Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: Русский язык помогите!!!Даю 60 баллов​

Содержание

Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Похожие презентации:

Научный стиль речи

Проект по русскому языку — Рассказ о слове Звезда

ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 9

Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Язык и профессии. Культура речи

Изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал»

Роль русского языка в многонациональной России

ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 10

Новое в сочинении на ЕГЭ. Комментарий

Художественный стиль речи

Тринадцатое марта.
Классная работа.

2. Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Лучше добрым на свете быть
злого в мире и так довольно.
Л.Н. Толстой
1)Какое предложение называется
бессоюзным?
2)Какие смысловые отношения
выражаются между простыми
предложениями в составе бессоюзных?
3)Какие знаки разделяют части
бессоюзного сложного предложения?

5.

1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость () человек должен делать только добро. 2. Добро не лежит на дороге ()его случайно

Определите смысловые отношения между частями
бессоюзных сложных предложений, расставьте и
объясните знаки препинания в них:
1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ()
человек должен делать только добро.
2. Добро не лежит на дороге ()его случайно не
подберешь.
3. Ты сделал добро () скрой, тебе сделали добро
() расскажи.
4. Я убежден() правда, любовь, доброта являются
силой, преодолевающей всё.
5. Злой плачет от злости ()добрый — от жалости.
6. Хочешь людям добра ()сей в их сердцах
любовь.
7. Мудрость доброты в одном ()она не к себе, а к
людям, ко всему окружающему.
8. Доброта как солнце () без нее немыслима сама
жизнь.

6. Ответы(взаимопроверка-работа в парах)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек
должен делать только добро. (пояснение)
Добро не лежит на дороге ,его случайно не подберешь. Добру
человек у человека учится. (Ч. Айтматов.)
Ты сделал добро — скрой, тебе сделали добро — расскажи.
(Арабская пословица.) условие
Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой,
преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение
Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.)
противопоставление
Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч,
Амирэджиби.) условие
Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко
всему окружающему. (По М. Панину.) пояснение
Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь.
(следствие)

7. Релаксация. Гимнастика для глаз.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем
открыть.
Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
Двигать глазами вверх — вниз, влево — вправо.
Представить себе большой круг. Обводить его
глазами по часовой стрелке, потом против
часовой стрелки.
Представить квадрат.

8. Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания

С
детских лет постигаем мы
истину…
Хочешь
изменить мир к лучшему…

9. Задания к тексту

найдите БСП,
среди 1-4 найдите предложения с вводным словом,
назовите грамматическую основу в 9 предложении,
сколько грамматических основ во 2 предложении,
в 9 предложении найдите слова с чередующейся
гласной в корне,
сколько букв и звуков в слове «начинается», 11
предложение,
назовите предложения с обособленным
обстоятельством,
назовите СПП с определительным придаточным,
определите вид придаточного во 2 предложении.

English    
Русский
Правила

Урок русского языка. Бессоюзное сложное предложение. 11 класс.

С.В. Пасевина, учитель русского языка и литературы

Бессоюзные сложные предложения

11 класс

Обучающая цель урока: планируется, что учащиеся будут знать особенности построения бессоюзных сложных предложений, условия постановки знаков препинания в БСП, особенности стилистического использования БСП; будут уметь определять смысловые отношения между частями БСП и правильно расставлять знаки препинания.

Цели личностного развития:

— содействовать развитию умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитию умения аргументировать, выделять главное, сравнивать, обобщать;

-способствовать пониманию учащимися сути подлинной доброты, с которой и начинается человек; формированию навыков контроля и самоконтроля.

Тип урока: обобщение изученного

Методы: 
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский; 
по степени активности учащихся: конструктивные, творческие; 
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные; 
по стимулированию и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные; 
по мыслительной деятельности: индуктивные, дедуктивные, аналитические, сравнения, классификации материала; 
по контролю и самоконтролю: устный, письменный. 
Формы организации познавательной деятельности учеников: 
индивидуальные, фронтальные, групповые.   

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Лексическая тема учебного занятия: доброта

Девиз учебного занятия:

Я познание выбрал своим ремеслом.

Омар Хайям

План урока: 
I. Организационный момент. 
II. Постановка темы и целей урока. 
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений. 
IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся. 
V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике. 
VI. Заключительная проверка знаний. 
VII. Итоги урока. 

ХОД УРОКА

  1. Организационно-мотивирующий этап

Существует легенда: «На земле рождается человек, и на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет судьбу новорождённого, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый Бог даёт ему право выбирать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или причинять вред».

Сегодня лексическая тема урока «доброта», а девизом урока послужат слова Омара Хайяма «Я познание выбрал своим мастерством».

Как вы понимаете данное изображение? (Стоит ли читать книги, стоит ли изучать различные науки, учебные предметы?- Книги дают как минимум перспективу. Чем больше человек знает, тем он свободнее. Знание даёт возможность выбора, не ограничивает человека, делает его сильнее)

Поэтому сегодня на уроке, как и всегда мы делаем, будем стремиться к знаниям

2. Сообщение темы урока и постановка целей

Тема нашего урока «Бессоюзные сложные предложения». Вы знаете, что это второй урок изучения данной темы. Определим  цели нашего  урока:   (дети сами должны их назвать)

  — Что мы будем делать на уроке?

Цель: обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП.

Правильно, ребята, мы постараемся обобщить всё изученное о бессоюзном сложном предложении, будем закреплять навыки определения смысловых отношений между частями БСП, постановки знаков препинания в БСП, т. е. развивать навыки пунктуационного анализа предложений. И, конечно же, опираясь на уже известное, изученное, узнаем и кое-что новое и интересное о БСП.

3. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений 
1) Терминологический опрос: 
Давайте вспомним определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений.

 – Дайте устное определение ССП, заполнив пробелы в схеме ответа: 
ССП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (сочинительной) связью при помощи (сочинительных союзов), которые находятся (между простыми предложениями). 

Дайте устное определение СПП, заполнив пробелы в схеме ответа: 
СПП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (главного и придаточных зависимых) простых предложений, связанных (подчинительной) связью, при помощи (подчинительных союзов и союзных слов), которые находятся (внутри придаточных/ зависимых предложений).  

Дайте устное определение БСП, заполнив пробелы в схеме ответа: 
БСП – (сложное бессоюзное) предложение. Состоит из (нескольких не зависящих друг от друга) простых предложений, связанных (по смыслу и интонацией) и разделённых (знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире).

4. Устная работа по схемам: конкурс «Кто быстрее?»

По графическому изображению определите вид сложного предложения, составьте предложения.

1. [ ], (чтобы)

2. [ ] : [причина].

3. [туда], (откуда).

4.[ ],[ ],[ ].

5. (Если), [ ].

6. (Когда), [ ].

7. [время ]–[ ].

8.[условие ]–[ ].

5. Посмотрите на доску или в свои листочки и определите, какие перед нами предложения? (БСП) Найдите среди них лишнее.

  •  Источник утоляет жажду ( ) доброе слово оживляет сердце.

  • У каждого времени своя жестокость ( ) доброта одна на все времена.

  • Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

  • Одни искали сокровища ( ) другие же мечтали оставить на карте своё доброе имя.

  • Мы сделали ещё один шаг, чтобы не перепутать ССП и БСП и , следовательно, не сделать пунктуационную ошибку.

6Проверка домашнего задания поискового характера

( проиллюстрировать правило примерами из художественных произведений).

Опрос, воспроизводящий знания учащихся о постановке знаков в БСП:

 – Расскажите об интонации, о видах знаков препинания между частями в БСП и условиях их выбора. 

1 группа
Запятая между частями БСП: 
части БСП обозначают одновременность или последовательность событий, 
тесно связаны между собой по смыслу, 
обычно кратки, 
произносятся тоном перечисления, 
! между частями БСП мысленно можно поставить союз И. 
Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. [ ], [ ], [ ]. БСП 
Точка с запятой между частями БСП: 
части БСП менее связаны по смыслу, 
более распространены, 
содержат собственные знаки, 
к концу предложения голос понижается, возникает пауза.  
Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП 
Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], [ ]. БСП 

2 группа 
Двоеточие между частями БСП: 
1. если второе пд указывает причину того, о чём говорится в первом 
[ ] : [причина]. БСП Богатому не спится: богатый вора боится. 
(=потому что; так как) 
2. если второе пд поясняет первое или к. – н. его член 
[ ] : [пояснение]. БСП Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 
(=а именно; то есть) 
3. если второе пд дополняет первое 
[ ] : [дополнение]. БСП Пора понять: ты за себя в ответе. 
(=что; и увидел, что…; и понял, что…) 

3 группа 
Тире между частями БСП: 
1. Если в пд содержится противопоставление 
противопоставление 
[ ] – [ ]. БСП Труд человека кормит – лень портит. 
(=а, но) Тьма света не любит – злой доброго не терпит. 
2. Если первое пд обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором пд 
[ Время, условие ] – [ ]. БСП Проголодаешься – хлеба достать догадаешься. 
(= если…; когда…) Любишь кататься – люби и саночки возить. 
3. Если второе пд заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом пд 
[ ] – [вывод, следствие]. БСП Раз солгал – на век лгуном стал. 
(= так что; поэтому) Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. 
4. Если пд рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действи 
быстрая смена событий 
[ ] – [ ]! БСП Я за свечку – свечка в печку! 
Вот солнышко пригрело – трель зазвенела. 
5. Если второе пд, содержит сравнение того, о чём говорится в первом пд 
[ ] – [сравнение]. БСП Молвит слово – соловей поет. 
(= словно; как; будто; точно; что) 

7.Пунктуационный разбор предложений.

Расставить знаки препинания, составить схемы данных предложений, указав смысловые отношения между частями, тем самым объяснить постановку знаков препинания.

1. Мудрость доброты в одном( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (пояснение).

2. Сделал доброе дело ( ) сердце радостью наполнилось.(следствие).

3.Мы знаем( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. (изъяснительные отношения)

4.Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому. (условие)

5.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.(причина).

6.Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт. (противопоставление)

7.В беде другу помогаешь ( ) себя от многих бед спасаешь. (условие)

8.Преобразование союзных предложений в сложные бессоюзные. 

— Какие способы проверки знаков препинания в БСП вы знаете? (Способы замены бессоюзных предложений союзными).

— Чтобы лучше усвоить тему, отработать навыки постановки знаков препинания, мы применим метод синонимичной замены союзных предложений бессоюзными.

ЗАДАНИЕ. Замените союзные сложные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения. Выполняют по вариантам.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)

 

2.Когда творить добро желаешь ты от­дельным людям иль всему народу, не от­ступайся от своей мечты. 

(Д. Кугулътинов.)

 

3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. За­харову.)

 

4.Доброта…  постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доб­роту. (А. Швейцер.)

 

5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов)

 

6. Помните, что с доброты человек  начинается! (А.Чехов)

1. У каждого времени своя жестокость- доброта одна, на все времена.  (А. Лиханов.)тире-противопоставление

2.  Творить добро желаешь ты от­дельным людям иль всему народу- не от­ступайся от своей мечты.

 (Д. Кугулътинов.)тире-время

 

3. Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью,  творим зло — душа скорбит. (По А. За­харову.) тире-время, условие

 

4. Доброта…  постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доб­роту. (А. Швейцер.)двоеточие-причина

5.  Вы молоды, сильны, бодры —  не уставайте делать добро. (А. Чехов.)  тире-время

6. Помните: с доброты человек  начинается! (А.Чеховдвоеточие-изъяснение

Физминутка. «Гимнастический комплекс порядочного человека»

Я человек,

-всегда готов протянуть руку помощи,

-нагнуться к малому или слабому,

-дотянуться до мечты,

— подняться после неудачи и пронести через всю жизнь дружбу и любовь!

9. Лингвистический эксперимент с целью предупреждения ошибок:

  1. Поставить знак препинания.

  2. Поменять части местами, поставить знак препинания.

Вывод: нельзя менять части предложения местами, такая замена приводит к неправильному выбору знака препинания.

 Добро не лежит на дороге ( ) его случайно не подберешь.( следствие, тире)

Добро случайно не подберёшь: оно не лежит на дороге.

10. Исследовательская работа о стилистической роли БСП (индивидуальное домашнее задание):

Следует отметить, что бессоюзные предложения реже всего употребляются в научной речи, которой свойственна подчёркнутая логичность, точность и чёткость. Зато они более характерны для разговорно-бытового стиля, так как при устном общении интонация является ярким средством выражения смысловых отношений между частями сложного предложения. В устной речи БСП часто используются в пословицах и поговорках.

Среди типов сложного предложения бессоюзное предложение выделяется тем, что характеризует прежде всего разговорную речь. Отсутствие четких логических связей между частями бессоюзного предложения возмещается в разговорной речи жестом, мимикой, интонацией.

Примеры (пословицы)

К числу особенностей бессоюзных сложных предложений, которые проявляются исключительно в разговорной речи, относится связь свободного соединения — связь, при которой одна из предикативных конструкций (свободная) произносится по сравнению с другой (основной) в убыстренном темпе и может занимать по отношению к основной предикативной конструкции разные позиции, причем наиболее характерна для свободной конструкции интерпозиция: Никуда — я плохо себя чувствую — не поеду, Я — жара начнется — на дачу уеду.

Помимо разговорной речи бессоюзные сложные предложения представлены в тех сферах, которые ориентируются на разговорную речь. К ним относятся язык художественной литературы, публицистический стиль, в котором часто ставится цель передать интонацию живой речи.

В языке художественной литературы можно выделить по меньшей мере три области использования бессоюзных сложных предложений: речь персонажей, авторское повествование и поэтические тексты.

Речь персонажей никогда не соответствует полностью подлинной спонтанной устной речи. Писатель не фотографирует последнюю, но трансформирует ее, стремясь наиболее точно передать характер, атмосферу разговорной речи.

Примеры

Бессоюзные сложные предложения широко представлены и в публицистике. Для последней характерны прежде всего бессоюзные сложные предложения с различными смысловыми отношениями, в которых часто используется оценочный компонент, например: «В одном сходились все — преподаватель не имел права ни юридического, ни морального передавать управление несовершеннолетнему и необученному».

В бессоюзных сложных предложениях основным средством связи является интонация, поэтому они, как правило, экспрессивны. Эти предложения более характерны для разговорной и художественной речи, особенно поэзии, фольклора. Там они чаще всего обозначают отношения времени, причины, изъяснительные, а также выражают напряженную динамику действия: Чин следовал ему: он службу вдруг оставил… (А. Грибоедов). Слышишь– мчатся сани, слышишь– сани мчатся (С. Есенин).

Часто бессоюзные конструкции служат воссозданию лирических картин– описаний:

Свет вечерний шафранного края, Тихо розы бегут по полям (С. Есенин).

С одной стороны, бессоюзные предложения выражают смысловые связи между предложениями менее четко, чем сложные предложения с союзами, с другой– отличаются большей непосредственностью и естественностью, а часто и экспрессивностью, что и обуславливает их употребление в разговорной и художественной речи.

 Эти конструкции обычно очень экспрессивны, выразительны, поэтому их часто используют писатели и публицисты, особенно в текстах с разговорной окраской. 

11. Тестовая работа (с последующей самопроверкой)

В первом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится  двоеточие, а во втором – тире.

1.Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.

3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

4.Злой плачет от злости ( ) добрый — от жалости.

5.Хочешь людям добра ( ) сей в их сердцах любовь.

6.Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.

8.Доброта бессмертна ( ) в ней наша духовная сущность.   

9. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро.

10.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

Ответы:

Двоеточие

Тире

1,3,6,8,9

2,4,5,7,10

1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. Изъяснительные отношения

2.Ты сделал добро —  скрой, тебе сделали добро —  расскажи. (Арабская пословиц) Условие

3.Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру) Изъяснительные отношения

4.Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица) Противопоставление

5.Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч. Амирэджиби) Условие

6.Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающе­му. (По М. Панину.) Пояснение

7.Доброта как солнце — без нее не­мыслима сама жизнь. Следствие

8.Доброта бессмертна: в ней наша ду­ховная сущность. (По Е. Ильину) Причина

9.Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро. Пояснение

10.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. Условие

13. Подведение итогов и выставление отметок.

Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

Закончить урок мне хочется словами А.П. Чехова: «Жизнь дана на добрые дела… Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем ду­шевном отношении, в добром поступке нашем. Не жалейте себя для доброго дела, сло­ва, чувства! Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! Помните: с доб­роты человек начинается!» Возвращаясь к эпиграфу. Пусть никогда не заканчивается ваша дорога к познанию нового, неизведанного, потому что от этого стремления зависит ваша судьба.

 

14. Домашнее задание (распечатано на листочках, по вариантам):

Первый вариант 

 1) Укажите бессоюзные сложные предложения. 

Вихри враждебные веют над нами темные силы нас злобно гнетут.

Мы с тобой в Сибирь уедем жить вместе чудеса творить.

Родина будь спокойна дети отцов достойны.

Вновь надо мною сияют приметы тех лет красные лозунги красные цифры побед.

Равнодушие это паралич души преждевременная смерть.

 2) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить запятую.

Синеет даль гудят проселки.

Обычной чередою идет косьба хлеба не будут ждать!

Пахнет в хате квашней и дымом а за порогом бурлит весна.

Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.

Погляди в свое окно все на улице красно.

 3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире. 

Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.

Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.

Мы живем в одной квартире все соседи знают нас…

Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.

Дворник радио включает птицы слушать не дают.

 4) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие.  

Вышла Лидочка вперед Лида прыгалку берет.

Тут прохожим не пройти тут веревка на пути.

Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик.

На окне лежало мыло он сказал что это хлеб!

Не будут пятки белые они же загорелые!

  Второй вариант 

 1) Укажите бессоюзные сложные предложения. 

Будем мы на страже мира стоять порох свой сухим держать!

Солнце нас било горячими стрелами град пулеметов строчил.

Способ быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.

Мне нравится обыденная речь слова простые хлеб, вода, поленья.

Быть мудрым это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.

 2) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую. 

Далеко сияют розовые степи и широко синеет тихая река.

Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.

Кланяются песне тополя и замирают вербы над рекою.

Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.

Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро.

 3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире. 

Друге дети учатся я сплю до десяти.

Заранее все было решено у школьников собрание топот у них кино.

Мы кричали три часа потеряли голоса.

Третий день болит душа не могу поймать ерша.

Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка.

 4) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которого нужно поставить двоеточие. 

Он попробовал шевелить левой рукой   она не двигалась.

Щеке было холодно она касалась снега.

Только вижу бледный всадник опустился на траву.

На деревне было пусто и тихо из труб где-то курился дымок.

И каждый знал дорога к ней ведет через войну.

Задания для учащихся

1.Терминологический опрос: 

 – Дайте устное определение ССП, заполнив пробелы в схеме ответа: 
ССП – ( ) предложение. Состоит из ( ) простых предложений, связанных ( ) связью при помощи ( ), которые находятся ( ). 

Дайте устное определение СПП, заполнив пробелы в схеме ответа: 
СПП – ( ) предложение. Состоит из ( ) простых предложений, связанных ( ) связью, при помощи ( ), которые находятся ( ). 

Дайте устное определение БСП, заполнив пробелы в схеме ответа: 
БСП – ( ) предложение. Состоит из ( ) простых предложений, связанных ( ) и разделённых ( ). 

2. По графическому изображению определите вид сложного предложения, составьте предложения.

1. [ ], (чтобы)

2. [ ] : [причина].

3. [туда], (откуда).

4.[ ],[ ],[ ].

5. (Если), [ ].

6. (Когда), [ ].

7. [время ]–[ ].

8.[условие ]–[ ].

2. Определите, какое предложение лишнее, аргументируйте ответ.

  •  Источник утоляет жажду ( ) доброе слово оживляет сердце.

  • У каждого времени своя жестокость ( ) доброта одна на все времена.

  • Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

  • Одни искали сокровища ( ) другие же мечтали оставить на карте своё доброе имя.

4. Составьте схемы данных предложений, определите смысловые отношения между частями, тем самым объясните постановку знаков препинания.

1. Мудрость доброты в одном( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

2. Сделал доброе дело ( ) сердце радостью наполнилось.

3.Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

4.Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.

5.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

6.Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

7.В беде другу помогаешь ( ) себя от многих бед спасаешь.

5. Преобразуйте сложные союзные предложения в сложные бессоюзные. 

Исходный вариант

Перестроенное предложение

1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)

 

2.Когда творить добро желаешь ты от­дельным людям иль всему народу, не от­ступайся от своей мечты. 

(Д. Кугулътинов.)

 

3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. За­харову.)

 

4.Доброта…  постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доб­роту. (А. Швейцер.)

 

5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов)

 

6. Помните, что с доброты человек  начинается! (А.Чехов)

6.Лингвистический эксперимент с целью предупреждения ошибок:

Поставить знак препинания.

 Добро не лежит на дороге ( ) его случайно не подберешь.

Поменять части местами, поставить знак препинания.

____________________________________________________________

Вывод:___________________________________________________

7. Тестовая работа

В первом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится  двоеточие, а во втором – тире.

Двоеточие

Тире

 

1.Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.

3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

4.Злой плачет от злости ( ) добрый — от жалости.

5.Хочешь людям добра ( ) сей в их сердцах любовь.

6.Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.

8.Доброта бессмертна ( ) в ней наша духовная сущность.   

9. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро.

10.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

И со всем обретением твоим обретай понимание.

Она прославит тебя, когда ты обнимешь ее.
Она Когда я был мальчиком на коленях у отца,
гордость и радость моей матери,

«Примите это близко к сердцу. Делай то, что я тебе говорю — живи!
Приобретайте мудрость;
И со всем приобретением обретай понимание.
Цени ее, и она возвысит тебя;
Она будет уважать вас, если вы обнимете ее.
Она возложит тебе на голову гирлянду Обрести мудрость — это самое мудрое, что ты можешь сделать!
И что бы вы ни делали, развивайте здравый смысл.
Если вы цените мудрость, она сделает вас великим.
Обними ее, и она воздаст тебе честь.
Она поместит любовь. Мудрость – это самое главное; так обретай мудрость.
Если это стоит всего, что у вас есть, получите понимание.
Цените мудрость, и она сделает вас великими;
держись за него, и он принесет тебе славу.
Это будет Мудрость — это главное; поэтому обретай мудрость;
Да, со всем твоим приобретением обретай разум.
Превозноси ее, и она возвысит тебя;
Она прославит тебя, когда ты обнимешь ее.


Получите мудрость.
Хотя это стоило всего, что у вас есть, обретите понимание.
Люби ее, и она возвысит тебя;
обними ее, и она прославит тебя.
Она подарит вам гирлянду. Мудрость — это главное;
Поэтому обретай мудрость.
И во всем, что вы получаете, обретайте понимание.
Возвышай ее, и она возвысит тебя;
Она принесет тебе честь, когда ты обнимешь ее.
Получите [искусную и благочестивую] мудрость [она выдающаяся]!
И со всеми вашими приобретениями приобретайте понимание [активно ищите духовную проницательность, зрелое понимание и логику. Мудрость — самый ценный товар — так покупайте ее!
Знание-откровение — это то, что вам нужно, так что вкладывайтесь в него!
Мудрость возвысит вас, когда вы превознесете ее истину.
Она приведет вас к почету и благосклонности
Получите мудрость,
и что бы вы ни получили, получите понимание.
Цени ее высоко, и она возвысит тебя;
она прославит вас, если вы обнимете ее.
Она поставит тебе на голову изящную

Proverbs 4:7-13 Главное – мудрость; поэтому обретай мудрость:
И со всем твоим обретай разум.
Возвысь ее, и она возвысит тебя:
Она прославит тебя, когда ты обнимешь ее.
Она Когда я был мальчиком на коленях у отца,
гордость и радость моей матери,
Он усаживал меня и сверлил меня:
«Примите это близко к сердцу. Делай то, что я тебе говорю — живи!
Продай все и купи Мудрость! Корм для Unders Начало мудрости: Приобретите мудрость;
И со всем приобретением обретай понимание.
Цени ее, и она возвысит тебя;
Она будет уважать вас, если вы обнимете ее.
Она возложит тебе на голову гирлянду Обрести мудрость — это самое мудрое, что ты можешь сделать!
И что бы вы ни делали, развивайте здравый смысл.
Если вы цените мудрость, она сделает вас великим.
Обними ее, и она воздаст тебе честь.
Она поместит любовь. Мудрость – это самое главное; так обретай мудрость.
Если это стоит всего, что у вас есть, получите понимание.
Цените мудрость, и она сделает вас великими;
держись за него, и он принесет тебе славу.
Это будет Мудрость — это главное; поэтому обретай мудрость;
Да, со всем твоим приобретением обретай разум.
Превозноси ее, и она возвысит тебя;
Она прославит тебя, когда ты обнимешь ее.
Она wi Начало мудрости таково: Приобретай мудрость.
Хотя это стоило всего, что у вас есть, обретите понимание.
Люби ее, и она возвысит тебя;
обними ее, и она прославит тебя.
Она подарит вам гирлянду. Мудрость — это главное;
Поэтому обретай мудрость.
И во всем, что вы получаете, обретайте понимание.
Возвышай ее, и она возвысит тебя;
Она принесет тебе честь, когда ты обнимешь ее.
Она поместит на Начало мудрости: Добудь [искусную и благочестивую] мудрость [она выдающаяся]!
И со всеми вашими приобретениями приобретайте понимание [активно ищите духовную проницательность, зрелое понимание и логику. Мудрость — самый ценный товар — так покупайте ее!
Знание-откровение — это то, что вам нужно, так что вкладывайтесь в него!
Мудрость возвысит вас, когда вы превознесете ее истину.
Она приведет вас к почету и благосклонности
когда ты ли Начало мудрости таково: Приобретай мудрость,
и что бы вы ни получили, получите понимание.
Цени ее высоко, и она возвысит тебя;
она прославит вас, если вы обнимете ее.
Она поставит тебе на голову изящную

Почему мудрости нельзя научить

«Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить их думать». — Socrates

На следующий день после того, как Дэвид стал генеральным директором компании, переживающей бурные времена, у Дэвида появилась мечта. В нем, прогуливаясь по пляжу, он обнаружил бутылку. При открытии появился джинн, предлагающий ему желание в обмен на ее свободу. Избегая богатства, славы или долгой жизни, Дэвид выбрал одну вещь, которая, как он знал, ему была нужна, чтобы помочь ему наилучшим образом направлять свой народ. Он выбрал дар мудрости.

В сегодняшнюю гиперактивную цифровую эпоху обрести мудрость — непростая задача. Поскольку планшеты, телефоны и их различные приложения постоянно соперничают за наше непосредственное внимание, становится все труднее найти время и умственное пространство для установления значимых связей или участия в глубоких разговорах, размышлениях, эмоциональном осознании, сочувствии и сострадании, необходимых в его стремлении. .

Действительно, для многих лидеров в положении Давида является прискорбным фактом, что, хотя мудрость требует образования, образование не обязательно делает людей мудрыми. Как отметил профессор Чарльз Грэгг в своем классическом тематическом исследовании «Потому что мудрость нельзя передать» , простое выслушивание мудрых утверждений и здравых советов не обязательно гарантирует передачу мудрости.

Что значит быть мудрым?

Люди часто отождествляют мудрость с интеллектом или знаниями; но слишком часто становится очевидным, что быть разумным и быть мудрым — совершенно разные вещи. В мире полно гениальных людей, которые интеллектуализируют, не понимая сути вещей. Напротив, мудрые люди пытаются уловить более глубокий смысл того, что известно, и стремятся лучше понять пределы своих знаний.

Мудрость подразумевает нечто большее, чем просто способность логически обрабатывать информацию. Знания становятся мудростью, когда у нас есть возможность усваивать и применять эти знания для принятия правильных решений. Как говорится, «знание говорит, а мудрость слушает». Мудрые люди наделены здравым смыслом. Кроме того, они обладают качествами искренности и аутентичности, причем первое подразумевает готовность говорить то, что вы имеете в виду, а второе — быть тем, кто вы есть.

Мудрые люди тоже смиренны; их смирение проистекает из готовности признать ограниченность своих знаний. Они признают, что есть вещи, о которых они никогда не узнают. Принимая свое невежество, они лучше подготовлены к тому, чтобы терпеть собственные ошибки. Мудрые люди знают, когда то, что они делают, имеет смысл, но также и когда этого недостаточно. Как ни странно, именно такое самопознание подталкивает их к тому, чтобы что-то с этим делать.

Мудрость можно рассматривать как с когнитивной, так и с эмоциональной точек зрения. С когнитивной точки зрения мудрые люди способны видеть общую картину. Они способны смотреть на вещи в перспективе; подняться над своей личной точкой зрения и наблюдать за ситуацией с разных сторон (тем самым избегая упрощенного черно-белого мышления ). С эмоциональной точки зрения люди, известные своей мудростью, рефлексивны, интроспективны и терпимы к двусмысленности. Они умеют справляться с негативными эмоциями и обладают как сочувствием, так и состраданием; качества, которые отличают их в межличностном контексте.

Как ни странно, мудрость важнее успеха и богатства, потому что она позволяет нам жить хорошо. Наше психическое и физическое здоровье процветает, когда мы согласны со своими убеждениями и ценностями. Как однажды сказал Махатма Ганди: «Счастье — это когда то, что вы думаете, говорите и делаете, находится в гармонии». Мудрые люди настроены на то, что составляет осмысленную жизнь. Они умеют планировать и управлять такой жизнью. Это подразумевает самосогласование, поведение в соответствии со своими ценностями, путешествие, которое требует самопознания, самопознания и ответственности за себя.

Возраст не делает нас мудрее

Итак, как мы можем обрести мудрость и ускорить ее приобретение? Стать мудрым — это очень личный квест. Только благодаря нашему собственному опыту, научившись справляться с основными трагедиями и дилеммами, возникающими на жизненном пути, мы откроем свои собственные способности и научимся творить мудрость.

Неудачи — это памятный опыт роста, способствующий более глубокому пониманию превратностей жизни. Преодоление сложных ситуаций способствует более глубокому пониманию жизни и осознанию новых возможностей. Этот опыт позволяет нам подняться над нашими собственными взглядами и увидеть вещи такими, какие они есть.

К сожалению, мудрость не приходит автоматически с годами. Хотя пожилые люди могут быть более способными, чем их более молодые коллеги, многие никогда не используют свой жизненный опыт с пользой. Для приобретения необходимого чувства рефлексии может потребоваться помощь других. Педагоги, тренеры, психотерапевты и наставники могут сыграть важную роль, не только помогая в распространении знаний, но и помогая тем, кто ищет мудрости, преодолевать сложные испытания и побуждая их работать над эмоциональным осознанием, эмоциональной саморегуляцией, навыками взаимоотношений и внимательность.

Чтобы ускорить путь к мудрости, можно предпринять ряд определенных шагов. В моей работе с руководителями я обнаружил, что создание обучающего сообщества, в котором участники имеют возможность рассказать свои истории, не только имеет катарсический эффект, но и способствует проявлению мудрости. В то время как письменные тематические исследования могут быть полезными, жизненные примеры, рассказанные участниками, оказывают гораздо более драматичное и эмоциональное воздействие. Рассказывание и прослушивание личных историй является отправной точкой для более глубокого понимания себя и других и помогает участникам научиться слышать то, что не было сказано.

Мудрость и подлинность

Учебное сообщество также является прекрасным местом для практики непредубежденности. Поощрение участников выйти из своей зоны комфорта и иметь дело с людьми, которые сильно отличаются от них самих, приводит к более глубокому пониманию и принятию неоднозначной природы вещей. Если эти сообщества разработаны комплексно, они станут отличным упражнением в смирении, давая участникам лучшее понимание своих ограничений, а также большую способность интегрировать свои знания и опыт при решении предстоящих задач.

В погоне за мудростью участники группы будут учиться на своих ошибках, думать, прежде чем действовать, и, сняв маски, стать более искренними в своих ценностях.

Манфред Кетс де Врис является заслуженным клиническим профессором развития лидерства и организационных изменений в INSEAD и почетным профессором Рауля де Витри д’Авокура по развитию лидерства. Он является основателем Глобального центра лидерства INSEAD.0014 и директор программы The Challenge of Leadership , одной из ведущих программ развития руководителей INSEAD. Его последние книги: «Вы встретите высокого темноволосого незнакомца: задачи коучинга руководителей» ; Рассказывать сказки в зале заседаний:   Как сделать так, чтобы ваша организация жила долго и счастливо ; и На американских горках лидерства: руководство наблюдателя .

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *