что означали цвета в искусстве разных эпох
Сейчас разбираться в искусстве стало так же модно, как подражать сестрам Хадид. Пока все музеи закрыты, предлагаем окультуриваться вместе с нами. Подготовили экспертный материал о значении цветов в искусстве разных эпох с членом Творческого союза художников России и старшим преподавателем по живописи МГХПА имени Строганова Никитой Валерьевичем Акиловым.
Никита Акилов
Член Творческого союза художников России и старший преподаватель по живописи МГХПА имени Строганова
Белый
Самый сложнодостижимый цвет для человечества, особенно в одежде. С древности считается признаком роскоши.
В Древней Греции белый был цветом траура, потому что кости именно такого цвета.
Фрески «Гробницы ныряльщика» V в. до н.э. Археологический музей Пестума
В Индии бог Шива тоже белый. В принципе, Платон его выделяет как цвет чистоты и считает его божественным. Поэтому у священнослужителей были белые одеяния. Цвет ассоциировался с отстраненностью и волшебством.
Белый цвет приобрел большое значение во второй половине XIX века. Когда английская королева Виктория выходила замуж, она впервые надела белое свадебное платье. Поэтому сложилась ассоциация с невестой. Раньше такого не было: в Древней Греции это был желтый цвет, в Риме – оранжевый.
Черный
Черный воспринимался как цвет бед и трагедий. Он имел положительный окрас только в Древнем Египте, так как плодородная земля в окрестностях Нила была черной, поэтому там это был цвет жизни. Также это и цвет смерти, бог Анубис был черным, но они к нему относились очень положительно.
В Средние века это был цвет колдовства, мрака и дьявола. К нему относились осторожно.
Робер Кампен «Мадонна с младенцем у камина»
Во времена открытия Америки изобрели очень хорошие красители, и цвет тканей стал очень красивым. Знать стала одеваться в черное. В то время ходила эпидемия чумы, поэтому сложился вечный траур, так черный цвет стал очень популярным.
В живописи черный цвет использовали мало, он стал более популярен в XX веке. По нему, кстати, определяли поддельные картины.
Зеленый
Фреска Помпеи
В Древнем Риме зеленый считался цветом гомосексуалистов и молодости. В Средневековье он закрепился в мусульманских странах. Там было представление о рае исключительно в зеленом цвете. Считается, что пророк Мухаммед любил зеленый цвет, поэтому для христианина он означал что-то враждебное. В Германии зеленый был цветом любви, там в свое время была языческая зеленая богиня.
В эпоху Просвещения этот цвет носил негативных характер, так как в его состав входили ртутные соединения, из-за которых умирали люди. Считается, что Наполеон умер из-за того, что в его комнате на острове Святой Елены обои были покрыты зеленой краской. Химики из ртутных соединений делали зеленые пигменты, они были очень яркими, красивыми и сразу же вошли в моду.
В конце XIX века, когда люди массово боролись с употреблением абсента, зеленый стал считаться цветом отравления, коварства, зависти.
Желтый
Китайская Средневековая живопись
В Китае желтый считался и считается цветом благополучия и богатства. Буддийские монахи до сих пор ходят в шафрановых тканях.
В Греции это был любимый цвет, он дорогой, и его могли позволить себе далеко не все. Он приобрел свое отрицательное значение лишь в XIX веке из-за французских порнографических романов, которые печатались с желтыми обложками, чтобы их легче было найти в магазинах. Оттуда пошло понятие «желтая пресса».
Красный
Помпейская фреска Древний Рим
В Древнем Риме и в Средневековье это был цвет проституток, поэтому красная одежда была спорной. Также римляне считали красный исключительно женским цветом, так что, когда в кино римляне маршируют в красных костюмах, это смешно, такого не было на самом деле.
Что касается искусства, то этот цвет был очень популярен, особенно в темперной живописи. Красный служил ориентиром для художника. Цвет очень красивый и нарядный, люди, склонные к роскоши, очень любили красный.
После Октябрьской революции он приобрел какие-то негативные коннотации. Изначально красный – пасхальный цвет, религиозный. Революционеры отвергали бога и боролись с религией, поэтому для них красный цвет был нежелательным, но заменить его тоже было нечем, и художники стали использовать не красные оттенки, а немного розоватые.
Синий
Синий цвет использовался везде по-разному. Например, он был цветом Осириса в Египте и имел положительную окраску. В Индии он связан с небом и тоже считался положительным, потому что Вишну синий.
В Древней Греции Платон называл синий больше мужским цветом, чем женским. Древние римляне же, наоборот, считали, что это женский цвет и вообще цвет варваров. Он был явно негативным, это был цвет врага для римлян.
В раннем Средневековье синий цвет вообще не употреблялся. В XII веке, когда зарождалась готика, один религиозный деятель заявил, что это цвет Богородицы, именно так началась пропаганда синего цвета. Краска была очень дорогая, но, несмотря на это, стала дико популярной.
Джованни Баттиста Сальви «Дева Мария»
Синий цвет в живописи – признак роскоши. То есть если заказчик хотел показать все свое богатство и состояние в картине, то он заказывал художнику именно синие краски. Кстати, до XII века это был цвет дьявола. А в Японии синий цвет считался цветом бедняков, потому что он почти не выгорает и даже грязным выглядит достаточно нарядно.
Психологическое влияние цвета
Существует пять основных элементов дизайна: цвет, линия, объем, фактура, светотень. Цвет – это наиболее эмоциональный элемент дизайна. Цвет – это ориентир в пространстве, способ получения достоверной информации о предмете. Именно цвет наиболее сильно и качественно влияет на наше восприятие предмета, на наше настроение и даже на наши физические ощущения. Поэтому к выбору цветовой гаммы для интерьера или мебели надо подходить тщательно и обдуманно. Ведь цвет может оптически расширить или сузить помещение, цвет может сделать акцент на форме предмета или же «растворить» предмет в пространстве. Для того чтобы грамотно выбрать цветовую гамму необходимо знать о психологическом влиянии того или иного цвета. Рассмотрим основные цвета и их психологическое воздействие на человека.
Красный цвет
На фото: кухня Nolte
На фото: кухня Nolte
На фото: кухня Nolte
Красный цвет сильнее других влияет на возбудимость нервной системы человека. При больших объемах использования локального красного цвета важно знать, что именно локальный красный цвет может повысить артериальное давление у человека. В комнате, насыщенной красным цветом звуки будут казаться громче, и температура помещения на психологическом уровне будет казаться выше реальной. Но в небольших, дозированных объемах красный цвет вызывает подъем энергии и духа, пробуждает радость, желание к движению вперёд, общению и творчеству.
Красный цвет незаменим, если необходимо сделать акцент на каком-либо предмете мебели, будь то кухня или диван в гостиной. Красный цвет в интерьерах и мебели создает парадное и праздничное настроение. Символика красного цвета говорит о любви, энергии, власти и стихии огня, а темные оттенки красного цвета будут усиливать ощущение стабильности и солидности. Важно грамотно выдержать цветовые пропорции, уловить философию красного цвета и слушать свои ощущения. И тогда красный цвет станет вашим помощником при создании неповторимого индивидуального интерьера или предмета мебели.
Оранжевый цвет
На фото: кухня Nolte
Оранжевый цвет также возбуждает нервную систему, хотя и не так активно, как красный. Но раздражающее действие может оказывать даже более сильное, чем красный цвет, так как оранжевый цвет неустойчивый, несколько игривый по своей природе. Поэтому обилие яркого оранжевого цвета может вызывать утомление. Дозированное использование оранжевого цвета положительно влияет на эмоциональный и физический фон человека, а именно: оранжевый цвет тонизирует, повышает аппетит и настроение, что делает незаменимым его применение в кухне или детской. Символикой оранжевого цвета является наслаждение, ощущение праздника и благородства.
Жёлтый цвет
На фото: кухня Nolte
Жёлтый цвет – это, прежде всего, цвет молодости, независимости и смелости. Жёлтый цвет сам по себе уже излучает свет и дает однозначную ассоциацию с солнцем. Поэтому его использование в помещении создает эффект света и теплоты, особенно выбелено-жёлтые оттенки. Предметы жёлтой цветовой гаммы «лучатся», поэтому акцент на форме предмета не создается, но объем предмета увеличивается. Внимательнее с жёлтым цветом нужно быть в комнатах, выходящих на северную сторону. Так как холодные жёлтые оттенки (с сероватым или зеленоватым подтоном), при таком естественном освещении, могут давать эффект серости и грязноватости. Символика жёлтого цвета – это движение, жизнь и солнечный свет, поэтому он незаменим, если есть желание создать светлый, тёплый и просторный интерьер помещения.
Зелёный цвет
На фото: кухня EXPRESS
Зеленый цвет обладает нейтральным действием на эмоциональный фон человека. Но тёплые цветовые оттенки зеленого оказывают положительное влияние, снимают раздражение, успокаивают, снимают усталость. Холодные оттенки зелёного в больших объемах могут вызвать чувство меланхолии и значительно снизить уровень напряжения. Символика зелёного цвета – это, прежде всего, мир, покой, жизнь, поэтому зелёный цвет можно использовать практически в любом помещении, грамотно выбрав нужный (холодный или тёплый), оттенок этого цвета.
Голубой цвет
На фото: кухня ECO
На фото: кухня Nolte
Природный голубой цвет действует на человека успокаивающее, даёт ощущение лёгкости, снимает раздражение и понижает артериальное давление. Кроме того, голубой цвет создаёт эффект широты пространства и психологически понижает температуру помещения, что делает его незаменимый при использовании в комнатах с южным естественным освещением. Символика голубого цвета — воздух, небо, вода, умиротворение, разум и чистота. Именно поэтому этот цвет неплохо использовать в помещениях, где необходимо расслабиться, например, в спальне.
Синий цвет
На фото: кухня Nolte
На фото: кухня Nolte
Синий цвет – это цвет магии и умиротворения, вместе с тем, синий цвет может внушить серьезность и вызвать чувство одухотворения. Синий цвет создаёт в помещении ощущение покоя и резко понижает психологическую температуру комнаты. Обилие синего цвета может сузить помещение, особенно горизонталь пространства. Символикой синего цвета является вселенная и космическая стихия, поэтому этот цвет может создать в помещении ощущение глубины пространства и тайну атмосферы.
Фиолетовый цвет
На фото: кухня Nolte
Отношение к фиолетовому цвету у мужчин и у женщин неоднозначное. Фиолетовый цвет скорее понравится женщинам, нежели сильному полу. Всё дело в цветовой и психологической, эмоциональной неустойчивости фиолетового цвета. Мужчинам не столь свойственна эмоциональность и уход в мир фантазий, поэтому фиолетовые оттенки могут несколько раздражать сильную половину человечества. Женщины, наоборот, могут увидеть в фиолетовом цвете атмосферу тайны и ощутить несколько меланхоличный мир фантазий и мечтаний.
Коричневый цвет
На фото: кухня Nolte
На фото: кухня Nolte
Коричневый цвет действует успокаивающее, создает ощущение стабильности и устойчивости. Незаменим в цветовой гамме предметов мебели в стилях классицизм, ар нуво, в английском стиле и стиле кантри. В интерьере этот цвет создает комфортную атмосферу уюта и добротности. Символикой коричневого цвета являются стабильность, уравновешенность, статус, именно поэтому этот цвет столь популярен и любим дизайнерами интерьеров и мебели.
Коричневый цвет действует успокаивающее, создает ощущение стабильности и устойчивости. Незаменим в цветовой гамме предметов мебели в стилях классицизм, ар нуво, в английском стиле и стиле кантри. В интерьере этот цвет создает комфортную атмосферу уюта и добротности. Символикой коричневого цвета являются стабильность, уравновешенность, статус, именно поэтому этот цвет столь популярен и любим дизайнерами интерьеров и мебели.
Коричневый цвет действует успокаивающее, создает ощущение стабильности и устойчивости. Незаменим в цветовой гамме предметов мебели в стилях классицизм, ар нуво, в английском стиле и стиле кантри. В интерьере этот цвет создает комфортную атмосферу уюта и добротности. Символикой коричневого цвета являются стабильность, уравновешенность, статус, именно поэтому этот цвет столь популярен и любим дизайнерами интерьеров и мебели.
Серый цвет
На фото: кухня Nolte
На фото: кухня Nolte
В зависимости от своей цветовой насыщенности (от светло-серого до темно-серого), серый цвет может создавать самые разнообразные психологические ощущения. Светло-серые оттенки действуют успокаивающе, дают отдых глазам и могут создать ощущение простора. Тёмные же оттенки серого цвета будут уменьшать пространство и могут подчеркнуть форму предмета. Металлические оттенки серого цвета (например, цвет нержавеющей стали или цвет хромированной глянцевой поверхности) помогут в создании акцента на предмете мебели.
Серый цвет всегда считался цветом элегантности не только в одежде, но в интерьере помещения, особенно незаменим этот цвет при создании интерьеров в стилях хай-тек и минимализм.
Чёрный цвет
На фото: кухня Nolte
На фото: кухня Nolte
Чёрный цвет – это многогранный мир, поскольку чёрный – это смешение всех цветов. Чёрный цвет неоднозначен по своему психологическому воздействию. Он может успокоить и внушить печаль. Он может создать атмосферу таинственности и вызвать депрессию. Но ни один цвет не подчеркнет форму предмета, красоту линий и эффектность фактуры поверхности так, как чёрный. Чёрный глянец, чёрная кожа, чёрный бархат, чёрное стекло – один цвет, а какие разные и богатые ощущения! Чёрный цвет был любим и обожаем дизайнерами стиля ар деко, и сейчас дизайнеры всего мира используют этот цвет, играя сочетаниями фактур отделки помещения и предметов мебели.
Белый цвет
На фото: кухня Nolte
На фото: кухня Nolte
Символика белого цвета — это чистота, первозданность, начало и непорочность, поэтому психологическое влияние этого цвета связано с ощущением простора, свежести пространства. Белый цвет в помещении создаёт атмосферу благородства и гармонии, вызывает благотворное действие. Белый раскрывает красоту формы предмета, чистоту светотени и фактуру поверхности. Этот цвет практически универсален в применении, он хорош как в гостиной, так и в спальне, он идеален для помещений в стилистике минимализма или лофта, в греческой классике или в средиземноморском стиле.
Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Задать вопрос
Возврат к списку
Поделиться:
Цвет молодости
Письмо
Наша цифровая библиотека содержит стихи, статьи, биографии и многое другое, написанное цветной молодежью и для нее.
Читайте наши статьи
Искусство
Мы собираем любые и все виды искусства цветной молодежи. Посетите нашу галерею, чтобы увидеть работы многих талантливых молодых художников цвета.
Посмотрите нашу галерею
Подписывайтесь на нас в Instagram!
Что означают и представляют цвета?
Цветовая символика — один из самых захватывающих аспектов визуальной коммуникации. Как дизайнер или цифровой журналист, вы будете принимать решения о конкретных палитрах цветов, используемых для различных проектов. Неважно, работаете ли вы над фирменным стилем, плакатом или веб-сайтом. Выбор цвета может и будет менять значение всего, что вы создаете.
Текст и иллюстрация Joanna Wróblewska
В мире дизайнеров цвет считается одним из самых важных элементов дизайна. Многие студенты борются с пониманием его реальной важности. Они часто недооценивают силу цвета и совершенно не знают, как его использовать. Почему дизайнеру важно знать символику цветов? Как цвет меняет восприятие дизайна? Что символизируют цвета и как их использовать осознанно? Статья отвечает на эти вопросы, чтобы помочь вам сделать осознанный выбор цветов в ваших проектах.
Красный
Красный — цвет огня и крови. Он ассоциируется с волнением, энергией, страстью и сексуальностью. Он может символизировать желание, власть, скорость и силу. С другой стороны, это означает агрессию, опасность, насилие и войну. Многие из нас считают красный цветом любви, но на самом деле он больше связан с возбуждением от влюбленности и пробуждением страсти к другому человеку. Красный также является цветом Рождества, приносящим радость, тепло и безопасность. Более того, он широко используется во флагах и вывесках, поскольку ассоциируется с гордостью.
Красный насыщенный и отвлекает внимание от других цветов. Он вызывает эмоции и призывает к действию или становится предупреждением. Помните, что красный, скорее всего, выведет на передний план фрагменты текста или изображения.
Желтый
Желтый цвет ассоциируется с солнцем. Он символизирует оптимизм, энергию, радость, счастье и дружбу. Это может также обозначать интеллект. Наоборот, желтый может указывать на ревность, предательство, болезнь и опасность. Он тесно связан с едой, часто вызывая веселые чувства.
При рекламе товаров длительного пользования желтый цвет не лучший выбор. Это очень неустойчивый и спонтанный цвет. Мужчины часто считают его «детским», поэтому любые товары, такие как автомобили, часы или смартфоны, не должны рекламироваться желтым цветом. Слишком много желтого в дизайне может быть действительно ошеломляющим. При этом желтый в сочетании с черным создаст высокий контраст и укажет на возможную опасность.
Оранжевый
Оранжевый — вторичный цвет, который сочетает в себе два основных цвета: красный и желтый. Он означает энергию, счастье и радость жизни. Более того, это связано с большим энтузиазмом, воодушевлением, решимостью и стимулированием. Это цвет творчества!
Оранжевый дает сильное ощущение тепла, но не обладает такой агрессивностью, как красный. Он стимулирует аппетит и широко используется в индустрии здорового питания. Orange также может быть очень эффективным в продвижении игрушек.
Синий
Синий — прохладный и успокаивающий основной цвет, символизирующий интеллект, открытость, духовность и творчество. Синий популярен среди крупных концернов, больниц и авиакомпаний, поскольку символизирует мудрость, доверие, верность и силу. Он расслабляет и предотвращает хаос.
Использование синего цвета поможет вам продвигать товары, связанные с чистотой, воздухом и небом, водой и морем, развитием сознания. Стереотипно синий считается мужским цветом, поэтому многие малыши мужского пола носят голубоватую одежду и играют с голубыми игрушками. Помните, что нельзя рекламировать еду с использованием синего цвета, так как он снижает аппетит. С другой стороны, синий может оказать огромное влияние в сочетании с теплыми цветами, такими как красный и желтый.
Зеленый
В целом, зеленый – это цвет природы и окружающей среды, сочетающий в себе силу синего и желтого. Он ассоциируется с ростом, здоровьем, обновлением, молодостью, гармонией, свежестью и плодородием. С другой стороны, он может символизировать безопасность метафорически и физически. Для некоторых людей это прочно связано с деньгами.
Зеленый цвет успокаивает наши глаза. Он широко используется для рекламы здоровой пищи, лекарств, медицинских услуг и экологических организаций по всему миру. Товары темно-зеленого цвета могут показаться более традиционными и классическими, тогда как товары светло-зеленого цвета считаются более модными и современными.
Фиолетовый
Фиолетовый обладает стабильностью синего и энергией красного, двух основных цветов. Это связано с королевской властью, благородством, церемонией, тайной, преступлением и духовностью.