Евгений Евтушенко — Дай бог: читать стих, текст стихотворения полностью
Дай бог слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.
Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым.
Дай бог не вляпаться во власть
и не геройствовать подложно,
и быть богатым — но не красть,
конечно, если так возможно.
Дай бог быть тертым калачом,
не сожранным ничьею шайкой,
ни жертвой быть, ни палачом,
ни барином, ни попрошайкой.
Дай бог поменьше рваных ран,
когда идет большая драка.
Дай бог побольше разных стран,
не потеряв своей, однако.
Дай бог, чтобы твоя страна
тебя не пнула сапожищем.
Дай бог, чтобы твоя жена
тебя любила даже нищим.
Дай бог лжецам замкнуть уста,
глас божий слыша в детском крике.
Дай бог живым узреть Христа,
пусть не в мужском, так в женском лике.
Не крест — бескрестье мы несем,
а как сгибаемся убого.
Чтоб не извериться во всем,
Дай бог ну хоть немного Бога!
Дай бог всего, всего, всего
и сразу всем — чтоб не обидно…
Дай бог всего, но лишь того,
за что потом не станет стыдно.
Стихотворение «Дай бог» написал один из самых неординарных поэтов нашего времени – Евгений Евтушенко. Из всего многообразия поэтов, он выделялся среди всех, благодаря своему бунтарскому духу и особенным взглядом на жизнь. Такую популярность это произведение приобрело после того, как его исполнил Александр Малинин. Строки этого стихотворения-молитвы были понятны и просты для всех людей.
В начале 90-х годов, в то время, когда Советский союз уже начал распадаться, Евтушенко написал свое произведение, после чего оно стало гимном для нескольких поколений жителей страны.
В самом стихотворении автор обращается к Богу с самыми простыми желаниями, которые могут показаться даже немного наивными, но при этом, они звучат очень искренне. Автор просит о том, чтобы в мире воцарилась гармония и все люди смогли сохранить в себе достоинство и честь, в такой сложный для страны период.
С самого начала Евтушенко просит всего самого лучшего даже для тех людей, которые живут в мире собственных иллюзий и верят в то, что этот вымышленный мир идеален и в нем нет изъянов.
Вместе с этим, поэт хочет и сам быть Богом, ведь он уверен и точно знает, что необходимо сделать для распадающейся на части страны. Но так же, он знает, что на каждого Бога есть свой крест, на котором он будет распят. И, в любом случае, за такой подарок придется платить.
Но всемогущества автор не желает, говоря: «Дай бог не вляпаться во власть и не геройствовать подложно».
Поэту хотелось бы стать богатым, но не хотелось «ни жертвой быть, ни палачом, ни барином, ни попрошайкой».
При соединении всех просьб автора, можно предположить, каким является образ героя, на которого он хотел быть похожим. Этот человек обязан быть мужественным, чтобы суметь удержать порядок в стране, которая уже разделена на определенные классы. В то же время, поэт не хочет принимать участие в политической жизни, но знает, что ему придется обозначить свою позицию. Евтушенко не боится этого, но ему страшно из-за того, что его родная страна может отвернуться от него, поэтому в стихотворении есть такая фраза: «Дай бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем».
Евтушенко совершенно уверен, что сможет быть патриотом своей родины, но при этом, у него есть сомнения, что страна это оценит по достоинству и не предаст тех, кто является ее частью.
Автор хочет, чтобы каждый человек смог получить то, что нужно и необходимо для спокойной и счастливой жизни, но просит: «дай бог всего, но лишь того, за что потом не будет стыдно».
Дай бог! ~ лучшие стихи Евгения Евтушенко ~ litprichal.ru
Главная ~ Стихи писателей 18-20 века ~ Евгений Евтушенко ~ Дай бог! |
Дай бог слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.
Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым.
Дай бог не вляпаться во власть
и не геройствовать подложно,
и быть богатым — но не красть,
конечно, если так возможно.
Дай бог быть тертым калачом,
не сожранным ничьею шайкой,
ни жертвой быть, ни палачом,
ни барином, ни попрошайкой.
Дай бог поменьше рваных ран,
когда идет большая драка.
Дай бог побольше разных стран,
не потеряв своей, однако.
Дай бог, чтобы твоя страна
тебя не пнула сапожищем.
Дай бог, чтобы твоя жена
тебя любила даже нищим.
Дай бог лжецам замкнуть уста,
глас божий слыша в детском крике.
Дай бог живым узреть Христа,
пусть не в мужском, так в женском лике.
Не крест — бескрестье мы несем,
а как сгибаемся убого.
Чтоб не извериться во всем,
Дай бог ну хоть немного Бога!
Дай бог всего, всего, всего
и сразу всем — чтоб не обидно…
Дай бог всего, но лишь того,
за что потом не станет стыдно.
© Евгений Евтушенко
Мне нравится: |
Копировать |
Год создания: 1990 г.
Опубликовано в издании:
Евгений Евтушенко.
Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Количество просмотров: 334
© Евгений Евтушенко
Смеялись люди за стеной
164
Е. Ласкиной
Смеялись люди за стеной,
а я глядел на эту стену
с душой, как с девочкой больной
Мы перед чувствами немеем
165
Мы перед чувствами немеем,
мы их привыкли умерять,
и жить еще мы не умеем
и не умеем умирать.
Граждане, послушайте меня…
132
Д. Апдайку
Я на пароходе «Фридрих Энгельс»,
ну а в голове — такая ересь,
мыслей безбилетных толкотня.
Сквер величаво листья осыпал
107
Сквер величаво листья осыпал.
Светало. Было холодно и трезво.
У двери с черной вывескою треста,
нахохлившись, на стуле сторож спал.
Глубина
140
В. Соколову
Будил захвоенные дали
рев парохода поутру,
а мы на палубе стояли
Море
144
«Москва — Сухуми»
мчался через горы.
Уже о море
были разговоры.
Всегда найдется женская рука
165
Всегда найдется женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.
Ревю стариков
100
В том барселонском знаменитом кабаре
встал дыбом зал, как будто шерсть на кабане,
и на эстраде два луча, как два клыка,
всадил с усмешкой осветитель в старика.
Монолог из драмы «Ван-Гог»
115
Ю. Васильеву
Мы те,
кто в дальнее уверовал,—
безденежные мастера.
Волга
178
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
ее медлительные волны,
тяжелые, как валуны.
Потеря
Я товарища хороню
Оставить отзыв:
Евгений Евтушенко — Поэт Евгений Евтушенко Стихи
Евгений Евтушенко Стихи
1.
Юмор
Цари, короли, императоры,
государей всей земли,
командовали многими парадами,
, но они не могли заставить себя пошутить.
…
2.
Цвета
Когда твое лицо поднялось
над моей скомканной жизнью,
единственное что я понял сначала
было то, насколько скудными были все мои владения.
…
3.
Люди
Нет людей неинтересных.
Их судьба подобна летописи планет.
Ничего в них особенного нет,
…
4.
Расставание
Я разлюбил: вот и унылый конец нашей истории,
плоский, как жизнь, скучный, как могила.
Извините, я оборву струну этой песни о любви
и разбить гитару. Нам нечего спасать.
…
5.
Баллада о пьянстве
Мы зарезали сотню белых китов,
цивилизация была совсем забыта,
…
6.
Разговор с американским писателем
«У тебя есть мужество, — говорят мне.
Это неправда. Я никогда не был смелым.
Я просто чувствовал, что это не к месту
унизиться до трусости моих коллег.
…
7.
Опаздывать
Начинается что-то опасное:
Я опоздал к себе.
Я назначил встречу своими мыслями-
мысли у меня вырвали.
…
8.
Картина детства
Пробиваясь, мы бежим.
На рынке кого-то избивают.
Не пропустите!
Набираем скорость, мчимся на ура,
…
9.
Не исчезай
Не исчезай…. Исчезая от меня,
ты исчезнешь от себя,
Предательство самого себя навсегда,
и это будет подлейшая нечестность.
…
10.
Карьера
Галилей, духовенство утверждало,
был злобным и упрямым человеком.
…
11.
Завидовать
Я завидую. Этот секрет
Я не раскрывал раньше.
Я знаю, что где-то есть мальчик
которому я очень завидую.
…
12.
Наследники Сталина
Немой был мрамор. Беззвучно мерцал стакан.
Немой стояли часовые, загорелые от ветра.
Тонкие струйки дыма вились над гробом.
И дыхание просочилось сквозь щели
…
13.
Ложь
Врать молодым неправильно.
Доказывать им, что ложь верна, неправильно.
Рассказывая им
что Бог на небесах
…
14.
ирония
Двадцатый век часто обманывал нас.
Нас зажали ложью, как налогами.
Дыхание жизни оголило наши идеи
так же быстро, как одуванчик.
…
15.
Ольха Кэткин
Всякий раз, когда ветер
роняет мне на ладонь ольховую сережку,
или кукушка весело кричит,
с кричащими поездами,
…
16.
Карликовые березы
Мы карликовые березки.
Сидим крепко, как осколки,
под ногтями морозов
…
17.
Сапоги
К. Ваншенкину
Наш вагон был похож на цыганский табор.
Хриплый крик повсюду.
…
18.
День рождения
Мама, позволь поздравить тебя с
день рождения вашего сына.
Ты так беспокоишься о нем. Вот он лежит,
он мало зарабатывает, его брак был неразумным,
. ..
19.
Бабий Яр
Над Бабьим Яром памятника нет.
Капелька чистая, как грубый надгробный камень.
Боюсь.
Сегодня мне столько лет
…
20.
Встреча в Копенгагене
Мы сидим в аэропорту
в Копенгагене пьют много кофе.
Там было очень элегантно и удобно,
и утонченный до изнеможения.
…
Евгений Евтушенко Биография
Евгений Александрович Евтушенко — советский и российский поэт. Он также писатель, эссеист, драматург, сценарист, актер, редактор и режиссер нескольких фильмов.
Ранний период жизни
Евтушенко родился Евгений Александрович Гангнус (впоследствии он взял фамилию матери Евтушенко) в Иркутской области Сибири в маленьком городке Зима-Джанкшен 18 июля 19 года. 33 крестьянской семье смешанного русского, украинского и татарского происхождения: «Его прадед, Иосиф Евтушенко, подозреваемый в подрывной деятельности, был сослан в Сибирь после убийства императора Александра II в 1881 году и умер в пути. Оба деда Евтушенко были арестованы. во время сталинских чисток как «врагов народа» в 1937 году». Его дед по материнской линии, Ермолай Наумович Евтушенко, был офицером Красной Армии во время русской революции и Гражданской войны. Отец Евтушенко, Александр Рудольфович Гангнус, был геологом, как и его мать, Зинаида Ермолаевна Евтушенко, позже ставшая певицей. Мальчик сопровождал отца в геологических экспедициях в Казахстан в 19 лет.48, и на Алтай, Сибирь, в 1950 году. Юный Евтушенко написал свои первые стихи и юмористические песни «частушки», живя в Зиме, Сибирь. «Его родители развелись, когда [ему] было 7 лет, и его воспитывала мать». «К 10 годам он написал свое первое стихотворение. Шесть лет спустя спортивный журнал стал первым периодическим изданием, опубликовавшим его стихи. В 19 лет он опубликовал свой первый сборник стихов «Перспективы будущего».
После Второй мировой войны Евтушенко переехал в Москву. В 1951–1954 годах учился в Литературном институте имени Горького в Москве, который бросил. Свое первое стихотворение он опубликовал в 1949 и его первая книга три года спустя. В 1952 году вступил в Союз советских писателей после публикации своего первого сборника стихов. Его раннее стихотворение «Со мной что-то происходит» стало очень популярной песней в исполнении актера и автора песен Александра Дольского. В 1955 году Евтушенко написал стихотворение о том, что советские границы являются препятствием в его жизни. Его первой важной публикацией была поэма «Станция Зима» («Зимская развязка», 1956). В 1957 году его исключили из Литинститута за «индивидуализм». Ему запретили путешествовать, но он приобрел широкую популярность у российской публики. Его ранние работы также получили похвалу от Бориса Пастернака, Карла Сандберга и Роберта Фроста.
Во время хрущевской оттепели
Евтушенко был одним из авторов, политически активных во время хрущевской оттепели (Хрущев объявил культурную «оттепель», позволившую некоторую свободу выражения мнений). В 1961 он написал то, что впоследствии станет его самым известным стихотворением «Бабий Яр», в котором он осудил советское искажение исторических фактов в отношении нацистской резни еврейского населения Киева в сентябре 1941 года, а также антисемитизм, все еще широко распространенный в Советском Союзе. . Обычная советская политика в отношении Холокоста в России заключалась в том, чтобы описывать его как зверства против советских граждан и избегать упоминания о том, что это был геноцид именно евреев. Таким образом, работа Евтушенко «Бабий Яр» была довольно противоречивой и неполиткорректной, «поскольку в ней говорилось не только о зверствах нацистов, но и о преследовании еврейского народа самим советским правительством». Следуя многовековой русской традиции, Евтушенко стал публичным поэтом. Стихотворение получило широкое распространение в подпольной самиздатской прессе, а позже было положено на музыку вместе с четырьмя другими стихотворениями Евтушенко Дмитрием Шостаковичем в его Тринадцатой симфонии с подзаголовком «Бабий Яр». Публикация стихотворения в государственной советской печати была отложена до 1984. Сообщается, что стихотворение «было опубликовано за границей и тайно появилось в Советском Союзе». С другой стороны, некоторые отмечают, что стихотворение было опубликовано в крупной газете «Литературная газета» и получило широкое распространение в многочисленных экземплярах. О творчестве Евтушенко Шостакович сказал: «Нравственность — сестра совести. И, возможно, Бог с Евтушенко, когда он говорит о совести. Каждое утро вместо молитв перечитываю или повторяю на память два стихотворения Евтушенко: «Карьера» или «Сапоги».
В 1961, Евтушенко также опубликовал «Наследники Сталина» («Наследники Сталина»), в которых он заявил, что, хотя Сталин был мертв, сталинизм и его наследие все еще господствовали в стране; в стихотворении он также напрямую обратился к советскому правительству, умоляя его сделать так, чтобы Сталин «никогда больше не восстал». Первоначально опубликованное в «Правде», стихотворение было переиздано лишь четверть века спустя, во времена сравнительно либерального партийного лидера Михаила Горбачева.
Евтушенко стал одним из самых известных поэтов XIX века.50-е и 1960-е годы в СССР. Он принадлежал к поколению 1960-х, в которое входили такие писатели, как Василий Аксенов, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский; а также актеры Андрей Миронов, Александр Збруев, Наталья Фатеева и многие другие. В свое время Анна Ахматова, ряд членов семьи которой пострадали от коммунистического правления, критиковала эстетические идеалы Евтушенко и его поэтику. Покойный русский поэт Виктор Кривулин цитирует ее слова: «Евтушенко не поднимается выше уровня среднего газетного сатирика. Произведения Евтушенко и Андрея Вознесенского просто не делают этого для меня, поэтому ни один из них не существует для меня как поэт».
С другой стороны, в то время Евтушенко пользовался большим уважением как за его поэзию, так и за его политическую позицию по отношению к советскому правительству. «Диссидент Павел Литвинов сказал, что« [Евтушенко] выражал то, что чувствовало мое поколение. Тогда мы оставили его позади »». В 19 году63 (до 1965 г.), например, Евтушенко, уже международно признанному литератору, запретили выезжать за пределы Советского Союза.
Однако в целом Евтушенко по-прежнему оставался самым много путешествующим советским поэтом, обладая удивительной способностью балансировать между умеренной критикой советского режима, принесшей ему популярность на Западе, и, как отмечают некоторые, сильной марксистско-ленинской идеологической позицией. что якобы доказывало его лояльность к советской власти.
В то время председатель КГБ Владимир Семичастный и следующий председатель КГБ Юрий Андропов доложили в Политбюро коммунистов об «антисоветской деятельности поэта Евтушенко». Тем не менее некоторые прозвали Евтушенко Женей Гапоном, сравнивая его с отцом Георгием Гапоном, русским священником, который во время революции 1905 был как лидером восставших рабочих, так и агентом тайной полиции.
Споры
В 1965 году Евтушенко присоединился к Анне Ахматовой, Корнею Чуковскому, Жан-Полю Сартру и другим и подписал письмо протеста против несправедливого суда над Иосифом Бродским (поэтом, находившимся под влиянием Анны Ахматовой) в результате судебного дела против него. по инициативе советских властей. Впоследствии он подписал письмо против вторжения Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году.
Тем не менее, «когда в 1987, Евтушенко стал почетным членом Американской академии искусств и литературы, сам Бродский возглавил шквал протестов, обвиняя Евтушенко в двуличии и утверждая, что критика Евтушенко Советского Союза ведется только в одобренных партией направлениях и что он критиковал то, что было приемлемо для Кремля, когда это было приемлемо для Кремля, впитывая лесть и почести как бесстрашный голос инакомыслия». событие, которому теперь приписывают начало современного диссидентского движения и подготовку национального пульса к перестройке. Оба писателя работали под псевдонимами и предстали перед судом в 1966 «антисоветской деятельности» за взгляды, разделяемые их вымышленными персонажами. Но фактическая позиция Евтушенко заключалась в том, что писатели виновны, только наказаны слишком строго».
Более того, «когда Евтушенко был номинирован на кафедру поэзии в Оксфорде в 1968 году, Эмис, Бернард Левин и русско-венгерский историк Тибор Самуэли возглавили кампанию против него, утверждая, что он усложнил жизнь своим коллегам-советским писателям».
Фильмы
Он был снят как он сам во время 1950-х как поэт-актёр-исполнитель. Евтушенко написал тексты для нескольких советских фильмов и написал сценарий советского пропагандистского фильма «Соевая Куба» (1964). Его актерская карьера началась с главной роли в фильме «Взлет» (1979) режиссера Саввы Кулиша, где он исполнил главную роль русского ракетчика Циолковского. Евтушенко также снял два фильма как сценарист/режиссер. Его фильм «Детский сад» («Детский сад», 1983 г.) и его последний фильм «Похороны Сталина» («Похороны Сталина», 1990 г.) рассказывают о жизни в Советском Союзе.
Постсоветский период
В 1989 Евтушенко был избран представителем Харькова в Советский парламент (Съезд народных депутатов), где он был членом продемократической группы, поддерживающей Михаила Горбачева. В 1991 году он поддерживал Бориса Ельцина, поскольку последний защищал парламент Российской Федерации во время бескомпромиссного переворота, направленного на свержение Горбачева и обращение вспять «перестройки». старого союзника и отказался принять от него награду».
В постсоветское время Евтушенко активно обсуждал экологические проблемы, противостоял русским писателям-националистам из альтернативного Союза писателей России и выступал за сохранение памяти о жертвах сталинского ГУЛАГа. В 19В 95 году он опубликовал свою огромную антологию современной русской поэзии «Стихи века». Рецензируя эту антологию, русский поэт Алексей Пурин назвал ее «огромной книгой, огромным провалом. Действительно, сборник имен, а не сборник хороших стихов». Пурин (сам традиционалист) упомянул, что Евтушенко включал только мейнстримную поэзию, написанную по «старым добрым канонам», и полностью игнорировал почти всех авторов-авангардистов, в частности Геннадия Айги, Владимира Эрла и Рею Никонову. Совсем недавно Евтушенко подвергся критике за отказ высказаться против свобод президента России Владимира Путина во время его президентства. Евтушенко ответил, что «Путин, как и Россия, изо всех сил пытается найти свой путь во времена, когда идеалы разрушены и царит целесообразность».
Евтушенко на Западе
Евтушенко, который сейчас (октябрь 2007 года) делит свое время между Россией и США, преподает русскую и европейскую поэзию и историю мирового кино в Университете Талсы в Оклахоме и в Куинс-колледже Городского университета Нью-Йорка. На Западе он наиболее известен своей критикой советской бюрократии и призывами избавиться от наследия Сталина. Сейчас он работает над трехтомным сборником русской поэзии XI–XX веков и планирует написать роман, основанный на его пребывании в Гаване во время кубинского ракетного кризиса (как сообщается, он был хорошим другом Че, Сальвадора Альенде и Пабло Неруда). В октябре 2007 года он был художником-резидентом Школы гуманитарных и гуманитарных наук Университета Мэриленда в Колледж-Парке и прочитал свое стихотворение «Бабий Яр» перед исполнением Симфонии № 13 Дмитрия Шостаковича, в которую входят пять его стихотворений. , Симфоническим оркестром Университета Мэриленда и мужчинами хоров UM, с Дэвидом Брандейджем в качестве бас-солиста. Первое исполнение двух произведений по той же программе, которую Шостакович поставил на тексты Евтушенко, «Бабий Яр» (Симфония 13) и «Казнь Степана Разина» в присутствии Евтушенко состоялось в Музыкальной школе Мура Хьюстонского университета. в 1998, под управлением Франца Антона Крагера.
Личная жизнь
Евтушенко известен своими многочисленными предполагаемыми связями. Евтушенко был женат четыре раза: в 1954 году он женился на Белле Ахмадулиной, которая в 1962 году издала свой первый сборник стихов. После развода женился на Галине Семеновой. Третьей женой Евтушенко была Ян Батлер (женился в 1978 г.) (английская переводчица его стихов, с которой он несколько раз посещал Ирландию), а четвертой — Мария Новикова (вышла замуж в 1986 г.). У него пятеро детей, все мальчики. Его нынешняя жена преподает русский язык в подготовительной школе Эдисона в США, недалеко от университета Талсы, где сам Евтушенко проводит полгода, читая лекции о поэзии и европейском кино.
Награды
В 19В 62 года Евтушенко появился на обложке журнала Time. В 1993 году Евтушенко получил медаль «Защитник свободной России», которую вручали тем, кто принимал участие в сопротивлении жесткому коммунистическому перевороту в августе 1991 года. В июле 2000 года Российская академия наук присвоила ему звезду. В 2001 году дом его детства на перекрестке Зима в Сибири был отреставрирован и открыт как постоянный музей поэзии. В 1991 году Евтушенко получил Медальон американских свобод — высшую награду, присуждаемую Американским еврейским комитетом. Лауреат Международной премии Ботева, 2006 г. В 2007 г. он был награжден премией Овидия, Румыния, в знак признания его творчества.
Критика
Утверждалось, что «политика Евтушенко всегда представляла собой сложную смесь храбрости, популизма и вульгарного приспособления к диктатуре». Джудит Колп из Washington Times , например, описала Евтушенко как «самого противоречивого современного поэта своей страны, человека, чья репутация колеблется между смелым закулисным реформатором и неудавшимся диссидентом». Действительно, «как выразился советолог и литературный критик Роберт Конквест в XIX74 профиль: «Писатели, недолго процветавшие [при хрущевской оттепели], пошли двумя разными путями. Солженицын и ему подобные в молчаливую оппозицию; Евтушенко и ему подобных, иногда неохотно, иногда в надежде еще немного повлиять на дела, в хорошо вознаграждаемое сотрудничество». Некоторые утверждают, что до появления Александра Солженицына, Андрея Сахарова и диссидентского движения в России Евтушенко через поэзии, был первым голосом, выступившим против сталинизма (хотя Бориса Пастернака часто считают «помогшим зародить диссидентское движение публикацией своего «Доктора Живаго»). Колп добавляет: «Советолог Стивен Коэн из Принстонского университета утверждает, что Евтушенко был среди тех советских людей, которые не стали диссидентами, но по-своему пытались улучшить условия и подготовить почву для реформ, [говоря, что] «они проявили своего рода гражданское мужество, которое многие американцы не признали». Кевин О’Коннор в своей книге «Интеллектуалы и аппаратчики» отметил, что Евтушенко был «популярным либералом, который никогда не подвергался запугиванию, характерному для обращения режима с писатели-диссиденты Александр Солженицын и Владимир Войнович (каждый из которых был вынужден покинуть СССР)».
Бродский неоднократно критиковал Евтушенко за то, что он считал его «конформизмом», особенно после того, как последний стал членом Американской академии искусств и литературы. Комментируя этот спор в «Ночи в отеле Набокова», антологии русской поэзии в английском переводе, Анатолий Кудрявицкий писал следующее: «Некоторые русские поэты пользовались статусом виртуальных поп-звезд, немыслимым, если перенести их в другие части Европы. в действительности они были далеки от какого бы то ни было протеста против советского тоталитаризма и потому не могли рассматриваться иначе, как непослушные детища режима». Кроме того, некоторые критиковали Евтушенко за вдову Пастернака, учитывая, что «когда вдова Пастернака, Ольга Ивинская, была заключена в тюрьму по сфабрикованному обвинению в незаконной торговле иностранной валютой, Евтушенко публично оклеветал ее [и добавил, что «Доктор Живаго» не стоит публиковать в Советский Союз.»
Более того, «поэт Ирина Ратушинская, выйдя из тюрьмы и приехав на Запад, уволила Евтушенко как официального поэта, а прозаик Василий Аксенов также отказался от контактов [с Евтушенко]». Сообщается, что в ответ на критику Евтушенко сказал:
Кто мог мне разрешить написать Бабий Яр или мои протесты против (1968 Советское) вторжение в Чехословакию? Только я критиковал Хрущева в лицо; даже Солженицын этого не делал. Это только зависть людей, которые не выдержали пропагандистской машины и выдумали что-то про мое поколение, художников 60-х. Наше поколение ломало железный занавес. Это было поколение, искалеченное историей, и большинство наших мечтаний было обречено на несбыточность — но борьба за свободу не была напрасной.
Далее Евтушенко отмечает, что «в ряде случаев [он] лично вставал на защиту этих писателей, в частном порядке ходатайствовал об освобождении Ратушинской из тюрьмы, защищал г-на Аксенова и других, исключенных из Союза писателей».
Критики расходятся во мнениях относительно статуса Евтушенко в литературном мире: «большинство западных интеллектуалов и многие российские ученые превозносят его как величайшего писателя своего поколения, голос советской жизни». привлекла к нему внимание публики, впечатленной его драматическим чтением и харизматичной личностью.Тина Тупикина Глесснер (1967) называет его «одним из величайших поэтов современности». Она утверждает, что «Братский вокзал» дает наибольшее представление о советской жизни из всех произведений современной русской литературы. Два десятилетия спустя в своей статье 1988 года Майкл Пурсглов вторит ее чувствам, называя Стантисию Зиму «одной из вех советской литературы».
Однако другие, особенно российские критики, такие как «Патриция Поллок Бродски (1992), не согласны с интерпретацией того, что Евтушенко преследуется российским правительством». «И самое язвительное, — утверждает Томас Венцлова в своих 1991 эссе, что немногие в российском литературном сообществе «считают его творчество достойным серьезного изучения». не лишенный сочувствия к критике Вашингтона, нашел его частые осуждения американского «империализма» и сравнительно обоснованную критику российского полицейского государства совершенно отталкивающими»).
Лучшее стихотворение Евгения Евтушенко
Юмор
Цари, короли, императоры,
государей всей земли,
командовали многими парадами,
, но они не могли заставить себя пошутить.
Когда бродяга Эзоп пришел в гости
дворцы выдающихся личностей
весь день укрывшись в гладком комфорте,
они поразили его нищими.
В домах, где лицемеры
оставили следы своих тщедушных ножек,
там Ходжа-Наср-эд-Дин со своими шутками,
отмел всю подлость
как шахматная доска!
Пытались заказать юмор-
но юмор не купишь!
Юмор пытались убить,
но юмор им плюнул!
Трудно бороться с юмором.
Его снова и снова казнили.
Его отрубленная голова
застрял на острие пики.
Но как только ряженые дудки
начали свой шутливый рассказ,
юмор задорно закричал:
‘Я вернулся, я здесь! ‘,
и начали танцевать.
в шинели, потертой и короткой,
с опущенными глазами и маской раскаяния,
он, политический преступник,
сейчас под арестом, шел на казнь.
Казалось, он подчиняется во всем,
принимая запредельную жизнь,
но вдруг вырвался из пальто,
и, махнув рукой, сделал болт.
Юмор распихали по камерам,
но много хорошего сделал.
Юмор прошел насквозь
тюремных решеток и каменных стен.
Кашель из легких
как и любой человек в строю,
он маршировал, распевая популярную песенку,
Винтовка
в руке на Зимнем дворце.
Он привык к хмурым взглядам,
, но они не причиняют ему вреда;
и юмор временами с юмором
смотрит на себя.
Он вездесущ. Ловкий и быстрый,
он проскользнет через что угодно, через всех.
Итак, слава юмору.
Он- храбрый человек.
Перевод Джорджа Риви
Евгений Евтушенко Комментарии
Евгений Евтушенко Цитаты
Почему правые сволочи всегда солидарны плечом к плечу, а либералы между собой поссорились?
ЕВТУШЕНКО: СОВЕТСКИЙ ПОЭТ ОБРАЩАЕТСЯ К СЪЕМКЕ КИНО
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета