Выпрошенный крест самый тяжелый: Как утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А мо…

Беседы с батюшкой. Протоиерей Кирилл Сладков, смотреть онлайн

Сегодня мы беседуем с председателем Отдела по делам молодежи Московской епархии протоиереем Кириллом Сладковым.

– Сегодня – Антипасха, или Неделя апостола Фомы. Продолжается пасхальный период, и первое воскресенье после Пасхи называется таким необычным словом: Антипасха. Что означает это слово? Как его правильно понимать? И что это за праздник?

– Праздник Пасхи мы продолжаем праздновать в течение 40 дней. И хочется всех телезрителей поприветствовать словами: Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

– Антипасха – это продолжение праздника Пасхи. Не случайно на всенощном бдении вчера вечером мы пели величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе». Мы вновь почитаем воскресшего Господа Иисуса Христа. Мы вспоминаем историю апостола Фомы и проявление его неверия. Христос его убеждает и немного даже журит за его неверие, говоря: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».

Так и мы, дорогие братья и сестры, в сегодняшний день вновь повторяющейся Пасхи, или Антипасхи, продолжаем прославлять воскресшего Христа, продолжаем укреплять нашу веру и молимся апостолу Фоме, чтобы по его предстательству Господь помог нам сохранить веру. И вспоминаем слова Священного Писания: Блаженны невидевшие и уверовавшие.

Мы не являемся живыми свидетелями жизни Иисуса Христа здесь, на земле, но Христос предстает перед нами в Святой Евхаристии, при чтении Священного Писания. Господь всегда вместе с нами, мы Его чувствуем, знаем, что Он рядом с нами, и радуемся Светлой Пасхе.

Блаженны невидевшие и уверовавшие – эти слова Христос сказал апостолу Фоме. И именно апостола Фому мы вспоминаем в этот день, в день Антипасхи. Почему именно его?

– Десять явлений воскресшего Христа описаны в Евангелии. Одно из явлений было всем апостолам, за исключением Фомы. Когда апостолы рассказали Фоме, что видели воскресшего Христа, Фома произносит: «Пока сам не увижу – не поверю». И когда Господь вновь явится всем апостолам, произойдет этот диалог между Господом и апостолом Фомой, о котором я сказал выше.

В продолжающиеся дни праздника Пасхи мы как бы актуализируем еще раз для себя радость о воскресшем Христе. На примере апостола Фомы мы учимся доверять Господу Богу, верить в Его воскресение, потому что это ключевое событие христианства и всей человеческой истории. Как говорил апостол Павел, если Христос не воскрес, то тщетна вера наша. Но Господь воскрес, вера наша действенна, и мы, глядя на пример апостола Фомы, просим Господа укрепить нашу веру и не допустить в наше сердце сомнений.

– Явлений воскресшего Христа было действительно много. Он являлся и апостолу Петру лично, и женам-мироносицам. Но почему Христос явился всем апостолам, за исключением Фомы? Зачем понадобился такой апостол, который как будто бы не удостоился радостного известия о воскресении Христа?

– В конечном счете он удостоился этой радостной вести. Знаете, есть такое выражение: история не терпит сослагательного наклонения. Господь решил именно таким образом. Вполне возможно, что явлений Христа было больше, но в Священном Писании описано именно десять, и два из них связаны с теми событиями, о которых я сказал ранее.

Господь решил именно таким образом передать назидание, наставление последующим поколениям людей, всем нам, которые уже не являются живыми свидетелями жизни Иисуса Христа на земле. Тем не менее мы продолжаем верить, знать и чувствовать присутствие воскресшего Христа в нашей жизни, чаем и ожидаем Второго Пришествия Христова.

– Все мы в чем-то как апостол Фома, наверное. И фраза: Блаженны невидевшие и уверовавшие, – в принципе, относится ко всем нам. Почему мы не удостаиваемся свидетельства? Фома же отчасти прав: если бы он видел, то сразу поверил бы, ему было бы легче. Хотя Господь говорит, что блаженны именно те, что не видели, но поверили. Мы не так уж много видим, тем не менее должны веровать.

– Я не стал бы говорить, что апостол Фома не поверил. Надо понимать, каким тяжелым было горе, чувство утраты, которое ощутили апостолы в момент расставания со Христом, когда они думали, что Христос умер. Мы это помним на примере Луки и Клеопы, они шли в Эммаус и путнику, который им позже откроется как Господь, говорили: «Мы надеялись, что Он есть Тот, Кто избавит Израиля…»

Апостол Фома в данной ситуации проявляет, может быть, даже детскую радость и желание поскорее увидеть Христа. Здесь нет неверия как атеизма. Фома именно жаждет увидеть: «Господи, хочу побыстрее Тебя увидеть, как и они. Хочу вложить персты в раны Твои, хочу ощутить Тебя. Хочу, чтобы Ты был рядом». Это, скорее, радость сына, которому сказали, что Отец пришел. В этом выражается, скорее, любовь апостола Фомы по отношению ко Христу.

При этом, конечно, Вы правы: у каждого из нас бывают сомнения, какие-то размышления, определенный скепсис. Но в этом есть радость веры, которая позволяет нам почувствовать эту веру в своей жизни.

Если бы Господь сейчас явился каждому, поговорил бы со всеми, во-первых, это была бы уже не вера, а знание. Во-вторых, такое уже было в истории: три с половиной года Господь ходил среди людей, совершал чудеса, призывал к Царствию Божьему… Люди же находят оправдания сегодня в нежелании слышать Священное Писание и призыв Церкви прийти в храм к Господу Богу. Казалось бы, что сейчас мешает? Все возможно: и изучать слово Божие, и беседовать со священником. Но все время что-то мешает: работа, какие-то занятия, дела. Да и просто некогда. Это вызывает большое сожаление.

– Все это больше похоже на отговорки. Что, на Ваш взгляд, является настоящей причиной того, что люди не воспринимают веру всерьез?

– Люди могут и воспринимать веру всерьез, но дьявол, враг рода человеческого, всячески пытается обмануть доверчивую душу человека, показывая и Церковь с неприглядной стороны, и священников, всячески пытаясь увести человека от Церкви, от Бога, от доброделания.

Человек, обретающий веру, обретает силу к совершению сначала маленького подвига. Потому что ходить в храм на воскресные литургии – это ведь не большой подвиг. Многие знают, как сложно после трудной рабочей недели утром в воскресенье уговорить себя пойти в храм. Тем не менее, преодолевая это, укрепляя через это свою веру, человек становится ближе к Богу.

– Велик соблазн на этом пути остановиться, не развивать в себе веру. Есть поставленная на колеса жизнь, вполне себе размеренная, с рабочими днями и выходными, когда можно в воскресенье утром поспать. Зачем я должен себя менять и ради веры заставлять себя рано вставать в воскресные дни, чтобы пойти в храм?

– Для верующего человека ответ очевиден – ради вечной жизни с воскресшим Христом, ради Царствия Небесного. Для человека, который только начинает свой путь, ответ, конечно, менее очевиден, потому что нет еще четкого понимания, что такое Царство Божие, вечная жизнь и для чего воскрес Христос.

Этот путь должен начаться с осознания того, что душа человека поражена грехом, леностью, расслабленностью, сомнениями, обидами, раздражением. И как бы человек ни старался, до конца он не сможет излечить себя без силы Божией, которую Господь, одержав победу над смертью воскресением Христовым, дарит каждому человеку.

Приходя в храм, приобщаясь Святых Христовых Таин, человек получает силу Божию для того, чтобы душа, тело, ум, сознание, воля могли исцелиться. Исцеляясь, человек приобретает способность преодолевать все те искушения, которыми дьявол нас окружает.

– Вопрос телезрителя: «Разъясните о Втором Пришествии Христа и о воскресении мертвых. Звучит как сказка».

– Давайте немножко разберемся со словами. Слово «сказка» – от слова «сказание», то есть некое предание. В данной ситуации мы говорим не о сказании, а о Священном Писании. Давайте к нему обратимся, но в первую очередь процитируем Символ веры. В 11-м и 12-м стихах говорится: «Чаю (то есть ожидаю) воскресения мертвых и жизни будущего века».

Христос воскресает, преодолевает смерть. На сороковой день после Пасхи мы будем праздновать праздник Вознесения Господня. Господь возносится на небо, чтобы воссесть одесную (с правой стороны) от Бога Отца. Смысл этого праздника заключается не в том, что Господь вознесся. Человеческая плоть вновь возносится к Господу Богу, в те райские обители, которые некогда были утрачены Адамом и Евой. Тем самым для человека открывается возможность занять свое место (если он будет этого достоин) в Царствии Божием.

Но когда человек сможет занять это место? Господь вновь придет на землю (придет уже во славе) для того, чтобы подвести определенный итог жизни людей. И это вполне логично, потому что Господь является Творцом времени, Творцом неба и земли, Творцом человека. У человечества есть начало и будет логическое завершение, конец земного существования; по крайней мере, в том виде, как мы это знаем. И связано это будет со Вторым Пришествием Иисуса Христа.

Для верующего человека это не выглядит фантастически. Да, это может не вписываться в наши представления о физике или о том трехмерном пространстве, в котором мы привыкли жить. Но при общем изучении, например, неевклидовой геометрии или физики вне школьной программы мы видим, что в нашей жизни существует и то, что не поддается определенным законам.

Для меня как  священника Второе Пришествие Христово не выглядит фантастически, оно выглядит сверхъестественно относительно той парадигмы, в которой мы живем. Пришествие Бога на землю на порядок выше нашего понимания. Но в том и заключается суть веры, что мы, не понимая, не имея возможности разложить все по полочкам, переходим в метафизическое состояние, в состояние веры. Мы верим, что Христос Бог придет во славе, чтобы вынести суд как живущим на тот момент, так и тем, кто жил ранее. И для этого люди воскреснут. Указание на это мы встречаем еще в Ветхом Завете, в Книге пророка Иезекииля (поле с мертвыми костями, которые начали оживать).

Произойдет воскресение всех усопших ранее, и будет Страшный Суд, которого все мы ожидаем. Но нам не стоит этого бояться и представлять Второе Пришествие как некий Армагеддон. Совсем нет. Вернемся к апостолу Фоме: он не был напуган, но был в нетерпении и радости, ожидая встречи со Христом. Все мы должны напоминать себе, что это будет встреча с любящим Отцом, и это очень важно. Христос не придет нас наказывать, Христос придет нас обнять и порадоваться вместе с нами.

Мы должны переживать только за то, чтобы быть достойными Его отцовских объятий, чтобы не прятаться, как некогда прятался Адам. Бог спрашивал: «Адам, где ты?» Адам отвечал: «Господи, я наг, поэтому прячусь от Тебя».

Когда Господь придет, будет здорово, если мы с достоинством выйдем к Нему навстречу.

– Соответственно, если мы не выйдем, это и будут те самые мучения, которые ожидают грешников? Мучения от осознания того, что не можешь выйти и встретить Отца, Который идет тебе навстречу с распростертыми объятиями…

– Важно понимать, что Господь никогда никого не отвергает, не прогоняет от Себя, не отгораживается ни от кого. Слова Священного Писания всегда актуальны: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему. Нам важно эту дверь открыть. Если мы при жизни не находим в себе силы воли и желания быть со Христом, сделать хотя бы какие-то шаги по отношению к Нему, то и в вечной жизни мы, возможно, тоже не захотим открыть эту дверь и не сможем быть с Богом. Не потому, что Он не захочет быть с нами, а потому, что мы, духовно грязные, не сможем быть с Источником абсолютного света и святости.

– Вопрос телезрителя: «Если тело после смерти кремировали, как оно может впоследствии соединиться с душой?»

– Так же, как и тело, которое было погребено в землю. Сама традиция погребения у разных народов в разные времена была разной. Погребение тела в землю – древняя русская православная традиция. Но даже если человек был кремирован, это не значит, что Господу невозможно будет соединить какие-то оставшиеся частички в тело человека.

Важно не забывать, что тело, в котором мы воскреснем, не будет тем телом, что мы видим сейчас; оно не будет иметь определенных физических недостатков, болеть или нуждаться в каком-то уходе. Тело будет несколько изменено для вечности. Как было изменено и тело Христа после Его воскресения. Об этом свидетельствует тот факт, что апостолы иногда Его не узнавали. Христос имел возможность проходить сквозь пространство, время, через закрытые двери. Такое тело ожидает и каждого из нас после Второго Пришествия Христова.

– В евангельском чтении мы как раз слышим, что двери были заперты, а Христос появился среди апостолов. В другом эпизоде, когда Он на пути встретился Луке и Клеопе, после разговора с ними Он стал невидим для них. Что еще мы знаем о том теле? Какой оно будет природы? В чем его характерное отличие от того тела, которое мы имеем сейчас?

– Мы очень мало знаем, каким с точки зрения физики и биологии будет это тело, потому что апостолы никогда не ставили перед собой такой задачи. Информацию об этом теле мы получаем из Священного Писания. Мы уже сказали, что Христос проходил через закрытые двери, появлялся и исчезал, не всегда Его узнавали. Не только Лука и Клеопа не узнали Его до того момента, пока Он не преломил с ними хлеб, но и Мария Магдалина, преданная и любящая Его ученица, думала, что с ней говорит садовник. И только когда Христос обратился к ней по имени, она узнала Иисуса Христа.

По совокупности это все, что мы знаем. Но я не думаю, что это должно нас как-то печалить или вызывать какие-то вопросы. Еще раз нужно подчеркнуть, что это не составляет основы нашей веры и для нашего спасения не представляет интереса. Важно, будем ли мы со Христом, будем ли мы достойны этого.

Какова будет новая физическая реальность – мы, может быть, не сможем сейчас понять, как не можем понять многомерное пространство или то, что наука еще не смогла открыть. Допустим, пятьсот лет назад были непонятны те вещи, которые сейчас очевидны любому школьнику старших классов.

– Завершается глава 20 Евангелия от Иоанна словами: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий… Много чудес апостол Иоанн Богослов не описал, однако указывает, что описанного достаточно, чтобы уверовали. Получается, что не чудеса побуждали людей идти за Христом, слушать Его и верить в то, что Он действительно Сын Божий.

– В самом начале нашей беседы я упоминал о том, что в Священном Писании описано десять явлений воскресшего Христа. Возможно, их было больше. В 20-й главе Евангелия от Иоанна сказано, что этого достаточно для веры. Задача Евангелия – не подробное описание жизни Иисуса Христа, это не некий исторический источник или автобиографический. Речь о том, чтобы показать, что Иисус Христос есть Сын Божий, Господь Бог, Которого так ждало все человечество и Который пришел для того, чтобы пострадать, умереть и воскреснуть и тем самым спасти род человеческий.

– Почему сейчас мы так нуждаемся в чудесах, ищем их и жаждем услышать о том, что где-то совершилось чудо, ежегодно ждем чуда сошествия Благодатного огня, всевозможных исцелений?

– Я думаю, что именно жаждать мы все-таки должны правды Божией и непосредственно Самого Господа. Как и Сам Господь в Евангелии от Иоанна сказал на празднике кущей, когда возливал воду: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37). И в другом месте (также в Евангелии от Иоанна), в беседе с самарянкой, Он пообещал ей такую воду, которую она будет пить и будет жаждать ее опять (имея в виду Самого Себя). Поэтому наша подлинная жажда должна быть жаждой Бога.

А жажда чудес – это то, что свойственно человеческой природе. Но при этом мы не должны забывать, что в Священном Писании есть прямые и конкретные слова по этому поводу: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения. Это должно напоминать нам, что если вера наша основана только на чудесах, то она не очень крепкая, потому что сегодня чудо есть, а завтра Господь его не творит. И это не будет означать, что Он этого сделать не может или Его вовсе нет… Благодатный огонь, который сходит, для многих является неким утешением и поддержкой в вере. Но ставить это во главу угла, конечно же, не стоит.

– Как Вы сказали, чудо – это определенная поддержка. Каким еще образом Бог проявляет Себя в нашей жизни? Как часто мы нуждаемся в том, чтобы Он действительно проявил Себя… Как часто кажется, что вокруг все уже настолько запутано и непонятно, что действительно хочется какого-то гласа Божьего, который расставит все по местам и покажет, где правда, где ложь, в соответствии с чем дальше жить.

– Господь нам оставил источник абсолютной правды – Священное Писание. Если человек изучает Священное Писание, для него книги Ветхого и Нового Завета являются не отвлеченными книгами. Он всегда сможет найти ответы на вопросы, которые его будут волновать и беспокоить. Изучая Священное Писание, мы, конечно же, не можем быть в отрыве от духовной практики: от исповеди, причастия Тела и Крови Христовых – того великого Дара, который Господь дает нам. И в совокупности это все поможет нам, во-первых, иметь духовный стержень в действительно непростом мире. А во-вторых, это даст нам определенную силу, чтобы наш внутренний духовный стержень не гнулся, не ломался и позволил нам, с Божией помощью, противостоять искушениям и соблазнам.

И священники всегда рады помочь каждому человеку. Сейчас есть все возможности, чтобы прийти в храм. Церкви открыты ежедневно, духовенство дежурит в храмах, в любое время можно прийти или позвонить, написать, лично поговорить со священником. Батюшка обязательно подскажет, поможет, направит, а может быть, и утешит в каких-то сложных моментах.

– Мы подошли к вопросу о воле Божией. Есть вопрос от телезрителя на эту тему: «Как понять, что есть воля Божия, а что есть своеволие? Это касается моего желания поступить в семинарию. Не могу поступить уже четыре года, не знаю, как быть. И говорят, что выпрошенный крест может быть самый тяжелый».

– Я вспоминаю слова из Священного Писания: взявшийся за плуг и оборачивающийся назад неблагонадежен для Царства Небесного… Вот чаще всего молодой человек или девушка выбирают, на ком жениться и за кого выйти замуж. Где тот избранник, та воля Божия, которую он ищет? Или, например, когда мы находимся в поиске работы. На какую работу устроиться: где ты действительно будешь важен и полезен или куда тебя просто заманивают высокими зарплатами?..

Дело в том, что мы представляем Бога и Его действия в нашей жизни как некую линейную функцию: А+В=С. И воля Божия как будто так направлена, что обязательно должен быть какой-то один вектор в нашей жизни. Но дело в том, что Господь Вездесущ. Вспомним слова Псалтири: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Если взойду на небо – Ты там, если сойду во ад – Ты там. Везде Твоя рука наставит меня и удержит меня десница Твоя». Я попытался на ходу перевести на русский язык с церковнославянского, поэтому перевод не совсем точный. Но тем не менее – Господь и в небе, и на земле, и в одной работе, и в другой, и в тех избранниках, к которым лежит твое сердце.

И здесь важно не забывать, что нам как великий дар Бог даровал свободу воли. И Он очень надеется, что этой свободой мы будем пользоваться по нашему благоусмотрению. А индикатором правильности выбора должно служить нам Священное Писание и заповеди Божии. И поэтому если ваше глубокое сердечное желание не противоречит воле Божией, если оно ведет к созиданию, никому не вредит, то, конечно, в этом есть проявление замысла Божия о вашей жизни.

Возможно, у вопрошающего молодого человека, который думает о поступлении в семинарию, нет еще полной готовности, решимости. Его личное желание не сформировалось до конца для поступления в семинарию и посвящения себя служению Господу Богу. Именно об этом я посоветовал бы ему поразмышлять очень внимательно: к чему лежит его сердце, в чем он хочет найти свое предназначение в жизни, какие дарования он хотел бы развивать в жизни. А воля Божия, безусловно, есть и для семинарии, и для того, чтобы он нашел какую-то светскую работу. Важно, чтобы он реализовывал свою свободу воли в соответствии с заповедями, которые нам Господь даровал.

– На данный момент, кажется, он пришел к выводу: не получается потому, что нет на то воли Божией. В частности, приводит эту фразу (достаточно ходовую), что выпрошенный крест самый тяжелый. Что Вы скажете про такое мнение? Правда ли, что крест, который сам себе выпрашиваешь (не тот, который волею обстоятельств Бог на тебя возложил, а тот, который сам на себя взваливаешь), действительно самый тяжелый?

– В Евангелии от Матфея есть замечательные слова. Эти слова написаны на очень многих иконах Иисуса Христа в той книге (Евангелии), которую Господь держит в Своих руках: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 28–30). Иногда мы придумываем  себе больше того, что есть на самом деле: взятые на себя чужие кресты, чужие жизненные пути, какие-то выпрошенные обстоятельства…

Дорогие братья и сестры, Господь всецело хочет нам помочь. И то, что Он приготовил для нас во всем многообразии и проявлении, – с Господом Богом это всегда легкое и счастливое бремя. Здесь важно понять, к чему ты призван, чего хочешь в этой жизни. Если ты найдешь то, чего по-настоящему хочешь, и будешь в этом развиваться, это не будет тебе в тягость. А если идешь у кого-то на поводу из соображений какой-то выгоды, конъюнктуры или еще чего-то, думаешь, что это и почетно, и престижно, будет приносить много денег, то радости от этой работы не будешь получать, потом поднимешь глаза к небу и скажешь: «Правильно говорили, выпросил себе у Бога, и теперь мне тяжело». Нет, тебе тяжело потому, что делаешь не то, что должен делать, не то, к чему было твое сердечное веление, а из каких-то соображений просто сам принял не то, что должен был сделать. А с Божией помощью и желанием всякое служение будет легким и радостным.

– Если стоит выбор между работой, которая представляется душеполезной, душеспасительной, но, возможно, тяжелой и неприятной, не по душе, и, с другой стороны, работой, которая нравится, ею интересно заниматься, но она более отвлекает от Бога, то какую выбирать?

– Работу, которая отвлекает от Бога, выбирать не надо… Мы вновь возвращаемся к вопросу свободы воли. Очень многие хотят и любят, когда за них кто-то принимает решение, будь то родители, какой-то старец, духовный отец или иногда даже Бог. Да, очень хочется сказать: «Господи, управь Сам как надо. У меня силы воли не хватает, я запутался». По отношению к Богу такая наша молитва правомерна. Но иногда мы перекладываем ответственность на людей, которые находятся рядом с нами (начиная с духовника и заканчивая друзьями, родными или еще кем-то). А этого делать совершенно не нужно.

Так вот, работу нужно выбирать по сердцу, по душе, и только такая работа будет приносить духовную радость. Конечно, на этом пути тоже будут различные «но». Будет и выгорание, и усталость, бытовые заботы, но очень сложно человеку удержать грань этого царского, золотого пути, у нас происходят колебания в разные стороны. На то оно и море житейское, по которому мы плывем на корабле Церкви. Бывают волны, бывает и штиль, бывает и попутный ветер. В этом интерес и радость жизни. Как говорится, надо приноровиться.

– Мне кажется, мы уже некоторое время говорим все-таки о том, что православному человеку важно научиться брать ответственность на себя. Не это ли и есть смирение?

– Я думаю, что отчасти (а может быть, и во многом) действительно так и есть. Часто приходится наблюдать, как мы подменяем понятие «смирение», перекладывая ответственность с себя на кого-то и проявляя тем самым, как мы думаем, послушание. Послушание должно быть воле Божией, а в чем она – мы уже выше говорили. Послушание воле Божией без умения брать ответственность на себя невозможно. Поэтому проявлять смирение перед Господом Богом – это значит выполнять то, к чему Господь нас призывает. В том числе и брать ответственность на себя, уметь заглянуть вглубь самого себя, проанализировать себя, подумать о том, как живешь, для чего, какова цель твоей жизни. Именно твоей жизни, а не того, что вещают из Интернета, социальных сетей, телевизора или что сказала соседка…

Возвратимся к апостолу Фоме. Апостолы видели воскресшего Христа. Но Фома проявил свою свободу воли. Он хотел сам увидеть Христа, жаждал, ждал Его. И он получил то, что хотел.

– Ни один из этих путей (переложить ответственность или взять ее на себя) не избавит от ошибок?

– Ошибки будут всегда. Я говорил, что мы – как на корабле в море. Бывает, волны захлестывают, бывает, не тот парус поставили. Мы приходим в эту жизнь, и счастье, если у кого-то есть мудрый наставник. Искушенный (тот, кто был в испытаниях) может помочь тому, кто испытывается сейчас. И когда человеку Господь посылает мудрого наставника – это здорово, и за такого человека нужно держаться. Но помнить, что наставник – это не тот человек, который должен за тебя принимать решения. Он может подсказать что-то из своего опыта или святоотеческого. Но тем не менее ты плывешь сам. И не надо бояться ошибок. Совершил ошибку, покаялся, исправился и идешь дальше.

– Есть фраза Спасителя: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Как избавиться от ощущения, что, следуя этой фразе, как будто блуждаешь в каком-то тумане: не видишь, куда идешь, но веришь, что идешь именно к той цели, которая поставлена?

– Про себя могу сказать, что у меня нет такой параллели, потому что еще в подростковом возрасте я достаточно критически подошел к поиску своей веры. В храм я пришел с детства. Но с подросткового возраста я начал задумываться предметно, почему я верю, начали приходить сомнения. И поэтому для меня фраза блаженны невидевшие и уверовавшие – как некий парус. Я знаю, что иду так, как евреи выходили из Египта. Передо мной всегда либо огненный столп ночью, либо облачный днем, который меня ведет. Это мой духовник, который у меня был, и те опытные старцы, которые встречались на моем пути, помогали и подсказывали мне в этой жизни.

Мне нравилось и нравится читать Священное Писание. Да, я не видел Христа, не был Его современником, но меня это никогда не смущало и не останавливало, а, наоборот, гнало вперед, потому что я помнил другие слова Самого Господа в Евангелии от Матфея: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Я всегда хотел и хочу узреть Бога. И я знаю, что мне для этого надо делать.

– Спасибо Вам за эту беседу. В заключение прошу слов напутствия для наших телезрителей.

– Дорогие друзья, я вновь и вновь поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресения. От всей души желаю вам крепости духа, крепости веры, бодрости сердечной и здоровья телесного. Берегите себя и своих близких, берегите свою веру. Христос воскресе!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Православная проза | Свято-Пантелеимоновский храм в станице Каневской

Перейти к основному содержанию

Рассказ

Николай Петрович крестился в храме Ильи Обыденного в середине лета. Был поздний вечер, и, кроме него и пожилого священника, в крещальне никого не было. Николай Петрович сам наносил воды в купель, после чего разделся по пояс и стоял босиком в закатанных до колен брюках, ожидая, когда батюшка приступит к Таинству…

Алексей Варламов

1 февраля 2015

Незаметно в обитель пришла зима. А зима здесь была самой настоящей – не такой, как зима в городе. Здесь, в глуши, на Митейной горе, не было неоновых реклам и блестящих витрин, не было городской суеты и растаявшего грязного снега под ногами. Может, поэтому звёзды в синих зимних сумерках здесь светили необычно ярко, белые тропы поражали чистотой, а тёмная зорька года освещалась только светом окон братских келий. Морозы и ветры, снега и метели стучали в двери иноков, и тогда огонь в печах трещал спокойно и ласково, соперничая с непогодой…

Ольга Рожнёва

8 января 2015

Рассказ

Весна. Снег почти стаял. Земля чернеет, и какой-то особенный свежий сырой запах говорит о весне. Мы все собрались у бабушки и усердно работаем: шьём рубашки бедным. Мама с няней кроят, бабушка смётывает рубашки, Наташенька быстро стачивает их на машинке, тётя Маша подрубает на руках, Вера обмётывает петли и пришивает пуговицы. Даже крошки Коля и Машенька обрезают нитки и вдевают их в иголки. «А ты расскажи нам, бабушка, – просит старший внук Николай, – почему у нас перед Пасхой шьют всегда мужские рубашки?»

Мария Львова

18 апреля 2014

Рассказ

Как-то с маленькой внучкой довелось мне побывать на воскресной службе в церкви, расположенной на юге Москвы. Величавый храм с голубыми куполами построен недавно и радует красотой своей и совершенством, преображая тусклый и однообразный серый пейзаж типового микрорайона. Помолившись и приняв святое причастие, задержались мы в храме, встретив давнюю знакомую мою, работавшую здесь, в коллективе таких же, как и она, добровольных помощниц, всё успевающих, всё примечающих, всё знающих и… всегда кого-то поучающих. Переполненный во время службы храм опустел, лишь у церковной лавки толпился народ да два молодых священника беседовали с прихожанами. Несколько детишек – таких же, как и моя внучка, трехлеток, – пока мамы стояли в очереди, затеяли игру и весело, с криками, носились по опустевшей церкви.

Леонид Гаркотин

14 ноября 2013

Рассказ

Немецкий историк сказал, что через его руки прошли тысячи дел: подавляющее большинство заключенных — советские офицеры. Почти все они — православные, иногда — мусульмане, никаких других не было. «Других — не было», — внятно повторил он, и между прочим заметил, что войну эту выиграло последнее поколение крещеных русских людей. Потом крестить практически перестали, и все последующие баталии заканчивались не столь впечатляюще.

священник Ярослав Шипов

29 июля 2013

Популярные материалы

Стоит ли есть и пить на кладбище?
[ Ответы священника ] Вопросы священнику

«Слово» – для «Радуги»
[ Статья ] Православная библиотека

Памяти прп. Сергия Радонежского
[ Статья ] Новости митрополии

Любовь дарить
[ Статья ] Работа с молодёжью

Подслащённая пилюля дьявола
[ Статья ] Работа с молодёжью

Одинокая сосна
[ Статья ] Православная библиотека

Был голоден, и вы накормили меня…
[ Статья ] Социальное служение

Вечер двух Екатерин
[ Статья ] Работа с молодёжью

Плов с шампиньонами
[ Статья ] Православная трапеза

Последние вопросы священнику

Христос несет свой крест (Иоанна 19:16-17) – Глянь и смотри

После приговора к смерти Христу было приказано нести свой крест на холм за пределами Иерусалима, где он должен был быть распят. В то время это было стандартной практикой для преступников. Вероятно, Христос нес только тяжелую перекладину, а не весь крест. Затем балка должна была быть закреплена на вертикальном столбе, который уже был на месте.

Путешествие Христа из римской штаб-квартиры за стены Иерусалима получает лишь самые краткие фактические упоминания в Писании (Иоанна 19).:16-17). В нем описывается, как солдаты заставили его нести свой крест на холм в форме черепа за пределами города, который назывался Голгофа (что на арамейском означает «череп»). На английском это известно как Calvary , от латинского слова, используемого в этом стихе, Calvariæ .

Действие Христа, несущего крест по улицам Иерусалима, увековечено в поклонении «Крестным станциям». Четырнадцать изображений, повествующих о пути Христа на Голгофу, традиционно находятся на стенах католических храмов. Они наиболее популярны во время Великого поста, когда католики используют их для размышлений о страданиях Христа.

Размышляя о Христе, получившем крест, Папа Иоанн Павел II заметил: «Было незаконно осуждать римского гражданина на смерть через распятие: это было слишком унизительно. Момент, когда Иисус из Назарета взял Крест, чтобы нести его на Голгофу, стал поворотным моментом в истории креста. Символ позорной смерти, предназначенный для низших классов, крест становится ключом . Отныне с помощью этого ключа человек будет открывать дверь глубочайшей тайны Божией».

Он продолжал: «Через принятие Христом Креста, орудия Его собственного самоопустошения, люди узнают, что Бог есть любовь . Любовь без границ: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин  3:16). Эта истина о Боге открылась на Кресте».

Папа тогда спросил: «Не могло ли это быть раскрыто каким-то другим способом? Возможно. Но Бог выбрал Крест . Отец избрал Крест для своего Сына, и Сын взвалил его на плечи, отнес на гору Голгофу и на нем пожертвовал своей жизнью. В Кресте страдание, в Кресте спасение, в Кресте урок любви». (Via Crucis, 2000)

Это прямоугольное опусное сектильное изображение Христа, принимающего крест, находится в церкви Святого Сердца в Камберуэлле. Контраст между золотым фоном и стилем «комикс» других плиток делает эту плитку особенно яркой. На изображении изображен Христос, поднимающий глаза к небу, когда он получает крест от римского солдата.

Эта сцена иллюстрирует Вторую Крестную остановку; как обычно, вокруг стен церкви есть еще тринадцать в подобном стиле. Произведение приписывается Бернсу и Оутсу и, вероятно, относится к строительству церкви в начале 1950-х годов.

Посмотреть полное изображение:

Burns & Oates / Second Station of the Cross / Opus sectile мозаика / 1950-е годы

Где найти это произведение искусства
Sacred Heart, Camberwell

Прочитайте соответствующий отрывок
Иоанн 19: 16-17

Узнайте больше
Исследуйте все 14 станций

на аналогичной теме

  • Из старого Завета: The Episod дерево на смерть традиционно понималось как знак Крестного Пути.
  • Из Нового Завета: Когда идти стало слишком тяжело, Симон Киринеянин был вынужден помочь Христу нести крест.

Нравится:

Нравится Загрузка…

  • Современное искусство
  • Новый Завет
  • О чудо

Что «правда» о кресте Иисуса?

Наука и археология предлагают информацию о древних артефактах, которые могут быть связаны с Иисусом Христом. “ В поисках Иисуса: Факт. Вера. Подделка », транслируется по воскресеньям в 9вечера. ET / PT на CNN.

Основные моменты истории

Феномен истинного креста начинается с императора Константина, первого римского императора, принявшего христианство.

Могут ли фрагменты дерева пережить тысячелетия? Или это фрагменты подделки, говорящие о нашей потребности верить?

Си-Эн-Эн

В июле 2013 года самая старая из историй о реликвиях Иисуса снова всплыла, когда турецкие археологи обнаружили каменный сундук в 1350-летней церкви, в котором, по-видимому, находился фрагмент креста Иисуса.

«Мы нашли святыню в сундуке. Это часть креста», — сказал руководитель группы раскопок Гюльгюн Кероглу, искусствовед и археолог. В то время она думала, что сундук служил символическим гробом для мощей святого человека, связанных с распятием Иисуса.

А потом тишина.

Последняя реликвия креста, на котором умер Иисус, застопорилась, потому что, как позже сказал Кёроглу, ящик, в котором находились якобы святые предметы, теперь загадочным образом оказался пуст.

Последний эпизод «истинного креста», мощного идентификатора веры более чем двух миллиардов человек, символизирует ловушки в охоте за реликвиями Иисуса.

Сказать, что что-то попахивает «истинным крестом», может означать, что это вопрос божественной уверенности или полнейшего обмана. Могли ли осколки истинного креста Иисуса действительно быть среди нас сегодня? Могли ли фрагменты дерева пережить тысячелетия? Или это фрагменты подделки, говорящие о нашей потребности верить?

Феномен истинного креста начинается с императора Константина, первого римского императора, принявшего христианство. Он послал свою мать Святую Елену (ок. 246–330 гг. Н. Э.) Найти предметы Иисуса в Святой Земле.

Когда Елена отправилась в Иерусалим в 326 году н.э., город все еще страдал от разрушений, вызванных последней иудейской войной 132-35 годов н.э. После победы над Израилем римский император Адриан построил над могилой Иисуса недалеко от Голгофы языческий храм — серьезное оскорбление новой религии.

Елена приказала снести этот языческий храм и начала копать под ним, чтобы найти реликвии, связанные с Иисусом. Ее работники нашли три разных креста — находка, имеющая непосредственное отношение к Евангелиям, в которых говорится, что Иисус был распят вместе с двумя преступниками.

найти женщину Иисуса, которая обнаружила истинный крест _00001015.jpg

видео

Императрица Елена обнаруживает «Истинный крест».

Историк Руфин (ок. 340–410) сообщает, что для того, чтобы определить, какой крест принадлежит Иисусу, Елена приказала привести на это место умирающую местную женщину. Больная женщина коснулась двух крестов, но ничего не произошло. Потом дотронулась до третьего — и та выздоровела. Был открыт истинный крест Иисуса.

Елена разрезала его, оставив часть в Иерусалиме, а часть перевезла в Европу, где она, казалось бы, размножилась настолько, что протестантский реформатор Жан Кальвин сказал: «…если бы все части, которые можно было найти, собрать вместе, они составили бы большая грузоподъемность. Однако Евангелие свидетельствует, что один человек был в состоянии нести его».

Но не преувеличивал ли Кальвин, поддерживая собственные реформы католицизма? Откуда мы могли знать, из чего сделан настоящий крест или как он выглядел, если ни Евангелия, ни римляне не удосужились нам об этом рассказать?

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_8C693E6C-BA55-24D9-2FC8-487CFFC71DC9@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>
Войдите в науку.

В 1870 году французский архитектор Шарль Роо де Флери каталогизировал все известные фрагменты настоящего креста. Он определил, что крест Иисуса весил 165 фунтов, имел высоту три или четыре метра и ширину поперечной балки два метра.

Он считал, что если бы все эти части креста собрать вместе, они не составили бы и трети креста, на котором умер Иисус. И на основании фрагментов, которые ему позволили изучить под микроскопом, де Флери пришел к выводу, что настоящий крест сделан из соснового дерева.

Позднее были также микроскопически исследованы четыре частички креста – часть десяти частей настоящего креста, сопровождаемые документальными свидетельствами византийских императоров. Эти фрагменты пришли из великих европейских церквей: Санта-Кроче в Риме, Нотр-Дам в Париже, соборов Пизы и Флоренции. Но ученые обнаружили, что все они были сделаны из оливкового дерева.

Итак, теперь возник вопрос: был ли крест Иисуса сделан из оливкового дерева или из сосны?

Одной из сложнейших реалий для археологов является отсутствие остаточной древесины в массивных записях о римском распятии. Несмотря на то, что римляне казнили через распятие десятки тысяч человек, а во время осады Иерусалима с 66 по 70 г. н.э. по 500 человек в день, единственное свидетельство, связанное с этим ужасным наказанием, было обнаружено в 19 г.68, когда археологи нашли пяточную кость распятого человека с целым гвоздем.

В Музее Израиля в Иерусалиме Исраэль Гершковиц, преподающий анатомию и археологию в Тель-Авивском университете, сказал, что пяточная кость распятого человека была найдена в еврейской могиле в северном пригороде Иерусалима, недалеко от Голгофы – холма, где Римляне распинали людей.

Мужчине, чей склеп, или погребальный ящик, идентифицировал его как Иегоханана, было около 20 лет, когда он умер на кресте. Его хорошие зубы и отсутствие тяжелой мускулатуры означали, что он, скорее всего, происходил из богатой семьи, поскольку большинство жертв распятия были слишком скромны, чтобы оказаться в могилах — за исключением Иисуса, которого поместил в одну из них богатый Иосиф Аримафейский. Другие, похороненные в той же гробнице, что и Иегоханан, были связаны с Храмом, так что вполне возможно, что он был убит римлянами за какое-то политическое преступление.

Йехоханан был срезан с креста с 4,5-дюймовым гвоздем, все еще в его правой пяточной кости, и с частью доски, все еще прикрепленной к шляпке гвоздя. Гершковиц считает, что относительная короткая длина гвоздя многое говорит о римских методах распятия. «Гвоздь был слишком коротким (чтобы пройти) через две пяточные кости, поэтому, конечно же, каждая ступня была прибита к кресту отдельно».

Гершковиц убежден, что кресты были сделаны не из оливковых деревьев, потому что люди зависели от оливкового дерева в качестве пищи и не стали бы срубать их, чтобы сделать кресты.

Что еще более важно, для данной цели они не подходят из-за структуры самого дерева.

Оливковые деревья не растут высокими и прямыми, они повсюду разветвляются, а в древесине много отверстий, из-за чего трудно удержать гвозди от веса жертвы.

найти реликвию Иисуса часть истинного креста _00002703. jpg

видео

Реликвия «Истинного Креста» датирована углеродом

«Оливковое дерево — наименее подходящее дерево. У нас есть разные виды местных дубов, которые лучше подходят для этой цели».

Сегодня по всему миру выставлено еще больше фрагментов «истинного креста»: на Афоне, в Риме, Брюсселе, Венеции, Генте, Париже, Испании, Сербии и даже в Боалсбурге, штат Пенсильвания, где фрагмент истинного креста прибыл как часть семейной часовни, привезенной туда и перестроенной Теодором Боалом для своей французской невесты.

Если вы хотите получить свой собственный кусочек креста, на котором умер Иисус, eBay предлагает несколько вариантов: у некоторых есть оригинальные восковые печати, сохраняющие «целостность», а у некоторых есть документы, подтверждающие их подлинность.

Марк Гудакр, профессор факультета религии Университета Дьюка, говорит, что этот постоянный акцент на подлинности фрагментов настоящего креста часто делается за счет значения креста.

«Дело в том, что на кресте всегда нужно помнить, что он о человеке, который там висел, само дерево, в конце концов, всего лишь орудие пытки».

Диого Моргадо играет Иисуса в фильме 2014 года «Сын Божий».

LightWorkers Media Inc

Расписная плитка из Китая в церкви Благовещения в Назарете, Израиль, изображающая Марию и Иисуса.

Shutterstock

Испанская картина на шкуре лося в миссионерской церкви Сан-Хосе, Лагуна-Пуэбло, Нью-Мексико.

Данита Делимонт/Getty Images

Британский актер Роберт Пауэлл сыграл Иисуса в телесериале 1977 года «Иисус из Назарета».

NBC/Getty Images

Иранский мусульманин-шиит, исполняющий роль Иисуса (в центре), принимает участие в ежегодном религиозном представлении «Таазия» в иранском городе Нуш-Абад, 12 ноября 2013 г.

БЕХРУЗ МЕХРИ/AFP/Getty Images

В Калаче, Кения, Иисуса изображают чернокожим, и его часто изображают таким в отдаленных африканских деревнях.

Shutterstock

Индийский христианин Алан Д’Суза изображает Иисуса, несущего крест через жилой район в Страстную пятницу в Мумбаи, 29 марта 2013 года. римскими солдатами к Иисусу, направлявшемуся на распятие.

ИНДРАНИЛ МУХЕРДЖИ/AFP/Getty Images

Женщины несут религиозную картину, когда сотни католиков проходят маршем по центру Варшавы, требуя больше религии в общественной и политической жизни Польши, 19 сентября 2010 года.

Алик Кеплич/AP

Мозаика из Южной Кореи в церкви Благовещения в Назарете , Израиль, изображает Марию и Иисуса.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *