Друг в друге души не чают: Что значит выражение «Души не чаять»

Фразеологизм «души не чаять»

Фразеологизм «души не чаять» появился в русском языке еще несколько веков назад. Этот оборот не только активно используется в разговорной речи, но и встречается в классических литературных произведениях. Не зная его значение, легко неправильно понять суть сказанного или прочитанного. Итак, что же имеет в виду человек, употребляющий это устойчивое выражение, и откуда оно взялось?

«Души не чаять»: значение

Устаревший глагол «чаять» не является привычным для уха современного человека, так как уже давно не используется. Неудивительно, что речевой оборот «души не чаять» может показаться странным и даже лишенным смысла тому, кто не знает его смысла.

Запомнить значение устойчивого выражения легко, так как оно одно. Выражение означает сильную привязанность, любовь, доверие к кому-то: детям, родителям, мужу или жене и так далее. Подразумевается, что человек настолько расположен к кому-то, что замечает в нем одни достоинства, неосознанно игнорируя недостатки.

Интересно, что в роли объектов любви могут выступать не только люди, но и, к примеру, домашние питомцы. Тогда как по отношению к неодушевленным предметам такое выражение использовать не принято. Нельзя сказать, к примеру, что девушка души не чает в этом платье, даже если оно ей очень нравится и она его постоянно носит.

Позитивный и негативный смысл

Как правило, фразеологизм «души не чаять» употребляется в позитивном смысле. Скажем, мать, признаваясь в обожании, которое она испытывает к единственному ребенку, может говорить, что буквально души в нем не чает.

Однако фраза, в которой присутствует эта речевая конструкция, теоретически может содержать и упрек, претензию, недовольство. К примеру, говорящий не доволен тем, что кого-то любят слишком сильно, хотя объект любви этого не заслуживает. Или допустим, ему не по душе чья-то чрезмерная зацикленность на объекте любви. Оборот речи в негативном смысле может использоваться, когда речь заходит о непослушном, невоспитанном ребенке, которого чрезмерно балуют любящие родители.

Также выражение может использоваться при описании любви, которая давно осталась в прошлом или даже переросла в ненависть. Допустим, можно сказать, что братья души друг в друге не чаяли, пока не начали делить родительское наследство, что привело к конфликту.

Происхождение

Интересно и происхождение фразеологизма «души не чаять». Значение этой речевой конструкции объясняется выше, однако откуда же она взялась? Чтобы понять это, необходимо для начала разобраться в значении устаревшего глагола «чаять». Когда-то это слово активно использовалось в разговорной речи, в основном его любили представители низших слоев населения. Произошло оно от древнего глагола «чати», исчезнувшего еще раньше, который означал «думать, полагать, ожидать».

Многие филологи, размышляя над происхождением выражения «души не чаять», пришли к выводу, что здесь не обошлось и без слова «чуять». В старину этот глагол пользовался большой популярностью, означал «чувствовать». Вполне вероятно, что именно смешение глаголов «чаять» и «чуять» привело к возникновению фразеологизма, частица «не» в нем взяла на себя усилительную роль.

Употребление в литературе

Как уже было сказано, не только в разговорной речи встречается эта оригинальная речевая конструкция, происхождение которой по-прежнему остается предметом жарких дебатов. Оборот речи пришелся по душе многим известным поэтам и писателям, которые нередко использовали его в своих произведениях.

Листая романы, повести и рассказы, написанные в 18-19 веках, читая стихотворения, созданные в этот период, люди регулярно встречают устойчивое выражение «души не чаять». Значение фразеологизма не отличается от того, в котором он используется в речи наших современников. К примеру, речевой оборот можно обнаружить в рассказе Ивана Тургенева «Дворянское гнездо». Автор пишет, что «Марья Петровна души не чаяла в нем», именно пытаясь описать сильную любовь персонажа. Использует его и Мельников-Печерский в произведении «Бабушкины россказни», персонаж которого говорит, что «отец с матерью души не чаяли в единственной дочке Настеньке».

Синонимы-фразеологизмы

Конечно же, оригинальный речевой оборот легко заменить разнообразными синонимами, подходящими по смыслу. Это могут быть не только слова, но и выражения. Допустим, подходит с точки зрения значения конструкция «любить без ума». Эта фраза означает вовсе не то, что кого-то любовь в буквальном смысле лишила рассудка, сделала сумасшедшим. Так говорят, когда желают описать сильное чувство, которое погружает человека в состояние восторженности, обожания.

В роли синонима может выступать и речевой оборот «свет клином сошелся». Употребляя его по отношению к кому-то, человек фактически говорит: «Я в нем души не чаю». Что значит «свет клином сошелся»? Разумеется, речь идет о сильной любви, которая заставляет видеть в избраннике одни лишь положительные стороны, исключает возможность променять его на кого-то другого.

Еще один синоним, который при желании можно использовать вместо устойчивого выражения «души не чаять», рассматриваемого в этой статье, — «влюбиться без памяти». Эта речевая конструкция не имеет ничего общего с амнезией, традиционно употребляется при описании сильной любви.

Интересный факт

В разговорной речи многие известные фразеологизмы нередко употребляются в несколько видоизменном состоянии. Часто при этом меняется и значение, которое в них вкладывается. Не миновала эта участь и данный речевой оборот. Во время неформального общения можно услышать, как собеседник говорит: «В душе не чаю». Значение этого выражения абсолютно не связано с любовью, обожанием, доверием, восхищением. Употребляя его, говорящий подразумевает, что у него нет ответа на заданный ему вопрос. Часто этот оборот речи используется, когда человек хочет показать, что устал от расспросов и даже самого общения, желает сказать: «Оставь меня в покое».

Синонимы этой конструкции, сумевшие приобрести большую популярность в народе, выглядят следующим образом: «понятия не имею», «без понятия», «в душе не знаю». Конечно же, в словарях и справочниках конструкция «в душе не чаю» отсутствует, ведь так говорить неправильно.

ГБУ ТЦСО «Арбат» / Пресса о нас / САМАЯ ЭЛЕГАНТНАЯ И ПОЗИТИВНАЯ

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Территориальный центр социального обслуживания «Арбат»

Департамент труда и социальной
защиты населения города Москвы
+7 495 870 44 44 — единая
справочная служба

+7 495 870-44-44Заказать звонок

Версия
для слабовидящих

Москва. Центр
caoinform.moscow/samaya-elegantnaya-i-pozitivnaya/

Она вышла на сцену первой. В русском народном сарафане, в кокошнике, под русскую народную песню Наталья зажгла зал: зрители подпевали и подтанцовывали. В награду ей достались оглушительные аплодисменты и звание «Самой элегантной бабушки».

— Главное — участие, — признается Наталья. — Удивительная атмосфера конкурса — вот что самое ценное! По словам Ермилиной, нагрузка за несколько дней до финала была серьезной. Но эти хлопоты оказались радостными.

— Мне и выходить на сцену первой было нестрашно: я очень люблю выступать, — говорит Наталья.

Любимица Натальи — шестилетняя внучка Катя. Они друг в друге души не чают.

— Я стараюсь вложить в нее все, что у меня есть, — признается Ермилина. — Провожу много времени, вожу на кружки.

Внучка тоже любит танцевать. Наталья надеется, что в скором времени они смогут поставить совместный номер.

— Она за меня так болела, — вспоминает Ермилина. — Махала мне рукой, даже пыталась прорваться на сцену, и в результате ей это удалось! Несмотря на то что на свою «принцессу» у Натальи уходит много времени, о себе бабушка тоже не забывает. Ермилина в свои 66 лет продолжает работать — распространяет фотографии для средств массовой информации. С фотографиями и связана вся ее жизнь.

После окончания факультета журналистики МГИМО Наталья работала фоторедактором. Сама, признается, снимала редко, но все же случалось. Именно эти моменты в роли «человека с фотоаппаратом», признается она, — одни из самых ярких в ее жизни.

Самая элегантная супербабушка любит путешествовать и надеется, что внуков будет больше: у Натальи двое сыновей.

А пока супербабушка свои опыт и энергию посвящает единственной внучке, на собственном примере показывая, что после 60 лет жизнь только начинается!

 

КСТАТИ

Первый конкурс «Супербабушка» прошел в 2011 году. За это время за право выйти в финал боролись более шести тысяч москвичек. Каждая из участниц финала становится членом клуба «Московская супербабушка» .

Об учреждении

  • Общая информация
  • Документы
  • Обратная связь

Услуги

  • Бюджетные услуги
  • Платные услуги

Филиалы и отделения

  • ГБУ ТЦСО «Арбат»
  • Филиал «Тверской»
  • Филиал «Пресненский»

События

  • Новости
  • Мероприятия
  • Проверки

Проекты

  • Наши проекты

Медиа

  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Пресса о нас

Спиритуалистические истоки фразы «У тебя нет души.

Ты душа». | Мэтью Блок

Около полутора лет назад издание Простое Православие опубликовало статью Ханны Пекхэм о часто цитируемом выражении: «У тебя нет души. Вы душа. У тебя есть тело». В Интернете (и в печати) это часто приписывают К. С. Льюису, но на самом деле он никогда этого не говорил. На самом деле, как ясно показывает Простое Православие , это выражение появилось гораздо раньше, чем Льюис. Их пост восходит к 1892 Квакерское периодическое издание, в котором оно приписывается (из вторых рук и без источников) Джорджу Макдональду. [ОБНОВЛЕНИЕ: Спасибо Джереми Риосу, который в комментариях называет «Анналы тихого соседства » Макдональда в качестве источника этой ссылки. фраза, учитывая открытое восхищение последнего первым. Но, как ясно из поста, сам Льюис никогда не писал ничего даже близко похожего на эти слова.

Эта ссылка 1892 года, конечно, не является первым появлением выражения; мы находим похожие фразы в конце 19 века. Но, возможно, один из наиболее значительных ранних случаев его использования — по крайней мере, для понимания того, что первоначально означала эта фраза — произошел чуть более десяти лет назад. В начале октября 1881 года преподобный доктор Р. Торнтон представил доклад на церковном конгрессе англиканской церкви в Нью-Касле, во время которого он сказал: души, но что они души и имеют тела». Его лекция была, по-видимому, напечатана в The Guardian вскоре после этого, откуда он был воспроизведен в других публикациях в течение следующих нескольких недель: в Light: A Journal, посвященный высшим интересам человечества, как здесь, так и в будущем , в The Medium and Daybreak, и (частично) в Утренний свет. 1

Хотя Торнтон не первый, кто использует язык такого рода, 2 его статья, тем не менее, помогает объяснить, почему христианам сегодня следует опасаться его: а именно, потому что терминология вытекает из спиритических, а не христианских рамок . Торнтон, возможно, обращался к членам англиканской церкви, но на самом деле его статья была обсуждением спиритуализма — веры, которая в то время владела народным воображением. На самом деле, все три публикации, воспроизводившие лекцию в течение нескольких недель после церковного конгресса, являются спиритуалистическими публикациями ( Morning Light был сведенборгианским периодическим изданием, а Light и Медиум в большей степени были спиритуалистами).

В своей статье Торнтон стремится продемонстрировать точки сходства между спиритуализмом и христианством. Хотя он отмечает, что большая часть спиритуалистической доктрины противоречит учению церкви, Торнтон, тем не менее, предполагает, что «существует большая часть спиритуалистического учения, с которым христианин может самым искренним образом согласиться». В частности, утверждает Торнтон, христианам следует серьезно отнестись к тому, как спиритуалисты подходят к вопросу тела/души. «Мы [т.е. христианские служители] обычно напоминаем тем, кого учим, что они имеют бессмертную душу», — пишет Торнтон. «Мы слишком редко обращаем эту фразу и говорим им, что они являются настоящими духами, а имеют тело, содержащее бессмертную часть, чтобы подготовиться к бессмертию».

Торнтон пытается исправить одну ошибку — материализм, согласно которому тело — это личность, а душа — просто нечто, чем обладают. К сожалению, он делает это, создавая другой — гностицизм, в котором душа является личностью, а тело — простой одеждой. «Те, кто усвоил вместе с Сократом, что душа или, точнее говоря, дух есть сущность человека, — пишет он, — никогда не могли предположить, что существование реальности зависит от существования ее орудия». Безусловно, Торнтон отвергает тот «элемент высшего спиритуалистического учения», который предполагает, что тело является «отвратительным препятствием» для духа; он признает, что тело полезно как «инструмент для приобретения знаний» и действительно является «творением Бога». Но для Торнтона тело просто инструмент для работы души; это не обязательно. Это «истина, — пишет он, — что только к духовному может быть справедливо применен эпитет «реальный» даже здесь, внизу».

Торнтон ошибается. Для христиан тело является (и должно уважаться) неотъемлемой частью того, что значит быть человеком. В конце концов, когда Бог сотворил Адама, он сформировал его как физическое, так и духовное существо. Он взял физические элементы (пыль) и духовные элементы (собственное дыхание Бога) и создал из них одно существо. И эта двойственность не прекращается, когда мы покидаем этот мир, даже если смерть может привести к временному растворению тела и души. В конце концов, то, что было разделено, воссоединится. Вот почему мы исповедуем в символах веры, что верим в воскресение мертвых.

Христианство — это не просто духовное явление; речь идет не только о принятии одних доктрин и отвержении других. Это, конечно, часть, но это не вся картина. Бог знает, что мы являемся физическими существами в той же мере, в какой мы духовны, и поэтому Он приводит нас к пониманию обоими путями. Он дает нам Писания, настоящие слова, которые сотрясают воздух и достигают наших ушей. Он дает нам крещение, настоящую воду, которую мы можем коснуться и почувствовать, как она течет по нашей коже. Он дает нам Вечерю Господню, настоящий хлеб и вино, которые мы едим и пьем. И когда мы совершаем эти физические действия, Бог движется также и духовно: слова Писания призывают нас к вере, крещение дарует нам Святого Духа, а причастие предлагает самые настоящие Тело и Кровь Христа, которые приносят прощение, за которое они приобрели мы у креста.

Для христиан никогда не должно становиться вопросом или/или, когда речь идет о душе и теле; это и то, и другое. Мэтью Ли Андерсон хорошо выразился: «Вы — тело. Но ты тоже душа. И ваше человеческое процветание зависит от того, чтобы быть существом, воплощенным в душе».


1 В статье The Medium and Daybreak говорится, что текст исходит «от «Хранителя».

2 Ранее упомянутый пост Простое Православие находит соответствующее выражение в книге для детей 1876 года преподобного Уолшема Хоу. Как позже станет первым епископом Уэйкфилда. Сегодня его помнят за его гимны, в том числе «О всех святых».

Душа есть только у людей или у животных тоже?

Глаз белухи. Eric Kilby/Flickr

i

by Michael Jawer + BIO

Глаз белухи. Eric Kilby/Flickr

В просторечии слово «душа» всплывает повсюду. Мы можем говорить об огромной бездушной корпорации или описывать спортсмена как «сердце и душу» своей команды. Душевная музыка заставляет нас качаться. Мы хотим, чтобы наш любовник, телом и душой. В каждом случае «душа» означает глубокое чувство и основные ценности. «Чувства составляют основу того, что люди на протяжении тысячелетий называли… душой или духом», — красноречиво излагает нейробиолог Антонио Дамасио в своей новаторской книге 9.0009 Ошибка Декарта (1994).

Сегодня исследования все чаще показывают, что многие нечеловеческие существа чувствуют. Слоны, кажется, чувствуют горе, а дельфины и киты выражают радость или что-то очень похожее на это. Попугаи могут стать капризными, свиньи и коровы испуганными, цыплята огорченными, обезьяны, казалось бы, смущенными. Эксперименты показали, что крысы приходят в возбуждение, когда видят, как другим крысам делают операцию, и что, когда им показывают пойманного в ловушку товарища по лаборатории и кусочек шоколада, они освобождают своих заключенных в клетку собратьев перед едой. Есть даже свидетельства того, что крысам нравится, когда их щекочут.

Ничто из этого не станет неожиданностью для владельцев домашних животных или тех, кто наблюдал практически любые виды животных в течение любого периода времени. Наука заново открывает то, к чему пришел Чарльз Дарвин в своей книге «Выражение эмоций у человека и животных » (1872 г.): различия между людьми и другими видами в их способности чувствовать и выражать эмоции являются различиями в степени, а не в характере. . Отсюда недалеко до признания того, что у отдельных животных есть личности, и до того, чтобы считать, что они не просто живут — у них есть жизнь.

Можно даже утверждать, что другие существа более осведомлены о чувствах, чем люди, потому что они обладают первичной формой сознания: они осознают себя и свое окружение, но менее обременены такими сложностями, как размышления и размышления, которые типичны для человеческое сознание. Они живут ближе к кости, так сказать. Джеффри Массон, автор книги «Когда слоны плачут » (1995), заметил, что животные обладают чувствами «неразбавленной чистоты и ясности» по сравнению с «кажущейся непрозрачностью и недоступностью человеческих чувств». полный спектр чувств, встречающихся в животном мире. Как отмечает этолог Общества защиты животных Джонатан Бэлкомб: «В свете их иногда очень разных условий жизни и сенсорных возможностей другие виды могут испытывать некоторые эмоциональные состояния, которых нет у нас» 9.0013

Чувствительность — способность организма чувствовать — необходима для жизни. Если у людей есть души, они должны быть больше связаны с разумом, чем с сознанием. Нами движет гораздо больше страсть, чем интеллект — то, что мы чувствуем глубоко, и есть то, что движет нами, к добру или к злу. В своей книге «Удовольствие : творческий подход к жизни » (1970) покойный психоаналитик Александр Лоуэн размышлял об этих связях, предположив, что «Душа человека находится в его теле». Через свое тело человек является частью жизни и частью природы… Если мы отождествляемся со своими телами, у нас есть души, ибо через наши тела мы отождествляемся со всем творением»9.0005 Пока мы живы и, следовательно, чувствуем, мы связаны друг с другом и с миром природы. Одним словом, мы одухотворены.

Существует множество экстраординарных примеров одушевления среди нечеловеческих животных. Этолог Адриан Кортландт однажды наблюдал, как дикий шимпанзе в Конго «смотрел на особенно красивый закат в течение полных 15 минут, наблюдая меняющиеся цвета», при этом отказываясь от ужина. В других местах африканские слоны, принадлежащие к одному семейству или группе, приветствуют друг друга после разделения громким хором грохота и рева, когда они мчатся вместе, хлопая ушами и вращаясь по кругу.

Благодаря Интернету существует постоянный поток примеров животных, демонстрирующих сострадание, от обезьяны, спасающей ворону, до гориллы, защищающей трехлетнего мальчика, когда он упал в ее вольер. Особенно поразительный случай благодарности животных произошел в 2005 году у побережья Калифорнии, где была найдена самка горбатого кита, запутавшаяся в нейлоновых веревках, которыми пользовались рыбаки. Как рассказывает Франс де Ваал в книге «Эпоха эмпатии: уроки природы для детского общества» (2009): «Веревки впивались в ворвань, оставляя порезы. Единственный способ освободить кита — нырнуть под воду, чтобы перерезать веревки». Водолазы потратили час на выполнение этой задачи, особенно рискованной, учитывая огромную силу хвоста животного. «Самое примечательное произошло, когда кит понял, что он свободен. Вместо того, чтобы уйти со сцены, она околачивалась поблизости. Огромное животное плавало по большому кругу, осторожно приближаясь к каждому ныряльщику в отдельности. Она ткнулась носом в одного, затем перешла к следующему, пока не коснулась их всех».

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *