Важно чтобы мы не давали пищи независимцам не: Письмо В.И. Ленина Л.Б. Каменеву о проекте резолюции Пленума ЦК РКП(б), подготовленном комиссией И.В. Сталина, о вхождении независимых республик в состав РСФСР.

Письмо В.И. Ленина Л.Б. Каменеву о проекте резолюции Пленума ЦК РКП(б), подготовленном комиссией И.В. Сталина, о вхождении независимых республик в состав РСФСР.

Главная » 1918 – 1924 » Союз или федерация? Создание СССР » Российский государственный архив социально-политической истории

Именной указатель: 

Каменев Л.Б., Сталин (Джугашвили) И.В., Рыков А.И., Мдивани Б., Сокольников Г.Я.

Письмо В.И. Ленина Л.Б. Каменеву о проекте резолюции Пленума ЦК РКП(б), подготовленном комиссией И.В. Сталина, о вхождении независимых республик в состав РСФСР.

27 сентября 1922 г.

Российский государственный архив социально-политической истории

Ф. 2. Оп. 1. Д. 24805. Л. 1–2об.

Подлинник. Автограф.

«27/IX. т. Каменев! Вы, наверное, получили уже от Сталина резолюцию его комиссии о вхождении независимых республик в РСФСР.

Если не получили, возьмите у секретаря и прочтите, пожалуйста, немедленно. Я беседовал об этом вчера с Сокольниковым, сегодня со Сталиным. Завтра буду видеть Мдивани (грузинский коммунист, подозреваемый в «независимстве»).

По-моему, вопрос архиважный. Сталин немного имеет устремление торопиться. Надо Вам (Вы когда-то имели намерение заняться этим и даже немного занимались) подумать хорошенько; Зиновьеву тоже.

Одну уступку Сталин уже согласился сделать. В § 1 сказать вместо «вступления» в РСФСР –

«Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии».

Дух этой уступки, надеюсь, понятен: мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».

§ 2 требует тогда тоже изменения. Нечто вроде создания наряду с заседаниями ВЦИКа РСФСР –

«Общефедерального ВЦИКа Союза Советских Республик Европы и Азии».

Если раз в неделю будет заседать первый и раз второй (или даже 1 раз в 2 недели второй), уладить это не трудно.

Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик.

Вторая часть § 2 могла бы остаться: недовольные обжалуют (решения СТО и СНК) в общефедеральный ВЦИК, не приостанавливая этим исполнения (как и в РСФСР).

§ 3 мог бы остаться с изменением редакции: «сливаются в общефедеральные наркоматы с пребыванием в Москве с тем, чтобы у соответствующих наркоматов РСФСР имелись во всех республиках, вошедших в Союз Республик Европы и Азии, свои уполномоченные с небольшим аппаратом».

Часть 2-ая § 3-го остается; может быть, можно бы сказать для большего равноправия: «по соглашению ВЦИКов республик, входящих в Союз Советских Республик Европы и Азии».

Часть 3-ью обдумать: не заменить ли «целесообразным» «обязательным»? Или не вставить ли условной обязательности хотя бы в виде запроса и допущения решать без запроса лишь в случаях «особо экстренной важности»?

§ 4, может быть, тоже «слить по соглашению ВЦИКов»?

§ 5, может быть, добавить: «с учреждением имеющих чисто совещательный характер (или только совещательный характер) совместных (или общих) конференций и съездов»?

Соответственные изменения в примечаниях 1-ом и 2-ом.

Сталин согласился отложить внесение резолюции в Политбюро Цека до моего приезда. Я приезжаю в понедельник, 2/Х. Желаю иметь свидание с Вами и с Рыковым часа на 2 утром, скажем, в 12–2, и, если понадобится, вечером, скажем, 5–7 или 6–8.

Это мой предварительный проект. На основании бесед с Мдивани и др. товарищами буду добавлять и изменять. Очень прошу и Вас сделать то же и ответить мне.

Ваш Ленин

P.S. Разослать копии всем членам Политбюро».

Образование СССР (1917–1924 гг.). Глава 6 — План В.И. Ленина

25 сентября 1922 г. материалы Комиссии, а среди них были проект Сталина, резолюция и протоколы заседаний Комиссии, резолюции Центральных Комитетов Азербайджана, Армении и Грузии, а также, наверное, и материалы по Белоруссии и Украине, направляются в Горки, где тогда находился Ленин. Изучив эти материалы, Ленин пригласил Сталина на беседу, которая продолжалась 2 часа 40 минут[1]. В тот же самый день Ленин направляет Каменеву письмо для членов Политбюро ЦК РКП (б), специально посвященное работе Комиссии и позиции Сталина. Из этого письма Ленина следовало, что он 25 сентября, то есть накануне встречи со Сталиным, уже имел встречу с одним из членов Комиссии – Сокольниковым, а на следующий день, то есть 27 числа намерен встретиться с Мдивани. Далее Ленин писал:«По-моему, вопрос архиважный. Сталин немного имеет устремление торопиться. Надо Вам (Вы когда-то имели намерение заняться этим и даже немного занимались) подумать хорошенько; Зиновьеву тоже».

И далее Ленин сообщает об одной уступке, которую Сталин согласился сделать. Вместо «вступления» в РСФСР предлагалось написать:

«Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии». Дух этой уступки, надеюсь, понятен: мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».

Поправка, действительно, носила принципиальный характер. В литературе прямо писалось о том, что в своем письме 26 сентября Ленин «выдвинул и обосновал гениальную идею образования Союза ССР на началах полного равноправия всех независимых советских республик, максимально бережного соблюдения их суверенных прав»[2]. Коренным образом менялась будущая конструкция новой страны и, таким образом, создавалась федерация нового типа. Собственно, для Ленина это не было чем-то абсолютно новым. О союзе советских республик Ленин говорил еще на Апрельской конференции, а реально им занимался во время Гражданской войны, например, в 1919 г. Не посчитал он отказаться от этой идеи и осенью 1922 г. Пытаясь найти оптимальный вариант взаимоотношения центра и окраин, Москвы и республик он предлагает новый этаж руководства и демонстрирует его в последующих замечаниях на проект Комиссии. По 2-му параграфу резолюции он выдвигает идею создания «Общефедерального ВЦИКа Союза Советских Республик Европы и Азии». И после этого следует его еще одно важное соображение:

«Важно, чтобы мы не давали пищи „независимцам“, не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик».

Ленин также предложил и некоторые другие поправки в Резолюцию 24 сентября в том же духе, что и предыдущие и подчеркнул, что этот его проект является предварительным и после бесед с Мдивани и другими товарищами будет его добавлять и изменять[3]. Пока, как следовало из того же письма, Сталин согласился отложить внесение резолюции в Политбюро ЦК до приезда Ленина, который собирался вернуться в Москву 2 октября. Тем временем, естественно не ранее 26 сентября 1922 г. проект об отношениях РСФСР с независимыми Советскими Социалистическими Республиками за подписью членов комиссии ЦК-Сталина, Орджоникидзе, Мясникова и Молотова был разослан всем членам и кандидатам ЦК РКП (б). В нем прямо писалось о внесении в ЦК «несколько измененной, более точной формулировки решения Комиссии ЦК». Там же говорилось о необходимости заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об их объединении в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза, и далее сообщалось об органах Союза и республик[4]. Получилась, однако, не «несколько измененная», а принципиально переработанная под прямым влиянием Ленина резолюция. При этом Ленин, конечно, хорошо учитывал и решения VIII съезда партии, где специально подчеркивалось: «Все решения РКП и ее руководящих учреждений, безусловно, обязательны для всех частей партии, независимо от национального их состава», и резолюцию ее X съезда «О единстве партии», которые были серьезнейшей опорой и, вместе с тем, подстраховкой единства всех советских республик.

Сталин, следовательно, согласился с важнейшим замечанием Ленина, хотя в ответном письме от 27 сентября, также адресованном членам Политбюро, отказываясь от принципа автономизации и признавая необходимость объединения республик в Союз советских республик Европы и Азии, возразил против предложения о создании общефедерального ЦИКа, поскольку это приведет к созданию в Москве двух палат – русской и федеральной, а также против создания союзных наркоматов. Сделав еще несколько замечаний по предложениям Ленина, Сталин при этом подчеркнул: «Едва ли можно сомневаться в том, что эта „торопливость“ дает пищу „независимцам“ в ущерб национальному либерализму т. Ленина»[5]. Однако по главному вопросу о невхождении независимых республик в состав РСФСР Сталин все-таки признал справедливым предложение Ленина, а это было коренным вопросом разгоревшейся дискуссии.

Конечно, у Сталина было другое мнение, и он пытался его отстаивать и в дальнейшем. Уже 28 сентября 1922 г. на заседании Политбюро ЦК РКП (б) произошел обмен записками между Сталиным и Каменевым. Каменев, видимо комментируя полученное от Ленина письмо, писал, что Ильич собрался на войну в защиту независимости и просит его, то есть Каменева встретиться с грузинами. Сталин, в ответной записке призывал к твердости против Ильича, подчеркивая при этом, «если пара грузинских меньшевиков воздействует на грузинских коммунистов, а последние на Ильича, то спрашивается – причем тут „независимость“? В ответ Каменев написал следующие слова: «Думаю, раз Владимир Ильич настаивает, хуже будет сопротивляться». Слово сопротивляться Каменев посчитал нужным подчеркнуть. На что последовали следующие слова Сталина: «Не знаю. Пусть делает по своему усмотрению»[6].

Тем временем работа над проектом союза продолжалась. Ленин уже 27 сентября встретился с Орджоникидзе, который был сторонником автономизации, а также с Мдивани – категорически против нее выступавшим. На следующий день, 28 сентября Ленин встречается с противниками автономизации членами ЦК Компартии Грузии М. С. Окуджавой, Л. Е. Думбадзе, К. М. Цинцадзе. Встретился он в тот же день и с председателем армянского Совнаркома А. Ф. Мясниковым, разделявшим идею автономизации[7]. Ленин, таким образом, постарался выслушать доводы и тех и других представителей республик и попытаться выработать оптимальную конструкцию. По-видимому, аргументы Ленина, во всяком случае, во время этих бесед, устраивала и ту, и другую сторону. Подробности этих переговоров в источниках не отражены и приходится руководствоваться предположениями.

Ленин, с одной стороны, сохранил свою установку на создание союза советских республик, с другой предложил создание нового руководящего этажа. Это позволяло сохранить принцип равноправности со столь необходимой для такой большой страны как Страна Советов централизацией. И для старой России необходимость большей централизации, нежели для многих других стран была очевидной. Видный историк и лидер кадетов П. Н. Милюков не без основания писал о слабых силах сцепления в России, относя их к основным русским особенностям[8]. Россия, действительно, была слишком разногеографичной, разноконфессиональной и разнонациональной, не говоря уже о ряде других ее особенностей, в том числе социального характера и умело управлять ею без учета этих особенностей не было никаких возможностей[9]. Ленин, действительно, для того времени предложил оптимальный вариант учета централизма и федерализма, тем более что партия была единой и правящей, и использование ее как инструмента управления постоянно учитывалось Лениным. В тех условиях необходимо было успокоить национальные интеллигенции, в большинстве своем настроенные антисоветски и не допустить раскола в самой партии, поскольку уже пример Украины, где председатель украинского правительства Раковский был на одних позициях, а первый секретарь ЦК украинской компартии, на других, очень настораживал.

Буквально через два дня после письма Ленина Каменеву 28 сентября 1922 г. Раковский, находившийся тогда на отдыхе в Крыму, пишет большое письмо Сталину, где излагает свои замечания по проекту резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками, отмечая в нем неясности и противоречия. Прежде всего, он коснулся подчинения российским правительственным органам правительственных органов других республик. Он прямо писал о необходимости поставить на прочные начала отношения РСФСР с независимыми республиками. Эту необходимость он видел в проявлениях новой экономической политики, освободившей мелкобуржуазную капиталистическую стихию, стремящуюся к захватам, вообще характерным для капитализма. Это привело к борьбе за захват предприятий между центральными и местными органами. В этой связи усилилась необходимость урегулирования отношений между центром и местами с целью более правильного распределения всех благ страны между трудовыми массами всей федерации.

Второй довод Раковского в пользу необходимого урегулирования – это международное положение. В момент, вступления в политические и хозяйственные отношения с капиталистическим миром, необходимо большее, чем когда-либо единство руководства. И третий, заключался, по его мнению, в необходимости доведения до конца строительства советской государственной формы и прекращения составления коротких схематических договоров, часто пересматриваемых и даже отменяемых. Далее Раковский переходит к критике Резолюции, принятой комиссией, которая, по его мнению, тоже будет нуждаться, причем в ближайшее время, в новом пересмотре.

По мнению Раковского проект не выработал правильных принципов построения действительной федерации.

«Его проведение, – писал далее Раковский, – т. е. формальное упразднение независимых республик, явится источником затруднений как за границей, так и внутри федерации. Он умаляет революционно-освободительную роль пролетарской России». По Раковскому эта новая политика по отношению к республикам будет рассматриваться как нэп, перенесенный в область национальных отношений и это при заметном обострении национальных чувств, в условиях, когда сам пролетариат поддался общей мелкобуржуазной стихии. Эта новая политика, как считал Раковский, ударит и по планам хозяйственного возрождения, поскольку и так хозяйственная инициатива независимых республик чрезвычайно сужена.

В международном плане, если резолюция будет проведена в жизнь, по мнению Раковского, она сможет только укрепить противников Советской власти из буржуазного и соглашательского лагерей. Наличие восточных независимых советских республик предоставляет возможность революционного проникновения на Восток. «Посредством независимой Советской Украины – Советская федерация имела возможность совершать такое же революционное проникновение в Галицию, Буковину, Бессарабию. Без всякой серьезной надобности мы сами себя лишаем этого оружия и наоборот даем польской и румынской буржуазии новое оружие для борьбы с нами и усиления своей национальной политики. Причем, продолжал дальше Раковский, «по отношению к Украине Польша выступит в роли защитницы ее независимости, признанной Рижским договором».

По мнению Раковского все эти возникающие затруднения во взаимоотношениях между советскими республиками можно было бы устранить соответствующими изменениями в их конституции. И заключая свое обширное письмо, Раковский подчеркивал: «Самый главный вопрос остается – вопрос о выработке строго централизованной, но федеральной системы управления, в которой правильно были бы защищены интересы республики и последние пользовались бы определенной автономией». Раковский считал заключение комиссии неокончательным и предлагал вопрос поставить снова и разрешить во всем его объеме в соответствии с постановлениями партийных съездов[10]. На следующий день, 29 сентября Раковский посылает из Гурзуфа и письмо Мануильскому, подчеркивая свое несогласие с решением комиссии по взаимоотношениям РСФСР с независимыми республиками. Он усматривает в ее решении вред для укрепления партии и Советской власти на всех окраинах и, в случае, если Политбюро ЦК КП (б) У разделяет его точку зрения, считал целесообразным, чтобы Петровский и Фрунзе выехав в Москву, отстаивали эту точку зрения[11].

Раковский, таким образом, не был противником централизма, он его явно осознавал, но никак не мог поддержать ликвидацию формальной независимости советских республик, выдвигая основания как внутреннего, так и внешнего порядка. Он, видимо, еще не знал предложений Ленина, но их мнения сошлись, прежде всего, в вопросе непризнания плана автономизации.

В разработке проекта будущего устройства страны принял участие и ряд других руководящих партийных и советских работников. Представляет в этом отношение интерес и записка председателя ВЦИК М. И. Калинина посланная И. В. Сталину в самом начале октября 1922 г. Эта записка также содержала ряд поправок, но уже к другому, более позднему проекту. Примечательно, что в этой записке Калинин, обращаясь к Сталину, прямо писал: «В Вашем проекте совершенно нарушен демократический принцип, своими поправками я стремлюсь его восстановить. Надеюсь, что Вы как наркомнац меня поддержите». И далее «всероссийский староста» вносит несколько поправок, которые, по его мнению, помогут уменьшить расходы на новые аппараты власти и, вообще, как он там писал, они ближе соответствуют духу Советской власти. Но Калинин дал поправки уже к другому проекту, где были учтены замечания Ленина.

Этот новый проект резолюции тоже датируется периодом начала октября, точнее до 6 октября и уже в первом его пункте было записано: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в „Союз Социалистических Советских Республик“ с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава „Союза“. Это был первый и важнейших пункт проекта постановления комиссии, предложившей, таким образом, и новое название будущего государства – Союз Социалистических Советских республик. Далее следовали предложения по организации государственных органов, в соответствии с которыми часть комиссариатов подлежала союзному подчинению, а часть республиканскому. Высшим органом Союза предложено было считать Союзный ЦИК, куда предлагалось включить представителей ЦИКов РСФСР, Закавказской федерации, Украины и Белоруссии пропорционально представляемого ими населения. Исполнительным органом Союзного ЦИКа предлагалось считать Союзный Совнарком, назначаемый Союзным ЦИКом. Проект этой резолюции подписали члены комиссии ЦК Сталин, Орджоникизде, Мясников, Молотов[12].

  1. Владимир Ильич Ленин: Биографическая хроника. М., 1982. Т.12, с. 388.
  2. История национально-государственного строительства в CCCP. .. T. I, с. 276.
  3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45, с. 211–213.
  4. Известия ЦК КПСС. 1989, № 9, с. 205–206.
  5.  Известия ЦК КПСС. 1989, № 9, с. 208.
  6. Несостоявшийся юбилей, с. 114.
  7. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.45, с. 686–687.
  8. Милюков П., Почему русская революция была неизбежна? // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994. Т. П, с. 120.
  9. Гросул В. Я. Русское общество XVIII–XIX веков. Традиции и новации. М., 2003, сб.
  10. Несостоявшийся юбилей, с. 115–120. Письмо впервые было опубликовано в Известиях ЦК КПСС. 1989, № 9, с. 209–213.
  11.  Мельниченко В. Указ. соч., с. 58.
  12. Образование Союза Советских Социалистических Республик, с. 299–300.

Здоровое питание (для родителей) — Nemours KidsHealth

Независимо от того, есть ли у вас малыш или подросток, вот пять лучших стратегий для улучшения питания и поощрения разумного питания:

  1. Регулярно питайтесь всей семьей.
  2. Подавайте разнообразную здоровую пищу и закуски.
  3. Будьте образцом для подражания, питаясь здоровой пищей.
  4. Избегайте сражений из-за еды.
  5. Вовлекайте детей в процесс.

Конечно, правильно питаться может быть трудно — семейные графики напряжены, а полуфабрикаты легко доступны. Но наши советы могут помочь сделать все пять стратегий частью вашей занятой семьи.

Семейные обеды

Семейные обеды — это утешительный ритуал как для родителей, так и для детей. Детям нравится предсказуемость семейных обедов, а родители получают возможность не отставать от своих детей. Дети, регулярно принимающие участие в семейном питании, также:

  • чаще едят фрукты, овощи и злаки
  • реже перекусывают нездоровой пищей
  • реже курят, употребляют марихуану или употребляют алкоголь

Кроме того, семейные обеды — это возможность для родителей познакомить детей с новыми продуктами и стать образцом для подражания в отношении здорового питания.

Подростки могут воротить нос от перспективы семейного обеда — неудивительно, ведь они заняты и хотят быть более независимыми. Тем не менее исследования показывают, что подростки по-прежнему нуждаются в совете и совете своих родителей, поэтому используйте время приема пищи как возможность воссоединиться.

Вы также можете попробовать эти советы:

  • Пусть дети пригласят друга на ужин.
  • Вовлекайте ребенка в планирование и приготовление еды.
  • Во время еды ведите себя спокойно и дружелюбно — никаких лекций и споров.

Что считается семейным обедом? Всякий раз, когда вы и ваша семья едите вместе — будь то еда на вынос или домашняя еда со всеми гарнирами. Стремитесь к питательной пище и времени, когда каждый может быть там. Это может означать ужинать немного позже, чтобы угодить подростку, который на спортивной тренировке. Это также может означать выделение времени на выходных, когда может быть удобнее собраться группой, например, на воскресный бранч.

Запаситесь здоровой пищей

Дети, особенно младшего возраста, будут есть в основном то, что есть дома. Вот почему важно контролировать линии снабжения — продукты, которые вы подаете на еду и которые есть под рукой для перекусов.

Следуйте этим основным рекомендациям:

  • Включите фрукты и овощи в распорядок дня , стремясь к цели по крайней мере пять порций в день. Убедитесь, что вы даете фрукты или овощи при каждом приеме пищи.
  • Облегчите детям выбор полезных перекусов , держа под рукой фрукты и овощи, готовые к употреблению. Другие хорошие закуски включают обезжиренный йогурт, арахисовое масло и сельдерей или цельнозерновые крекеры и сыр.
  • Нежирное мясо и другие хорошие источники белка , такие как рыба, яйца, бобы и орехи.
  • Выбирайте цельнозерновой хлеб и хлопья , чтобы дети получали больше клетчатки.
  • Ограничьте потребление жиров , избегая жареной пищи и выбирая более здоровые методы приготовления пищи, такие как жарка, приготовление на гриле, запекание и приготовление на пару. Выбирайте нежирные или обезжиренные молочные продукты.
  • Ограничьте фаст-фуд и закуски с низким содержанием питательных веществ , такие как чипсы и конфеты. Но не стоит полностью исключать любимые закуски из дома. Вместо этого делайте их «на всякий случай», чтобы дети не чувствовали себя обделенными.
  • Ограничение употребления сладких напитков , таких как газированные напитки и фруктовые напитки. Вместо этого подавайте воду и обезжиренное молоко.

Будьте образцом для подражания

Лучший способ поощрять здоровое питание — правильно питаться самому. Дети будут следовать примеру взрослых, которых они видят каждый день. Употребляя в пищу фрукты и овощи и не перебарщивая с менее питательными продуктами, вы посылаете правильный сигнал.

Еще один способ быть хорошим образцом для подражания – подавать правильные порции и не переедать. Расскажите о своем ощущении сытости, особенно с детьми младшего возраста. Вы можете сказать: «Это вкусно, но я сыт, поэтому я перестану есть». Точно так же родители, постоянно сидящие на диете или жалующиеся на свое тело, могут воспитывать в своих детях такие же негативные чувства. Старайтесь сохранять позитивный подход к еде.

Не ссорьтесь из-за еды

Еда легко может стать источником конфликта. Родители с благими намерениями могут торговаться или подкупать детей, чтобы они ели здоровую пищу прямо перед ними. Лучшая стратегия — дать детям некоторый контроль, но также ограничить продукты, доступные дома.

Дети должны решить, голодны ли они, что они будут есть из подаваемой еды и когда они будут сыты. Родители контролируют, какие продукты доступны их детям, как во время еды, так и между приемами пищи. Вот несколько рекомендаций, которым нужно следовать:

  • Установите предсказуемый график приемов пищи и закусок. Нет ничего страшного в том, чтобы не есть, когда и родители, и дети знают, когда ожидать следующего приема пищи или перекуса.
  • Не заставляйте детей мыть тарелки. Это учит детей подавлять чувство сытости.
  • Не давайте взятки и не награждайте детей едой. Не используйте десерт в качестве награды за поедание еды.
  • Не используйте еду как способ выражения любви. Если вы хотите проявить любовь, обнимите детей, уделите немного времени или похвалите их.

Вовлеките детей

Большинству детей понравится решать, что приготовить на ужин. Поговорите с ними о выборе и планировании сбалансированного питания. Некоторые могут даже захотеть помочь купить ингредиенты и приготовить еду. В магазине научите детей проверять этикетки на продуктах, чтобы понять, что искать.

На кухне выбирайте задания, соответствующие возрасту, чтобы дети могли играть свою роль, не травмируясь и не чувствуя себя перегруженными. А в конце трапезы не забудьте похвалить повара.

Школьные обеды могут стать еще одним уроком для детей. Что еще более важно, если вы сможете заставить их задуматься о том, что они едят на обед, вы сможете помочь им добиться положительных изменений. Проведите мозговой штурм о том, какие продукты они хотели бы съесть на обед или сходите в продуктовый магазин, чтобы вместе купить здоровую пищу, которую можно упаковать.

Есть еще одна важная причина, по которой дети должны быть вовлечены: это может помочь им подготовиться к самостоятельному принятию правильных решений о продуктах, которые они хотят есть. Это не значит, что они вдруг захотят салат вместо картофеля фри, но привычки, которые вы помогаете выработать сейчас , могут привести к более здоровому выбору на всю жизнь.

Ознакомьтесь с полезными рецептами для детей всех возрастов.

Корма для младенцев, которые едят руками (для родителей)

Когда дети начинают есть самостоятельно — новое занятие, которое больше всего им нравится, — они обнаружат, что им нравится пробовать новые вкусы и текстуры.

К 9 месяцам у большинства детей развита мелкая моторика — мелкие, точные движения — необходимые для того, чтобы брать маленькие кусочки еды и есть. Вы можете заметить, что ваш может хватать пищу (и другие мелкие предметы) между указательным и большим пальцами в клешне. Клещевой захват вначале кажется немного неуклюжим, но с практикой вскоре становится настоящим навыком.

Как можно больше давайте ребенку есть самостоятельно. Вы по-прежнему можете помочь, если будете кормить с ложки хлопьями и другими важными диетическими элементами. Но поощрение кормления пальцами помогает вашему ребенку развить независимые, здоровые привычки в еде.

Кормление пальцами, а чуть позже использование посуды, дает детям некоторый контроль над тем, что они едят и в каких количествах. Иногда они едят пищу, иногда нет, и все это часть процесса обучения саморегуляции. Даже маленькие дети могут сказать, когда они голодны или сыты, поэтому пусть они учатся распознавать эти сигналы и реагировать на них.

Что должен есть ребенок?

Теперь, когда они присоединяются к остальным членам семьи за трапезой, дети постарше готовы пробовать больше столовой еды.

Это означает больше работы для тех, кто готовит еду для семьи, но блюда часто можно адаптировать для ребенка. Например, ваш малыш может съесть кабачки, которые вы готовите на ужин. Приготовьте эту порцию немного дольше — пока она не станет мягкой — и нарежьте ее на кусочки, достаточно мелкие, чтобы ребенок мог с ними справиться. Кусочки спелого банана, хорошо приготовленные макароны и небольшие кусочки курицы — другие хорошие варианты.

Прежде чем давать ребенку еду, которую можно есть руками, попробуйте сначала откусить и спросите себя:

  • Она тает во рту? Некоторые сухие хлопья и крекеры, легкие и рассыпчатые, тают во рту.
  • Достаточно ли он приготовлен, чтобы легко превращался в кашицу? Хорошо приготовленные овощи и фрукты легко превратятся в кашицу, как и консервированные фрукты и овощи (выбирайте без добавления сахара или соли).
  • Он мягкий? Хорошими примерами являются творог, тертый сыр и небольшие кусочки тофу.
  • Можно ли гуммировать? Кусочки спелого банана и хорошо приготовленные макароны можно склеить.
  • Достаточно ли он мал? Пища должна быть нарезана на мелкие кусочки. Размеры будут варьироваться в зависимости от текстуры пищи. Кусок курицы, например, должен быть меньше, чем кусок арбуза, который быстро раздавится даже парой детских жевательных резинок.

Если вашему ребенку не нравится еда, не позволяйте этому мешать вам предлагать ее во время будущих приемов пищи. Дети, естественно, медленно принимают новые вкусы и текстуры. Например, некоторые более чувствительны к текстуре и могут отказаться от грубой пищи, такой как мясо. При введении мяса полезно начинать с хорошо приготовленного мясного фарша или кусочков тонко нарезанных мясных деликатесов, таких как индейка.

Предлагайте ребенку разнообразные продукты, даже те, которые ему не нравились неделю назад. Не заставляйте ребенка есть, но помните, что может потребоваться 10 или более попыток, прежде чем ребенок примет новую пищу.

Пища, которую следует избегать руками

Кормление пальцами — это весело и полезно для детей старшего возраста. Но избегайте продуктов, которые могут вызвать удушье, и продуктов с низкой питательной ценностью.

Опасность удушья

Родители и опекуны могут помочь предотвратить удушье, наблюдая за ребенком во время еды. К продуктам, вызывающим удушье, относятся:

  • штук сырых овощей или твердых фруктов
  • целый виноград, ягоды, черри или помидоры сорта виноград (вместо этого очистить и нарезать ломтиками или разрезать на четвертинки)
  • изюм и прочие сухофрукты
  • арахис, орехи и семена
  • большие ложки арахисового масла и других масел из орехов или семян (использовать только тонкий слой)
  • целые хот-доги и детские колбаски (очистить и нарезать очень маленькими кусочками)
  • неподжаренный хлеб, особенно белый хлеб, который слипается
  • кусочки сыра или мяса
  • конфеты (карамель, драже, жевательные конфеты, жевательная резинка)
  • попкорн, крендельки, кукурузные чипсы и другие закуски
  • зефир
Держите сладости

При первом укусе вашему ребенку, вероятно, понравится вкус печенья, пирожных и других сладостей, но не давайте их сейчас.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *