Болеро равеля плисецкая: «Болеро» (1961) • Arzamas

Равель. Балет «Болеро» (Boléro) | Belcanto.ru

Хореографическая поэма на музыку Мориса Равеля в одной картине. Балетмейстер Б. Нижинская, художник А. Бенуа, дирижер М. Равель.

Премьера состоялась 22 ноября 1928 года в труппе «Балет Иды Рубинштейн», Париж.

Действие происходит в одном из кабачков Барселоны в 20-е годы XX века.

Ида Рубинштейн (1983—1960) не получила полноценного хореографического образования. Природная одаренность и частные уроки у Михаила Фокина позволили ей с успехом участвовать в парижских «Русских сезонах» в ролях Клеопатры («Клеопатра», 1909) и Зобеиды («Шехеразада», 1910). Позже выступала как драматическая актриса на французской сцене. В 1928 году решила создать свою труппу «Балет Иды Рубинштейн», в которой выступала как балерина. Состав труппы был неровен, мадам была по балетным меркам немолода и малотехнична, но благодаря высоким гонорарам новые балеты сочинили для труппы Игорь Стравинский («Поцелуй феи» и мелодрама «Персефона»), Морис Равель («Болеро»), Анри Соге («Давид»), Жорж Орик («Чары феи Альцины»), Артур Онеггер («Амфион» и «Семирамида»), Жак Ибер («Диана де Пуатье»). Декорации рисовал Александр Бенуа, балеты ставили Бронислава Нижинская, Леонид Мясин, Михаил Фокин. Орден Почетного легиона был вручен Рубинштейн «за вклад в культуру Франции», но этот весомый вклад скорее относится не к хореографии, а к музыке. Все балетные постановки труппы (за одним исключением) не имели художественного успеха, в то время как партитуры пополнили не только французское, но и мировое музыкальное искусство.

Единственным исключением было «Болеро». Рубинштейн обратилась к Равелю с просьбой аранжировать для задуманной ей испанской сценки какую-либо пьесу испанского композитора (например, «Иберию» Исаака Альбениса). Равель, хорошо знакомый с самобытным искусством Испании, решил написать оригинальное сочинение. В своей автобиографии композитор писал: «В 1928 году я по просьбе Иды Рубинштейн сочинил „Болеро» для оркестра. Это танец в умеренном движении, постоянно одинаковый как в мелодии и гармонии, так и в ритме, который непрерывно отбивает барабан. Единственный элемент изменения привносится сюда лишь оркестровым нарастанием». В основу сочинения положена мелодия из двух частей: одна часть строга и сурова, другая — по-восточному прихотлива. Первая часть мелодии носит баскский колорит, вторая — мавританско-андалузский. Мелодия эта необычайно длинна (34 такта) и обладает неистощимым разнообразием оттенков. Эта мелодия проводится поочередно различными инструментами оркестра (включая саксофон), достигая в кульминации огромной выразительной силы и яркости звучания. Существует легенда, что на написание «Болеро» Равеля вдохновило посещение им литейного цеха, где он увидел медленно вытекающую раскаленную сталь. Не склонный к похвалам чужих сочинений Сергей Прокофьев назвал «Болеро» «чудом композиторского мастерства».

Сама «испанская сценка», задуманная Брониславой Нижинской и видимо самой Рубинштейн, была несложной. Действие происходило в мрачном кабачке с темными стенами и сводами. Почти всю сцену занимал огромный стол-платформа, над которым свисала яркая лампа с абажуром. Александр Бенуа одел танцоров в одежду, «подсмотренную» им на офортах Франциско Гойи. На столе танцевала Ида Рубинштейн, изображавшая экзотическую испанскую плясунью. За ее страстными движениями жадными глазами наблюдали окружившие стол мужчины. Музыка нарастала, чувственная атмосфера танца сгущалась. В финале на стол вспрыгивал молодой испанец (превосходный танцовщик еще «петербургского закала» Анатолий Вильтзак), и впечатляющий дуэт завершал этот пятнадцатиминутный спектакль.

«Болеро» имел большой успех, балет показывали в Париже и на гастролях. В 1932 году Нижинская в своей труппе «Театр танца Нижинской» показывала то же «Болеро» в декорациях Натальи Гончаровой. Здесь все действие происходило на фоне звездного неба. Среди мужчин выделялась девушка в розовом платье, поверх которого белела кружевная мантилья. В 1934 году для тех же исполнителей в труппе Рубинштейн новую постановку «Болеро» сделал Фокин. В начале XXI века в американском Окленде с помощью Нины Юшкевич, работавшей некогда с Брониславой Нижинской, реконструировали оригинальное «Болеро». В 2007 году на основе этой постановки балет был реконструирован в Москве Андрисом Лиепой в рамках проекта «Русские сезоны XXI век». Главную партию исполняла известная танцовщица Большого театра Илзе Лиепа.

Из наиболее известных хореографических трактовок «Болеро» Равеля по популярности выделяется постановка Мориса Бежара (1961, «Балет XX века»). В ней, так же как у Нижинской, в центре на столе танцевала женщина. Стол окружала нервная толпа, от которой практически были видны только руки поклонников своего идола. Премьеру танцевала Душанка Сифниос. На гастролях труппы Бежара в Москве в 1978 году с блеском солировала Майя Плисецкая. Практически без перемен в хореографии Бежара солистом-кумиром толпы мог быть и мужчина — прежде всего несравненный Хорхе Донн.

Остроумным «фокусом» на ту же тему кумира и толпы предстало «Болеро», сочиненное в 1962 году Вахтангом Чабукиани. На гастролях грузинской труппы в Ленинграде зал заполнили бывшие поклонники выдающего танцовщика, желавшие увидеть новую роль своего кумира. Открылся занавес, всю сцену занимала лестница, по которой вверх и вниз ходили разодетые дамы и кавалеры, слегка пританцовывая на ходу. Музыка нарастала, зал кипел от нетерпения. И лишь с последними аккордами музыки на верхней площадке появился Чабукиани, успевший сделать лишь пару испанских движений. Занавес упал, и зал взвыл от возмущения и восторга.

В большинстве постановок «Болеро» все-таки решающую роль играла завораживающая танцоров и зрителей музыка Равеля. Видимо, истинное место «Болеро» — на концертной эстраде, где оно исполняется часто и с неизменным успехом. Ленинградцы старшего поколения вряд ли забудут своеобразные «спектакли» Евгения Мравинского, когда именно «Болеро» Равеля заканчивало его концерты со своим знаменитым оркестром.

А. Деген, И. Ступников


История создания

Начало 1928 года Равель, уже всемирно известный композитор, провел в гастрольной поездке по США. Еще до отъезда он получил заказ от Иды Рубинштейн (1885—1960), богатой, талантливой и очень своеобразной танцовщицы-любительницы, иногда выступавшей в Русском балете Дягилева. Не обладавшая классической техникой, она отличалась артистизмом и изумительной внешностью, позволявшей ей блистать в таких ролях, как Шехеразада или Клеопатра. По словам художника В. Серова, написавшего ее портрет, «сам Египет и Ассирия каким-то чудом воскресли в этой необычайной женщине». Ида Рубинштейн захотела, чтобы композитор написал балет специально для ее уникальных данных.

Возвратившись из Америки в конце апреля, Равель принялся за работу, и довольно быстро партитура балета, названного «Болеро», была закончена. Равель представлял себе действие на открытом воздухе, у завода, где выходящие с работы рабочие и работницы присоединялись бы к танцу. Хотелось ему также, чтобы там был какой-то намек на бой быков и любовная трагедия в духе «Кармен» Бизе: героиню балета Марилену, увлекшуюся тореадором должен был заколоть кинжалом ревнивец. В этом замысле сказалось пристрастие композитора как к любимой Испании, так и к индустриальным пейзажам. Завод, который он имел в виду, существовал на самом деле. Он не раз показывал его, гуляя со знакомыми по дороге в Везине. Однако Ида Рубинштейн, а также приглашенная ею в качестве хореографа Бронислава Нижинская (1890—1972), сестра знаменитого Вацлава Нижинского, известная как танцовщица, режиссер и балетмейстер, и художник спектакля Александр Бенуа избрали другой сценарий (имя автора неизвестно). 22 ноября 1928 года в театре Grand Opera состоялась премьера, прошедшая с огромным успехом. Впоследствии балет шел со сценарием Равеля, ставился и с другими сценариями. На протяжении XX века его ставили неоднократно как в варианте Нижинской, так и М. Фокина, С. Лифаря, М. Бежара.

Сюжет

«Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танец… Гуляки не обращают на нее внимания, но понемногу начинают прислушиваться, оживляются. Подымаются, приближаются к столу; потрясенные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление» (воспоминания современника).

Музыка

«Болеро» отличается уникальным единством. Композитор писал: «Это — танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо». «Болеро» — оркестровые вариации, в основе которых краткая мелодия народно-танцевального характера. Четкая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном со скупым сопровождением альтов и виолончелей пиццикато, открывает пьесу. Она будет звучать непрерывно на протяжении всего балета. Извилистая, упругая мелодия четко делится надвое, причем вторая ее часть приобретает страстно-страдальческий характер. Эта мелодия, переходя от инструмента к инструменту, приобретает все большую мощь. Неуклонное оркестровое крещендо приводит к грандиозной кульминации в конце. В высшей точке кульминации все резко обрывается.

Л. Михеева

Заметки о магии «Болеро» – CURIUM

Памяти Майи Плисецкой

Испанский народный танец «Болеро» в памяти обывателя вызывает цепочку фамилий Плисецкая–Бежар–Равель. Имя балерины на первом месте, потому как именно она обессмертила хореографию выдающегося балетмейстера, способствовала новому витку популярности музыки видного французского композитора.
Идеологом и создателем известного балета был Морис Равель. В 1928 году он задумал написать сочинение, в котором эмоциональное напряжение будет нарастать в результате постоянно повторяющегося звучания в едином темпе. На фоне неизменной ритмической фигуры проводятся две основные музыкальные темы, один за другим вступают инструменты, пока не сольются в унисон. Первое триумфальное исполнение «Болеро» состоялось 28 ноября того же года, в постановке Брониславы Нижинской, созданной специально для Иды Рубинштейн. Несколько лет спустя Нижинская возобновила спектакль (1932), затем его воплотил на сцене для той же Рубинштейн Михаил Фокин (1934/1935), позднее – Антон Долин (1940). Все постановки стали частью истории, к которой были причастны многие известные хореографы, артисты, художники. Бессмертие пришло к «Болеро» Равеля в 1961 году, когда 10 января состоялась триумфальная премьера балета М. Бежара.
Майя Плисецкая начала танцевать данный спектакль в 1978 году, когда он уже был достаточно известен, в особенности, после исполнения ведущей партии Хорхе Донном. Балерина первой изъявила желание исполнить его, о чем написала хореографу. Спустя год Бежар пригласил Плисецкую в Бельгию, где она в Театре де ла Монне состоялся ее блистательный дебют в «Болеро».
Широкой публике известен одноименный фильм-балет 1978 года, в котором Плисецкой без малого пятьдесят лет. Хореография – испытание на выносливость, беспрерывное действо исполнено балериной без тени усталости, со свойственной ей страстью. Магия танца подвластна только Плисецкой, которая заставляет зрителя, не отрывая взгляд, следить за каждым ее движением. Истинный успех и признание публики в балете Бежара обрели только она и Хорхе Донн. В связи с этим возникает вполне резонный вопрос: что послужило тому причиной? Вероятно, разгадка кроется исключительно во внутренне силе, энергии, которая таится в артистах. Хореографический текст не сложный, но интересный, драматургически созвучный музыке и точно передающий эмоциональное напряжение. Артист, который стоит, на замкнутом ограниченном пространстве – столе, руководит всем происходящим. Бежаром, под властью музыки Равеля, заложено некое первобытное начало. Круг, центром которого является стихия – бесполая, страстная движущая сила, дающая толчок всему живому. Мы можем воспринимать танец как ритуал, схожий тем, что проводили древние люди в стремлении умилостивить природе. Плисецкая, одаренная танцовщица и драматическая актриса, внутренняя сила которой завораживает зрителя, подчиняет себе. Прикованные к ней взглядами, молчаливые соучастники следят за тем, как танцовщица завладевает их душами. Она, словно первобытный вожак, возглавляет и управляет всем, что ее окружает. Повторяющийся ритм, постепенное ускорение, в совокупности с хореографическим текстом, исключительно в исполнении Плисецкой заставляют пересматривать это произведение раз за разом, находя в нем все новые нюансы.

Многие артисты пытались повторить успех Плисецкой, но тщетно. Будучи порой более техничными, они не могут воспроизвести то волнующее напряжение, эмоцию, настроение, которое вкладывала в каждое движение балерина. Только она проживала историю на сцене, сплетая воедино музыку и танец так, будто она экзальтированно импровизирует, поддаваясь сиюмитному порыву души.
Уход Плисецкой завершил эпоху славного существования многих постановок, в числе которых и «Болеро». История покажет, будут ли у нее приемники и ученики, в чьих силах повторить то, что она создала. Ведь балерина внесла в постановку то, что обессмертило сочинение Равеля–Бежара.

А. Василенко

 

Опубликовано

Джоффри Балет Дебютирует «Болеро» с привидениями — Движение в меру

Жаклин Тайер

«Ад пуст, и все дьяволы здесь», — цитата, которая продолжала вторгаться в меня, тихо, но настойчиво, пока я смотрела дебют 16-минутная постановка балета Джоффри « Bolero », созданная для цифровых технологий в постановке артиста труппы Йошихисы Араи с Анаис Буэно в главной роли, поставлена ​​на печально известную повторяющуюся композицию Мориса Равеля.

Не сказать, что осажденный главный герой Буэно сам кажется демонической силой, конечно. Именно ее когорты, эти анонимные труппы, число которых постепенно росло, а состав менялся, представляли, на мой взгляд, все зловещее.

Трудно рассматривать работу, созданную и произведенную во время пандемии, вызвавшей карантин, как не являющуюся частью гобелена этого глобального события. Маски телесного цвета, которые носят все танцоры здесь, могут быть мерой безопасности, предназначенной для того, чтобы быть как можно более незаметными, но может ли кто-нибудь действительно смотреть на это таким образом? Маски — это костюм, наряду с неортодоксальной рубашкой Буэно на пуговицах и черными юбками труппы (и воротниками в виде ожерелий для женщин). Звук тоже имеет значение: балет начинается с настройки оркестра, перемежающейся струнами голосов — это я заметил только во время второго просмотра в наушниках. Мы совершенно внезапно переходим от хаоса к тишине.

В таком контексте полусольный исполнитель читается как изолированный исполнитель. Одетая в рубашку, предполагающую некое промежуточное состояние между работой и семейной жизнью, она сначала исследует стадии одиночества, заинтригованная, томная. Но он переходит, как это обычно бывает, к чему-то более темному. По мере того, как мы достигаем середины пути, ее движения становятся все более вызывающими, а затем уступают место чему-то более уродливому, с более ломаными линиями, согнутыми ногами и яростными жестами пинков и бросков. Эта женщина готова избавиться от чего-то, может быть, от всего.

Но этот солист на самом деле не соло. Кто другие, которые всегда ходят рядом с ней? Иногда кажется, что она направляет их движение; в других случаях она вдохновлена. Однако она никогда не двигается одинаково с ними; в лучшем случае труппа может предложить более утонченную форму ее собственных движений, автоматам не хватает эмоций, управляющих ее шагами. По мере роста балета главный герой все больше чувствует себя режиссером, наблюдая, как члены мужской труппы прыгают и катаются, а позже принимает роль ведущего танцора женской труппы. В каком-то смысле это разница демонов: первый экипаж внушает навязанные ей беды, второй — высвобождаемые изнутри. В конце концов, конечно, они смешаются.

Хотя это и не триумфальное завершение, труппа, наконец, усмирена, сначала встает на колени, затем встает, чтобы бежать, оставляя Буэно наедине — с нами, ломая четвертую стену прямым взглядом, чтобы завершить представление. Действительно, это не балет, случайно снятый для стрима, а созданный с пониманием роли камеры. Сама съемка становится скорее игрой на полпути; по мере того, как главный герой ухудшается, нам дают больше неустойчивых крупных планов и необычных ракурсов, что усиливает беспокойство.

Это полусоло Болеро не является чем-то необычным; Равель сочинил эту пьесу как кокетливую роль для Иды Рубинштейн, а некоторые хореографические элементы напоминают Мориса Бежара, станцеванную здесь Майей Плисецкой, хотя в исполнении Бежара четко прослеживается различие между труппой и ведущим. Напротив, танцор на льду Кристофер Дин сжал композицию до четырехминутного романа для льда, представляя, по-видимому, пару влюбленных, стоящих перед вулканом. Повествовательный потенциал Bolero , так сказать, открыт.

Но одним очевидным и неизбежным элементом Bolero является его безжалостность. Он требует от своих исполнителей большего, но не меньше; нет моментов тишины, возможностей для паузы. Это, как заметили другие, работа машинного повторения, воплощающая неизбежное и изматывающее тождество. Разве это не уместно для этого года, который для многих принес ограниченное облегчение, но постоянную утечку?

Болеро Равеля — Лучшее исполнение Болеро

Болеро Мориса Бежара

Любители музыки и музыканты обожают музыку француза Мориса Равеля. Будь то его трогательная «Павана для мертвой принцессы» или его более эзотерический струнный квартет, его красочная оркестровая работа «Вальс » или его ослепительные фортепианные концерты (один из которых предназначен только для левой руки), он считался новатором и изобретателем. композитор периода импрессионизма вместе со своими соотечественниками Дебюсси и Форе.

Одним из самых известных его произведений является «Болеро» — одночастное оркестровое произведение. Первоначально Равель написал произведение как балет по заказу русской балерины Иды Рубинштейн. Равель решила попробовать в этом произведении что-то новое и спорное — использовать одну настойчивую мелодию с повторяющимся непрекращающимся ритмом.

Премьера в Парижской Опере в 1928 году стала сенсацией. В хореографии Нижинской цыганка танцует на столе в окружении мужчин в гостинице в Испании — потрясающий и соблазнительный театральный опыт. «Болеро» хореографа Мориса Бежара — один из самых известных и популярных его балетов. В 1979 году он решил, что главный герой танцует мужчина в окружении женщин. Есть и третья версия, состоящая из всех мужчин. Воздействие работы сильно различается по мере изменения пола.

Болеро часто исполняется как оркестровое произведение. Гипнотический удар малого барабана Болеро и неумолимая кульминация никогда не перестают сбивать всех с толку. Как Равель достигает этого с помощью всего лишь одной мелодии и одного непрерывного ритма?

Равель:

Болеро – Подробный анализ

Равель — мастер оркестровых текстур и эффектов — каждый инструмент, а затем группы инструментов представляют мелодию. Тонко, Равель строит пьесу не развивая свою мелодическую идею или свой ритм, а добавляя инструменты, что приводит к невероятной кульминации.

Boléro начинается с двухтактного 24-нотного ритма малого барабана с почти неслышно тихой динамикой. Бедный барабанщик! Этот паттерн продолжается на протяжении всех 430 тактов пьесы, играя в непоколебимом темпе, постепенно достигая fff или fortississimo (или настолько громко, насколько это возможно!), что в сумме составляет удивительные 5144 удара барабана. Какой подвиг!

Выразительная мелодия накладывается на этот ритм и повторяется, меняясь по характеру в зависимости от качества звука, воспроизводимого различными инструментами, которые его воспроизводят.

Это произведение — отличный способ познакомиться с инструментами по отдельности.

Первой с мелодией вступает флейта — ее золотые тона вполне узнаваемы. Разреженный аккомпанемент начинается с перещипывания струнных (пиццикато), акцентирующих каждую долю такта. Струны играют эту фигуру практически на протяжении всего произведения!

Следующим вступает кларнет, за которым следует фагот, играющий мелодию в довольно высоком регистре (для фагота).

Морис Равель

Угадайте, какой следующий инструмент? 1. ____________ (подсказка: это высокий деревянный духовой инструмент, младшая сестра второго игравшего инструмента.)

Следующий инструмент редко используется. Услышьте сладкий и уникальный звук гобоя д’амур — инструмента с двумя язычками из семейства гобоев. В отличие от гобоя, у него внизу инструмента грушевидный раструб. В то время как это меццо-сопрано из семейства гобоев, более низкое и глубокое, чем гобой, английский рожок — это альт, самый большой и самый низкий по звучанию из трех инструментов. Он появляется позже в произведении.

Тенор-саксофон, редко встречающийся в произведениях симфонического оркестра, добавляет джазовой нотки произведению. Вскоре с мелодией вступает другой саксофон — 2. __________________.

Равель начинает усиливать мелодию с вступления валторны, двух пикколо и челесты, которая напоминает колокольчик, но это 3. ______________ инструмент. Достаточно необычно то, что в то время как валторна играет мелодию в оригинальной тональности, Равель имеет челесту и два пикколо, играющих ее в двух разных тональностях.

Позже эту технику использует американский композитор. На самом деле, часто он соединял разных мелодий в разных тональностях. Вы можете назвать его? 4. _____________________

Следующая запись мелодии — это прекрасная возможность увидеть относительные размеры гобоя, гобоя д’амур и английского рожка и услышать их вместе.

Пожалуй, самая смелая версия мелодии – это «джазовое» исполнение на тромбоне. В этот поздний момент пьесы «певцы» оркестра, скрипки, наконец вступают с мелодией. Используя в основном высшие инструменты, Равель строит саспенс.

Игра на малом барабане получает усиление после добавления второго малого барабана. Вскоре весь оркестр играет вовсю. Незадолго до конца происходит внезапный сюрприз. Равель шокирует нас, ненадолго переключая ключ.

С большой помпой бас-барабан, тарелки и там-там вступают всего в шести тактах от конца. Посмотрите, как тромбоны двигают слайды своих инструментов к своим лицам. Этот хриплый звук называется «глиссандо» или скольжением. Равель на мгновение держит нас в плену на диссонирующем и отдаленном аккорде в самом конце перед великим финалом.

Когда знаменитый итальянский маэстро Артуро Тосканини дирижировал произведением, он подтолкнул оркестр к ускорению до конца. Равель была в ярости. Темп был слишком быстрым для Равель. Никто не смел критиковать дирижирование маэстро Тосканини! Тосканини думал, что то, что он сделал, «спасло» произведение. Но Равель настаивала: «Я не прошу, чтобы мою музыку интерпретировали, только чтобы ее играли». Их обмен письмами туда и обратно, в которых обсуждались преимущества более быстрого темпа, превратился в публичную битву воли.

Равель была весьма озадачена успехом Болеро. Для него это было экспериментально и «пьеса для оркестра без музыки». Болеро даже попал в Голливуд в комедии 1979 года «10» с Дадли Муром, Джули Эндрюс и Бо Дереком в главных ролях. Это был задающий моду фильм и огромный успех, который сделал Мур и Дерека звездой. Была ли женщина «10» стала мерилом женской сексуальной привлекательности в популярной культуре.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *