Экзистенциальный кризис — Lurkmore
lurkmo.re • lurkmore.co • lurkmore.net • IPv6.lurkmo.re • IPv6.lurkmore.to • friGate • Средства против цензуры • Пожертвования
Что делать, если отображаются устаревшие версии статей?
Подкаст создателей Лурка
Материал из LurkmoreПерейти к: навигация, поиск
« | Я с мечтой не хочу расставаться, Пусть моя экзистенция — ложь; Там вдали — ипподром Нагасаки, Где бессмысленно блеет коза; Все на свете — загадка и враки, А над нами бушует гроза. | » |
— Аквариум |
Экзистенция (небыдл. существование, жизнь) — философская неведомая ебаная хуйня, священная корова интеллектуалов, интеллигентов, поэтов и прочих духовно богатых опущенцев. В узком кругу ограниченных лиц претендует на звание мема. Упоминание слова «экзистенция» или «экзистенциальный» в диалоге в 95% случаев приводит к фалломорфированию собеседника и автоматически переводит разговор в разряд заумных или вовсе прекращает его.
Contents
- 1 [править] Суть™
- 2 [править] Экзистенциальный кризис — симптомы
- 3 [править] Как быть?
- 4 Примеры[править]
- 5 Что делать, если у вас экзистенциальный кризис
[править] Суть™
« | Existence (сущ.) — жизнь, бытие, существование; существование, наличие.Existential (прил.) — относящийся к существованию, реальности. | » |
— Англо-русский словарь |
В восьмибитнойклассике
Философия, как известно, являет собой сборище невразумительных ответов на нерешаемые вопросы. Казалось бы — чего проще — возьми словарь и прочитай. Так нет же. Изнывающее от безделья и рефлексии небыдло не может и близко допустить идей какого-нибудь диалектического материализма. Для них жизнь — это не способ существования белковых тел, а лютый, бешеный баттхерт — от бессмысленности жизни такого утонченного, творческого, с высокими идеалами человека… Но вместо того чтобы встать и начать заниматься делом, доказать, что он не особо болезное небыдло, а то самое, чем он себя мнит, небыдло отвергает эту вашу реальность и создает свою собственную.
На философском языке суть такова: все имеющиеся вокруг бездуховные предметы™ могут быть качественно описаны (скажи «кирпич» и это все объясняет). Они не обладают так называемой невыразимой «экзистенцией». Все имеющиеся вокруг живые твари (кроме человеков, увы) хотя и оборудованы зайчатками мозга, но, какая жалость, релаксировать рефлексировать не способны. Это также позволяет их качественно описать (скажи «кот» и это тоже все объясняет). Следовательно, «экзистенции» им тоже не полагается. И только царь природы человекЪ способен использовать мозг для принятия решения, исходя из мнения тараканов в своей голове. Поэтому, глядя на кавайных лоли, совершенно невозможно определить, какая из них станет честной давалкой, какая будет православной женой, а какая станет стервой. Несмотря на то, что слово «человек» можно безболезненно заменить на заумный термин «ребенок» (который решает проблему с лолей), человеки наделяются «экзистенцией» чуть более, чем полностью.
Отака хуйня, малята…
[править] Экзистенциальный кризис — симптомы
Экзистенциальный кризис. Эталон из палаты мер и весов
Наиболее известным в широких массах мемом от философии экзистенциализма является так называемый экзистенциальный кризис (экзистенциальная тоска/страх/ужас/ангст). Поциенты, страдающие ОБВМ, очень любят объяснять свою депрессию/апатию/похуизм/насморк «экзистенциальным кризисом» — и сразу все вопросы отпадают (в основном из-за того, что вопрошающий хотя бы пугается столь грозных слов). «Экзистенциальным кризисом» можно оправдать желание воровать и убивать, ББПЕ, собственную тупопёздность и вообще все, что угодно. Правда, Анон, учти, что на суде такое объяснение своих действий всё же не прокатит.
«Экзистенциальный кризис» — это состояние человека, когда он ВНЕЗАПНО осознаёт, что его существование лишено для него самого всякой ценности (спойлер: смысла). Говоря человеческим языком: представь, что ты продрал глазки по будильнику и помчался на работухомячить. Вечером по звонку ушёл в с работы, пришёл домой и лёг спать. И так 9000 раз. К 9001-му повторному циклу к 50-му году жизни даже до сферического офисного планктона в вакууме начнёт понемногу доходить бессмысленность и бесполезность всей этой круговерти для самого себя (и, возможно, не только), ведь жизнь-то проходит (спойлер: и параметры как внутреннего мира, так и бренной оболочки меняются), и то самое чувство, что где-то его жестоко наебали. Существование человека благополучно продолжается, но какой смысл всей этой хуиты он не знает ни разу. И вот, думая над этим, наш герой испытывает лютый баттхерт и диссонанс. Всё, «экзистенциальный кризис» начался — можно запасаться попкорном.
Пример с офисным планктоном приведён как самый распространённый среди ЦА Луркоморья. На самом деле, даже если ты не хомячок, а самый что ни есть альфа-самец, Чёрный Властелин и олигарх всея Руси в одном флаконе, это нихуя не защитит тебя от экзистенциального кризиса. Богатые тоже плачут, ага.
Так как 95% населения инстинктивно считает, что думать об осмысленности своей дражайшей жизни вредно для здоровья, часто для начала кризиса нужен хороший поджопник, который даст поциенту понять, как страшно жить — угроза жизни себя любимого или смерть кого-то из близких, кидалово по-крупному, попадание в анальное рабство, употребление веществ и другие прекрасные вещи. Замечено, что у большинства людей экзистенциальный кризис имеет обыкновение развиваться с окончанием поры молодости — так называемый «кризис среднего возраста».
[править] Как быть?
На самом делеПесня
Любой кризис нужно преодолеть, и «экзистенциальный кризис» не исключение. Многие пытаются «отвязаться от нехороших мыслей» и продолжают молча страдать, но в итоге это может привести к серьёзным психическим проблемам и связанному с этим самовыпиливанию. Рецепты предлагаются следующие:
Материал из Posmotre.li Перейти к:навигация, поиск
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Existential Horror. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Вкратце Ваша жизнь лишена смысла и цели, а то, что вы считаете реальностью и истиной — лишь жалкая иллюзия. И это страшнее любого монстра с тентаклями. |
« | Представьте себе бесконечность вселенной настолько, насколько вы можете это представить. Представьте миллиарды миллиардов разнообразных солнц блистающих в ней. Представьте каплю грязи, безумно кружащуюся вокруг одного из тех солнц. Представьте себя стоящим на той капле грязи, летящего вместе с ней, кружась неизвестно, сколько времени и не зная места назначения. Вы только представьте себе! </span> | » |
— Фредерик Браун, «Представьте» |
Эдвард Мунк, «Крик». Наглядно.[1]
Вдруг я ненастоящий? Ради чего я существую? Насколько я могу действительно контролировать свою собственную жизнь? Есть ли у меня выбор? Имеет ли вообще значение, какие решения я принимаю, или же всё заранее рассчитано? Я уникальная личность или просто очередной «шаблон»? Являются ли мои мысли, мнения, желания, воспоминания, переживания, мечты и чувства действительно моими собственными, или же они навязаны мне? Если я умру, будет ли это иметь хоть какое-то значение для Вселенной? Неужели мои попытки обрести смысл жизни изначально обречены на провал, потому что никакого смысла на самом деле нет?!
Кошмар может принимать различные формы: древнего непостижимого для разума человека чудовища, спящего на дне океана; разгневанного шефа, увольняющего вас с «волчьим билетом» на руках; притаившегося под кроватью или в шкафу монстра. Но страшнее всего тот ужас, который мы видим в глазах своего отражения в зеркале, когда на минуточку ставим под сомнение уникальность собственного «Я» и задумываемся о возможной иллюзорности окружающего нас мира.
Троп встречается в двух вариантах: «религиозном» и «атеистическом». Первый упирает на бренность земной жизни и материального бытия по принципу «Всё равно все умрём, и главное — достойно встретить переход в Вечность» (вообще говоря, к сабжу отсылают многие религиозные авторы, начиная ещё с книги Экклезиаста). «Атеистический» вариант куда пессимистичнее: загробной жизни либо нет совсем, либо она всё же есть, но насэтоне радует.
Может пересекаться с Машина лотофагов, Приключения в Комаляндии и Твист Амброза Бирса, если окружающая реальность действительно оказалась иллюзией.
Примеры[править]
Театр[править]
59 498
Экзистенциальный кризис — очередной этап личностного развития, момент, когда жизнь подсказывает, что нужно сделать следующий шаг вперед. На какие сигналы обратить внимание?
Познать себя
36 вопросов, чтобы (снова) влюбиться2 338 378«Моя женщина не может проститься с прошлым»3 100О чем жалеют разведенные женщины904 484
Главная причина очередного кризиса — перемены, новые жизненные условия или ситуации. Они не обязательно должны быть негативными. Это может быть окончание института, начало профессиональной деятельности, свадьба, рождение первенца, переезд в другой город, выход на пенсию. Они сопровождаются значительными трудностями, реорганизацией поведения и сознания, эмоциональным напряжением. Как может проявляться экзистенциальный кризис?
1. Вы спите гораздо больше или меньше, чем раньше. Кризис — источник стресса, в такой ситуации тело выживает, как может. В результате мы или спим до полудня, или страдаем от бессонницы, перемалывая тревожные мысли.
2. Вы сравниваете себя с друзьями, которые добились успеха. Вчера вас не интересовало, что стало с Людмилой, бывшей одноклассницей. А сегодня вы страдаете от того, что у нее в отличие от вас огромная квартира в центре столицы и в отпуск она ездит за границу по четыре раза в год. При этом собственные успехи кажутся вам совершенно незначительными, и вы охотно навешиваете на себя ярлык неудачника.
3. Кажется, что вас не ценят. Еще совсем недавно на работе и в семье все было хорошо. Но внезапно фразы или шутки коллег, начальства или членов семьи начинают казаться колкими, раздражают. Вы замыкаетесь в себе, жалуясь на несправедливость близких.
4. Трудно концентрироваться. Сосредоточиться просто, когда мы уверены в себе и не напряжены. А если мы устали, «выгорели» на работе, сконцентрироваться становиться все сложнее — даже на простых или казавшихся простыми задачах.
5. Хочется все бросить и уехать на край света. Когда невозможно продолжать жить так, как раньше, возникает жажда перемен. Кажется, чтобы начать новую жизнь, достаточно бросить в чемодан вещи и купить билет в неизвестном направлении.
6. Настроение меняется несколько раз на день. Пять минут назад все было хорошо, а сейчас уже все отвратительно. Нервная и гормональная системы дают сбой, состав крови тоже меняется. Это не может не сказаться на настроении, вы прыгали от радости, теперь готовы провалиться сквозь землю от стыда.
7. Делаете покупки чаще, чем обычно. Хочется абстрагироваться от мнимых или реальных трудностей с помощью шопинга. Покупки создают иллюзию счастья, но ненадолго.
8. У вас нет желания готовить. Если раньше вы с удовольствием готовили вкусные блюда для любимого человека, то сейчас нет желания ни готовить, ни делить с кем-то трапезу.
9. Вы испытываете к партнеру отвращение. Если вам неприятно общество супруга или супруги, ваша пара переживает кризис. Вы вдруг осознаете, что он(a) не аккуратна или слишком громко жует, хотя раньше могли оставаться вместе в кровати до полудня, забыв про душ.
10. Вы охвачены ностальгией. Когда человеку трудно, он часто обращается к прошлому, оглядывается назад, считая, что раньше все было замечательно.
11. Вы чувствуете апатию. Вы не можете ничего сделать, предпринять. Часто жалуетесь, нуждаетесь в моральной или материальной поддержке.
12. Вас не радует приближающийся отпуск. Если раньше вы мечтали об отпуске, за полгода покупали билеты, составляли список мест для посещения, то сегодня, хотя до отпуска остается всего месяц, вы ничего не делаете для его подготовки.
13. Ваш аппетит меняется. Стресс часто меняет вкусовые привычки. Человек то принимается есть все подряд, то забывает о еде, пропуская обед или ужин и не замечая этого.
14. Вы больше не мечтаете. У каждого из нас бывают фантазии: написать роман, посетить страну своей мечты, купить пару дорогих ботинок. В период кризиса воображение впадает в спячку.
15. Вы цепляетесь за старых друзей. Замечательно, если вам удалось сохранить детскую дружбу. Но часто с течением времени интересы расходятся, друзья теряются. Это норма жизни. А вот что не нормально, так это яростное желание вновь подружиться со школьными приятелями, с которыми у вас давно нет ничего общего.
16. Вы не соблюдаете распорядок дня. Пропускаете спортивные занятия, много едите на ночь. Сказываясь больным, не идете на работу. Вам стыдно за эту ложь, но по-другому вы поступить не можете.
17. Вы постоянно просите прощения. Доверие к себе — характеристика зрелых личностей. Но в период кризиса человек испытывает болезненную робость и постоянно — когда надо и когда не надо — просит его извинить.
18. Многозадачность вам больше не по плечу. Умение выполнять разные задачи в течение дня — отличный навык. Но если в таком режиме вы уже не можете работать, это вас раздражает и утомляет — это сигнал. Кстати, в период кризиса люди часто придумывают себе ненужные дела и встречи, чтобы не искать то, что реально приносит им удовольствие.
19. Вы испытываете страх. Вы не знаете, что будете делать в следующем году: где работать, жить. Неопределенность вызывает у вас страх, вы постоянно думаете о плохом, которое «обязательно» произойдет.
20. Вы не верите в поддержку других людей. У всех свои заботы, это правда. Но это вовсе не означает, что к вам никто не придет на помощь в трудный час. Переживая кризис, мы теряем объективность суждения, не можем адекватно оценить ситуацию, чтобы понять, к кому обратиться за помощью.
Что делать, если у вас экзистенциальный кризис
Прежде всего, нужно сбавить темп, научиться отдыхать и расслабляться. Это непросто, особенно если вы настойчиво добиваетесь какой-то цели. Но если вы не остановитесь сами, жизнь это сделает за вас.
Иногда достаточно прерваться на день, а еще лучше — уехать на неделю в отпуск. Можно воспользоваться этим временем для информационной детоксикации: выключить смартфон, не пользоваться Интернетом. Потом, приняв себя таким, как есть, нужно вернуться к своим приоритетам.
Поставив новые цели, нужно разработать план и начать действовать: отослать резюме, пойти на важную встречу, пообщаться с нужными людьми.
Главное правило преодоления очередного жизненного кризиса — не прятать голову в песок. А проведя разумный самоанализ, постарайтесь преобразовать свои «находки» в конкретный достижимый результат.
Источник: sympa-sympa.com
Используемые источники:
- https://lurkmore.to/экзистенциальный_кризис
- https://posmotre.li/экзистенциальный_ужас
- https://www.psychologies.ru/articles/20-priznakov-ekzistentsialnogo-krizisa/
Юрий Крячко, конструктор оргАнов — Эклектиум — LiveJournal
?
- Юрий Крячко, конструктор оргАнов
- eclectium
- December 14th, 1991
Крячко Юрий Александрович — органист Нижегородской консерватории. Увлекся конструированием органов, первый из инструментов создал в 1980 г. (уменьшенная версия органа величиной с чемодан). В 1990 г. создал фирму по строительству органов. Один из первых заказов – монтаж органа в Клайпедской школе искусств.
[КП.911214]
+ о нем:
В настоящее время Петербург переживает кризис – все органы или разобраны, или окончательно развалились. А недавно произошла большая беда для Питера – реставрация органа в Большом зале Филармонии. После ремонта этот уникальный инструмент зазвучал тихо, блекло, невыразительно. Исполнители вынуждены играть с микрофонами, которые искажают звучание. Лучший инструмент нашего города стал очень капризным и сложным в обслуживании. Причем при игре появляются призвуки, лишние ноты. Звучание становится неряшливым. Орган стал непредсказуем. Он может отключиться на середине произведения. Органные мастера считают, что Петербург потерял уникальный инструмент из-за неправильной и непрофессиональной реставрации.
Жизнь рядового органа коротка, около 40 лет. Ее можно продлить, если делать капитальный ремонт. Исторические органы, например, живут до 400 лет. Но за ними постоянно и тщательно ухаживают.
…как таковой традиции органостроения в России никогда и не было, ведь Россия – страна православная. Церковь допускает звучание только человеческого голоса, а инструментальная музыка в церкви – небогоугодное, даже бесовское дело. Совсем иное – церковная католическая или протестанская музыка, например, в Германии. Вспомните музыку Баха, Генделя, Пахельбеля! Органы в Россию привозились из Западной Европы, сначала Петром I, потом Меньшиковым.
Моя профессия уникальна для наших широт. В Германии на многих фирмах существуют учебные мастерские. А у нас ни в Питере, ни в стране нет даже коллег, с которыми я мог бы посоветоваться. Поэтому я «варюсь в собственном соку». У меня есть помощники. Но учеников нет, и это для меня большая проблема. Некоторые интересуются. Но, заметьте, если гитарного или скрипичного мастера можно воспитать за несколько лет, то органного мастера быстро не вырастишь. Даже по европейским меркам органостроению учатся примерно восемь лет.
Мы еще многому должны учиться. Для меня эталоном мастерства являются немецкие органостроители. Я постоянно сотрудничаю с немецкими фирмами, обмениваюсь опытом и, конечно, учусь. В 1993 году был в Германии на фирме Ammer, которая строит клавесины. Мой орган-портатив участвовал в берлинском фестивале в 1994 году. Будучи членом приемной комиссии, принимал работу немецких мастеров фирмы Glatter-Gotz, которые установили орган в Перми. Принимал немецкие органы в самой Германии, в московском «Доме музыки».
Tags: крячко юрий, орган
Что делать с экзистенциальным кризисом – The Brooklyn College Vanguard
11 сентября 2019 г.
Эдмунд Жень
Мнения
0
Выпускной не за горами для моих выпускников здесь, и некоторые из вас, люди, вероятно, пришли к пониманию, что у вас нет никакой очереди после. Начинается тяжелое чувство, и неуверенность заполняет каждую щель в вашем мозгу. Вы потеряны, дезориентированы и напуганы. Именно по такому сценарию я столкнулся со своим первым экзистенциальным кризисом. Растерянность и ужас сменили мое беззаботное отношение, когда я подумал про себя, что же дальше? Что готовит мне будущее? Смогу ли я когда-нибудь стать кем-то великим?
Я уверен, что многие из вас резонируют с этим. Иногда я считаю глупым с моей стороны задавать подобные вопросы, поскольку я не умею читать будущее. Можно сказать, что понимание себя с точки зрения того, какие хобби или интересы нам нравятся, может решить эту проблему, но доказано, что увлечения и интересы не всегда остаются с возрастом. Статистика Министерства труда США показывает, что средний человек меняет работу в среднем 12 раз в течение своей жизни. Так что же можно сделать, чтобы лучше подготовиться к тому, что грядет?
На самом деле нет единого решения, но я считаю, что мы можем прийти к наиболее подходящему, поняв каждую из наших черт. Знание своей личности помогает формировать ваше будущее, предоставляя вам ряд ваших способностей и то, что вы любите. Это дает вам возможность поставить себя в правильную ситуацию. Например, если вы склонны к риску, вы можете заняться такими позициями, как предпринимательство или торговля; в то время как люди, которым нравится систематическая упорядоченность, могут выбрать карьеру бухгалтера.
Один из хороших способов сделать это — пройти тест личности из надежного места. Один мой друг порекомендовал мне хорошую книгу, в которой основные характеристики меня были разбиты на категории, и по каждой из них был составлен персональный отчет, который помог мне достичь значительного уровня понимания себя и других. Этот тест можно найти в Интернете по адресу www.understandmyself.com. В нем 100 вопросов, поровну разделенных на 10 страниц, которые заставляют вас смотреть на себя как на третье лицо и судить о себе оттуда. Есть 5 основных аспектов с 2 подкатегориями в каждом. это Доброжелательность Сострадание и Вежливость Опыт: Открытость и Интеллект.
После ответов на все вопросы их система сравнивает вашу самооценку с оценками тысяч других людей из разных спектров. Этот тест был создан психометристами, людьми, которые проводят и оценивают различные тесты для оценки вашего нейропсихологического функционирования с концепцией, называемой лексической гипотезой. Согласно Psychology Dictionary, лексическая гипотеза — это «теория о том, что важные природные характеристики и черты, уникальные для отдельных людей, со временем стали неотъемлемо встроенными в наш лексикон естественного языка». Проще говоря, это модель, используемая для изучения черт личности в ряде культурных и языковых условий. Единственным недостатком этого теста является то, что вы должны заплатить 10 долларов США и можете пройти его только один раз. Если вы хотите взять его снова, это будет стоить вам, поэтому я рекомендую взять его второй раз по прошествии значительного времени (лично для меня год или два). Если у вас есть лишняя мелочь, советую попробовать. Это определенно будет лучшим вложением, чем еда за 10 долларов от Chipotle.
Этот тест не гарантирует, что вы найдете работу или вам понравится любая работа, которую вы получите. Но это определенно поможет вам понять, как другие люди воспринимают вас, и обрести более глубокое понимание себя.
Любознательный.
Copyright © 2023 | Тема WordPress от MH Themes
Пять игр, которые вызовут у вас экзистенциальный кризис
Вы когда-нибудь задумывались, почему мы здесь? Вы когда-нибудь задумывались о смысле жизни? Вас когда-нибудь охватывал страх без всякой причины? Если да, то вы либо переживаете экзистенциальный кризис… либо играете в видеоигру.
В равной степени кризис идентичности и страх, экзистенциальный кризис проистекает из страха, замешательства и отчаяния потери руководящего принципа или веры в жизнь. Повседневные причины, такие как переезд или потеря работы, могут спровоцировать экзистенциальный кризис и заставить вас подвергнуть сомнению саму ткань реальности, как мы ее понимаем. Легко поймать, но трудно избавиться, этот тревожный, интуитивно понятный опыт стал популярным в видеоиграх.
Мы составили список из пяти игр, посвященных существованию, сознанию и смыслу жизни, которые раздавят вас тяжестью экзистенциальной тоски.
ВНИМАНИЕ! Этот список содержит спойлеры к The Stanley Parable; Сома; Девять часов, девять человек, девять дверей; Принцип Талоса; и «Ночь в лесу» (перечислены по порядку). Если вы хотите лично испытать экзистенциальный кризис названия, пропустите эту запись!
Притча Стэнли
О чем она? Якобы эта приключенческая игра для ПК рассказывает историю Стэнли, скучного человека, работающего на скучной работе, за каждым действием которого наблюдает вездесущий рассказчик. Рассказчик пытается провести Стэнли через сценарий, который он написал, используя словесные подсказки, которым игроки могут следовать или игнорировать. Независимо от того, подчиняются или не подчиняются намекам, Стэнли открывает новые пути для исследования и побуждает рассказчика к большему диалогу, поскольку он адаптирует историю к выбору игроков.
Что за кризис? Под кажущейся прямолинейной поверхностью The Stanley Parable скрывается коварно глубокий взгляд на выбор и свободу, два важных аспекта экзистенциализма. Как только игра начинается, игроки сталкиваются с выбором, который необходимо сделать. Эти решения варьируются от очевидных вопросов, таких как «Должен ли я слушаться рассказчика?» до более тонкого «Должен ли я вообще что-то делать?»
Например, если игроки закрывают дверь в офис Стэнли вместо того, чтобы уйти, как просит рассказчик, рассказчик ругает Стэнли за его неспособность принимать решения самостоятельно. Конечно, Стэнли не принимает решения за себя — за него решают игроки. С другой стороны, если игроки прячутся в чулане и отказываются участвовать в истории, рассказчик будет высмеивать именно их, а не Стэнли, и заколотит дверь чулана в будущих прохождениях, лишив их доступа.
По-своему весело и непочтительно, The Stanley Parable напоминает нам, что выбор — это то, с чем мы сталкиваемся каждый момент каждого дня. Играть в игру — это выбор. Выход из игры — это выбор. Одно дерзкое достижение («Go Outside») даже указывает на то, что купить игру и не играть в нее — это выбор. Такой уровень свободы может быть ужасающим, а жуткие повороты, которые может принять история Стэнли, заставят ваше сердце биться от экзистенциального страха, не прибегая к единой панике.
Сома
О чем это? Хоррор-игра на выживание, сосредоточенная на повествовании и атмосфере. Сюжет Soma лучше всего можно описать как один экзистенциальный кризис за другим. Жертва катастрофической автокатастрофы, главный герой Саймон Джаретт засыпает во время экспериментальной процедуры сканирования мозга, чтобы найти лекарство от смертельного кровоизлияния в мозг. Позже он просыпается в подводном исследовательском центре, захваченном жестокими роботами. Напуганный и сбитый с толку, Саймон быстро понимает, что мир, каким он его понимал, исчез, его заменило неопределенное и неумолимое будущее, от которого он отчаянно пытается убежать.
Что за кризис? Soma погружается в суть человеческого опыта: что такое я? Это наши тела? Наши мозги? Наши воспоминания? Экзистенциализм возлагает на каждого человека обязанность создать личную идентичность, но также считает, что наша идентичность связана с нашим прошлым и нашими действиями. Так какой из них действительно имеет значение?
Этот вопрос Саймон должен задавать себе на протяжении всего своего путешествия, поскольку Саймон, который просыпается в Пафосе-II, — это не тот Саймон, который заснул в Торонто. Это сканирование мозга Торонто Саймона, помещенное в новое механическое тело. Оригинальный Саймон очнулся после процедуры и возобновил свою нормальную жизнь, прежде чем умереть через несколько месяцев, а это означает, что у будущего Саймона не только нет человеческого тела и мозга, но и ключевых воспоминаний. И все же он все еще как-то отчетливо Симон.
Что это за неописуемое, что делает нас такими, какие мы есть? Сома предполагает, что это сводится не к нашим телам или нашему прошлому, а к нашим действиям. Саймон проходит через множество трансформаций и кризисов, но единственное, что остается неизменным, — это последствия его выбора. Ценил ли он человеческую жизнь больше, чем жизнь робота? Он оставил своего клона в живых или закрыл его? Наши действия не просто влияют на нас, они определяют нас, пугающая ответственность, потому что мы всегда должны жить с последствиями.
Девять часов, девять человек, девять дверей
О чем это? Последнее, что помнит Дзюнпей, это то, как он пришел домой и увидел, как кто-то в противогазе вырубил его облаком белого тумана. Когда он просыпается, он оказывается в ловушке на тонущем корабле с восемью незнакомцами, каждый из которых был выбран для участия в игре не на жизнь, а на смерть, известной как Нонарная игра. В этом мрачном визуальном романе игроки должны решать головоломки, собирать улики и искать не только способ побега, но и правду о запутанном происхождении Нонарной игры.
Что за кризис? Что мы думаем? Откуда они? Действительно ли мы индивидуальны? Или есть какая-то невидимая сила, принимающая решения за нас?
Каждый из восьми товарищей Дзюнпэя представляет свои взгляды на эти вопросы, опираясь на сверхъестественные теории, которые раздвигают границы реальности в том виде, в каком мы ее понимаем. Некоторые из них верят в духовную письменность, некоторые — в суеверия, а некоторые — в заговоры. Самая важная из их теорий искажения реальности называется морфогенетическим резонансом, невидимым полем, которое телепатически передает информацию через пространство и время.
Истории, которые рассказывают жертвы Нонарной Игры, экзистенциально тревожны, потому что они вселяют сомнения в реальность и индивидуальность, которые мы считаем само собой разумеющимися. Если что-то вроде морфогенетического поля реально, оно сотрясает основы, на которых мы построили свою идентичность, ставя под сомнение все, во что мы верим. Мы можем даже не быть самими собой — мы можем быть просто монитором, отображающим махинации одного настоящего компьютера, высшую форму экзистенциального отчаяния.
Принцип Талоса
О чем он? Как и в таких играх, как «Портал» и «Тест Тьюринга», в «Принципе Талоса» игрок выступает в роли только что активированного андроида, который должен решать пространственные головоломки под руководством бестелесного голоса по имени Элохим, что на иврите означает «бог». Элохим говорит андроиду, что цель его жизни — решать головоломки, собирать символы и открывать новые области, чтобы доказать свою ценность, после чего Элохим дарует ему вечную жизнь.
Что за кризис? Несмотря на кажущуюся красоту мира и доброжелательность Элохима, чем больше игроки исследуют и открывают, тем больше они понимают, что мир пронизывает чувство неправильности. В чем смысл головоломок и сигилов? Кто оставляет андроиду сообщения, призывающие его не подчиняться Элохиму? И почему Элохим не хочет, чтобы андроид вошел в таинственную башню?
В этом будущем, где люди уже вымерли, а остались только роботы, ИИ и другие машины, застрявшие в виртуальном пространстве, поиск смысла может показаться спорным. Это делает заманчивым согласиться с ожиданиями Элохима и следовать той роли, которую он отводит андроиду, во многом подобно тому, как экзистенциалисты говорят, что у людей есть соблазн согласиться с той ролью, которую им дает общество. И все же выбор собственного пути в жизни — важная практика, без которой мы впадаем в экзистенциальный кризис.
Начав с цели, которую они не выбирали и не понимали, игрокам предлагается бросить вызов этой цели и искать свою собственную. Они спрашивают, зачем им собирать сигилы. Они задаются вопросом, действительно ли вражеские роботы опасны. Они спрашивают Элохима и сходят с пути, который он им указал. Несмотря на то, что этот путь гораздо более трудный и пугающий, стремление андроида найти свою собственную цель — мощное заявление о важности выбора пути для себя.
Ночь в лесу
О чем это? Действие этого двухмерного приключения с богатым повествованием в духе таких игр, как Kentucky Route Zero, происходит в мире антропоморфных животных. В главной роли Мэй Боровски, недавно бросившая колледж. Как и большинство 20-летних, Мэй действительно не знает, что делать со своей жизнью. Бесцельная и одинокая, она возвращается в свой маленький родной город Поссум-Спрингс, где ничего не меняется. Тем не менее, к ее большому разочарованию, время в ее отсутствие действительно ушло: любимые местные предприятия обанкротились, друзья уехали, а за кулисами работают темные силы.
Что за кризис? Экзистенциальная борьба Мэй за то, чтобы найти свое место в мире, легко узнаваема игроками из-за того, насколько реальны ее эмоции. Она переживает из-за вечеринок, спорит с родителями и использует видеоигры, чтобы убежать от реальности. Пока однажды Мэй внезапно не обнаружила, что не может общаться с окружающим миром. Видеоигра, которую она любила, — это всего лишь код, а люди вокруг нее — не люди, а просто бессмысленные фигуры.
С тех пор, как Мэй потеряла способность идентифицировать себя с другими, она пытается найти смысл в мире, который она считает пустым. Ее экзистенциальная тревога в конечном итоге принимает форму холодного, безразличного существа, которое намекает, что смерть Мэй не за горами. Это существо олицетворяет отчаяние, и ему поклоняется культ в городе, каждый член которого олицетворяет собственные сомнения Мэй. Культисты приносят жертвы существу, бросая вещи в «дыру в центре всего», ссылаясь на порочный круг беспорядочных попыток Мэй заполнить источник ее чувства пустоты.
С помощью своих друзей, выступающих за дружбу, любовь и другие значимые аспекты жизни, Мэй противостоит культу. Ее травмы в бою символизируют весь эмоциональный и психологический ущерб, который она перенесла из-за собственных сомнений, но она продолжает, несмотря на боль. Мэй преодолевает депрессию, отказываясь умирать и отказываясь от жизни. Затем ее травмы чудесным образом заживают, что является последним признаком того, что Мэй отпустила свою тревогу и решила жить дальше благодаря смыслу жизни, который она открыла для себя через друзей, семью и дом.
С появлением андроидов, офисных работников и их комбинаций видеоигры будут продолжать находить новые способы бросать вызов и удивлять нас творческими подходами к повествованию. Акцент экзистенциализма на выборе хорошо соотносится с интерактивностью видеоигр, смешивая игры и философию новыми мощными способами. Экзистенциальный кризис может сделать игру более значимой и запоминающейся для игроков — просто не вините нас, если покалывание никогда не покидает ваш позвоночник.