенная расширяется, но никогда не удосужился объяснить, во что она расширяется (все еще ожидая, что кто-то демистифицирует это).

Дело не в том, что они не заботились об обучении.Дело в том, что они слишком много знали о своем предмете и слишком давно овладели им, чтобы относиться к моему незнанию по этому поводу. Социологи называют это проклятием знаний. Как пишет психолог Сиан Бейлок, ныне президент Barnard College, «по мере того, как вы становитесь все лучше и лучше в том, что вы делаете, ваша способность передавать свое понимание или помогать другим овладеть этим навыком часто становится все хуже и хуже».

Я пришел к выводу, что если вы хотите узнать что-то новое, при выборе учителя следует учитывать три фактора — будь то профессор, наставник или футбольный тренер.

Во-первых, обратите внимание на то, сколько времени прошло с тех пор, как учитель изучил материал. Элитные университеты любят хвастаться тем, что большинство их классов преподают лучшие преподаватели. Однако большинство моих великих учителей были аспирантами. Поскольку они только что выучили материал, им было легче вспомнить, каково это быть новичком. Вместо того, чтобы учиться у людей, которые узнали больше всего, было бы разумно учиться у людей, которые узнали больше всего.

Во-вторых, подумайте, насколько трудно преподавателю было усвоить материал. Мы часто тяготеем к таким вундеркиндам, как Эйнштейн, потому что их знания кажутся такими легкими. Это ошибка. Мы должны учиться у тех, кто преуспевает: у людей, которые достигают максимума с наименьшими врожденными талантами и возможностями.

В средней школе и колледже я соревновался в прыжках с трамплина, и однажды я спросил олимпийца, есть ли у него трюк, чтобы научиться делать три с половиной сальто.Его ответ: подняться в клубок и быстро вращаться. Он был настолько одарен от природы, что ему никогда не приходилось изучать механику. Он просто сделал это. Самое полезное объяснение, которое я получил, было от моего тренера Эрика Беста, который потратил семь лет, пытаясь сделать это правильно, и сумел объяснить мне физику с потрясающей ясностью. Физические ограничения, которые помешали ему самому стать прыгуном олимпийского уровня, привели его к тому, что он получил знания, чтобы стать тренером олимпийского уровня.

В-третьих, сосредоточьтесь как на том, насколько хорошо учитель передает материал, так и на том, насколько хорошо учитель знает материал.Особенно сложно общаться специалистам, преподающим в базовых классах. Это может быть одной из причин, свидетельствующих о том, что, когда студенты колледжа проходят вводный курс с преподавателем, который не набирает должностей, они продолжают получать более высокие оценки в более продвинутом классе по этому предмету.

Вот почему я рекомендую создать отдельные треки для учителей и исследователей. Вместо того, чтобы просто учиться у исследователей, которые целыми днями делят клетки в лаборатории или набивают код перед компьютером, вы можете посещать занятия с людьми, которые изучают наиболее эффективные методы обучения делению клеток и JavaScript.

Вот еще один изъян в этой утке «Кто не умеет, учите»: учителя часто превращаются в великих деятелей.

В конце концов, лучший способ чему-то научиться — это не делать этого, а научить этому. Вы понимаете это лучше после того, как объясняете, и вы лучше запоминаете это после того, как извлекли и поделились.

По мере того, как вы набираетесь опыта в изучении и объяснении навыка, вы действительно можете улучшить свою способность применять этот навык. Ярким примером является изучение того, что происходит, когда учителя становятся деятелями.Назначение профессора бизнес-школы руководителем звучит ужасно, но исследователям удалось найти более 200 компаний, которые это сделали. По сравнению с аналогичными отраслевыми конкурентами компании, в руководящих должностях которых есть бывшие профессора, получали значительно более высокие доходы на одного сотрудника, особенно если эти бывшие преподаватели занимали должности вице-президентов, где они могли использовать свой академический опыт. Знания, полученные в результате исследований и обучения, не помешали им принимать правильные решения; это действительно помогло.

В сфере образования мы часто предполагаем, что успешная карьера дает право преподавать. Вот почему бизнес-школы любят нанимать бывших руководителей в качестве профессоров. Но мы делаем это наоборот: мы должны отправлять учителей, чтобы они занимались бизнесом.

Конечно, в данных, вероятно, присутствует систематическая ошибка отбора: возможно, только компетентные профессора получали руководящие должности. Но это подтверждает мою точку зрения о том, что выполнение и преподавание — это разные навыки. Если вы хорошо разбираетесь в одном, это не значит, что вы плохо разбираетесь в другом.

Прежде чем университеты наберут на работу успешных, было бы неплохо узнать, могут ли они преподавать. Прежде чем искать эксперта в качестве учителя или наставника, помните, что дело не только в том, что они знают; речь идет о том, как недавно и легко они этому научились, и насколько ясно и с энтузиазмом они его передают. Исследования ученых, музыкантов, спортсменов и художников мирового уровня показывают, что у них не было лучших учителей или тренеров с раннего возраста; они начали с учителя или тренера, которому было весело и приятно учиться.

Если вы станете великим физиком, это не значит, что вы станете великим учителем физики. Вы же не хотите идти на первый урок физики с Эйнштейном. Вы хотите поучиться у его протеже, который годами пытался объяснить, каково это — преследовать луч света.

Адам Грант — организационный психолог в Уортонской школе Пенсильванского университета, автор книг «Дай и возьми», «Оригиналы» и «Вариант Б» с Шерил Сандберг и ведущий подкаста «WorkLife» на TED. .

Следите за разделом мнения New York Times на Facebook и Twitter (@NYTopinion) и подпишитесь на информационный бюллетень Opinion Today .

Тех, кто не умеет, учат? Подумайте еще раз

Питер В. Кляйн — профессор Университета Британской Колумбии и директор-основатель Global Reporting Center.

В первый раз я услышал знаменитую фразу о преподавании, когда был в старшей школе, смотрел фильм Энни Холл .В нем персонаж Вуди Аллена вспоминает свое ужасное детство в государственной школе, говоря: «У нас была поговорка, что те, кто не умеет делать, учат», а затем продолжает изюминку: «… и те, кто не могу учить, преподаю в спортзале «. Как и многие подростки, я испытывал одновременно трепет и презрение к своим учителям, но это был первый раз, когда я услышал, как кто-то публично ставил под сомнение ценность преподавания, и это заставило меня задаться вопросом, кто эти люди, которым я доверил свое будущее. .

Мистер Аллен использовал известную фразу из пьесы Бернарда Шоу « Человек и Супермен », которая включает в себя изречение «Тот, кто может, тот и делает».Тот, кто не может, учит ». В течение многих лет я верил в это. После университета я неохотно работал учителем в течение года, но думал об этом как о компромиссе и переходе к чему-то лучшему, и я быстро отказался от этого ради карьеры в журналистике .

История продолжается под рекламой

Что-то в классной комнате всегда привлекало меня, и в конце концов я стал на неполный рабочий день преподавать журналистику в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах. взгляд на преподавание изменился.

Я подготовил крупный сюжет для известного телевизионного новостного журнала, и я провел день после передачи, получая поздравления от моих коллег. Той ночью я пошел в класс, ожидая похвалы и от моих учеников. Тишина. Я подтолкнул их, спрашивая, что они думают об этой истории. Некоторые неохотно сказали, что это хорошо, а затем один набрался храбрости, чтобы указать на то, что некоторые ясно заметили — что каждый человек в моем произведении был белым мужчиной средних лет.

Эта история прошла через множество просмотров, проверенных исполнительным продюсером и вице-президентом отдела новостей, и ни один человек, казалось, не заметил этого очевидного упущения в разнообразии.Комментарий студента привел к хорошему разговору в классе, и я надеюсь, что он помог некоторым из них принять более правильные решения по отчетности, когда они начали свою карьеру. Для меня это было преобразующим.

Я никогда так не подходил к собеседованию. Я начал сомневаться в том, как мы делаем что-то в отделе новостей, и как только я начал тянуть эту ветку, распутался целый ряд вопросов. Студент двадцати лет изменил меня как журналиста так, как никогда не было ни у одного редактора или наставника.

Некоторые из величайших умов истории были учителями.Аристотель. Галилео. Моцарт. Мария Кюри, наиболее известная своими открытиями в области радиоактивности, была первой женщиной, ставшей профессором Сорбонны. Еще несколько лет назад Стивен Хокинг преподавал в Кембриджском университете, занимая кафедру профессора математики Лукиса, которую когда-то возглавлял сэр Исаак Ньютон. Тех, кто умеет, обязательно учат.

Альберт Эйнштейн провел большую часть своей карьеры в университетах, и ему часто приписывают цитату, подчеркивающую важность преподавания на учителе: «Если вы не можете объяснить это просто, вы недостаточно хорошо это понимаете.»

Людвиг Витгенштейн, один из величайших философов 20 века, учился на преподавании. К 30 годам он написал свою основополагающую книгу Tractatus Logico-Philosophicus , в которой пришел к выводу, что философия в значительной степени бессмысленна, поскольку большая часть его не описывала физические объекты в реальном мире. Как объяснялось в недавней статье Paris Review, «разрушив тысячелетнюю традицию, г-н Витгенштейн поступил разумно — он уронил микрофон и нашел настоящую работу, обучая детей заклинание.«Он переехал в фермерскую деревню в Австрии и устроился на работу в гимназию.

История продолжается под рекламой

« Мы все изо всех сил пытаемся сформировать себя. Витгенштейн напоминает нам, что хорошее обучение предполагает принятие этой борьбы и участие в ней вместе с другими », — заключает« Парижское обозрение ». Его цель была отчасти эгоистичной — трансформировать себя с помощью опыта в классе — и она сработала. После шестилетнего ограничения будучи учителем, Витгенштейн вернулся к размышлениям о мире и отказался от своего догматического подхода, став более зрелым философом, которого часто называют «Витгенштейн II».«Его более поздние работы регулярно ссылаются на преподавание, а его преобразующая работа над сущностью языка явно была вдохновлена ​​наблюдениями за тем, как дети изучают язык.

Фрэнк МакКорт, получивший Пулитцеровскую премию за свою книгу Angela’s Ashes , потратил почти три десятилетиями преподавал английский язык. В течение многих лет он боролся с написанием романа о жизни в Ирландии, но именно знакомство с детьми помогло ему прийти к идее писать с точки зрения ребенка.«Дети почти смертельны в своей оторванности от мира», — сказал Маккорт. «Они абсолютно прагматичны, и они говорят правду, и почему-то это засело в моем подсознании, когда я начал писать книгу». Когда лондонский репортер «Санди Таймс» попросил прокомментировать реплику Шоу об обучении, г-н Маккорт растянулся на диване и сказал: «Это просто показывает, что Шоу не знал, что он знает о преподавании».

По правде говоря, Шоу неправильно охарактеризовали.В список изречений в его пьесе, содержащих строку об обучении, также включен афоризм: «Мозг глупца переваривает философию в безумие, науку — в суеверия, а искусство — в педантизм. Отсюда университетское образование». Шоу не ограничился словами. Он сыграл важную роль в создании Лондонской школы экономики, одного из лучших университетов мира. «Главное — различать то, что сказал Шоу, и то, что он сделал», — сказала мне Сью Доннелли, главный архивист LSE. Она отмечает, что он помогал финансировать университет, жил в первоначальном кампусе и читал публичные лекции в школе.

На этой неделе я ухожу с поста директора Школы журналистики Университета Британской Колумбии, чтобы создать новый Глобальный центр отчетности, некоммерческий институт, расположенный при университете, посвященный урокам, которые я извлек из опыта студентов: Ставьте под сомнение то, как мы делаем то, что делаем, и улучшайте это.

Мы привыкли к тому, как все делается, и всегда делали это, и те, у кого нет возможности столкнуться с проблемой любопытных, смелых молодых умов, часто вынуждены делать то же самое по-старому.Те, кто не умеет учить, просто делают — а это позор.

Те, кто не может научить

Те, кто не умеет, учат

В простой фразе Те, кто не может, учат , подразумевает многое.

Что есть профессионалы, которые стремятся к успеху в определенных областях.

Что многие из этих профессионалов потерпят неудачу.

Что эта неудача является результатом слишком сложной работы в этой области или недостатка возможностей с их стороны.

И затем те же самые люди пытаются стать учителями, получить для этого квалификацию, начать учиться в классе, а затем, потерпев неудачу во всем остальном, преуспевают.

Последствия

На первый взгляд, подразумевается, что обучение простое.

Бросивший юридический факультет обнаруживает, что преподает, и, потерпев неудачу раньше, видит, насколько легко преподавать в сравнении.

Сотрудник розничной торговли, который не может выдержать более 50 часов работы в неделю и суету праздничной суеты, стремится к комфорту и легкости, которые предоставляет класс.

Хихиканье.

Те, кто не умеет, учат также подразумевает, что область полна профессиональных неудач, которые ни в чем не преуспевают, и приносят такую ​​же неэффективность в класс. Конечно, это обычная критика профсоюзов учителей и государственного образования в целом.

Это может быть правдой, что преподавание полно «неудач»: учителя, чьи классы полны «непрофессиональных» учеников. Критика здесь, однако, показывает ту же перспективу критики полицейских за то, что они не останавливают преступность, или пожарных за то, что они не прекращают пожары.Хотя школы не просто корректируют ситуацию, как полицейские управления, в этом и заключается загвоздка: школы — это культурные инфраструктуры, отдельные части невероятно большой головоломки.

Они не производят виджеты и не могут быть оценены теми, кто настаивает на измерении их производительности как таковых. Это, прежде всего, недостаток воображения и перспективы.

В то время как текущие модели обучения — и даже выбранный масштаб и подход — современных систем образования крайне неуместны, ad hominem нападает на людей, которые делают все возможное, чтобы удовлетворить сокрушительные ожидания районных администраций, национальные стандарты, формальные и неформальные. профессиональное развитие, местное профессиональное учебное сообщество, отдел или команда, родители, студенты и их собственные инстинкты обучения не могут быть недостатком.

Какая невероятно близорукая.

Это не освобождает их от ответственности, а скорее призывает каждого из нас — из любой отрасли и области — нести равную ответственность за мудрость, мышление и творчество наших детей.

Те, кто не может, учите. отличается от Те, кто не может учить…; эта запятая имеет значение. Вполне возможно, что все те, кто «не может» повсюду, тяготеют к преподаванию в качестве второй (или третьей) профессии из-за все более утонченного морального компаса, который ищет суть вплоть до сути работы, которую они делают.

И те, кто не может представить себе, что они делают что-то еще, несмотря на буквальные неудачи и неудачи в перспективе со стороны окружающих, учат.

Атрибуция изображения пользователь flikr tulanepublicrelations; Те, кто не умеет, учите

Кто может, тот, кто не может, научить: справедливо?

В 1903 году Джордж Бернард Шоу снял свою теперь уже знаменитую четырехактную драму «Человек и Супермен». Эта пьеса была первым случаем столь оклеветанной, часто перефразированной цитаты:

Боб: Я так разочарован.Мой учитель письма сказал мне, что мой роман безнадежен.

Джейн: Не слушай ее, Боб. Помните: те, кто может, делают; тех, кто не может, учите.

И, говоря несколькими простыми словами, учителя повсюду бурлили гневом на любого, кто осмелился повторить или изменить формулировку.

Но есть ли в этом какая-то правда, и должны ли учителя в мире 21 века тоже быть «деятелями»? Учителя теперь «деятели»? Всем хороших вопросов. Давайте посмотрим, что говорят по этому поводу пара экспертов Quora.

Пратюш Ратор, Учитель

К сожалению, это то, что люди думают об обучении и стереотипы об учителях. Следовательно, многие люди, которые могли бы стать отличными учителями, воздерживаются от этого.

В обучении есть одна особенность — это очень полезная работа. Если вы хотите, чтобы что-то росло, вы хотели бы учить. Это также одна из самых низкооплачиваемых и предполагаемых профессий.

Позвольте мне сравнить это с областью, где в настоящее время только действительно способные люди выживают, финансируют.Люди думают, что учителя должны жить приземленной жизнью, тогда как работа в сфере финансов сопряжена с новыми проблемами, тогда как, по моему опыту, все обстоит как раз наоборот.

Как учитель, вы получаете множество новых задач каждый день, каждый ученик уникален, в то время как в финансах почти все проблемы представляют собой вариации одного и того же, некоторые правила и нормы, которые необходимо соблюдать, некоторые исследования, которые необходимо провести, некоторые модели должны быть построены с использованием некоторых вариаций тех же старых статистических теорий.

Позвольте мне прояснить ситуацию: если вы работаете в сфере финансов, это никоим образом не означает неуважения к вам.По всей вероятности, вы очень способны математически и в основном трудолюбивы, и я вам за это уважаю. Я просто хочу подчеркнуть разницу между кажущейся «крутизной» и настоящей крутостью.

Итак, основная причина, по которой некоторые очень умные люди воздерживаются от преподавания, заключается в том, что это воспринимается как повторяющаяся работа. Еще одна важная причина — это низкая заработная плата по сравнению с альтернативами. Обучение — это настоящий отпор для ярких и энергичных людей в помещениях, одно из которых ложно, а другое можно обработать.

Следовательно, то, что вы цитируете, является стереотипом: «Те, кто может, делают, те, кто не может, учат». И этот стереотип питается сам собой. Почему те, кто может заработать больше денег, не зарабатывают больше денег, верно?

Но деньги меня не волнуют. Но почему бы вам вместо этого не решить проблему из реального мира?

Например, разработка программного обеспечения, расширение круга науки, расширение познания мира, верно?

Проще говоря, убывающая отдача. Есть так много умных людей, разрабатывающих программное обеспечение, что удаление одного из них не сильно повредит индустрии.

Но действительно хороших учителей не хватает. И это самая реальная мировая проблема. Воспитание будущих поколений, чтобы они могли нести эстафету сегодняшних передовиков, — непростая задача. Это одна из самых важных профессий, и если мы представим ее как недостаток таланта (как следует из цитаты), мы, как общество, в конечном итоге заплатим за это цену.

Если вы спросите учеников или их родителей, каждого талантливого учителя очень ценят. Разве мы не все благодарны учителям, которые дали нам правильное руководство? Вы не сможете увидеть ценность, которую добавляете мгновенно, но я надеюсь, что с годами вы сможете судить о нации по качеству ее учителей.

Учителя и врачи решают похожие проблемы, врачи спасают жизни, учителя делают жизни. Многие учителя в современном мире довольно некомпетентны и теряют потенциал во многих жизнях. Тем не менее, одаренные мальчишки днями и ночами учатся на врача, в то время как никому нет дела до учителя.

Вам не кажется, что раскрывать талант других людей стоит даже самых талантливых? Тем не менее, негативные афоризмы и негативный образ взяли верх, и профессия учителя осталась с несколькими компетентными руками, а не с некомпетентными.

Я думаю, что в этом стереотипе, как и в любом другом, есть доля правды, и это очень плохая новость для всех нас. Если вообще, мы должны попытаться изменить это и побудить лучших задуматься о проблеме надлежащего руководства и образования для будущих поколений.

Позвольте мне уточнить, я не имею в виду неуважение к учителю, когда говорю, что стереотип вполне верен. Но проблема в том, что, по крайней мере, в моей части мира, преподавание остается профессией с минимальными деньгами, и вместо того, чтобы сосредоточиться на развитии ребенка, они сосредотачиваются на количестве периодов и завершении курса.Мы, как общество, должны это изменить, мы должны поощрять людей заниматься преподаванием.

(От себя лично, поверьте мне, 25-летний мужчина не может ничего сделать, чему я не могу научиться, если у меня будет достаточно времени. И я преподаю, и, как вы могли понять, моя работа мне очень нравится. Просто чтобы дать вам пример того, насколько неуместным может быть такое обобщение, и я действительно верю в то, что написал выше.)

(Я собираюсь написать этот ответ в качестве основы для рассмотрения преподавания как карьеры для заинтересованных людей, которые отказываются от своих желаний выслушивать подобные вопросы.Прошу прощения за мои ответвления из помещения вопроса.)

Вивек Мехта, инженер-механик

В большинстве случаев это верно. Люди, у которых есть видение и решимость добиться успеха, преодолевают все препятствия и делают то, что хотят. Те, кто остаются безуспешными, часто в конечном итоге дают советы другим людям.

Но есть несколько вещей, которые я хотел бы прояснить:

Использование слова «может». Может — это слово, которое вы используете для обозначения «потенциала». Сказать «он может это сделать» — это заявление о его потенциале сделать это.«Те, кто может, делают» — это те, у кого есть потенциал. Но сейчас это не всегда так, не так ли? Сколько раз вы слышали, как кто-то говорил, что «вы способны на это», только для того, чтобы обнаружить, что вы не можете этого сделать из-за обстоятельств или из-за отсутствия таланта, даже если у вас был потенциал.

Обратное утверждение неверно. Те, кто не может учить, не означает, что «те, кто этому учат, не могут этого делать». Есть люди, которым действительно нравится преподавать (в любом смысле, будь то психологический совет или буквально обучение).Обучение снова — это услуга. Есть люди, которым нравится преподавать. Не обязательно означает, что это неудачи. Кроме того, есть люди, которые учат, пока они учат. Итак, вот это.

Это утверждение не следует рассматривать как столь негативное, как оно звучит. Это можно рассматривать как очень позитивное утверждение, которое может означать, что те, кто терпят неудачу, извлекают уроки из своих неудач и помогают другим не терпеть неудач. Их обучение других в конечном итоге окажет большое влияние, поскольку они не только сами извлекли уроки из своих неудач, но и помогли кому-то еще повторить эту ошибку.Итак, те, кто не может, научите и сделайте это еще лучше.

Каждое утверждение не всегда верно в любой ситуации. Это верно в большинстве случаев при некоторых ограничениях, но когда вы убираете эти ограничения, утверждения могут оказаться неверными. Например, «чем больше, тем лучше» противоречит «слишком много поваров портят бульон». Оба они верны, но применимы в разных условиях и, следовательно, связаны разными ограничениями.

Так что да, в большинстве случаев это так, но не всегда.

Будут ли завтрашние учителя исполнителями?

Задавать этот вопрос — значит подразумевать, что сейчас они не действуют. В некоторой степени мы полагаем, что это правда. Но некоторым людям больше всего на свете нравится опыт превращения молодых умов в знающих взрослых. Несправедливо изображать этих людей как неудачников или людей, которые «не умеют этого резать».

К сожалению, в ближайшие годы мы можем предвидеть больший спрос на «деятелей», чем на «учителей», потому что школы предъявляют все более высокие требования к учителям.Если зарплата когда-нибудь оправдает эти ожидания, то вполне возможно, что учителя, который любит преподавать, вытесняют из работы.

Мы думаем, что мы еще очень далеки от этого, и чтобы это стало реальностью, придется заплатить больше, чем мы ожидаем. Что вы ребята думаете? Должны ли учителя — по крайней мере в определенных предметных областях — в будущем быть «деятелями» даже на уровне средней школы? Поделитесь своими мыслями в нашем разделе комментариев.

Те, кто умеют, не могут научить

ОТПРАВЛЕНО МАРТИНОМ КИЧЕМ

Название этого поста является заголовком статьи, написанной Адамом Грантом и опубликованной в New York Times .Грант известен как организационный психолог в школе Wharton при Пенсильванском университете, автор Give and Take , Originals и Option B с Шерил Сэндберг и ведущий Worklife , подкаста TED. .

В этой статье он выступает против общепринятой аксиомы, согласно которой учителя преподают, потому что они фактически не могут делать или преуспевать в «реальном мире» на работе, связанной с тем, чему они учат, или, возможно, даже преуспевают в чем-либо, кроме преподавания.

Грант начинает с анекдота о посредственности Альберта Эйнштейна как учителя, а затем описывает свой собственный опыт во время учебы в Гарварде, где он обнаружил, что самые известные профессора, как правило, не были лучшими учителями. Он основывается на этом понимании: «Дело не в том, что они не заботились об обучении. Дело в том, что они слишком много знали о своем предмете и слишком давно овладели им, чтобы относиться к моему незнанию по этому поводу. Социологи называют это проклятием знаний.Как пишет психолог Сиан Бейлок, ныне президент Barnard College, «По мере того, как вы становитесь все лучше и лучше в том, что вы делаете, ваша способность передавать свое понимание или помогать другим овладеть этим навыком часто становится все хуже и хуже».

Грант затем определяет и подробно описывает три фактора, которые делают учителя эффективным, особенно для тех, кто изучает что-то новое. Во-первых, выберите учителя, который овладел материалом относительно недавно, потому что он или она все еще помнит, в какой процесс это входило.Во-вторых, выберите учителя, который преуспевает в этом — кого-то, кто не интуитивно понимал материал, но ему приходилось в некоторой степени бороться, чтобы выучить его, и который имеет некоторое понимание шагов или препятствий в этом процессе обучения. В-третьих, выберите учителя, чья способность передавать материал примерно равна его или ее знанию материала.

Грант затем дает еще один неожиданный поворот к трюизму:

Учителя часто превращаются в великих деятелей. В конце концов, лучший способ чему-то научиться — это не делать этого, а научить этому.Вы понимаете это лучше после того, как объясняете, и вы лучше запоминаете это после того, как извлекли и поделились. По мере того, как вы набираетесь опыта в изучении и объяснении навыка, вы действительно можете улучшить свою способность применять этот навык. Ярким примером является изучение того, что происходит, когда учителя становятся деятелями. Назначение профессора бизнес-школы руководителем звучит ужасно, но исследователям удалось найти более 200 компаний, которые это сделали. По сравнению с аналогичными отраслевыми конкурентами компании, в руководящих должностях которых есть бывшие профессора, получали значительно более высокие доходы на одного сотрудника, особенно если эти бывшие преподаватели занимали должности вице-президентов, где они могли использовать свой академический опыт.Знания, полученные в результате исследований и обучения, не помешали им принимать правильные решения; это действительно помогло.

В сфере образования мы часто предполагаем, что успешная карьера дает право учить. Вот почему бизнес-школы любят нанимать бывших руководителей в качестве профессоров. Но мы делаем это наоборот: мы должны отправлять учителей, чтобы они занимались бизнесом. Конечно, в данных, вероятно, присутствует систематическая ошибка отбора: возможно, только компетентные профессора получали руководящие должности. Но это подтверждает мою точку зрения о том, что выполнение и преподавание — это разные навыки.Если вы хорошо разбираетесь в одном, это не значит, что вы плохо разбираетесь в другом. Прежде чем университеты набирают отличников, было бы неплохо узнать, могут ли они преподавать.

Полная редакция

Гранта доступна по адресу: https://www.nytimes.com/2018/08/25/opinion/sunday/college-professors-experts-advice.html .

Те, кто умеют, те, кто не может учить. — frukit.com

Джордж Бернард Шоу написал это предложение в 1903 году, и эту фразу я часто слышал на протяжении всей своей педагогической карьеры.Фактические слова мистера Шоу были такими: «Тот, кто может, делает. Кто не может, учит ».

Шоу, кажется, подразумевает, что выполнение чего-либо имеет большую ценность, чем обучение этому, и что те, кто может выполнить определенное действие, должны делать это, тогда как учителя, которые не смогли выполнить действие, должны учить этому других. Очевидная посылка Шоу состоит в том, что деятельность важнее и значительнее, чем обучение. Мой личный опыт в сфере преподавания и бизнеса показывает, что это утверждение может не соответствовать справедливости в нашем обществе или даже в этом мире 1900-х годов.Однако никто не может отрицать, что его слова выдержали испытание временем, так что в них должно быть что-то. Без сомнения, я видел множество доказательств в поддержку его утверждения.

На мгновение представьте себе типичный малый бизнес, в котором работает десять человек. Будет ли производительность и прибыльность увеличиваться еще больше за счет добавления сотрудника, замены менеджера более способным человеком, повышения соответствующего набора навыков менеджера или путем обучения сотрудников и повышения их деловой хватки? Ответ, конечно, спорен и зависит от ряда не упомянутых факторов, но, возможно, последние предложения будут более выгодными в целом в долгосрочной перспективе.А теперь подумайте о том менеджере, который может эффективно контролировать и развивать членов своей команды, демонстрируя и обучая их соответствующим навыкам и привычкам, которые необходимы им для постоянного успеха. Человек, имеющий опыт преподавания и подготовку, а также опыт работы в различных бизнес-ситуациях и средах. Можно ли предположить, что наиболее успешные деятели в деловой среде — это своего рода опытные учителя?

Мой личный путь в учебу и преподавание был немного необычным, поскольку я уже пятнадцать лет проработал на различных руководящих должностях в различных отраслях промышленности в США.К. И Ближний Восток. Мой предыдущий опыт реальной работы, мотивация и этика, без сомнения, обеспечили мне хороший результат. Если бы я учился в университете в позднем подростковом возрасте, я бы, вероятно, наскрести второй или третий. Если бы я тогда начал преподавать в тот момент моей жизни, я, без сомнения, с треском провалился бы в этом. Подготовка учителей учит управлять толпой и манипулировать ею. Он не может продемонстрировать или привить хорошие навыки управления людьми. Разумеется, не в рамках этого самого беспокойного года обучения учителей (официально самого тяжелого рабочего года в моей жизни — я также был родителем-одиночкой для трех мальчиков в то время).

Некоторые могут предположить, что цитата заканчивается на; «Тот, кто не может, учит», потому что мистер Шоу имел в виду, что учителя учат вас, как этого не делать. Несомненно, нельзя упускать из виду полезный опыт неудач. Я могу лично подтвердить, что это, пожалуй, одна из самых движущих сил в деловом, академическом и личном путешествии большинства людей. То, что вас не убивает, делает вас сильнее и все такое. Учитель, у которого есть опыт неудач, часто оказывается лучшим и более способным учителем в моей книге.

Что касается дисциплины управления людьми, по моему собственному опыту, подавляющее большинство тех, кто ее преподают, на самом деле не понимают этого, или даже лидерства вообще. Они могут добиться определенного успеха, управляя молодыми людьми в строго контролируемой учебной среде, но им не удастся управлять людьми в деловой среде. Эта точка зрения часто подкреплялась продвижением молодых учителей на руководящие должности в сфере образования. Предполагалось, что хороший учитель будет хорошим менеджером, но это часто было обречено на провал и восстание.Конечно, подавляющее большинство тех, кто на самом деле управляет людьми в деловом мире, тоже не знают, как делать это эффективно, как показывают многочисленные бизнес-исследования и данные из реального делового мира. Как вы, уважаемый читатель, тоже наверняка можете подтвердить.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *