Усилие увидеть мир глазами другого человека е колшед это: Психологическое консультирование в социальной работе.

Содержание

Психологическое консультирование в социальной работе.

Консультирование занимает важное место в социальной работе. Так, автор одного из практических руководств по практике социальной работы, изданного Британской ассоциацией социальных работников в качестве учебника, В. Колшед в главе, посвященной консультированию, приводит следующий перечень качеств эффективного консультанта (Coulshed, 1991, р. 45).

1. Эмпатия, или понимание, – усилие увидеть мир глазами другого человека.

2. Уважение – такое отношение к другому человеку, которое подразумевает веру в его способности справиться с проблемой.

3. Конкретность, или способность быть определенным и точным, – способ коммуникации с другим человеком, при котором имеет место все углубляющаяся ясность в отношении своих высказываний.

4. Знание себя и принятие себя, а также готовность помочь в этом другому.

5. Подлинность – способность быть настоящим во взаимоотношениях.

6. Конгруэнтность – совпадение того, что сообщается вербально, с языком тела.

7. Непосредственность (immediacy – способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) – работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место и в повседневной жизни клиента.

Все больше специалистов, занимающихся теорией психотерапии и консультирования, склоняются к мнению, что качество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем то, какую именно философию, метод или технику исповедует и использует помощник: консультант или психотерапевт. Это было продемонстрировано как для консультирования, так и для психотерапии и обучения (Aspy, Roebuck, 1977).

В ряде исследований показано, что между эффективностью психотерапии и качествами, проявляемыми психотерапевтом, существуют более сложные взаимоотношения, но в целом фактически все авторы согласны с тем, что существует взаимосвязь между эффективностью помощника и его эмпатией, уважением к клиенту и подлинностью его поведения. Эти исследования также пролили свет на ряд других факторов, которые обсуждались в научной литературе как имеющие возможное влияние на эффективность психотерапии (в данном случае речь шла только о психотерапии, а не о помощи). Они показали, что:

— наличие того факта, что сам психотерапевт прошел курс собственной психотерапии, не является гарантией эффективности психотерапии;

— пол и национальность (расовая принадлежность) не связаны с эффективностью психотерапии;

— ценность степени опытности психотерапевта как фактора, обусловливающего эффективность психотерапии, весьма дискуссионна: по крайней мере, было показано, что человек не обязательно является более успешным психотерапевтом, если у него имеется больше психотерапевтического опыта;

— психотерапевты, которым присущи собственные эмоциональные проблемы, чаще являются менее эффективными в работе;

— помощники более эффективны в тех случаях, когда они имеют дело с клиентами, разделяющими их собственные жизненные ценности.

По поводу предпоследнего положения заметим, что, по данным американских исследований, для эффективных психотерапевтов является характерным некоторый прошлый опыт личностной боли, однако этот опыт не должен непроизвольно актуализироваться в процессе работы с клиентом. Очевидно, что именно неполезность такой актуализации травматического опыта терапевта и проявилась в приведенных результатах, но это никак не означает, что психотерапевт или консультант как-то выделяется своим исключительным «психическим здоровьем» и отсутствием эмоциональных проблем по сравнению с другими.

В целом подобного рода исследования отмечают существование того феномена, что помощник и клиент могут подходить или не подходить друг другу: никто не может быть эффективным помощником для любого и каждого клиента. Однако остается невыясненным то, каким образом можно обеспечить данное совпадение клиента и психотерапевта для максимальной эффективности психотерапии. Некоторые авторы (например, Nelson-Jones, 1983) считают, что консультанту недостаточно быть только заботящимся и понимающим: он также должен обладать навыками эксперта.

Ряд публикаций посвящен развитию навыков консультирования. Списки этих навыков еще более различаются, чем списки качеств «эффективных консультантов», и доходят до 45 пунктов. Во многих подобных работах, даже посвященных консультированию в социальной работе, где позиция консультанта является априорно более активной, чем в других видах консультирования, подчеркивается, что наиболее важным является «позволение людям услышать самих себя» (Coulshed, 1991, р. 46). Напомним, что этот принцип был открыт Фрейдом и описан им через известную метафору о том, что психоаналитик является «зеркалом пациента». Параллель с принципами техники психоанализа неслучайна: мы можем продолжить нахождение соответствий между описаниями проявления контрпереноса и следующими навыками профессионального консультирования (там же, р. 49):

— уметь дать человеку закончить говорить без реагирования со стороны консультанта;

— точно отражать и воссоздавать содержание беседы и чувства;

— перефразировать сказанное другим;

— подытожить этап интервью так, чтобы продвинуть беседу дальше;

— прояснить собеседнику свою собственную роль;

— использовать открытые вопросы;

— использовать суфлирование так, чтобы способствовать продвижению собеседника вперед в его повествовании;

— создавать безопасные условия для разворачивания чувств собеседника;

— предлагать экспериментальное (т. е. идущее от реального, а не воображаемого опыта) понимание проблемы, ситуации;

— чувствовать, как другой человек воздействует на консультанта;

— быть толерантным к молчанию;

— контролировать свою собственную тревогу и расслабляться;

— фокусироваться на «здесь и теперь» так же легко, как и на «там и тогда»;

— определять направление и держать фокус в ходе беседы;

— регистрировать проявления амбивалентности непоследовательности и уметь противостоять им при необходимости;

— находить и ставить общие цели;

— быть толерантным к болезненным темам;

— генерировать и обсуждать альтернативные планы действий;

— оценивать затраты и выигрыш в случае достижения цели;

— начинать, продолжать и заканчивать каждую сессию и весь контакт в целом.

Интересной также представляется научная дискуссия о том, являются ли психотерапевтические и консультативные отношения специфическим видом межличностных отношений или нет. В рамках гуманистического и клиент-центрированного подходов считается, что психотерапия не «является специфическим видом взаимоотношений, отличным от отношений, которые имеют люди в их повседневной жизни» (Rogers, 1957, р. 135). Этот взгляд разделяют и другие специалисты, занимающиеся вопросами теории помощи в широком смысле этого термина. Так, Л. Бреммер считает, что «отношения помощи имеют много общего с дружбой, семейными взаимоотношениями, отношениями с пастором. Они все направлены на удовлетворение основных потребностей человека, и, будучи сведены к своим основным компонентам, они все выглядят достаточно сходными» (Brammer, 1973, р. 51). Эту позицию разделяют: Дж. Эган (Egan, 1975), который создал свои тренинговые программы для эффективных межличностных взаимоотношений; Р. Кархаф и Б. Беренсон (Carkhuff, Berenson, 1976, p. 72), которые считают консультирование «образом жизни»; И. Иллич с соавторами (Illich et al., 1977), которые выражают обеспокоенность тем, что в связи с ростом армии специалистов по консультированию люди теряют способность и привычку оказывать психологическую помощь друг другу; М. Скалли и Б. Хопсон, которые подчеркивают, что консультирование является «только набором убеждений, ценностей и стратегий поведения, которые должны быть все в большей степени присущи обществу в целом» (Scally, Hopson, 1979, p. 98). Ряд теоретиков и практиков считают необходимым осуществить «демистификацию» помощи и консультирования.

Гулина М. — Терапевтическая и консультативная психология

Психотерапия и консультирование как процесс

171

может не замечать отдельных «несоответствующих» эмоций (таких, как гнев), не считать их действительно «несоответству­ ющими» или саморазрушающими. Таким образом, для оценки эмоциональных С и нацеливания пациента на изменение необ­ ходима изрядная доля гибкости и проницательности терапевта.

Когда на основе словесного отчета пациента производится оценка С, случается, что пациент затрудняется точно опреде­ лить свои эмоциональные и поведенческие проблемы. Тогда терапевт может воспользоваться одним из методов воздей­ ствия на эту часть процесса оценки, для чего существуют мно­ жество эмотивных техник (например, гештальт-терапия, пси­ ходрама) и другие техники (например, удержание эмоции, поведенческий дневник).

По мере того как на передний план выступает оценка пове­ денческих С, терапевт может дать подробные разъяснения относительно последних. Как указывалось ранее, уход, отсроч­ ка, алкоголизм и злоупотребление лекарствами обычно рас­ сматриваются как дисфункциональное поведение, связанное с иррациональными долженствованиями на уровне В.

При оценке уровня В некоторые терапевты предпочитают всесторонне оценивать заключения пациента в поисках наибо­ лее подходящего вывода, связанного с теми долженствования­ ми в мышлении пациента, которые приводят к тому, что С становятся саморазрушающими. Эта процедура называется свя­ зыванием выводов или верификацией заключений пациента. Опытные РЭТ-терапевты достигают во время оспаривания вы­ явления глубоко лежащих скрытых выводов, маскируемых под «актуальной проблемой ››. Для терапевта важно точно оценить все выводы, связанные с проблемой, заявленной как актуальная.

Когда иррациональные догматичные убеждения оценены, пациенту помогают увидеть связь между этими убеждениями и их «несоответствующими» аффективными и поведенчески­ ми последствиями на уровне С. Некоторые рационально-эмо- тивные психотерапевты предпочитают на этом этапе прочитать небольшую лекцию о роли «долженствований» в эмоциональ­ ном нарушении и о том, как их можно отличать от «предпо­ чтений ». Важная цель стадии оценки — помочь клиенту разгра­ ничить первичные проблемы (депрессия, тревожность, уход, злоупотребления) и вторичные, а именно проблемы относитель­ но первичных проблем (депрессия от ощущения депрессии,

172

Терапевтическая и консультативная психология

тревожность от возможности возникновения тревожности; стыд из-за избегания; вина, производная от злоупотреблений). РЭТ-терапевт часто оценивает вторичные проблемы относи­ тельно первичных, потому что они требуют первостепенного внимания (если, например, пациент часто затрудняется сосре­ доточиться на основной проблеме — тревожности, когда стро­ го винит себя за тревожность). Вторичные проблемы оценива­ ются так же, как и первичные.

После того как частные проблемы получили адекватную оценку в соответствии с Л-Б-С-моделью и пациент четко пред­ ставляет связь между иррациональными убеждениями и их дисфункциональными эмоциональными и поведенческими по­ следствиями, терапевт может приступить к стадии оспарива­ ния. Первоначальная цель оспаривания состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать, что нет оснований отстаивать свои догматические требования или иррациональные производные этих требований (например, «драматизирование», низкую фрустрационную толерантность, самоуничижение). По мне­ нию пациента, основание отстаивать их заключается в следу­ ющем: если эти требования выполнить, то они приведут к же­ лательному или «хорошему» результату. Он все еще верит, что в противном случае неблагоприятный исход неминуем.

Интеллектуальное прозрение в РЭТ определяется как по­ нимание того, что иррациональные убеждения часто приво­ дят к эмоциональным расстройствам и нарушению поведения, а рациональные убеждения почти всегда способствуют эмо­ циональному здоровью. Однако когда человек считает рацио­ нальные убеждения просто слабыми и случайными, он прихо­ дит к выводу, который может помешать ему измениться, поэтому РЭТ не останавливается на интеллектуальном прозре­ нии, а использует его в качестве трамплина для дальнейшей работы. На этой стадии пациенту предлагается воспользовать­ ся большим разнообразием когнитивных, эмотивных и пове­ денческих методик, помогающих ему достичь эмоционально­ го инсайта. Эмоциональный инсайт в РЭТ определяется как очень сильная эмоция и часто содержит убеждение, что ирра­ циональная мысль разрушительна, а рациональная — полез­ на. Когда человек достигает эмоционального инсайта, он ду­ мает, чувствует и ведет себя в соответствии с рациональным убеждением.

Психотерапия и консультирование как процесс

173

Следует отметить еще два момента, связанные со стадией оценки в РЭТ. Во-первых, терапевту следует быть готовым к работе с проблемами в двух сферах: расстройства Эго и про­ блемы нарушения чувства комфорта. В действительности на­ рушения Эго и нарушение комфорта часто взаимодействуют, и требуется внимательная оценка, чтобы развести одно и дру­ гое. Во-вторых, практикующий терапевт уделяет особое вни­ мание тем способам, с помощью которых пациент пытается со­ хранять свою проблему, чтобы таким образом защитить себя от угрозы своему Эго и чувству комфорта. Терапевты часто убеждаются, что слишком непродуктивное поведение являет­ ся защитным, и помогают пациентам определить иррациональ­ ные убеждения, лежащие в основе такого поведения. Кроме того, психологические проблемы иногда сохраняются потому, что человек рассматривает их последствия как расплату, что тоже требует внимательной оценки, если возможно проведе­ ние продуктивной терапевтической процедуры.

Стратегии рационально-эмотивной терапии

Итак, основная цель РЭТ состоит в стремлении терапевта вызвать у пациента глубокие философские изменения в двух основных сферах: расстройство Эго и нарушение чувства ком­ форта, что предполагает помощь пациенту по мере возмож­ ностей в отказе от иррационального мышления и замещение его рациональным недогматичным мышлением.

Главными способами достижения этой цели являются сле­ дующие: настроить пациента на решение его основных задач, предполагающих довольно длительную работу; помочь паци­ енту научиться принимать себя таким, какой есть, и как мож­ но более эффективно противостоять трудноизменимым, не­ удобным жизненным условиям. Следующей задачей терапевта является помощь пациенту в обретении навыков поведения, которое предотвратит подобные нарушения в будущем. По­ буждая пациента достигать и поддерживать эти глубокие фи­ лософские изменения, терапевт придерживается стратегий, которые помогают пациенту увидеть следующее.

1. Эмоциональные и поведенческие нарушения имеют ког­ нитивные предпосылки, которые обычно принимают форму абсолютных оценок. Терапевт обучает пациента замечать свои

174

Терапевтическая и консультативная психология

собственные психологические нарушения и находить их ког­ нитивные, «идеологические» корни.

2.Люди способны увеличивать меру понимания себя и по­ этому имеют выбор в способах действия так, чтобы меньше расстраиваться. Терапевт дает пациенту понять и убедиться, что тот не является рабом своего мышления, основанного на прошлом опыте.

3.Люди осуществляют свой выбор и утверждают свою сво­ боду, активно работая над иррациональными убеждениями. Лучше всего это достигается с помощью когнитивных, эмоцио­ нальных и поведенческих методов — часто довольно в актив­ ной форме.

С большинством пациентов в первой же сессии и далее РЭТтерапевты используют стратегии, построенные на эффекте глу­ бокого философского изменения. Терапевт начинает терапию с выдвижения гипотезы, что данный пациент способен достигнуть желаемого изменения с помощью данного метода и оставляет эти попытки, только если окончательно убедится, что с данным па­ циентом эта гипотеза не работает. Многие авторы придержива­ ются точки зрения, что реакция пациента на терапию — лучший показатель для прогнозирования ее успешности.

Основные техники

РЭТ представляет собой наиболее разумную форму эклек­ тизма, известную как «теоретически последовательный эклек­ тизм», и включает в себя техники, хотя и заимствованные из других терапевтических систем, но разработанные с целями, обычно согласующимися с основной теорией РЭТ. В частности, РЭТ-терапевты внимательно относятся к краткосрочным и дол­ госрочным эффектам отдельных терапевтических техник и ред­ ко будут работать с теми техниками, которые приносят мгно­ венное облегчение, но имеют вредные дальнейшие последствия.

Вероятно, наиболее общие РЭТ-техники — это техники

оспаривания иррациональных убеждений. Существуют три ка­ тегории оспаривания.

1.Обнаружение — состоит в поиске иррациональных убеж­ дений (в частности, «должен», «следует», «обязан»), приво­ дящих к саморазрушающим эмоциям и поведению.

2.Обсуждение — состоит в том, что терапевт задает во­ просы, которые построены так, чтобы помочь пациенту отка-

Психотерапия и консультирование как процесс

175

заться от иррациональных убеждений (например: «Каким об­ разом вы установили, что это утверждение истинно?» или: «Каким образом из этого А следует данное Б?»).

3. Различение — означает помощь пациенту в прояснении различий между его неабсолютными ценностями (желания, предпочтения, симпатия) и его абсолютными ценностями (нуж­ ды, требования, императивы).

«Теоретические основы РЭТ базируются на том предполо­ жении, что человеческое мышление и эмоции — это не раздель­ ные, а во многом пересекающиеся процессы, и это существен­ но для практических целей. Подобно другим двум жизненно важным процессам: ощущению и движению, они целостно вза­ имодействуют и никогда не могут быть рассмотрены отдельно друг от друга» (Ellis, Dryden, 1987, p. 12). В теории рациональ- но-эмотивной терапии неоднократно указывается на тесное взаимодействие между «горячими» мыслями и эмоциями, именно поэтому в ней последовательно используются разно­ образные драматические, побуждающие, интенсивные вер­ бальные и ориентированные на действия техники.

Некоторые теоретики считают, что «рациональная» тера­ пия исключает эмоции и что все интенсивные эмоции (невзи­ рая на валентность) оказывают деструктивное влияние на по­ ведение. Однако РЭТ никогда не противостояла проявлению сильных эмоций (таких, как сильное чувство печали, разоча­ рование и горе), но только не таких разрушительных, самоза­ щитных эмоций, как паника, депрессия и ненависть к самому себе, проводя четкую грань между соответствующими и несо­ ответствующими чувствами.

Таким образом, основными процессуальными характерис­ тиками когнитивно-бихевиорального подхода в психологичес­ ком консультировании являются ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХА­ РАКТЕРИСТИКИ (когнитивно-бихевиоральный подход):

□научение — респондентное, оперантное, когнитивное, через наблюдение;

□подкрепление;

□самоподкрепление;

□потенциал потребности;

□потенциал поведения;

□свобода деятельности;

□оспаривание;

176

Терапевтическая и консультативная психология

□вербальное кодирование; О моделирование;

□изменение локуса контроля;

□образная репрезентация;

□планирование окружения.

Основа процесса — не анализ проявлений бессознательно­ го, а обучение и переучивание в условиях, когда четко огово­ рены временные и содержательные рамки (цели, задачи) про­ цесса. Считается, что когнитивное переструктурирование ведет к изменению эмоционального фона и затем — к пове­ денческим изменениям.

«ЭМПАТИЯ, НО НЕ ИДЕНТИФИКАЦИЯ» (Гуманистические процессуальные модели)

Ум человеческий заключается не в том, чтобы уметь говорить и делать логичес­ кие выкладки, а в том, чтобы видеть и убеждаться.

Т. Карлейль

КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Основные понятия

Процессуальной основой клиент-центрированных подходов можно считать в основном работы К. Роджерса. Эти подходы, в отличие от когнитивно-бихевиоральных являются недиректив­ ными по своей природе и подразумевают относительно боль­ шую активность клиента в разрешении своих проблем. Важно заметить, что техники клиент-центрированной психотерапии, как показали исследования (Truax, Carkhuff, 1967), послужили основой для большинства тренировочных (тренинговых) про­ грамм по формированию навыков консультирования.

Уже в ранних своих работах Роджерс выступил с гипоте­ зой (которая впоследствии неоднократно экспериментально

Психотерапия и консультирование как процесс

177

проверялась им самим и другими исследователями) о профес­ сионально-личностных качествах психотерапевта или помощ­ ника (helper), необходимых для оказания эффективной пси­ хологической помощи (Rogers,1958):

а) помощник должен быть открытым и способным прояв­ лять БЕЗУСЛОВНОЕ ПОЗИТИВНОЕ ВНИМАНИЕ и УВА­ ЖЕНИЕ (regard), т. е. он должен принимать и воспринимать клиента как заслуживающего внимания и уважения независи­ мо от того, кем является клиент и что он говорит или делает;

б) помощнику должна быть присуща КОНГРУЭНТНОСТЬ, т. е. он должен использовать свои чувства в процессе консуль­ тирования, и при этом его вербальное и невербальное поведе­ ние должно быть открыто для клиента и последовательно;

в) помощник должен проявлять в своем поведении ПОД­ ЛИННОСТЬ, т. е. быть честным, откровенным и не прятаться за свой «фасад››;

г) помощник должен проявлять ЭМПАТИЮ, т. е. уметь дать понять клиенту, что понимает его образ мыслей и чувств и мо­ жет видеть мир таким, как его видит клиент, но в то же время он должен сохранять свою отделенность от мира клиента.

Эти качества не только должны быть присущи помощнику, но и должны выражаться им, чтобы клиент мог их ощущать. (За­ метим, что, с точки зрения психоаналитика, этим положениям Роджерса присущи излишний оптимизм и упрощение: в психо­ аналитических школах хорошо известен феномен, когда любое слово, равно как и молчание консультанта, может быть интер­ претировано различными клиентами как угодно, точнее — в соответствии со структурой своего переноса по отношению к консультанту, т. е. в соответствии со своими неосознанными установками, предубеждениями, прошлым опытом и др.)

Одно из более поздних исследований в этой области (Truax, Carkhuff, 1967) показало, что «ядром» условий для психологи­ ческой помощи (core facilitative conditions) кроме роджеровских эмпатии, уважения и внимания, конгруэнтности и подлин­ ности является еще и КОНКРЕТНОСТЬ, т. е. способность быть определенным и конкретным по отношению к заявлениям кли­ ента. Авторы этого исследования также считают, что предло­ женные Роджерсом качества являются необходимыми, но недостаточными для обеспечения эффективности консультиро­ вания и психотерапии. Помощник должен также быть обучен

178

Терапевтическая и консультативная психология

сам и быть способным обучить клиента (что не всегда одно и то же) серьезным жизненным навыкам (life skills) и стратегиям совладания с трудностями (coping skills) (Carkhuff, Berenson, 1976). Другим важным фактом стало доказательство того, что помощники, не обладающие выявленными качествами, не толь­ ко неэффективны, но и могут ухудшить состояние клиента.

Консультирование занимает важное место в социальной ра­ боте. Так, автор одного из руководств по практике социальной работы, изданного Британской ассоциацией социальных работ­ ников в качестве учебника, Е. Колшед в главе, посвященной кон­ сультированию, приводит следующий перечень качеств эффек­ тивного консультанта (Coulshed, 1991, р. 45).

1.Эмпатия или понимание — усилие увидеть мир глазами другого человека.

2.Уважение — такое отношение к другому человеку, кото­ рое подразумевает веру в его способности справиться с про­ блемой.

3.Конкретность, или способность быть определенным и точным, — способ коммуникации с другим человеком, при ко­ тором имеет место все углубляющаяся ясность в отношении своих высказываний.

4.Знание себя и принятие себя, а также готовность помочь

вэтом другому.

5.Подлинность — способность быть настоящим во взаи­ моотношениях.

6.Конгруэнтность — совпадение того, что сообщается вербально, с языком тела.

7.Непосредственность (immediacy — способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладыва­ ния) — работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место и в повседневной жизни клиента.

Все больше специалистов, занимающихся теорией психоте­ рапии и консультирования, склоняются к мнению, что КАЧЕ­ СТВО МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ между клиентом

ипсихотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем то, какую именно философию, метод или техни­ ку исповедует и использует помощник: консультант или психо­ терапевт. Это было продемонстрировано как для консультиро­ вания, так и для психотерапии и обучения (Aspy, Roebuck, 1977).

Психотерапия и консультирование как процесс

179

В ряде исследований показано, что между эффективностью психотерапии и качествами, проявляемыми психотерапевтом, существуют более сложные взаимоотношения, но в целом пос­ ле работ К. Труакса и Р. Кархафа и дальнейших исследований фактически все авторы согласились с тем, что существует взаи­ мосвязь между эффективностью помощника и его эмпатией, уважением к клиенту и подлинностью его поведения. Эти ис­ следования также пролили свет на ряд других факторов, кото­ рые обсуждались в научной литературе как имеющие возможное влияние на эффективность психотерапии (в данном случае речь шла только о психотерапии, а не о помощи). Они показали, что:

□наличие того факта, что сам психотерапевт прошел курс собственной психотерапии, не является гарантией эф­ фективности психотерапии;

□пол и национальность (расовая принадлежность) не свя­ заны с эффективностью психотерапии;

□ценность степени опытности психотерапевта как факто­ ра, обусловливающего эффективность психотерапии, весьма дискуссионна: по крайней мере, было показано, что человек не обязательно является более успешным психотерапевтом, если у него имеется больше психоте­ рапевтического опыта;

□психотерапевты, которым присущи собственные эмоцио­ нальные проблемы, чаще являются менее эффективны­ ми в работе;

□помощники более эффективны в тех случаях, когда они имеют дело с клиентами, разделяющими с ними их соб­ ственные жизненные ценности.

По поводу предпоследнего положения заметим, что, по дан­ ным американских исследований, для эффективных психотера­ певтов является характерным некоторый прошлый опыт лич­ ностной боли, однако этот опыт не должен непроизвольно актуализироваться в процессе работы с клиентом. Очевидно, что именно неполезность такой актуализации травматического опы­ та терапевта и проявилась в приведенных результатах, но это никак не означает, что психотерапевт или консультант как-то выделяется своим исключительным «психическим здоровьем»

иотсутствием эмоциональных проблем по сравнению с другими.

Бцелом в подобного рода исследованиях замечено существо­ вание того феномена, что помощник и клиент могут подходить

180

Терапевтическая и консультативная психология

или не подходить друг другу: никто не может быть эффектив­ ным помощником для любого и каждого клиента. Однако ос­ тается невыясненным то, каким образом можно обеспечить данное совпадение клиента и психотерапевта для максималь­ ной эффективности психотерапии. Некоторые авторы (напр., Nelson-Jones, 1983) считают, что консультанту недостаточно быть только заботящимся и понимающим: он также должен обладать навыками эксперта.

Некоторые публикации посвящены развитию навыков кон­ сультирования. Перечни этих навыков еще более различают­ ся, чем перечни качеств «эффективных консультантов», и до­ ходят до 45 пунктов. Во многих подобных работах, даже посвященных консультированию в социальной работе, где по­ зиция консультанта является априорно более активной, чем в других видах консультирования, подчеркивается, что наибо­ лее важным является «позволение людям услышать самих себя» (Coulshed, 1991, р. 46). Напомним, что этот принцип был открыт Фрейдом и описан им через известную метафору о том, что психоаналитик является «зеркалом пациента ››. Параллель с принципами техники психоанализа не случайна: мы можем продолжить нахождение соответствий между описаниями про­ явления контрпереноса и следующими навыками профессио­ нального консультирования (Ibid. , p. 49):

□уметь дать человеку закончить говорить без реагирова­ ния со стороны консультанта;

□точно отражать и воссоздавать содержание беседы и чувства;

□перефразировать сказанное другим;

□подытожить этап интервью так, чтобы продвинуть бесе­ ду дальше;

□прояснить собеседнику свою собственную роль;

□использовать открытые вопросы;

□использовать суфлирование так, чтобы способствовать продвижению собеседника вперед в его повествовании;

□создавать безопасные условия для разворачивания чувств собеседника;

□предлагать экспериментальное (т. е. идущее от реально­ го, а не воображаемого опыта) понимание проблемы, си­ туации;

□чувствовать, как другой человек воздействует на кон­ сультанта;

Эмпатия: как чувствовать и реагировать на эмоции других

Что такое эмпатия?

Эмпатия — это способность смотреть на вещи с точки зрения другого человека и чувствовать его эмоции. Поставив себя на место другого человека, вы можете проявить сострадание и сделать все возможное, чтобы улучшить его положение. Поступая таким образом, вы можете уменьшить страдания другого человека так же, как и свои собственные.

Представьте, что вы пришли домой и узнали, что ваш супруг или партнер болен. Даже если бы у вас был хороший день, вы бы внезапно почувствовали их горе и позаботились бы об их нуждах. Если друг недоволен тем, как к нему относился начальник, вы, скорее всего, разделите его чувство разочарования. Может быть, вы не можете решить их проблему, но вы можете понять, что им нужно выплеснуть свои эмоции.

Сопереживание касается не только трудностей. Когда ваш ребенок чем-то взволнован, вы чувствуете его радость. Когда ваш друг смеется над шуткой, вы испытываете его веселье. Эмпатия позволяет вам углублять ваши отношения, поскольку вы связываетесь с мыслями и чувствами друзей и близких, а они соединяются с вашими.

Эмпатия может распространяться и на людей, которых вы не знаете. Например, если вы увидели, что кто-то сидит один на вечеринке, вы можете сопереживать его одиночеству и поболтать с ним. Если вы увидели изображения других людей, страдающих на другом конце света, возможно, вас побудило пожертвовать ресурсы, чтобы помочь облегчить их страдания. С другой стороны, когда вы видите по телевизору ревущую от радости толпу, вы можете почувствовать, как поднимается настроение. Их радость становится вашей радостью.

Эмпатия и сочувствие

Хотя эти два слова часто используются взаимозаменяемо, между сочувствием и сочувствием есть разница. В отличие от эмпатии, сочувствие не предполагает разделения чувств другого человека. Когда вы сочувствуете, вы заботитесь о проблеме или несчастье человека и сочувствуете его страданиям, но вы не чувствуете в полной мере его боль.

Когда друг переживает утрату, например, если вы сочувствуете, вы понимаете, почему он грустит и скорбит, и сожалеете о своей утрате. Однако, если вы сочувствуете, вы также можете почувствовать горе, через которое они проходят. Симпатия — это скорее чувство жалости к человеку, а эмпатия — это скорее чувство сострадания к нему.

Различные компоненты эмпатии

Исследователи склонны различать как минимум два компонента эмпатии: аффективный и когнитивный.

Аффективная (или эмоциональная) эмпатия — это способность чувствовать то, что чувствуют другие. Если ваш супруг находится в состоянии стресса и печали, вы можете отразить эти эмоции. Если друг веселый и оптимистичный, вы можете улыбнуться, потому что его счастье кажется заразным.

Когнитивная эмпатия — это способность распознавать и понимать психическое состояние другого человека. Это дает вам представление о точке зрения и эмоциях другого человека. Если вы понимаете, что ваш супруг злится, вы можете предсказать, что ваша шутка не будет удачной. Если вы можете сказать, что ваш друг чувствует себя беспомощным, вас не удивит его внезапная вспышка.

Эти два компонента эмпатии требуют разных нейронных сетей в вашем мозгу. Таким образом, возможно иметь высокую когнитивную эмпатию, но низкую эмоциональную эмпатию, и наоборот.

Различия в сочувствии между полами

Исследования показывают, что женщины чаще сообщают о том, что им становится грустно, когда они слышат о страданиях других. Это соответствует результатам недавнего исследования функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), которое показало, что женский мозг более восприимчив к ощущению боли других людей. Однако исследование не выявило различий между полами в когнитивной эмпатии.

Почему эмпатия так важна?

Эмпатия играет важную роль в вашей жизни. Во-первых, это может укрепить ваши связи с людьми, с которыми вы общаетесь. Когда вы пытаетесь понять других, вы также заставляете их чувствовать себя услышанными и понятыми. Тогда они с большей вероятностью найдут время, чтобы сопереживать вам. Это углубляет ваши отношения и способствует тому ощущению связи, которого мы все желаем.

Исследования показывают, что сильная сеть социальной поддержки увеличивает счастье человека. Поскольку эмпатия ведет к улучшению отношений, она может стать ключевым компонентом построения более удовлетворительной жизни.

Эмпатия также может:

Мотивировать просоциальное поведение . Эмпатия может мотивировать вас на действия, которые улучшат жизнь других людей. Эти действия могут включать что угодно: от пожертвования на благотворительность до поощрения друга обратиться за помощью в случае злоупотребления алкоголем или просто утешить кого-то объятиями.

Руководство по принятию решений . В социальных ситуациях эмпатия может помочь вам выбрать наиболее мудрый план действий. Если ваш супруг испытывает стресс на работе, вы можете сделать вывод, что сейчас не лучшее время, чтобы просить его взять на себя больше обязанностей.

Уменьшить выгорание . Результаты одного исследования показывают, что эмпатия может быть полезна для уменьшения эмоционального выгорания. Это связано с тем, что эмпатия позволяет более эффективно общаться и сотрудничать даже в сложных рабочих условиях.

Помощь в разрешении конфликтов . Например, если вы находитесь в ожесточенном споре со своим коллегой, сопереживание ему может уберечь вас от чрезмерной критики или излишней жестокости. Как только вы лучше поймете чужую точку зрения, вам будет легче перейти к предложению компромисса.

Поговорите с лицензированным терапевтом

Крупнейшая в мире служба терапии. 100% онлайн. Получите консультацию профессионального, лицензированного и проверенного терапевта менее чем за 48 часов.

Получите скидку 20%

Раскрытие партнерской информации

Признаки того, что вам или близкому человеку не хватает сочувствия

Сочувствие — это не то, что есть у вас или нет. Некоторые люди обладают высокой степенью эмпатии, в то время как другие имеют более низкую эмпатию.

Если ваши эмпатические способности находятся на нижнем уровне спектра, вы можете быть безразличны к боли других людей. Например, если ограблен дом друга, вы можете сказать или подумать: «Ну, этого бы не случилось, если бы вы были более осторожны». Или, может быть, вы смотрите свысока на членов семьи, которые сталкиваются с финансовыми трудностями, и списываете это на их неспособность усердно работать. Вы можете даже ошибочно полагать, что такие плохие вещи никогда не произойдут с вами.

Низкая эмпатия также может привести к тому, что вы поверите, что окружающие вас люди слишком чувствительны. Вы можете постоянно удивляться, что ваши друзья обижаются на ваши шутки. Возможно, вы не понимаете, как ваши слова и действия ранят ваших близких. Это может привести к разного рода спорам и недоразумениям.

Если у вас низкий уровень эмпатии, вам может не хватать терпения при общении с людьми, попавшими в беду. Возможно, ваш главный совет другим людям: «Просто смиритесь с этим». Несмотря на это, вы склонны затаивать обиды и не прощаете людям ошибок. Кажется, что у вас никогда не хватает времени или возможностей, чтобы выслушать точки зрения других людей или поразмышлять об их эмоциональном состоянии.

Признание отсутствия эмпатии у других

Если близкому человеку не хватает эмпатии, у вас, вероятно, будут бурные взаимодействия. Они могут быть нетерпеливыми и чрезмерно критичными, из-за чего вам кажется, что вы ходите по яичной скорлупе.

[Читать: Как справиться с трудными семейными отношениями]

Вы могли заметить, что они постоянно игнорируют ваши проблемы или отключаются, когда вы говорите о своих чувствах. Вы можете почувствовать себя неуслышанным или начать сомневаться, действительно ли вы слишком чувствительны. Поймите, что отсутствие у них эмпатии — это проблема, которую могут решить только они.

Причины отсутствия эмпатии

В некоторых обстоятельствах естественно испытывать низкую эмпатию. Вам может быть трудно сочувствовать тому, кто издевался над вами или плохо обращался с вашими близкими. Это может быть просто ситуативным отсутствием эмпатии, а не отражением того, насколько хорошо вы сопереживаете людям в целом.

Определенный опыт может снизить вашу эмпатию. Например, некоторые исследования показывают, что эмпатия может снижаться по мере того, как студенты-медики проходят обучение. Это может быть связано с выгоранием, поскольку студенты-медики борются со стрессовыми нагрузками и повышенной ответственностью. Студенты-медики также могут использовать эмоциональную отстраненность, чтобы защитить себя от психологического стресса во время работы или сохранить профессионализм при общении с пациентами.

Однако не факт, что опыт будет иметь такой эффект. Другие исследования показывают, что уровень эмпатии у студентов-медиков либо повышается, либо остается неизменным.

Некоторые психические расстройства, нарушения развития и расстройства личности могут быть связаны с низким уровнем эмпатии:

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) . ПРЛ включает сильную неуверенность, резкие эмоциональные перепады и нестабильное представление о себе. Люди с ПРЛ могут иметь нормальный уровень когнитивной эмпатии, но трудности с эмоциональной эмпатией.

Нарциссическое расстройство личности (НРЛ) . Нарциссы часто проявляют крайнюю эгоцентричность и высокомерие, а также высокую потребность в восхищении. Некоторые исследования показывают, что люди с НРЛ могут иметь низкую эмпатию, возможно, особенно эмоциональную эмпатию. Также возможно, что у них есть определенная степень эмпатии, но мало мотивации действовать в соответствии с этими чувствами.

[Читать: Расстройства личности]

Макиавеллизм . Это черта личности, которая включает в себя склонность к манипулированию и игнорированию морали. У людей с этой чертой может быть низкий уровень эмпатии.

Психопатия . Психопатия — это расстройство, характеризующееся черствостью и антиобщественным поведением. Отсутствие эмоциональной эмпатии, но не обязательно когнитивной эмпатии, является отличительной чертой этого расстройства.

Эмпатия не является фиксированной чертой. Думайте об этом как о мышце, которую можно развить с помощью упражнений. Развитие навыков слушания, внимание к языку тела и повышение эмоционального интеллекта могут повысить вашу способность сопереживать другим. Также может помочь признание собственной уязвимости и изучение новых перспектив.

Совет по развитию эмпатии 1: Практикуйте навыки слушания

Вы не можете ставить себя на место другого человека, если не хотите слушать, что он говорит. Вот почему навыки слушания являются жизненно важной частью развития эмпатии. Вам нужно будет не просто притворяться, что слушаете. Старайтесь слушать так внимательно, чтобы понять ситуацию, взгляды и эмоции человека.

Выявление и устранение препятствий для прослушивания . Если вы находитесь в состоянии стресса, вам будет труднее сосредоточиться на другом человеке. Подумайте о том, чтобы обратиться к источнику стресса — будь то приближающийся срок или зубная боль — прежде чем продолжить разговор. Многозадачность — еще один распространенный барьер для активного слушания. Отложите телефон и прекратите все, что вы делаете, чтобы уделить другому человеку все свое внимание. Это особенно важно во время разногласий или при обсуждении деликатных или сложных тем.

Не прерывать . Когда вы обрываете людей, вы не только прерываете ход их мыслей, но и рискуете неправильно понять то, что они пытались донести. Кроме того, если вы формулируете свое следующее предложение, пока другой человек все еще говорит, вы не полностью слушаете.

Отложить решение . Если вы знаете, что не согласны с кем-то, вы можете мысленно дискредитировать его слова, когда он говорит. Но лучше слушать с открытым сознанием. Не критикуйте и не обвиняйте сразу же, пока они говорят. Приложите реальные усилия, чтобы понять, откуда они берутся.

Сообщите собеседнику, что вы слушаете . Невербальные сигналы, такие как поддержание зрительного контакта, кивок головой, и вербальные сигналы, такие как быстрое «ага», позволяют другому человеку понять, что он привлек ваше внимание. По сути, вы предлагаете им продолжить. Если вам покажется, что вы мечтаете или думаете о чем-то другом, говорящий может воспринять это как знак того, что вам все равно.

[Читать: эффективное общение]

Предоставить отзыв . Если вам кажется, что вы что-то ослышались или неправильно поняли, задайте несколько уточняющих вопросов. Затем человек может уточнить свою точку зрения, если это необходимо.

Совет 2. Научитесь читать язык тела

Слушать — это не только получать словесные сообщения. Люди также передают информацию о своем эмоциональном состоянии через невербальные сигналы тела. Способность читать язык тела полезна во всех социальных ситуациях.

Возможно, у вас есть друг, который часто говорит: «У меня все хорошо», но по его угрюмому выражению лица вы понимаете, что что-то не так. Или, может быть, вы можете оценить интерес партнера к вам, основываясь на уровне его зрительного контакта.

Люди часто передают сообщения через:

  • Выражение лица . Хмурый взгляд, ухмылки, нерешительные улыбки и другие выражения лица могут передать настроение.
  • Попадание в глаза . Взгляд человека может быть направлен на то, на чем он сфокусирован. Широко раскрытые глаза могут передать волнение. Опущенные веки могут означать, что человек устал или спокоен.
  • Голос . Тон голоса человека может сказать вам, шутит он или говорит серьезно. Скорость, с которой они говорят, может передать уверенность или нервозность.
  • Поза . Жесткие, напряженные плечи могут указывать на опасения. Расслабленные плечи и сутулая осанка могут быть признаком того, что человек чувствует себя непринужденно или ему скучно.
  • Жесты . Отсутствие жестов руками может указывать на застенчивость или дискомфорт. Тот, кто чувствует себя расслабленным и дружелюбным, может больше использовать свои руки. Скорость и интенсивность жестов также могут выражать агрессию или возбуждение.

[Читайте: невербальное общение и язык тела]

Чтение языка тела может быть непростой задачей. Не все используют одни и те же невербальные сигналы. И определенные сигналы могут означать несколько вещей. Например, постукивает ли человек пальцем по столу, потому что чувствует нетерпение или потому, что ему нравится песня, играющая на заднем плане? Вот что нужно учитывать, пытаясь понять чей-то язык тела:

Ищите последовательность . Невербальные сигналы должны соответствовать тому, что говорит другой человек. Если ваш супруг говорит, что беспокоится, его ерзание или нахмуренные брови могут усилить это сообщение. В ситуациях, когда язык тела не соответствует тому, что говорится, вам, возможно, придется приложить больше усилий, чтобы понять, что чувствует другой человек.

Не придавайте слишком большого значения отдельным репликам . Если вы слишком сосредоточитесь на каком-то одном сигнале, вы, вероятно, неправильно поймете другого человека. Например, если человек отводит от вас взгляд, это не значит, что он не заинтересован. Возможно, они просто собирались с мыслями. Читая язык тела, смотрите на несколько сигналов, чтобы получить более полное представление.

Осознание собственного языка тела

Помните, что ваши невербальные сигналы также передают сообщения окружающим вас людям. Если вы сидите со скрещенными руками и смотрите в сторону от собеседника, он может воспринять это как знак того, что вы не хотите разговаривать.

Если вы хотите побудить человека к общению с вами, используйте позитивные сигналы, такие как нежная улыбка и непринужденный зрительный контакт, чтобы излучать теплоту. Научившись справляться со стрессом, вы сможете избежать бессознательных негативных сигналов, таких как хмурость и жесткая осанка.

Совет 3. Примите свою уязвимость

Чтобы быть чутким, нужно сделать себя уязвимым. Когда вы прячетесь за видом безразличия, другим людям становится труднее доверять вам или понимать вас. Вы также удерживаете себя от чувства и понимания всего спектра эмоций других людей. Вот несколько советов по открытию:

Переосмыслите свое отношение к уязвимости . Возможно, вас учили, что это признак слабости. Чтобы открыться другим — доверить их, чтобы они выслушали и приняли вас и ваши недостатки, — требуется мужество.

Говорите по телефону . Расскажите своим близким, что вы на самом деле чувствуете. Это требует, чтобы вы размышляли о своем эмоциональном состоянии, а также практиковали открытость с другими. Будьте готовы принять и передать сильные эмоции, включая стыд, ревность и горе. Чем больше вы говорите об эмоциях, тем комфортнее вам становится. Вы также заметите, что другие люди будут охотнее открываться вам в ответ.

Скажи, что тебе нужно . Заведите привычку озвучивать свои потребности. Вам нужен кто-то, чтобы выговориться? Или, может быть, вам нужна физическая помощь с чем-то. Говорить о своих потребностях полезнее, чем молча страдать. Это не только облегчает вашу жизнь, но и заставляет ваших близких чувствовать себя надежными и нужными.

Полегче . Если вам трудно говорить о своих эмоциях или озвучивать свои потребности, просто делайте все шаг за шагом. Может быть, вы можете рассказать своему другу о чем-то, что расстроило вас в течение рабочего дня. Вы также можете рассказать им о событиях дня, которые заставили вас чувствовать себя взволнованными и радостными. Или начните с небольшой просьбы к партнеру: «Можем ли мы сегодня вечером вместе прогуляться? Ходьба помогает мне меньше нервничать».

Не зацикливайтесь на своей репутации или совершенстве . Если вы слишком сосредоточены на том, как другие люди воспринимают вас, вы можете колебаться, чтобы быть откровенным. Может быть, вы чувствуете, что вам нужно создать видимость, чтобы казаться сильным и беззаботным. Постарайтесь отпустить эту идею и начать принимать свои несовершенства. Честность сблизит вас с важными людьми.

Совет 4. Улучшайте эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (иногда называемый эмоциональным коэффициентом или EQ) — это ваша способность распознавать эмоции и использовать их для улучшения своей жизни. Например, человек с высоким EQ знает, как снять собственный стресс, а также смягчить горячие споры. EQ также повышает вашу способность сопереживать другим, поскольку включает в себя распознавание и понимание их эмоций.

Эмоциональный интеллект часто определяется четырьмя атрибутами: самоуправление, самосознание, социальная осведомленность и управление отношениями. Вот советы по каждому из них:

Улучшите самоконтроль, научившись справляться со стрессом . Стресс может затруднить ваше присутствие, ухудшая вашу способность оценивать эмоции и социальные ситуации. Таким образом, изучение нескольких стратегий снятия стресса является важным шагом в улучшении вашего EQ. Практикуйте техники релаксации, такие как глубокое дыхание, чтобы сохранять спокойствие в данный момент. Другие практики, в том числе упражнения и медитация, — это действия, которые вы можете выполнять каждый день, чтобы снизить общий уровень стресса.

Повышение самосознания с помощью практики внимательности . Осознанность включает в себя концентрацию на настоящем моменте, но воздержание от суждений. Вы можете использовать это, чтобы соединиться и принять любые эмоции, которые вы сейчас испытываете. Ты расстроен? Вы беспокоитесь? Вместо того, чтобы обозначать эти эмоции как «плохие» или «негативные», развивайте в них любопытство. Что их вызвало? Что они чувствуют физически? Влияют ли они на ваше взаимодействие с другими людьми? Помимо повышения самосознания, эта практика может улучшить вашу способность обрабатывать эмоции и повысить эмоциональное благополучие.

[Читать: Инструментарий эмоционального интеллекта]

Повысить социальную осведомленность, сосредоточившись на других людях . Внимательность может помочь вам и с этой задачей. Стремитесь присутствовать с кем бы вы ни общались. Каков их язык тела? Есть ли тема, к которой они постоянно возвращаются? Соедините это социальное осознание с вашим самосознанием. Говорит ли или делает ли человек что-либо, что вызывает у вас эмоции? Возможно, их язык тела успокаивает вас. Или, может быть, они говорят что-то, что вас беспокоит.

Используйте навыки разрешения конфликтов для управления отношениями . Даже когда вы общаетесь со своим лучшим другом или ближайшим членом семьи, обязательно возникнут разногласия. У вас могут быть разные взгляды на политику. Или, возможно, ваши планы на совместный отдых не совпадают. Может быть, один из вас случайно обидит другого. Знание того, как выбирать свои сражения, идти на компромисс и практиковать прощение, может помочь вам справиться с этими неизбежными конфликтами.

Совет 5. Изучите новые перспективы

Люди с большей вероятностью сочувствуют людям, которые на них похожи. Вы можете чувствовать себя более склонным сопереживать и помогать кому-то, кто похож на вас, ведет себя как вы, разделяет ваши цели или испытывает подобные трудности. К сожалению, это может привести к предвзятому отношению к эмпатии, когда речь идет о различиях в таких факторах, как раса, религия или культура. Вот несколько способов противостоять этому.

Активно откройте для себя новые перспективы . Если вы атеист, посетите религиозную церемонию. Если вы политически консервативны, слушайте подкасты, в которых представлена ​​либеральная точка зрения. Если вы привыкли к городской жизни, проведите некоторое время в сельской местности. Ищите точки соприкосновения, но также признавайте различия. Вам не обязательно соглашаться с каждой точкой зрения, с которой вы сталкиваетесь. Однако если вы потратите время на то, чтобы просто слушать непредвзято, это поможет вам увидеть человечность в людях с разным происхождением или взглядами.

Наслаждайтесь фантастикой . Даже взаимодействие с точками зрения вымышленных персонажей может усилить вашу эмпатию. Когда вы читаете роман, вы пытаетесь понять мотивы, цели и эмоциональное состояние персонажа. Другими словами, вы тренируете свою способность сопереживать. То же самое верно всякий раз, когда вы смотрите телешоу или фильм, основанный на персонажах. Подумайте о романах, фильмах и других произведениях искусства, созданных людьми из разных культур. Например, если вы белый, читайте больше книг латиноамериканских авторов.

Будьте готовы подвергнуть сомнению свои предположения . Когда вы общаетесь с людьми разного происхождения, вы, вероятно, обнаружите, что многие из ваших прежних представлений о них были неточными. Признать себя неправым — это нормально. Оформите это как опыт обучения. Вы также можете начать подвергать сомнению свои предположения в повседневных ситуациях. Возможно, у вашего друга есть уважительная причина для опоздания. Может быть, тот таксист был груб, потому что был в сильном стрессе. Попрактикуйтесь в использовании «что, если», чтобы рассмотреть другие точки зрения.

Это правда, что развитие эмпатии — это способ расширить круг общения и повысить уровень счастья. Но не упускайте из виду преимущества, которые он имеет и для людей, с которыми вы сталкиваетесь. Эмпатия может иметь волновой эффект. Потратив время на то, чтобы по-настоящему выслушать других, вы обеспечиваете им некоторый уровень эмоционального комфорта. И, возможно, вы помогаете им доверять, утешать и сочувствовать еще большему количеству людей.

Последнее обновление или проверка: 22 марта 2023 г.

Определение сочувствия | Что такое эмпатия

Прокрутите вверх

Что такое эмпатия?

Термин «эмпатия» используется для описания широкого спектра переживаний. Исследователи эмоций обычно определяют эмпатию как способность ощущать эмоции других людей в сочетании со способностью представлять, что кто-то другой может думать или чувствовать.

Современные исследователи часто различают два типа эмпатии: «аффективная эмпатия» относится к ощущениям и чувствам, которые мы получаем в ответ на эмоции других; это может включать отражение того, что чувствует этот человек, или просто чувство стресса, когда мы обнаруживаем страх или тревогу другого человека. «Когнитивная эмпатия», которую иногда называют «приятием точки зрения», относится к нашей способности идентифицировать и понимать эмоции других людей. Исследования показывают, что людям с расстройствами аутистического спектра трудно сопереживать.

Эмпатия, похоже, имеет глубокие корни в нашем мозгу и теле, а также в нашей эволюционной истории. Элементарные формы эмпатии наблюдались у наших родственников-приматов, у собак и даже у крыс. Эмпатия была связана с двумя разными путями в мозге, и ученые предположили, что некоторые аспекты эмпатии можно проследить до зеркальных нейронов, клеток в мозгу, которые возбуждаются, когда мы наблюдаем, как кто-то другой выполняет действие почти так же, как и они. огонь, если мы сами выполнили это действие. Исследования также обнаружили доказательства генетической основы эмпатии, хотя исследования показывают, что люди могут усиливать (или ограничивать) свои естественные эмпатические способности.

Наличие сочувствия не обязательно означает, что мы захотим помочь нуждающемуся, хотя часто это важный первый шаг к действию сострадания.

Подробнее: Прочтите эссе Франса де Ваала «Эволюция эмпатии» и обзор Дэниела Гоулмана о различных формах эмпатии, основанный на работах Пола Экмана.

Каковы ограничения?

Избранные статьи

Зачем практиковаться?

Эмпатия является строительным элементом морали: людям, которые следуют Золотому правилу, помогает, если они могут поставить себя на чье-то место. Это также ключевой компонент успешных отношений, потому что помогает нам понять точки зрения, потребности и намерения других. Вот некоторые из способов, которыми исследования свидетельствуют о далеко идущей важности эмпатии.

  • Основные исследования, проведенные Дэниелом Бэтсоном и Нэнси Айзенберг, показали, что люди с более высоким уровнем эмпатии с большей вероятностью будут помогать нуждающимся, даже если это противоречит их личным интересам.
  • Эмпатия заразительна: когда групповые нормы поощряют эмпатию, люди с большей вероятностью будут эмпатичными и более альтруистичными.
  • Эмпатия уменьшает предубеждения и расизм: в одном исследовании белые участники, которых заставили сопереживать афроамериканцу, впоследствии демонстрировали меньше расовых предубеждений.
  • Эмпатия полезна для вашего брака: исследования показывают, что способность понимать эмоции вашего партнера углубляет близость и повышает удовлетворенность отношениями; это также имеет основополагающее значение для разрешения конфликтов. (Кристина Картер из GGSC написала об эффективных стратегиях развития и выражения эмпатии в отношениях.)
  • Эмпатия уменьшает издевательства. Исследования инновационной программы Мэри Гордон «Корни эмпатии» показали, что она уменьшает издевательства и агрессию среди детей и делает их добрее и более открытыми по отношению к своим сверстникам. Другое исследование показало, что агрессорам не хватает «аффективной эмпатии», но не когнитивной эмпатии, предполагая, что они знают, что чувствуют их жертвы, но им не хватает эмпатии, которая удержала бы их от причинения вреда другим.
  • Эмпатия снижает вероятность отстранения: в одном исследовании у учеников учителей, участвовавших в программе обучения эмпатии, вероятность отстранения от занятий была в два раза меньше, чем у учеников учителей, которые не участвовали.
  • Эмпатия способствует героическим поступкам. Основополагающее исследование, проведенное Сэмюэлем и Перл Олинер, показало, что людей, спасавших евреев во время Холокоста, в юном возрасте поощряли принимать точку зрения других.
  • Эмпатия борется с неравенством. Как утверждали Роберт Райх и Арли Хохшильд, эмпатия побуждает нас протягивать руку помощи и хотеть помочь людям, которые не принадлежат к нашей социальной группе, даже тем, кто принадлежит к стигматизированным группам, таким как бедные. И наоборот, исследования показывают, что неравенство может уменьшить эмпатию: люди проявляют меньше эмпатии, когда достигают более высокого социально-экономического статуса.
  • Эмпатия полезна для офиса: менеджеры, демонстрирующие эмпатию, имеют сотрудников, которые реже болеют и более счастливы.
  • Эмпатия полезна для здравоохранения: крупномасштабное исследование показало, что врачи с высоким уровнем эмпатии имеют пациентов с более крепким здоровьем; другие исследования показывают, что обучение врачей большей эмпатии повышает удовлетворенность пациентов и эмоциональное благополучие самих врачей.
  • Эмпатия полезна для полиции: исследования показывают, что эмпатия может помочь полицейским повысить свою уверенность в преодолении кризисных ситуаций, устранять кризисы с меньшим применением физической силы и чувствовать себя менее отчужденными от людей, с которыми они имеют дело.

Подробнее: Узнайте, почему мы должны учить дошкольников эмпатии.

Избранные статьи

Как мне его вырастить?

Люди испытывают аффективную эмпатию с младенчества, физически ощущая эмоции своих опекунов и часто отражая эти эмоции. Когнитивная эмпатия проявляется позже в развитии, примерно в возрасте трех-четырех лет, примерно тогда, когда у детей начинает развиваться элементарная «теория разума», то есть понимание того, что другие люди воспринимают мир иначе, чем они.

Исследования показывают, что из этих ранних форм эмпатии мы можем развить более сложные формы, которые в значительной степени улучшат наши отношения и мир вокруг нас. Вот некоторые конкретные научно обоснованные упражнения для развития эмпатии на нашем сайте «Большое добро в действии»:

  • Активное слушание: проявляйте активный интерес к тому, что говорит другой человек, и дайте ему или ей почувствовать себя услышанным.
  • Общая идентичность: подумайте о человеке, который, кажется, сильно отличается от вас, а затем перечислите, что у вас есть общего.
  • Придайте страданиям человеческий облик: читая новости, ищите профили конкретных людей и попытайтесь представить, какой была их жизнь.
  • Вызов альтруизма: создавайте напоминания о связности.

И вот некоторые из ключей, которые исследователи определили для развития эмпатии к себе и другим: сочувствие. Действительно, исследования показывают, что практика осознанности помогает нам принимать точку зрения других людей, но при этом не чувствовать себя подавленным, когда мы сталкиваемся с их негативными эмоциями.

  • Выбрось из головы: Исследования показывают, что мы можем повысить собственный уровень эмпатии, активно представляя, что может испытывать кто-то другой.
  • Не делайте поспешных выводов о других: Мы чувствуем меньше сочувствия, когда предполагаем, что страдающие люди каким-то образом получают то, что заслуживают.
  • Проявление эмпатического языка тела: Эмпатия выражается не только в том, что мы говорим, но и в выражении лица, позе, тоне голоса и зрительном контакте (или его отсутствии).
  • Медитация: Исследования в области неврологии, проведенные Ричардом Дэвидсоном и его коллегами, показывают, что медитация, особенно медитация любящей доброты, которая фокусирует внимание на заботе о других, может увеличить способность к сочувствию как у тех, кто занимается медитацией в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе (хотя особенно среди давних медитаторов).
  • Исследуйте воображаемые миры: Исследование Кита Оутли и его коллег показало, что люди, читающие художественную литературу, более восприимчивы к эмоциям и намерениям других.
  • Присоединяйтесь к группе: Недавние исследования показали, что совместное исполнение музыки повышает эмпатию у детей.
  • Играть в игры: Исследования в области неврологии показывают, что, когда мы соревнуемся с другими, наш мозг создает «ментальную модель» мыслей и намерений другого человека.
  • Берите уроки у младенцев: Программа Мэри Гордон «Корни эмпатии» предназначена для развития эмпатии путем привлечения младенцев в классы, стимулируя основные инстинкты детей, чтобы они резонировали с эмоциями других.
  • Борьба с неравенством: Исследования показали, что достижение более высокого социально-экономического статуса снижает эмпатию, возможно, потому, что люди с высоким СЭС меньше нуждаются в общении с другими, в том, чтобы полагаться на них или сотрудничать с ними. По мере увеличения разрыва между имущими и неимущими мы также рискуем столкнуться с разрывом в эмпатии. Это не означает, что деньги — это зло, но если у вас их много, вам, возможно, придется быть более преднамеренным в поддержании собственной эмпатии по отношению к другим.
  • Обратите внимание на лица: Новаторское исследование Пола Экмана показало, что мы можем улучшить нашу способность распознавать эмоции других людей, систематически изучая выражение лица. Пройдите нашу викторину по эмоциональному интеллекту для начинающих или ознакомьтесь с F.A.C.E. Экмана. программа для более интенсивных тренировок.
  • Поверьте, что эмпатии можно научиться: Люди, которые думают, что их уровень эмпатии изменчив, прилагают больше усилий, чтобы проявлять эмпатию, слушать других и помогать, даже когда это сложно.
  • Подробнее : Инициатива Ashoka Foundation Start Empathy отслеживает передовой опыт педагогов по обучению эмпатии. Инициатива присудила награды 14 программам, признанным лучшими в обучении эмпатии. Некоммерческая организация Playworks также предлагает восемь стратегий развития эмпатии у детей.

    Каковы ловушки и ограничения эмпатии?

    Согласно исследованиям, мы с большей вероятностью поможем одному пострадавшему, чем большой группе безликих жертв, и мы больше сочувствуем членам своей группы, чем членам чужой группы.

    Related Posts

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *