Газета оракул когда стричь волосы в марте 2021 года: Лунный календарь стрижек на март 2022 года — благоприятные дни, когда можно стричь волосы по Оракулу и гороскопу

Лунный календарь стрижек на март 2021-го

Лунный календарь стрижек на март 2021-го

Календарь стрижек и окраски волос на март

Лунный календарь стрижек на март 2021 года поможет вам выбрать наиболее благоприятный день для стрижки или покраски волос. Лунный календарь основан на трех составляющих: лунная фаза (новолуние, полнолуние, растущая или убывающая Луна), знак зодиака, лунные сутки. Эти три фактора оказывают влияние на здоровье и рост волос.

Выбрав самый благоприятный день для стрижки, Вы сохраните свои положительные силы и избавитесь от всего отрицательного, обретете гармонию с собой и внешним миром.

Погода и здоровье

28 Февраля 20:50

Отметим, что растущая луна в первый месяц весны — с 14 по 27 марта 2021 года. Стрижка на растущей луне ускорит рост волос.

Убывающая луна с 1 по 12 марта и с 29 по 31 марта 2021 года. Стрижка в этот период замедлит рост волос и дольше сохранит форму прически.

Благоприятные дни для стрижки в марте 2021 года: 5, 17-19, 21, 23, 25, 29 марта. Именно в эти дни любые виды стрижек получатся крайне удачными, пойдут на пользу здоровью волос и принесут хорошее настроение. Стрижка в эти дни укрепит волосы, ускорит их рост и подарит прилив положительной энергии в жизни…

Даже те, кто скептически относится к предсказаниям Лунного календаря, не раз замечали, что стрижка, сделанная в неблагоприятные дни цикла, получается не такой удачной, а окрашивание держится намного меньше. Поэтому в феврале не стоит посещать салоны красоты в следующие числа: 9, 11, 12, 14, 31.

Но манипуляции с волосами не ограничиваются их укорачиванием!

Благоприятные дни для окраски волос в марте 2021 года: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 14, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 31 числа.

Благоприятные дни для маникюра, педикюра в марте 2021 года: 24, 25, 26, 27 числа.

Больше интересного в Telegram

  • Сегодня
  • Завтра
  • Четверг
  • Пятница

+11°

Винница

+11°

Луцк

+14°

Днепр

+12°

Донецк

+11°

Житомир

+13°

Ужгород

+14°

Запорожье

+14°

Ивано-Франковск

+12°

Киев

+14°

Кропивницкий

+13°

Севастополь

+12°

Симферополь

+11°

Луганск

+13°

Львов

+16°

Николаев

+17°

Одесса

+12°

Полтава

+11°

Ровно

+9°

Сумы

+12°

Тернополь

+10°

Харьков

+15°

Херсон

+12°

Хмельницкий

+13°

Черкассы

+11°

Чернигов

+14°

Черновцы

+8°. ..+15°

Винница

+7°…+15°

Винница

+7°…+16°

Винница

+8°…+14°

Луцк

+7°…+16°

Луцк

+8°…+17°

Луцк

+12°…+15°

Днепр

+10°…+14°

Днепр

+9°…+15°

Днепр

+10°…+13°

Донецк

+10°…+13°

Донецк

+8°…+11°

Донецк

+8°…+14°

Житомир

+7°…+14°

Житомир

+7°…+16°

Житомир

+10°…+16°

Ужгород

+9°…+17°

Ужгород

+10°…+18°

Ужгород

+12°…+15°

Запорожье

+10°…+15°

Запорожье

+9°…+15°

Запорожье

+9°…+14°

Ивано-Франковск

+6°…+11°

Ивано-Франковск

+9°…+12°

Ивано-Франковск

+10°…+14°

Киев

+8°…+13°

Киев

+7°…+15°

Киев

+11°…+15°

Кропивницкий

+9°…+15°

Кропивницкий

+8°…+16°

Кропивницкий

+12°…+19°

Севастополь

+11°…+17°

Севастополь

+9°. ..+15°

Севастополь

+10°…+17°

Симферополь

+10°…+16°

Симферополь

+7°…+14°

Симферополь

+10°…+12°

Луганск

+9°…+11°

Луганск

+8°…+10°

Луганск

+8°…+16°

Львов

+7°…+17°

Львов

+8°…+17°

Львов

+13°…+18°

Николаев

+11°…+18°

Николаев

+11°…+17°

Николаев

+12°…+20°

Одесса

+10°…+18°

Одесса

+10°…+17°

Одесса

+11°…+15°

Полтава

+9°…+12°

Полтава

+7°…+14°

Полтава

+8°…+13°

Ровно

+7°…+15°

Ровно

+8°…+17°

Ровно

+9°…+12°

Сумы

+7°…+11°

Сумы

+8°…+13°

Сумы

+9°…+15°

Тернополь

+7°…+16°

Тернополь

+8°…+17°

Тернополь

+9°…+13°

Харьков

+8°…+12°

Харьков

+8°…+12°

Харьков

+14°…+18°

Херсон

+12°. ..+18°

Херсон

+11°…+18°

Херсон

+8°…+15°

Хмельницкий

+7°…+15°

Хмельницкий

+7°…+17°

Хмельницкий

+11°…+15°

Черкассы

+8°…+13°

Черкассы

+7°…+15°

Черкассы

+9°…+13°

Чернигов

+8°…+13°

Чернигов

+6°…+13°

Чернигов

+9°…+15°

Черновцы

+8°…+12°

Черновцы

+9°…+11°

Черновцы

Предыдущая новость

27 Февраля 2021 09:15

Следующая новость

27 Февраля 2021 19:01

  • Обзор погодных условий в Украине на неделю: 17 – 23 октября 2022

    Игорь Кибальчич
    Синоптик

    Погода по Украине на завтра
    16 Октября 11:28

  • Игорь Кибальчич
    Синоптик

    Прогноз погоды в Украине на выходные: 15 – 16 октября 2022

    Погода по Украине на завтра
    14 Октября 13:40

  • Игорь Кибальчич
    Синоптик

    Происхождение кислорода в нашей атмосфере

    Интересные факты о погоде
    12 Октября 11:39

  • Игорь Кибальчич
    Синоптик

    Обзор погодных условий в Украине на неделю: 10 – 16 октября 2022

    Погода по Украине на завтра
    9 Октября 13:14

  • Игорь Кибальчич
    Синоптик

    Прогноз погоды в Украине на выходные: 8 – 9 октября 2022

    Погода по Украине на завтра
    7 Октября 11:04

Интересные факты о погоде

25 Октября 12:25

Погодные приметы

25 Октября 10:40

Интересные факты о погоде

25 Октября 09:12

  • ВИДЕО. Обстрелы мирных городов Украины русскими террористами

  • Знаки зодиака, которые не парятся

  • Проливные дожди в Австралии вызвали масштабные наводнения, эвакуацию и отключение электроэнергии

Погода в других регионах

Киев

+12°

Харьков

+10°

Одесса

+17°

Днепр

+14°

Донецк

+12°

Запорожье

+14°

Львов

+13°

Кривой Рог

+15°

Николаев

+16°

Мариуполь

+13°

Луганск

+11°

Винница

+11°

Херсон

+15°

Чернигов

+11°

Полтава

+12°

Черкассы

+13°

Хмельницкий

+12°

Черновцы

+14°

Житомир

+11°

Сумы

+9°

Все города

СТАРАЯ ВЕРСИЯМОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

ru

  • English
  • Русский
  • Українська

© Meteoprog. ua 2003-2022

Лунный календарь стрижек [сентябрь 2022] — благоприятные, удачные дни в сентябре 2022, когда можно стричь волосы по гороскопу

Сентябрь 2022 – удачные дни для стрижки по лунному календарю

Самые благоприятные дни для стрижки в сентябре 2022 года — это 5-е, 6-е, 7-е, 8-е, 14-е, 17-е, 27-е, 29-е числа месяца.

Особенно благосклонны ко всем парикмахерским манипуляциям звезды будут 5-го, 7-го и 27-го сентября 2022 года — можно сделать стрижку или запланировать на эти дни процедуры ухода и окрашивание. Все принесет отличные результаты: растущая Луна этому всячески способствует.

Вернуться к оглавлению

Сентябрь 2022 – неудачные даты для стрижки

Неблагоприятные дни для стрижки в сентябре 2022 года — 4-е, 11-е, 18-е числа. Визит в салон вряд ли вас порадует, считают астрологи. Более того, стрижка в эти даты, по мнению некоторых звездных экспертов, может спровоцировать проблемы со здоровьем и другие жизненные неприятности.

Вернуться к оглавлению

Если вы собрались обновить прическу в этом месяце, то лучшим решением будет подстелить соломки, заглянув в наш лунный календарь.

© Getty Images

Когда лучше предпринять окрашивание, а в какой день лучше сделать стрижку? Какое время будет оптимальным для процедур ухода за волосами? Ответы на эти вопросы найдутся в нашем лунном календаре стрижек на сентябрь 2022 года.
































Дата, день недели

Лунный день

Луна в знаке зодиака

Развернутый комментарий

1 сентября 2022, чт.

5-й, 6-й лунные дни

Растущая Луна в Скорпионе

Удачный день для простой стрижки и процедур, обеспечивающих волосам дополнительное питание. Окрашивание лучше отложить.

2 сентября 2022, пт.

6-й, 7-й лунные дни

Растущая Луна в Скорпионе

Сегодня рекомендуется выбрать оздоровление волос, а стрижку и окрашивание стоит перенести на другой день.

3 сентября 2022, сб.

7-й, 8-й лунные дни

Растущая Луна в Скорпионе

Стрижка, окрашивание или уход за волосами — что бы вы ни выбрали, результат будет хорошим.

4 сентября 2022, вс.

8-й, 9-й лунные дни

Растущая Луна в Стрельце

Звезды не рекомендуют проводить в этот день никаких манипуляций с волосами.

5 сентября 2022, пн.

9-й, 10-й лунные дни

Растущая Луна в Стрельце

Вас ждет стопроцентный успех, что бы вы ни предприняли — стрижку, окрашивание или оздоровительные процедуры для волос.

6 сентября 2022, вт.

10-й,11-й лунные дни

Растущая Луна в Козероге

День отлично подходит для тонирования, окрашивания в натуральные оттенки и закрашивания седины. Стрижку и уход с учетом расположения небесных светил лучше перенести.

7 сентября 2022, ср.

11-й, 12-й лунные дни

Растущая Луна в Козероге

Скажите да экспериментам! Будь то яркое окрашивание или необычная стрижка, результаты превзойдут самые смелые ожидания. Уход за волосами также принесет роскошные плоды.

8 сентября 2022, чт.

12-й, 13-й лунные дни

Растущая Луна в Водолее

Проблем не будет ни со стрижкой, ни с окрашиванием, ни с процедурами ухода.

9 сентября 2022, пт.

13-й, 14-й лунные дни

Растущая Луна в Водолее

Сегодня не рекомендуется стричь волосы и делать окрашивание, а вот домашние натуральные маски пойдут локонам на пользу.

10 сентября 2022, сб.

14-й, 15-й лунные дни

Растущая Луна в Рыбах

Посетить салон красоты стоит только ради укрепляющих процедур; все остальные манипуляции с волосами под звездным запретом.

11 сентября 2022, вс.

15-й, 16-й лунные дни

Убывающая Луна в Рыбах

Если хотите сохранить волосы здоровыми и красивыми, лучше сегодня их не трогайте.

12 сентября 2022, пн.

16-й, 17-й лунные дни

Убывающая Луна в Овне

Удачно пройдет тонирование или окрашивание в природные оттенки натуральными красителями. Домашний уход также будет эффективен. А вот стрижку сегодня, судя по звездам, делать нельзя.

13 сентября 2022, вт.

17-й, 18-й лунные дни

Убывающая Луна в Овне

Стрижка и стойкое окрашивание не рекомендуются. Зато хорошую службу сослужат массаж головы и процедуры ухода за волосами.

14 сентября 2022, ср.

18-й, 19-й лунные дни

Убывающая Луна в Тельце

Благотворно скажется на качестве волос стрижка. Не менее приятые результаты принесут осветление прядей и закрашивание седины. Полезен будет и домашний уход.

15 сентября 2022, чт.

19-й, 20-й лунные дни

Убывающая Луна в Тельце

Окрашивание и уход пройдут неплохо, но на стрижку больших надежд возлагать не стоит.

16 сентября 2022, пт.

20-й, 21-й лунные дни

Убывающая Луна в Близнецах

Откажитесь от стойкого окрашивания или новой стрижки. Если в этот день идти в салон, то исключительно за профессиональным уходом.

17 сентября 2022, сб.

21-й, 22-й лунные дни

Убывающая Луна в Близнецах

Можно смело планировать стрижку, окрашивание и оздоравливающие процедуры для волос.

18 сентября 2022, вс.

22-й, 23-й лунные дни

Третья четверть в Близнецах

Стричь и окрашивать волосы не рекомендуется. Уход также не принесет волосам должной пользы.

19 сентября 2022, пн.

23-й, 24-й лунные дни

Убывающая Луна в Раке

Окрашивание натуральными красками и уход не возбраняются, а вот стрижка скажется на волосах не лучшим образом.

20 сентября 2022, вт.

24-й, 25-й лунные дни

Убывающая Луна в Раке

Звезды рекомендуют обновить стрижку или слегка подровнять кончики. Красить волосы советуют только в темные оттенки. Для сухих волос показаны оздоровительные процедуры.

21 сентября 2022, ср.

25-й лунный день

Убывающая Луна во Льве

Хороший эффект дадут окрашивание и тонирование, а также уход за локонами. От стрижки звезды советуют воздержаться.

22 сентября 2022, чт.

25-й, 26-й лунные дни

Убывающая Луна во Льве

Стричь волосы в этот день будет полезно только тем, кто хочет замедлить их рост. Хорошие результаты дадут окрашивание в натуральные оттенки и процедуры ухода.

23 сентября 2022, пт.

26-й, 27-й лунные дни

Убывающая Луна во Льве

Звезды разрешают делать любые новые стрижки и кардинально менять цвет волос. Рекомендуются также оздоровительные процедуры для локонов.

24 сентября 2022, сб.

27-й, 28-й лунные дни

Убывающая Луна в Деве

Порадовать обещают простые стрижки и окрашивание в природные оттенки. Процедуры ухода могут дать двойной эффект.

25 сентября 2022, вс.

28-й, 29-й лунные дни

Убывающая Луна в Деве

Если вы давно мечтали о короткой стрижке, сегодня для этого оптимальный день. Окрашиванию лучше предпочесть тонирование — в оздоровительных целях.

26 сентября 2022, пн.

29-й, 1-й, 2-й лунные дни

Новая Луна в Весах

Перенесите стрижку и яркое окрашивание на будущее. Посвятите день домашнему уходу: маски и целебные отвары придутся как нельзя более кстати.

27 сентября 2022, вт.

2-й, 3-й лунные дни

Растущая Луна в Весах

Сегодня можно и нужно заниматься волосами: делать стрижку, окрашивание и ухаживающие процедуры.

28 сентября 2022, ср.

3-й, 4-й лунные дни

Растущая Луна в Весах

Заметный положительный эффект в этот день дадут процедуры ухода за волосами, чего не скажешь о стрижке и окрашивании.

29 сентября 2022, чт.

4-й, 5-й лунные дни

Растущая Луна в Скорпионе

Удачным будет легкое обновление прически, например филировка кончиков или тонирование прядей. Питательный уход значительно улучшит качество волос.

30 сентября 2022, пт.

5-й, 6-й лунные дни

Растущая Луна в Скорпионе

Звезды отговаривают от стрижки, а вот окрашиванию и процедурам ухода за волосами дают зеленый свет.

Вернуться к оглавлению

Гороскоп красоты на сентябрь 2022 года: стрижки для всех знаков зодиака

© Getty Images

Доверять гороскопам или нет, каждый решает сам. Но почему бы лишний раз не подстраховаться? Ниже вас ждет подробный гороскоп стрижек на сентябрь 2022 года для всех знаков зодиака.

Водные знаки: Рыбы, Рак, Скорпион

Рыбам самое время задуматься о смене образа. Новая стрижка или интересное окрашивание принесет массу положительных эмоций. В палитре красок Garnier Color Sensation вы точно подберете потрясающий оттенок.

Для Раков начало осени — удачное время для того, чтобы решиться на перемены во внешности. Возможно, вы уже созрели для каре или экстремального пикси?

Если верить звездам, то Скорпионам лучше воздержаться от экспериментов с имиджем. Рекомендуется сделать упор на восстановлении и оздоровлении волос. Средства линейки All Soft от Redken напитают локоны и подарят им здоровый блеск.

Огненные знаки: Овен, Лев, Стрелец

Овны в сентябре почувствуют жажду перемен. Однако к выбору новой стрижки надо будет подойти с большой осторожностью. Для начала попробуйте немного подровнять кончики и обновить оттенок.

Львам, наоборот, показаны радикальные изменения во внешности. Даешь новую неожиданную стрижку! Если вы не готовы к кардинальной смене образа, начните с укладок — не бойтесь делать непривычные для себя прически — спрей Tecni.Art Air Fix Pure отL’Oréal Professionnel надежно зафиксирует любую.

Стрельцы могут смело следовать трендам. Судя по звездному раскладу, любые ультрамодные прически будут смотреться на вас сногсшибательно. Яркое окрашивание или актуальная стрижка — выбирайте!

Знаки земли: Телец, Дева, Козерог

Тельцам в этом месяце нужно расслабиться и восстановить силы. Делать сейчас стрижку и окрашивание — не лучшее решение. Посетите салон красоты в оздоровительных целях: массаж головы или процедуры ухода точно пройдут с пользой.

Девам показано окрашивание в натуральные оттенки или тонирование. Присмотритесь к палитре красок Excellence Crème: ее благородные природные оттенки выглядят очень привлекательно.

Звезды обещают Козерогам многообещающий эффект от ухаживающих процедур. Советуем обратиться к опытным специалистам: в салоне вашим волосам подберут оптимальный профессиональный уход.

Знаки воздуха: Близнецы, Весы, Водолей

В сентябре у Близнецов есть все шансы найти своего стилиста. Останется лишь прислушаться к его советам — и ваш имидж волшебным образом преобразится.

Если Весы запланировали в сентябре смелое и яркое окрашивание, то звезды вас в этом всячески поддержат. В серии красок Garnier Color Sensation The Vivids представлены очень необычные оттенки, которые просто не могут не понравиться.

Водолеям стоит чаще примерять новые укладки: это прекрасно поднимает настроение. Не обязательно ждать праздника, чтобы сделать красивую прическу, — в будни тоже можно выглядеть нарядно!

Вернуться к оглавлению

Оракул нашего беспокойства | Сара Черчвелл

1.

В марте 2020 года письмо, предположительно написанное Ф. Скоттом Фицджеральдом во время «помещения на карантин в 1920 году на юге Франции во время вспышки испанского гриппа», было распространено в социальных сетях и быстро стало вирусным, что вполне уместно. Он начинается с описания «прозрачного, тоскливого дня, подвешенного, как в корзине, к единственной тусклой звезде», а затем вздыхает, что это

Ф. Скотт Фицджеральд, Зельда Фицджеральд и их дочь Фрэнсис, Пэрис, 19 лет.25

важно избегать общественных мест. Даже прутья, как я сказал Хемингуэю, да к тому же он ударил меня кулаком в живот, на что я спросил, помыл ли он руки. У него не было. Он гораздо отрицательнее этого. Да ведь он считает вирус просто гриппом.

Подозрительно злободневное и нарочито неуклюжее письмо подделывало дискурс пандемии в первые месяцы 2020 года. Его автор даже назвал его пародией, но ложь облетела мир раньше, чем правда надела сапоги, как Марк Твен никогда не говорил.

На самом деле, Фитцджеральд почти не упоминал об испанском гриппе в своих работах, как и большинство его современников, хотя он унес жизни гораздо больше американцев, чем Великая война, и он сам заразился им. Его случай был легким, он заразился в 1919 году во время последней из трех первичных волн гриппа; он заставил Энтони Патча пережить аналогичный бой в The Beautiful and Damned для всех трех предложений. Но шутка подделки была потеряна для тысяч тех, кто поддался самому предположению, что это была пародия: а именно, что Скотт Фицджеральд всегда говорит от имени бурных двадцатых и что история циклична.

Непреходящая мистика 1920-х годов придала своему столетию особый ностальгический шарм. Хотя в пантеоне двадцатых есть и другие легендарные фигуры — Хемингуэй, пьющий хорошее кагор в парижских кафе, Дороти Паркер, остроумно болтающая над цветками джина в «Алгонкине», Гертруда Стайн, раздающая коаны и водку на улице Флерюс, — он остается его вестник до такой степени, что смутил бы его и обрадовал в равной мере. В частности, «Великий Гэтсби» с его желтой музыкой для коктейлей, голубыми садами и бокалами для шампанского размером больше чаши для пальцев служит отражением нашей коллективной идеи эпохи джаза. Во всем мире новогодние гала-концерты в стиле Гэтсби приветствовали 2020 год: дома от Лондона до Мельбурна, от Атланты до Сан-Франциско сияли, чтобы принять тысячу гостей.

Но эта карикатура на Фицджеральда как легкомысленного и неизменно восторженного затемняет бодрящую кислотность его сатиры и хладнокровие его ума. Волшебные термины, в которых Фицджеральд изображал современную Америку, до сих пор не позволяют нам понять, насколько едко он ее судил. «Это был век сатиры», — писал он, и все же мы полагаем, что писатель, который одновременно воплощал век джаза и определял сатиру как ее неотъемлемую черту, никогда не использовал ее сам. Сардонический юмор Фицджеральда и его тревога — ощущение, что «жизнь по сути является обманом, а ее условия — обманом», как он позже писал, — придают его лучшим работам моральный реализм и серьезность, обосновывая взлеты его прозы. Все эти новогодние тусовщики, кажется, забыли, что веселье заканчивается смертью Гэтсби в бассейне, непристойным словом, нацарапанным на крыльце его нелепого дома. Gatsby — это поучительная история о последствиях неправильного толкования истории, в то время как его вечеринки изображают общество, выходящее из-под контроля. Эпоха джаза плохо кончается в романе, который должен звучать так весело.

И все же все началось не очень хорошо. Мы должны заново взглянуть на 1920 год не потому, что столетние юбилеи обладают волшебными свойствами, а потому, что исключительно чувствительное внутреннее ухо Фицджеральда помогло ему заметить, раньше почти всех, когда Америка начала терять равновесие — и назвал это головокружение «джазом». Джаз связан со сленгом, означающим «бодрствование», в его самых ранних записях используется значение живости так же часто, как и музыка. 1 Джаз вскоре стал настолько семантически переменчивым, что к 1915 году он обозначал изменчивость как таковую; вскоре это стало символом неправильного правления. Непредсказуемость была джазом, как они сказали бы: когда Эйнштейн опроверг ньютоновские законы гравитации, он, как говорили, открыл «молекулу джаза».

В «Эхо эпохи джаза», эссе 1931 года о десятилетии, которое только что «упало эффектной смертью» в конце 1929 года, Фицджеральд вспоминал, что добился раннего успеха просто потому, что сказал своим современникам, «что он чувствовал то же, что и они». , что нужно что-то делать со всей нервной энергией, накопленной и не израсходованной на войне». Джаз, добавил он, был этой энергией; это было «связано с состоянием нервного возбуждения, мало чем отличающимся от состояния больших городов в тылу войны». Это состояние, которое читатели, неожиданно оказавшиеся в нашем собственном возрасте беспокойства из-за глобальной пандемии, могут внезапно лучше понять. Джазовый дух в 1920 не было беззаботным: это была истерия близкого промаха, чрезмерная реакция на пережитое бедствие, общество, сходящее с ума, потому что оно не знало, куда еще идти.

Реклама

2.

В начале 1920-х годов никто не слышал о Ф. Скотте Фицджеральде, и ярлык «Ревущие двадцатые» не приклеивался примерно до 1924 года (первоначально он описывал молодых людей, наслаждающихся «ревущими двадцатыми»). », прежде чем успокоиться). Но даже в то время американцы думали, что вступают в «века джаза». «Эпоха джаза» распространялась «как грипп», «музыкальный вирус» распространялся по всей стране от Канзаса («этот дикий век джаза») до Миссури («этот век джаза и мерзостей») и до Алабамы («мы жить в эпоху джаза»). Редакционная статья из Небраски была утешена «в этот век джаза» местной старомодной орфографической пчелой, предполагая, что «молодое поколение не пойдет к чертям собачьим». Священник в Филадельфии поддержал жалобу: американцы жили в «эпохе джаза», «эпохе, когда все идет своим чередом, — добавил он, — с джазом в атмосфере и даже с джазовой моральной структурой». Консервативная белая Америка считала джаз глубоко опасным, не в последнюю очередь из-за его расово закодированных проявлений дикости, насилия и вседозволенности: они называли его «джангл-джазом». По воспоминаниям Фицджеральда, слово «джаз» — возможно, родственное слову «джизм», хотя никто точно не знает, — в первую очередь означало секс, еще до того, как оно стало означать музыку. 2

Зная, что Фицджеральд приписывал это «состояние нервной стимуляции» Первой мировой войне, мы все же упускаем из виду его точку зрения: нервная энергия Америки была «неизрасходована» войной (его поколение, писал он, «видело смерть впереди, и были отсрочены»), нация пыталась приспособиться. Между тем, пандемия гриппа только что закончилась, унеся жизни почти 700 000 американцев, которая пошла на убыль только осенью 1919 года. Газеты сообщали статистику за первые месяцы 1920 года: «27 000 новых случаев гриппа в 23 штатах за неделю», — гласил нервный заголовок. После трех волн эпидемии все ждали признаков четвертой. В то же время Конгресс принял восемнадцатую и девятнадцатую поправки, которые вступят в силу в 19 г.20 и переключать пути нации в разных политических направлениях, одно в сторону нативистского авторитаризма (сухой закон), другое в сторону либерального плюрализма (избирательное право женщин).

Бум еще не начался: в начале 1920-х годов США вступили в острую дефляционную рецессию, продолжавшуюся восемнадцать месяцев. В 1919 году трудовые и расовые волнения, а также политическая неопределенность спровоцировали беспорядки и так называемое Красное лето, которое привело к драконовским репрессиям, завершившимся рейдами Палмера 19 января.20, в ходе которого было арестовано не менее трех тысяч человек, почти все из которых были иммигрантами, обвиненными в левых взглядах. Статьи с такими заголовками, как «Рейды загоняют «красных» в прикрытие» на первых полосах газет Херста, сообщали, что сотни «инопланетян» и «радикалов» были без промедления депортированы , под шапкой с надписью «Америка прежде всего!» Этот лозунг доминировал в президентской кампании 1916 года, помог убедить Америку проголосовать против вступления в Лигу Наций и оставался настолько популярным, что Уоррен Дж. Хардинг приехал на нем в Белый дом 19 ноября.20.

Группы, проголосовавшие за «Америка прежде всего», во многом совпадали с теми, кто поддерживал сухой закон: националистически настроенные белые американцы-протестанты стремились криминализировать обычаи, которые они считали подозрительно чужеродными, городскими и декадентскими, связывая алкоголь, в частности, с новыми ирландскими, итальянскими и немецкие иммигранты. Гарлемский ренессанс вот-вот должен был расцвести, но Ку-клукс-клан собрался, готовый сжечь черную Америку дотла. Судьба Америки больше не была очевидной, что вызывало широкое беспокойство по поводу того, какую форму она примет. Джаз дал слово всем этим волнениям.

Как раз в то время, когда идея «эпохи джаза» распространялась по стране, двадцатичетырехлетний писатель с огромными амбициями набирал обороты. Большую часть 1919 года Фицджеральд изо всех сил пытался продать какие-либо рассказы, но по мере того, как шло десятилетие, рушилось и его состояние. The Saturday Evening Post , самый популярный журнал страны, начал покупать его художественную литературу, как и The Smart Set , литературный периодический журнал, издаваемый Х. Л. Менкеном и Джорджем Джин Натаном, самыми влиятельными законодателями моды той эпохи. Между осенью 1919 сентября и летом 1920 года Фицджеральд опубликовал шестнадцать рассказов в общенациональных изданиях, три из которых были раскуплены Голливудом и превратились в немые «картинки», выпущенные в течение года; большинство из них высмеивали современную Америку. Одна из его первых книг, «Dalyrimple Goes Wrong», опубликованная в феврале 1920 года, высмеивает американскую историю успеха рассказом о взломщике домов, который становится сенатором штата. Как и Джей Гэтсби после него, Далиримпл — ветеран, который обращается к преступникам, когда ему отказывают в возможности в послевоенной Америке. Большинство молодых героев Фицджеральда высмеивали общепринятую мораль; героиня «Благословения», также опубликованного в феврале того же года, размышляет о прелюбодеянии и обсуждает противозачаточные средства со своим братом-монахом, говоря ему, что «теперь все говорят обо всем». Это были дерзкие рассказы, провокационно спрашивавшие, готова ли Америка к джазу.

Ответ на этот вопрос был дан публикацией первого романа Фицджеральда в марте 1920 года . Для его современников это был По эту сторону рая , , а не Великий Гэтсби , это был типичный джазовый роман, рваный и спонтанный, юношеский и напористый, иконоборческий, хаотичный, досадный. Будучи одновременно портретом артиста и культурным свидетельством, он вызвал отклик у молодого поколения, которое, возможно, и шло к собакам, а может и нет, но определенно шло к джазу. Свидетельствуя о социальной революции, демонстративно нарушая табу, книга говорила на сленге голосом, который ее юные читатели мгновенно узнавали. Эстетически это было подрывно, смешивая жанры и стили, в том числе пьесы и стихи, головокружительно переходя от социальной комедии к метафизической трагедии, разбросанной шутливыми редакционными заголовками («Все еще алкоголик», «Маленький человек получает свое»).

Advertisement

Первым читателям роман показался экспериментально-модернистским, таким же диссонирующим, как Стравинский, таким же фрагментарным, как Пикассо, «наполненным молодостью и джазом», «удивительным и освежающим», произведением «безошибочно и поистине замечательным многообещающим». что «несет на себе отпечаток… гениальности». Так огромна была молва, что этот первый роман неизвестного писателя выдержал три издания за три недели; Сообщается, что после визита в США принц Уэльский рекомендовал его своим друзьям. К 1921, она выдержала двенадцать изданий, и Скотт Фицджеральд стал, как он сказал несколько ошеломленно, «своего рода оракулом» для Америки эпохи джаза. 3

Главный герой романа Эмори Блейн, иронизированное альтер-эго, презирает лицемерие поколения своих родителей; колеблясь между цинизмом и идеализмом, ища амбиции, достойные его неопределенных устремлений, он формулирует выбор, который позже сделает Гэтсби: «Если человек не может быть великим художником или великим солдатом, лучше всего стать великим преступником. ” Амори и его друзья экспериментируют с сексом, высмеивают Сухой закон и принимают радикальные идеи, такие как психоанализ, атеизм и социализм. Отвергая общество, определяемое грубым материализмом и безудержным капитализмом, Амори объявляет социализм «единственной известной мне панацеей. Я беспокойный. Все мое поколение беспокойно».

На самом деле Эмори — социалист из учебника шампанского, как и сам Фицджеральд, чьи симпатии к марксизму были в лучшем случае ограничены, хотя он всегда отождествлял себя с «тлеющей ненавистью крестьянина» к богатым. Фицджеральд видел, на что способны деньги, но никогда не путал их со смыслом. «Деньги — не единственный стимул, который выявляет лучшее, что есть в человеке, даже в Америке», — настаивает Эмори. Его половинчатая поддержка социализма, как писал Эдмунд Уилсон, является «жестом неопределенного бунта» против «устаревших систем». Роман заканчивается строками, которые мгновенно стали знаменитыми, его герой обозревает «новое поколение, более чем предыдущее, посвятившее себя страху перед бедностью и преклонению перед успехом; вырос, чтобы найти всех богов мертвыми, все войны велись, всякая вера в человека поколеблена». Фицджеральд нашел свою тему: моральные заблуждения современной Америки.

Однако не По эту сторону Рая «первая большая почта» Фицджеральда была доставлена; это произошло, сказал он, когда он получил «сотни и сотни писем с рассказом о девушке, которая подстриглась». Хотя танцовщица Айрин Кастл способствовала популяризации коротких стрижек, и их привлекательность росла по мере того, как женщины присоединялись к военным усилиям, когда в мае 1920 года появилась песня «Bernice Bobs Her Hair», стриженые волосы все еще были выбором отступников в маленьких городках Америки. История сатирически переворачивает сцену в Маленькие женщины , когда Джо жертвует своей «единственной красавицей», благородно подстригая волосы, чтобы оплатить путешествие своей матери, чтобы спасти их больного отца. Современные девушки Фицджеральда категорически отвергают такие патриархальные идеалы викторианской сыновней почтительности. — О, пожалуйста, не цитируйте «Маленьких женщин»! популярная Марджори огрызается на свою старомодную кузину Бернис. «Это не в стиле… Какая современная девушка могла бы жить, как эти глупые женщины?» В то время как главный урок, который должны усвоить маленькие женщины Олкотт, состоит в том, чтобы подавить свою ярость, «Бернис» — это высвобождение женского гнева. Марджори и Бернис не преданные сестры, а соперницы; когда популярность Бернис угрожает затмить популярность Марджори, она вынуждает Бернис пройти через открытое намерение подстричься, называя ее блефом. Публично пристыженная, Бернис мстит, украдкой отрезая длинные светлые локоны Марджори, пока она спит, прежде чем убежать, дико смеясь, в ночь.

«Бернис качает волосы» была отвергнута как история о мелком женском нарциссизме, но в решении Бернис есть мужество противостоять общественному вызову. Вызов Марджори — это брошенная перчатка, и Бернис проходит «высшую проверку своего спортивного мастерства». Фицджеральд показывает нам рождение хлопушки: застенчивой, часто тщеславной, но хорошей спортсменкой и женщиной слова. Это Джейн Остин с ножами — или ножницами — комедия манер, переходящая в дуэль. Недаром Фицджеральд пишет, что Бернис «скальпировала» Марджори в конце рассказа, развивая более ранний намек на то, что в Бернис может быть индейская кровь. Сегодня эта деталь смущает читателей, но для поколения Фицджеральда это был стандартный образ дикости, сатирически примененный к избалованной дебютантке. Он хотел сказать, что Бернис нашла в себе свирепость и свободу.

3.

В ожидании публикации « По эту сторону рая » Фитцджеральд закончил «довольно чудесный послевоенный рассказ», вероятно, вытащенный из заброшенного второго романа. Оно было длинным, бессвязным и довольно мрачным; ни один из коммерческих сликов не принял бы его, но Smart Set опубликовал его в июле 1920 года. 1919 года, которые «произвели на него большое впечатление». «В жизни они не были связаны между собой», — объяснил он, пересматривая историю в 1922, «за исключением всеобщей истерии той весны, которая открыла Эпоху Джаза», но в воображении Фицджеральда они слились в одну историю. Для него именно первомайские беспорядки 1919 года «открыли» эпоху джаза: не вечеринки или музыка, джин для ванны или быстро развивающийся фондовый рынок, а насилие классового конфликта.

В начале 1919 года Фицджеральд жил в Нью-Йорке, разоренный и близкий к отчаянию, опасаясь профессиональной неудачи, в то время как его богатые друзья по колледжу собирались на щедрые котильоны в Delmonico’s, эксклюзивном ресторане элиты Золотого века, или на «пышных и жидких вечеринках в саду». ». Даже когда он «напивался с принстонцами в баре Билтмор», позже вспоминал Фицджеральд, «меня всегда преследовала моя другая жизнь», «мои потрепанные костюмы, моя бедность». Той весной, в одну из суббот, Фицджеральд сильно напился вместе с богатым другом во время танцев в Delmonico’s. Они повесили таблички из гардероба себе на шею, представляя друг друга как мистер Входящий и мистер Выходящий, прежде чем отправиться в круглосуточный ресторан Чайлда на 59-й улице.th Street, где Фицджеральд пытался объяснить, что Columbus Circle на самом деле не изгибается, а только кажется, что он изгибается, потому что он пьян. Они закончили завтракать в Билтморе, разбив бутылки из-под шампанского воскресным утром на глазах у испуганных прихожан.

Даже когда Фицджеральд наслаждался таким глупым развратом, бессмысленное насилие и конфликты из-за неравенства и «американизма» заполонили новости. В конце апреля парады вернувшихся солдат прошли по Пятой авеню мимо трибун под аплодисменты собравшихся толп; бармен в Delmonico’s, наблюдавший за происходящим из одного из окон ресторана наверху, упал и сломал себе череп, попав на первые полосы национальных новостей. 1 мая в городах Америки вернувшиеся ветераны напали на социалистические группы, прославляющие большевистскую революцию; в Нью-Йорке были обнаружены самодельные бомбы, адресованные политикам, а тысячи военнослужащих бродили по улицам в поисках «красных» и совершали набеги на места встреч, в том числе на офисы социалистической газеты9. 0013 Звонок , , где мужчина прыгнул на двадцать пять футов из окна, спасаясь от толпы. Неделю спустя Джеймс Риз Европа, самый известный джазовый музыкант Америки, был зарезан собственным барабанщиком в закулисной ссоре. Страстный сторонник того, чтобы афроамериканцы играли свою собственную музыку, Европа была первой, кто принес синкопированные ритмы в Карнеги-холл в 1912 году, прежде чем устроить «Прогулку по замку», которая сделала фокстрот национальной манией. Фицджеральд видел, как Ирэн Кастл и ее муж Вернон исполняли ее в 1913 лет и, возможно, танцевал с Оркестром европейского общества в Delmonico’s.

«Первомай» объединяет все эти бурные события в ярмарку тщеславия эпохи джаза, когда небольшая группа персонажей вращается вокруг танца в «Дельмонико», их движения символизируют неистовое движение послевоенной Америки, города, приносящего могущественных и бессильных в опасную близость. Он начинается пародийно-героическим шествием вернувшихся солдат, марширующих по «главной дороге» «великого города народа-завоевателя», куда стекаются купцы в поисках «грядущего процветания, воспетого писцами», и заканчивается молодой художник стреляет в себя. В 1920, самоубийство подразумевается, когда владелец магазина продает оружие, потому что «дело и так плохо, Бог знает!», завершая рассказ о крахе экономики, с которого он начинается.

«Первомай» изображает бездушное общество, в котором дети элиты щеголяют своим богатством в ресторане в нескольких кварталах к северу от особняка Дж. П. Моргана, в то время как оборванные солдаты бродят по улицам в поисках выпивки. Это рассказ о привилегиях и лишениях, титулованных аристократах и ​​их неосторожном вреде — мотивы Gatsby в гораздо более явном виде. Ни один из персонажей не является приятным, и ни один из них не заканчивается хорошо: богатый и бедный, художник и обыватель, капиталист и социалист, военнослужащий и пацифист — все врезаются друг в друга на улицах городской Америки. История разбита на неровные фрагменты, ее тональные диссонансы перекликаются с «нелепым» обществом, которое она изображает, монтаж страха и безумия в ускоренном рэгтайме.

У Дельмонико богатые юноши порхают «как величавые черные мотыльки» среди надушенных дебютанток; честолюбивый художник, губящий себя пьянством и грязными делами, надеется, что его богатые друзья спасут его; двое солдат пробираются с улицы, пытаясь выклянчить спиртное. Снаружи весь день собиралась толпа, и «жестикулирующий маленький еврей» подвергся нападению за вопрос: «Что ты получил от войны? Смотри, Арунджа, смотри, Арунджа! Вы богаты?… Кому это досталось, кроме Дж. П. Моргана и Джона Д. Рокфеллера?»

Фицджеральд не был изолирован от ударов током жизни эпохи джаза; то, что он тоже иногда трясся от них, видно из этого злобного современного стереотипа о социалистическом еврее. Точно так же два его солдата являются «дегенеративными» представителями низшего класса, «уродливыми, плохо питающимися, лишенными всего, кроме самой низкой формы интеллекта». Литературный натурализм, который Фицджеральд применяет в «Первомайском дне», получившем в то время много аплодисментов, слился с популярными евгенистскими идеями биологического детерминизма, одобренными в таких книгах, как «9» Т. Лотропа Стоддарда.0013 Прилив цвета , опубликованный через месяц после того, как Фицджеральд закончил «Первомай», и слегка замаскированный под книгу, которую Том Бьюкенен рекомендует в начале Гэтсби.

Кульминация наступает, когда дебютантка покидает Delmonico’s, чтобы навестить своего брата в близлежащем офисе Trumpet , «радикального еженедельника». Она формулирует для него тему Фицджеральда, замечая: «Кажется — нелепо, не так ли? — я нахожусь на такой вечеринке, а ты здесь работаешь на вещь, которая сделает такую ​​вечеринку невозможной когда-либо. больше, если ваши идеи сработают». Но в этой истории социализм не предлагает панацеи; ее брат «безумно» пытается «влить в газетные колонки новейшие лекарства от неизлечимых зол». Во время ее визита толпа солдат, в том числе двое из Дельмонико, врывается в 9-й дом.0013 Офис Трубы ; одного выбрасывает в окно, и он падает с тридцати пяти футов, «раскалывая себе череп, как треснувший кокосовый орех».

Вернувшись к Дельмонико, двое богатых молодых мужчин из Йельского университета, заметно пьяные, повесили на шею знаки гардероба и едут в лифте как «мистер Блэк». В» и «г. Out», изображение, сочетающее социальные иерархии с темой включения и исключения. «Устремленные к небу», они требуют все больших высот в пародии на бездумное честолюбие и высокомерие богатства:

— Любой этаж, — сказал мистер Ин.

— Верхний этаж, — сказал мистер Аут.

— Это верхний этаж, — сказал лифтер.

«Положите еще один пол», — сказал мистер Аут.

«Выше», — сказал г-н Ин.

— Небеса, — сказал мистер Аут.

Они идут вверх, как Джей Гэтсби карабкался в поисках несравненного чуда, в то время как американцы увлеклись сидением на флагштоках, которое закончилось, когда все рухнуло в 1929. Настроение «Первомая» — пьяная галлюцинация, но оно предвидит грядущую бессмысленную эскалацию, нацию, которая все выше и выше, но никуда не денется.

После танцев Фицджеральд отправляет большинство своих персонажей в ресторан Чайлда, где его собственная пьяная память послужила метафорой национального разочарования: бессмертного Кристофера, странным и сверхъестественным образом смешиваясь с угасающим желтым электрическим светом внутри.

За пять лет до Гэтсби , Фицджеральд уже мог видеть тусклые надежды колониального нового мира, идеалистические рассветы, сливающиеся с искусственным светом, обещающие раствориться в «сверхъестественном» блеске современной Америки.

«Эпоха джаза закончилась, — писал Фитцджеральд своему редактору Максу Перкинсу в 1931 году. фондового рынка в 1929 году — почти ровно одно десятилетие». Перкинс согласился, побудив Фицджеральда расширить наблюдения, что привело его к написанию «Эха эпохи джаза». Концу эпохи уделялось огромное внимание, а тем более ее началу: именно после того, как «полиция разогнала демобилизованных деревенских парней, глазеющих на ораторов на Мэдисон-сквер», вспоминал Фицджеральд, американцы начали думать, что если « бизнесмены оказали такое влияние на правительство, тогда, может быть, мы все-таки начали войну из-за кредитов J.P. Morgan». Для него все началось с насилия над финансовым империализмом, политикой и неравенством, возмущения тем, что богатые наживаются на уничтожении бедных.

«Первомай», как и Гэтсби , изображает больное общество. Однако даже первые читатели Gatsby ошибочно приняли духовное недомогание, которое диагностировал Фицджеральд, за другое заболевание. «К сожалению, картина в «Великом Гэтсби» не преувеличена», — заметил один рецензент. «Вирус джаза с нами… [в] том, что мы с удовольствием называем современной цивилизацией». Но Гэтсби показывает, что Америка страдает не столько от вирусной современности, сколько от морального рака, который дает метастазы и который она продолжает неправильно диагностировать. Ностальгия, происходящая от греческого термина, означающего «тоска по дому», долгое время считалась медицинской формой безумия, которое могло оказаться фатальным. Именно с этим смыслом вырос Фицджеральд, но к 19 годам20 ностальгия начала выражать сентиментальную тоску по потерянному времени. Фицджеральд стал американским поэтом-лауреатом ностальгии, потому что он понимал ее опасности, а также ее очарование: ностальгия хочет фальсифицировать прошлое, тогда как история пытается его прояснить. Гэтсби, символический американец, разрушен ностальгией, его мечты о восстановлении рая разрушены «жестокой злобой» плутократической власти Тома Бьюкенена. Неизлечимая вера Гэтсби в ложное обещание обновления: «Невозможно повторить прошлое? Конечно, вы можете!» — это Америка. Подобно Гэтсби, мы хотим восстановить какое-то представление о себе, которое мы потеряли, вернуться в прошлое и найти там нетронутой собственную невинность. «Необычайный дар надежды» Гэтсби принадлежит нам и гарантирует, что мы продолжаем умышленно забывать о том, что его великие устремления потерпели крах.

Таинственный древний город, переписывающий историю Китая

СЫЧУАНЬ, Юго-Западный Китай — Сюй Фейхун последние десять лет работал на археологических раскопках по всему Китаю. Но его последняя раскопка не похожа ни на что из того, что он испытал.

Каждое утро 31-летний мужчина начинает свою смену, ныряя внутрь гигантского стеклянного купола с кондиционером. Он надевает полностью защитный костюм, хирургические перчатки и маску для лица. Затем он ложится плашмя на деревянную доску и медленно лебедкой спускается в глубокую яму.

Археолог потратил недели на раскопки, вися в горизонтальном положении в нескольких дюймах над землей — как будто он пародирует Тома Круза в «Миссия невыполнима». Тщательно продуманные меры предосторожности гарантируют, что ничто — даже случайный волос или капля пота — не загрязнит драгоценную землю под ним.

Вы можете прослушать аудиоверсию этой статьи в «China Stories» — подкасте, созданном SupChina и рассказывающем о лучших материалах о Китае.

«Это самые причудливые раскопки, которые я когда-либо видел», — говорит Сюй Sixth Tone. «Уровень ресурсов, выделенных на это, удивителен и уникален. Только Саньсиндуй заслуживает этого».

Китай не зря щедро финансирует Сюя и его команду. Исследователи, которые базируются в отдаленном месте недалеко от юго-западного города Чэнду, известного как Саньсиндуй, считают, что они близки к разгадке одной из величайших тайн китайской археологии.

Слева: исследователи используют традиционные инструменты для раскопок ям 1 и 2 в Саньсиндуй, провинция Сычуань, 1986 г. Предоставлено археологом Чен Деаном, через Синьхуа; Справа: исследователи раскапывают яму 3, подвешенные на доске над землей, 19 марта., 2021.

В 1980-х годах группа исследователей обнаружила две ямы в Саньсиндуй, битком набитые странными реликвиями: кучами слоновьих бивней, золотыми масками и бронзовыми фигурами с дикими выпученными глазами. Объектам было 3000 лет, и они не похожи ни на что, ранее обнаруженное в Китае.

Уровень ресурсов, затраченных на эти раскопки, удивителен и уникален. Только Sanxingdui заслуживает этого.

— Сюй Фейхун, археолог

Находки были только началом. С тех пор другие команды обнаружили следы большего количества артефактов, больших зданий и даже городской стены. Похоже, что Саньсиндуй когда-то был столицей могущественной и технологически развитой цивилизации, которая процветала в этом регионе во времена египетского фараона Тутанхамона.

Однако происхождение королевства остается неизвестным. Древние китайские историки почти не упоминали юго-запад, считая регион, тогда известный как Шу, малоизвестной заводью. И сами артефакты дают мало подсказок. Никаких письменных материалов никогда не было найдено в Sanxingdui.

На протяжении десятилетий загадка Саньсиндуй очаровывала Китай. Теории о том, как возникла цивилизация, распространились, и некоторые предполагают, что поселение было основано путешественниками из Египта или даже инопланетянами. Но в отсутствие четких археологических свидетельств эти споры, казалось, обречены были остаться неразрешенными.

До сих пор. В 2019 году исследователи сделали еще одно ошеломляющее открытие: шесть дополнительных ям, расположенных рядом с двумя, обнаруженными в 80-х годах. Как и оригиналы, они представляют собой жертвенные места, заполненные ритуальными артефактами.

Сюй Фейхун стоит рядом с местом раскопок в Саньсиндуй, провинция Сычуань, апрель 2021 г. «Вы никогда не увидите так много предметов из слоновой кости и бронзы, сложенных вместе».

Для команды новые боксы представляют собой прекрасную возможность. Последние раскопки уже дали несколько поразительных находок, вызвавших огромный общественный интерес. Что еще более важно, исследователи смогут проанализировать места раскопок, используя ряд научных методов, которые не были доступны, когда были обнаружены карьеры 1 и 2.

Каждый объект внутри новых ям, а также окружающая его почва тщательно собираются, датируются и запечатываются в герметичные контейнеры перед отправкой на анализ. Более 30 исследовательских институтов со всего Китая предоставили свои лаборатории для получения образцов.

Есть надежда, что передовой анализ материалов позволит получить беспрецедентную информацию об этих артефактах и ​​людях, которые их похоронили. Хотя исследователи стараются сохранять спокойствие, ответы на многие вопросы, назревшие десятилетиями, могут наконец оказаться в пределах досягаемости.

Забытая цивилизация

Чтобы достичь этого, потребовалось почти столетие. Первые открытия вблизи Саньсиндуй были сделаны еще в 1929 году, однако прошло более полувека, прежде чем было признано истинное значение этого места.

Первые находки были сделаны Ян Даочаном, фермером, который обрабатывал небольшой участок земли к северу от Чэнду в месте под названием Мун Бэй. Копая колодец, Ян обнаружил большой тайник с нефритовыми артефактами.

Некоторые из этих нефритов попали в руки частных коллекционеров и привлекли внимание местных археологов. В 1933 году Дэвид Крокетт Грэм, христианский миссионер и ученый из Чэнду, организовал раскопки на ферме Яна. В ходе раскопок были обнаружены еще сотни кусков нефрита, камня и керамики.

Однако в Китае древние религиозные объекты вряд ли являются редкостью. Хотя местные культурные бюро продолжали организовывать археологические исследования в Мун-Бей в 50-х и 60-х годах, находки не вызвали особого ажиотажа.

Место раскопок в Саньсиндуй в 1986 году. Поскольку ресурсы исследователей были ограничены, участок находился под открытым небом, что затрудняло защиту реликвий. Предоставлено музеем Саньсиндуй, через Синьхуа

Поворотный момент наступил после Культурной революции. В 1986 января рабочие кирпичного завода недалеко от залива Мун обнаружили еще один тайник с нефритовыми реликвиями и сообщили о находке в Сычуаньский археологический институт.

Институт направил нескольких исследователей на фабрику, расположенную на вершине холма, известного как Саньсиндуй, или «Курган Трех Звезд». Там они обнаружили дыру размером 4,5 на 3,3 метра — то, что позже стало известно как «дыра № 1». 1 жертвенная яма».

В итоге исследователи извлекли из ямы 420 фрагментов артефактов, в том числе сотни морских раковин, золотые скипетры и бронзовые слепки человеческих лиц. Затем, через месяц, они нашли вторую яму рядом с первой, содержащую еще более странную коллекцию предметов.

Вы никогда не увидите так много предметов из слоновой кости и бронзы, сложенных вместе.

— Сюй Фейхун, археолог

Под верхним слоем почвы лежали десятки слоновьих бивней, покрывая плотно уложенный слой бронзы. Предметы, в том числе сосуды, скульптуры и статуэтки, по-видимому, были намеренно разбиты и сожжены перед захоронением, чего археологи никогда раньше не видели.

Их ждало много других сюрпризов. В течение следующих недель исследователи извлекли из ямы 2 1500 объектов. К тому времени, когда они закончили, до них начало доходить, что они сделали одно из величайших археологических открытий 20-го века.

Среди трофеев было несколько поистине потрясающих предметов, в том числе возвышающаяся бронзовая скульптура дерева с листьями, похожими на кинжалы, и птицами, гнездящимися среди резных ветвей. Дерево высотой более 4 метров и весом более 800 килограммов является крупнейшим бронзовым артефактом того периода, когда-либо обнаруженным в мире.

Но призовой находкой стала огромная бронзовая статуя, известная как Большая стоящая фигура — гигантское, детально проработанное изображение человека ростом 2,6 метра и весом почти 200 килограммов.

Туристы фотографируют Большую стоящую фигуру в музее Саньсиндуй, Гуанхань, провинция Сычуань, май 2021 года. Недавние находки в Саньсиндуй возобновили общественный интерес к проекту. Zhang Lang/CNS/People Visual

Статуя, которая сегодня возвышается над центральным залом музея Саньсиндуй, продолжает сбивать с толку исследователей. На нем изображена торжественная фигура с горящими глазами и крючковатым носом — черты, отличающие его от других китайских артефактов того периода. Он одет в три слоя одежды, тонкие узоры которых все еще видны на холодной твердой бронзе.

Самая загадочная из всех — поза статуи. Непропорционально большие руки фигуры подняты перед грудью, пальцы образуют два круга. Похоже, фигура когда-то что-то держала в воздухе, но исследователи до сих пор не знают, что именно.

Некоторые предполагают, что статуя сжимала конг — продолговатый кусок нефрита, используемый в религиозных обрядах, — в то время как другие предполагают, что это был бивень из слоновой кости. Археологи также остаются неясными, как у Саньсиндуй появилось так много бивней, поскольку слоны не являются аборигенами этой части Китая — или, по крайней мере, их больше нет.

Из-за своего уникального стиля и огромных размеров многие эксперты утверждают, что статуя является изображением верховного лидера цивилизации Саньсиндуй, который сочетал в себе роли бога, короля и шамана.

С тех пор, как в 1986 году были проведены революционные раскопки, полевые исследования территории, окружающей Саньсиндуй, не прекращались. Археологи нашли доказательства того, что в этом районе когда-то располагалось не только место для совершения религиозных подношений — поскольку ямы, по-видимому, использовались, — но и человеческое поселение площадью не менее 12 квадратных километров.

Археологи работают на раскопках в яме 2, 1986 г. Предоставлено Чен Деаном, через Синьхуа

В 2013 г. в нескольких километрах от жертвенных ям исследователи обнаружили ряды необычных знаков в форме гигантской римской цифры три . Район, названный террасой Цингуаньшань, является самой высокой точкой участка Саньсиндуй.

Считается, что эти следы являются остатками стен и колонн группы зданий. По словам Го Мина, шанхайского археолога, участвовавшего в раскопках, одно из сооружений имело длину около 65 метров, что делало его одним из крупнейших зданий бронзового века, когда-либо найденных в Китае.

Учитывая его огромные размеры, многие эксперты предполагают, что постройка Цингуаньшань, вероятно, была дворцом. Но Гуо настроен скептически. Отметки указывают на то, что в здании были только боковые двери; у большинства дворцов того периода были двери на передних фасадах. Она предполагает, что на самом деле это мог быть государственный склад для хранения сокровищ или оружия — менее гламурная, но все же важная находка.

«Мы находим все больше и больше археологических свидетельств того, что архитектура (древнего Китая) была более сложной и разнообразной по своим функциям, чем мы предполагали ранее», — говорит Го. «Хотя дворцы, безусловно, очень важны, функциональные здания, такие как склады и мастерские, не менее ценны для нашего понимания древней истории и обществ».

Здания Цингуаньшаня и жертвенные ямы окружены рядом построенных людьми курганов, которые, как подозревают археологи, являются остатками городской стены.

Разгадка тайны

Каждое новое открытие вызывает у археологов все больше вопросов о Саньсиндуй. Теперь у них достаточно свидетельств, чтобы сделать вывод, что богатая, развитая цивилизация процветала в этом районе почти 1000 лет, примерно до 11 века до н.э.

Но поскольку никаких письменных записей о городе найдено не было, история Саньсиндуй — его происхождение, история и культура — остается совершенно пустой.

В древних китайских источниках есть упоминания об отдаленном королевстве Шу, расположенном на территории современной провинции Сычуань. В «Хрониках Хуаяна», составленных во времена династии Цзинь (266–420 гг. н. э.), говорится, что государство Шу возникло в верховьях реки Мин — притока Янцзы, протекающей через провинцию Сычуань, — более 3500 лет назад. В течение следующего тысячелетия Шу правили пять династий, прежде чем королевство постепенно пришло в упадок и было завоевано государством Цинь в 316 г. до н.э., согласно «Хроникам».

Вид на недавно обнаруженную золотую маску, найденную в яме 5 в Саньсиндуй, март 2021 г. Синьхуа

Однако древние китайские описания Шу содержат мало подробностей. Большинство сохранившихся историй о королевстве носят мифологический характер, например, рассказ о короле Дую, который после своей смерти превратился в кукушку и пел каждую весну, чтобы напоминать фермерам о необходимости сеять семена вовремя.

Даже когда в источниках упоминается государство Шу, они, как правило, подчеркивают его удаленность. Учитывая гористую топографию провинции Сычуань, путешествие в этот регион было бы затруднительным. Китайский поэт Ли Бай резюмировал репутацию королевства в своем произведении 8 века н.э. «Трудные дороги в Шу»:

О, но это высоко и очень опасно!

Такое путешествие сильнее, чем масштабирование голубого неба…

До двух правителей этой области

проталкивались в туманном возрасте,

на п.

Никто не пересек границу Цинь.

До открытия ям 1 и 2 в 1986 году историки считали государство Шу мифическим. Однако теперь, когда сложилось мнение, что Саньсиндуй, вероятно, когда-то был частью царства Шу, археологи вновь обращаются к этим древним источникам.

«Мы не можем использовать археологические открытия, чтобы доказать древний миф», — говорит Ю Мэнчжоу, археолог из Сычуаньского университета, который помогает раскопкам в Саньсиндуй. «Но эти старые сказки могут дать некоторые подсказки».

Но Саньсиндуй, похоже, не был царством отшельников, описанным китайскими поэтами. Хотя такие произведения искусства, как «Большая стоящая фигура», уникальны, многие другие находки указывают на то, что Саньсиндуй был частью сложной торговой сети, которая распространялась по Восточной Азии.

Нефритовые артефакты, найденные в жертвенных ямах, похожи по стилю на те, что были обнаружены даже в провинции Чжэцзян, почти в 2000 км к востоку. А ракушки, заполняющие ямы, которые в то время использовались в качестве валюты, как полагают, возникли в Южной Азии.

Отрывочные исторические записи оставили место для расцвета более эзотерических теорий о Саньсиндуй. В течение многих лет в Китае циркулировала теория заговора, утверждающая, что это место является остатками инопланетной цивилизации.

Согласно этой теории, инопланетяне прибыли на Землю более 5000 лет назад и построили ряд поселений вдоль 30-й параллели северной широты. Это привело к созданию египетских пирамид, Висячих садов Вавилона, цивилизации майя, а также затерянного города в провинции Сычуань. Затем инопланетяне покинули планету через червоточину на Бермудских островах.

Несмотря на углеродный анализ, показывающий, что жертвенные ямы были сделаны через 2000 лет после предполагаемого пребывания инопланетян на Земле, гипотеза об инопланетянах получила широкое распространение в китайском Интернете.

Более разумная теория утверждает, что Саньсиндуй был основан иностранными поселенцами. Чжу Дакэ, известный культуролог из Шанхайского университета Тунцзи, предположил, что город был построен путешественниками с Ближнего Востока или из Древнего Египта.

Вид на большую бронзовую статую, обнаруженную в Саньсиндуй, которая вызвала любопытство исследователей из-за ее необычных выпученных глаз. Предоставлено музеем Саньсиндуй

Скульптуры Саньсиндуй подчеркивают глаза своих персонажей так же, как артефакты, найденные в Древнем Египте, отмечает Чжу. В то же время слоновая кость и золотые скипетры, найденные в жертвенных ямах, имеют некоторые общие черты с ближневосточными реликвиями.

Но большинство китайских археологов не согласны с Чжу. До сих пор не было обнаружено никаких доказательств миграции людей или даже экономического обмена между Саньсиндуем и Западной Азией.

«Распространение цивилизации и распространение культурных элементов — совершенно разные вещи, — говорит Сюй Цзянь, археолог из Шанхайского университета. «Например, у нас в Китае есть Coca-Cola, но это не значит, что китайская цивилизация была импортирована из США, тем более что мы американцы».

Из-за отсутствия доказательств эти дебаты зашли в тупик на долгие годы. Однако именно поэтому недавнее открытие еще шести жертвенных ям в Саньсиндуй вызвало такой ажиотаж.

Воскрешение реликвий

В побеленной комнате кампуса Шанхайского университета Ма Сяо ловит рыбу в холодильнике и достает пластиковый контейнер. Внутри, завернутый в алюминиевую фольгу в стиле остатков буррито, находится небольшой образец слоновьего бивня, который команда Ма извлекла из ямы в Саньсиндуй три месяца назад.

Археологи рассматривают 3000-летнюю слоновую кость, подобную этой, как потенциальные золотые прииски информации о культуре Саньсиндуй, особенно о религиозных ритуалах, когда-то проводившихся его жителями.

Огромное количество слоновьих бивней внутри жертвенных ям — одна из самых необычных особенностей Саньсиндуй. В яме 3 — месте, которое Сюй Фейхун раскапывает, используя свою позу «Миссия невыполнима», — уже было обнаружено более 100 бивней.

Но до недавнего времени исследователи мало что могли узнать о слоновой кости. Акт удаления объектов с земли уничтожит их.

Ма Сяо анализирует небольшой образец бивня из слоновой кости, выкопанного в Саньсиндуй в его лаборатории в Шанхае, апрель 2021 г. их в деревянные ящики и хранили на складе. Но в последующие годы бивни начали портиться, некоторые из них раскололись на куски.

«Никто не знал, как сохранить слоновую кость, и даже сейчас мы все еще пытаемся это понять», — объясняет Ма, медленно разворачивая алюминиевую фольгу. «Бивень под ним имеет текстуру, похожую на круассан — крошечные хлопья отваливаются при каждом прикосновении».

Ученые-материаловеды, такие как Ма, играют ключевую роль в изучении хрупких артефактов. Проанализировав бивни под современным микроскопом, Ма обнаружил, что внешне гладкие объекты на самом деле покрыты крошечными трещинами. Весь органический материал внутри слоновой кости, такой как белок, разложился за столетия под землей и был заменен частицами почвы и воды.

«Грязь и вода скрепляют слоновую кость», — говорит Ма.

Мы используем наше воображение, чтобы восстановить культуру, которую мы едва знаем. Каждый бит информации может быть важен.

— Сюй Цзянь, археолог

Большая часть сложного оборудования, используемого в карьере 3, например, стеклянный купол с кондиционированием воздуха, предназначена для предотвращения внезапного падения содержания воды в реликвиях при их извлечении. от влажной почвы. Такое испарение может иметь катастрофические последствия, что также обнаружили археологи, проводившие раскопки терракотовой армии в Сиане. Ученые также разрабатывают новые материалы и протоколы для защиты слоновой кости.

«Это очень сложная задача, на которую уйдут годы, — говорит Ма. «Как будто эти реликвии больны, а ученые их лечат. Но, в отличие от человеческих пациентов, реликвии не могут сказать вам, где они ранены».

Сохранение бивней даст археологам больше времени для их изучения, что, как они надеются, позволит им выйти на новый уровень понимания. По словам Сюй Цзяня, археолога из Шанхайского университета, анализ того, как слоновая кость была уложена в ямах — почему, например, одни были сложены друг на друга, а другие — нет, может дать новое представление о религиозных верованиях Саньсиндуя.

Палеонтологи также надеются , что новые методы изотопного анализа позволят им выяснить, откуда взялись бивни слонов и как они были удалены из животных.

«Мы используем все наше воображение, чтобы восстановить культуру, которую едва знаем», — говорит Сюй Цзянь. «Каждый бит информации может быть важен».

Переосмысление истории Китая

Раскопки в Саньсиндуй продолжаются, и нас наверняка ждут новые откровения. В новых карьерах уже было обнаружено несколько поразительных находок, в том числе огромная бронзовая маска шириной более метра — один из крупнейших артефактов такого рода, когда-либо обнаруженных.

Но прежде всего археологи затаили дыхание перед одним открытием: любыми признаками письменности Саньсиндуй.

Отсутствие письменных материалов внутри жертвенных ям удивило исследователей. Учитывая очевидную изощренность Саньсиндуя и торговлю с другими китайскими королевствами, примечателен тот факт, что не было найдено ни одного письменного символа.

1/6 
Бронзовая статуя головы птицы, найденная в Саньсиндуй. Птицы появляются на большом количестве произведений искусства, найденных внутри жертвенных ям. Люди Визуальные

2/6 
Бронзовая реликвия в виде птицы. Предоставлено музеем Саньсиндуй.

3/6 
Еще одна бронзовая реликвия в виде птицы. Йе Руолинь / Шестой тон

4/6 
Крупный план одной из статуй птиц, сидящих среди ветвей большого бронзового «древа жизни», обнаруженного в карьере 2. Скульптура дерева высотой 4 метра является крупнейшим бронзовым артефактом того периода, когда-либо обнаруженным в мире. . Йе Руолинь / Шестой тон

5/6 
Узоры птиц выгравированы на поверхности золотого артефакта, обнаруженного в Саньсиндуй. Йе Руолинь / Шестой тон

6/6 
Бронзовая статуя петуха. Йе Руолинь / Шестой тон

Ран Хунлинь, руководитель текущих раскопок в Саньсиндуй, убежден, что в древнем городе сохранились какие-то письменные записи, но предполагает, что они, возможно, не сохранились. В то время как представители современных цивилизаций, таких как Шан — королевство, расположенное в центральном Китае, вырезали символы на костях оракула, жители Саньсиндуй, возможно, использовали менее прочный материал.

«Управление таким огромным сайтом с таким изобилием артефактов потребовало бы сложной социальной организации, — говорит Ран. «Чтобы эта система функционировала бесперебойно, должны были быть хорошие системы связи, чего трудно достичь без письменности».

Есть признаки того, что жители Саньсиндуй были умнее, чем многие думают, добавляет Ран. Похоже, они проявляли большой интерес к математике и, в частности, были одержимы числом три.

Артефакты в жертвенных ямах были разделены на три слоя. Огромная бронзовая статуя дерева, обнаруженная в яме 2, имеет три уровня, на каждом из которых есть три ветви, среди которых сидят в общей сложности девять священных птиц. Количество многих других артефактов, найденных внутри ям, было кратно трем.

Охота за письменными материалами — одна из причин, почему Сюй Фейхун и его команда в Яме 3 собирают каждую крупинку земли на раскопках. Каждый из них может содержать следы заполненного чернилами шелка или папируса, которые разлагались на протяжении веков, но которые можно идентифицировать с помощью современных методов химического анализа.

Если однажды в Саньсиндуй будут обнаружены письменные записи, это изменит правила игры в китайской археологии. Персонажи, наконец, позволят древней цивилизации говорить своим собственным голосом.

Тем не менее, несмотря на то, что Саньсиндуй так много остается окутанным тайной, его открытие уже значительно изменило наше понимание ранней истории Китая.

На протяжении веков династия Шан — первое китайское царство, о котором существуют письменные и археологические свидетельства, — считалась истинной колыбелью китайской цивилизации, чье влияние затем постепенно распространилось по Восточной Азии.

Но недавние археологические исследования, включая находки в Саньсиндуй, показали, что 3000 лет назад в Китае существовало несколько могущественных королевств наряду с Шан. Более того, эти цивилизации регулярно обменивались друг с другом.

В результате археологи теперь рисуют совершенно иную картину Китая бронзового века: это был не мир, разделенный между племенами Шан и варварами, а разнообразное пространство — или «небо, полное звезд», как его описывают некоторые ученые — в котором несколько древних королевств сосуществовали и конкурировали за ресурсы.

«Раньше мы делили мир прошлого на части и пытались судить о том, что было передано от А к Б», — говорит Ван Сяньхуа, директор Института истории глобальной цивилизации Шанхайского университета международных исследований. «Но на самом деле наши предки жили в общем мире, как и мы».

На самом деле, наши предки жили в общем мире, как и мы.

— Ван Сяньхуа, историк

Тан Цзиген, главный научный сотрудник Института археологии Китайской академии общественных наук, говорит, что все эти государства были сравнительно сильными.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *