Лучшие стихотворения Бориса Пастернака | Издательство АСТ
Ценитель музыки, философ и тонкая душа. В экспериментах с поэзией Пастернак стремился к совершенству. И нашел его в простом и прозрачном слоге стихов доктора Живаго и позднего цикла «Когда разгуляется». Пастернаку было больно за страну, и он этого не скрывал. Его травили и гнали. Но вместо того, чтобы уехать, он отказался от Нобелевской премии и остался в России до конца дней.
Писатель сочинил около пятисот стихотворений. Выбрать из них всего несколько лучших непросто. В нашу подборку вошли знаковые сочинения в его жизни, самые известные произведения и те, которые он сам называл любимыми.
«Февраль. Достать чернил и плакать!»
Это стихотворение Пастернак посвятил студенческому другу и будущему критику Константину Локсу, с которым вместе посещал семинарий по греческой литературе. Впервые его опубликовали в альманахе «Лирика». Писатель называл «Февраль» первым удавшимся стихотворением. Потом он открывал им каждый сборник «Избранного».
Предчувствие весны вдохновляет лирического героя писать. Некоторые находки из стихотворения сформируют стиль Пастернака. Например, сочетание причудливого и несовместимого — «грохочущая слякоть», «сухая грусть» — и взвинченное настроение.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.1912
«Марбург»
В 1909 году Пастернак поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. В 1912-м его интерес к учебе начал угасать. Одновременно он переживал любовную драму. Чтобы встряхнуться, он поехал учиться в немецкий университетский город Марбург. Но именно там окончательно решил бросить философию и заняться поэзией.
Позже писатель включал «Марбург» во все сборники избранных сочинений 1920–1950-х годов.
[отрывок]
Тут жил Мapтин Лютep. Тaм — бpaтья Гpимм.
Кoгтистыe кpыши. Дepeвья. Нaдгpoбья.
И всe этo пoмнит и тянeтся к ним.
Всe — живo. И всe этo тoжe — пoдoбья.О нити любви! Улови, перейми.
Но как ты громаден, отбор обезьяний,
Когда под надмирными жизни дверьми,
Как равный, читаешь свое описанье!1916
«Про эти стихи»
Стихотворение вошло в третью книгу Пастернака — «Сестра моя — жизнь». Именно этот сборник принес ему широкую известность. В нем он очеловечивает природу и окружающие предметы: ветер, рассвет, трюмо, рукомойник.
«Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него попадаем. В него — впадаем… Мы Пастернака понимаем так, как нас понимают животные».
Марина Цветаева
«Про эти стихи», как и многие сочинения Пастернака, о творчестве. Поэзия в его представлении сливается с миром. Он толчет стихи на тротуарах со стеклом и солнцем. Их читают сырые углы и декламирует чердак.
[отрывок]
На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет.1917
«Нобелевская премия»
В 1957 году роман «Доктор Живаго» опубликовали в Италии. Через год Пастернаку присудили Нобелевскую премию в области литературы. Поскольку «Доктор Живаго» был запрещен на родине, власти приняли его признание за границей враждебно. Пастернака исключили из Союза советских писателей, грозили выслать из страны, журналисты называли его предателем и клеветником.
В итоге он отказался от премии со словами: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не примите за оскорбление мой добровольный отказ». А в письме Никите Хрущеву признался, что покинуть страну для него равносильно смерти.
В 1959-м Пастернак передал цикл «Январские дополнения» английскому журналисту. Стихотворение «Нобелевская премия» из него опубликовали в газете Daily Mail.
[отрывок]
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.1958
«Гамлет»
Это стихотворение открывает книгу стихов доктора Живаго из одноименного романа. Герой размышляет о своей судьбе. Он говорит голосами Гамлета, актера, исполняющего его на сцене, Христоса, Юрия Живаго и самого Пастернака.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.1946
«Рождественская звезда»
Это еще одно стихотворение Юрия Живаго. Герой хотел изобразить русское поклонение волхвов, как у голландцев, но с морозом, волками и темным еловым лесом. Евангельские мудрецы проходят мимо погостов и оглобель в сугробах. А мерцание рождественской звезды сравнивается со вспыхнувшим стогом и пожаром на гумне.
[отрывок]
От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.1947
«Свидание»
Одно из лучших романтических стихотворений Пастернака. Он посвятил его редактору и переводчику Ольге Ивинской. Поэт познакомился с ней в журнале «Новый мир». Она стала прототипом Лары из «Доктора Живаго». А за связь с Пастернаком, которого подозревали в шпионаже, отбыла в лагере пять лет.
Поэт Андрей Вознесенский вспоминал, что Пастернак расцветал, когда при нем хвалили «Свидание». Он ценил его больше, чем другое популярное стихотворение «Зимняя ночь» («Свеча горела на столе»), которое считал чересчур сентиментальным.
[отрывок]
Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.1949
«Быть знаменитым некрасиво…»
Впервые его издали в журнале «Знамя» в 1956-м. Потом оно вошло в последний цикл поэта «Когда разгуляется». Стихотворение называют творческим манифестом Пастернака, в котором он определяет место поэта в мире.
[отрывок]
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.1956
«Снег идет»
Тоже из последнего цикла «Когда разгуляется». Все в произведении подчинено общим законам мироздания: густой снегопад, пешеходы на улицах, удивленные растения, бег времени и стихи.
[отрывок]
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет
Или как слова в поэме?Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.1957
03.10.2019 г. Авторы
04.02.2020 г. Книги
28.01.2020 г. Авторы
Расскажите друзьям:
Отправьте новость
на email:
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast. ru.
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте [email protected].
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Борис Пастернак — биография, фото, личная жизнь, стихи, произведения, смерть
Биография
Борис Леонидович Пастернак – один из немногих мастеров слова, удостоенных Нобелевской премии. Его стихи и переводы вошли в золотой фонд русской и зарубежной литературы.
Борис Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве в интеллигентной семье. Мать — пианистка, карьера которой началась в Одессе, откуда семья переехала еще до рождения Бориса. Отец — художник и член Академии художеств. Некоторые его картины были приобретены известным меценатом для Третьяковской галереи. Отец Бориса дружил со Львом Николаевичем Толстым и занимался иллюстрированием его книг. Борис был первенцем, после него в семье появилось еще трое детей.
Борис Пастернак с братом в детстве
С детства поэта окружала творческая атмосфера. Родительский дом был открыт для разных знаменитостей. Желанными гостями в нем были Лев Толстой, композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Иванов, Поленов, Нестеров, Ге, Левитан и другие известные личности. Общение с ними не могло не повлиять на будущего поэта.
Огромным авторитетом для мальчика был Скрябин, под влиянием композитора длительное время он был увлечен музыкой и мечтал пойти по стопам своего учителя. Учится Борис на отлично, заканчивает гимназию с золотой медалью. Параллельно обучается в консерватории.
Борис Пастернак в молодости
В биографии Пастернака неоднократно случались ситуации, когда ему приходилось выбирать, и выбор этот зачастую был сложным. Первым таким решением был отказ от музыкальной карьеры. Спустя годы он объясняет эту ситуацию отсутствием абсолютного слуха. Целеустремленный и работоспособный, все что он ни делал, доводил до абсолютного совершенства. Борис осознавал, что, несмотря на безграничную любовь к музыке, на музыкальном поприще достичь высот он не сможет.
В 1908-м становится студентом юрфака Московского университета, спустя год переводится на философское отделение. По всем предметам у него блестящие оценки, и в 1912 г. он поступает в Маргбургский университет. В Германии Пастернаку предсказывают успешную карьеру, но совершенно неожиданно он принимает решение стать поэтом, а не философом.
Первые шаги в творчестве
Проба пера приходится на 1910 год. Его первые стихи написаны под впечатлением от поездки с семьей в Венецию и отказа любимой девушки, которой он делает предложение. Один из его коллег пишет, что по форме это были детские стихи, но по смыслу очень содержательные. После возвращения в Москву становится участником литературных кружков «Лирика» и «Мусагет», где читает свои стихи. На первых порах его влечет символизм и футуризм, но позже он выбирает независимый от любых литературных объединений путь.
Борис Пастернак
1913–1914-й – годы наполнены множеством творческих событий. Опубликовано несколько его стихотворений, вышел сборник стихов «Близнец в тучах». Но поэт требователен к себе, считает свои творения недостаточно качественными. В 1914-м он знакомится с Маяковским, который своим творчеством и силой личности оказывает на Пастернака огромное влияние.
В 1916 г. Пастернак живет в Пермской губернии, в уральском посёлке Всеволодо-Вильва, куда его приглашает управляющий химическими заводами Борис Збарский. Работает в конторе помощником по деловой переписке и занимается торгово-финансовой отчётностью. По широко распространенному мнению, Юрятин из знаменитого романа «Доктор Живаго» является прообразом Перми. Посещает Березниковский содовый завод на Каме. Под впечатлением от увиденного в письме к С. П. Боброву называет завод и построенный при нем по европейскому образцу поселок «маленькой промышленной Бельгией».
Творчество
Творчество – удивительный процесс. Для одних он легкий и приятный, для других – тяжелая работа, требующая великих усилий, чтобы добиться цели и достичь совершенства. Борис относился ко второй категории людей. От много работает, тщательно оттачивая фразы и рифмы. Сборник «Сестра моя – жизнь», который вышел в 1922 году, он считает первым своим достижением на литературном поприще.
Борис Пастернак и Сергей Есенин
Интересным, даже курьезным фактом биографии стали его отношения с Сергеем Есениным, которому не нравилось творчество Пастернака. На этой почве их отношения переросли в открытую конфронтацию. Однажды между поэтами случилась драка. Об этом есть интересные воспоминания Катаева, в которых Есенина он называет “королевичем”, а Пастернака “мулатом”.
«Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат — по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба и на его лошадь с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось».
В 1920-х происходит ряд важных событий: эмиграция родителей в Германию, женитьба на Евгении Лурье, рождение сына, публикация новых сборников и поэм.
Советская власть
В начале 1930-х Пастернака и его творчество признает власть. Сборники стихов переиздаются ежегодно, в 1934 году он выступает с речью на съезде Союза писателей. Считается лучшим поэтом в стране советов. В 1935 году отправляется в Париж на Международный конгресс писателей. В поездке у него происходит нервный срыв, писатель жалуется на бессонницу и расстроенные нервы.
Борис Пастернак и Анна Ахматова
В этом же году Пастернак заступается за сына и мужа Анны Ахматовой, которых арестовали, а затем освободили после его писем Сталину. В благодарность в декабре 1935-го поэт отправляет Сталину в подарок книгу с переводами лирики грузинских поэтов. В сопроводительном письме он благодарит за «молниеносное освобождение родственников Ахматовой».
Ахматова с семьей
В январе 1936 г. выходит публикация двух его стихотворений, в которых он восхищается И. В. Сталиным. Несмотря на старания, власть имущие не простили Пастернаку его заступничества за родных Анны Ахматовой, а также защиту Гумилева и Мандельштама. В 1936-м его практически отстраняют от литературной жизни, обвиняют в отдаленности от жизни и ошибочном мировоззрении.
Переводы
Свою известность Пастернак получил не только как поэт, но и как мастер перевода зарубежной поэзии. В конце 1930-х отношение руководства страны к его личности меняется, произведения не переиздаются, и он остается без средств к существованию. Это вынуждает поэта обратиться к переводам. К ним Пастернак относится, как к самодостаточным художественным произведениям. Подходит к работе с особой тщательностью, стараясь сделать ее идеально.
Работать над переводами он начинает в 1936 году, на даче в Переделкино. Труды Пастернака считаются равноценными оригиналам великих произведений. Переводы становятся для него не только возможностью содержать семью в условиях травли, но и способом реализации себя как поэта. Переводы Шекспира, сделанные Борисом Пастернаком, стали классикой.
Война
В результате детской травмы он не подлежит мобилизации. Остаться в стороне поэт тоже не смог. Заканчивает курсы, получает статус военного корреспондента и едет на фронт. После возвращения создает цикл стихотворений патриотического содержания.
В послевоенные годы много трудится, занимается переводами, так как они остаются единственным его заработком. Стихов пишет немного – все свое время использует на переводы и написание нового романа, работает также над переводом «Фауста» Гете.
«Доктор Живаго» и травля
Книга «Доктор Живаго» — одно из самых значимых произведений поэта в прозе, во многом это автобиографичный роман, над которым Пастернак на протяжении десяти лет. Прототипом главной героини романа была его жена Зинаида Пастернак (Нейгауз). После появления в его жизни Ольги Ивинской, новой музы поэта, работа над книгой пошла намного быстрее.
Повествование романа начинается от начала века и заканчивается Великой Отечественной войной. Название книги по мере написания менялось. Сначала она называлась «Мальчики и девочки», затем «Свеча горела» и «Смерти нет».
Издание “Доктор Живаго”
За правдивый рассказ и свой собственный взгляд на события тех лет писатель был подвергнут жестокой травле, а «Доктор Живаго» не признан руководством страны. В Советском Союзе роман печатать не стали, но его по достоинству оценили за границей. Изданный в Италии в 1957 г. роман «Доктор Живаго» получил шквал восторженных отзывов читателей и стал настоящей сенсацией.
В 1958 г. Пастернаку присуждают Нобелевскую премию. Роман переводится на языки разных стран и распространяется по миру, издается в Германии, Великобритании и Голландии. Советские власти неоднократно предпринимали попытки изъять рукопись и запретить книгу, но она становилась все более популярной.
Нобелевская премия Бориса Пастернака за роман “Доктор Живаго”
Признание писательского таланта мировым сообществом становится для него величайшей радостью и горем одновременно. Усиливается травля не только властью, но и коллегами. Обличительные митинги проводятся на заводах, в институтах, в творческих союзах и в других организациях. Составляются коллективные письма с требованием наказать провинившегося поэта.
Предлагали выслать его из страны, но поэт не представлял себя без Родины. Свои горькие переживания этого периода он выражает в стихотворении «Нобелевская премия» (1959 г. ), также опубликованном за границей. Под давлением массовой кампании от награды он был вынужден отказаться, а за стих его чуть было не обвинили в измене Родине. Бориса Леонидовича исключают из Союза писателей СССР, но он остается в Литфонде, продолжает публиковаться и получать гонорары.
Стихотворения
В стихах раннего периода заметно влияние символизма. Для них характерны сложные рифмы, непонятные образы и сравнения. Во время войны его стиль резко меняется – стихи становятся легкими, понятными и простыми для чтения. Особенно это характерно для его коротких стихов, таких, как «Март», «Ветер», «Хмель», «Гамлет». Гениальность Пастернака в том, что даже его маленькие стихи содержат значимый философский смысл.
Произведение, написанное в 1956-ом, относится к позднему периоду его творчества, когда он жил и работал в Переделкино. Если первые его стихи были элегантными, то позже в них появляется социальная направленность.
Любимая тема поэта — единство человека и природы. «Июль» является примером чудесной пейзажной лирики, в котором он восхищается очарованием одного из самых прекрасных месяцев года.
В последний его сборник войдет стихотворение «Снег идет», написанное в 1957 году. Произведение состоит из двух частей: пейзажной зарисовки и философских размышлений о смысле жизни и ее быстротечности. Крылатой станет строчка «и дольше века длится день» из его стихотворения «Единственные дни» (1959), которое также вошло в последний сборник.
Личная жизнь
Биография Бориса Пастернака не может быть полной без описания его личной жизни. Поэт был женат дважды, первый раз — в молодости, второй раз — в зрелом возрасте. Была у него и третья любовь.
Все его женщины были музами, дарили счастье и были счастливы с ним. Его творческая, увлекающаяся натура, бьющие через край эмоции стали причиной непостоянства в личных отношениях. Он не опускался до измен, но быть верным одной единственной женщине не смог.
Борис Пастернак и Евгения Лурье с ребенком
Первая его жена Евгения Лурье была художницей. С ней он познакомился в 1921 г. и считал их встречу символичной. В этот период Пастернак заканчивает работу над повестью «Детство Люверс», героиня которой была воплощением образа молодой художницы. Героиню произведения также звали Евгения. Деликатность, нежность и утонченность удивительным образом сочетались в ней с целеустремленностью и самодостаточностью. Девушка становится его женой и музой.
Встреча с ней в душе поэта вызвала необычайный подъем. Борис был по-настоящему счастлив, у них родился первенец – сын Евгений. Сильное взаимное чувство в первые годы брака сглаживали трудности, но со временем нищета и тяжести жизни 20-х отразилась и на их семейном благополучии. Евгения стремилась реализоваться еще и как художник, поэтому часть семейных забот Пастернак взял на себя.
Борис Пастернак и Марина Цветаева
Отношения испортились, когда поэт начинает переписываться с Мариной Цветаевой, вызывая жгучую ревность жены, которая в расстроенных чувствах уезжает в Германию к родителям Пастернака. Позже она откажется от реализации своих творческих способностей и полностью посвятит себя семье. Но к этому времени у поэта появляется новая возлюбленная – Зинаида Нейгауз. Ей только 32, ему уже 40, у нее муж и двое детей.
Зинаида Нейгауз с детьми
Нейгауз – полная противоположность первой жене. Она хорошая хозяйка и без остатка посвящает себя семье. В ней не было утонченности, присущей первой жене, но он влюбился в нее с первого взгляда. Замужество и дети избранницы поэта не остановили, он хочет быть с ней, вопреки всему. Несмотря на расставание, Пастернак всегда помогал своей прежней семье, поддерживал с ними отношения.
Второй брак также был счастливым. Заботливая жена обеспечивала покой и комфортные условия для работы. Родился второй сын поэта — Леонид. Как и с первой женой, счастье длилось чуть больше десяти лет. Потом муж стал задерживаться в Переделкино и постепенно отдаляться от семьи. На фоне охлаждения семейных отношений в редакции журнала «Новый мир» он знакомится с новой музой и редактором журнала Ольгой Ивинской.
Борис Пастернак и Ольга Ивинская
Борис не хотел оставлять жену, поэтому неоднократно пытается разорвать отношения с Ольгой. В 1949 году за связь с опальным поэтом Ивинскую арестовывают и отправляют на 5 лет в лагеря. На протяжении этих лет он помогает ее матери и детям – опекает и обеспечивает финансово.
Тяжелые испытания сказываются на его здоровье. В 1952 году он оказывается в больнице с инфарктом. После возвращения из лагерей Ольга работает у Пастернака неофициальным секретарем. Они не расстаются до конца его жизни.
Смерть
Травля со стороны коллег и общественности подкосила его здоровье. В апреле 1960 года у Пастернака развивается тяжелый недуг. Это была онкология с метастазами в желудке. В больнице возле его постели дежурит Зинаида.
Борис Пастернак в последние годы
В начале мая к нему приходит осознание, что болезнь неизлечима, и нужно готовиться к смерти. 30 мая 1960 года его не стало. Зинаида уйдет из жизни через 6 лет, причина смерти – та же, что и у Пастернака.
Могила Бориса Пастернака
На его похороны, несмотря на недоброжелательное отношение властей, пришло много народа. Среди них были Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Наум Коржавин и другие. Его могила находится на кладбище в Переделкино. Вся семья похоронена там же. Автором памятника на месте захоронения Пастернака является скульптор Сарра Лебедева.
Произведения и книги
- «Близнец в тучах»
- «Детство Люверс»
- «Три главы из повести»
- «Охранная грамота»
- «Воздушные пути»
- «Второе рождение»
- «Грузинские лирики»
- «На ранних поездах»
- «Когда разгуляется»
- «Доктор Живаго»
- «Стихотворения и поэмы: В 2-х т»
- «Не я пишу стихи…»
- «Избранные сочинения»
- «Письма к родителям и сестрам»
- «Переписка Бориса Пастернака»
- «Земной простор»
Стихи Шекспира
- В этой секции
Вильям Шекспир
Произведения Шекспира
Семейные дома Шекспира
Круг Шекспира
Юбилей Шекспира
Театр Шекспира «Глобус»
Индекс Шекспедии
Последствия юбилея
Шекспир широко известен как величайший английский поэт, когда-либо существовавший в мире.
известен. Мало того, что его пьесы в основном были написаны стихами, он также написал 154 сонета, два длинных повествовательных стихотворения и несколько других второстепенных стихотворений. Сегодня он стал символом поэзии и письма.
на международном уровне.
Потому что бардом из всех бардов был Бард из Уорикшира
— Дэвид Гаррик, 1769
Сонеты Шекспира
154 сонета Шекспира включены в том Сонеты Шекспира , опубликованный Томасом Торпом в 1609 году. За ними следует длинное стихотворение «Жалоба любовника», которое впервые появилось в том же томе после сонетов. . Шесть дополнительных сонетов появляются в его пьесах Ромео и Джульетта , Генрих V и Потерянный труд любви .
Сонеты Шекспира обычно посвящены темам любви и жизни. Первые 126 адресованы молодому человеку, на котором говорящий настаивает жениться, но затем этот мужчина становится объектом желания говорящего. Последние 28 сонетов адресованы пожилой женщине, так называемой «смуглой даме», которая вызывает у говорящего одновременно и желание, и отвращение. Однако некоторые из сонетов, если рассматривать их по отдельности, могут показаться нейтральными в гендерном отношении, как, например, в хорошо известном «Сравнить ли мне тебя с летним днем?» из Сонета 18. Линейное, последовательное прочтение стихов также вызывает споры, поскольку неясно, намеревался ли Шекспир публиковать сонеты таким образом.
Хотя Шекспир, возможно, экспериментировал с формой ранее, Шекспир, скорее всего, начал серьезно писать сонеты примерно в 1592 году. То, что сейчас известно как шекспировский сонет, представляет собой популяризированную Шекспиром английскую форму сонета: четырнадцать строк пятистопного ямба (десятисложный образец чередование безударных и ударных слогов). Схема рифмовки разбивает стихотворение на три четверостишия (по четыре строки в каждом) и куплет (две строки).
Шекспир изменил мир поэзии не только плодотворным использованием этой новой формы, но и отклонением от стандартного содержания. Вместо романтического вымысла, написанного о недостижимой идеальной женщине, Шекспир пишет о молодом человеке и смуглой женщине, которые могут быть или не быть достижимыми и которые вызывают у говорящего противоречивые чувства.
Стихотворения Шекспира
Шекспир опубликовал две длинные поэмы, среди своих первых успехов: Венера и Адонис в 1593 году и Похищение Лукреции в 1594 году. Эти стихи были посвящены его покровителю графу Саутэмпу.
Венера и Адонис — первая опубликованная работа Шекспира. Созданный по образцу римского поэта Овидия, он представляет собой пересказ классического мифа: Венера, богиня любви, влюбляется в молодого смертного, который умирает после нападения дикого кабана. Шекспир интерпретирует миф как комически, так и трагически, поскольку Адонис постоянно сопротивляется желанию Венеры. Стихотворение считается экспериментом в тонком эротизме.
Похищение Лукреции — тоже длинная поэма, основанная на Овидии, но более серьезная и основанная на истории, а не на мифе. История изнасилования Лукреции, жены Коллатина, Тарквинием Секстом, сыном римского царя Тарквиния Гордого. Опустошенная и исполненная стыда, Лукреция закалывает себя. Стихотворение комментирует проблемы мужского насилия и институционализированного отношения к женскому целомудрию.
Еще одно стихотворение Шекспира «Феникс и черепаха» было заказано для включения в сборник Роберта Честера под названием Мученик любви (1601). Оксфордское издание полного собрания сочинений (Oxford: Clarendon Press, 1986) также включает различные стихотворения Шекспира, некоторые песни и эпитафии.
Сонет дартс на Новом месте Шекспира
Помогите сохранить историю Шекспира
Пожертвовать онлайн
Место рождения Шекспира
Стихи Шекспира — Шекспир ин-кварто
Стихи Шекспира — Шекспир ин-кварто