обобщающий урок «Бессоюзные сложные предложения» 9класс | План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему:
«Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку)
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
оборудование: проектор, компьютер
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
2. Сообщение темы урока и постановка целей
Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).
Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.
Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой)
Прежде всего будьте добрыми; доброта обезоруживает большинство людей. (Лакордер)
3. Запись темы урока и эпиграфа в тетрадях.
Настроимся на разговор о доброте. Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?
(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)
Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске. Поиск синонимов в словаре синонимов.
(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)
Составьте словосочетание с типом связи управление (пользоваться добротой, показывать доброту, доброта людей), согласование (слепая доброта -бездумное доброе отношение к чему-либо, могущее принести вред , сердечная доброта, душевная доброта — присущая человеку, бескорыстное чувство )
Задание к эпиграфу:
Почему автор использует бессоюзное предложение? Объясните знаки препинания.
(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)
4. Актуализация уже имеющихся знаний.
1)Какое предложение называется бессоюзным?
(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)
2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?
(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление)
3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
5. Проверь себя
А)Опуская союзы, преобразуйте сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в синонимичные им бессоюзные; расставьте в них знаки препинания и объясните их.
1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление
2. Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.)тире-время
3. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.) тире-время, условие
4. Доброта… постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)двоеточие-причина
5. Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время
Б) Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, расставьте и объясните знаки препинания в них.
- Из всей жизни можно извлечь одну мудрость () человек должен делать только добро.
- Добро не лежит на дороге ()его случайно не подберешь.
- Ты сделал добро () скрой, тебе сделали добро () расскажи.
- Я убежден() правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
- Злой плачет от злости ()добрый — от жалости.
- Хочешь людям добра ()сей в их сердцах любовь.
- Мудрость доброты в одном ()она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
- Доброта как солнце () без нее немыслима сама жизнь.
- Доброта бессмертна() в ней наша духовная сущность.
- Мы знаем() главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
- Поговоришь с добрым человеком ()солнечный луч озарит твою душу.
- Желаешь себе добра ()не делай зла другому.
- Самый светлый талант () доброта.
- Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства() радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев.
- Будешь думать о хорошем () мысли созреют в добрые поступки.
- Добрые деяния никогда не следует откладывать () всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
- Ум, доброта, душевное тепло ()словом, все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру.
- Добрый человек оставляет добрую память () злой человек будет быстро забыт.
- Доброта () язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)
Ответы
- Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)
- Добро не лежит на дороге ,его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов.)
- Ты сделал добро — скрой, тебе сделали добро — расскажи. (Арабская пословица.) условие
- Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение
- Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление
- Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие
- Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (По М. Панину.) пояснение
- Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (следствие)
- Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.) причина
- Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. (дополнение)
- Поговоришь с добрым человеком — солнечный луч озарит твою душу.(сравнение)
- Желаешь себе добра — не делай зла другому.(условие)
- Самый светлый талант — доброта (С. Граховский) (простое предложение)
- Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства: радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев. . Обобщающее слово
- Будешь думать о хорошем — мысли созреют в добрые поступки.(условие)
- Добрые деяния никогда не следует откладывать : всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (причина)
- Ум, доброта, душевное тепло – словом, все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру. Обобщающее слово
- Добрый человек оставляет добрую память — злой человек будет быстро забыт.(противопоставление)
- Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви) (спп предложение)
Цифровой распределительный диктант.
,
| ; | : | — |
2, |
| Причина – 9,16 | Противопоставление – 5,18 |
Пояснение – 1,7, | Время – | ||
Дополнение –4,10 | Условие –3,6,12,15 | ||
Следствие –8 | |||
Быстрая смена событий– | |||
сравнение –11 |
Объясните знаки препинания в 4, 5 предложениях.
Какие предложения вы не выписали? Объясните. 13,14,17,19
6. Релаксация. Гимнастика для глаз.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
Двигать глазами вверх — вниз, влево — вправо.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Представить квадрат.
7. Конструирование предложений
Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
- С детских лет постигаем мы истину…
- Хочешь изменить мир к лучшему…
8. Работа с текстом (текст распечатан на листочках)
1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: «Добро не лихо, бродит в мире тихо».
7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты.
10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем.
11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доброты человек начинается!
Задание к тексту:
- найдите БСП (3,6,10,13)
- среди 1-4 найдите предложения с вводным словом (1,2)
- назовите грамматическую основу в 9 предложении (начинать надо)
- сколько грамматических основ во 2 предложении (2)
- в 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне (выращивая, ростки)
- сколько букв и звуков в слове «начинается» (10б,10зв) 11 предложение
- назовите предложения с обособленным обстоятельством (5,8,9)
- назовите спп с определительным придаточным (1)
- определите вид придаточного во 2 предложении (степень)
9. контроль и самооценка знаний, умений и навыков
Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к итоговой аттестации
«Знаю», «умею» — это 1 балл,
«нет», «не уверен» — 0 баллов.
Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Оценка
——————————————————————————————————
Знание теоретического материала о БСП
——————————————————————————————————
Умение определять смысловые отношения в БСП
——————————————————————————————————
Умение конструировать БСП
——————————————————————————————————
Умение находить БСП в тексте
——————————————————————————————————
Умение выполнять дополнительные задания по орфографии,
грамматике
——————————————————————————————————
10. Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл последнего предложения : «Помните: с доброты человек начинается!»
Тема «Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку)
МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»
Тема «Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку)
Подготовила учитель русского языка и литературы
КаримоваН.В.(1квалификационная категория),
Курганская обл, Мишкинский р-н,
с.Варлаково, улица Школьная, д40, кв2.
2017 год
«Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку)
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов ; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации(ОГЭ).
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся:
по степени активности учащихся:
конструктивные,
творческие;
по источнику знаний:
словесные,
практические,
наглядные,
по стимулированию и мотивации:
познавательные,
социальные,
эмоциональные;
по мыслительной деятельности:
по контролю и самоконтролю:
устный,
письменный,
Формы организации познавательной деятельности учеников:
индивидуальные,
фронтальные,
групповые.
Оборудование и наглядные пособия:,
План урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока.
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.
IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся.
V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике.
VI. Заключительная проверка знаний.
VII. Итоги урока.
Лингвистическая разминка.
1. Второстепенный член предложения, выраженный прилагательным. /Определение/
2. Звуки мы произносим и слышим, а их – видим и пишем. /Буквы/
3. Слово или сочетание слов, называющего того , к кому обращаются с речью./Обращение/
4. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны между собой по смыслу( Бессоюзное)
5.Пятая буква в ответе №3 /Щ/
6.Одно из наклонений глагола. /Изъявительное/
7. Согласные делятся на мягкие и …………. /Твёрдые/
8. Этот знак обозначает мягкость согласных / Ь/
ХОД УРОКА
1.Мобилизующий этап. Интрига темы.
*Запишем число ,классная работа .
* Тему урока постараемся определить с помощью лингвистической разминки. Ваша задача: разгадать кроссворд , записать ответ в тетрадь, не проговаривая вслух .Итак, внимательно слушаем!
*Проводится «Лингвистическая разминка».
*Что значит «обобщать»?(Толковый словарь с .222). Обобщить— сделать вывод , выразить
основные результаты в общем положении , придать общее значение чему-нибудь частному.
Н-р: нужно обобщить весь пройденный материал по теме
—
2. Формулирование темы урока учениками .
— Для чего необходима нам эта тема? Поставьте цели на сегодняшний урок. Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. .А главное, конечно, это подготовка к ОГЭ. Сегодня на уроке вы оцените себя сами с помощью листа самооценки, двоек никто сегодня не получит, ставим оценки 5,4,3,0.
3.Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).
Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.
Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой)
4.. Запись темы урока и эпиграфа в тетрадях.
Настроимся на разговор о доброте.
Работа со словарем.
Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?Обратимся к толковому словарю(один ученик зачитывает определения)
(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим) Очень часто мы с вами говорим о том, что самым главным, самым ценным в жизни человека является доброта. Счастлив не тот человек, который имеет все материальные блага, а тот человек, который отдает себя людям, оказывает им помощь в трудную минуту. Добрый человек – это отзывчивый человек, способный на сочувствие.
Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске. Поиск синонимов в словаре синонимов.
(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)
Составьте словосочетание с типом связи управление (пользоваться добротой, показывать доброту, доброта людей), согласование (слепая доброта -бездумное доброе отношение к чему-либо, могущее принести вред , сердечная доброта, душевная доброта — присущая человеку, бескорыстное чувство )
Задание к эпиграфу:
Объясните знаки препинания.
5.Работа с текстом(текст у каждого на столе и в презентации)(3учащихся выполняют тесты из КИМов задания 2,3,7,11,10,14)
1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия. 2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: «Добро не лихо, бродит в мире тихо».
7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты.
10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем.
11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доброты человек начинается!
Задание к тексту:
найдите БСП (3,6,10,13)
среди 1-4 найдите предложения с вводным словом (1,2)
назовите грамматическую основу в 4 предложении (мы видим и не замечаем)
сколько грамматических основ во 2 предложении (2)
назовите предложения с обособленным обстоятельством 5-9 (5,8,9)
В предложении 10 найдите слово , в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного звука(поддержки)
С 10-13 предложениях найдите сложноподчиненное(12)
5.. Актуализация уже имеющихся знаний.
1)Какое предложение называется бессоюзным?
(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)
2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?
(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление)
3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
6. Проверка Д/З(Нужно было из произведений А.С.Пушкина выписать сложные бессоюзные предложения)
7. Работа в парах
« Проверь себя»
Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, расставьте и объясните знаки препинания в них.
Из всей жизни можно извлечь одну мудрость () человек должен делать только добро.
Ты сделал добро () скрой, тебе сделали добро () расскажи.
Я убежден() правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
Злой плачет от злости ()добрый — от жалости.
Доброта как солнце () без нее немыслима сама жизнь.
Доброта бессмертна() в ней наша духовная сущность.
Самый светлый талант () доброта.
Ответы
Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)
Ты сделал добро — скрой, тебе сделали добро — расскажи. (Арабская пословица.) условие
Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение
Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление
Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (следствие)
Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.) причина
Самый светлый талант — доброта (С. Граховский) (простое предложение)
7. Релаксация. Гимнастика для глаз.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
Двигать глазами вверх — вниз, влево — вправо.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Представить квадрат.
7. Конструирование предложений ( работа по учебнику, упр 234) Проверка (ответы на доске)
8. Контроль и самооценка знаний, умений и навыков
Каждой группе даны 5 предложений, задания разные.
1группа. Расставить знаки препинания во всех предложениях, выписать бессоюзное сложное предложение , подчеркнуть грамматическую основу, построить схемы.
2 группа . Расставить знаки препинания во всех предложениях. Выбрать и выписать бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть грамматическую основу.
З группа. Знаки препинания стоят. Из предложенных пяти выбрать одно бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Группа №1 . Расставить знаки препинания во всех предложениях, выписать бессоюзное сложное предложение , подчеркнуть грамматическую основу, построить схемы.
1. Очевидно было , что Савельич передо мною был прав.
2. Смотритель осведомился , куда надо было ему ехать.
3. Пугачёв дал знак , и меня отпустили.
4. Мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.
5. Лошади тронулись , колокольчик зазвенел , кибитка полетела.
Группа № 2 . Расставить знаки препинания во всех предложениях. Выбрать и выписать бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть грамматическую основу.
1. Очевидно было что Савельич передо мною был прав.
2. Смотритель осведомился куда надо было ему ехать.
3. Пугачёв дал знак и меня отпустили.
4. Мы втроём начали беседовать как будто век были знакомы.
5. Лошади тронулись колокольчик зазвенел кибитка полетела.
Группа №3. Знаки препинания стоят. Из предложенных пяти выбрать одно бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое. 1. Очевидно было , что Савельич передо мною был прав.
2. Смотритель осведомился , куда надо было ему ехать.
