Иррациональный человек: краткое пособие по общению со сложными людьми
47 065
Практики how toЧеловек среди людей
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
Иррациональных людей гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И со многими из них вы вынуждены выстраивать коммуникацию, потому что нельзя просто игнорировать их или уйти, махнув рукой. Вот примеры неадекватного поведения людей, с которыми приходится общаться каждый день:
партнер, который кричит на вас или отказывается обсуждать проблему;
ребенок, пытающийся добиться своего с помощью истерики;
стареющий родитель, который считает, что вам он безразличен;
коллега, норовящий свалить на вас свои проблемы.
Марк Гоулстон, американский психиатр, автор популярных книг по коммуникации, разработал типологию иррациональных людей и выделил девять типов иррационального поведения. По его мнению, их объединяет несколько общих признаков: у иррационалов, как правило, нет ясной картины мира; они говорят и делают вещи, не имеющие смысла; они принимают решения не в своих интересах.
Когда вы пытаетесь вернуть их на путь благоразумия, они становятся невыносимыми. Конфликты с иррациональными людьми редко перерастают в затяжные, хронические выяснения отношений, но могут быть частыми и выматывать.
Типы иррациональных людей
Эмоциональный: ищут выплеска эмоций, позволяют себе кричать, хлопать дверью и доводить ситуацию до невыносимого состояния. Таких людей практически невозможно успокоить.
Логический: кажутся холодными, скупыми на эмоции, обращаются с другими свысока. Все, что видится им нелогичным, игнорируется, в особенности проявление эмоций другого человека.
Эмоционально зависимый: хотят зависеть, перекладывать ответственность за свои действия и выбор на других, давят на чувство вины, показывают свою беспомощность и некомпетентность. Запросы на помощь никогда не прекращаются.
Напуганный: живут в постоянном страхе. Окружающий мир представляется им как враждебное место, где каждый хочет навредить им.
Безнадежный: утратили надежду. Их легко ранить, обидеть, оскорбить их чувства. Часто негативный настрой таких людей заразителен.
Мученический: никогда не обратятся за помощью, даже если отчаянно в ней нуждаются.
Агрессивный: доминируют, подчиняют. Способны угрожать, унижать и оскорблять человека, чтобы добиться контроля над ним.
«Всезнайка»: считают себя единственным экспертом по любому вопросу. Любят выставлять других профанами, лишать уверенности. Занимают позицию «сверху», способны унижать, дразнить.
Социопатический: проявляют параноидальное поведение. Стремятся запугать, скрыть свои мотивы. Уверены, что каждый хочет заглянуть им в душу и воспользоваться информацией против них.
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
Для чего нужны конфликты?
Самое простое в общении с иррационалами — всеми силами избегать конфликтов, ведь позитивный выход в сценарии win-win тут почти невозможен. Но самое простое не всегда самое правильное.
Отец-основатель конфликтологии, американский социолог и конфликтолог Льюиc Козера одним из первых высказал мысль, что у конфликта есть положительная функция. «Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определенный уровень конфликта отнюдь не обязательно является дисфункциональным, но может быть существенной составляющей как процесса становления группы, так и ее устойчивого существования», — пишет он.
Межличностные конфликты неизбежны. И если они формально не разрешены, то перетекают в различные формы внутреннего конфликта.
Неразрешенные конфликты бьют по самооценке, а порой и по базовому чувству безопасности
Избегание конфликтов с иррациональными людьми — это путь в никуда. Иррационалы отнюдь не жаждут конфликтов на сознательном уровне. Они, так же как все остальные люди, хотят быть уверенными, что их понимают, слышат и считаются с ними, однако, «проваливаясь» в свое иррациональное начало, зачастую не способны к взаимовыгодному соглашению.
Чем рационалы отличаются от иррационалов?
Гоулстон утверждает, что в каждом из нас присутствует иррациональное начало. Однако мозг иррационального человека реагирует на конфликт несколько иначе, чем мозг рационального. В качестве научной основы автор использует триединую модель мозга, разработанную нейробиологом Полом Макклином в 60-х годах XX века. По Макклину, мозг человека делится на три отдела:
верхний — неокортекс, кора головного мозга, отвечающая за разум и логику;
средний — лимбическая система, отвечает за эмоции;
нижний — мозг рептилии, отвечает за базовые инстинкты выживания: «бей или беги».
Разница между функционированием мозга рационала и иррационала заключается в том, что в конфликтных, стрессовых ситуациях у иррационального человека преобладают нижний и средний отделы, в то время как рациональный человек всеми силами пытается удержаться в зоне верхнего мозга. Иррациональному человеку комфортно и привычно находиться в рамках оборонительной позиции.
Например, когда эмоциональный тип кричит или хлопает дверьми, он чувствует себя привычно в рамках такого поведения. Бессознательные программы эмоционального типа побуждают его кричать, чтобы быть услышанным. В то время как рационалу приходится нелегко в этой ситуации. Он не видит решения и чувствует себя в тупике.
Как предотвратить негативный сценарий и удержаться в рациональном начале?
Прежде всего запомните, что цель иррационального человека — вывести вас в зону своего влияния. В «родных стенах» рептильного и эмоционального мозга иррациональный человек ориентируется как слепой в темноте. Когда иррационалу удается вывести вас на сильные эмоции, такие как злость, обида, чувство вины, чувство несправедливости, то первый импульс — «ударить» в ответ. Но именно этого ожидает от вас иррациональный человек.
Не стоит, впрочем, демонизировать иррациональных людей или считать их источником зла
Сила, побуждающая их вести себя неразумно и даже разрушительно, чаще всего представляет из себя набор подсознательных сценариев, которые они получили в детстве. В любом из нас существуют свои программы. Однако если иррациональное начало преобладает над рациональным, конфликты становятся проблемной областью в коммуникациях.
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
Правила при конфликте с иррациональным человеком
1. Тренируйте самообладание
Первым шагом станет внутренний диалог, где вы говорите себе: «Я вижу, что происходит. Он/она хочет вывести меня из себя». Когда вы сможете повременить с реакцией на реплику или действие иррационального человека, сделать несколько вдохов и выдохов, вы одержали первую победу над инстинктом. Таким образом вы возвращаете себе способность ясно мыслить.
2. Возвращайтесь к сути
Не позволяйте иррациональному человеку увести вас от сути. Если способность ясно мыслить освоена, это значит, что вы можете контролировать ситуацию с помощью простых, но эффективных вопросов. Представьте себе, что вы ссоритесь с эмоциональным типом, который кричит на вас сквозь слезы: «Что ты за человек! Ты не в своем уме, если говоришь мне это! За что мне это! Чем я заслужил такое обращение!» Такие слова легко вызывают досаду, вину, недоумение и желание отплатить той же монетой.
Если вы сдадитесь инстинкту, то ваш ответ повлечет за собой новый поток обвинений
Если вы человек, избегающий конфликтов, то вам захочется махнуть рукой и оставить все как есть, соглашаясь с тем, что говорит ваш иррациональный оппонент. Это оставляет тяжелый осадок и не разрешает конфликт. Вместо этого возьмите контроль над ситуацией. Покажите, что вы слышите вашего собеседника: «Я вижу, что ты расстроен из-за сложившейся ситуации. Я хочу понять, что ты пытаешься мне сказать». Если человек продолжает истерику и не желает вас слышать, остановите разговор, предложив вернуться к нему позже, когда он сможет говорить с вами спокойно.
3. Возьмите контроль над ситуацией на себя
Чтобы разрешить конфликт и найти выход, кто-то из оппонентов должен обладать возможностью взять вожжи в свои руки. На практике это означает, что после определения сути, когда вы услышали собеседника, вы можете направить его в мирное русло. Спросите у собеседника, как он видит разрешение ситуации. Тот, кто задает вопрос, управляет ситуацией.
«Насколько я понимаю, тебе не хватало моего внимания. Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?» Этим вопросом вы вернете человека в рациональное русло и услышите, чего именно он ожидает.
Возможно, вам не подойдут его предложения, и тогда вы можете выдвинуть свои. Однако это лучше, чем оправдание или нападение.
Майк Эннесли «Как общаться с трудными людьми: Слышать, понимать, договариваться и справляться с эмоциями»
Что делать, если общаться с такими людьми приходится на регулярной основе — по работе и в обычной жизни? Эта книга подскажет, как обезопасить свою нервную систему, сохранить душевное равновесие и позитив.
Реклама. alpinabook.ru
Текст:Нина Набокова, Светлана ХачатрянИсточник фотографий:Shutterstock
Новое на сайте
Вся правда о порнозависимости у мужчин и женщин
Сепарация от родителей: что надо помнить, если вы взрослеете прямо сейчас
Сидр или пиво? Какой напиток опаснее в жару: отвечает нарколог
«Не могу сесть за работу — даже если от нее зависит мое будущее»
В чем выражается ваша (не)любовь к себе: 5 примеров из повседневной жизни
Клубника и не только: топ-5 самых полезных ягод
«Не верьте всему, что крутится в голове»: правда и ложь о навязчивых мыслях
«Молодой человек врет в мелочах, ловлю несостыковки. Как ему доверять?»
Иррациональное потребительское поведение: виды, причины, последствия.
Иррациональное
поведение – удовлетворение потребности
неразумным способом, приводящее к
последствиям по схеме «удовольствие –
боль – сожаление».
В
его основе лежат психологические
механизмы,
лишь косвенно связанные с трезвым
расчетом. Совершив такое действие,
человек,
успокоившись
и восстановив способность к трезвому
анализу, объясняет совершенное просто:
«Бес
попутал» Механизмы
иррационального поведения
Подражание
индивид в стандартных ситуациях ведет
себя
так,
как ведут окружающие.
Заражение
заражаться чужим настроением, заимствуя
соответствующие формы поведения
Социальное заражение характерно более
всего для людей с подавленной волей
Внушение
Внушение — это механизм, способствующий
некритическому восприятию внешней
информации.
Кто способен внушать? Тот, кто обладает
для данного индивида или группы
авторитетом.
Толпа
и публика
Действуя под влиянием
социально-психологического заражения,
индивид «легко
приносит
в жертву свои личные и коллективные
интересы«
В толпе усиливается действие механизма
внушения лидерами и взаимного внушения
людей..Паника
Паника начинается с появления
шокирующего стимула. Он вызывает
потрясение и восприятие ситуации как
кризисной. Возникает состояние
замешательства, В процессе паники
индивиды часто действуют однотипно,
например,
все бросаются в одни двери,
Наркозависимость
В основе механизма наркозависимости
лежит привыкание к наркотическому
веществу.
Иррациаональное
поведение приводит к негативным
последствиям: удовольствие – боль-чувство
вины – сожаление
Причины
иррац поведения:
объективные:
—
ограничение возможностей (природа,
правительство)
-ограничение
прав( свобода выбора, информация)
—
низкая культура потребления
—
недостаток средств (дефицит, низкий
доход)
субъективные:
—
потворство своим слабостям
—
склонность к выбору более легкой и
доступной альтернативы (лень)
—
аскетичность и консерватизм
—
неосведомленность о товаре и способах
его эксплуатации (невежество)
Экономический
эгоизм – экономически рациональное
поведение, основанное на стремлении
сэкономить ресурсы.
Аксиома
«жадности» — случай, когда из двух
одинаковых по полезности благ потребитель
выбирает более дешевое, руководствуясь
соображениями экономии средств.
Эффект
Гиффена – повышение спроса на товары
массового спроса за счет переключения
спроса с более дорогих товаров на более
дешевые при одновременном повышении
цен на них.
Экономический
альтруизм – явление добровольного
жертвования экономических средств во
имя той или иной выгоды (качество,
престиж, статус и др.).
Эффект
«цена – качество» — повышение спроса
на товар после повышения его цены
вследствие ассоциативной связи с
повышением его качества.
Эффект
престижа – повышение спроса на
дорогостоящие товары исходя из соображений
престижности их приобретения.
Эффект
Веблена – величина повышения спроса
на дорогие товары под влиянием стремления
потребителей продемонстрировать свою
принадлежность к высшему классу.
Эффект
«вагона» — величина, на которую
увеличится спрос, если товар начнут
покупать другие потребители (эффект
подражания большинству).
Эффект
снобизма – величина, на которую
уменьшится спрос, если товар начнут
покупать другие потребители.
Эффект
Гелбрейта – величина, на которую
увеличится спрос под влиянием продвижения
товара (реклама, брендинг, мерчандайзинг
и т.п.).
Эффект
подражания образу – увеличение
спроса, обусловленное импульсивными
покупками и психологическими факторами.
Иррациональность | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический:
Подходы ·
Групповая терапия ·
Методы ·
Типы проблем ·
Области специализации ·
Таксономии ·
Терапевтические проблемы ·
Способы доставки ·
Проект перевода модели ·
Личный опыт ·
- Чтобы узнать об иррациональности чисел, см. иррациональное число.
Иррациональность говорит или действует без учета рациональности. Обычно уничижительный термин используется для описания мышления и действий, управляемых эмоциями, которые являются или кажутся менее полезными или логичными, чем рациональные альтернативы. Существует явная тенденция рассматривать наши собственные мысли, слова и действия как рациональные, а тех, кто с ними не согласен, — как иррациональных.
Типы поведения, которые часто описываются как иррациональные, включают:
- причуды и мода
- поведение толпы
- обида или гнев на ситуацию, которая еще не произошла
- нереальные ожидания
- вера в логические заблуждения
- стать жертвой мошенничества с доверием
- вера в сверхъестественное без доказательств
- пузыри фондового рынка
- типа, вызванные психическим заболеванием, в том числе зацикливание на навязчивых идеях или отыгрывание компульсий, вызванных обсессивно-компульсивным расстройством, или зацикливание на депрессивном психическом состоянии, вызванном большим депрессивным расстройством.
Содержание
- 1 Почему возникает иррациональное поведение?
- 2 См. также
- 3 Каталожные номера
- 4 Внешние ссылки
Почему возникает иррациональное поведение?[]
Изучение иррационального поведения представляет интерес для таких областей, как психология, когнитивная наука, экономика, теория игр и эволюционная психология, а также представляет практический интерес для специалистов по рекламе и рекламе. прода.
Теории иррационального поведения включают:
- действительные интересы людей отличаются от того, что они считают своими интересами
- механизмы, развившиеся для обеспечения оптимального поведения в нормальных условиях, приводят к иррациональному поведению в ненормальных условиях
- интересы людей управляются эмоциональными механизмами, а «рациональность» как таковая понятие бессмысленное
- кажущиеся иррациональными решения на самом деле оптимальны, но принимаются неосознанно на основе «скрытых» интересов, не известных сознанию
- Некоторые люди оказываются в таком состоянии, живя «двойной» жизнью. Они пытаются надеть одну «маску» для одной группы людей и другую для другой группы людей. Многие запутаются в том, кто они на самом деле или кем они хотят стать.
Факторы, влияющие на рациональное поведение, включают:
- стресс, который, в свою очередь, может быть эмоциональным или физическим
- введение новой или уникальной ситуации
Этот раздел является заглушкой. Вы можете помочь, расширив это. |
См. также[]
- поведенческая экономика
- смерть фаната
Ссылки []
- Стюарт Сазерленд, Н. С. Сазерленд. Иррациональность: почему мы думаем неправильно . ISBN 0813521505
Внешние ссылки []
- Крейг Р. М. Маккензи. Рациональные модели как теории, а не стандарты поведения. ТЕНДЕНЦИИ в когнитивных науках Том 7 № 9 Сентябрь 2003 г.
- REBT-CBT NET-Интернет-руководство по терапии рационально-эмоционального поведения
[[enWP|Иррациональность}}
Иррациональное/неадекватное поведение | Декан по работе со студентами
Учащиеся, демонстрирующие иррациональное/неадекватное поведение, с трудом различают
фантастика от реальности. Их мышление, как правило, нелогично, запутанно или иррационально.
например, переход от одной темы к другой без какой-либо связи; их эмоциональные реакции
может быть неконгруэнтным или неуместным; и их поведение может быть странным и тревожным.
Они могут испытывать галлюцинации и могут сообщать о том, что слышат голоса. Их академическая работа
(речь в классе или письменные задания) могут быть неразборчивы, и они могут использовать
слова, не имеющие смысла. Хотя этот ученик может вызывать тревогу или страх у других,
они, как правило, не опасны и не жестоки. Если вы не можете понять смысл их разговора
или работы, вам следует немедленно или как можно скорее связаться с консультационной службой.
Если вы столкнулись с учащимся, который демонстрирует иррациональное или неподобающее поведение или выглядит
оторваться от реальности:
- Признать чувства или опасения учащегося, не поддерживая неправильные представления, например,
«Я понимаю, вы думаете, что кто-то следит за вами. Вам это должно казаться реальным, но я
никого не видишь и верь, что ты в безопасности». - Удалите дополнительный раздражитель из окружающей среды, например, выйдите за пределы класса или
выключите любые электронные устройства. - Признайте свои опасения и скажите, что учащемуся нужна помощь.
- Признайте, что вам трудно понять студента, и попросите разъяснений
- Отвечайте с теплотой и добротой, но используйте твердые доводы.
- Сосредоточьтесь на настоящем.
- Если учащийся представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, позвоните по номеру 9.11 в помощь.
- Если учащемуся не угрожает непосредственная опасность причинения вреда себе или другим, но вы
очень обеспокоены, позвоните в консультационную службу по телефону 906-487-2538 - По возможности сопровождайте учащегося в консультационные службы (административный корпус, кабинет 301).
- Имейте в виду, что учащийся может либо не проявлять никаких эмоций, либо проявлять сильные эмоции.
- Имейте в виду, что ученик может быть чрезвычайно напуган до паранойи.
- Имейте в виду, что учащийся может не понять вас или понять только часть того, что
говорится.
.
- Заполните личное пространство студента.
- Предположим, что учащийся сможет позаботиться о себе, когда он не в контакте с
реальность. - Взбудоражить ученика. Будьте гибкими в своих действиях со студентом.
- Спорить с ошибочным мыслительным процессом ученика. Пытаясь убедить его/ее в
иррациональность его/ее мышления обычно приводит к более сильной защите
ложное восприятие.