Коммуницировать с людьми это: Коммуницировать с людьми – коммуникатировать

Содержание

понятие, виды и примеры, отличия от общения

Что такое коммуникация?

Если говорить простыми словами, коммуникация – это двустороннее взаимодействие, цель которого заключается в обмене информацией. Данное понятие используется во многих областях знаний и может приобретать разные значения. К примеру, в психологии под коммуникацией подразумевается межличностное взаимодействие, а в биологии – любой обмен информацией между живыми существами. Мы сегодня будем говорить преимущественно о коммуникации между людьми и в человеческом обществе вообще.

Термин «коммуникация» образован от латинского слова communicatio, которое переводится как «соединение» или «передача». В научной литературе данный термин начал использоваться в начале 20 века с подачи американского социолога Чарльза Кули.

У людей для общения существует две формы коммуникации:

  • Вербальная. Вербальное общение – это общение с помощью слов, которые могут быть произнесены вслух, записаны в текстовом виде или переданы каким-либо набором знаков. Данный канал коммуникации является основным и наиболее важным для людей. Хоть существенная часть информации (до 70%) и передаётся невербально, без вербального канала коммуникация была бы невозможна.
  • Невербальная. Невербальное общение – это информационное взаимодействие любыми способами, отличными от вербальных (то есть, без использования слов). Это всевозможные сигналы (мимика, жесты, интонация, действия и прочее), которые могут дополнять или полностью менять смысл сказанного.

Способность коммуницировать с окружающими человек приобретает в процессе социализации. И наоборот, для успешной социализации крайне важна полноценная коммуникация с обществом на всех этапах взросления и становления личности.

Виды и примеры коммуникации

Классифицировать различные формы коммуникации можно разными способами. Наиболее очевидными являются такие критерии как участники, их количество и особенности взаимодействия между ними. Рассмотрим основные виды коммуникации, которые можно выделить с учётом данных критериев.

1. Индивидуальная коммуникация

В такой форме взаимодействия есть только два участника, обменивающихся информацией между собой без каких-либо посредников и свидетелей. Как правило, речь идёт о непосредственном общении, обеспечивающем очень эффективный, точный и достаточно быстрый обмен информацией.

Примеры:

  • личное общение двух людей;
  • переписка в мессенджере или по электронной почте;
  • телефонный разговор.

2. Коллективная коммуникация

Данная форма подразумевает наличие нескольких получателей передаваемой информации. И любой из участников коллективной коммуникации, создавая сообщение, должен учитывать, что адресатом является группа людей. При этом получатели сообщения могут быть как его непосредственными собеседниками, так и зрителями, вообще не имеющими возможности ответить или ограниченными в такой возможности.

Примеры:

  • разговор в кругу приятелей;
  • выступление на конференции;
  • стрим на YouTube;
  • прямая трансляция на телевидении.

3. Внутриличностная коммуникация

Если говорить простыми словами, это диалог с самим собой. Внутриличностная коммуникация осуществляется постоянно и оказывает существенное влияние на наши действия и решения.

Примеры:

  • риторические вопросы и утверждения, произносимые вслух;
  • мысленный диалог с собой или воображаемым собеседником;
  • ведение дневника;
  • выписывание мыслей на бумагу для лучшего осмысления.

Некоторые исследователи считают, что общение с самим собой нельзя считать коммуникацией, поскольку обмена данными не происходит. Но с точки зрения психологии, разговор психически здорового человека с самим собой – это перенос информации из одного контекста в другой. В таком случае можно считать, что определённый обмен данными всё же присутствует.

4. Межличностная коммуникация

Это взаимодействие между несколькими индивидами. Очевидно, что данная форма противоположна внутриличностной коммуникации.

Примеры:

  • общение преподавателя с группой студентов;
  • разговор двух людей;
  • выступление перед аудиторией.

5. Внутригрупповая коммуникация

Здесь речь идёт об общении, происходящем внутри группы, состоящей из двух или более человек, на уровне отдельных индивидов. Специфика такого общения состоит в том, что собеседники изначально входят в одну группу, а значит, взаимопонимание между ними уже налажено.

Примеры:

  • разговоры в рабочем коллективе;
  • выступление одного из участников в клубе анонимных алкоголиков;
  • общение друзей во время праздничного застолья.

6. Межгрупповая коммуникация

Данная форма подразумевает обмен информацией между разными группами или между представителями разных групп (то есть, взаимодействие может происходить как на индивидуальном уровне, так и на групповом).

Примеры:

  • дебаты между представителями разных партий;
  • переговоры между двумя делегациями.

Динамику и результаты межгрупповой коммуникации прогнозировать сложнее всего, поскольку она сильно зависит от участвующих сторон, темы общения и прочих факторов. Кроме того, как правило, данный формат взаимодействия подразумевает, что интересы сторон противоположны.

7. Массовая коммуникация

Данный формат подразумевает, что у информационного сообщения один отправитель и большое количество получателей. Как правило, это не адресная коммуникация, то есть, получатели остаются анонимными. Специфика заключается в том, что отправитель не рассчитывает на ответную реакцию. Впрочем, современные технологии позволяют получать обратную связь (к примеру, видеоблогер во время стрима может читать комментарии пользователей).

Примеры:

  • стрим на YouTube или в другой социальной сети;
  • выступление в прямом эфире на телевидении;
  • публикация статьи в газете;
  • выступление со сцены перед большой аудиторией.

Структура коммуникации

Коммуникация подразумевает наличие четырёх или пяти обязательных элементов:

  • Коммуникатор. Это сторона, которая создаёт и передаёт сообщение другой стороне (источник).
  • Реципиент. Это сторона, получающая сообщение (адресат).
  • Сообщение. Это, собственно, та информация, которую коммуникатор передаёт реципиенту.
  • Канал коммуникации. Для того чтобы сообщение могло быть передано, должен существовать некий канал взаимодействия. Это может быть интернет, телефонная связь или окружающая среда (при обычном разговоре).
  • Обратная связь. Данный элемент является условно-обязательным, поскольку в некоторых видах коммуникации отсутствует (реклама, выступление в прямом эфире) или сильно ограничен (стрим на YouTube). Впрочем, современные технологии делают возможной обратную связь даже в этих случаях.

Также для коммуникации важны такие понятия как:

  • кодирование – преобразование информации в знаковую систему, подходящую для передачи с использованием выбранного канала;
  • декодирование – обратное преобразование полученного сообщения в полезную информацию;
  • реакция – мысли, ощущения или действия реципиента, вызванные полученным сообщением (не следует путать с обратной связью).

Функции коммуникации

Исследователи выделяют такие функции коммуникации как:

  • Информационно-коммуникативная. Это самая очевидная функция, которая заключается в том, что одна из сторон передаёт информацию другой стороне. Данная функция универсальна и присутствует у всех видов коммуникаций.
  • Интерактивная. Данная функция заключается в том, чтобы вырабатывать правила взаимодействия людей и организации их совместной деятельности.
  • Познавательная. Без взаимодействия между людьми было бы невозможно познание – важнейший процесс, необходимый для формирования личности.
  • Нормативная. Это выработка и закрепление норм в сознании индивида.
  • Аксиологическая. Коммуникация способствует формированию у личности духовности и представления о базовых ценностях, свойственных обществу, к которому она принадлежит.
  • Психотерапевтическая. Являясь социальным существом, каждый человек нуждается в регулярном общении с себе подобными. Таким образом, коммуникация благоприятно воздействует на психику и помогает поддерживать её в здоровом состоянии.
  • Социально-практическая. Благодаря взаимодействию люди обмениваются информацией, знаниями, навыками и умениями, согласовывают свои действия, решают другие важные задачи из повседневной жизни.

Чем коммуникация отличается от общения?

Многие люди считают, что эти два слова – синонимы, и употребляют их соответствующим образом. Однако их значение отличается, поэтому путать и отождествлять данные понятия не следует.

Общение – это межличностное взаимодействие, в рамках которого личности обмениваются эмоционально значимыми сообщениями. Значительная часть общения осуществляется скорее ради обмена эмоциями, чем ради передачи информации.

Коммуникация – это процесс целенаправленного обмена информацией между индивидами или группами (выступления, переговоры, доклады, деловая переписка). Эмоции могут присутствовать и в коммуникации, но они не так выражены, как в общении.

Коммуникативные барьеры

В процессе коммуникации могут возникать различные помехи, мешающие передаче или правильной интерпретации сообщения. Они могут препятствовать взаимопониманию, нарушать процессы взаимодействия и провоцировать конфликты. Барьеры могут быть полными (то есть, делать коммуникацию невозможной) или неполными (вносить искажения в сообщение, приводить к неправильной интерпретации или реакции).

Наиболее распространёнными являются следующие барьеры:

  • Фонетический. Данный барьер может возникать при речевом обмене информацией. Он может быть обусловлен особенностями речи (невнятность, шепелявость, картавость и прочее) или сторонними факторами, ухудшающими слышимость и разборчивость речи (расстояние, шум и прочее). Фонетический барьер возникает и при резком повышении тона, поскольку внимание переносится со смысла сказанного на интонацию. Чтобы преодолеть барьер, говорящий должен говорить громко, отчётливо и разборчиво, используя интонацию и грамотно расставляя паузы.
  • Семантический. Данный барьер возникает, когда собеседнику непонятен смысл отдельных или всех слов. К примеру, представители субкультур могут использовать жаргонные слова, которые непонятны большинству людей. Чтобы преодолеть данный барьер, достаточно отказаться от жаргонных слов и высказываний, используя только чистый литературный язык, который хорошо знают все носители этого языка.
  • Стилистический. Стиль подачи информации часто имеет решающее значение для того, насколько адекватно она будет воспринята реципиентами. Стилистическое оформление сообщения должно соответствовать его цели и ожиданиям целевой аудитории. К примеру, объявления о концертах молодёжного рэп-музыканта и оперного певца с мировым именем должны составляться в совершенно разных стилях.
  • Логический. Данный барьер может возникнуть при общении людей с разными типами мышления и восприятия. К примеру, человек спрашивает у прохожего, как пройти в библиотеку, ожидая, что тот подробно опишет ему маршрут с названиями конкретных улиц и расстояниями в метрах. Прохожий же вместо этого начинает размахивать руками со словами: «Сначала идёте так, потом возле магазина поворачиваете вот так и идёте вдоль забора до перекрёстка». Возможно, объяснение прохожего является достаточно точным и исчерпывающим. Но для человека с другим типом мышления оно непонятно.

Умение общаться – главный инструмент успешного человека / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Преподаватель кафедры психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС, клинический психолог Евгения Гончарова, поделилась экспертным мнением о том, как научиться налаживать контакт.

Самая главная составляющая в формуле успеха – это умение находить общий язык с людьми.

Теодор Рузвельт

Все мы знаем, какую роль играет умение общаться с людьми в нашей повседневной жизни и как же важно обладать навыками эффективного общения в разнообразных ситуациях и при установлении контакта с разными категориями людей.

Умение эффективно общаться, даёт вам возможность легко и просто налаживать дружеские отношения с окружающими, повышает ваш престиж и популярность среди коллег, друзей и знакомых.

А, есть ли способ, который может помочь наладить контакт с любым человеком? К счастью, такой способ есть.

Любой процесс общения включает в себя невербальный и вербальный компонент. При невербальном контакте – мы используем мимику, жесты и другие сигналы тела, а при вербальном взаимодействии, для общения – используем речь.

Обладая таким богатством как речь, всё же большинство людей испытывают трудности в налаживании качественного контакта с другими людьми.

Психология личности, социальная психология накопили значительную базу знаний о барьерах, стилях, механизмах общения, которые стали основой для создания действенных способов общения.

Ниже приведены несколько эффективных советов, которые стали основой для создания действенных способов общения.

При разговоре с человеком, покажите ему свою искреннюю заинтересованность в нем и в предмете вашего разговора. Дайте человеку возможность выговориться. Умение слушать – это главный из секретов успеха в налаживании общения с людьми.

Обращайтесь к собеседнику по имени.

Важным элементом эффективной коммуникации, психология называет обращение к собеседнику по имени. Имя является элементом самоидентификации и носит сильный энергетический заряд. Обращаясь к человеку по имени, вы повышаете его самооценку и располагаете к более доверительным отношениям.

Меньше говорите, больше слушайте. Статистические исследования говорят о том, что большинство людей намного больше предпочитают беседовать с человеком, который больше внимания уделяет собеседнику, а не себе.

Слушайте глазами – очень важно, во время беседы акцентировать внимание на микровыражения. В основе этого метода лежит поиск эмоции, которая стоит за словами. Тут дело в том, чтобы слушать человека, воспринимая то, что он говорит, на слух, а также глазами.

Микровыражения очень быстро исчезают — меньше чем за секунду. Все, что длится дольше, это уже обычное выражение лица. Почему это так важно? Микровыражения (длительность которых составляет менее секунды) не поддаются контролю, поэтому выдают истинные эмоции. Выражения лица (продолжительностью более секунды) можно подделать, они могут быть ненастоящими. Поэтому очень важно смотреть на короткие вспышки эмоций и рефлекторные реакции, чтобы получить максимально достоверное представление о собеседнике.

Расширяйте свой кругозор. Всесторонне развитый человек с широким кругом интересов и глубокими познаниями в разных сферах, способен значительно проще налаживать положительный контакт с людьми разного мировоззрения.

Задавайте открытые вопросы. Старайтесь задавать больше вопросов, которые предполагают не простой односложный ответ, а дают собеседнику возможность выразить свое мнение. Открытые вопросы помогают наладить контакт с незнакомым человеком и в ситуациях, когда по разным причинам тяжело найти «общий язык».

Преодолейте свою субъективность. Важно помнить, что каждый из нас обладает индивидуальной картиной мира. Она формируется под влиянием личного жизненного опыта, который мы получаем из внешнего мира, с помощью органов чувств. Ведь, каждый из нас трактует все события, исходя из своих убеждений. Учитывайте этот факт при взаимодействии с собеседником.

Не критикуйте людей. Критика ранит достоинство человека, уязвляет его гордость, а также возбуждает чувство обиды и негодования.

Умение общаться с людьми – это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И я заплачу за такое умение больше, чем за что – либо другое на свете.

Джон Рокфеллер

            

        

                                         

6 советов по общению с другими

Тиффани Оукс

7 октября 2017 г.

3 минуты на чтение