3. Пугачёв дал знак, и меня отпустили.
4. Мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.
5. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.
8.Закрепление (Тестирование).
9.Рефлексия (отправьте мне смс)
1Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполнял задания..
5Я понял, что…
6Теперь я могу…
7Я почувствовал,что..
8Я приобрел…
9Я научился…
10.У меня получилось…
10.Итог
11. Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл последнего предложения : «Помните: с доброты человек начинается!»
Приложение №1
1
2
3
4
5
6
7
8
Лингвистическая разминка.
1. Второстепенный член предложения, выраженный прилагательным.
2. Звуки мы произносим и слышим, а их – видим и пишем.
3. Слово или сочетание слов, называющего того , к кому обращаются с речью/
4. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны между собой по смыслу и интонационно
5.Пятая буква в ответе №3
6.Одно из наклонений глагола.
7.Согласные делятся на мягкие и ………….
8. Этот знак обозначает мягкость согласных
Приложение № 2.
Работа с текстом (текст распечатан на каждого учащегося)
1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: «Добро не лихо, бродит в мире тихо».7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты. 10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем.11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доброты человек начинается!
Задание к тексту:
Задание к тексту:
найдите БСП
среди 1-4 найдите предложения с вводным словом
назовите грамматическую основу в 4 предложении
сколько грамматических основ во 2 предложении
назовите предложения с обособленным обстоятельством
В предложении 10 найдите слово , в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного звука
С 10-13 предложениях найдите сложноподчиненное
Приложение №3
« Проверь себя»
Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, расставьте и объясните знаки препинания в них.
Из всей жизни можно извлечь одну мудрость () человек должен делать только добро.
Ты сделал добро () скрой, тебе сделали добро () расскажи.
Я убежден() правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
Злой плачет от злости ()добрый — от жалости.
Доброта как солнце () без нее немыслима сама жизнь.
Доброта бессмертна() в ней наша духовная сущность.
Самый светлый талант () доброта.
Ответы
Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)
Ты сделал добро — скрой, тебе сделали добро — расскажи. (Арабская пословица.) условие
Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение
Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица. ) противопоставление
Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (следствие)
Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.) причина
Самый светлый талант — доброта (С. Граховский) (простое предложение)
Приложение №4
Работа в группах
1группа. Расставить знаки препинания во всех предложениях, выписать бессоюзное сложное предложение , подчеркнуть грамматическую основу, построить схемы.
2 группа . Расставить знаки препинания во всех предложениях. Выбрать и выписать бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть грамматическую основу.
З группа. Знаки препинания стоят. Из предложенных пяти выбрать одно бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Группа №1 . Расставить знаки препинания во всех предложениях, выписать бессоюзное сложное предложение , подчеркнуть грамматическую основу, построить схемы.
1. Очевидно было что Савельич передо мною был прав.
2. Смотритель осведомился куда надо было ему ехать.
3. Пугачёв дал знак и меня отпустили.
4. Мы втроём начали беседовать как будто век были знакомы.
5. Лошади тронулись колокольчик зазвенел кибитка полетела.
Группа № 2 . Расставить знаки препинания во всех предложениях. Выбрать и выписать бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть грамматическую основу.
1. Очевидно было что Савельич передо мною был прав.
2. Смотритель осведомился куда надо было ему ехать.
3. Пугачёв дал знак и меня отпустили.
4. Мы втроём начали беседовать как будто век были знакомы.
5. Лошади тронулись колокольчик зазвенел кибитка полетела.
Группа №3. Знаки препинания стоят. Из предложенных пяти выбрать одно бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое. 1. Очевидно было , что Савельич передо мною был прав.
2. Смотритель осведомился , куда надо было ему ехать.
3. Пугачёв дал знак, и меня отпустили.
4. Мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.
5. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.
Приложение № 5. Итоговый тест. 5 мин.
1. Определите бессоюзное сложное предложение
А) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
В)То солнце светит, то идёт дождь.
С) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
D) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
2.Определите бессоюзное сложное предложение
А) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
В) Май холодный — год хлебородный.
С) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
D) То солнце светит, то идёт дождь
Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
3.Определите бессоюзное сложное предложение
А) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
В) Где любовь и совет, там и горя нет.
С) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
D) Наступила ночь, но было светло.
Е) Когда вы сели, лошади разом тронулись.
4.Определите бессоюзное сложное предложение
А) Где любовь и совет, там и горя нет.
В) Наступила ночь, но было светло.
С) Становится легче, когда песню поёшь.
D) Поспешишь — людей насмешишь.
Е) Не было никакой надежды, что небо прояснится.
5.Определите бессоюзное сложное предложение
А) Где любовь и совет, там и горя нет.
В) Наступила ночь, но было светло.
С) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт..
Е) Труд человека кормит — лень портит.
6.Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.
А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
В) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
С) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
D) Время красит, безвременье старит.
Е) Мир строит — война разрушает.
Ответы: 1-а,2-в,3-с, 4-д, 5-е, 6-а,б,с
Приложение №7
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Должны ли мои зубы мудрости полностью вырасти, чтобы их можно было удалить?
Команда столичного округа | 13.07.2021
Зубы мудрости вырастают в более позднем возрасте, даже спустя годы после того, как прорезались ваши взрослые зубы. Иногда эти коренные зубы возникают болезненно и создают проблемы со здоровьем полости рта. Эти зубы могут расти вбок, давить на другие зубы или вызывать смещение. Вот почему важно понимать, когда зубы мудрости должны быть удалены профессионалом в Олбани или Латаме, штат Нью-Йорк.
Испытываете ли вы такие симптомы, как дискомфорт, раздражение или хронический неприятный запах изо рта? Это может быть связано с частично или полностью прорезавшимися зубами мудрости. Хирурги-стоматологи стоматологической и челюстно-лицевой хирургии Capital District могут провести осмотр и сообщить вам, нужно ли удалять зубы мудрости, даже если они еще не полностью вросли.
Когда прорастают зубы мудрости?
Зубы мудрости начинают прорезываться в подростковом возрасте, а иногда и в 20 лет. Таким образом, даже если вы не увидите свои третьи моляры к определенному возрасту, они всегда могут появиться позже, чем ожидалось. Хотя большинство мужчин и женщин не испытывают проблем с прорезыванием зубов мудрости, они могут вызвать широкий спектр проблем со здоровьем полости рта. Квалифицированный челюстно-лицевой хирург может порекомендовать удаление зуба мудрости на ранних стадиях роста, прежде чем вы столкнетесь с более сложными проблемами в будущем.
Признаки необходимости удаления зуба мудрости
Большинство людей не осознают, что у них прорастают зубы мудрости, пока симптомы не нарушат их повседневную жизнь. Со временем ваши проблемы могут стать более серьезными и со временем усугубиться. Признаки того, что вам необходимо удалить зуб в Олбани или Латеме, штат Нью-Йорк, могут включать:
Раздражение десен: Красные, опухшие десны в задней части рта — это первый контрольный признак того, что вам нужно удалить зуб мудрости.
Боль вокруг области: Прорезывание зубов из десен может вызвать острую боль, которая усиливается при разговоре или приеме пищи.
Хронический неприятный запах изо рта: Прорезавшийся зуб мудрости может образовывать небольшие карманы, до которых трудно добраться зубной щеткой. В результате у вас может появиться неприятный запах изо рта или постоянный неприятный привкус во рту.
Трудно открывать рот: Зубная боль и давление мешают людям полностью открывать рот, пережевывать пищу или даже говорить. Некоторые люди прикусывают язык или внутреннюю часть щеки, потому что зубы мудрости вызвали смещение.
Не игнорируйте боль в зубе мудрости
Наши челюстно-лицевые хирурги используют любую возможность, чтобы сохранить и защитить ваши естественные зубы. Но, если у вас есть какие-либо из вышеперечисленных симптомов из-за зуба мудрости, мы рекомендуем удаление зуба. Стоматологические и челюстно-лицевые хирурги Capital District с гордостью предлагают передовые инструменты и технологии, чтобы процедура прошла максимально гладко. У нас также есть опыт в седативной стоматологии, поэтому вы можете чувствовать себя комфортно на протяжении всего лечения.
Улучшите здоровье полости рта вместе с нашей командой
Постоянная зубная боль, раздражение и неприятный запах изо рта не исчезнут сами по себе. Лучше посетить челюстно-лицевого хирурга для осмотра и обсуждения дальнейших шагов. Узнайте больше о нашей процедуре удаления зуба мудрости, позвонив специалистам стоматологической и челюстно-лицевой хирургии Столичного округа. Мы можем провести оценку зубов мудрости в Олбани или Латеме, штат Нью-Йорк, и дать вам наши лучшие рекомендации.
Метки
Команда столичного округа
Офис в Олбани
Удаление зубов мудрости
Удаление зубов мудрости у взрослых и пожилых пациентов
Третьи моляры, или зубы мудрости, обычно отсутствуют до подросткового возраста или позже. Некоторые люди предпочитают оставлять зубы мудрости на месте, если они не вызывают немедленных проблем. Большинство людей связывают удаление зубов мудрости с подростковым возрастом, но на самом деле многие люди доживают до зрелого возраста с целыми зубами. В более позднем возрасте пациенты, у которых возникают проблемы с зубами мудрости, должны сопоставить имеющиеся у них проблемы с потенциальными осложнениями, связанными с удалением зубов мудрости у взрослых. Если вы взрослый человек, у которого все еще есть зубы мудрости в Сан-Диего, вот несколько причин, по которым вам необходимо проконсультироваться с челюстно-лицевым хирургом по поводу удаления.
Хроническая боль
Если у вас все еще есть зубы мудрости, они могут протекать бессимптомно в течение десятилетий, а затем внезапно начать вызывать боль. Когда это происходит, удаление зубов мудрости может быть единственным способом получить облегчение. Боль может начаться по ряду различных причин, от давления на нервы зубов мудрости, поскольку они продолжают развиваться с возрастом, до образования полостей в зубах рядом с зубами мудрости. Проконсультируйтесь с челюстно-лицевым хирургом, чтобы определить, являются ли зубы мудрости причиной вашей боли и может ли их удаление решить проблему.
Инфекции
Часто зубы мудрости прорезываются частично, что может привести к образованию кармана вдоль десны возле зубов. Эти карманы часто заполняются частицами пищи, зубным налетом и бактериями, которые трудно удалить щеткой или зубной нитью. Без надлежащей чистки в этих карманах могут разрастаться инфекции, которые могут распространиться на соседние зубы и ткани десен и вызвать серьезные осложнения. Эти виды инфекций могут даже попасть в ваш кровоток и вызвать системные проблемы со здоровьем.
Кариес
Даже когда зубы мудрости прорезаются правильно, их нелегко чистить. Они часто теснятся рядом с соседними зубами, что делает невозможным чистку зубной нитью и затемняет части поверхности зубов, так что их невозможно тщательно почистить. По этим причинам кариес часто встречается как в зубах мудрости, так и в соседних зубах. Иногда хирургам-стоматологам, удаляющим зубы мудрости у взрослых, приходится удалять и соседние зубы из-за прогрессирующего кариеса.
Как проходит удаление зубов мудрости
Удаление зубов мудрости обычно является быстрой и несложной процедурой. Эта процедура требует разрезов, чтобы стоматолог мог добраться до зубов мудрости. Однако во многих случаях удаление зубов мудрости приводит к минимальной травме десен и окружающей кости. Перед операцией на ротовой полости стоматолог может попросить пациентов воздержаться от приема разжижающих кровь препаратов, которые могут препятствовать образованию тромбов в организме. Он также может обсудить варианты послеоперационного ухода, так как пациенты обычно должны иметь кого-то, кто будет заботиться об их потребностях в течение первых 24 часов после процедуры.
Почему пожилым пациентам следует задуматься об удалении зубов мудрости
Боль часто является основной причиной, по которой пациенты обращаются к хирургу-стоматологу для удаления зуба мудрости.