Вся наша роль моя лишь роль чьи стихи: Белла Ахмадулина «О, мой застенчивый герой…»

«И скажет кто-нибудь: она была поэт…» Стихи Беллы Ахмадулиной

Иосиф Бродский написал о поэзии Беллы Ахмадулиной,  что ее стих «размышляет, медитирует, отклоняется от темы», Вознесенский сравнил его с «высшей гармонией», а Евтушенко назвал «брюссельскими кружевами». Ниже – подборка самых известных стихотворений поэтессы.

Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной – дружба, одно из самых сильных и прекрасных чувств, часто связанной с грустью потери и расставания. «По улице моей который год…» — одно их таких стихотворений, которое было положено на музыку М. Таривердиевым и стало известной песней из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!».

 

По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и — мудрая — я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.

И вот тогда — из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.

1959

 

Ощущение потери и одиночества человеческой души – частый мотив лирики поэтессы. Искусство «призвано не веселить людей, а приносить им страдания», — так молодая Белла Ахмадулина писала в своей статье еще в студенческие годы.

 

Кто знает — вечность или миг
мне предстоит бродить по свету.
За этот миг иль вечность эту
равно благодарю я мир.

Что б ни случилось, не кляну,
а лишь благославляю легкость:
твоей печали мимолетность,
моей кончины тишину.

1960

 

Метель

Февраль — любовь и гнев погоды.
И, странно воссияв окрест,
великим севером природы
очнулась скудость дачных мест.

И улица в четыре дома,
открыв длину и ширину,
берет себе непринужденно
весь снег вселенной, всю луну.

Как сильно вьюжит! Не иначе —
метель посвящена тому,
кто эти дерева и дачи
так близко принимал к уму.

Ручья невзрачное теченье,
сосну, понурившую ствол,
в иное он вовлек значенье
и в драгоценность перевел.

Не потому ль, в красе и тайне,
пространство, загрустив о нем,
той речи бред и бормотанье
имеет в голосе своем.

И в снегопаде, долго бывшем,
вдруг, на мгновенье, прервалась
меж домом тем и тем кладбищем
печали пристальная связь.

1965

 

*** 

Не уделяй мне много времени,
Вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
Руки моей не задевай.

Не проходи весной по лужицам,
По следу следа моего.
Я знаю — снова не получится
Из этой встречи ничего.

Ты думаешь, что я из гордости
Хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости — из горести
Так прямо голову держу.

1957

 

Одно из таких стихотворений – «О, мой застенчивый герой…» — проникновенно читает героиня Светланы Немоляевой в «Служебном романе» Эльдара Рязанова.  

 

О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой —
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна — среди стыда
стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль — моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль — моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.

1960-1961

 

Заклинание

Не плачьте обо мне — я проживу
счастливой нищей, доброй каторжанкой,
озябшею на севере южанкой,
чахоточной да злой петербуржанкой
на малярийном юге проживу.

Не плачьте обо мне — я проживу
той хромоножкой, вышедшей на паперть,
тем пьяницей, поникнувшим на скатерть,
и этим, что малюет Божью Матерь,
убогим богомазом проживу.

Не плачьте обо мне — я проживу
той грамоте наученной девчонкой,
которая в грядущести нечёткой
мои стихи, моей рыжея чёлкой,
как дура будет знать. Я проживу.

Не плачьте обо мне — я проживу
сестры помилосердней милосердной,
в военной бесшабашности предсмертной,
да под звездой моею и пресветлой
уж как-нибудь, а всё ж я проживу.

1968

 

А стихотворение «А напоследок я скажу…» стало проникновенным романсом из другого рязановского фильма – «Жестокий романс». 

 

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? — ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? — ты погубил,
но погубил так неумело.

Жестокость промаха… О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

1960

 

*** 

Не уделяй мне много времени,
Вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
Руки моей не задевай.

Не проходи весной по лужицам,
По следу следа моего.
Я знаю — снова не получится
Из этой встречи ничего.

Ты думаешь, что я из гордости
Хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости — из горести
Так прямо голову держу.

1957

 

Героями стихотворений Ахмадулиной становились русские поэты — от Александра Пушкина, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой до современников — Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко  и Булата Окуджавы. 

 

Свеча

Всего-то — чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.

И поспешит твое перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
все чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займешься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.

1977

 

Взойти на сцену

Пришла и говорю: как нынешнему снегу
легко лететь с небес в угоду февралю,
так мне в угоду вам легко взойти на сцену.
Не верьте мне, когда я это говорю.

О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове
взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз.
Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,
и он умрет, как снег, и превратится в грязь.

Неможется! Нет сил! Я отвергаю участь
явиться на помост с больничной простыни.
Какой мороз во лбу! Какой в лопатках ужас!
О, кто-нибудь, приди и время растяни!

По грани роковой, по острию каната —
плясунья, так пляши, пока не сорвалась.
Я знаю, что умру, но я очнусь, как надо.
Так было всякий раз. Так будет в этот раз.

Исчерпана до дна пытливыми глазами,
на сведенье ушей я трачу жизнь свою.
Но тот, кто мной любим, всегда спокоен в зале.
Себя не сохраню, его не посрамлю.

Когда же я очнусь от суетного риска
неведомо зачем сводить себя на нет,
но скажет кто-нибудь: она была артистка,
и скажет кто-нибудь: она была поэт.

Измучена гортань кровотеченьем речи,
но весел мой прыжок из темноты кулис.
В одно лицо людей, всё явственней и резче,
сливаются черты прекрасных ваших лиц.

Я обращу в поклон нерасторопность жеста.
Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих.
Достанет ли их вам для малого блаженства?
Не навсегда прошу — но лишь на миг, на миг.

1973

Стихи из фильма «Служебный роман»: yujik_j — LiveJournal

Обожаю этот фильм! Нашла в интернете, какой-то умничка собрал стихи из фильма. Прочла, целая жизнь в этих стихах! В течение обычных будней вплетено яркой лентой все то, что делает нас людьми.

«Моей душе покоя нет» слова Роберта Бёрнса (перевод Самуила Маршака) — две версии исполнены Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым.
1. Моей душе покоя нет,
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет —
И все из-за кого-то.. .
Со мною нет кого-то.
Ах, где найти кого-то?
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то,
Чтобы найти кого-то.. .
Могу весь мир я обойти!
2. О вы, хранящие любовь
Неведомые силы,
Пусть невредим вернется вновь
Ко мне мой кто-то милый!
Но нет со мной кого-то.
Мне грустно отчего-то.
Клянусь, я все бы отдала
На свете для кого-то,
На свете для кого-то.. .
Клянусь, я все бы отдала.

*****

 «Нас в набитых трамваях болтает» слова Евгения Евтушенко, исполняет Андрей Мягков. 

Нас в набитых трамваях болтает,
Нас мотает одна маета,
Нас метро то и дело глотает,
Выпуская из дымного рта.

В шумных улицах, в белом порханьи
Люди, ходим мы рядом с людьми,
Перемешаны наши дыханья,
Перепутаны наши следы, Перепутаны наши следы.

Из карманов мы курево тянем,
Популярные песни мычим,
Задевая друг друга локтями,
Извиняемся или молчим.

По Садовым, Лебяжьим и Трубным
Каждый вроде отдельным путём,
Мы, не узнанные друг другом,
Задевая друг друга, идём, Задевая друг друга, идём.

****** 

«Обрываются речи влюблённых» слова Николая Заболоцкого, исполняет Алиса Фрейндлих.
ОСЕННЕЕ УТРО
Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец.
Что ты, осень, наделала с нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.

***** 

«У природы нет плохой погоды» слова Эльдара Рязанова, исполняет Алиса Фрейндлих.
У природы нет плохой погоды —
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег — любое время года
Надо благодарно принимать,

Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать,
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.

Смерть желаний, годы и невзгоды —
С каждым днем все непосильней кладь,
Что тебе назначено природой
Надо благодарно принимать.

Смену лет, закаты и восходы,
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.

У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить.

*****

 «Озноб» («О, мой застенчивый герой» ) стихотворение Беллы Ахмадулиной, читает Светлана Немоляева.

О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой —
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна — среди стыда
стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль — моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль — моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.

***** 

«Облетают последние маки» слова Николая Заболоцкого, исполняет Андрей Мягков. 

Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.

По пустыной и голой аллее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредёшь головой?

Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?

Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далёком краю?

Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму, —
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.

Стихотворение об ответственности Чарльза Осгуда

Чарльз Осгуд, известный своей работой на радио и телевидении в тридцатые годы. Он вел колонки и выпустил пару книг. На днях я прочитал его «Поэму об ответственности». Это стихотворение прекрасно иллюстрирует значение четких ролей и обязанностей.

Ниже вы найдете оригинальные стихи, сжатые и полные версии. И очень интересно, и с множеством узнаваемых элементов!

Сокращенная версия

Предстояла важная работа, и Все были уверены, что Кто-то ее сделает. Это мог сделать кто угодно, но никто этого не сделал. Кто-то разозлился на это, потому что это была работа Всех. Все думали, что Любой может это сделать, но Никто не понимал, что Все не могут этого сделать. Кончилось тем, что Все винили Кого-то, когда Никто не делал того, что мог бы сделать Любой.

Полная версия

Нужно было сделать очень важную работу,
И причин не делать ее не было, абсолютно никаких.
Но в таких жизненно важных вопросах, как это, вы должны спросить
: кто именно будет выполнять задание?

Кто угодно мог сказать вам, что Все знали
Что это было то, что Кто-то обязательно должен был сделать.
Никто не хотел; У любого были способности.
Но Никто не верил, что это их обязанность.

Казалось, что это мог бы сделать любой,
Если кто-нибудь думал, что он должен быть тем самым.
Но так как Все признавали, что Кто-то может,
Все считали само собой разумеющимся, что Кто-то сможет.

Но Никто никому не сказал, что мы знаем,
Что он будет отвечать за то, чтобы об этом позаботились.
И Никто не взял на себя обязательство довести дело до конца,
И сделать то, что Все думали, что Кто-то сделает.

Когда то, что было нужно Всем, так и не было сделано вообще,
Все жаловались, что Кто-то уронил мяч.
Кто-нибудь тогда мог видеть, что это был ужасный крик стыда,
И Все оглянулись в поисках Кого-то виноватого.

Кто-то должен был сделать эту работу
И Все должны были,
Но, в конце концов, Никто не сделал
То, что мог бы сделать Любой.

OrganizationBuilders помогает организациям стать более гибкими, научиться принимать четкие и быстрые решения и устанавливать прозрачную иерархию в зависимости от выполняемой ими работы.

С явными ролями и обязанностями это стихотворение должно быть история для каждой организации!

Мы находимся в Нидерландах, а также работаем с англоязычными организациями в других странах. Мы можем выполнять свою работу

полностью в цифровом формате и онлайн, эффективно и с теплым соединением .

клантверхален (голландский)

о нашей работе

узнать о холакратии

ArtikelOB Inspiratie, English

0 лайков

Let America Be America Again Ленгстон Хьюз — Стихи

Лэнгстон Хьюз

1901 –

1967

Пусть Америка снова будет Америкой.
Пусть это будет мечтой.
Пусть будет пионером на равнине
Ищет дом, где сам свободен.

(Америка никогда не была для меня Америкой.)

Пусть Америка будет сном, о котором мечтали мечтатели—
Пусть она будет той великой сильной страной любви
Где никогда не потворствуют ни короли, ни тираны
Чтобы любой человек был раздавлен одним из вышестоящих.

(Это никогда не было для меня Америкой.)

О, пусть моя земля будет землей, где Свобода
Не увенчана фальшивым патриотическим венком,
Но возможность реальна, и жизнь свободна,
Равенство в воздухе, которым мы дышим.

(Никогда для меня не было равенства,
Ни свободы на этой «родине свободных».)

Скажи, кто ты такой, что бормочет в темноте?
А кто ты такой, что натягивает свою вуаль на звезды?

Я бедный белый, одураченный и раздавленный,
Я негр со шрамами рабства.
Я красный человек, изгнанный с земли,
Я переселенец, цепляющийся за надежду, которую я ищу —
И находящий только тот же старый глупый план
О собаке, съевшей собаку, о могучей, сокрушившей слабого.

Я юноша, полный сил и надежд,
Запутался в этой древней бесконечной цепи
Наживы, власти, наживы, захвата земли!
Захватить золото! Захватить способы удовлетворения потребности!
За работу мужики! Взять плату!
Владеть всем ради собственной жадности!

Я фермер, раб земли.
Я рабочий продан станку.
Я негр, всем вам слуга.
Я народ, смиренный, голодный, подлый —
Голодный еще сегодня вопреки сну.
Побиты еще сегодня — о, пионеры!
Я человек, который так и не продвинулся вперед,
Беднейший работник, обменявшийся годами.

Тем не менее, я тот, кто видел нашу основную мечту
В Старом Свете, будучи еще рабом королей,
Кто видел мечту такую ​​сильную, такую ​​смелую, такую ​​верную,
Что и сейчас ее могучая смелость поет
В каждом кирпиче и камне, в каждой борозде
Это сделало Америку землей, которой она стала.
О, я человек, который плыл по этим ранним морям
В поисках того, что я должен был стать моим домом —
Ибо я тот, кто оставил темный берег Ирландии,
И равнину Польши, и травянистую землю Англии,
И оторвавшись от берега Черной Африки, Я пришел
Чтобы построить «родину свободных».

Бесплатно?

Кто сказал бесплатно? Не я?
Точно не я? Миллионы на помощь сегодня?
Миллионы убитых, когда мы ударим?
Миллионы, у которых ничего нет на нашу зарплату?
За все мечты, о которых мы мечтали
И за все песни, которые мы пели
И за все надежды, которые мы питали
И за все флаги, которые мы вывешивали,
За миллионы, у которых нет ничего за нашу плату—
Кроме мечты, которая сегодня почти умерла.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *