Заболела мать стихотворение текст: По ночам звучит надрывный кашель

После перерыва | Colta.ru

После перерыва | Colta.ru








 

23 ноября 2020Литература

25015

текст: Дмитрий Воденников

© Кирилл Симаков

∗ ∗ ∗

Я буду никнуть, горевать,
искать пути,
та-тá-та, тá-та, та-та-тá
а ты лети.

Стихи ни для кого

Когда я написал первые стихи
после десятилетнего перерыва,
я первым делом пошел мыть кухню.
Это было освобождение:
«мне ничего не нужно».
Все эти дни мне казалось,
что я заболеваю.
Я кутался в кофты,
мне казалось,
что у меня ОРВИ или начинающаяся ангина.
(К тому времени я уже перенес ковид
и за мной установили слежку —
совсем несправедливо
мне выписали пятикратный штраф.)
А когда я написал через четыре дня стихотворение,
ощущение озноба прошло.
Я пошел на кухню
и стал мыть раковину и стены,
всякие труднодоступные места
(нельзя сказать, что я мыл особенно успешно,
хотя я умею мыть, я упорный).

Стишок пишется так же:
от тебя нужны упорство и слезы,
желательно потеря,
ощущение переломившейся жизни
(по крайней мере, первый стишок так работает).
Тебе кажется, что жизнь твоя кончилась,
переломилась.
Ты пишешь и плачешь,
и говоришь: я не вернусь, я не вернусь, мы не вернемся.

А потом это становится неважным.

Потому что вот он, твой первый стишок,
лежит на сложенных вдвое листочках,
исписанных по старинке,
а потом сразу перепечатанный в компьютер,
потому что так легче увидеть знаки.

И потом ты расставишь знаки —
и скажешь: я совсем не это писал,
я не тебя писал.
А там уже что-то больше
того, что ты думал,
о чем ты плакал,
о чем дрожал.

Вот оно, первое стихотворенье заново свободного человека —
от любви,
от стыда,
от слез,
от жалости
и сожаленья.

А вот и второе.

∗ ∗ ∗

«Дочка-дочка, будь добра, —
мама говорит: —
У меня внутри дыра,
И она болит.

Принеси воды стакан,
кушать приготовь.
Выпей антидепрессант
за мою любовь.

За глаза его с утра,
зеленее льда».
— Мама, мама, будь добра:
помирать пора.

Серебристая моя,
золото мое,
у тебя давно в груди
битое стекло.

(О себя, как о кровать,
cтукнемся во сне.)
«Когда станет умирать,
он придет ко мне».

Жизнь пройдет, и снег пойдет,
полетит на свет.
«Что ж ко мне он не идет,
Если смерти нет?»

…Мама-мама, вот скамья,
Вот кровать и стол.
Мама, мама, это я.
Я к тебе пришел.

∗ ∗ ∗

Ты еще не знаешь, что на следующий день ты проснешься прежним.
Ничего не изменилось.
Да, вот текст,
вот новое стихотворенье,
но раньше я писал и получше.
Не такое уж это и чудо.

Ну что я могу сказать тебе, Иван Иваныч?
Просто работай.
Они же ни для кого,
их даже не хочется никому показывать,
кроме двух первых людей,
один — твой старый, с которым ты давно не общаешься, друг,
который пережил рак,
вторая — это твоя подруга,
которую, когда она выпьет бутылку,
развозит в совершенную зюзю.

«Давайте я вам позвоню?» — пишет она.
Нет.
Мне важно этот момент тишины и одновременной не-тишины прожить.

Господи, боже ты мой, они вернулись:
вот они.
Теперь их, собственно, можно и уничтожить.
Или никому не показывать.
[Я люблю тебя, как никого не любил.
Не такое уж это и чудо.]

…Я часто говорил,
что писать стихотворение нужно так,
что вот ты его не записал на листочке,
не перепечатал в компьютер,
вышел, когда стихотворенье в твоей голове сложилось, за молоком — и вдруг тебя сбила машина.

И вот это стихотворение есть, но его как бы нет, но это неважно.
Потому что оно есть, оно тут,
оно здесь, в этом мире,
в этом несостоявшемся молоке,
в этом октябрьском ветре,
в воздухе,
в твоих зеленых глазах,
в твоих удивительно странных глазах, похожих по цвету на пруд,
которые я несколько лет, что я прожил с тобой,
считал серыми,
потому что я разбираюсь в цвете примерно так же, как мою кухню.

Но я люблю твои глаза,
люблю, когда ты злишься,
когда смеешься.
Помню, как они становятся какими-то как будто совершенно обращенными внутрь,
когда ты смотришь на меня и как будто не видишь,
или видишь, но не меня,
а, например, твое желанье расстаться.

И пусть они даже этот текст никогда не увидят
[я люблю тебя, как никого, не любил],
но теперь эти стихи можно уничтожить
и никому не показывать.

И все-таки я пишу одному человеку и говорю: сохрани.

∗ ∗ ∗

51 – 16 = 35
35 лет что-то происходило в моей личной жизни.
Не пора ли прекратить?

Снова убираю комнату

Снова убираю комнату
разбираю книги:
это в помойку, это в помойку,
Георгия Иванова надо оставить,
а это что такое?
Пустой блокнотик,
хорошенький.
Оставлю за красоту.

А вот это обязательно оставляем:
Надежда Мандельштам — это наше
(почему-то я говорю тут «мы»,
хотя я теперь один),
Лидия Чуковская,
Елена Шварц,
Эдуард Лимонов «Дневник неудачника».

Книги, сваленные в пакеты,
в коридоре иногда чуть заметно переваливаются,
шурша пластиком.
Как будто они живые,
как будто они не хотят уходить.

Дали «Дневник одного гения»,
Дмитрий Мережковский «Испанские мистики»,
«Сонеты» Шекспира —
всё, всё в помойку.
(Еще в этот момент думаю, когда Чуня умрет, всё выброшу:
миски, подставку для мисок,
полёжки (2 штуки), все пледы —
оставлю только ошейник,
но не поводок.
Хватит нам поводков:
«Отпускаю тебя на свободу».)

Все спасенные книжки
занимают места
согласно купленным билетам.
(Успели, сели в последний вагон, нашли тепленькое место в ковчеге.)
Потом я прохожу в комнату под полкой, повешенной так высоко над дверью,
что я даже не вижу названия книг
(там уж точно всякое сосланное барахло),
и говорю: — Я еще до вас доберусь.

Но сейчас не до них
(я представляю, как они выдохнули,
обрадовались, прижались друг к другу еще тесней:
«Уф, пронесло»).
Не до них, потому что теперь я мою тарелки на сушке
(они стоят рядом с плитой
и до крайней иногда долетал раскаленный жир).
— Зачем мне столько тарелок?
Надо убрать.

Пока одну мыл, она выскользнула, надкололась,
и хоть эта проблема была решена.

… Мои трофеи: тарелки, бизоны, стихи —
связанные, лежат и шевелят лапками.
А может, это бабочки и жуки?

∗ ∗ ∗

Если нет от тебя смс, значит, нет тебя больше в живых,
ну а если ты все-таки жив — значит, мы с тобой больше не вместе.
Начинается лето с грозы, обрывается зелень с крыш.
Я пишу тебе это письмо
в недоступном для сплетни месте,
два листка пополам сложив,
сильно сгорбившись, синий и влажный.
Есть три вывода: жив без меня, жив со мною и просто жив.
Я, естественно, выбрал «жив» — остальное уже не важно.

…Удивительно, как строфа, написанная другому человеку,
может потом, щелкнув,
через одиннадцать лет
встать сюда, как будто бы на свое место.

Видно, есть в человеке что-то отдельное,
постоянное, не связанное с временем и именами.

«Вы совершенно правы, что стали убирать квартиру,
вы всё ближе к этому непроявленному миру,
вы интуитивно занялись непроявленной магией, —
говорит мне мой приятель-астролог:
— Когда мужчины уходили на охоту,
женщины начинали расчесывать волосы,
убирали пещеру».

Я не женщина, я мужчина,
плюс какое-то странное, больное животное,
слушающее свое солнечное сплетение и ловящее своим горлом звук.
Но я расчесываю волосы, убираю пещеру и иду на охоту.

Эту бабочку я съем, эту косулю убью,
а этого волчонка я заберу, воспитаю,
выращу для себя.
У него такие голубые глаза.

В стихах всегда есть кто-то четвертый.
Ты будешь этим четвертым.

∗ ∗ ∗

Пускай, пускай повалит этот снег.
Я жил, я был, сражён, горжусь медалью.
Когда ещё повалит этот снег?
А снег повалит.
Я выйду днём с белёсого крыльца
увижу маму мёртвую, отца
живого, бабушку, сестру, тебя и брата.
Прабабушка мне скажет: в том краю,
а ты мне скажешь: я тебя люблю,
а бабушка: а я не виновата.
Когда ещё повалит этот снег?
Из всех прорех, из всей моей печали.
Я вдруг пойму, что это всё про всех:
тебя, меня, него, неё, про всех —
и все ключи, которые искали.
И я скажу, что я тебя люблю,
что я лишь сон, что я лишь сор вчерашний.
И жизнь идёт, и дело к декабрю.
И я скажу, что я тебя люблю.
Но почему же мне теперь так страшно, страшно.

Кстати, о бабушках

Ночью искал баралгин (заболела спина),
вынул из бельевого шкафа бумажный пакет с лекарствами — а он совсем развалился.
Прямо ночью решил всё перебрать.
Пошел на кухню, зажег свет, поставил пакет на диван,
на стол стал кидать все лекарства, которые на выброс.
Вот это лежит уже десять лет
(у меня тогда было кровоизлияние — мне эти таблетки прописали после больницы как пост-терапию).
Вот это — ампулы обезболивающего (само кровоизлияние), вот люголь
(у меня после сорока шли чередой ангины).
Вот бессмысленная китайская звездочка.
Вот снотворное, снотворное, снотворное
(бессонница — это же косяк мелких рыбок:
пришла к тебе, посеребрилась, ушла:
жди, дядя, когда снова приду на нерест).

Все десять лет — всё в этом одном пакете.
Для эволюции после сорока мы же бессмысленны:
что могла — отследила, отщелкала до двадцати,
чтоб было удачное размножение, покрепче семья,
здоровые, шаловливые дети.
После тридцати тоже есть шанс.
А потом эволюции мы уже не интересны,
нас отправляют на генетическую помойку,
вот болезни и вырастают разбухшим бумажным пакетом.

«Жалко, жалко, — говорит внутри меня бабушка, —
не выбрасывай эти лекарства — вдруг пригодятся».
«Господи, мы людей выбрасывали,
которых любили,
которых обнимали ночью, с которыми спали,
а тут какие-то лекарства. Ты чего, мать?» —
говорит внутри меня дедушка (я, кстати, его никогда не видел,
ни первого, ни второго:
один похоронен в Севастополе — это к вопросу чей Крым: мой,
второй сгинул, старательно потертый бабушками из нашей с сестрой детской памяти:
чем-то там провинился, а может, и пил)

Всё выбросил.

Оставил только
парацетамол
(переложив всё в пластиковый пакет,
чтоб уж точно не порвался),
снотворное,
антигриппин
и тонометр.

Веселенькая мне предстоит впереди жизнь.

∗ ∗ ∗

Я загнан, я подстрелен, я дрожу
в кустах предзимних: я не выдержал погони.
В мычаньях бабочкиных, в крылышках бизоньих
я больше ни к кому не выхожу.

Напрасно я терзал и мылил дом:
речь зарастает, речь себя теряет.
Язык, клубком свернувшись, умирает
и суффиксы желтеют синяком.

Дай мне, что дай, не дай мне умереть,
прочти меня, переведи на русский.
Возьми, что должен взять. По правилам искусства
еще мне предстоит заледенеть.

Но срифмовав по-русски «свет» и «лет»,
как хорошо, что нам разлуки нет.

Эпилог

Добрый день, добрых лет, добрых дел, доброго времени суток.

Как готовят себе с перепоя на ночь ведро,
я готовлю себе листок,
нагибаюсь, открываю нижний отдел книжного шкафа
(там бумаги, толстые книги, фотографии, снятые с стен —
я давно не хочу видеть ничьих фотографий),
привычным движением складываю его вполовину
и кладу:
вдруг приспичит.

Во мне свершается
какая-то огромная работа.
Она сопровождается злобой, слезами, приступами нежности,
припадками раскаяния.
(Кажется, я дописываю эту вещь.)

Чарльз Буковски когда-то сказал:
«надо просто колотить по клавишам,
чтобы всё встало на место,
каждое слово чтоб встало на место,
чтобы все слова прыгали и хохотали».

Никогда не думал, что это мое,
что я так тоже смогу,
но вот, оказывается, смог.

И вдруг я останавливаюсь
посреди комнаты
и говорю — в никуда, в уполовиненную кровать, в осень за окном
(хотя, конечно, никакой осени я не вижу):
— Всё правильно.
Правильно мы расстались.

И на меня сходит облегчение —
огромное, как бабочка,
жестокое, как жук,
прощающее всё, как бизоны.

Я люблю тебя,
я благословляю тебя,
я ни в чем перед тобой не виноват,
как правильно то, что мы расстались —
хотя это неправильно: мы вообще не расстались.

Потому что я обычно сворачиваю на «меня нет», а я есть, есть.
Меня даже предложения это мое «меня нет» сказать не пускают.
В итоге, я вообще всегда пишу против того, что хочу сказать.
Потому что это не я пишу, а оно меня пишет.

И я говорю себе:
«Я никогда больше не буду несчастным.
Я никогда больше не буду несчастным.
Я никогда больше не позволю себе быть несчастным».

И счастье приходит:
огромное, как бизон,
шустрое, как жук,
прикатывается, как надколотая бессмертная синяя тарелка.

∗ ∗ ∗

Потому что однажды когда-то кончается пытка
и попившая крови моей
жизнь моя прорастает стихом,
и лакает небесная кошка
прохладный и гладкий напиток
невъ∗бенным, шершавым своим
и опухшим от слез языком.

Октябрь — ноябрь 2020 года

Вне цикла

Полетели утки-гуси, полетели
низко-низко, часто-часто, как к дождю.
Над Москвою, над Манежем, над метелью,
Надо мной, как над рекою. (Не могу.)

У папаши, у мамаши будет праздник,
холодец, мясное разное, кутья,
торт творожный и блины с припёком. Разве
мы напрасно напекли их? (Без тебя.)

Над Москвою, над Парижем, над Понежьем
(за холмом — всегда — не русская земля)
кличут гуси-утки. Где же, где же
полосатая рубашечка твоя?

Поглупели наши гуси, постарели,
округлили подбородок и живот.
— Больше в подполе, под крышкой, за метелью
наша радость с нами не живет.

Гусь — смешно, а заяц ненадолго.
Сытый селезень, используй власть свою:
у меня болит, болит твоя иголка,
я сейчас ее переломлю.

Чтоб полезли пятна и морщины
в носогубье, в незабудки глаз:
гуси-лебеди уйдут, уйдут мужчины,
только счастье не уйдет от нас.

Потому что с дальнего Азова
не доступный ни для пушек, ни для стрел,
это я в веночке роз, в венке терновом,
как Кащей бессмертный, прилетел.

И стою, и плачу поминутно,
посреди толпы, как бы во сне,
и твержу: «Отдайте утку, утку,
утку с зайчиком моим — отдайте мне».

Понравился материал? Помоги сайту!

Тест

Разбираетесь в искусстве XX века?

Давайте проверим вас на птицах и арт-шарадах художника Егора Кошелева

новости

11 марта 2022

14:52COLTA. RU заблокирована в России

3 марта 2022

17:48«Дождь» временно прекращает вещание

17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру

16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России

15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах

Все новости

Новое в разделе «Литература»Самое читаемое

Often you write das Leid but read das Lied

70462

Милена Славицка: большое интервью

52455

История о щеточке

46032

Тринадцатый «НОС»

40950

Я верю в американскую церковь поэзии!

12540

«Меня абсолютно не приняла литературная тусовка»

49459

Парсифаль в Белом доме

14768

Бабушкины письма

39930

Финал «Странника/НОСа» — 2021/2022

15261

«Гавриилиада» Пушкина и эротическая утопия американского социалиста

48552

«Только язык остался»

16746

Увенчанный Данте и два пламени

21968

Сегодня на сайте

Вокруг горизонтали
Светлана Барсукова: «Глупость закона часто гасится мудростью практических действий» 

Известный социолог об огромном репертуаре неформальных практик в России (от системы взяток до соседской взаимопомощи), о коллективной реакции на кризисные времена и о том, почему даже в самых этически опасных зонах можно обнаружить здравый смысл и пользу

5 декабря 20223526

Вокруг горизонтали
Григорий Юдин о прошлом и будущем протеста. Большой разговор 

Что становится базой для массового протеста? В чем его стартовые условия? Какие предрассудки и ошибки ему угрожают? Нужна ли протесту децентрализация? И как оценивать его успешность?

1 декабря 202216428

Вокруг горизонтали
Герт Ловинк: «Web 3 — действительно новый зверь» 

Сможет ли Web 3.0 справиться с освобождением мировой сети из-под власти больших платформ? Что при этом приобретается, что теряется и вообще — так ли уж революционна эта реформа? С известным теоретиком медиа поговорил Митя Лебедев

29 ноября 20226737

Вокруг горизонтали
«Как сохранять сложность связей и поддерживать друг друга, когда вы не можете друг друга обнять?» 

Горизонтальные сообщества в военное время — между разрывами, изоляцией, потерей почвы и обретением почвы. Разговор двух представительниц культурных инициатив — покинувшей Россию Елены Ищенко и оставшейся в России активистки, которая говорит на условиях анонимности

4 ноября 202214954

Вокруг горизонтали
Как заработать самоорганизованным сообществам 

Путеводитель по старым (и работающим) и по совершенно новым возможностям

25 октября 202215024

Вокруг горизонтали
«Сообщество — это суперсила» 

Как новые эмигранты объединяются, чтобы помочь себе и другим

29 сентября 202214844

Вокруг горизонтали
Чуть ниже радаров 

Введение в самоорганизацию. Полина Патимова говорит с социологом Эллой Панеях об истории идеи, о сложных отношениях горизонтали с вертикалью и о том, как самоорганизация работала в России — до войны

15 сентября 202215386

Colta Specials
От редакции COLTA 

Обращение к читателям

5 марта 2022125702

Colta Specials
Культура во время «военных операций» 

Нужны ли сейчас стихи, выставки и концерты? Блиц-опрос COLTA. RU

3 марта 2022115978

Общество
Почему вина обездвиживает, и что должно прийти ей на смену? 

Философ Мария Бикбулатова о том, что делать с чувствами, охватившими многих на фоне военных событий, — и как перейти от эмоций к рациональному действию

1 марта 202292587

Общество
Родина как утрата 

Глеб Напреенко о том, на какой внутренней территории он может обнаружить себя в эти дни — по отношению к чувству Родины

1 марта 202268667

Литература
Often you write das Leid but read das Lied 

Англо-немецкий и русско-украинский поэтический диалог Евгения Осташевского и Евгении Белорусец

1 марта 202270462

Литературно-музыкальная гостиная «Мама – первое слово»

Цель:

  • сформировать представление об образе матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве.
  • раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства воспевающие образ матери.
  • познакомить с наиболее яркими произведениями поэзии, музыки и изобразительного искусства, в которых отражена тема материнства.

Задачи:

  • развивать способность через восприятие произведений искусства сопереживать окружающей действительности;
  • поддержать традиции бережного отношения к женщине;
  • закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери-хранительнице семейного очага;
  • воспитание любви и уважения к матери, чувство благодарности за её заботу и любовь.

Оборудование:Фортепьяно, аудиозаписи, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядный и музыкальный материал:

1.Видео «Притча о матери» — автор Неля Насырова
2. Картина «Сенокос» — автор А. Венецианов
3.Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной с дочерью Амацилией — автор Карл Брюллов.
4. Ккартина «У колыбели» — Ю.П. Кугач.
5. Картина «Мир. Конец войне» — Н.Я. Марченко.
6. Картина «Сын» — Е.Е. Моисеенко- 1969
7. Картина «Опять двойка!» -1952 — П.Решетников.
8. Романс на стихи Сергея Есенина «Письмо матери».
9. Песня «Мама моя» муз. И.Крутого, сл. Лары Фабиан .
10. Песня «Мама, мама, мамочка сл. А.И.Пилецкая, муз. Д.А.Трубачев , В.Н.Трубачевой
11. Песня «Моя мама лучшая на свете» муз. И. Черник, сл. И. Черник
12. Песня «Мама — первое слово» муз. Жерар Буржоа, сл. Ю.Энтин

Ход мероприятия

ВЕД-1: Ребята, я приветствую вас в нашей литературно-музыкальной гостиной.

Сегодня наша с вами встреча будет посвящена самому дорогому, любимому, самому преданному и единственному человеку на земле – маме.
«Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе – так сегодня звучит наша тема в литературно-музыкальной гостиной.

Садитесь поудобней, я вам расскажу одну очень интересную притчу.

ПРИТЧА «ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА»

ВЕД-1: В одной стране жил король, который правил своим государством.

Король очень любил свою мать — старую королеву.

В честь неё он учредил новый праздник — День Чествования Матерей.

И вот торжественный день настал. На центральной площади были выставлены произведения искусства, воспевающие материнскую любовь.

Целый день поэты и музыканты славили красоту материнства, но король был недоволен.

И тогда король сказал: «Никто не смог достойно восславить мать!

Неужели в нашей стране нет настоящих творцов?!»

— Вы не правы, Ваше Величество! — сказал вдруг неизвестный юноша.

— Ты осмеливаешься перечить мне! — рассердился король.

— Тогда покажи, что ты принёс на праздник.

Надеюсь, ты сотворил что-то по-настоящему великое?!

— Я не принёс ничего, потому что Любовь матери так высока,
что ни кисть художника, ни перо поэта не способны подняться даже на половину этой
высоты. Всё великое и прекрасное, что есть на Земле, создано благодаря матери.

Мать — это Восьмое и величайшее чудо света, потому что семь чудес света
были созданы творцами, которых родила и воспитала мать.

Юноша замолчал, и люди наградили его громом аплодисментов…

ВЕД-1:

Я верю, что женщина — Чудо земное
Какого на Млечном пути Не сыскать, 
И если женщина — Слово святое,
То трижды священное — “Женщина-Мать”.

ВЕД-1: Мама! Какое великое слово! Мать дает жизнь своему ребёнку.

Мать волнуется и печалится, чтобы ребёнок ее был здоров, сыт и счастлив.

Мать — это окно в мир. Она помогает ребенку понять красоту мира.

У мамы самое доброе, самое ласковое сердце, самые нежные, самые заботливые руки, которые умеют все. В ее сердце никогда не гаснет любовь!

Мама! Самое прекрасное слово на Земле – «МАМА!» Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.

 ПЕСНЯ «МАМА» муз.И.Крутого, сл.Лары Фабиан /на английском языке/

 /исполняет учитель англ. языка/

Родиться стоит поздно или рано,
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово “МАМА”,
Которого священней в мире нет.

ВЕД-1: Ребята, вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой.

Как она обрадовалась, когда увидела вас!

Как счастливо светились ее глаза!

На вашей ручке был привязан номерок из пленки.

На нём были написаны фамилия, число, месяц, год и время вашего рождения, ваш вес.

Кому из вас мама показывала этот номерок – вашу самую первую «медаль»?

(ответы детей).

Тогда ваша мамочка первый раз взглянула на своего малыша – и поняла, что ее ребенок – самый лучший, самый красивый и самый любимый.

Сейчас вы подросли, но мама любит вас все так же крепко и нежно.

ВЕД-1: Ребята! Закройте глаза и попробуйте представить свою маму…

А теперь прислушайтесь, и вы услышите мамин голос: как она вас зовёт, разговаривает с вами, смеётся с вами…

Мамин голос живет в вас самих, такой знакомый, такой родной.

Ещё находясь внутри мамы не родившись, вы слышите этот ласковый голос.

Его не спутаешь ни с каким другим голосом.

Даже когда станете взрослыми, вы всегда будете помнить самый любимый и родной мамин голос.

И сейчас я предлагаю вам выразить свою любовь к своим мамам в песне

 ПЕСНЯ «МАМА, МАМА, МАМОЧКА» сл. А.И.Пилецкая.,муз. Д.А.Трубачев

ВЕД-1.: Мама – самый любимый и дорогой человек на свете!

Ведь именно маме мы обязаны своим появлением на свет.

Именно мама, недосыпая ночами, носила нас на руках, тихо напевая колыбельную песни.

Именно мама всегда простит и поймет, при этом никогда и ничего не потребует взамен.

И этот перечень маминых достоинств можно перечислять до бесконечности.

Вот поэтому во всём мире чествуют матерей, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

В нашей стране, в России, вот уже 19 лет в последнее воскресенье ноября отмечают праздник День матери. Он был основан Президентом РФ 30 января 1998 года.

ВЕД-1: Мы все чьи-то дети, и для каждого сидящего в этом зале, слово мама, самое важное и самое прекрасное.

От чистого сердца, простыми словами, давайте друзья потолкуем о маме.

Давайте сейчас мы устроим небольшой конкурс чтецов.

И все наши стихи будут, конечно, посвящены нашим мамам.

Открываем наш конкурс чтецов стихотворением «Маму любят все на свете»

«МАМУ ЛЮБЯТ ВСЕ НА СВЕТЕ» «Я КАК МАМА …» Е.Благинина

 /читает дошкольник/

 / читает дошкольник/

Маму любят все на свете
Мама лучший друг
Любят мама не только дети
Любят все вокруг.
Если что ни будь случиться,
Если вдруг беда
Мамочка придет на помощь
Выручит всегда.
Мама много сил, здоровья
Отдаёт всем нам

Значит, правда, нет на свете
Лучше наших мам.

Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько да гладко.
На пуховые подушки 
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки, 
На работу на мою! 

ВЕД: А сейчас я предлагаю всем послушать одну историю, которая произошла с тремя мамами.

ТРИ МАМЫ

автор Е.Серова

 /Роли Танюши, мамы и бабушки исполняют дети старшего дошкольного возраста./

ВЕД:

Наши дети так упрямы!
Это каждый знает сам.
Говорят им часто мамы,
Но они не слышат мам.
Танюша под вечер с прогулки пришла
И куклу спросила:

ТАНЮША:

Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа!
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду ватрушка.

ВЕД:

Танюшина мама с работы пришла
И Таню спросила:

МАМА:

Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду,
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать! кричала бабуся сто раз,
А ты отвечала: Сейчас! да Сейчас! 
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа!
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду ватрушка.

ВЕД:

Тут бабушка, мамина мама, пришла
И маму спросила:

БАБУШКА:

Как, дочка, дела? 
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашла на минутки,
А вечером съела один бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а все — непоседа!
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа!
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду ватрушка.

ВЕД:

Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?

ВСЕ 3 МАМЫ: Ох, как не просто быть мамами!

ВЕД-1: С уважением и признательностью относятся к женщине на работе, независимо какую профессию она выбрала.

И только дома она всегда остаётся любящей мамой, только дома её ждут и любят дети и близкие.

Сейчас нам ребята из начальной школы расскажут, какими профессиями владеют наши мамы

«МАМИНЫ ПРОФЕССИИ» автор Н.Доброта /читает начальная школа/

Тёплые вещи быстро и тихо 
Шьёт для детишек мама-портниха. 
Доит корову с утра спозаранку 
В чистом загоне мама-доярка
Зубки больные без всяких уколов 
Вылечит мама – врач-стоматолог
В детском саду очень много занятий. 
Мама там няня и воспитатель.  
В школе не меньше занятий. Смотрите: 
Ставит оценки мама-учитель
Из корешочка растить не устанет 
Чудо-растение мама-ботаник
Пишет в газеты статьи и записки 
Мама-писатель и журналистка
Вкусной колбаски достала с витрины 
Мама, она – продавец магазина
Плюшки и булочки кушать спешите! 
Их испекла нам мама-кондитер
Из самолёта прыгает с риском 
Смелая мама-парашютистка

ВЕД-1: Имя Матери бесценно! Ей дано высокое предназначение на Земле.

«КАК ПРЕКРАСНО СЛОВО — МАМА» автор М.Сиренко

 /читает школа — среднее звено/

О, как прекрасно это слово – мама!
Всё на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
Добру учила – высшей из наук.
Играя первозданной силой
Творила мир природа — мать,
И, видно, в женщину вложила
Всю красоту и благодать!
История молчит упрямо
Мы слышим имена мужчин,
А женщина осталась мамой,
И мы ее за это чтим!

ВЕД-2: Ребята, подскажите, пожалуйста, что вы больше всего любите в своих мамах? (ответы детей).

Я поняла, вы действительно любите своих мамочек.

И сегодня мне хочется рассказать вам ещё одну очень интересную притчу.

Садитесь поудобнее, и слушайте внимательно!

ВИДЕО «ПРИТЧА О МАТЕРИ» автор Неля Насырова

ВЕД-2: Мама несёт в мир жизнь, любовь, заботу, нежность.

Она растит детей, воспитывает их, создаёт семейное счастье и уют.

Давайте послушаем замечательное стихотворение И.Бунина “Матери”

Стихотворение «МАТЕРИ»

автор Иван Бунин. читают старшие школьники/

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

ВЕД-2: Цените матерей, заботьтесь о них и дарите им минуты радости.

«ВЫБИРАЛ МАЛЬЧИШКА РОЗУ» автор Ляля Нечерная

Выбирал мальчишка розу осторожно,
Так, чтоб остальные не помять,
Продавщица глянула тревожно:
Помогать ему, не помогать?

Тоненькими пальцами в чернилах,
Натыкаясь на цветочные шипы,
Выбрал ту, которая раскрыла
По утру сегодня лепестки.

Выгребая свою мелочь из карманов,
На вопрос — кому он покупал?
Засмущался как-то очень странно:
«Маме…», — еле слышно прошептал.

— День рожденья, ей сегодня тридцать…
Мы с ней очень близкие друзья.
Только вот лежит она в больнице,
Скоро будет братик у меня.

Убежал. А мы стояли с продавщицей,
Мне — за сорок, ей — за пятьдесят.
Женщинами стоило родиться,
Чтобы вот таких растить ребят.

ВЕД-2: Цените матерей! Сколько бессонных ночей провела мама перед вашей кроваткой.

Сколько сил она приложила, чтобы вас вырастить, выучить…

М ы все перед ними в неоплатном долгу.

«МОЛИТВА МАТЕРИ» автор Алексей Плещеев

/ читают старшие школьники/

Кротко озаряла комнату лампада;
Мать над колыбелью, наклонясь, стояла.
А в саду сердито выла буря злая,
Над окном деревья темные качая.
Дождь шумел, раскаты слышалися грома;
И гремел, казалось, он над крышей дома.
На малютку сына нежно мать глядела,
Колыбель качая, тихо песню пела:
«Ах, уймись ты, буря; не шумите, ели!
Мой малютка дремлет тихо в колыбели!
Ты, гроза Господня, не буди ребенка!
Пронеситесь, тучи черные сторонкой».
Спи, дитя, спокойно… Вот гроза стихает,
Матери молитва сон твой охраняет.
Завтра, как проснешься и откроешь глазки,
Снова встретишь солнце, и любовь, и ласку.

ВЕД-1: Человечество вышло в открытый космос, высадилось на Луне, спустилось на дно Марианской впадины и пробурило километровые впадины, однако мы не можем объяснить многие чудеса, которые происходят у нас под носом каждый день.

Например, чудо рождения новой жизни, которое невозможно свести к биологии, химии или физике. Но то, что не видят ученые, разглядели художники, ведь тема материнства одна из древнейших в мировой живописи.

Практически каждый художник пытался бы постичь эту тайну.

ВЕД- 1: На протяжении тысячелетий воспевается народом материнство.

Сколько великих художников посвятили свои полотна Святому Образу матери!

И сейчас я предлагаю всем вам, прогуляться по виртуальной галерее искусств.

И побывать на вернисаже живописи, где но всех полотнах русских художников прослеживается тема « Материнство», с образами матерей разных эпох.

СЛАЙДЫ «МАТЕРИНСТВО в ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ»

«Сенокос»-А. Венецианов в российской живописи, одним из первых обратился к теме Материнства. Он писал образы простых русских крестьянок, занятых нелегким трудом. Через свое творчество художник стремился донести мысль о том, что именно женщина, несмотря ни на что, остается хранительницей традиций крестьянской жизни. На его картине «Сенокос» в центре полотна изображена женщина с ребенком на руках. Она присела отдохнуть, покормить дитя, и, несмотря на усталость, ласково обнимает своего ребенка. 

С какою нежностью покоит на руках
Она своё дитя в задумчивом молчании!..
На сомкнутых губах лежит печать страданья,
И ласка тихая в опущенных глазах…
/автор Галина Галина/

2. Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией — автор Карл Брюллов.

Посмотрите на графиню. Художник с ней был лично знаком.

Графиня была благородной женщиной, независимой от взглядов,самовольной, всегда отличалась вольностью взглядов и независимостью от общества и их суждений.

Такой и изобразил её художник. Графиня сняла маску и смотрит открыто, никого не стесняясь.

Она не боится показать себя такой, какая она есть на самом деле. 

3. У колыбели — Ю.П. Кугач.

На этой картине мать нежно укладывает ребёнка в кроватку…

4. Мир. Конец войне-Н.Я. Марченко.

Женщины на войне…Неоценимую помощь она вложила в победу.

Женщины летчицы, снайперы, связится, разведчицы, санитарки и врачи…

Истосковавшись по родным, она выжила, пришла с войны

Крепко обнимает свою дочку…

5. Сын — Е.Е. Моисеенко. 1969

Мать провожает сына на войну. Дает наставление и на дорогу крестит-благославляет…

 Сколько бы лет нам ни было матери переживают за нас, молятся…

6. Опять двойка! 1952 — П.Решетников.

Ребята, а у вас была такая ситуация? Получали двойку?

Что вы чувствовали, когда приходили домой и сообщали маме об этом?

Вот и здесь мальчик виновато опустил голову вниз.

Мама, вероятно, ждёт от него объяснений. Сестра и брат притихли…

ВЕД-2: Не сосчитать музыкальных произведений, воспевающих женщину-мать!

А скольких поэтов благословила муза на великие нежные строки!

Давайте послушаем замечательный романс на стихи Сергея Есенина «Письмо матери».

РОМАНС «ПИСЬМО МАТЕРИ» сл.С.Есенина, муз. Василия Липатова

Исполняется старшими школьниками

ВЕД-2:

Сердце матери, оно нас согревало
В дни, когда нам было нелегко,
Сердце матери оно лишь только знало,
Где мы, близко или далеко.
Сердце матери, оно одно нас ждало
Даже если уж не ждал никто.

Война… Гражданская, Великая Отечественная, Афганская, Чеченская… 

В дни войны наши матери стойко переносили все горести и тяжести тех лет.

Не передать словами, сколько горя выдержали материнские сердца.

Во всех городах и сёлах живут женщины, которые через все невзгоды, через всю войну пронесли и сохранили стойкость, выносливость, веру в победу своих сыновей и мужей, и сердечную доброту и любовь. Об их подвиге нам напоминаю памятники, монументы и барельефы, которые стоят в каждом городе нашей страны.

Давайте послушаем замечательное стихотворение С.Есенина «Молитва матери».

«МОЛИТВА МАТЕРИ» автор Сергей Есенин читает школа среднее звено

На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.
Молитва старушки сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.
Молится старушка, утирает слезы, 
А в глазах усталых расцветают грезы.
Видит она поле, поле перед боем,
Где лежит убитым сын ее героем.
На груди широкой брызжет кровь, что пламя, 
А в руках застывших вражеское знамя.
И от счастья с горем вся она застыла, 
Голову седую на руки склонила.
И закрыли брови редкие сединки, 
А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

ВЕД-2: Цените своих матерей, дарите им минуты радости, будьте заботливы и всегда помните, что мы все перед ними в неоплатном долгу.

Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем – итог всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: МАМА.
/автор Расул Гамзатов/

ВЕД-2: Я знаю, что ваши мамы самые лучшие на свете.

Давайте об это сейчас споём.

 ПЕСНЯ «МОЯ МАМА ЛУЧШАЯ НА СВЕТЕ» муз. И.Черник, сл. И.Черник

ВЕД-2: Люди не уважают того, кто обижает мать, кто забыл о ней.

По отношению к матери мы определяем, каков человек.

«МАТЬ СЫНА РОДИЛА…» Автор — Вивлад, 2009

Стихотворение читает воспитатель Ведущий-1.

Мать сына родила, растила,
И пуще глаз от бед хранила.
Горбом сыночка подняла,
Сама состарилась, слегла.
Сын бросил мать…
Живет одна, от горьких слез слепа она.
Все сына ждет на склоне дней,
Он лишь во снах приходит к ней.
Да, хорошо соседи есть,
Помогут, принесут поесть-
Кто вещи даст, когда износит,
Кто пить нальет, если попросит.
Все б ничего, да больно ей,-
Свое дитя чужих черствей.
Нет мочи жить в таком позоре,
Проклясть сынка решила с горя.
В углу, стыдясь своей же тени,
Старуха встала на колени.
Ладони горестно воздела:
«Будь, проклят, сын»- сказать хотела.
Но не смогла, душа заныла.
Собравшись с духом рот открыла.
Незряче глядя на порог:
«Будь счастлив, — молвила, — сынок!»

ВЕД-2: Мы порой, так часто забываем сказать элементарное «спасибо» и «прости».

Как часто мы забываем в суете просто взять телефон и позвонить маме, сказав ей всего пару слов, чтобы успокоить её любящее нас сердце…И очень сожалеем, когда навсегда теряем очень близкого нам человека. Мы скорбим, провожая в последний путь самого любимого, самого преданного человека на земле – нашу маму. Сожалеем о том, что многое ей недосказали, не обняли…

Вырастая, вылетаем из «гнезда» мы забываем, лишний раз позвонить, или опустить в почтовый ящик белый конверт…

ЗАБОЛЕЛА МАТЬ автор Аалы Токомбаева (1904 — 1988),

Стихотворение читает воспитатель Ведущий-2.

По ночам надрывный кашель слышен.
Старенькая женщина слегла.
Столько лет она в квартире этой
Одиноко в комнате жила.
Письма были…..
Только очень редко
И тогда не замечая нас
Все ходила и шептала:
— Детки…Вам ко мне собраться хоть бы раз.
Ваша мать согнулась, постарела,
Что ж поделать старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили
Песни пели до зари,
А теперь уехали, уплыли…
Вот и собери.

ЗАБОЛЕЛА МАТЬ!!!
И этой ночью, телеграф не уставал кричать:
ДЕТИ, СРОЧНО!!!
ДЕТИ, ОЧЕНЬ СРОЧНО!!!
ЗАБОЛЕЛА МАТЬ!!!
И тогда из Киева и Риги,
Отложив до времени дела,
Дети собрались!!!
Очень жаль,
Но у постели, а не у стола!!!
Гладили морщинистые руки
И волос серебряную прядь.
Так зачем же дали вы разлуке,
Так надолго между Вами встать.
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам???
СЛУШАЙТЕ!!!
ПОКА У ВАС ЕСТЬ МАМЫ!
ПРИЕЗЖАЙТЕ К НИМ БЕЗ ТЕЛЕГРАММ!

ВЕД-2: Сила материнской любви! Кто измерит ее?

Есть старая поговорка: «Мать носит дитя 9 месяцев под сердцем и всю жизнь в сердце».

 Без бескорыстной материнской любви не было бы человеческих отношений.

Именно из глубины материнской любви у детей рождаются лучшие человеческие качества и ответная любовь и уважение к самому близкому и родному человеку.

НЕ ОБИЖАЙТЕ МАТЕРЕЙ автор В. Гин /читает школа среднее звено/

Не обижайте матерей, 
На матерей не обижайтесь. 
Перед разлукой у дверей 
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот 
Вы не спешите, не спешите, 
И ей, стоящей у ворот, 
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши, 
В тиши ночей, в тиши тревожной.  
Для них мы вечно малыши, 
И с этим спорить невозможно.
Не обижайте матерей, 
На матерей не обижайтесь. 
Перед разлукой у дверей 
Нежнее с ними попрощайтесь.

ВЕД-2: И сколько бы тебе ни было лет – 5 или 50 – тебе всегда нужна мама, ее забота, ее доброта, ее участие, ее ласковый взгляд.
И чем больше твоя любовь к матери, тем радостней и светлей ее жизнь!

СЛОВО МАМА авт. Анна Ахматова /читает школа среднее звено/

Мама… Простое, казалось бы, слово,
А сколько в нем нежности, ласки, тепла,
Ребенок лопочет его бестолково,
Ручонки раскинув, припухший от сна.
В печали и в радости мы произносим,
То робкое «Мама», то резкое «Мать».
Порой на чужбине вдруг сердце запросит
Совсем незнакомую-мамой назвать.
А дома так часто ей делаем больно
Поступками, взглядами, жестами мы,
Потом вдалеке вспоминаем невольно
О том, что прибавило ей седины.
И пишем на школьных листках торопливо
Признанья своей запоздалой вины.
Она их читает, краснеет стыдливо,
И в горьких морщинах слезинки видны.
Давно без письма все обиды простила,
А тут ей до боли приятно прочесть:
«Спасибо, родная, за то, что растила,
За то, что ты любишь, За то что ты есть!!!

ВЕД.-1.: Замечательный поэтический подарок для наших мам и гостей, правда?!

И в завершении стихотворного конкурса в нашей литературно – музыкальной гостиной мне хотелось бы прочитать вот этими стихами

И пусть годы бегут неустанно вспять,
И забот у вас всех не мало.
Чтите, люди, великое слово «МАТЬ»
И такое близкое, родное слово «МАМА».

ВЕД.- 2: Наша встреча подходит к концу.

Я зажгла эту свечу как символ домашнего очага, домашнего тепла.

Пусть она согреет каждого из вас!

Передавая друг другу свечу, вы можете загадать желание и пожелать своим мамам то, что захотите, но обязательно что-то хорошее, доброе и светлое.

 (под музыку дети передают свечу — фонарь, и говорят свои пожелания мамам.)

 ВЕД: Ребята, давайте завершим наш поэтический конкурс красивой песней

 / дети выходят и выстраиваются в центре зала /

ПЕСНЯ «МАМА ПЕРВОЕ СЛОВО…» муз. Жерар Буржоа, сл. Ю.Энтин

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ.

  1. http://otmetim.info/stixi-o-mame/
  2. http://www.stranamam.ru/post/113120/
  3. http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-artemenko/razvlechenie-den-materi.html
  4. http://www.stihomaniya.ru/2014/09/detskie-stikhi-pro-mamy-blaginina.html
  5. https://urok.1sept.ru/articles/581395/
  6. http://stranamasterov.ru/node/90403
  7. http://www.znaika-club.com.ua/article1194519086/
  8. http://www.stihi.ru/2008/09/01/3420
  9. Притча о маме автор Неля Насырова — видео – https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=Q6HyiD0Vi6U
  10. http://strofa. su/galina/mat/
  11. http://www.stihi.ru/2009/06/06/118
  12. http://www.proza.ru/2015/06/13/1284

Молитва за больную мать, одно желание, стихотворение о болезни