Жизненных ситуациях: Техники поведения в трудных жизненных ситуациях

Содержание

Техники поведения в трудных жизненных ситуациях

Основные техники и приемы совладания

Мы охарактеризовали основные стратегии поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Теперь перейдем к рассмотрению техник поведения, которые люди наиболее часто используют в трудных ситуациях. Основные техники и приемы можно объединить по выделенным нами стратегиям преобразования трудных жизненных ситуаций: защиты, совладание (преодоление и приспособление)
и переживание. Приемы защиты чаще всего включают в особую группу неадаптивных реакций на трудности: безропотное смирение, подавленность, депрессия, а также избегание тяжелых ситуаций, подавление мыслей
об источнике трудности. Именно защиты лежат в основе самопоражающего поведения — наркомании, алкоголизма, суицида, депрессии. Однако депрессия, подавленность или употребление транквилизаторов
не могут считаться приемами преодоления трудностей, так как все они способствуют сохранению прежней ситуации.

Преодоление — это действия, ориентированные на достижение, на успех, на изменение практической трудной ситуации. Они связаны с усилием и затратой энергии; предполагают высокий уровень саморегуляции, поиск информации, интенсивные раздумья, вовлечение в орбиту своих действий других людей. Активно преобразуя любую трудную ситуацию, личность значительно изменяется, но изменения эти обычно непреднамеренны и неосознаваемы. Однако порой жизнь ставит личность в такие ситуации, когда только намеренное изменение ею своих особенностей может привести к благополучию. В этом случае изменение собственных характеристик и отношений к ситуации становится основной стратегией или входит составной частью в иные стратегии. Изменить себя, не изменяя себе, — задача трудная, и человек вряд ли справился бы с ней, если бы у него мотивация приспособления была менее мощной, чем побуждение изменить мир.

Приемы приспособления

Приспособление к институционным аспектам ситуации (социальным нормам, общественным установкам, правилам деловых отношений и т. д.). Овладев этой техникой, человек легко входит в мир права, морали, культуры, труда, семейных отношений. В обычных социальных условиях эта техника, несомненно, является предпосылкой успешности. К примеру, она помогает при адаптации к новым условиям работы или в случае, когда молодожены вынуждены жить с родителями мужа или жены и т. п. Однако техника имеет свои ограничения: она зачастую не срабатывает в ситуации социальных потрясений, когда резко изменяется образ жизни страны (старые правила уже не действуют, а новые еще не сложились).

Приспособление к своеобразию и потребностям других людей может иметь большое значение в ситуации социальных потрясений. Исследования показали, что данной техникой чаще всего пользуются в кризисные периоды развития общества. Неслучайно ее используют те, кто пережил тяготы Второй мировой войны и послевоенного времени. Близка к ней еще одна техника приспособления — забота об установлении и поддержании социальных контактов. Принять на себя роль и вести себя в соответствии с нею. Этот прием люди используют в таких ситуациях, когда источником трудностей и тягостных переживаний становятся их собственные личностные свойства (к примеру, застенчивость или неуверенность в себе, не позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям работы, обратиться за помощью и т. д.).

В основе этого приема лежит сознательное использование механизма идентификации. Человек находит модель для подражания (это может быть знакомый, обладающий этим недостающим качеством, герой кинофильма или книги, олицетворяющий уверенность) и в трудной ситуации принимает на себя роль этого персонажа: начинает иначе двигаться, по-другому говорить и даже по-другому себя чувствовать. Поскольку он не полностью отождествляет себя с выбранной ролью, а лишь «играет ее», то все свои промахи и неловкость относит не к себе, а к выбранному персонажу. Это помогает не чувствовать смущения, не снижать при неудаче самооценку и быть более свободным от мнения окружающих.

Исследования показали, что при удачном выборе роли ее исполнение помогает совладать с трудной ситуацией общения, вызывает заметные изменения не только в поведении, но и в личных установках и ценностях. При этом приобретается гибкость, и не роль овладевает личностью, а личность — ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях. Распространенной формой приспособительного поведения часто выступает идентификация с более удачливыми людьми, со «счастливчиками» или идентификация (отождествление) себя с мощными организациями и объединениями. К такому приему прибегают люди, перенесшие много неудач и разочарований, причину которых они обычно видят в отсутствии у себя качества «удачливости». Идентифицируясь с преуспевающими людьми, «неудачники» как бы дополняют себя особыми способностями, а становясь функционерами авторитетной организации, не только получают право чувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и на самом деле начинают ощущать себя сильными и действуют более уверенно и успешно.

Определение границ своих возможностей — эта техника, как правило, используется при резком изменении жизненных обстоятельств. Наиболее ярко она проявляется у тех, кто стал инвалидом. Эти люди вынуждены резко менять образ жизни. Но сначала они «определяют границы своих возможностей» (как человек, входящий в реку в незнакомом месте или идущий по болоту), прощупывают меру сохранившихся способностей и пытаются компенсировать потерянное. Отметим, что к таким же тактикам прибегают почти все люди, очутившиеся в новых или усложнившихся обстоятельствах.

Антиципирующее (от лат. anticipate — предвосхищение, предугадываниесобытий, заранее составленное представление) совладание и предвосхищающая печаль — это прием, которым пользуются люди,
имеющие опыт неудач или ожидающие неизбежного наступления трудной ситуации (к примеру, смерти безнадежно больного родственника, собственной серьезной операции и др.). Эта техника имеет адаптивное значение: она позволяет людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения несчастливых поворотов судьбы. Как и любой другой способ совладания с трудностями, антиципирующее совладание может быть как продуктивным, так и непродуктивным — в зависимости от особенностей жизненной ситуации.

Пример продуктивного использования антиципирующего совладания — широко используемый в ряде зарубежных клиник опыт подготовки детей к предстоящей операции. Медсестры под руководством психолога организуют специальные ролевые игры, где имитируется вся ситуация операции (от предоперационной подготовки до возвращения маленьких пациентов в палату, окончательного выздоровления и выписки домой). Такая предварительная психологическая подготовка позволяет снизить предоперационную тревогу детей и значительно ускорить их выздоровление.

Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий

К этим приемам относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями. Таковы уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме — путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней (отказ от повышений по службе, от заманчивых предложений, избегание всех сомнительных ситуаций нередко становятся у людей, переживших много разочарований и неудач, личностной особенностью).

Такие люди сами определяют свой способ поведения как «последнюю линию защиты». К распространенным приемам самосохранения относится отрицание — отказ принять, что произошло ошеломляющее, травмирующее событие. М. Горовиц рассматривает отрицание как психологический барьер на пути разрушительного проникновения травмирующего события во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую концептуальную систему. Отрицание позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации малыми дозами, постепенно ассимилируемыми смысловой сферой личности. После ассимиляции катастрофического события меняются сознание человека, его отношения к миру, появляется новая оценка жизни и собственных возможностей, увеличивается пространство личного будущего в его сознании.

Техники преобразования и приспособления могут быть как типичными для человека, так и ситуационно-специфическими, как основными, так и вспомогательными. К ситуационно-специфическим принято относить следующие техники: «использовать шанс», «сопротивляться», «идентифицироваться с целями и судьбами других людей», «надеяться», «корректировать свои ожидания», «полагаться на других людей», «самоутверждаться», «проявлять агрессию в форме действия или критики», «отсрочивать удовлетворение своих потребностей» и др.

Техники, применяемые в случае неудачи

Говоря о ситуационно-специфических техниках, рассмотрим те из них, которые человек применяет в тех случаях, когда, несмотря на все его усилия, ему не удается изменить жизненную ситуацию к лучшему: проблема остается нерешенной, и человек вынужден признать, что потерпел неудачу. Ведь если человек поставил перед собой трудную задачу, спроектировал ее решение как часть будущей жизни, был
преисполнен уверенности в ее решении и для совладания с ней мобилизовал огромные силы, то поражение переживается как крушение личности. Если человек до этого не переживал крупных неудач, не попадал в бедственное положение, он чрезвычайно уязвим. Его сознание сопротивляется принятию реальности.

В такой ситуации он стремится любой ценой сохранить или восстановить позитивное отношение к себе, чувство личного благополучия. Наиболее часто применяются приемы, обесценивающие неудачу, в основе которых лежит действие механизмов психологической защиты. Они не требуют от человека болезненной перестройки отношения к себе и позволяют снизить тяжесть эмоциональных переживаний. Среди этих приемов отметим следующие. Обесценивание объекта. Человек снижает значимость для себя того, к чему стремился, но не смог достичь (поступление в вуз, выход замуж, завершение диссертации и др.). Тем самым он обесценивает свою неудачу («Это не самое важное в жизни», «А оно мне надо?») и старается вписать печальную ситуацию в историю своей жизни как незначительный биографический эпизод.

Коррекции своих ожиданий и надежд. Поскольку неудача — это тягостное для человека событие, заставляющее отказаться от ценности, ради которой были мобилизованы все силы, человек может прибегнуть к коррекции ожиданий и надежд. Нередко это приобретает форму минимизации потребностей. Несомненно, такой прием спасает от неудач, но он обедняет будущее личности и отнюдь не поднимает ее самоуважения.

Акцептация ситуации — принятие ее такой, как она есть. В практической психологии эту технику порой называют «терпением» или употребляют для ее обозначения словосочетание «отпустить ситуацию» (смысл этого выражения — прекратить безуспешные преодолевающие действия по изменению ситуации). Это не пассивный ответ на тяжелые обстоятельства, а осознанное решение, которое человек принимает после анализа своей жизненной ситуации и сравнения своего положения с положением людей, находящихся в еще более бедственном положении. Эта техника вполне уместна для ситуации тяжелой болезни или инвалидности, ограничивающей возможности человека.

Позитивное толкование своей ситуации. Эта техника схожа с предыдущей. Она состоит в том, что человек использует различные варианты сравнения: сравнивает себя с теми, кто находится в еще более незавидном положении («идущее вниз сравнение»), или вспоминает о своих успехах в других областях и ситуациях примерно в такой форме: «Да, я не достиг этого, но зато…» («идущее вверх сравнение»). У многих на памяти такие защитные фразы одной из не слишком успешных героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман»: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой», «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский» и т. п.

Обе эти техники выступают как формы психологической переработки жизненной ситуации. Размышляя о них, Л. И. Анцыферова иронично заметила, что остается загадкой, почему люди не сравнивают свое бедственное положение с положением людей, находящихся в несравненно лучших условиях. Она предполагает, что убеждение в невозможности что-либо изменить резко снижает масштаб изменений и масштаб эталонов и делает изменение ситуации невозможным.

В этом замечании явственно звучат отзвуки негативной оценки стратегии приспособления, которая была характерна для отечественной психологии и философии советского периода. Так, К. А. Абульханова- Славская считает, что «приспособление к обстоятельствам свидетельствует о неспособности овладеть своей жизнью, о пассивной стратегии». Однако в реальной жизни все не так однозначно: порой временное при- способление выступает как мудрая, учитывающая объективные особенности ситуации и жизненные перспективы стратегия переживания трудной для человека ситуации. Простейший пример этого — ситуация вхождения в новый коллектив: человек разумно отказывается от определенных форм поведения и самоутверждения, чтобы получить работу в престижной фирме и быть принятым в новом коллективе. Более сложный вариант — приспособительное покорное поведение во имя свободы в будущем. В тяжелые времена люди приступают к осуществлению долговременных программ борьбы за индивидуальную свободу, они отдают себе отчет в том, что в целях приобретения свободы необходимо быть готовым ко многому: подчиняться воле вождя или автократической власти, выполнять ее решения и постановления, при этом не оказывать никакого сопротивления. Покорное поведение является своеобразным маневром, позволяющим достичь в будущем эмансипационных целей. Ю. Козелецкий называет такую «временную покорность» «усложненной стратегией эмансипации».

Оставим за каждым человеком право самостоятельно выбирать из своего репертуара те стратегии и техники, которые помогут ему справиться с жизненными трудностями. Далеко не все в своей жизни он может изменить. И боль исключить из человеческой жизни нельзя, и страдания, и потери, и многое другое. В лучшем случае человек может, трезво осмыслив ситуацию, направить свои усилия на исправление того, что поддается изменению, и найти способы сосуществовать с тем, что изменить невозможно.

Образ мира личности и поведение в трудной жизненной ситуации

Если речь идет о тех трудных ситуациях, с которыми человек не смог справиться сам и обратился за помощью к психологу, то специалисту необходимо вспомнить, что человек определяет трудность своей жизненной ситуации, видит или нет возможности ее преобразования, выбирает стратегии и тактики поведения в зависимости от своего образа мира. Весь его жизненный опыт (как и предвосхищаемое будущее) закрепляется в образе мира в виде систем значений и значимостей, убеждений и ценностей, которые регулируют восприятие и представления человека, обусловливают определение ситуации и действия субъекта в ней.

В принципе, весь период проживания и преобразования трудной жизненной ситуации первого типа можно рассматривать как много-ступенчатый процесс формирования у человека компетентности. Он
состоит из четырех фаз.

1. Фаза бессознательной компетентности характерна для привычных, само собой разумеющихся ситуаций обыденной жизни. Образ мира человека в таких ситуациях устойчивый, определенный, хорошо интегрированный (связанный). Человек адаптирован к условиям своей жизни: он освоил свои основные роли в каждом из пространств жизни (знает область функционирования, способы достижения целей в ней, возможные препятствия и ресурсы для их преодоления). В этой области действует сложившийся опыт, не требующий коррекции для достижения успеха; здесь определены необходимые стимулы и ответные реакции, а также существует четкий алгоритм их взаимосвязи.

2. Фаза бессознательной некомпетентности. При изменении «объективного аспекта ситуации» человек сначала не осознает серьезность происшедших изменений, не понимает «требований» новой ситуации и продолжает применять прежние способы поведения и деятельности. Если известные способы реагирования использовать в изменившейся ситуации, то вполне вероятно, что реакции окружающих окажутся неадекватными и не приведут к желаемым результатам. Это сигнализирует о нарушении границ применения старых знаний и опыта и проводит границу между бессознательными компетентностью
и некомпетентностью.

Трудности и неудачи (своего рода «негативный ответ» окружения) приводят к тому, что возникает «сопротивление ям». Человек (особенно если у него не развиты рефлексивные способности и нет достаточной гибкости) делает все, чтобы сохранить старый образ мира и привычные способы поведения. В этой фазе можно говорить о сверхустойчивом, поляризованном, ригидном образе мира.

Фаза бессознательной некомпетентности часто существует не как «проверенная практика неуспеха», а как недостаточно обоснованный прогноз: человек предполагает, что может применить старые знания и навыки в новой ситуации.  Лишь после того как собственные неудачи или наблюдение за успешностью чужих действий в подобных ситуациях обесценят старый опыт, человек переопределяет ситуацию, осознает ее как «трудную». Он начинает осознавать «нехватку внутренних ресурсов» (знаний, умений, социальной компетентности и т. д.), а значит, входит в фазу сознательной некомпетентности. Именно в этот момент он, как правило, от стратегии преодоления переходит к стратегии «приспособления», т. е. изменения себя в соответствии с требованиями изменившейся ситуации.

3. Фаза сознательной некомпетентности. Внутренний мир в этой фазе сверхнеустойчивый, изменяемый. Здесь происходят поиск и накопление недостающих ресурсов (освоение новой информации, апробирование новых способов деятельности и поведения). Когда переработка новой информации приводит к формированию адекватных альтернатив, человек переходит к следующей фазе.

4. Фаза сознательной компетентности — сбалансированный расширенный вариант мира бессознательной компетентности. Решение уже найдено, обретены новые способы поведения, но у человека отсутствует автоматизм исполнения, беден контекст целесообразных форм поведения и нет тренировки. Последовательное и рефлексивное применение найденных решений опять приводит к фазе бессознательной компетентности, но уже в отношении более широкого круга явлений. Специалисту, осуществляющему психологическую помощь на всех фазах обретения компетентности, важно понимать, на какой фазе обратился к нему человек, видеть границы перехода между фазами и обеспечить четкое и осознанное его прохождение по всем ступеням процесса.

При этом не следует забывать, что на разных фазах компетентности от клиента требуются различные интеллектуальные и эмоциональные усилия, а от специалиста — умение подобрать и применить соответствующие психотехники. Изменение сознания в процессе прохождения через период нарушения
адаптации в ситуациях первого типа (от некомпетентности — к обретению новой компетентности) происходит как бы по спирали:

  • устойчивый, определенный, хорошо связанный внутренний мир бессознательной компетентности;
  •  сверхустойчивый, поляризованный, ригидный мир бессознательной некомпетентности;
  • сверхнеустойчивый, изменяемый мир сознательной некомпетентности;
  • устойчивый гибкий мир сознательной компетентности;
  • сбалансированный расширенный вариант мира новой бессознательной компетентности.

Рассмотрим этот цикл прохождения через трудную ситуацию (адаптационный цикл) на примере военнослужащих, увольняемых с военной службы. В привычных рамках военнослужащему хорошо известны условия его профессионального и бытового функционирования. Он легко прогнозирует последствия своих действий и адекватно определяет ресурсы, необходимые для решения поставленных задач.

Известие об увольнении заставляет его прогнозировать свою жизнь вне армии в условиях дефицита информации. Неизбежно возникает тревога, следствием которой становятся агрессивные или депрессивные тенденции поведения, причем следует различать враждебность и инструментальную агрессию.

Враждебность — это проявление попыток агрессивными средствами получить «неподтверждающийся прогноз». К примеру, отставник хочет получить такое же материальное обеспечение, как в армии, но ему предлагают «более дешевые» варианты. Его реакцией может стать враждебность (к тем, кто уволил его из армии, кто мало платит и т. д.). Причинение вреда людям, которых он считает виновниками своих бед, становится самоцелью агрессивного поведения.

Инструментальная агрессия — это причинение вреда для достижения других целей (конструктивных с точки зрения личности!). Она нередко сопровождает активное социальное поведение по защите своих прав и достоинства, т. е. она более конструктивна, чем враждебность. Инструментальная агрессия встречается на всех фазах компетентности, а вот враждебное поведение — явный признак фазы бессознательной некомпетентности.

Рассматривая депрессивную тенденцию поведения, можно выделить депрессию отрицания проблем (попытку их не замечать) и депрессию преувеличения проблем (формирование негативно ориентированной структуры внутреннего мира). В обоих случаях человек пытается уйти от конструктивного рассмотрения встающих перед ним задач. Депрессия отрицания проблем, как правило, проявляется на фазе бессознательной некомпетентности. Она, как и враждебность, основана на желании получить неподтверждающийся прогноз. Депрессия преувеличения проблем характерна для фазы сознательной некомпетентности и связана с «ограничивающими убеждениями» типа «Это невозможно преодолеть», «Это возможно для других, но невозможно для меня» и т. д.

Исследования показывают, что непродуктивная враждебность чаще всего возникает тогда, когда люди предполагают, что фрустрирующие воздействия являются проявлениями чьей-то злой воли, а не следствием непреодолимых обстоятельств. Депрессия преувеличения проблем чаще возникает у тех, кто слабо информирован о возможных путях решения своих проблем, обладает чувством повышенной ответственности за судьбу своих близких и предполагает, что подобное могло случиться только с ними и ни с кем другим.

Когда переход к фазе сознательной некомпетентности проходит благополучно, военнослужащий понимает, что он еще не вполне подготовлен к гражданской жизни, но он с разумным оптимизмом смотрит в будущее и готов приобретать новые навыки и знания. В этом случае задача социальных работников и психологов-консультантов — поддержать военнослужащего и членов его семьи в ходе адаптации к новым обстоятельствам жизни и работы. Здесь на первое место выходят обучение новым профессиям и переквалификация, а также предоставление информации о гражданских правах и социальных гарантиях. Но
главным в работе психолога-консультанта становится помощь клиенту в самопроектировании и создании позитивного образа своего Я.

Отметим также, что на данном этапе возникает склонность к внешним и внутренним конфликтам. Внешние конфликты связаны с изменением привычных для армейских условий круга и способов общения
(коммуникативных паттернов), которые входят в противоречие с требованиями среды, а новые еще не сформировались. В этом случае консультанту необходимо обучить клиента эффективной коммуникации. Внутренние конфликты обусловлены «конфликтом ценностей». Освоение новых ценностей, согласование старого и нового опыта и создание картины мира, которая бы отвечала требованиям адаптации и одновременно не противоречила основным ценностям личности, — вот нетривиальная задача, которую должны решить консультант и клиент на данном этапе. Для этого целесообразно применять психотехники, направленные на разделение поведения и намерения и отделение поведения от ситуации, в которой оно реализуется, а также интеграцию ценностей, осуществляемую путем расширения опыта и нахождения компромисса между конфликтными убеждениями.

После того как уволенный в отставку военнослужащий принял необходимые решения, освоил новые способы поведения и создал новую целостную картину мира, можно приступать к исполнению задуманного. Здесь можно было бы завершить процесс социальной адаптации военнослужащих, уволенных из армии, но все-таки психологам и социальным работникам следует избегать излишнего оптимизма. Им нужно учитывать, что уволенные в запас или отставку кадровые военнослужащие, адаптируясь к гражданской жизни, сталкиваются с самыми различными проблемами: психологическими стрессами, необходимостью переподготовки, сложностями трудоустройства, бытовыми трудностями и семейными разногласиями. Кроме того, нельзя забывать, что к жизни невозможно адаптироваться раз и навсегда.

Действуя в новых условиях, военнослужащий и члены его семьи неизбежно столкнутся с необходимостью не раз пересматривать уже выработанные решения, осваивать новые сферы деятельности и отношений, собирать информацию, выбирать альтернативы и рассчитывать ресурсы. В большой адаптивный цикл будут входить малые, аналогичные по структуре и задачам. Важно, чтобы человек правильно оценивал собственные силы и мог сам себя психологически поддерживать. Тогда ему лишь в экстремальных условиях потребуется социально-психологическая помощь. И еще об одном следует помнить: полноценная адаптация достаточно длительна: она может продолжаться от 1,5 до 3 лет.

кросс-культурные различия — Новые психологические исследования

Елена П. Белинская, доктор психологических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д.9, стр.4; [email protected]

Современное транзитивное общество предъявляет повышенные требования к адаптационному потенциалу личности. Это имеет особое значение в юношеском и молодежном возрасте, так как на данном возрастном этапе в силу еще недостаточного жизненного опыта преодоления трудностей, с одной стороны, и объективно высокой необходимости множественных социальных выборов, с другой, гетерохронность персонального и социального развития становится одним из существенных факторов психологического благополучия человека. Одной из составляющих последнего является наличие эффективных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. С нашей точки зрения, конечная эффективность копинг-стратегий определяется сочетанием проактивного и реактивного компонентов совладания, которое опосредствовано как личностными (толерантностью к неопределенности, осознанностью, самоэффективностью) и ситуационными (текущим аффективным состоянием), так и социо-когнитивными факторами (когнитивной оценкой трудной ситуации, переживанием относительной депривации, социальными верованиями). Подобный подход позволяет рассматривать представления о трудных жизненных ситуациях и ресурсах их преодоления как частный случай картины социального мира человека. Исследовательский интерес заключается в обнаружении культурно-универсального и культурно-специфического в этих взаимосвязях. В серии эмпирических исследований на выборках российской (N = 515) и узбекской (N = 482) молодежи (медиана возраста = 21,4) показано, что предикторы выбора значительной части стратегий реактивного и проактивного совладания обладают культурной инвариантностью, как и тематика описаний характерных трудных жизненных ситуаций. Так, культурно-универсальными являются: взаимосвязь выбора эффективных стратегий реактивного и проактивного совладания (в частности – стратегии поиска инструментальной поддержки) с рядом показателей уровня осознанности, а также с высокой толерантностью к неопределенности и высоким уровнем самоэффективности; опосредствование связи параметров реактивного и проактивного совладания особенностями когнитивной оценки трудной жизненной ситуации; тематическое содержание трудных жизненных ситуаций (смерть/болезнь близких, межличностные конфликты, принятие решений, связанных с социальными выборами, трудности в учебе) и влияние переживания относительной депривации на выбор такой деструктивной стратегии реактивного копинга, как избегание. Культурно-специфическими, согласно полученным эмпирическим данным, выступают: степень индивидуализации стратегий копинга и динамики отношений Я – Другой в конфликтных ситуациях межличностного общения; сочетание реактивной стратегии избегания с рядом проактивных стратегий совладания; характер взаимосвязи показателей уровня осознанности. В целом полученные данные позволяют сделать вывод о том, что комплексное рассмотрение различных предикторов эффективного совладания в молодежном возрасте свидетельствует скорее о культурной универсальности, нежели о культурной специфичности параметров копинга, что, в свою очередь, может выступать косвенным свидетельством взаимовлияния культур в современной ситуации транзитивности.

Ключевые слова: транзитивность, реактивное совладание, проактивное совладание, трудные жизненные ситуации, стратегии совладания, ресурсы совладания, кросс-культурные различия, осознанность, самоэффективность, толерантность к неопределенности, относительная депривация

Для цитирования: Белинская, Е.П. Молодежные представления о трудных жизненных ситуациях: кросс-культурные различия // Новые психологические исследования. 2021. № 4. С. 109–121. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_04_06

 

Благодарность

Исследование выполнено в рамках госзадания, ААА-А-А19-119012990181-0.

Ключевые слова:
транзитивность,
реактивное совладание,
проактивное совладание,
трудные жизненные ситуации,
стратегии совладания,
ресурсы совладания,
кросс-культурные различия,
осознанность,
самоэффективность,
толерантность к неопределенности,
относительная депривация

Поступила в редакцию 28 декабря 2021 г

Дата публикации 28 декабря 2021 г

Скачать статью

Жизнь против жизненной ситуации | Право выбора

Мы живем в трудные времена. Я собираюсь поговорить с группой молодых людей через пару недель, и их лидеры сказали мне, что эта молодежь испытывает сильный стресс, тревогу и предчувствие будущего. Некоторые из них находятся в депрессии. Большинство из них знают школьных друзей, которые говорят о самоубийстве. У некоторых есть друзья, у которых есть.

Меня это огорчает. Я сочувствую этим молодым людям, многие из которых чувствуют себя неуверенно и растерянно. И это не только молодые люди в наши дни. Конечно, многие взрослые живут со смутным чувством страха перед обстоятельствами, которые могут показаться довольно подавляющими и неподвластными их контролю или влиянию.

Жизнь и жизненная ситуация

Эти мысли вызывают у меня различие — жизнь и жизненная ситуация. Моя жизненная ситуация связана с тем, что происходит «снаружи» — событиями, повседневными событиями, глобальными обстоятельствами, которые затрагивают всех нас (экономика, состояние мира) и личными обстоятельствами, которые затрагивают только меня и, возможно, моих близких. те.

Моя жизнь, с другой стороны, гораздо больше, чем моя жизненная ситуация. Она начинается с самого факта жизни. Вот я — невероятно сложное живое и дышащее существо, которое не только чудесным образом поддерживает жизнь, но и интерпретирует, находит смысл и выбирает, как реагировать на жизнь (или на мою жизненную ситуацию). Это «бытие» (жизнь) намного больше и больше, чем моя жизненная ситуация.

Вот что я хочу сказать этим молодым людям. Ваша жизнь — это не ваша жизненная ситуация. Вы можете рассказать мне все о своей жизненной ситуации: что происходит, «хорошее» и «плохое», «факты» и обстоятельства. А я бы хотел послушать. Я люблю слушать истории людей. И большинство людей должны быть услышаны. Есть что-то подтверждающее в том, чтобы рассказывать их истории.

Самое главное

Но потом я вернулся к своей основной теме. Самое важное в вашей жизни — это не то, что происходит, другими словами, все факты и обстоятельства. Гораздо важнее то, что действительно определяет «вас» и качество вашей жизни, — это ваша невероятная способность видеть, что происходит, и делать выбор в отношении того, что означают вещи и как вы будете действовать в соответствии с ними, разницу между вашей жизнью и жизненной ситуацией. .

Это правда, что многие молодые люди и их родители сейчас сталкиваются с трудными реалиями. Однако также верно и то, что значение вещей не высечено на камне. Мне решать. Тебе решать.

История Люка Джонса

Недавно я слушал 31-летнего мужчину по имени Люк Джонс, рассказывающего его личную историю. 2 марта 1980 года, в возрасте 18 месяцев, он упал головой в стиральную машину с кипятком. К тому времени, когда мать Люка вытащила его, он уже не дышал и покрыл более 60% своего тела ожогами 3-й степени.

Его мать немедленно начала реанимацию и попросила кого-нибудь позвонить в 911. Маленький Люк был доставлен в больницу в коме. Его мозг так распух, что врачи не думали, что он продержится всю ночь. Но он обманул их. Несмотря на долгий и трудный путь и несколько раз близкий к смерти, Люк выжил.

Однако многие последствия аварии навсегда изменили ход жизни Люка. Например, рубцы были постоянными. Его родители одели его в костюм «человека-паука» (с глазами, носом, ртом и ушами), чтобы помочь его коже зажить и, без сомнения, защитить других людей от шока, когда они увидят его.

Когда ему было четыре года, он был в детском классе. В класс вошла новенькая девочка и, увидев Люка, расплакалась. Сначала учитель не мог заставить ее перестать плакать. В конце концов учитель утешил ее, посадив на колени. Но потом каждый раз, когда девочка поднимала глаза и видела Люка, она снова начинала плакать.

В какой-то момент, пока девочка плакала, Люк встал со стула и начал пятиться к двери класса. Представляете, что он должен был чувствовать в этот момент – испуганный, отвергнутый, неадекватный? Сделав несколько шагов, он уже не мог отступать. Что дальше? Откроет ли он дверь и убежит? Найти место, чтобы спрятаться? Искать его родителей?

Вместо этого он начал петь детскую песенку. Сначала Люк пел один. Затем к ним присоединились еще несколько детей, и вскоре все дети, включая испуганного новичка и удивленного учителя, запели слова этой песни. Страх уступил место улыбкам и любви; неверное представление об истине и доброй воле.

Я думал об изменении, которое произошло внутри Люка, когда он начал петь. Конечно, он не мог осмыслить это в своем четырехлетнем уме, но пение слов этой песни сделало заявление. «Я знаю кто я. Моя жизнь имеет значение. Я достоин твоей любви».

Гораздо важнее внешности Люка его способность принимать решения. Лука — одна из счастливчиков, усвоивших этот урок.

На самом деле у Люка во взрослом возрасте было много возможностей сделать реконструктивную операцию по восстановлению ушей, чтобы они выглядели нормально. Он отказался, сказав своим родителям: «Вот кто я», по сути, сказав: «Кто я есть, все в порядке. Мне не нужно быть другим, чтобы быть любимым или иметь счастливую и успешную жизнь».

Ответственность за свою жизнь

Реальность — это то, что есть, факты и обстоятельства моей жизни, моя жизненная ситуация. Но реальность не определяет «меня», суть моей жизни или то, кто я есть. Ответственность за себя — это моя способность делать выбор в отношении реальности — что она означает; как я к этому подойду. И то, как я использую эту ответственность, определяет мои результаты, мою судьбу, богатство и смысл моей жизни.

Вот что я хочу сказать этим молодым людям. Да, есть суровые реалии. Я не буду преуменьшать это. И иногда так хочется быть ошеломленным этими реалиями.

Но что важнее, эти реальности или ваша способность выбирать? А затем я продолжу и научу их некоторым стратегиям, как вступить в жизнь, сделать правильный, позитивный и укрепляющий выбор. Потому что на самом деле нет ничего сильнее и выносливее человеческого духа. Где-то внутри эта молодежь знает это. Я просто хочу, чтобы они знали, что они это знают.

Вот несколько стратегий, которым я научу их справляться с трудными ситуациями.

  1. Лицом к лицу с реальностью . Мы так много делаем, чтобы избежать и отвлечься от трудных жизненных проблем — быть занятыми каждую минуту, безостановочно слушать/просматривать медиа, употреблять алкоголь и наркотики и так далее. Чем больше мы бежим от реальности, тем больше она сохраняется. Нам нужно сделать паузу и посмотреть правде в глаза.
  2. Погрузитесь в безобразные чувства (но не валяйтесь здесь вечно). Разрешите себе чувствовать свой страх, тревогу, печаль, неадекватность и т. д., не проигрывая их. Просто посиди с этим. Обратите внимание на то, каково это в вашем теле. Где ты это чувствуешь? На что именно это похоже? Насколько оно большое? Какой цвет? Есть ли у него форма? Можете ли вы дать ему имя? Нам нужно научиться разрешать свои негативные чувства. Когда мы позволяем, а не бежим от них, они начинают рассеиваться. Они не такие большие и страшные.
  3. Взгляни на мысли, стоящие за чувствами . Наши чувства возникают не из-за обстоятельств, а из того, как мы говорим об этом сами себе. Так какую историю вы придумываете по поводу этой ситуации? Что ты говоришь себе?
  4. Бросьте вызов своим мыслям . Они случаются не только с вами. Вы создаете их в своем уме. Видите ли вы некоторые искажения в своем разговоре с самим собой? Готовы ли вы признать, что ваши мысли — не «правда», а точка зрения? Найдите другую точку зрения. Приведите аргументы в пользу этой точки зрения. Отвечайте на свои негативные мысли.
  5. Встаньте прямо (буквально). Встаньте и расправьте плечи. Держите голову высоко. Сделайте несколько глубоких вдохов и почувствуйте, как сила начинает течь в ваше тело. Как бы вы поступили, если бы вы были суперменом или чудо-женщиной? Почувствуйте свою силу, когда вы меняете свою физиологию.
  6. Решите, что вы хотите . Что для вас важнее всего, даже если вы не все контролируете. Что вы контролируете? Каким ты хочешь быть? Каких результатов вы хотите и что вы можете сделать для достижения этих результатов?
  7. Теперь приступайте к делу . Двигаться вперед. Доверяй себе. Сделайте что-нибудь, пусть даже не по ситуации, что-нибудь, чтобы наладить свою жизнь. Это не будет идеально. Это нормально, запутаться, но, по крайней мере, вы будете действовать, а не чувствовать себя неуверенно, растерянно и подавленно.

И помните, что нет ситуации важнее вас. Вы больше, чем ваша жизненная ситуация. Увидьте себя больше (опять же, в буквальном смысле). Представьте себя большим, а эту жизненную ситуацию маленькой. Встаньте над ним. Решите, что это значит и что вы будете с этим делать.

Люк усвоил этот урок в детстве. Вы тоже можете усвоить этот урок.

(Если вы найдете эти идеи вдохновляющими, запишитесь на мой высоко оцененный курс по выгодной цене): ЗАЯВИТЕ СВОЮ СИЛУ, ЧТОБЫ ЖИТЬ СЧАСТЛИВОЙ И ИЗОБИЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ.

4 ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ И КАК СДЕЛАТЬ ИЗ НИХ НАИЛУЧШИМ

Перейти к основному содержанию

Бетти Тейлор

Бетти Тейлор — CPT, CHC

Бетти Тейлор — CPT, CHC

Тренер по расширению прав и возможностей женщин | Наставник по здоровью и благополучию | Тренер по созданию образа жизни| Владелец малого бизнеса на пути к расширению прав и возможностей | Блогер | Автор…

Опубликовано 6 июля 2020 г.

+ Подписаться

Когда мы сталкиваемся с трудными ситуациями, идея состоит в том, чтобы извлечь максимальную пользу из того, что нам подбрасывает жизнь. Что делает это сложным, так это то, что большинство этих ситуаций не находятся под нашим контролем. Большинство из нас плохо реагируют на потерю контроля, поэтому логичный метод и лучший способ справиться с этими обстоятельствами — принять их и двигаться дальше. Легче сказать, чем сделать.

Ниже приведены четыре сложные ситуации, с которыми люди сталкиваются во время пандемии, и способы их решения.

1. Неудачи

Неудачи, конечно, тяжелы. Они особенно сложны во время пандемии, потому что зачастую они находятся вне нашего контроля. Неудачи сложны на многих уровнях: неспособность достичь целей, ради которых вы так усердно работали, чувство бесполезности, потеря уверенности. Но с положительной стороны, есть много историй успеха после неудач, историй о том, что могут дать терпение и настойчивость. Таким образом, как бы трудно это ни было, лучшее, что можно сделать в эти времена, — это черпать вдохновение в успехах других, которые преодолели разнообразие, и пробиться вперед. Если они это сделали, то и вы сможете.

2. Потеря работы

Потеря работы может быть разрушительной, и может показаться, что в конце этого туннеля нет света.

Итак, что делать после потери работы? В этот момент вы можете чувствовать себя безнадежно, но не отчаивайтесь. Будь сильным и приложи усилия, чтобы найти другую, лучшую работу. Имейте в виду, что в результате пандемии открываются новые возможности, и есть более творческие способы выполнения существующей работы. Будьте готовы мыслить нестандартно и проявлять творческий подход. Найти новую работу может быть не так сложно, как вы думаете.

3. Потеря всего, что у вас есть, во время стихийного бедствия

Стихийные бедствия — одна из худших вещей, которые могут случиться с кем-либо. Во время этих стихийных бедствий люди потенциально могут потерять самых близких людей, а также все свое имущество, включая дом: поистине травматический жизненный опыт.

Но, как всегда, мы доказываем свою стойкость и всегда приходим в себя.

Мы достаточно стойкие, чтобы вернуться из самых трудных времен и начать все сначала. Тот факт, что мы пережили это бедствие – достаточная причина полагать, что нам дан второй шанс. Все, что мы можем сделать после стихийных бедствий, таких как землетрясение, ураган и даже пандемия, — это помогать друг другу и искать способы обрести надежду в эти трудные времена.

4. Смерть близкого человека

Смерть — истина в последней инстанции. Это могло прийти к кому угодно в любое время. С печалью, которую он излучает, всегда трудно справиться. Потеря близких, необходимость жить без них — это самые ужасные перемены, которые можно испытать в жизни. Во время пандемии мы являемся свидетелями неожиданной смерти здоровых людей, молодежи и даже детей. Смерть, которая пришла слишком рано.

Смерть требует печали, поэтому скорбеть — правильно. Разрешите себе чувствовать, причинять боль и задавать вопросы. Процесс скорби у всех разный; будьте терпеливы к себе и другим. В конечном счете, лучшее, что мы можем сделать, чтобы почтить память умерших, — это принять их смерть и найти способы придать смысл их жизни. Проявляйте доброту к другим, делайте пожертвования от их имени, добровольно помогайте другим.

Лучший совет во всем этом — понять, что это тоже пройдет, и если мы все будем работать вместе и помогать друг другу, мы будем лучше на другой стороне.

  • ЖИДКИЕ ВИТАМИНЫ V ТВЕРДЫЕ

    12 мая 2021 г.

  • ВОЗНИКАЮЩАЯ РОЛЬ НЕБОЛЬШИХ
    КАННАБИНОИДЫ

    19 апр. 2021 г.

  • УХОД ЗА КОЖЕЙ С КБД – ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

    19 марта 2021 г.


  • ВВЕДЕНИЕ В КБГ

    11 февр. 2021 г.

  • 5 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
    ЯБЛОЧНЫЙ УКСУС

    6 нояб. 2020 г.

  • 5 ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ ВЫ МОЖЕТЕ УСТАЛИ

    4 нояб. 2020 г.

  • 8 ЗНАКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

    28 окт.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *