Держи подальше мысль от языка а необдуманную мысль от действий смысл высказывания: Уильям Шекспир «Держи подальше мысль от языка…»

Мудрые высказывания великих людей про мысль, стр. 6.

Мудрые афоризмы и высказывания великих людей про мысль, стр. 6.

Показано 151-180 из 303


Сортировка: Нет Популярность А-Я Длина

Like

+

93

А может быть, мы только чье-то воспоминание?

• Станислав Е. Лец

Воспоминания, Мысль

Like

+

89

Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества.

• Филип Д. С. Честерфилд

Мысли и Поступки, Мысль

Like

+

73

Держи подальше мысль от языка, а необдуманную мысль — от действий.

• Уильям Шекспир

Жизнь, Мысль

Like

+

89

Перестав быть спорной, мысль перестает быть интересной.

• Уильям Хэзлитт

Мысли и Поступки, Мысль, Спор

Like

+

97

Человеческие мысли — детские игры.

• Гераклит Эфесский

Мысль

Like

+

81

Мысли тоже рождаются, как живые дети, и их тоже долго вынашивают, прежде чем выпустить в свет.

• Михаил М. Пришвин

Мысли и Поступки, Мысль

Like

+

88

Честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой, стремиться к ней, находить ее любой ценой, гнушаться легких и удобных половинчатых решений, унизительной лжи. Иметь смелость искать, судить и решать самому. Иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком.

• Ромен Роллан

Быть человеком, Мысль, Самостоятельность, Человечество и Человек

Like

+

110

Я всегда предпочитала заставлять спать, а не лишать сна, заставлять есть, а не лишать аппетита, заставлять мыслить, а не лишать рассудка. Я всегда предпочитала давать — избавлять, давать — получать, давать — иметь.

• Марина И. Цветаева

Аппетит, Мысль, Предпочтение

Like

+

103

Если хотите высказывать серьезные мысли, отучитесь сперва болтать вздор.

• Вовенарг Люк де Клапье

Мысли и Поступки, Мысль

Like

+

79

Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели! Чтобы поймать одну овцу, волчица гоняется за несколькими. Орел налетает разом на нескольких птиц. Пусть и хорошенькая женщина выставляет себя напоказ — быть может, из многих она увлечет хоть одного! Всюду она должна стараться нравиться и все мысли посвятить заботе о привлечении большого числа поклонников. Везде решающее значение имеет случай, поэтому у тебя всегда должна быть закинута удочка: рыба попадается и на такой глубине, на какой ты меньше всего ожидаешь ее встретить.

• Публий Овидий Назон

Мысль, Орёл, Птицы, Случай

Like

+

92

Печальные мысли — как туман. Взошло солнце — и они рассеялись

• Эрнест М. Хемингуэй

Мысль

Like

+

100

Мысль, которая не опасна, недостойна того, чтобы называться мыслью. Я мыслю, как мне только захочется, уверенный в том, что природа поправит меня и покажет, как надо мыслить…

• Оскар Уайльд

Мысли и Поступки, Мысль

Like

+

94

Ученые те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают.

• Владимир И. Вернадский

Идея, Мысль, Ученые

Like

+

82

Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли.

• Ральф У. Эмерсон

Мысль, Талант и Гениальность

Like

+

88

Может ли даже очень даровитый и наделенный незаурядными способностями человек не преисполниться сознанием своего ничтожества при мысли о том, что он умрет, а в мире никто не заметит его исчезновения и другие сразу займут его место?

• Жан де Лабрюйер

Исчезновение, Мысль, Человек

Like

+

95

Алкоголь усиливает желание, но препятствует его осуществлению.

• Уильям Шекспир

Алкоголь, Классика, Мысль

Like

+

85

Можно, конечно, сказать неправду, приняв ее за истину, но с понятием «лжец» связана мысль о намеренной лжи.

• Блез Паскаль

Ложь, Мысль

Like

+

87

Подкиньте человеку мысль, что он поступает благородно, и вы удивитесь, сколько грязи выльет он на других, причем с удовольствием.

• Айзек Азимов

Благородство, Грязь, Мысль

Like

+

94

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

• Александр С. Пушкин

Жизнь и Смерть, Мысль

Like

+

86

Разные мысли толкутся в голове. Некоторым удается найти выход.

• Станислав Е. Лец

Выход, Мысль

Like

+

81

Есть мысли мужские, женские и неопределенного рода. Последние — не дети двух первых. Обычно их подбрасывают завернутыми в газету.

• Станислав Е. Лец

Газета, Мысль, Пресса

Like

+

83

Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов… Истина нередко в большем объеме открыта этим научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли.
Конечно, не все группы и лица, стоящие в стороне от научного мировоззрения, обладают этим великим прозрением будущего человеческой мысли, а лишь некоторые, немногие. Но настоящие люди с максимальным для данного времени истинным научным мировоззрением всегда находятся среди них, среди групп и лиц, стоящих в стороне, среди научных еретиков, а не среди представителей господствующего научного мировоззрения. Отличить их от заблуждающихся не суждено современникам.

• Владимир И. Вернадский

Личность, Мировоззрение, Мысль, Ученые, Шаг

Like

+

99

Никакие законы, никакие меры, придуманные людьми, не могут предотвратить нравственное убийство, убийство словом.

• Оноре де Бальзак

Мысль, Слово

Like

+

101

Человек в религии имеет глаза, чтобы не видеть, чтобы оставаться слепым; он имеет разум, чтобы не мыслить, чтобы оставаться глупым.

• Людвиг А. фон Фейербах

Бог и Религия, Мысль

Like

+

98

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую.

• Василий О. Ключевский

Мысль, Слово

Like

+

81

Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл.

• Франц Кафка

Вслух, Мудрость, Мысль

Like

+

82

Нравственная сила, как и мысль, безгранична.

• Оноре де Бальзак

Мысль, Нравственность

Like

+

87

Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом, пиши романы.

• Альбер Камю

Мысли и Поступки, Мысль, Образ, Роман

Like

+

92

Армяне всегда жили под властью правителей, служивших отличной от армянской религии. В результате они превратились в людей, скрывающих свои мысли, чувства и намерения, превратились в мошенников и лжецов.

• Александр Дюма (отец)

Люди, Мысль

Like

+

89

Глупость не освобождает от необходимости мыслить.

• Станислав Е. Лец

Глупость, Мысль, Освобождение

Топ 10 авторов

Омар Хайям525
Игорь М. Губерман726
Станислав Е. Лец805
Марк Туллий Цицерон410
Адольф Гитлер46
Александр С. Пушкин270
Оскар Уайльд459
Ошо462
Сенека Луций Анней421
Иоганн В. Гёте372

Больше популярных авторов

Топ 10 тем

Ценности177
Самолет21
Мотивирующие цитаты880
Любовь к себе31
Вор33
Война309
Родина112
Любовь3807
Врачи98
Дочь40

Больше популярных тем

Цитаты из книги Шекспира Гамлет (100 цитат) 📃

Уильям Шекспир считается одним из известнейших английских писателей специализировавшихся на драматургии. Не просто так его считают одним из лучших в своем жанре. Его имя, в первую очередь, у многих ассоциируется с произведением «Гамлет». Тем, кто его не читал, рекомендуется восполнить пробел, а пока можно ознакомиться с подборкой цитат. Цитаты из книги Шекспира Гамлет собраны в этом разделе.

Что значит человек, Когда его заветные желанья – Еда да сон? Животное – и все.

Мы знаем, что мы есть, но не знаем, чем мы можем быть.

Но, видит Бог, излишняя забота — Такое же проклятье стариков, Как беззаботность – горе молодежи.

Можно улыбаться, улыбаться и быть подлецом.

Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить!

Распалась связь времён.

Так создан мир: что живо, то умрет И вслед за жизнью в вечность отойдет.

Вбирай все мненья, но храни своё.

Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Советы принимай от всех дающих, но собственное мнение береги.

Из жалости я должен быть суровым.

Когда пылает кровь, как щедр язык на клятвы!

Кто волей слаб, страдает больше всех.

На удочку насаживайте ложь И подцепляйте правду на приманку.

Покамест травка подрастёт, лошадка с голоду умрёт.

Слова парят, а чувства книзу гнут.

А слов без чувств вверху не признают.

Подарок нам не мил, когда разлюбит тот, кто подарил.

Влиятельных безумцев шлют в тюрьму.

Ты в силе – и друзей хоть отбавляй, Ты в горе – и приятели прощай.

А впрочем, что ж, на свете нет чудес:
Как волка ни корми, он смотрит в лес.

А если тебе непременно надо мужа, выходи за глупого: слишком уж хорошо знают умные, каких чудищ вы из них делаете.

Не может жизнь по нашей воле течь. Мы, может статься, лучшего хотим, Но ход событий не предвосхитим.

Если обходиться с каждым по заслугам, кто уйдет от порки?

В иных делах стыдливость и молчанье Вреднее откровенного признанья.

Молодости свойственно грешить поспешностью.

Ибо сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке.

Ускорить месть. Что значит человек, Когда его заветные желанья — Еда да сон? Животное – и всё.

Быть честным — по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч.

Рост жизни не в одном развитье мышц. По мере роста тела в нем, как в храме, Растет служенье духа и ума.

В уме нечутком не место шуткам.

Бедный Йорик!

О женщины, вам имя – вероломство!

Держи подальше мысль от языка, а необдуманную мысль от действий.

И дальше тишина.

Так создан мир: что живо, то умрет И вслед за жизнью в вечность отойдет.

О женщины, вам имя — вероломство!

Как часто нас спасала слепота,
Где дальновидность только подводила.

Как волка ни корми, он смотрит в лес.

Краткость есть душа ума,
А многословье — бренные прикрасы.

Но вижу я, в вас скорби маловато!

Тобою выбранных, испытанных друзей
Свяжи с собой, как обручем стальным,
Но не мозоль ладони, первым встречным
Давая руку.

О, что за гордый ум сражён!

Разбейся, сердце, молча затаимся.

Засыпь хоть всей землей
Деяния тёмные, их тайный след
Поздней иль раньше выступит на свет.

О женщины, вам имя — вероломство!

И заруби-ка вот что на носу: Заветным мыслям не давай огласки, Несообразным – ходу не давай, Будь прост с людьми, но не запанибрата.

Пример примерных — пал, пал до конца.

У каждой страсти собственная цель, Но ей конец, когда проходит хмель.

Нет совести — прикиньтесь, будто есть.

Мне жизнь моя дешевле, чем булавка,
А что он сделает моей душе,
Когда она бессмертна, как и он?

«Hе верь дневному свету, Не верь звезде ночей, Не верь, что правда где-то, Но верь любви моей.

Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше.

Застенчивость – наш лучший опекун.

Ты повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду пятна черноты, и их ничем не смыть!

Привет вам, Розенкранц и Гильденстерн!

Что значит человек, Когда его заветные желанья — Еда да сон? Животное – и всё.

Спасая близких, действуй без опаски:
Таить любовь опаснее огласки.

Не пей вино, Гертруда!

Ведь в женщине любовь и страх равны:
Их вовсе нет, или они сильны.

Она к нему тянулась, как если б голод только возрастал от насыщенья.

Пока он жив, нет жизни для меня.

Но видит Бог, излишняя забота
Такое же проклятье стариков,
Как беззаботность — горе молодежи.

Великие в желаниях не властны.

ибо сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке.

Безумье сильных требует надзора.

Ты в силе – и друзей хоть отбавляй, Ты в горе – и приятели прощай.

Кто поселял в народах страх,
Пред кем дышать едва лишь смели,
Великий цезарь — ныне прах,
И им замазывают щели.

Нет в Дании такого негодяя,
Который дрянью не был бы притом.

Замкну в душе, а ключ Возьми с собой.

Если это безумие, то в нем есть система.

А впрочем, что ж, на свете нет чудес: Как волка ни корми, он смотрит в лес.

Горацио, остались ещё вещи меж небом и землёй что не подвластны философии людской.

Горацио, остались ещё вещи меж небом и землёй что не подвластны философии людской.

Природа всегда возьмёт своё.

Да, сэр. Быть честным – по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч.

Если обходиться с каждым по заслугам, кто уйдет без порки?

Подгнило что-то в Датском королевстве.

Король не спит и пляшет до упаду, И пьет, и бражничает до утра,

К несчастью, да – обычай, и такой, Который лучше было б уничтожить,

Где чувство в силе, страшно пустяка;
Где много любят, малость велика.

Нет надобности в духах из могилы Для истин вроде этой.

Страшится или любит женский пол –
в нем все без меры, всюду пересол.

Ссор остерегайся; если ж
Поссорился, держится до конца,
Чтобы противник твой тебя остерегался.

Зачем приехали вы в Эльсинор? Тут вас научат пьянству.

Развал в стране и всё в разъединенье,

Используйте этот простой для запоминания ритуал когнитивно-поведенческой терапии, чтобы остановить нежелательные мысли

В течение многих лет у меня возникали нежелательные мысли. Я избавлю вас от ужасных подробностей, но есть вероятность, что вы или кто-то, кого вы любите, знаете, насколько плохим может быть разум. На самом деле, мы знаем гораздо больше, чем когда-либо прежде, о том, через какую боль проходят люди. Вот несколько примеров:

  • Индустрия онлайн-консультаций продолжает неуклонно расти вместе с Интернетом.
  • Многие психологи приобрели большое количество подписчиков на таких платформах, как YouTube.
  • Древние стратегии силы духа, такие как стоицизм, переживают возрождение популярности.

Лучшая часть? Вы можете быстро освоить два научно обоснованных способа остановки нежелательных мыслей. Несмотря на то, что вам всегда следует согласовывать любую технику с врачом или квалифицированным консультантом, эти техники просты в освоении и доставляют удовольствие. Дело в том, что я только начал использовать их сам, потому что данные слишком надежны, чтобы не попробовать их. Так что, если вы настроены скептически, это на самом деле хорошо, и в этой статье я поделюсь доказательствами, подтверждающими, как и почему эти методы работают.

КПТ: краткая история использования мыслей для улучшения разума

Существует древняя пословица, которая гласит: «Разум — прекрасный слуга, но ужасный хозяин». Другими словами, мы часто позволяем своему разуму подталкивать нас и «овладевать» нашим опытом. На самом деле мысли — это всего лишь ментальное содержание, которое проявляется в сознании. Мы можем заставить их «служить» нам очень эффективными и действенными способами. Возможно, ментальные техники, которые сейчас называются когнитивно-поведенческой терапией , развились на протяжении тысячелетий из философских школ, обычно связанных с духовностью:

  • Адвайта Веданта
  • Дзен
  • Герметические традиции
  • Йога

Но только в 1955 году, когда Альберт Эллис кодифицировал РЭПТ, возникли светские и научные средства использования мыслей для улучшения умственного опыта. Между РЭПТ и КПТ есть несколько различий, но влияние Эллиса очевидно. Короче говоря, его работа помогла людям сосредоточиться в первую очередь на «их беспокойстве по поводу того, что их беспокоят» (Альберт Эллис Ридер xvi). Как заметил Эллис, именно его знание этих более ранних традиций, а не то, что делали другие психотерапевты, помогло ему увидеть, что многие люди страдают больше от определенных мыслей, чем от самих мыслей. Со времен Эллиса когнитивно-поведенческая терапия стала общепризнанной школой, и все, от профессоров, таких как Брене Браун, до телеведущих, таких как Дэн Харрис, делились научно подтвержденными мыслительными процессами, которые дают надежные терапевтические результаты.

Какие мысли работают?

Загвоздка во всем, что подтверждено научно, заключается в том, что человеку все еще нужно хотеть использовать методы. В течение многих лет я знал о некоторых из них по многим часам, проведенным с очень хорошими терапевтами. Но, как я говорил в «Победоносный разум» , я был таким хроническим «помешанным на контроле», что не давал ни им, ни их исследованиям презумпции сомнения. В результате я страдал гораздо дольше, чем нужно. Однако мне повезло, что в конце концов наука победила, потому что я наконец нашел книгу, которая говорила на моем родном языке.

Друг посоветовал мне прочитать книгу доктора Гэри Вебера « Эволюция за пределами мысли », потому что Вебер выучил наизусть кое-что из древнего санскрита, чтобы справиться со своими непослушными мыслями. Поскольку я знаю, как быстро запоминать что угодно, и поскольку Вебер говорил об этих древних текстах в научных терминах, я попробовал эти методы. В конечном счете, те мысли, которые я научился применять, по своей природе являются саморефлексивными. Они обращают внимание на природу самих мыслей.

Особенно полезными оказались два: Полезны ли мои мысли? Как они себя ведут? Хотя я люблю изучать языки и лично получаю удовольствие от декламации на санскрите, я не вижу причин, по которым санскрит необходим. Однако вполне вероятно, что польза для мозга, связанная с изучением языка, способствует улучшению исполнительного контроля. Изучение языка также может помочь отфильтровать ненужные слова, а работа на другом языке, безусловно, добавляет позитивного отвлечения.

Полезны ли мои мысли? Преимущества саморефлексивного мышления 

Я считаю, что такие простые вопросы, как этот, помогают, потому что они привлекают ваше внимание к тому, что по сути представляет собой странную петлю.

Например, у меня в голове были бесконечные споры с людьми. Если бы все пошло не так, как мне хотелось, часы внутреннего обсуждения были бы потрачены впустую на воспроизведение альтернативных версий того, что я помнил.

Но когда я выучил эти простые вопросы, я смог пнуть ногой в щель между словами, бурлящими в моей голове.

Вопрос: «Полезны ли эти мысли?»

Ответ: «Нет. Я говорю сам с собой о прошлом и ситуации, которую нельзя изменить».

Вопрос: «Как ведут себя эти мысли?»

Ответ: «Как маленький расстроенный ребенок, которому нужно вздремнуть».

Когда мы начинаем рефлекторно распознавать мысли, мы получаем ключи к тому, как мы можем изменить поведение, связанное с мышлением. У доктора Вебера есть много других полезных вопросов, подобных этим, в книге «Эволюция за пределами мысли», но эти два сами по себе действительно полезны. Я извлек из них так много пользы, что на их основе я построил полное выступление на TEDx Talk. Некоторые отмечают, что эти вопросы напоминают четыре основных вопроса, которым учила Байрон Кэти:

  • Это правда?
  • Можете ли вы точно знать, что это правда?
  • Как вы реагируете, что происходит, когда вы верите в эту мысль?
  • Кем бы вы были без мысли?

В конце концов, каждый человек должен выяснить, какие мысли он примет, чтобы бороться со своими нежелательными мыслями. Это не обязательно должны быть вопросы. Работа с квалифицированным терапевтом может помочь вам прийти к тому, что будет лучше всего работать для вас, и как развивать новое ментальное содержание, которое вы используете с течением времени.

Как запоминать новые, желанные мысли

Поскольку многие люди, страдающие от нежелательных мыслей, неизбежно забывают новое умственное содержание, которое может им помочь, вот совет: превратите свой дом во Дворец памяти. Что такое Дворец памяти? Это мысленное воссоздание вашего дома или другого знакомого здания. На самом деле их может быть несколько, включая свой офис, школу и торговый центр. Я предлагаю людям нарисовать простые планы для начала. Вот так:

Как видите, не обязательно быть великим художником. Вы просто наметите путь и перечислите «Станции», где вы будете оставлять информацию о «путешествии».

Допустим, вы хотите запомнить: «Полезны ли мои мысли?»

Для этого выберите место в доме, например, кухню. Вероятно, вы можете свести вопрос к одному слову: полезно.

Чтобы запомнить его, создайте ассоциацию. Обычно мы делаем это на основе звука. Например, вы можете представить себе, как Нил Армстронг водружает флаг США на вашей кухонной стойке. (Звук US похож на «полезный».) 

Вы даже можете себе представить, как Армстронг спрашивает флаг, полезны ли его мысли, чтобы действительно составить его домой. Поскольку делать это довольно глупо, вы, скорее всего, запомните и изображение, и связанный с ним вопрос.

Как добавить положительный эффект

Техника Дворца Памяти существует уже тысячи лет. Хотя он в основном известен студентам-медикам и участникам соревнований по запоминанию, исследователи все еще находят для него новые применения. Доктор Тим Далглиш — один из таких исследователей. Как показали его исследования, использование этой техники помогает людям лучше справляться со всем, от посттравматического стрессового расстройства до депрессии. В своей работе он называет эту технику методом локусов, что указывает на ту же стратегию использования мест, связанных вместе с образами, чтобы помочь нам запомнить слова, идеи или процессы.

Но доктор Далглиш делает еще один шаг вперед, стратегия, которая помогла облегчить мои страдания от хронической боли и клинической депрессии. И преимущества возникают точно так же, как убедительно показывают результаты его исследований, для большинства людей, практикующих эту технику. В своем исследовании он обнаружил, что накопление положительных воспоминаний в путешествии по Дворцу Памяти и их вспоминание во времена бедствия значительно улучшились. Еще до знакомства с его работой я заметил пользу для настроения от использования этих процессов, когда учился в аспирантуре.

Чтобы использовать эту технику, представьте, что счастливые воспоминания распределяются по разным частям вашего дома. Если времена станут тяжелыми, мысленно войдите в свой Дворец Памяти. Начните с первого воспоминания и повторите столько, сколько необходимо. Вскоре вы, вероятно, почувствуете душевное облегчение. Вот пример, чтобы сделать процесс конкретным. В моем Дворце памяти, вдохновленном Далглишом, у меня есть: 

  • Воспоминание о выполнении фокусов для моего аспирантского комитета после того, как я успешно защитил докторскую диссертацию
  • Воспоминание о встрече с женой
  • Воспоминание об особенно успешном концерте с моей группой
  • Воспоминание о том, как некоторые из моих книг преуспели в рейтинге Amazon

Я использую эту технику больше, когда у меня возникают подсказки о настроении, и сохраняю вопросы, когда у меня возникают нежелательные мысли. Но, конечно, не существует стандартного подхода, и чем больше у нас инструментов, тем легче мы можем найти свой личный терапевтический стиль.

Как не забывать использовать приемы

Опять же, я думаю, что все начинается с желания увидеть изменения в своей жизни и принятия стратегии. После этого наука о памяти ясно дает понять, что вам необходимо выработать привычки, укрепляющие вашу процедурную память. Ничего не происходит на автопилоте, но, как показали исследования многих недавних книг, таких как Atomic Habits , The Talent Code и 59 Seconds , как только ваши нейроны окутаны достаточным количеством дофамина и миелина, вы практически жаждете этого процесса.

Это похоже на то, как люди начинают хотеть тренироваться в тренажерном зале, даже если это сложно. В конце концов, эти техники очень напоминают медитацию. И там, многие исследования показывают, что нужно практиковать по крайней мере четыре раза в неделю, чтобы получить пользу. Некоторые исследования даже показывают, что при таком минимальном количестве практики результаты могут начать появляться довольно быстро.

Если вы чем-то похожи на меня, вы можете начать тренироваться четыре раза в час. Судя по моему опыту работы с этими техниками, такое количество практики вполне нормально. На самом деле, это было более чем нормально, и до сих пор ежедневно приносит благословенное облегчение. И я очень ценю то, что могу делать все это, основываясь на науке, оставаясь при этом очарованным тем, как долго все эти методы были с нами.

Энтони Метивье является основателем метода магнитной памяти, систематического подхода 21-го века к запоминанию словарного запаса иностранного языка, снов, имен, музыки, поэзии и многого другого простым, элегантным, эффективным и веселым способом.

ОСНОВЫ РАЗУМА: СВЯЗЬ ЯЗЫКА И МЫСЛИ | Университет Коч | Университет Коч

Автор: доц. Проф. Тильбе Гёксун / Колледж социальных и гуманитарных наук, кафедра психологии

Как мы мыслим без языка? Какие взаимодействия вовлечены в сложные отношения между языком и мышлением? Те же ли пределы нашего языка, что и пределы нашего мышления?

Связь между языком и мышлением обсуждалась и исследовалась широким кругом ученых, включая лингвистов, философов, когнитивистов, психологов и антропологов. Язык — это символический инструмент, который мы используем для передачи наших мыслей, а также для представления наших когнитивных процессов. Язык — это зеркало мышления, и это один из способов, которыми мы сообщаем о нашем богатом когнитивном мире. Как предполагает Витгенштейн, мы можем видеть мир в границах нашего языка, и мы так думаем. Следовательно, мы можем утверждать, что язык, на котором мы говорим, не только облегчает мысленное общение, но также формирует и разнообразит мышление.

Можем ли мы понять понятие, которого нет в нашем языке? Например, немецкое слово «schadenfreude» состоит из слов «schaden (зло)» и «freude (удовольствие)» и означает «быть довольным, потому что другие испытывают плохие вещи.» Означает ли это, что мы не понимаем этого чувства, или мы его не испытывали, потому что ни одно слово в английском языке не имеет такого же значения? Прежде всего, как мы можем мыслить без языка? Что еще более важно, можем ли мы даже думать?

Мы можем говорить о трех различных взаимодействиях, когда исследуем сложные отношения между языком и мышлением. Во-первых, существование языка как познавательного процесса влияет на систему мышления. Во-вторых, мышление предшествует языку, и изучение языка взаимодействует с концептуальным процессом, который формируется до использования языка. В-третьих, каждый разговорный язык может влиять на систему мышления. Здесь мы обсудим эти три взаимодействия в следующих подразделах: «мышление без языка», «мышление до языка» и «мышление с помощью языка».

МЫШЛЕНИЕ БЕЗ ЯЗЫКА

В отличие от животных, люди используют язык как для общения, так и для символического мышления. Это усиливает аргумент о том, что язык способствует формированию понятий. Известно, что животные тоже тщательно общаются, подают предупреждающие сигналы в случае опасности, имитируют звуки и общаются с помощью жестов рук, как это наблюдается у приматов. Тем не менее считается, что такие процессы, как причинно-следственные связи и признание чужих мыслей, требований и целей, более развиты у людей. Например, слабослышащие дети, рожденные от слышащих родителей, иногда осваивают жестовый язык с опозданием. Такие дети могут общаться с людьми в доме, используя знаки, которые они развивают. Однако только с опозданием они усваивают слова для описания абстрактных когнитивных и эмоциональных понятий, таких как понимание, мышление и чувство. Кроме того, показано, что им требуется больше времени, чтобы понять понятие разума, по сравнению с их сверстниками, которые могут слышать и выражать абстрактные слова.

Другой пример касается понимания чисел. Племя пираха на Амазонке использует ограниченное количество слов для описания чисел. Племя использует специальные слова для 1, 2 и 3. Они обозначают любое число больше 3 как «много». Исследования, проведенные с этим племенем, показывают, что члены испытывают трудности в числовых тестах, особенно в расчете абсолютных размеров. Лишение системы счисления в языке, по-видимому, влияет на процессы вычисления.

В отличие от этих примеров мы видим, что мышление продолжается без словесного языка. Например, люди с афазией, у которых проблемы с речью из-за повреждения головного мозга, могут иметь сложные структуры мышления, несмотря на проблемы с их способностями выражать свои мысли. Наше исследование, проведенное с пациентами с травмами головного мозга, показывает, что они могут выражать свои мысли невербальным языком, когда у них нет концептуальных проблем. Например, если в мозгу все еще есть пространственные знания, они могут описать маршрут жестами рук, когда их об этом попросят.

Исследования показывают важность языка, особенно языка, описывающего понятия, в возникновении когнитивных процессов. Несмотря на то, что язык и мышление тесно связаны друг с другом, выражение мысли не всегда достигается словами. Люди с проблемами речи могут выражать свои мысли другими способами, используя невербальное общение.

МЫШЛЕНИЕ ДО ЯЗЫКА

Лучшим примером для понимания того, существуют ли мыслительные или когнитивные процессы до появления языка, является исследование понимания младенцами понятий и того, как они могут меняться в зависимости от языка. Младенцы могут классифицировать объекты и действия, понимать причинно-следственную связь между событиями и видеть цели в движении. Недавние исследования репрезентации действий и пространственных концепций показали, что репрезентация универсальных и общеязыковых действий младенцев продуктивно меняется при изучении родного языка. Например, в языках используются предлоги для выражения отношений между объектами, т. е. в, на, под. Однако языки также различаются тем, как они используют эти отношения. Одно из наиболее важных исследований предполагает, что младенцы могут различать понятия, выраженные такими предлогами, как сдерживание (в) и поддержка (на). Корейский язык определяет характер этих отношений сдерживания и поддержки, используя тесноту отношений между объектами: тесные или свободные. Например, карандаш в коробке размером с карандаш представляет собой тесные отношения, а карандаш в большой корзине — свободные отношения. Это не возможная кодировка на английском языке. Было обнаружено, что хотя пятимесячные младенцы в США были чувствительны к тесно-рыхлой связи между предметами, они потеряли эту чувствительность примерно в возрасте 2,5 лет. Тот же эксперимент, повторенный с корейскими детьми, показал, что они были чувствительными как до, так и после изучения языка.

Короче говоря, в то время как дети универсально воспринимают различные отношения понятий, они различают понятия, выраженные на их родном языке, и теряют чувствительность в различении других по мере того, как они изучают свой родной язык. Однако, когда они вырастут, они все еще могут усвоить такие различия, если будут обращать внимание или если они будут обучены этому.

МЫШЛЕНИЕ ЯЗЫКОМ

В конце 1800-х годов антрополог Франц Боас заложил основы культурной относительности. Согласно этой точке зрения, люди видят и воспринимают мир в границах своих культур. Роль антропологии состоит в том, чтобы исследовать, как люди обусловлены своей культурой и как они по-разному взаимодействуют с миром. Предполагается, что для понимания таких механизмов необходимо изучить их влияние на культуру и язык. Отражением этого взгляда в отношениях между языком и мышлением является гипотеза лингвистического детерминизма, выдвинутая Эриком Сафиром и Бенджамином Ли Уорфом. Эта гипотеза предполагает, что мысль возникает только под влиянием языка, а понятия, которые, как считается, существуют даже в младенчестве, исчезают из-за изученного языка. Эта гипотеза выстраивает полюс среди разнообразных взглядов на взаимодействие языка и мысли. Сегодня мы видим отражение этой гипотезы в нескольких взглядах. Одной из них является гипотеза лингвистической относительности, которая предполагает, что языки различаются в зависимости от их языковых структур, а также слов, из которых они состоят.

Согласно гипотезе лингвистической относительности, язык, на котором мы говорим, меняет наше восприятие мира и формирует наши представления. Короче говоря, язык используется не только для целей общения. С этой точки зрения люди, говорящие на разных языках, имеют разные взгляды на мир. Например, русский и греческий языки детально определяют оттенки зеленого и синего, и люди, говорящие на этих языках, могут различать такие оттенки гораздо легче и быстрее. Более ярким примером могут служить языки, в которых пол используется для идентификации объектов. Такие языки, как испанский, французский и немецкий, приписывают объектам пол. Что еще интереснее, объект с женским аффиксом в одном языке может иметь мужской аффикс в другом языке. Например, слово «ключ» имеет мужской аффикс в немецком языке и женский аффикс в испанском. Точно так же слово «мост» имеет женский аффикс в немецком языке и мужской аффикс в испанском языке. В каком-то смысле это случайные совпадения. Люди с родными языками, такими как немецкий или испанский, сдают тест на английском как на втором языке. Некоторым именам собственным (например, Том, Кэти) сопоставляются разные имена объектов, и участников просят выучить эти соответствия. Некоторые совпадения совпадают с их родным языком (если немецкий, Том — Ки, оба мужского пола), а некоторые совпадения неконгруэнтны (Том — Бридж: мужской и женский). Результаты показывают, что людям трудно заучивать неконгруэнтные совпадения, и поэтому на их механизмы внимания могут влиять специфические структуры их языков. Важным выводом является то, что этот эффект может быть заметен и наблюдаться даже в тесте, проводимом на втором языке участников. В языке есть некоторые понятия или совпадения.

Другие гипотезы об «отношении между языком и мышлением» предполагают, что язык не оказывает существенного влияния на понятия при мышлении. Согласно этой точке зрения, язык, на котором мы говорим, косвенно и/или временно влияет на наши когнитивные процессы. Символы, специфичные для языка, могут влиять только на онлайн-мышление. Говоря, люди неизбежно используют понятия, выраженные на их языке. Однако недавние исследования показывают, что у людей, говорящих на разных языках, которые фокусируются на отдельных аспектах действия (т. е. на манере действия «прыгать» или направлении действия «сверху»), есть сходные жесты рук, описывающие направление действия. Эти результаты показывают, что язык не всегда влияет на мышление.

В то время как дети повсеместно воспринимают различные отношения понятий, они различают понятия, выраженные на их родном языке, и теряют чувствительность в различении других по мере изучения родного языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение отметим, что между языком и мышлением существует неразрывная связь. В упомянутых выше процессах взаимодействия роль языка меняется. Несмотря на то, что пределы нашего языка отличаются от пределов нашего мышления, неизбежно, что люди отдают приоритет понятиям в своем языке. Это, однако, не означает, что они не могут понимать или думать о понятиях, которых нет в их языке. Будущие исследования абстрактных понятий, таких как передача эмоций или выражение времени, прольют свет на взаимодействие языка и мысли.∆

Ссылки
Ахаван, Н., Нозари, Н., и Гёксун, Т. (2017). Выражение событий движения на фарси. Язык, познание и неврология, 32, 792–804.

Бородицкий Л., Шмидт Л. А. и Филлипс В. (2003). Пол, синтаксис и семантика. Язык в виду: достижения в изучении языка и мышления, 61–79.

Чой, С. (2006). Влияние специфического для языка ввода на пространственное познание: категории сдерживания. Первый язык, 26, 207–232.

Франк М.С., Эверетт Д.Л., Федоренко Э. и Гибсон Э. (2008). Число как когнитивная технология: данные из языка пираха и познания. Познание, 108 (3), 819–824.

Глейтман, Л. и А. Папафрагу (2013). Отношения между языком и мышлением. В Д. Рейсберге (ред.) Справочник по когнитивной психологии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 504–523.

Гёксун, Т., Хирш-Пасек, К., и Голинкофф, Р. М. (2010). Торговые площади: Разделение событий для изучения языка. Перспективы психологической науки, 5, 33–42.

Гексун Т., Лехет М., Малыхина К. и Чаттерджи А. (2015). Спонтанные жесты и пространственный язык: данные очагового повреждения головного мозга. Мозг и язык, 150, 1–13.

Хеспос, С.Дж., и Спелке, Э.С. (2004). Концептуальные предшественники языка. Nature, 430(6998), 453.

Шик, Б., Де Вильерс, П., Де Вильерс, Дж., и Хоффмайстер,

Р. (2007).

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *