20 цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской о загадках человеческого мозга / AdMe
Наука
1311641229
Мозг человека все еще остается одной из самых таинственных вещей на планете, и он не перестает ставить перед учеными новые и непростые вопросы. Доктор биологических наук и ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Владимировна Черниговская посвятила свою жизнь изучению этой удивительной части человеческого тела и может хотя бы немного приоткрыть завесу тайны, окутывающей этот сложный орган.
ADME собрал цитаты Татьяны Владимировны из ее лекций и интервью, которые с легкостью заставят вас поверить, насколько потрясающая и многогранная вещь спрятана в каждом из нас.
- Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен. Наталья Бехтерева написала незадолго до ухода в лучший мир научную работу «Умные живут долго».
- Некоторые все еще повторяют, что нервные клетки не восстанавливаются, но это неправда. Все зависит от того, заставляете ли вы мозг постоянно работать — вам регулярно должно быть трудно. Если не давать мышцам нагрузку, они атрофируются, и с мозгом то же самое. Он не должен расслабляться, иначе быть беде.
- Мозг работает на максимальных оборотах именно потому, что ему нужно делать трудную работу. Трудная работа для мозга — это лекарство.
- Великая литература, особенно великая поэзия, ярко демонстрирует возможности языка, которыми люди просто не хотят пользоваться. Язык невероятно богат, но это лишь инструмент. Мощнейший инструмент, на котором нужно учиться играть.
© Mr. Nobody / Pan Européenne
Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.
Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд — это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?
Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический тип, масса других вещей, включая рецепторы. Хотелось бы знать, кто это существо, принимающее решения. Про подсознание вообще никто ничего не знает, лучше эту тему сразу закрыть.
То, что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой». Он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал — ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.
- Мы должны серьезно к мозгу относиться. Ведь он же нас обманывает. Вспомните про галлюцинации. Человека, который их видит, невозможно убедить, что их не существует. Для него они так же реальны, как для меня стакан, который стоит на этом столе. Мозг ему морочит голову, подавая всю сенсорную информацию, что галлюцинация реальна. Так какие у нас с вами основания считать, что то, что сейчас происходит, реально, а не находится внутри нашей галлюцинации?
© A Beautiful Mind / Universal Pictures
- Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над нею, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.
- Сейчас мы точно знаем: гением можно только родиться. Другой вопрос, что, родившись гением, можно им не стать.
- Мозг хранит всю информацию, мимо которой он прошел, унюхал, попробовал, выпил и т. д., все там лежит. Если вы этого не помните, это не значит, что этого нет в мозгу. Поэтому я постоянно говорю: нельзя читать глупые книги, общаться с придурками, слушать плохую музыку, есть некачественную еду, смотреть бездарные фильмы.
- Если тебе скучно жить — ты совсем дурак.
- У творцов действительно другие мозги: данные томографов показывают, что некоторые его части у них работают более активно, чем у остальных людей. Я уверена, что каждого маленького ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети — и неважно, станет он профессионалом или нет.
- Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Книга, которая, может быть, для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где неясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой.
© Black Swan / Cross Creek Pictures
- Мозг — это сети, пульсирующие сети. Там нет «мест», где отдельно работает что-то одно. Поэтому даже если бы мы нашли в мозгу зоны жертвенности, любви, совести, это нам никак не облегчило бы жизнь.
- Люди делятся на тех, у кого нет вообще никакого темпа, и на тех, у кого темп высокий.
- Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает только один. Учить языки полезно для развития мозга, и это тоже один из способов «отодвинуть Альцгеймера».
- Большинство людей ведут себя так, как будто жизнь — это черновик. Жизнь начинается с момента зачатия — прошу получить вас эту необыкновенную новость. Она уже идет, и она одна. Почему надо жить так, как будто будет возможность потом что-то исправить? Ничего никто не исправляет.
- Я вечно пугаю всех тем, что недалеко то время, когда искусственный интеллект осознает себя как некую индивидуальность. В этот момент у него появятся свои планы, свои мотивы, свои цели, и, я вас уверяю, мы не будем входить в этот смысл.
Не показались ли вам некоторые высказывания немного пугающими? Поделитесь в комментариях своими размышлениями.
Фото на превью tv_chernigovskaya / instagram.com
1311641229
AdMe/Наука/20 цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской о загадках человеческого мозга
Поделиться этой статьёй
цитаты, афоризмы, высказывания и мысли великих и умных людей
Место для рекламы
человек мозг интеллект мысли мы
#942916
15 сенсационно-пугающих цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской о сюрпризах мозга, подсознания и психики
Профессор Татьяна Черниговская, доктор биологии и филологии, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ, читает интересные и полезные лекции о мозге, сознании и бессознательном, психике, искусственном интеллекте, мышлении и т.д.
1. Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.
2. Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд — это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?
3.Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический ти…
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовала Свава 02 ноя 2016
жизнь мозг мысли
#899222
Читайте только хорошую литературу, слушайте хорошую музыку, смотрите хорошее кино.
Помните, мозг не сито, из него ничего не высыпается!
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовала Саша Иванова 12 июн 2016
люди мозг мысли
#1087575
Ты не можешь играть с землетрясениями, с цунами. Ты не можешь играть с мозгом, это не игрушка, это опасно. Поэтому люди должны представлять себе, что если они будут читать журнал «Лиза», жевать «Stimorol» круглые сутки, и «ведь я этого достойна» — шампуни читать, что на них написано на этикетке, и пятновыводители изучать, то пусть потом они не жалуются! У них будет другой мозг, у миллионов людей. Потому что мозг строится на основе двух основных вещей — это генетика, против которой ничего сделать не можешь, и то, что на нейронной сети пишется. Нейронная сеть строится во время жизни, и сейчас тоже, пока мы с вами разговариваем. Она строится каждую секунду, поэтому нельзя читать плохие тексты, нельзя слушать плохую музыку, нельзя есть плохую еду — это все одно и то же, потому что это попадает к вам и ничто никуда не высыпается. Мозг помнит все, мимо чего вы прошли, на что посмотрели, что унюхали и что услышали.
автор — советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, профессор.
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовала Маrol 11 фев 2018
мысли мы что хотим
#1437414
— Если бы мы предложили сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику и двоечнику Пушкину, а также возьмем физиков и химиков для приличия, — Менделеева («двойка» по химии), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и так далее, — они бы завалили экзамен. Мы скажем: «По физике „двойка“ тебе, Нильс Бор». Он ответит: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет по соседству». Именно за этот ответ!
— Мне не важно, чтобы ребенок знал, в каком году Наполеон женился на Жозефине. Мне важно, чтобы он понимал, что происходит на этой планете. Все остальное «гугл» знает уже. Мне нужен тот, кому придет в голову очень необычная мысль. И это будет открытием. Открытие — это ошибки.
— Мы хотим отличников или мы хотим открытия? Мы хотим прорывы в цивилизации или мы хотим армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Мы что хотим-то?
Татьяна Черниговская; профессор СПБГУ
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовал Александр Меркулов 15 июн 2020
жизнь личность память мысли
#899228
Мы — это наша память. В тот момент, когда мы теряем память, мы прекращаем быть теми личностями, которыми были.
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовала Саша Иванова 12 июн 2016
человек мозг интересно
#214198
28 миллиардов нейронов только в коре, в самой ее верхней части. В среднем, это десять сантиметров нервных волокон на нейрон. Я хочу сказать, что есть части нейрона, которые могут достигать метра длиной. Метра. Метра! Если начать умножать, то это количество будет таково, что если вытянуть в одну нитку, то можно 68 раз облететь Землю и 7 раз слетать на Луну. Это находится в голове каждого из нас, и это не все еще число того, что там есть.
У плода человека нейроны образуются со скоростью 500 тысяч…
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовал Necto RA 31 янв 2012
жизнь чувства мир мозг мысли
#899231
Мы смотрим глазами, но видим мозгом.
…мозгу все равно, существует реальный мир или нет.
Дело в том, что наши уши и глаза и вообще все органы чувств — это не более чем окна и двери во внешний мир.
Мы смотрим глазами, но видим мозгом.
Точно так же — слушаем ушами, но слышим все тем же мозгом. Наши органы чувств — просто вход. И мы видим все сразу только потому, что знаем эти предметы.
Мы мир познаем с помощью своего мозга. И это потому, что никакого другого способа нет. И то, какой на самом деле мир, зависит от того, какой наш мозг, потому что поставляет информацию нам он. В связи с этим встает много разных неприятных вопросов. Один из них — можем ли мы нашему мозгу доверять? Он нам правду говорит?..
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовала Саша Иванова 12 июн 2016
жизнь дружба душа люди тепло
#1844554
— Вокруг нас текучий, нестабильный, сверхбыстрый, гибридный, мерцающий мир, которому мы не можем верить.
Нам в нём жить. Как?
В цифровой реальности помнить о тёплых отношениях с живыми людьми. Мне не нужен знающий человек — для знаний у меня компьютер есть. Мне нужен человек, к которому я могу прислониться, поговорить, выпить — закусить, наговорить глупостей. Чтоб он мне сказал — какая же ты дура! Не цифра мне нужна, а живая ткань — подруга, исповедник, психотерапевт.
Другого выхода я не вижу.
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовала Яромила Солнце 08 фев 2023
работа над собой размышления вслух
#1635949
Родиться можно Моцартом, но никогда им не стать…
Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться.
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовала Версия 12 авг 2021
как то так мысли дети и родители
#1195841
«НЕ НАЧИНАЙТЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА СЛИШКОМ РАНО»
Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок. И полностью уверены в том, что делают все правильно. Но оказывается, это не столь важно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.
Не начина…
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовала Марена 29 янв 2019
цитаты мысли
#1192352
Можно родиться Моцартом, но никогда им не стать.
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовала фантик 21 янв 2019
на все случаи жизни напоминалка
#1502507
напоминалка про мозгИ…
Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал,
попробовал, услышал, потрогал и так далее.
Мозг — не решето.
Ничего не высыпается из него.
Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть
данных лежит в «папке „Другое“».
Поэтому:
не надо слушать плохую музыку,
не надо читать плохие книги,
не надо всякое дерьмо есть,
не надо дрянь пить,
не нужно общаться с плохими людьми.
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовала Swetla angel 30 окт 2020
мысли о мозге
#1320259
Мозг — это загадочная система, все тайны которой мы не сумели разгадать до сих пор. Чтобы использовать его по максимуму, нужно понимать принципы его работы. Об этом в своих лекциях подробно рассказывает Татьяна Черниговская — заслуженный деятель науки, выдающийся ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания.
«Если мы ляжем на диван и будем там лежать полгода, то не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Мозг должен тяжело работать. Тяжело — ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой»
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовал Виктор Петрович 25 окт 2019
советы по жизни мысли
#1873622
Ecли мы ляжем на диван и будем там лежать полгода, то не сможем встать. Ecли мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать лёгкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Moзг должен тяжело работать. Тяжело — ключевое слово. Moзгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то лёгкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы нe понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, гдe не ясно, что хотел сказать режиссёр. B таком случае мозг будет занят работой.
© Татьяна Черниговская 14
Опубликовала Галина Прыймак 15 мая 2023
Последние комментарии
Светлана Макушина как говорил В.В.Фиалковский-
Работать надо-деньги будут
нужда и бедность вас забудут
труды и сч…
vottak and co Любить людей, беречь себя.
Ценить и верить,
искать ключи, не теребя
глухие двери.
Спасти, пом…
Лучия-Светлана Принято молчать о боли. Так научают девочек. Терпи, все страдали и ты страдай и молчи. Мизогиния….
Демура Один стройный скелет.
Демура И пусть дальше ищет свой идеал!
Демура Перегружать не надо.
vottak and co На Руси люди не пили, это гнилая Европа завезла алкоголь и про нормы питья нам рассказывает. А русск…
Демура Весны в душЕ!
vottak and co человек бич божий)
Vалентина Ерошкина это для роста 178 см))) Мужик с такими параметрами ))) это попа равна обхвату груди, что ли?
ещё комментарии ⮕
Цитаты известных людей
Эрих Мария Ремарк
Пауло Коэльо
Лев Николаевич Толстой
Уильям Шекспир
Омар Хайям
Оскар Уайльд
Марина Цветаева
Игорь Губерман
Эльчин Сафарли
Михаил Жванецкий
все авторы ⮕
Актуально
последний звонок
секреты красоты
красота женщины
Популярные сегодня категории
стихи
жизнь
любовь
люди
мысли
ирония
время
юмор
дом
счастье
друзья
человек
душа
бог
все категории ⮕
Топ участников
Наташа Воронцова
Галина Суховерх
Надежда Плавская
Петр Квятковский
Григорьевна
Дохтур Gugutцэ князь Беshбармакоff
Алексей Христинин
Евгений Достман
Natali Leonova
Vanch
весь топ ⮕
«Мы перегружаем детей фактами и сведениями, не учим рассуждать, исследовать» — Реальное время.
ру
09:00, 10.10.2016
Базаров — нигилист, Катерина из «Грозы» — призыв к самоубийству. Виноваты «Война и мир» и романы Достоевского, потому что это «глубокие философские произведения, с глубокими размышлениями на разные темы»…
На минувшей неделе столица Татарстана принимала почетных гостей V съезда Российского общества учителей русского языка и словесности. Среди интересных делегатов — президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, недавно предложившая исключить произведения Толстого и Достоевского из школьной программы по литературе. Писатель, педагог и журналист Айрат Биль-Булатов в своей колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказывает о причинах и последствиях подобных ограничительных инициатив.
В Казани состоялось большое событие — съезд Российского общества учителей русского языка и словесности. Это важно не только для учителей, но и для всех, кто следит за развитием школьных программ по литературе. Например, я следую и хочу пойти. Но не смогла, так как оказалось, что на мероприятие приехал Президент Татарстана Рустам Минниханов и аккредитация СМИ на мероприятие осложнилась. С нашего телеканала допустили только новостную группу, оставив мне роль так называемого «диванного аналитика».
Во время форума Людмила Вербицкая, та самая, которая в недавнем интервью агентству «Москва» выступала за исключение « Войны и мира » Льва Толстого и «некоторых романов Достоевского» (сколько их?) школьных программ, награжден орденом «Дуслык».
Разговоры об «исключении» возникают достаточно регулярно. В 2013 году человек с псевдонимом Пожигайло, председатель Комиссии Общественной палаты, признал труды «Отцы и дети» Ивана Тургенева, Гроза Александра Островского, критика Виссариона Белинского, гражданская поэзия Николая Некрасова и сказки Михаила Салтыкова-Щедрина потенциально вредны.
Ну Базаров — нигилист, Катерина из Шторм — призыв к суициду. Война и мир и романы Достоевского, с точки зрения г-жи Вербицкой, виноваты в том, что это «глубокие философские произведения, с глубокими размышлениями на разные темы…». Глубоких размышлений, причем — на разные темы, конечно, многовато! Что ж, нет ничего нового под солнцем, такие аргументы приводили уже разработчики реформы 1870-х гг., например, в так называемом Гимназическом уставе 1871 г.
Людмила Вербицкая в недавнем интервью агентству «Москва» выступила за исключение «Войны и мира» Льва Толстого и «некоторых романов Достоевского» из школьных программ. Фото: Олег Тихонов
Сергей Степняк-Кравчинский, имевший в Европе полулегальный статус, прокомментировал это с возмущением: «В пояснительной записке к Уставу прямо сказано, что «чем меньше в гимназиях будут изучать Историю, тем лучше». Граф Толстой (тогдашний министр просвещения) также предал анафеме русскую литературу, а заодно и общую географию за ее «опасные тенденции». Этот предмет может «предлагать противоречивые выводы и вызывать бесполезные аргументы». Другими словами, изучение географии может привести к спорам по политическим и социальным вопросам. По этой причине Устав 1871 г. предусматривал сокращение числа уроков истории, географии и русской словесности» (см.: Степняк-Кравчинский, С. М. 9).0015 Россия под властью царей , Глава 26).
Литературные анекдоты
Однако Кравчинский не только известный писатель, но и революционер-террорист, убийца генерала. Мы действительно собираемся его слушать? А может быть, и никакой политики, и права Людмила Вербицкая (кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» всех IV степеней, самый главный из которых — I степени — она была награждена в июне 2016 года), что «ребенок не может понять полная глубина этих работ?
Думаю, процитирую имеющийся у меня «памятник» — произведение первокурсника, написанное 5 лет назад под названием «Герой нашего времени»: «В XIX веке Достоевский Ф.М. написал одно из величайших произведений русской литературы — «Герой нашего времени». В то время героем был Базаров с его прогрессивным взглядом на жизнь, с его холодностью и даже твердостью. Но что понравилось бы Базарову, если бы Достоевский писал о нашем времени?
Разговоры об «исключении» появляются достаточно регулярно…
Для большинства читателей до сих пор очевидно, что в одном предложении студент перепутал трех писателей — Лермонтова, Достоевского и Тургенева… Наверное, такие произведения есть в сборниках многих учителей (подобные примеры приводил известный актер и педагог театральная школа Вадима Кешнера). Ну, те, что поступили в театральный вуз, подтянутся, а этот парень после этого конфуза — начал читать книги и многое сделал за четыре университетских года. Но многие никогда не читали! И тогда эта путаница может быть не очевидна для читателей и им потребуется комментарий?
Где Черниговская?
Можно услышать даже следующее: зачем нам это знать? Да все есть в инете! Ну в инете не в мозгах. В процессе рассуждения, мышления эти знания не будут привлекаться человеком, если он их не имеет. Разрыв между поколениями россиян будет увеличиваться. Хотел взять комментарий другого известного профессора Татьяны Черниговской на конгрессе, она занимается проблемами сознания, в том числе у подростков, проблемами самого «мышления».
Накануне съезда я увидела имя Черниговской в официальной программе съезда (которая была приложена к новости на сайте Минобразования) с докладом на пленарном заседании, но когда открыла сайт в первый же день мероприятия обнаружил, что заменили динамик. 6 октября, когда форум продолжал свою работу, на сайте Минобразования не было ни программы, ни новостей! Нам оставалось только смотреть телетрансляцию церемонии награждения Людмилы Вербицкой.
«Хотелось бы взять комментарий другого известного профессора Татьяны Черниговской на Конгрессе, она занимается проблемами сознания, в том числе у подростков, проблемами самого «мышления». Фото: narfu.ru
Мой покойный друг, биолог Евгений Алексеевич Сапаев рассказал об известном учебнике по биологии Юрия Полянского, которым пользовались многие поколения советских школьников. Сапаев встречался с Юрием Полянским, он очень любил его творчество, говорил, что ранние издания лучше поздних. Потому что к ним добавлялись новые темы, научные открытия, а объем оставался прежним за счет прежних тем. Эта тенденция кажется сейчас одной из определяющих: мы перегружаем детей фактами и сведениями, это не учит их рассуждать, исследовать, у них просто нет времени. Теперь профессионалы-педагоги стремятся не побороть болезнь современного образования, а, наоборот, убрать работы с «глубокими размышлениями на разные темы» (О, какая пикантная фраза Людмила Вербицкая сказала, чуть ли не спешит процитировать в фельетоне!).
Айрат Бик-Булатов
Второй день диалога между русскими и…
Нью-Дели, Индия — Перед тем, как сегодня утром присоединиться к диалогу между русскими и буддийскими учеными, Его Святейшество Далай-лама дал интервью Станиславу Кучеру из газеты «Коммерсантъ». . Кучер начал с вопроса о распространении человеческих ценностей нерелигиозными средствами. Его Святейшество ответил, что нынешняя ситуация в мире не радует.
«Много проблем. Люди убивают друг друга, потому что находятся во власти гнева и ненависти. Они, как правило, эгоцентричны и видят других людей с точки зрения «мы» и «они». Но ничто не может полностью устранить ваших противников. Мы должны жить вместе.
«То, как эти эмоции влияют на нас, не изменится в спешке. Наше поколение нуждается в новом подходе к образованию, чтобы с самого начала воспитать новое поколение на основе светской этики. Примерно через 30 лет такого обучения они будут отличаться от своих предшественников. В данный момент мы не уделяем должного внимания внутреннему покою, нам приходится больше сосредотачиваться на простом человеческом благополучии и душевном спокойствии. Необходимо больше осознавать преимущества сердечности — что это хорошо для нас. Меня беспокоит возможность того, что люди получают пользу в этой жизни здесь и сейчас. Я не пытаюсь пропагандировать буддизм. Я не заинтересован в обращении других и немного скептически отношусь к тем, кто этим занимается».
Кучер спросил о разочаровании, явно выраженном в Америке, России и Турции.
«Все меняется, — сказал ему Его Святейшество. «Даже в Британии все еще есть много людей, которые видят ценность в том, чтобы остаться в ЕС. Когда иракский кризис вот-вот должен был разразиться, миллионы людей выступили против дальнейшего применения насилия. Мы не должны обращать внимание только на лидеров, мы должны учитывать общественное мнение. Мне кажется, широко распространено чувство усталости от насилия.
«Русский народ — великий народ. Я упоминал ранее идею, которая может быть пустой мечтой, но если НАТО перенесет свою штаб-квартиру в Москву, это может развеять любые недоразумения, которые могут возникнуть у россиян».
«Я верю в людей», — заявил Его Святейшество. «Мир принадлежит 7 миллиардам людей, а не только горстке лидеров, диктаторов или королей и королев. Каждая страна принадлежит людям, которые там живут, и я считаю, что люди становятся более зрелыми».
На встрече российских и буддийских ученых Его Святейшество объявил, что в возрасте 82 лет ему, возможно, потребуется больше отдыхать, но он надеется остаться до половины третьего. «Но, — сказал он, — здесь есть все эти другие монахи, с которыми вы можете вести беседы, даже если мне придется уйти».
Профессор Анохин, модератор, представил первого спикера дня, Давида Дубровского, к которому, как к старейшему человеку в зале, Его Святейшество проявил особую нежность. Ссылаясь на свой плохой английский, он попросил коллегу прочитать ему его статью «Перспективы нейронаучных подходов к проблеме сознания: связь с глобальным кризисом цивилизации». Он начал с заявления о том, какое впечатление на него произвела гуманистическая мысль Его Святейшества, основанная на универсальной этике и понимании нашей изначально доброй человеческой природы.
«Несмотря на широкую осведомленность о проблемах, с которыми мы сталкиваемся, не было предпринято никаких решительных действий, способных изменить ситуацию. Мы нуждаемся в изменении человеческого сознания. Вместо этого потребительская жадность и агрессивность угрожают нашему самоуничтожению. В то время как крайний эгоцентризм и агрессия угрожают будущему человечества, кажется, что буддизм позволяет нам развивать сострадание и сердечность».
Его Святейшество выразил признательность за высказанные мнения, но предположил, что мы не можем надеяться на изменения только на основе мозга. Наоборот, это ум, который можно тренировать и просветлять. Сознание по отношению к мозгу относительно грубое. Он привел пример грубого сознания растущего эмбриона, который брыкается в утробе матери. Только когда ребенок рождается, он начинает видеть мир.
Он рассказал историю с совершенно другой точки зрения о ламе Тубтене Ринпоче, который умер в Новой Зеландии. Он оставался в медитации, в том, что буддисты называют «ясным светом», в течение четырех дней после того, как его объявили клинически мертвым. В этот момент, за одну ночь, положение его рук изменилось: левая взялась за безымянный палец правой руки. Его Святейшество сказал, что упрекнул тех, кто за ним ухаживал, за то, что они не установили камеру для записи происходящего, но никто не может объяснить, что произошло. Дубровский признал, что у него тоже нет объяснений.
Вторую утреннюю презентацию провела Мария Фаликман из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, специалист в области когнитивной психологии, когнитивных наук и экспериментальной психологии. Ее темой была «Культурно-историческая точка зрения на человеческое внимание: возможные выводы из исследований медитации». Она сказала: «Человеческое внимание ясно. Вы можете видеть, когда кто-то внимателен, это очевидно по своим последствиям». Она процитировала Уильяма Джеймса, первого педагога, предложившего курс психологии в Соединенных Штатах, и его причинно-следственные теории внимания. Она упомянула, что буддийские представления о ментальных факторах вносят полезный вклад в понимание внимания.
Его Святейшество спросил, наблюдалось ли что-нибудь о функциях мозга социальных животных. Он отметил, что птицы и собаки, которые являются социальными существами, проявят признательность, если вы их покормите. Однако по его опыту, когда он позволяет комару, явно не социальному животному, сосать его кровь, тот не проявляет никакой благодарности, когда наелся.
Дмитрий Б Волков из МГУ им. М.В. Ломоносова выступил с докладом «Я как полезная фикция — нарративный подход». Он спросил, что такое «я», предположив, что существует проблема идентификации человека в разное время. Существует телесный подход, предполагающий, что тело и мозг остаются прежними. Есть и психологический подход, и он предложил загрузить в компьютер чей-то разум и психические функции. Может возникнуть проблема дублирования, а вместе с ней и вопрос о том, что такое настоящее «я». Волков пришел к выводу, что решение проблемы самости можно найти в нарративном подходе.
В своем ответе Его Святейшество упомянул, что люди размышляли о себе более 3000 лет. Древняя Индия приняла идею о жизни после жизни и о том, что в следующую жизнь переходит не тело. Была предложена душа или самость, известная как «атман», которая считалась постоянной, единой и независимой сущностью. Будда, однако, сказал нет на это. Он сказал, что цепляться за такое «я», неправильно понимать такое «я» — все равно, что иметь злую мысль.
Такова природа невежества, и противодействие ей лежит в основе четырех основных буддийских школ мысли. Предполагая, что личная идентичность основана на непрерывности ментального сознания, высшая из этих школ, Мадхьямака или Срединный путь, отвергает независимое «я». Его Святейшество процитировал стих из «Основной мудрости» Нагарджуны:
То, что является зависимым возникновением
Объясняется пустотой.
Что, будучи зависимым обозначением,
Сам по себе является срединным путем.
Он объяснил, что зависимое происхождение защищает от крайностей этернализма, а зависимое обозначение защищает от крайностей нигилизма. Он чувствует, что наблюдение квантовой физики о том, что ничто не существует объективно, что оно зависит от присутствия наблюдателя, отражает подобное понимание. Буддизм использует такое понимание, как цитируется в стихе Нагарджуны, как противоядие от фундаментального невежества.
Он упомянул то, что, по словам американского психиатра Аарона Бека, он узнал, леча людей, борющихся с гневом. Хотя для многих объект их гнева казался совершенно негативным, Бек рассудил, что на 90% это была ментальная проекция. Его Святейшество считает, что это соответствует совету Нагарджуны:
Благодаря устранению кармы и страданий достигается нирвана.
Карма и несчастье происходят от концептуальных мыслей.
Они исходят из умственного изготовления;
Производство прекращается из-за пустоты.
После обеда Виктория Лысенко из Института философии РАН выступила с докладом на тему «Какая философия может быть мостом между наукой и буддизмом?» Она предложила межкультурную философию, предполагающую поликультурное образование. , позволяя ученому говорить с точки зрения более чем одной традиции, может ответить на вопрос. Она привела пример Теодора Щербатского (1866–1942), впервые переведшего на английский язык «Капли рассуждений» Дхармакирти, как пионера сравнительной философии и сторонника межкультурной философии.
Она упомянула ученика Щербацкого Розенберга, который несколько лет учился в Японии и получил там опыт медитации. Она также упомянула Александра Пятигорского, советского диссидента, философа, исследователя философии и культуры Южной Азии, историка, филолога и писателя, который знал санскрит, тамильский, пали, тибетский, немецкий, русский, французский, итальянский и английский языки и которого вспоминают с любовью. его учениками в Школе восточных и африканских исследований в Лондоне.
В своем заключительном слове Его Святейшество указал, что палийская традиция, включающая в себя фундаментальное учение Будды, опирается в своих разъяснениях на цитаты из священных писаний. Однако санскритская традиция опирается на рассуждения и исследования. Это было представлено Тибету, когда император Трисонг Децен пригласил великого индийского философа и логика Шантаракшиту установить буддизм в Стране Снега. Участвуя в тщательном изучении и обсуждении, последующие поколения тибетцев осуществили его амбиции и сохранили эту традицию.
«Мы все хотим освободиться от страданий, это то, что не требует дополнительных доказательств. Ключом к этому является понимание работы ума, раскрытой в тех древних индийских традициях, которые включают шаматху — сосредоточение — и випашьяну — особое прозрение. Будда, по-видимому, предлагал разные объяснения в разное время. Это было не потому, что он был сбит с толку, и не потому, что он пытался сбить с толку других, а потому, что он учил тому, что было наиболее подходящим для людей с разными способностями и наклонностями.
«Будучи буддийским монахом, я многое узнал из научных открытий, а ученые узнали от нас о разуме и о том, как справляться с разрушительными эмоциями. Когда наши беседы начались почти 40 лет назад, в наших монастырях было какое-то сопротивление — не больше. Надеюсь, что в будущем удастся пригласить российских ученых принять участие в наших встречах с учеными Запада».
Тэло Тулку Ринпоче, координатор этой встречи, поблагодарил Его Святейшество за то, что он нашел время, чтобы посетить эту встречу, и за то, что он согласился изменить расписание. Татьяна Черниговская от имени всех присутствующих преподнесла Его Святейшеству «небольшой подарок», которым на самом деле была большая книга «Святая Русь» с иконами из петербургских коллекций.