Татьяна черниговская цитаты: 20 цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской о загадках человеческого мозга / AdMe

20 цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской о загадках человеческого мозга / AdMe

1301641229

Мозг человека все еще остается одной из самых таинственных вещей на планете, и он не перестает ставить перед учеными новые и непростые вопросы. Доктор биологических наук и ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Владимировна Черниговская посвятила свою жизнь изучению этой удивительной части человеческого тела и может хотя бы немного приоткрыть завесу тайны, окутывающей этот сложный орган.

ADME собрал цитаты Татьяны Владимировны из ее лекций и интервью, которые с легкостью заставят вас поверить, насколько потрясающая и многогранная вещь спрятана в каждом из нас.

  • Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен. Наталья Бехтерева написала незадолго до ухода в лучший мир научную работу «Умные живут долго».
  • Некоторые все еще повторяют, что нервные клетки не восстанавливаются, но это неправда. Все зависит от того, заставляете ли вы мозг постоянно работать — вам регулярно должно быть трудно. Если не давать мышцам нагрузку, они атрофируются, и с мозгом то же самое. Он не должен расслабляться, иначе быть беде.
  • Мозг работает на максимальных оборотах именно потому, что ему нужно делать трудную работу. Трудная работа для мозга — это лекарство.
  • Великая литература, особенно великая поэзия, ярко демонстрирует возможности языка, которыми люди просто не хотят пользоваться. Язык невероятно богат, но это лишь инструмент. Мощнейший инструмент, на котором нужно учиться играть.

© Mr. Nobody / Pan Européenne

  • Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.

  • Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд — это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?

  • Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический тип, масса других вещей, включая рецепторы. Хотелось бы знать, кто это существо, принимающее решения. Про подсознание вообще никто ничего не знает, лучше эту тему сразу закрыть.

  • То, что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой». Он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал — ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.

  • Мы должны серьезно к мозгу относиться. Ведь он же нас обманывает. Вспомните про галлюцинации. Человека, который их видит, невозможно убедить, что их не существует. Для него они так же реальны, как для меня стакан, который стоит на этом столе. Мозг ему морочит голову, подавая всю сенсорную информацию, что галлюцинация реальна. Так какие у нас с вами основания считать, что то, что сейчас происходит, реально, а не находится внутри нашей галлюцинации?

© A Beautiful Mind / Universal Pictures

  • Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над нею, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.
  • Сейчас мы точно знаем: гением можно только родиться. Другой вопрос, что, родившись гением, можно им не стать.
  • Мозг хранит всю информацию, мимо которой он прошел, унюхал, попробовал, выпил и т. д., все там лежит. Если вы этого не помните, это не значит, что этого нет в мозгу. Поэтому я постоянно говорю: нельзя читать глупые книги, общаться с придурками, слушать плохую музыку, есть некачественную еду, смотреть бездарные фильмы.
  • Если тебе скучно жить — ты совсем дурак.
  • У творцов действительно другие мозги: данные томографов показывают, что некоторые его части у них работают более активно, чем у остальных людей. Я уверена, что каждого маленького ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети — и неважно, станет он профессионалом или нет.
  • Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Книга, которая, может быть, для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где неясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой.

© Black Swan / Cross Creek Pictures

  • Мозг — это сети, пульсирующие сети. Там нет «мест», где отдельно работает что-то одно. Поэтому даже если бы мы нашли в мозгу зоны жертвенности, любви, совести, это нам никак не облегчило бы жизнь.
  • Люди делятся на тех, у кого нет вообще никакого темпа, и на тех, у кого темп высокий.
  • Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает только один. Учить языки полезно для развития мозга, и это тоже один из способов «отодвинуть Альцгеймера».
  • Большинство людей ведут себя так, как будто жизнь — это черновик. Жизнь начинается с момента зачатия — прошу получить вас эту необыкновенную новость. Она уже идет, и она одна. Почему надо жить так, как будто будет возможность потом что-то исправить? Ничего никто не исправляет.
  • Я вечно пугаю всех тем, что недалеко то время, когда искусственный интеллект осознает себя как некую индивидуальность. В этот момент у него появятся свои планы, свои мотивы, свои цели, и, я вас уверяю, мы не будем входить в этот смысл.

Не показались ли вам некоторые высказывания немного пугающими? Поделитесь в комментариях своими размышлениями.

Фото на превью tv_chernigovskaya / instagram.com

1301641229

AdMe/Наука/20 цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской о загадках человеческого мозга

Поделиться этой статьёй

Татьяна Владимировна Черниговская: цитаты, афоризмы и высказывания

28 цитат

Татья́на Влади́мировна Черни́говская — советский и российский филолог, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ.

Род деятельности: 

филолог, ученый

Дата рождения: 

07.02.1947 (75)

Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает только один. Учить языки полезно для развития мозга, и это тоже один из способов «отодвинуть Альцгеймера».

Пояснение к цитате: 

Лекция «Как научить мозг учиться».

Зачем ребёнка учить писа́ть? Не на компьютере набивать, а писа́ть? В одном из Древних Китаев, люди, которые претендовали на то, чтобы занять положение высокого государственного чиновника, должны были сдавать два экзамена: каллиграфия и стихосложение. Мудрая цивилизация, потому что они понимали, что это другой тип сознания, другой тип умений. Компьютер стихи не пишет. То есть «розы-мимозы» он напишет, но Бродского он не напишет. Это другой тип ментальности, очень важный, который никто на планете не умеет кроме нас. Искусство — не десерт. Искусство — это другой тип жизни, это другой тип когнитивной деятельности.

Пояснение к цитате: 

Лекция «Как научить мозг учиться».

Мозг работает на максимальных оборотах именно потому, что ему нужно делать трудную работу. Трудная работа для мозга — это лекарство.

Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал, попробовал, услышал, потрогал и так далее. Мозг — не решето. Ничего не высыпается из него. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в «папке «Другое»». Поэтому: не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь пить, не нужно общаться с плохими людьми.

Пояснение к цитате: 

Лекция «Как научить мозг учиться».

Гения воспитать нельзя, гением можно только родиться, но родившись гением, можно им и не стать.

Забывание, отвлечение, перерывы и сон являются не помехой для обучения, а помощью. Если хотите что-то быстро запомнить — нужно выучить и заснуть. Какое-то время назад это было догадкой, сейчас это научный факт. Полученные данные должны переместиться в долгосрочную память, и происходит это во время сна. Поэтому ночью, перед экзаменом, нужно спать.

Пояснение к цитате: 

Лекция «Как научить мозг учиться».

Вокруг нас текучий, нестабильный, сверх-быстрый, гибридный, мерцающий мир, которому мы не можем верить. Нам в нем жить. Как? В цифровой реальности помнить о теплых отношениях с живыми людьми. Мне не нужен знающий человек – для знаний у меня компьютер есть. Мне нужен человек, к которому я могу прислониться, поговорить, выпить-закусить, наговорить глупостей. Чтоб он мне сказал – какая же ты дура! Не цифра мне нужна, а живая ткань – подруга, исповедник, психотерапевт.
Другого выхода я не вижу.

Пояснение к цитате: 

Из лекции Татьяны Черниговской «Человек растерянный — Homo Confusus и новая цифровая реальность»

Люди делятся на тех, у кого нет вообще никакого темпа, и на тех, у кого темп высокий.

Согласитесь, в этом есть некоторый абсурд: электроны знают, что им делать, планеты знают, живые существа знают, как им есть, пить, как синтезировать хлорофилл. Все это они и так делают, без всякого сознания.

Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться.

Пояснение к цитате: 

Лекция «Как научить мозг учиться».

Я обожаю рекламу, своим идиотизмом она мне просто доставляет наслаждение.

Мозг, если что и умеет, то — учиться. Он для этого создан — для того, чтобы обучаться, и он знает, как это делать. Хорошо бы, чтобы он нам это сообщил.

Пояснение к цитате: 

Лекция «Как научить мозг учиться».

Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд – это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге принимает решение: человек или его мозг?

Задачи современного образования: тренировать понимание, а не запоминание, воспитание спокойного отношения к постоянным переменам, формирование навыков верификации информации, обучение способности учиться и противостоять стрессу, научить сохранять человечность в цифровом мире.

Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное — иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией.

Известные российские лингвисты

Right Icon Этот рейтинг основан на алгоритме, который объединяет различные факторы, включая голоса наших пользователей и тенденции поиска в Интернете.

Голосовать за ваших любимых российских лингвистов

1

Роман Якобсон

(лингвист)

Дата рождения: 11 октября 1896 г.

Солнце. 18 июля 1982 г.

2

Yuri Knorozov

(лингвист)

. Дата рождения: 19 ноября 1922 г.

Sun Знак: Scorpio

. 31 марта 1999 г.

3

Nikolai Trubetzkoy

(лингвист)

Дата рождения: 16 апреля 1890 г.

Солнце.0005

Умер: 25 июня 1938 г.

Рекомендуемые списки:

Россия

4

Юрий Лотман

(Историк)

Стопиц. Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Умерла: 28 октября 1993 г.

 5 

Татьяна Черниговская

(Лингвист)

19 февраля,

Дата рождения:

Знак Солнца: Aquarius

Место рождения: Сен -Петерсбург, Россия

6

Valentin Voloshinov

(Linguist)

Sundate.

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Умер: 13 июня 1936

 7 

Вячеслав Иванов

(филолог)

2 Дата рождения:

0016 August 21, 1929

Sun Sign: Leo

Birthplace: Moscow, Russia

Died: October 7, 2017

 8 

Dmitry Likhachov

(Linguist)

Birthdate: 28 ноября 1906

Солнечный знак: Стрелец

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Умерла: 30 сентября 1999 г.

09 0

(Арфист)

Дата рождения: 3 сентября 1976 г.

Солнце. 12 апреля 1918 г.

Солнцезащитный знак: Овен

Место рождения: Карим, Россия

Умер: 1 января 2000

11

Семон Алапин

99.0002 (шахматный игрок)

Дата рождения: 19 ноября 1856 г.

Солнце.

(историк)

Дата рождения: 6 января 1865 г.

Солнце34

13

Михаил Гаспаров

(Филолог)

Дата рождения: 13 апреля 1935

Солнце.

14

Vinogradov

(лингвист)

Дата рождения: 12 января 1895

Солнце0005

Умер: 4 октября 1969 г.

15

Габдулкхай Ахатов

(лингвист, известный фондом современных диалектологических и фразеологических исследований. Дева

Место рождения: Старое Айманово, Россия

Умер: 25 ноября 1986

 16 

Ефим Эткинд 90 0 0 9 0 0 0 9 00002 Дата рождения: 26 февраля 1918 г.

Солнце.

Дата рождения: 12 мая 1917 г.

Солнце.0010 IZMAIL SREZNEVSKY

(Филолог)

Дата рождения: 13 июня 1812 г.

Солнечный знак: GEMINI

ПРИМЕНЕНИЯ: Ярославл, Russia

. Креативное место от руководителя отдела продаж AsstrA 2020

  • АСТРА
  • Транспорт и услуги
  • Решения по отраслям
  • Специальный груз
  • Поставщики
  • Контакт

Карьерные возможности

Как сказал Билл Гейтс: «Жизнь становится намного веселее, если творчески подходить к решению задач». Способность мыслить нестандартно — в отличие от бездумного следования установленным процессам и правилам — становится все более важной в современном мире. Обычно считается, что бизнесмены более прагматичны, чем изобретательны. Однако, когда они демонстрируют критическое мышление и творческий подход к решению проблем, профессиональный успех и продвижение по карьерной лестнице им почти наверняка гарантированы. Здесь мы узнаем больше о том, как совмещать работу и хобби, от Юлии Садоводовой, руководителя отдела продаж клиентам проекта и немецкого и австрийского фокусных рынков.

Она убеждена, что каждый из нас рождается творческим, так как творчество заложено в природе. Человек – это художественное существо, которое, рождаясь, в процессе творчества приносит в мир что-то новое и неповторимое. Это может быть картина, мелодия, вязаный шарф, салат или политический скандал. По мере старения человека может показаться, что общество склонно препятствовать творчеству. Но это не так. Вам просто нужно найти «свое» творчество. Это может быть не обязательно рисование, музыка или танцы. Творчество происходит, когда вы не слишком много думаете о чем-то; когда это исходит от вас естественным образом. И это касается любой сферы жизни.

Юлия Садоводова

«Я не могу представить ни дня без творчества. Это уже часть того, как я думаю и живу. Рисую с детства. Меня вдохновила мама, которая хорошо рисовала. Дома до сих пор хранится фотоальбом, украшенный ее рисунками. Каждая страница имеет свою иллюстрацию. В возрасте от 10 до 12 лет я был сильно вдохновлен сериалами о моде и начал рисовать бесконечное количество одежды для бумажных кукол. Мое творчество никогда полностью не останавливается, но в прошлом оно немного остыло. Недавно потеплело. Рисую акварелью, акрилом, гуашью, тушью, фломастерами и карандашами. Каждая техника дает разные ощущения, и мой выбор зависит от моего настроения.

В какой-то момент я понял, что никогда не встречал некрасивых женщин. В лице каждой женщины я нахожу что-то прекрасное для себя, даже если это смелый отход от общепринятых норм и чувств. Поэтому мне больше всего нравится рисовать женщин. Это портреты, фэшн-иллюстрации и зарисовки в карикатурном стиле, которые придают вам широко узнаваемые черты!

Рисую каждый день. Я думаю о совмещении работы и увлечений с точки зрения цитаты из романа «Двенадцать стульев»: «Утром – деньги, вечером – стулья».

Днем работаю, ночью рисую, в перерывах сплю. Однажды я участвовал в марафоне иллюстраций Fashion Alphabet. Каждый день я рисовала модный эскиз дизайнера или бренда, начиная со следующей буквы алфавита. В то время я был в командировке две недели. Иногда мне казалось, что я не справлюсь со всем и придется сдаться. Иногда приходилось рисовать в самолете, иногда ночью с закрытыми глазами. Но в итоге получилось круто!»

Рисование — даже 15 минут в день — может отвлечь внимание от рабочих вопросов и побороть усталость, переведя вас на другую волну. Такое ощущение, что тебя переключают на другой канал. По мнению ученых, в этот момент работает другое полушарие мозга. В результате вы отдыхаете и восстанавливаетесь быстрее. Такой подход помогает решать задачи любого уровня сложности. Он помогает построить общую картину ситуации с информацией, воспринятой и обработанной «со всех сторон».

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *