«Никого не будет в доме…», Пастернак, Борис Леонидович — Поэзия
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега,— никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной,
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания. Поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви. Борис Пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.
Сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться. Однако именно по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни. Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.
Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной», когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернаксомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.
История песни «Никого не будет в доме…»
Согласитесь, Эльдар Рязанов в значительной степени популяризовал поэзию, включив в свои фильмы песни на стихи классиков русской литературы. Например, сумасшедший успех мелодрамы «Ирония судьбы, или С лёгким паром» подтолкнул зрителей познакомиться с творчеством Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой, Евгения Евтушенко, Бориса Пастернака и других поэтов.
Произведение «Никого не будет в доме…» Пастернака многие киноманы также впервые услышали именно в «Иронии судьбы».
История и смысл стихотворения «Никого не будет в доме…»
Борис Леонидович написал его летом 1931 года, и вскоре стихотворение опубликовал журнал «Красная новь». В тридцать втором его издали в сборнике «Второе рождение».
О ком «Никого не будет в доме…»? Литературные критики высказывают разные версии, но большинство исследователей едины во мнении. Принято считать, что автор обращается к Зинаиде Нейгауз, которая стала его женой в начале тридцатых годов и была супругой поэта до самой его смерти.
Пастернак познакомился с Нейгауз в 1929 году. К тому времени он уже семь лет был женат на Евгении Лурье. Зинаида Николаевна утверждала, что Борис Леонидович влюбился в неё летом тридцатого года, когда их семьи вместе отдыхали на дачах. В декабре он ушёл из семьи, а его новая возлюбленная покинула своего мужа, пианиста Генриха Нейгауза.
Затем их отношения развивались отнюдь не гладко. Сам Пастернак порой назвал их «му́кой». Говорят, в ту пору он был даже близок к самоубийству. В 1932 году они вступили в брак, но это была не последняя любовь поэта. На закате жизни Борис Леонидович воспылал чувствами к Ольге Ивинской, но это уже другая история.
Построчные анализы стихотворения «Никого не будет в доме…» Бориса Пастернака опубликованы во многих учебниках и сборниках критических статей по литературе. Не буду их пересказывать и тем более не хочу навязывать читателям Song-Story.ru свою трактовку.
Кстати, не все критики согласны с тем, что произведение посвящено Зинаиде Нейгауз. Так, филолог Наталья Фатеева высказывала предположение, что поэт имел в виду свою первую жену Евгению Лурье.
«Никого не будет в доме…» в фильме «Ирония судьбы»
Над музыкой к мелодраме «Ирония судьбы, или С лёгким паром» работал Микаэл Таривердиев. Стихотворение Пастернака он представил в стиле русского романса, убрав из оригинала текста четвёртое четверостишье и повторив в конце первое. Песню исполнил под гитару Сергей Никитин.
Далее можно посмотреть онлайн музыкальный клип «Никого не будет в доме…» из знаменитого фильма Эльдара Рязанова.
Исполнители песни «Никого не будет в доме…»
Со второй половины семидесятых годов бард Сергей Никитин исполнял на концертах песню на стихотворение Пастернака.
Трио «Меридиан» играло «Никого не будет в доме…» с начала восьмидесятых.
В двадцать первом веке композицию пели Сергей Трофимов, Алексей Воробьёв и другие известные артисты.
Вопросы и ответы
- Кто написал песню «Никого не будет в доме…»?
Это стихотворение Бориса Пастернака, которое положил на музыку композитор Микаэл Таривердиев.
- В каком фильме прозвучала песня «Никого не будет в доме…»?
Микаэл Таривердиев написал песню на стихи Бориса Пастернака специально для фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром» Эльдара Рязанова.
- Когда было написано стихотворение «Никого не будет в доме…»?
Борис Пастернак сочинил его в 1931 году?
- Кому посвящено стихотворение «Никого не будет в доме…»?
Принято считать, что Борис Пастернак посвятил его Зинаиде Нейгауз. Она была супругой поэта с 1932 года.
- Кто спел песню «Никого не будет в доме…»?
В фильме «Ирония судьбы…» песню исполнил бард Сергей Никитин.
Текст песни «Никого не будет в доме…»
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Аккорды песни «Никого не будет в доме…»
Am Dm E7 Am Dm
Никого не будет в доме. Кроме сумерек,
G7 C Dm G7 C
Один зимний день в сквозном проеме
Dm E7 Gm6 A7 Dm E7 Am
Незадернутых гардин. Незадернутых гардин.
Скачать «Никого не будет в доме…»
На Song-Story.ru нельзя скачать бесплатно песню «Никого не будет в доме…» в mp3 или другом формате. Но вы можете смотреть музыкальные видеоклипы и слушать онлайн треки из фильмов Эльдара Рязанова. Табы, ноты, минусовки и версии для караоке предлагают специализированные сайты.
Мартин Нимёллер: «Сначала они пришли за социалистами…»
- Цитировать
- Делиться
- Распечатать
Цитата
Сначала пришли за социалистами, а я промолчал — потому что не был социалистом.
Потом пришли за профсоюзниками, а я промолчал — потому что я не профсоюзный деятель.
Потом пришли за евреями, а я промолчал — потому что я не еврей.
Потом пришли за мной — и некому было говорить за меня.
— Мартин Нимёллер
Эта цитата приписывается известному немецкому пастору Мартину Нимёллеру. Иногда его ошибочно называют «стихотворением».
После Второй мировой войны Нимёллер открыто говорил о своем раннем соучастии в нацизме и, в конечном итоге, о перемене взглядов. Его сильные слова о вине и ответственности до сих пор находят отклик.
Цитата Нимёллера в Мемориальном музее Холокоста США
Цитата «Сначала они пришли за…» была частью постоянной экспозиции Мемориального музея Холокоста США (USHMM) с момента его открытия в 1993 году. Первоначально слова Нимёллера были частью текстовой панели в рамках основного экспоната. Сегодня они занимают видное место в конце постоянной экспозиции USHMM. Это последние слова, прочитанные посетителями Музея, и служат обвинением в пассивности и равнодушии во время Холокоста. Они также являются мощным напоминанием о последствиях отдельных действий и бездействия в целом.
Происхождение цитаты
В послевоенной Германии Мартин Нимёллер был хорошо известен своей оппозицией нацистскому режиму и бывшей жертвой нацистских преследований. В 1946 году он совершил поездку с лекциями по западным зонам Германии, оккупированной союзниками. Нимёллер публично признался в своем бездействии и равнодушии к судьбам многих жертв нацизма. Он использовал такие фразы, как «я не говорил…» или «мы предпочли помолчать». Он объяснил, что в первые годы нацистского режима хранил молчание, поскольку нацисты преследовали других немцев. Многие из первых жертв нацистского режима были членами левых политических движений, против которых яростно выступал Нимёллер (который был консерватором).
Но нацистские преследования быстро расширились, охватив множество других людей и групп, включая самого Нимёллера. Большинство немцев не возражали против действий нацистов. Скорее, они либо поддерживали режим, либо игнорировали бедственное положение своих сограждан.
Нимёллер считал, что после войны многие немцы не хотели признавать свое соучастие в нацизме. В своих лекциях он сетовал на то, что отдельные немцы не взяли на себя ответственность за нацизм, зверства немцев в оккупированных немцами странах и Холокост. По его словам, отдельные немцы перекладывали вину на своих соседей, начальство или нацистские организации, такие как гестапо.
Таким образом, Нимёллер считал своих соотечественников-немцев основной аудиторией для своего признания. Он хотел, чтобы его слова послужили образцом того, как нести личную ответственность за соучастие в нацистском режиме.
Почему существует несколько версий цитаты Нимёллера?
Несколько вариантов цитаты «Сначала пришли за…». существуют потому, что Нимёллер часто экспромтом читал свои лекции и менял список жертв от лекции к лекции. В разное время и в разных сочетаниях Нимёллер перечислял: коммунистов, социалистов, профсоюзных деятелей, евреев, Свидетелей Иеговы, людей с умственными и физическими недостатками.
Некоторые печатные версии цитаты включают протестантов и католиков. 1 Однако Нимёллер не включил бы протестантов в цитату. Он не хранил молчания, когда протестантское духовенство подвергалось преследованиям со стороны нацистского режима. В отличие от членов левых политических движений, протестантское духовенство было немцами, которым Нимёллер отождествлял себя и сочувствовал. Маловероятно, что Нимёллер включил бы в список католиков. По его словам, нацисты не подвергали католиков постоянным преследованиям до его ареста в 1919 г.37. Однако Нимёллер в своих лекциях привлекал внимание к оппозиции со стороны отдельных священнослужителей и мирян из этих конфессий.
Независимо от его точных слов, послание Нимёллера оставалось последовательным. Он заявил, что молчанием, равнодушием и бездействием немцы были соучастниками нацистского заключения, преследований и убийств миллионов людей. Он чувствовал, что молчание лидеров протестантской церкви, в том числе и его собственного, было особенно вопиющим, потому что они обладали моральным авторитетом.
Сегодня эта цитата вошла в публичный дискурс и даже популярную культуру. Его по-разному называют стихотворением, исповедью или афоризмом. Цитата также часто адаптируется и переписывается как политический инструмент, часто способами, которые не всегда соответствуют первоначальным намерениям Нимёллера.
Кем был Мартин Нимёллер?
Мартин Нимёллер родился в Германской империи 14 января 1892 года. В возрасте 21 года он начал свою карьеру в Императорском флоте Германии в качестве офицера. Во время Первой мировой войны (1914–1918), Нимёллер служил офицером подводной лодки. За участие в потоплении кораблей союзников в 1917 году он получил высокую награду — Железный крест первой степени.
Нимёллер был ярым националистом и антикоммунистом. Он был опустошен поражением Германии в Первой мировой войне и распадом Германской империи. Он также решительно выступал против нового послевоенного правительства Германии под названием Веймарская республика (1918–1933). Не желая служить новому правительству, Нимёллер ушел из флота в 1919 г.19.
В 1920 году он начал обучение в семинарии Мюнстерского университета. Он был рукоположен в лютеранский пастор в 1924 году. В 1920-х и начале 1930-х годов он участвовал в правых и антисемитских политических партиях и организациях.
Как Нимёллер реагировал на нацистский режим?
В соответствии со своими правыми антисемитскими взглядами Нимёллер с энтузиазмом приветствовал Третий рейх в 1933 году. В марте того же года он проголосовал за нацистскую партию.
Однако энтузиазм Нимёллера в отношении нового правительства во главе с Адольфом Гитлером быстро угас, когда нацистский режим начал вмешиваться в церковную политику. В 1933 году Гитлер поддержал немецких христиан ( Deutsche Christen ), радикальной фракции протестантских церквей. Эта фракция хотела соединить нацизм и христианство. Немецкие христиане изображали Иисуса арийцем, а не евреем. Они также стремились изменить или отбросить части Библии. Их целью было удалить то, что они считали «еврейскими элементами» в христианстве. Это включало отстранение пасторов еврейского происхождения от служения в протестантской церкви. Нимёллер возглавил оппозицию немецким христианам и церковной политике Гитлера.
Отношение Нимёллера к нацистскому режиму еще больше изменилось в январе 1934 года после встречи с Адольфом Гитлером. Нимёллер и другие видные лидеры протестантской церкви встретились с Гитлером, чтобы обсудить отношения между церковью и государством. На этой встрече стало ясно, что телефон Нимёллера прослушивался гестапо (тайной государственной полицией) и что Лига чрезвычайных ситуаций пасторов ( Pfarrernotbund ), которую Нимёллер помог создать в 1933 году, находилась под пристальным наблюдением государства. Враждебность Гитлера дала понять Нимёллеру, что протестантская церковь и нацистское государство не могут быть примирены, если протестанты не захотят пойти на компромисс со своей верой. Нимёллер не хотел этого делать.
В результате Нимёллер стал откровенным критиком политики нацистской церкви. 1 июля 1937 года гестапо арестовало Нимёллера и заключило его в тюрьму как политического заключенного на следующие восемь лет. Ряд религиозных лидеров выступили с международными призывами к его освобождению. Однако Нимёллер не был освобожден до мая 1945 года, когда союзники победили нацистскую Германию.
Прочное, но противоречивое наследие
После окончания Второй мировой войны известность Нимёллера как оппозиционера придала ему международный авторитет. Он часто оказывался в центре споров из-за своих откровенных взглядов. Например, он выступал против послевоенной политики денацификации союзных держав. Он считал, что эта политика принесла больше вреда, чем пользы. Он также отказался однозначно встать на сторону Соединенных Штатов в холодной войне. В результате некоторые из его критиков назвали его коммунистом.
Несмотря на эти разногласия, Нимёллера помнят как одного из самых выдающихся немцев, публично признавших свои моральные ошибки, совершенные в эпоху нацизма, а также ошибки своей нации и церкви. И он продолжал публично говорить о связи между бездействием и ответственностью немцев за преследование и убийство евреев во время Холокоста.
Последнее редактирование: 22 июля 2022 г.
Автор(ы):
Мемориальный музей Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия
«Дом» от Warsan Shire | Лицом к лицу с историей и с самим собой
Британо-сомалийский поэт Варсан Шайр рассказывает о переживаниях беженцев в этом стихотворении о «доме».
Последнее обновление:
Чтение
Английский — США
- Социальные науки
- Глобальная миграция и иммиграция
Варсан Шайр родился в Кении в семье сомалийцев и живет в Лондоне. Она поэт, писатель, редактор и педагог. В 2013–2014 годах она была лауреатом премии «Молодой поэт» в Лондоне. Шир написал «Разговоры о доме (в центре депортации)» в 2009 году., произведение, вдохновленное ее визитом в заброшенное посольство Сомали в Риме, которое молодые беженцы превратили в свой дом. В интервью она рассказала репортеру, что «за ночь до ее визита молодой сомалийский прыгнул с крыши насмерть». Эта встреча, по ее словам, открыла ей глаза на суровую реальность жизни незарегистрированного беженца в Европе: «Я написала стихотворение для них, для своей семьи и для всех, кто пережил или пережил горе и травму таким образом». 1
Это стихотворение легло в основу напечатанного ниже «Дома». «Home» широко распространялся в средствах массовой информации и читался в различных общественных местах, включая лондонскую Трафальгарскую площадь. Комментаторы отметили, что «Дом» задел людей за живое, что он предложил способ высказаться беженцам и дать подлинное понимание кризиса.
Обратите внимание, что это стихотворение включает в себя язык и темы, которые требуют особого внимания со стороны учителя и учеников. Мы считаем, что лучший способ подготовиться к встрече с этими темами — составить договор с классом, в котором будут изложены принципы уважительного, вдумчивого обсуждения в классе. Учителя должны прочитать «Обращение к бесчеловечному языку из истории» и спланировать, как они подходят к слову «Н» при чтении и обсуждении стихотворения Шайра. Наконец, «Дом» намекает на сексуальное насилие, с которым некоторые беженцы сталкиваются в своих путешествиях. Важно, чтобы учителя предварительно просматривали материалы, знали своих учеников и выделяли время и пространство для индивидуальных размышлений в журналах, чтобы учащиеся могли эмоционально реагировать на то, что они читают и изучают.
Дом
никто не выходит из дома, если
дом не пасть акулы
ты бежишь только к границе
когда видишь, что весь город тоже бежит
твои соседи бегут быстрее тебя
дыхание кровь в их глотках
мальчик, с которым ты ходил в школу
который целовал тебя до головокружения за старым жестяным заводом
держит пистолет больше его тела
ты выходишь из дома только
когда дом не позволяет тебе остаться.
никто не выходит из дома, если дом не преследует тебя
огонь под ногами
горячая кровь в твоем животе
ты никогда не думал об этом
пока лезвие не вонзило угрозы в
твою шею
и даже тогда ты нес гимн под
своим дыханием
только рвет твой паспорт в туалете аэропорта
рыдает, когда каждый кусок бумаги
дает понять, что ты не вернешься.
ты должен понять,
что никто не сажает своих детей в лодку
если только вода не безопаснее земли
никто не обжигает ладони
под поездами
под вагонами
никто не проводит дни и ночи в желудке грузовика
питаясь газетами если только пройденные мили
не означают нечто большее, чем путешествие.
никто не лезет под заборы
никто не хочет, чтобы его били
жалеют
никто не выбирает лагеря беженцев
или обыски с раздеванием, где твое
тело оставляют ноющим
или тюрьму,
потому что в тюрьме безопаснее
, чем город огня
и один тюремный охранник
ночью
лучше, чем грузовик, полный мужчин
мужчин, похожих на твоего отца
никто не мог это вынести
никто не мог это переварить
ни одна кожа не была бы достаточно жесткой
отправляйтесь домой негры
беженцы
грязные иммигранты
просители убежища
высасывают из нашей страны досуха
негры с протянутыми руками
они странно пахнут
дикари
испортили свою страну и теперь они хотят
испортить нашу
как слова
грязные взгляды
скатываются со спины
может потому что удар мягче
чем оторванная конечность
или слова нежнее
чем четырнадцать мужиков между
твоими ногами
или обиды легче
проглотить
чем щебень
чем кость
чем ваше детское тело
на куски.
я хочу домой,
но дом это пасть акулы
дом это дуло ружья
и никто не уйдет из дома
если только дом не загонит тебя на берег
если только дом не сказал тебе
ускорить ноги
оставить свою одежду позади
ползти по пустыне
пробираться через океаны
утонуть
спасти
быть голодным
умолять
забыть гордость
твое выживание важнее
никто не выйдет из дома, пока домой потным голосом в ухо
говоря-
уходи,
беги от меня сейчас же
я не знаю кем я стал
но я знаю что где угодно
безопаснее чем здесь 2
В интервью после того, как она выиграла премию Университета Брунеля в области африканской поэзии, Варсан Шайр попросили рассказать о ее чувстве приверженности делу и актуальным темам в ее работе. В ответ Шир сказал:
Я из Сомали, где всю мою жизнь шла война. Я рос с большим количеством ужасов на заднем плане – много ужасных вещей, которые произошли с людьми, которые действительно близки мне, и с моей страной, и с моими родителями; так что это в доме и даже в тебе, это на твоей коже и в твоих воспоминаниях и в твоем детстве. И мои родственники, и мои друзья, и друзья моей мамы испытали на себе такое, что вы себе представить не можете, и они надели этот пиджак стойкости и черного юмора. Но вы не знаете, от чего они стали жертвами или что они сделали с другими людьми. То, что они могут рассказать мне, а затем я напишу это, — это катарсис, возможность поделиться своими историями, даже если это что-то действительно ужасное, что-то действительно трагическое. Иногда я рассказываю истории других людей, чтобы снять клеймо и табу, чтобы им не было стыдно; иногда вы приводите себя в качестве примера. 3
- 1Марта Бауселлс и Мейв Ширлоу, «Поэты говорят в защиту беженцев: «Никто не покидает дом, если только дом не является пастью акулы», The Guardian, 16 сентября 2015 г.
- 2Warsan Shire, «Home», Seekershub.org, 2 сентября 2015 г., по состоянию на 24 августа 2016 г.
- 3Кэти Рид, «Вопросы и ответы: поэт, писатель и педагог Варсан Шайр», блог African Words, 21 июня 2013 г.