Ум новичка: Ум новичка… | Лаборатория RealMindfulness

Ум новичка… | Лаборатория RealMindfulness

«Ум новичка» — это очередной принцип искусного отношения к своему опыту, который мы стремимся привнести в жизнь, практикуя майндфулнесс-подход. Его суть состоит в установке относиться к тому, что происходит, как к чему-то совершенно новому и незнакомому в вашей жизни. Мы ищем новизну ( а она есть всегда, поскольку каждый момент жизни уникален!!!) в привычных вещах.

Дж. Кабат-Зинн: «Богатство ощущений настоящего момента — это богатство самой жизни. Слишком часто наше мышление и убеждение, будто мы «знаем», мешает воспринимать вещи такими, какие они есть на самом деле. Мы склонны принимать обычное как само собой разумеющееся, и нам не удается понять неординарность обычных вещей. Чтобы понять, какой неповторимостью обладает настоящий момент, нужно развивать то, что называют «умом новичка» т.е. ум, который стремится воспринимать все как в первый раз…»[2]

   «Ум новичка» — это замечательная установка, которую стоит привнести в текущий момент. Настоящий момент всегда свеж, всегда нов: ничего подобного никогда еще не было! Со всеми нашими идеями, установками и желаниями, мы практически никогда не даем себе возможность увидеть вещи, как в первый раз. Представьте, каково это было бы, направить внимание на своих детей с «умом новичка», посмотреть на них не через привычные фильтры идей и мнений о том, какими им надлежит быть, а свежим взглядом осознать чудо их существования, их изумительную природу.

   Одним словом, «ум новичка» — это то, что мы можем привнести в любой момент нашей жизни. Иногда мы настолько становимся «экспертами», наш ум настолько полон «знаний», что полностью утрачиваем возможность побыть новичком, открыть новые возможности. Считается, что в уме эксперта присутствуют лишь несколько возможностей, в уме новичка – их бесконечное множество, потому что мы подходим ко всему со свежим взглядом.

   Это потребует определенных усилий, попытаться привнести «ум новичка» в каждый аспект жизни и постараться не быть захваченными нашими идеями и мнениями о том, как нам нравится это и не нравится то, или какие последствия может иметь та или иная ситуация. А когда мы подходим к вещам со свежим взглядом, у такого подхода есть огромный трансформирующий потенциал. Если вы с «умом новичка» относитесь к другим людям, оставаясь открытыми и распахиваясь навстречу им, не настаивая на том, что они те же, что полчаса назад, час назад или год назад, люди чувствуют, что их видят, что происходит что-то уникальное в их опыте. Это оказывает благотворное влияние на них и на нас».        

          Дж. Кабат-Зинн

   Особую ценность «ум новичка» приобретает в процессе коммуникации. Наверное, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда привычное отношение других людей к нам, заставляло нас действовать устоявшимся и далеко не лучшим образом. Хотя за мгновение до этого мы готовились поступить совсем по-другому… Можно попробовать взглянуть на своих близких, коллег свежим взглядом и таким образом позволить им проявить свои лучшие качества, которые они, возможно, развили, а мы пока этого не заметили.

   На уровне практики этот принцип проявляется в том, что мы стремимся разглядеть уникальность каждой сессии, каждого цикла дыхания и отслеживаем включение привычных когнитивных фильтров и типичных паттернов эмоциональной оценки.

   Одним из лучших упражнений для развития «ума новичка», наверно, можно считать вводное упражнение курса MBSR осознанное поедание изюма.

   Можно практиковать «ум новичка» в процессе решения какой-либо ежедневной задачи. Зафиксированный в дневнике результат может выглядеть следующим образом [1]:

Привычная деятельность

Что обнаружил, выполняя её с «умом новичка»

Приготовление бутербродаЗаметил, что начинаю думать о других вещах. Насладился запахом сыра и мягкостью хлеба. Никогда не замечал этого раньше. От этого бутерброд стал вкуснее!!!

 Источники:

  1. Shamash Alidina, Joelle Jane Marshall, «Mindfulness Workbook For Dummies»
  2. Дж. Кабат-Зинн «Самоучитель по исцелению» Мн.: «Попурри», 2002

RealMindfulness
21.06.2014, 21:02
Mindfulness, Кабат-Зинн, осознанность, практика медитации, принципы

«ум новичка» . Дзен-камера. Шесть уроков творческого развития и осознанности

Это понятие из дзен-буддизма получило широкое распространение в 1970-е годы после выхода книги «Сознание дзен, сознание начинающего»[20]. Это изысканное собрание крупиц мудрости, компиляция лекций дзен-буддийского монаха Сюнрю Судзуки, прочитанных в калифорнийском Лос-Альтосе. Маленькая книжечка тут же стала классикой духовной литературы, и вы наверняка видели ее на полках у ваших философски настроенных знакомых.

В прологе Судзуки пишет: «Если ваш ум пуст, то он всегда готов ко всему; он открыт всему. В уме начинающего существует множество возможностей; в уме специалиста их немного». Начинающий не думает: «Я чего-то достиг». Такие эгоистические мысли ограничивают широту разума. Когда мы не думаем о своих достижениях, о себе, мы становимся новичками. Только тогда можно чему-то научиться. Вот главный секрет любого искусства: быть новичком.

Всегда быть новичком. Как ни парадоксально, наши достижения ограничивают возможности, а понимание, отвоеванное с таким трудом, препятствует ясности мысли. Как и я, вы наверняка склонны мыслить линейно. Ассоциации с прошлым окрашивают все, что вы делаете, о чем думаете. Разум наполнен усвоенными знаниями, а в творческом процессе царит привычка: вы делаете то, что раньше сработало. Ваши взаимодействия с миром часто основаны на стереотипах. В мире нет уже ничего нового. Если есть возможность отправиться в экзотическое место или научиться чему-то, жизнь снова обретает краски и кажется интересной. Но через некоторое время и это приедается. «Осведомленность рождает презрение», как гласит поговорка. Может, это и не так, но в одном я уверен: осведомленность притупляет чувства и ограничивает восприятие. В царстве привычки творчество чахнет.




Тюльпаны © Николас Хлобеци


Фотография — идеальный способ узнать, что такое «ум новичка». Она способствует свежему видению, наполняет обыденное новыми красками и может заметно расширить ваше восприятие, позволяя увидеть все, что может показать этот мир. В мире всегда происходит что-то новое, моменты никогда не повторяются, и фотограф должен уметь гибко приспосабливаться. Чуткое внимание к настоящему моменту, вечному «сейчас», не даст одряхлеть и замутниться разуму и сердцу. Можете считать меня наивным, но я верю, что большинству людей свойственно фундаментальное уважение друг к другу и доброта; мы не желаем зла окружающим. Поскольку любой снимок так или иначе отражает происходящее в мире, фотограф должен иметь честный взгляд и ощущать ответственность, основанную на глубинном чувстве уважения ко всем людям; он не должен эксплуатировать себе подобных. Такая сознательность будет подталкивать его смотреть открыто, неэгоистично. С этой точки зрения окружающие очень полезны в достижении «ума новичка».

Со мной так происходит в преподавании. Общение со студентами выталкивает меня за пределы моих устоявшихся мнений и программ. Студенты доверяют мне, а я стремлюсь оправдать их доверие. Я хочу помочь им взрастить свой талант и реализовать свое видение — их, а не мое. Я стараюсь поддерживать «ум новичка», и в этом стремлении мне приходится постоянно ставить под сомнение устоявшиеся взгляды. Я учусь вместе со студентами и никогда не забываю об этом; глядя на их работы, я каждый раз стараюсь смотреть на них как впервые и приветствовать новые открытия и озарения. Стоит мне решить, будто я знаю, на что они способны, как они делают то, что поражает меня до глубины души. Стремиться к «уму новичка» вместе с другими — польза этой практики очевидна, и она может стать основой вашего творчества.

Осознанность — необходимое условие для творчества. Состояние «ума новичка» не придет само собой. Ключ, открывающий разум, — осознанное внимание. Сосредоточиваясь на моменте и своих текущих ощущениях, вы смягчаете и расширяете свою осознанность. «Ум новичка» — это когда вы берете на себя задачу оставаться в настоящем и радуетесь пребыванию в настоящем, абстрагируясь от прошлых привычек ума. В фотографии все, что вы делаете, каждый ваш поступок, каждый снимок могут измениться из-за небольшого сдвига внимания. Вы сможете освободиться от привычек, более внимательно наблюдая за собой, подлавливая себя на определенных установках и научившись их замечать. Когда восприятию ничего не мешает, а сердце чисто, как у ребенка, впечатления откладываются глубже. В фотографии мы часто имеем дело с первым впечатлением. Если вы пристально понаблюдаете за собой, то заметите мгновение незамутненного восприятия и действия, прежде чем разум успеет подключить воспоминания и ассоциации. Научитесь ценить и продлевать этот момент. Осознанность способствует свежести разума. В дзен-буддизме основной практикой является сидячая медитация. Судзуки отмечает, что, начав практиковать дзадзен, вы научитесь ценить «ум новичка» — ведь в нем вся суть. Если у вас получается медитировать, медитируйте. Это научит вас тому, что разум безграничен, и поможет реализовать вашу истинную сущность до того, как та замутнится и станет несвободной.



Приближаясь к жизни с разумом новичка

Лео Бабаута

Многие наши проблемы могут быть решены одной простой практикой.

Одно и то же упражнение может принести много радости.

А это просто: потренируйтесь смотреть на жизнь глазами новичка .

Я украл это, конечно, из сёсин дзен-буддизма и Сюнрю Судзуки Разум начинающего дзен , и я писал об этом много раз. Но это более фундаментально, чем думает большинство людей.

Это не просто то, что вы практикуете, когда что-то изучаете, хотя отбросить «ум эксперта» и посмотреть на обучение как на новичка — важная практика в обучении. Это то, что вы можете практиковать каждое мгновение дня (если вы не забудете это сделать).

Что такое разум новичка? Это отказ от наших ожиданий и предвзятых представлений о чем-то и взгляд на вещи открытым, свежим взглядом, как у новичка. Если вы когда-нибудь узнавали что-то новое, вы можете вспомнить, каково это: вы, вероятно, запутались, потому что не знаете, как делать то, что изучаете, но вы также смотрите на все как на что-то совершенно новое. , возможно, с любопытством и удивлением. Это ум новичка.

Но представьте, если бы вы могли применить это к любому виду деятельности. Возьмем, к примеру, завтрак:

  • . Вы начинаете с того, что смотрите на процесс приема пищи свежим взглядом, как будто не знаете, чего ожидать, как будто не делали этого уже тысячи раз.
  • Вы действительно смотрите на еду, миску, ложку и пытаетесь увидеть детали, которые обычно не замечаете.
  • Вы действительно замечаете текстуру, вкус, запах, внешний вид еды, уделяете пристальное внимание, как будто вы еще не знаете, какой будет вкус у еды. Все кажется новым, возможно, даже полным чудес.
  • Вы ничего не принимаете как должное и цените каждый кусочек как подарок. Это временно, мимолетно и драгоценно.

Как видите, эта практика ума новичка трансформирует деятельность.

Почему это важно? . Когда у вас их нет,

вы не можете быть разочарованы или расстроены опытом, потому что нет никаких фантазий или предубеждений, с которыми его можно было бы сравнить.

  • Улучшение отношений : Если вы разговариваете с кем-то другим, вместо того, чтобы расстраиваться из-за того, что они не соответствуют вашему идеалу, вы можете взглянуть на них свежим взглядом и заметить, что они просто пытаются быть счастливыми, что они иметь хорошие намерения (даже если они не совпадают с вашими намерениями), и они борются так же, как и вы. Это меняет ваши отношения с человеком.
  • Меньше прокрастинации : Если вы откладываете выполнение крупной рабочей задачи, вы можете взглянуть на нее с точки зрения новичка и вместо того, чтобы беспокоиться о том, насколько сложной будет задача или как вы можете потерпеть неудачу… вам может быть любопытно, что задача будет такой. Вы можете замечать детали выполнения задания, вместо того, чтобы пытаться уйти от них.
  • Меньше беспокойства : Если у вас есть предстоящее событие или встреча, о которой вы беспокоитесь… вместо того, чтобы беспокоиться о том, что может произойти, вы можете проявить любопытство к тому, что произойдет, отпустить свои предвзятые представления о результат и вместо этого примите незнание, примите присутствие и обретение благодарности в данный момент за то, что вы делаете и с кем встречаетесь.
  • Как видите, практика ума начинающего может преобразить любую деятельность, избавиться от многих наших трудностей, позволить нам быть более гибкими, открытыми, любознательными, благодарными, присутствующими.

    Я не говорю, что все это происходит автоматически. Это требует практики, но она того стоит.

    Как практиковать

    Ум новичка — это то, что мы практикуем в медитации. Вместо того, чтобы сидеть в медитации и думать, что вы знаете, на что будет похоже ваше дыхание или на что будет похож текущий момент перед вами… вы обращаете внимание. Посмотрите на это свежим взглядом. Отбросьте свои предвзятые идеи и просто внимательно посмотрите на то, что находится перед вами.

    Ежедневная практика медитации чрезвычайно полезна для развития ума этого новичка. Вот как практиковать:

    1. Сядьте удобно и прямо в тихом месте.
    2. Обратите внимание на свое тело, затем на свое дыхание, стараясь видеть их ясно и свежо.
    3. Когда вы заметите, что у вас есть предвзятые идеи, блуждающие от настоящего момента, думая, что вы знаете, как это будет… просто заметьте это.
    4. Посмотрите, сможете ли вы отбросить идеи, мысли, фантазии и истории, которые заполняют вашу голову. Опустошите себя, чтобы увидеть, что на самом деле находится перед вами. Посмотрите, на что на самом деле похоже ваше дыхание прямо сейчас, а не на то, что вы думаете или о чем вы думаете.

    Повторяйте несколько последних шагов снова и снова. Увидьте мысли и фантазии, опустошите себя и посмотрите свежим взглядом на то, что есть на самом деле.

    Вы можете попрактиковаться прямо сейчас с тем, что находится перед вами. С тем, как чувствует себя ваше тело, как ощущается ваше дыхание, со всем, что вас окружает.

    Вы можете практиковаться, когда занимаетесь чем угодно: от чистки зубов до мытья посуды, от прогулок и вождения до тренировок и использования телефона.

    Вы можете практиковаться всякий раз, когда разговариваете с другим человеком, отбрасывая свои представления о том, какими они должны быть, вместо этого опустошая свой разум и видя их такими, какие они есть. Обратите внимание на их доброе сердце, их трудности и будьте благодарны за них такими, какие они есть. Любите их такими, какие они есть, и найдите сочувствие к их трудностям.

    Такова практика. Делайте это с улыбкой и с любовью, со свежим взглядом и благодарностью за единственную вселенную, которую мы когда-либо получим — настоящую перед нами.

    5 способов развить мышление новичка

    Готовы начать испытывать Сёсин, образ мышления новичка, в своей жизни? Вот пять практических шагов, которые вы можете предпринять, чтобы развивать ум новичка.

    1. Не обращайте внимания на истории, рассказанные вам прошлым опытом 

    Ваш разум может сыграть с вами злую шутку и вызвать у вас стресс, придумывая ненужные истории. Эти истории пытаются объяснить вам, почему что-то происходит.

    Это может привести к поспешным выводам, которые не соответствуют действительности.

    Например, если кто-то, кто вам небезразличен, не появляется на ужине в честь вашего дня рождения, можно легко подумать, что он злится на вас или имеет что-то против вас.

    Но это может быть просто потому, что они заболели, попали в экстренную ситуацию или проспали будильник.

    Вместо того, чтобы мучить себя предположениями, основанными на прошлом опыте, смотрите на вещи такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какие говорит вам ваш разум.

    Подвергните сомнению каждое предположение, которое приходит вам в голову, и посмотрите на него с разных сторон. Вы также можете задаться вопросом, почему вы сделали это предположение в первую очередь, чтобы вы могли лучше ловить себя в будущем.

    Вы начнете меньше расстраиваться из-за ситуаций, которые не можете контролировать.

    2. Черпайте вдохновение у детей

    Для ребенка почти все ново, и он подходит к этим ситуациям с удивлением и изумлением. Они не живут своей жизнью, основываясь на предвзятом представлении о том, какой она должна быть.

    В следующий раз, когда вы будете рядом с детьми, обратите внимание на то, как они реагируют на окружающий мир. Обратите внимание на то, как вы можете учиться у них и привнести их точку зрения в свою жизнь.

    Начните задавать вопросы, как они: что это, почему так, как это работает? Когда вы задаете эти вопросы себе или окружающим, вы начинаете больше узнавать о темах и ситуациях, в которых, по вашему мнению, вы уже были экспертом.

    Дети никогда не заканчивают учиться, и вы тоже, что прекрасная перспектива для принятия. Так вы научитесь гораздо легче.

    3. Притормози

    Когда знаешь, как что-то делать, легко переключиться на автопилот.

    Вместо того, чтобы автоматически повторять движения, замедлитесь и не торопитесь, заново открывая для себя каждый аспект задачи. Осознавайте, что вы делаете и что испытываете.

    Действуйте с намерением и живите настоящим моментом на протяжении всего опыта.

    Если вы видите, что совершаете движения и ведете себя определенным образом, попробуйте в следующий раз применить другой подход. Вы никогда не знаете, что вы можете обнаружить.

    4. Удалите из своего лексикона слово «должен»

    То, что «должно» произойти, основано на ваших предвзятых представлениях и ожиданиях. Говоря, что что-то «должно» произойти определенным образом, вы привязываете себя к результату.

    Вместо этого отпустите результат и свои убеждения о том, что должно произойти или как что-то должно быть сделано.

    Позвольте миру удивить вас новыми потенциальными результатами и будьте непредубежденными.

    5. Отложите свое эго на второй план 

    Если вы являетесь экспертом в чем-то, вы, вероятно, хотите, чтобы вас признали за это.

    Related Posts

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *