Где захоронена алипия киевская: Блаженная Алипия Киевская, Христа ради юродивая / Православие.Ru

Свято-Покровский монастырь Голосеевская пустынь Киевской епархии / Монастырский вестник


В XVIII в. «на голой земле» был заложен (т.е. «посеян») лесопарк, отчего вся местность получила название Голосеево. Святитель Петр Могила (†1647) построил здесь храм во имя великомученика Иоанна Нового, Сочавского и основал загородный скит Киево-Печерской Лавры. Пустынь стала летней резиденцией Киевских Митрополитов – священноархимандритов Лавры.


Возрождение Голосеевской Пустыни началось при митрополите Киевском и Галицком Филарете (Амфитеатрове, †1857). Святитель построил здесь митрополичий дом с домовой церковью во имя прп. Иоанна Многострадального (1839), Свято-Покровский храм (1846) с приделами в честь Трех Святителей и великомученика Иоанна Сочавского, переименовал церковь в честь великомученика. Иоанна в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», келии, ограду и наименовал пустынь Свято-Покровской.

Читать подробнее


Владыка считал себя в Голосеево настоятелем, проводил здесь каждую весну и лето вместе со своим духовником прп. Парфением Киевским (†1855). Преподобный говорил о Пустыни так: «Здесь носится дух Преподобных отцов наших Печерских. И если есть на земле утешение и радость – то это в пустынном безмолвии. Люди отлучают нас от Бога, а пустыня приближает к Нему». По благословению свт. Филарета прп. Парфений был похоронен в церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (могила не сохранилась).


Оба подвижника воспитали достойного ученика — преподобного  Алексия (Шепелева, †1917), ставшего для киевлян, и не только для них, старцем, любящим духовным отцом. Более 30 лет он прожил в Киево-Печерской Лавре, более 20-ти — в Голосеевской Пустыни, не уставая духовно окормлять тысячи людей. Похоронен Преподобный за храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (могила не сохранилась).


В 1923 г. Голосеевская Пустынь была упразднена . В 30-е годы монахи были выселены, а храмы разрушены. В 1941 через Пустынь проходила вторая линия обороны за г. Киев, велись ожесточенные бои. В октябре 1941 здесь погибла монахиня Елена, спасая людей от голода. Похоронена на монашеском кладбище.


К 1970-м годам Голосеевская Пустынь практически полностью разрушилась. Уцелела лишь только часть монашеского кладбища с могилой  преподобного  Алексия, к которой непрестанно шли люди.


С 1979 по 1988 гг. на развалинах Голосеевской Пустыни поселилась Христа ради юродивая монахиня Алипия (Авдеева), молившаяся о возрождении Голосеевской Пустыни и предсказавшая расцвет обители. Почила матушка 30 октября 1988 и была похоронена на Лесном кладбище. 18 мая 2006 года прах монахини Алипии был перенесен в Голосеевский монастырь. Честные останки монахини Алипии были похоронены в усыпальнице под храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».


В 1993 г. началось возрождение Голосеевской Пустыни в качестве скита Киево-Печерской Лавры. 4 октября после прославления в лике святых преподобного  Алексия Голосеевского, состоялось обретение его мощей.


С 1996 года Голосеевская Пустынь — самостоятельный мужской монастырь. В настоящее время восстановлены церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», монашеское кладбище, построен братский и административные корпуса, дом Наместника, хозяйственный двор, церковная лавка. Заканчиваются роботы в Трапезной церкви. В 2007 г. монастырь был огражден оградой.

БЛАЖЕННАЯ АЛИПИЯ КИЕВСКАЯ (ГОЛОСЕЕВСКАЯ): pravoslav_ru — LiveJournal

В средине 80-х годов две киевлянки услышали от старца Троице-Сергиевой Лавры: «Зачем вы приехали ко мне, когда у вас в Голосееве, в Киеве, пламенеет такой столп!» Матушка Алипия принадлежит к подвижникам благочестия скорбного периода в истории нашего отечества, когда глубина подвига верных заключалась в сердце их. Она в молчании несла свой крест, но то, что нужно нам знать о ее многотрудной жизни, о ее подвигах, она открыла. Сколько подвигов несла она: подвиг молитвы – с детства читала Псалтирь, до глубокой старости знала почти все псалмы наизусть; подвиг странничества – пешком прошла многие святые места; подвиг исповедничества – 10 лет тюремного заключения за веру православную; подвиг столпничества – жила в дупле дерева; и, как венец – подвиг юродства во Христе. Дух Божий созидал в ней нового человека, и он утверждался великими дарованиями: у матушки был дар прозрения чужих мыслей, дар откровения о происходившем вдали и о будущем, дар исцеления.

Матушка Алипия была уроженкой Мордовии, родители ее – Тихон и Васса Авдеевы. В Святом Крещении наречена она была Агафией.
В семь лет осталась круглой сиротой. Такая кроха, а сама по родителям Псалтирь читала. С этих пор началась ее странническая доля. В грохоте века сего расслышала она тихий голос: «Иди дорогами земными к Небесному пути». Многие святыни посетила тогда странница Агафия, многих угодников Божиих повидала. А особенно полюбила святыни киевские – великую Лавру, третий удел Божией Матери на земле. Лютые гонения обрушились в это время на нашу землю. «Хлебной житницей и житницей священномучеников» названа Украина в «Акафисте мученикам Российским». На юге, «под Одессами», как говорила мать Алипия, пришлось пострадать и ей. Ее бросили в камеру к уголовникам. Она сказала им: «Не подходите!» – и стала горячо молиться. И никто не посмел к ней приблизиться. Охранник прильнул к глазку и замер: стоит арестантка, крестится, а над головой у нее ореол.

В застенках томилось много священников. Их брали на мученье без возврата. Осталось трое: старик-протоиерей, его сын и Агафия. «Утром нас не будет в живых, отслужим о себе панихиду». – «И обо мне», – попросила матушка. «Ты уйдешь», – утешил священник.

В той тюрьме существовала пытка под названием «машинка». Жертву вводили в комнату с двумя дверями. Одна вела на волю, другая в подвал, предстояло правильно выбрать.

Неизвестно, одолела ли матушка испытание, толкнула ли счастливую дверь, но очутилась она на свободе. «Разрешителем от уз» матушка почитала апостола Петра и особо почитала его всю жизнь.

Незадолго до Великой Отечественной войны пришла странница Агафия в богоспасаемый град Киев. Сказывают, что во время оккупации она многих людей из концлагеря вывела. Маленькая, незаметная, могла она проникнуть туда, кому другому вход был бы закрыт, да, видимо, и сам апостол Петр помогал ей проникать в темницы и спасать людей.

Во время войны Печерскую святыню вернули Русской Православной Церкви, и архимандрит Кронид облек рабу Божию Агафию в малую схиму с именем Алипия в честь первого русского иконописца. Она всю жизнь сохраняла приверженность отцам Печерским: «Я – лаврская монахиня».

Духовный отец благословил матушку подвизаться в дупле дерева по примеру древних подвижников. У подошвы ближних пещер стоял гигантский дуб, в котором отныне поселилась матушка Алипия. Претерпевая в древесной пещерке голод и холод ради Христа, протянула она живую ниточку к Святой Руси. Ничего своего она не имела. Приходил отец Кронид, приносил сухарей в мантии. Высыплет у дупла и уйдет – строгий был, поблажек не давал. Если трудно, благословлял читать сорок раз «Живый в помощи».

«Как засыплет снегом – холодно, зуб на зуб не попадает, – вспоминает матушка. – Пойдешь к монахам, какой даст хлебца, а какой и выгонит». В сильные морозы ее пускал в сенцы схиигумен Агапит. «Согрелась? Теперь спасайся иди», – и она уходила. Когда архимандрит Кронид почил о Господе, схимонах Дамиан благословил матушку переселиться поближе к людям.

Мать Алипия поселилась в земляной пещерке, жила на подаяние. И вот опять ее забрали в тюрьму – за отказ работать на Пасху. Памятью об этом узилище остался беззубый рот и согбенная спина. Выпустили матушку, когда уже разогнали твердыню Печерскую. Мать Алипия поселились на Демеевке (в тихом районе Киева, где была незакрытая церковь Воздвижения Креста Господня). Мальчишки дразнили ее, швыряли камнями, она же все терпела и молилась. А потом по благословению свыше перебралась в Голосеевский лес. Располагается он на окраине Киева, устроены были здесь лаврские скиты – пустыньки. Эти места освящены именами старца-девицы Досифея, благословившего на монашество преподобного Серафима, блаженных Паисия и Феофила. Здесь подвизался утешительный старец иеромонах Алексий (Шепелев), а также иеросхимонах Парфений Киевский. Поселилась матушка в заброшенном полуразрушенном домике и жила там до самой смерти, не имея ни прописки, ни паспорта. Милиция неоднократно пыталась «разобраться» с матушкой, но Господь хранил ее, и выселить ее из Голосеева не удалось.

В это время матушка Алипия вышла на служение людям в подвиге юродства. Ходила она в плюшевой кофточке, в детском капоре или в шапке-ушанке, на спине таскала мешок с песком, а на груди – большую связку ключей: грехи духовных чад, которые матушка брала на себя, вешая в знак этого новый ключик.

Матушка спасала свой город, молитвенно ограждала его от пагубы, обходила, как крестный ход совершала. Перед Чернобыльским взрывом она несколько дней кричала: «Отец, не надо огонь. Отец, зачем огонь? Тушите ради животных, ради малых детей». Поливала водичкой: «Девки, земля горит». Падала на запад солнца и молилась: «Матерь Божия, избавь нас от газа».

Не она ли была тем праведником, ради которого Господь уберег Киев от радиационного облака, определив ему иное направление? Незадолго до чернобыльской катастрофы матушка Алипия стала предлагать к столу кагор с пепси-колой. Знаменитые голосеевские застолья (на улице стояли дощатые столы, ежедневно собиравшие по десять-пятнадцать человек) стали как бы защитой от разлитой в воздухе пагубы. Все угощенье у голосеевской подвижницы было намоленное. Для старицы было важно, кто принес кушанье, чьи руки прикасались к пище, через чье сердце прошло приношение. Принимала она не у всех. «Вам надо подровняться духом», – бывало, скажет матушка, опустится на коленочки, пропоет свои сильным голосом «Верую», «Отче наш», «Помилуй мя, Боже». Прекрестит стол: «Кушайте», а сама ложится на скамейку, отдыхает. Порции благословляла огромные, и все надо было непременно съесть. «Сколько осилишь, настолько я смогу тебе помочь», – и люди с тяжелейшими болезнями исцелялись у ее стола.

Всех принимала матушка: блудников, лжецов, разбойников, только лукавых обличала, лукавства не переносила. Она схватывала даже тень мысли. Рассказывала мне одна женщина. Шла она к матушке с «мужем-подвижником» с мыслью: спросить у матушки, не отпустить ли его в монастырь, тем паче, что детей у них не было. Не смогла она при людях задать этот вопрос, но все время о нем думала. И вот стали уходить, и каждого матушка спрашивает его имя. Вот и муж ее подходит и называет имя свое: «Сергий». А матушка его поправила: «Не Сергий ты, а Сергей». Так та женщина получила ответ на не заданный ею вопрос.

Еще один рассказ вспоминаю: приехала к матушке жена священника, которая всю жизнь и еще до замужества мечтала о монастыре, теперь, когда все ее дети выросли (и трое из них уже стали священниками), мысли о монастыре к ней опять вернулись. И вот она поехала в Киев, чтобы спросить об этом матушку Алипию. Когда они с дочерью пришли в Голосеевскую пустыньку и вошли во двор, они увидели во дворе домика дремлющую матушку Алипию. Стали дожидаться, когда она проснется. Долго ждали, решили уже уходить, и вот, когда они уже подошли к воротам, старица вдруг вскочила, преградила путь своим гостям, а перед той, которая выбирала для себя новый путь жизни, опустила длинную жердь на ворота – это был безмолвный ответ на ее вопрошание: нет ей пути в монастырь. Хотя столько людей получили от матушки Алипии благословение на монашество, а сестры Флоровского монастыря по очереди проводили у нее в хибарке целые дни, и матушка называла их «родственнички».

В это время подвизался тогда в Лавре и отец Роман (Матюшин) – всеми любимый батюшка, чьи покаянные песнопения мы слушали, затаив дыханье. Матушка же, встречая дорогого гостя у себя в пустыньке, называла его «дважды Ангел». Монах – это ангельский чин, а поющий монах – исполняет ангельское служение пения у Престола Всевышнего. Но враг рода человеческого восстает на тех, кто особенно ревностно служит Богу, и через людей досаждает им. Отцу Роману матушка Алипия предсказала: «Выпьешь чашу и снова будешь на приходе». Так и вышло: испив свою чашу горечи, он опять уехал в Псковскую область. Именно иеромонах Роман отслужил над гробом матушки первую литию об упокоении ее новопреставленной души.

Чаще всего люди и не подозревали, что их облегчение ношей ложится на матушку. Обнимет, поцелует, – казалось бы, благословляет, а она их хворь на себя берет. «Думаете, я мазь варю? Сама за вас распинаюсь», – призналась как-то она. Одной больной дала выпить кагор во исцеление души и тела и, пока та пила, упала без чувств.

Предсказания матушка давала в притчах, в юродивых поступках, а иногда и явно, просто, без иносказаний – как кому спасительнее. Как-то в разгар застолья послала одну монахиню в овраг со свечкой читать Псалтирь. Потом обнаружилось: в тот самый час ее брата чуть не убили. Пришла за советом монахиня, до того подвизавшаяся в Горненской обители, возвращаться ли обратно? «Ты здесь выше будешь», – не благословила матушка. Сейчас она настоятельница одного из старинных русских монастырей. Раба Божия Ольга, врач-психиатр, впервые попала к матушке. Хозяйка указала ей, где сесть, сама вышла. Вдруг на Ольгу закричали: «Как она смеет?». Оказывается, села на матушкино место. Испугалась, встала. Вернувшись со двора, матушка Алипия строго сказала: «Почему стоишь, садись, где тебе сказано». Все поняли, что такова матушкина воля. Сейчас сия раба Божия подвизается в Иерусалиме, в Горненской обители. Одна женщина-певчая пришла к матушке со своим женихом, и все время, пока они сидели за столом, матушка указывала на них рукой и приговаривала: «А девочка мальчика отпевает, а девочка мальчика отпевает». В скором временем он утонул у нее на глазах, и она действительно пела по нему панихиду.

Однажды с матушки снялся как бы покров, и она стала другая, не юродивая – сосредоточенный, печальный человек. «Духовник – это страшно, – открылась матушка. – За него надо молиться, чтобы Господь подавал ему помощь в борьбе с воюющими против него бесами и ограждал от всякого зла, ведь грехи отца ложатся на чадо. С ним надо строить духовный фундамент общения. По вере чада Господь открывает духовнику Свою волю о нем…»

Как и многих блаженных, матушку Алипию окружали животные, с которыми она разговаривала, которых жалела. Матушкины котики и цыплята все были какие-то хворые, заморенные, хилые, – с гнойничками, с сухими лапками. «Почему звери у вас такие больные?» – однажды спросили матушку. – «Люди блудно живут, кровосмешение делают, все отражается на тварях земных».

Незадолго до кончины у матушки Алипии появилось двенадцать котят. Слепые, лежали они в коробочке, потом стали подрастать, уходили по одному. Матушка каждый раз радовалась: «Ушел, ушел!» Наконец сказала: «Почти все на свободе». Остался последний, самый сильный, больше всех к матушке льнувший. После кончины старицы он возлег ей на грудь, вытянулся и умер.

За год до смерти матушка Алипия стала жить по одной ей известному счислению. Она называла этот календарь Иерусалимским. «Государства по деньгам различаться будут. Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние, – пророчествовала старица. – Своих людей Господь до смерти не допустит, верных будет держать на одной просфоре». В это время (за год до кончины) матушка объявила: «Все, девки, ухожу от вас». Те в слезы. Матушка собрала на стол, благословила: «Ешьте». Пересчитала присутствующих – оказалось двенадцать. «Достойно», – с удовольствием сказала старица.

Незадолго до смерти матушка Алипия поставила свечу в банку с рисом, выдвинула в прихожую. Инокиня Марина вошла – в темноте свечка мерцает, никогда такого не было. «Лампочка перегорела», – отговорилась матушка и благословила: «Читай Псалтирь за мать». – «Что с ней?». Старица не ответила. Это о себе она говорила. «Оставляю вас сиротами, другие будут утешать, но матери уж не будет у вас», – говорила она сестрам перед концом.

В воскресенье 30 октября 1988 года в Голосеевском доме было особенно много народу. Матушка посылала приходивших на могилку ныне прославленного во святых отца Алексия (Шепелева): «Идите, поклонитесь, там священник служит». Не сам ли старец-утешитель Голосеевский давал ей напутствие на исход души?

После трапезы матушка прилегла. Все разошлись, осталась одна супружеская пара убирать со стола. Рабе Божией Марине матушка протянула свечку с наказом поставить завтра к иконе «Всех святых»: «Только до утра не зажигай». Хлеб и мед велела положить на панихидный столик. «Ну все, больше не приходи». Та думала – сегодня, оказалось – никогда…

На крылечко в этот момент вбежала запоздавшая инокиня Марина, ныне монахиня Сергия. За несколько дней матушка ее предупредила: «В воскресенье на вечерню не ходи». С посещением служб в монастыре строго, но ослушаться старицу не посмела.

Матушка Алипия лежала на досочке. Обрадовалась, увидев Марину: «Махай мне платочком, я умираю!» Та подумала: иносказание. «Читай Псалтирь». Когда Марина дошла до слов: «Царь мой и Бог мой», матушка сказала: «Довольно». На прощанье благословила Марину – непривычно значительное благословение преподала. А потом мужчина и женщина, что со стола убирали, посмотрели, а матушка бездыханная лежит с лицом, сиящим славой Небесной. Господь воззвал Свою угодницу из юдоли в радость нескончаемую. Тихою была ее смерть, мирной и непостыдною. Супруги сели в машину, доехали до телефона-автомата. Когда вернулись, у матушки на груди мертвый котенок вытянулся, тот самый, последний из двенадцати, тепленький, неостывший.

В год тысячелетия Крещения Руси, 1988-й, отошла ко Господу блаженная старица схимонахиня Алипия. Как-то она обронила, что хоронить ее будет Флоровский монастырь. Так оно и вышло. После первых литий, панихид повезли в обитель, где соборно отпели в храме. Погребение состоялось 2 ноября. «Как первый снег пойдет, так меня и похороните». И, действительно, в тот день закружились первые снежинки. По благословению настоятельницы Флоровского монастыря игумении Антонии многотрудное тело 90-летней старицы Алипии погребли на Флоровском участке Лесного кладбища.

После смерти матушки домик ее в Голосеевском лесу снесли, но на его месте появился дивный чудотворный источник. Враги матушки засыпали этот источник полностью и забили кол, так, что и вытащить нельзя. Монахини Флоровского монастыря пытались вытащить кол, но, увы, ничего не получалось. И вдруг однажды рванул фонтан на три метра ввысь. Так матушка Алипия и после своей кончины удостоверила верных своих чад, что обрела она благоволение у Господа, и «реки воды живой» изливаются по молитвам к ней.

В мае 1993 года в Голосеевской пустыни начала возрождаться монашеская жизнь.

Захоронено в цифрах, больше жертв Бучи похоронено тела, найденные в Буче, городе недалеко от украинской столицы Киева, где сотни людей были убиты во время российской оккупации в начале войны.

Под мрачным серым небом две женщины и восемь мужчин были похоронены после их обнаружения в братской могиле возле городской церкви апостола Андрея Первозванного после ухода русских в конце марта. 11-я жертва была застрелена и найдена в селе Червоное, в 17 километрах от украинской столицы. В четверг на том же кладбище был похоронен еще один человек, который был застрелен, но его личность была установлена.

Убийства мирных жителей в Буче стали символом жестокости войны. Они были осуществлены, когда Россия предприняла неудачную попытку захватить украинскую столицу после того, как она вторглась в страну 24 февраля.

Завернутые в пластик тела прибыли в грузовике-рефрижераторе, были помещены в деревянные гробы, а затем захоронены отдельно.

  • Стюарт приводит Либерти к победе над Меркьюри без Гринер со счетом 89-71

  • Бритни Гринер пропустила вторую игру подряд за Меркьюри из-за травмы бедра

  • WNBA работает с Бритни Грайнер и Меркьюри над вариантами поездок, включая чартерные рейсы

  • «Мы молимся за души несправедливо убитых», — сказал отец Андрей, православный священник, возглавивший в четверг службу возле места, где была обнаружена братская могила. «Бог знает их имена».

    Это были вторые подобные похороны неопознанных тел в Буче, после 9 августа.Служба, в которой было похоронено 15 человек.

    Муниципальные власти сообщают, что после 33-дневной российской оккупации в районе Бучи обнаружено 458 тел. Среди них 12 тел детей, в большинстве случаев убитых вместе с родителями.

    В братской могиле у церкви Андрея Первозванного обнаружено 116 тел.

    Процесс опознания начался в апреле в нескольких моргах Киевской области. Тела хоронят через месяц после вскрытия, оставаясь неопознанными, если не удается найти родственников, чтобы официально назвать их имена.

    Александр Хмарук, 37 лет, изначально был указан как номер, так как его родители сначала не смогли найти его тело из-за бюрократической путаницы. Хмарук, который служил в украинских вооруженных силах в 2014-15 годах, как полагают, был вытащен из дома и застрелен на блокпосту российскими солдатами.

    Он был одним из 458 погибших в Буче после российской оккупации и был найден в той же братской могиле, что и 10 безымянных тел, которые были похоронены в четверг. Его семья также похоронила его в четверг на том же кладбище.

    «Мы работаем со списком примерно 50 тел, которые остаются неопознанными», — сказала Михайлина Скорик-Шкаривская, заместитель мэра Бучи, добавив, что число может измениться по мере обнаружения новых членов семьи.

    «Мы надеемся, что эти номера превратятся в имена», — сказала она.

    ___

    Следите за всеми новостями AP о войне в Украине на https://apnews.com/hub/russia-ukraine.

    Сотни похоронены в братской могиле в Буче под Киевом: Мэр | Русско-украинская война Новости

    Украинские силы похоронили сотни людей в братской могиле в пригородном городке за пределами столицы Украины, Киева, после того, как отбили контроль над территорией у российских войск, сообщил официальный представитель.

    «В Буче мы уже похоронили 280 человек в братских могилах», — сказал в субботу агентству AFP по телефону городской голова города Анатолий Федорук.

    Он сказал, что улицы сильно разрушенного города усеяны трупами.

    «Всех этих людей расстреляли, убили, в затылок», — сказал Федорук.

    Он сказал, что жертвами были мужчины и женщины, и что он также видел среди погибших 14-летнего мальчика.

    Мэр также подтвердил Аль-Джазире, что видел не менее 22 тел на улицах Бучи.

    Он сказал, что собрать тела пока не удалось из-за опасений, что российские войска заминировали трупы.

    «[Федорук] утверждает, что это было преднамеренное нападение со стороны российских солдат — по сути, резня мирных жителей в его городе», — сказал Роб Макбрайд из «Аль-Джазиры» в репортаже из Львова на западе Украины.

    В течение последних нескольких недель Буча пережила ожесточенные бои и около месяца находилась под оккупацией русских, пока не была взята на этой неделе.

    «По словам мэра [погибшие] пытались бежать на территорию, удерживаемую Украиной, когда, по его словам, их просто расстреляли», — сказал Макбрайд.

    Он сказал, что Министерство обороны Украины обвинило Россию в убийствах мирных жителей в других городах.

    «[Министерство] говорит, что по мере того, как они продвигаются вперед, а русские отступают, они возвращают территорию, и это действительно выглядит так, что в таких местах, как Буча, и, может быть, в других городах может быть больше ужасные открытия, ожидающие своего открытия», — сказал Макбрайд.

    Дэвид ДеРочес, профессор Университета национальной обороны в Вашингтоне, сказал Al Jazeera, что преднамеренное убийство гражданских лиц является военным преступлением.

    «Установка мин-ловушек и установка мин являются явным нарушением законов ведения войны, а также преднамеренным нацеливанием на мирных жителей», — сказал он.

    Украинские силы также отбили город Бровары в 20 км к востоку от столицы, заявил мэр Игорь Сапожко в телеобращении в пятницу вечером.

    Related Posts

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *