прекрасные строки Марины Цветаевой в потрясающем исполнении Тамары Гвердцители
Тамара Гвердцители – живой идол эстрады на просторах постсоветского пространства. Ее глубокое контральто пленяет душу с первой же ноты, а простота образа и характера завораживает и восхищает.
Ее путь к сценическому Олимпу начался еще в детстве со знаменитого ансамбля «Мзиури», далее были учеба в консеватории, участие в вокальных конкурсах и блистательная победа на престижном конкурсе «Золотой орфей». После этого об одаренной певице узнали в Европе. Сам Мишель Легран, восхищенный талантом Тамары, пригласил ее в Париж для выступления в «Олимпии».
Тамара Гвердцители и Мишель Легран
В 90-х годах певица больше выступала за рубежом, чем на родине. Она пела во Франции, Канаде, выступала на сцене «Ассембли-холл» в Нью-Йорке, провела в США тур по городам и жила там несколько лет, забрав с собой сына и позже маму.
В конце 90-х годов певица вернулась в Москву, продолжает выступать, выпускает альбомы, которые становятся настоящими хитами. Каждый ее концерт собирает тысячи поклонников.
В 22 года певица вышла замуж за режиссера тбилисского театра Георгия Кахабришвили, который был старше своей жены на 14 лет. Семья невесты была против брака, но постепенно приняла это. В 1986 году у пары родился сын Сандро, а в 1995 году супруги развелись.
На этой свадьбе присутствовала сама Маргарет Тэтчер, которая на тот момент была для певицы кумиром.
Вторым мужем Тамары стал адвокат-миллионер из Бостона. Пара прожила в браке три года, все это время они жили в США.
Певица до сих пор не может без слез вспоминать о возлюбленном — он неожиданно скончался от остановки сердца.
Тамара Гвердцители сегодня
Тамара Михайловна — счастливая мама, хотя причине занятости редко видит и единственного сына. «Саша учится в Лондоне, он выбрал профессию историка, рассказала Гвердцители. – Ему уже 32 года, но о свадьбе пока не думает, да и как жениться, когда у него наука на первом месте. Я думаю, что буду хорошей свекровью, бабушкой. Хотя невестки с розовом ирокезом мне бы, наверное, не хотелось (смеется)».
18 января Тамаре Гвердцители исполнилось 57. У певицы много планов. Она по-прежнему готова чаще появляться на сцене, а поклонники ждут все новых композиций в ее исполнении, которые вновь будут завораживать сердца миллионов.
Мы же решили вспомнить в ее потрясающем исполнении песню на стихи Марины Цветаевой «Посвящение женщине»
Многие исполнители пели эти строчки, но у Тамары получилось душевнее, искреннее, глубже, чем у всех остальных. Ощущается, что она прочувствовала каждое слово.
Это действительно гениальное исполнение, свидетельство редкого исполнительского таланта, глубины ее личности.
В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины. — Ars Amandi*
Женщине — вся земля.
Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.
Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле…
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!
Марина Цветаева
youtube.com/embed/z331E4LpqF0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Подпишись на наш Instagram
что почитать, посмотреть и послушать
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest
Текст: Мари Губиева, Дарья Шаталова
В день 130-летия Марины Цветаевой, одной из самых противоречивых фигур Серебряного века, рассказываем: что из нового читать, смотреть, слушать, куда сходить и даже что надеть, чтобы лучше знать и понимать любимого поэта.
Прочитать книги «Вторая жизнь Марины Цветаевой» и «Парижские мальчики в сталинской Москве»
Гибель Цветаевой ее дочь Ариадна Эфрон перенесла крайне болезненно, а позже стала собирать письма, дневниковые записи и воспоминания своей матери. Книга «Вторая жизнь Марины Цветаевой» — сборник писем Али (как называли девочку в семье), адресованных Анне Саакянц, редактору первых посмертных изданий Цветаевой. Только ей Ариадна доверяла биографические и литературоведческие исследования жизни и творчества мамы, давала доступ к архиву (для всех он был закрыт до 2000 года), поскольку знала, как искренне та относилась к Марине Ивановне. В письмах Али много искреннего и личного о жизни ее матери, ее стихах и прозе, о непростом быте в голодное время и возвращении в СССР после семнадцати лет эмиграции.
Марина Цветаева и Ариадна Эфрон
Документальный роман Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве» вышел летом 2022 года и уже попал в шорт-лист премии «Ясная Поляна». Это книга про про сына Цветаевой, Георгия «Мура» Эфрона и его друга, Дмитрия Сеземана, будущего известного переводчика. История только что вернувшихся из Европы молодых ребят на фоне сталинского непростого времени, внушавшего и большие надежды, и чувство страха — доносы, преследования НКВД, репрессии. Из книги можно узнать подробности не только об этой эпохе, но и, конечно, о последних годах жизни Марины Цветаевой и ее семьи.
Провести выходные в Тарусе
Отправиться на день или два в тихую Тарусу, чтобы застать солнечные осенние деньки на даче Цветаевых. Вообще семью Цветаевых часто называют первыми тарусскими дачниками, ведь дед Цветаевой купил здесь дом еще в 1899 году, за несколько лет до того, как Таруса стала центром притяжения писателей и поэтов.
Дом-музей Цветаевых, фото: Вадим Разумов
Тихая и голубая
Плещет Ока.
Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, —
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.
Вид на Оку, родной дом Песочное и воспоминания о счастливом детстве прочно закрепились в сознании и творчестве поэтессы.
В эмиграции ежегодные летние поездки в Тарусу она вспоминала с неизменной теплотой. Сам музей сейчас находится в доме второй жены деда Цветаевых, которую сестры Марина и Александра называли Тьо. Сходите на экскурсию в музей и по маршруту «Цветаевская Таруса», а потом зайдите в кафе «Где-то здесь» — за знаменитым Цветаевским пирогом по обновленному ребятами рецепту.
Следовать за героями «Поэмы конца»
Марина Ивановна была страстной и свободолюбивой: стихи она посвящала не только мужу Сергею Эфрону, но и Мандельштаму, и Пастернаку, и Константину Родзевичу — с ним у нее был бурный роман. Его результатом стал диптих — «Поэма горы» и «Поэмы конца».
Режиссер Женя Беркович придумала аудиоспектакль «Рас-стаемся», основанный на этих произведениях. В 2021 году он был номинирован на премию «Золотая маска». Чтобы понять суть, нужно отправить на Воробьевы горы, подключить наушники и, слушая голоса актеров и музыку, повторить путь героев «Поэмы конца»: мост, набережная, гора. Роли озвучили Анна Чиповская и Вадик Королев из группы OQJAV.
Сходить на спектакль «Цветаева и Пастернак: история одной невстречи»
Отношения Цветаевой и Пастернака были, кажется, поверх барьеров и вне условностей. Абсолютное родство душ, но не тел. Эпистолярный роман поэтов длился 13 лет, и ближе этих двух людей, которые так и не встретились лично, у них никого не было. Их общим другом и свидетелем взаимоотношений был Райнер Мария Рильке, с ним они оба состояли в теплой переписке. Цветаева и Пастернак даже хотели вместе поехать к Рильке в 1927 году (и там, наконец, встретиться), но немецкий поэт умер в 1926, а встреча так и не состоялась. Несмотря ни на что Бориса Леонидовича Цветаева считала своим единственным современником:
В мире, где всё
Плесень и плющ,
Знаю: один
Ты — равносущ
Мне.
История этой платонической любви и бесконечной переписки легла в основу спектакля, который идет в Москве.
Посмотреть фильм «Цветаева. Open»
В фильме Вера Полозкова, Людмила Улицкая, Николай Солодников (он же ещенепознер), Константин Хабенский и другие актеры, писатели и музыканты читают стихи и письма Цветаевой, рассуждают о ее трагической судьбе и непростых решениях, которые приходилось принимать во времена революции и эмиграции. Из важного — обсуждают смерть младшей дочери, Ирины Эфрон, и клевету вокруг этого жуткого события (поэтессу засыпали обвинениями уже в 2000-е, после обнародования ее личного архива). Слушая реальные подробности о непростой жизни в то время, читая подлинные письма к родным сложно не проникнуться сочувствием к судьбе Цветаевой.
Совершить прогулку по несуществующему дому
Любимым местом Марины Цветаевой в Москве был «дивный дом в Трехпрудном», где поэтесса провела детство и юность. Он не сохранился, но сестры Цветаевы так часто, с теплом и в деталях вспоминали его в своих дневниках, что по ним и еще четырем фотографиям современным исследователям и художникам удалось воссоздать обстановку дома. Теперь у нас есть возможность пройтись по старинным комнатам на виртуальной прогулке: в интерактивных интерьерах вещи по-прежнему хранят истории — достаточно навести мышку.
Засыхали в небе изумрудном
Капли звезд — и пели петухи…
Это было в доме старом, в доме — чудном…
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном —
Превратившийся теперь в стихи!
После можно посмотреть видеогид Марии Сурвилло «Арбатский маршрут Цветаевой» и использовать его для своей прогулки по центру. По пути встретятся знаковые для Марины Ивановны места, а приведет дорога к дому-музею в Борисоглебском переулке.
В нем Цветаева жила в годы революции и Гражданской войны, пока не уехала в эмиграцию. Сейчас здесь собраны личные вещи поэтессы и ее семьи — их истории обязательно расскажут на экскурсии. Кстати, недавно экспозиция пополнилась единственным написанным маслом прижизненный портретом Марины Цветаевой — кисти Магды Нахман.
Купить украшение от AVGST
Серьги или тринкет из коллекции «Август — астры», созданной по мотивам одноименного стихотворения Цветаевой. Тут не только астры, но и серебряные звезды, грозди винограда и рябины, и — сердце! Тринкеты разных форм можно носить как подвески на цепочке или браслете, а можно собрать из них целое стихотворение-колье!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце.
Читайте также:
слов на улице | Washington Examiner
Book Reviews
12 октября 2015 г. 00:00
Мы с Чарльзом Симиком оба выросли в Белграде — тогда в Югославии, а теперь в Сербии — он позже и труднее меня. Иммигрировав, он стал известным американским поэтом и прозаик, получивший множество наград, в том числе Пулитцеровскую премию и стипендию Макартура. Он опубликовал 20 томов стихов и несколько томов прозы, а также переводы стихов с различных югославских диалектов. До недавнего времени он преподавал в Университете Нью-Гемпшира. Он появляется сейчас с Безумец , сборник стихов, и Жизнь образов , избранная проза. На обложке первого изображены две мужские фигуры в костюмах, пожимающие друг другу руки, но без головы и с шишками на суставах, что делает его сюрреалистом, в чем он уступает только своим самым ранним работам.
Теперь мне кажется, что сюрреализм был полезен для того, чтобы пробудить поэзию и искусство из упадка, созданного эпигонами символизма. Но он изжил себя в наше время, когда все барьеры сняты. Тем не менее Симич, несмотря на опровержения, похоже, остался в этом режиме. Рассмотрим пару стихотворений, которые хотя и короткие, но отличаются от более длинных только длиной. Вот «Наша банда».
Как мотыльки Вокруг фонаря В аду Мы были. Потерянные души, Один и все. Если найдено, вернуть отправителю.
Мы не знаем ни кто была наша банда, ни кто их отправитель и как их можно вернуть. Как же тогда мы можем сопереживать? Тем не менее, если в аду есть уличные фонари, это не может быть так уж плохо. Вот «Прохождение».
Анонимный Незаметный кто-то, Меньший, чем блоха, Прошлым вечером прокрался ко мне на подушку, Не обращая на меня внимания. Низкий и смиренный, И в спешке, бьюсь об заклад, Чтобы добраться до церкви И поблагодарить своих святых.
В этом есть абсурдизм сюрреалистов, но он не поражает, не веселит и не бросает вызов воображению. Некоторым это может показаться забавным, хотя я считаю, что это хуже, чем человек, поскользнувшийся на банановой кожуре. И гораздо более претенциозный. Всего 70 стихотворений, и ни одно из них нас не привлекает.
Итак, перейдем к прозе Жизнь образов , которая счастливо противоположна. Он предлагает проницательность и остроумие, вдумчивость и актуальность, а также живую коммуникабельность. И стиль, своеобразный, но разговорный, литературный в лучшем смысле этого слова. Это правда, что многие из этих статей являются рецензиями на книги; но даже если их назначают, а не просят, они тем не менее в высшей степени индивидуалистичны, выходят за пределы случайности. Во всем есть какая-то балканская жизненная сила, напоминающая нам, что слова «энтузиазм» и «вдохновение» по сути являются синонимами даров богов или муз.
Чем увлекается Симик? Поэзия и философия, еда и вино, искусство, хорошая компания, города, семья, но также и сочувствие к хорошо наблюдаемым чужакам, даже к животным, и ненависть и презрение к тем, кто этого заслуживает, даже если они сильные мира сего — особенно затем. Эротика тоже нравится, но не в избытке: «Честное слово, что бы вы предпочли, — спрашивает он, — описание первого поцелуя или доведенных до совершенства голубцов?» Соответственно, два самых ярких эссе — «Жареные колбаски» и «Роман о колбасе». Иногда любовь к поэзии и еде сливаются воедино: «Из самых простых и часто кажущихся несовместимыми ингредиентов и специй, либо по проверенным рецептам, либо придумывая что-то на скорую руку, получаются незабываемые или запоминающиеся блюда. Поэту остается только украсить свои стихи петрушкой и подать их гурманам поэзии».
Симик, как и многие художники, представляет собой сгусток вопиющих противоречий.
Таймс-сквер субботним вечером — самое подходящее место. Город с его толпами, уличным движением, кино, салунами, джаз-клубами, попрошайками, грабителями и да, запахом жареной колбасы всегда привлекал меня больше. Природа — это место, где жили деревенщины, идиотикосы, как древние греки называли несчастных за пределами полиса. . . . [Я] совершенная природа всегда казалась мне раем для дураков.
Но также: «Моим самым оригинальным достижением, возможно, было мое странное утверждение, что единственный способ рассказать людям об ангелах — это показать им травинку».
Вот где секс как посредник вступает в игру: «Любая философия Природы, которая не включает в себя обнаженные пикники и катание на сене, оставляет меня равнодушным». И еще: «Большая часть лирической поэзии есть не что иное, как огромная многовековая попытка напомнить нашим бессмертным душам о существовании половых органов». Или короче: «Настоящий поэт специализируется на своего рода метафизике спальни и кухни. Я мистик сковородки и розовых пальцев моей любви». Он также является проповедником иконоборчества: «Я считаю почти идеальным любое общество, в котором практиковалось искусство высшей непочтительности, а Рассел Эдсон был поэтом-лауреатом». Эдсон — один из малоизвестных писателей, которых отстаивает Симик, чем бунтарнее, тем лучше: «Нет такой радости, как та, которую доставляет поистине возмутительный образ на грани богохульства».
Но поскольку Симик неверующий, что считать богохульством?
Превосходны его оценки выдающихся, но не столь известных писателей, таких как польский писатель Витольд Гомбрович: «Его никогда не беспокоило, что мы можем жить в бессмысленной вселенной. Притворяться иначе означало убегать от правды. Ему не нужна была религия или Бог, чтобы лучше спать». Или это о все еще малоизвестной русской поэтессе Марине Цветаевой: «Так же хороша, как Паунд и Элиот, [у которой] может быть больше хитростей в рукаве как у поэта».
Он находит в поэте странную концентрированную строчку, олицетворяющую его (или ее) сущность. Так, у Цветаевой самоубийца: «Боже, не суди! Ты никогда не была женщиной на этой земле. Или это, от франко-румынского философа Э. М. Чорана: «Бог боится людей. . . человек — чудовище, и история доказала это». И снова из итальянского поэта Сальваторе Квазимодо: «Черный вой матери, идущей навстречу сыну, распятому на телефонном столбе». Симич называет это «одной из самых ужасающих строк поэзии 20-го века» и размышляет, что «возможно, только в лирике этот вой матери может быть слышен так громко, как это должно быть».
Симич верит в спонтанность поэзии: «Мне потребовались годы, чтобы признать, что стихотворение умнее меня. Теперь я иду туда, куда он хочет». Более того, «только литературоведы не знают, что стихи большей частью пишут сами». Но он в равной степени уважает прекрасных артистов, о которых много пишет, — Босха, Одилона Редона и Джозефа Корнелла — и, кроме того, отдает дань уважения Бастеру Китону и ряду исполнителей блюза: «Я слышал почти все записи популярной музыки. и джаз, сделанный между 1920 и 1950. Это, наверное, самое эзотерическое знание, которым я владею».
Симич заработал свой успех нелегким путем, пережив гражданскую войну и бомбардировки НАТО в Сербии. В Нью-Йорке «я годами питался супами и супами, приготовленными греком жирной ложкой на 8-й Восточной улице». В Чикаго «по вечерам я учился в Чикагском университете, а днем работал в Chicago Sun-Times. » Тем не менее, «моими величайшими учителями как в искусстве, так и в литературе были улицы, по которым я бродил». А поддерживало его чувство юмора: «У подлости и глупости всегда радужное будущее. Миру еще не хватает нескольких зол, но они придут».
Джон Саймон — писатель и критик из Нью-Йорка.
Поделитесь своими мыслями с друзьями.
Поэтесса Серебряного века Марина Цветаева
Литература Личности
Елена
Зимний пейзаж Тарусы. Памятник поэтессе серебряного века Марине Цветаевой. Скульптор Борис Мессерер
Памятник поэтессе Серебряного века Марине Цветаевой
«Я не принимаю вечность!
Зачем ты меня похоронил?
Мне не нравится быть под землей
Взято из моей любимой земли! “
ПодробнееСкульптура «Балерина» работы Елены Янсон Манизер
И на ее любимой земле, в России, постоянно появляются памятники, скульптуры и мемориальные доски, увековечивающие память о поэтессе. И один из самых известных, пожалуй, памятник на берегу Оки в Тарусе. Вот Марина Цветаева – блудная дочь, босая, согбенная, как всегда виноватая, стоит спиной к реке. Тем не менее памятники Цветаевой украшают не каждый парк и не каждый сквер, не каждую улицу города. И это правильно.
«Слава! – Я не хотел тебя:
И я не мог с тобой справиться.
М. Цветаева.
Даже при жизни она не была подконтрольна никому и ничему. 31 августа 1941 года Цветаева покончила жизнь самоубийством. Похоронили поэтессу в городе Елабуге, на Петропавловском кладбище.
Замечательный памятник Цветаевой – рябина, желтые кленовые листья, река и она живая и беззащитная, как в жизни. Скульптор Борис Мессерер
Помимо памятников, чум и скульптур, ей посвящены музеи. Среди них – музей на Сретенке в Москве, два музея во Владимирской области, Феодосии и Башкортостане.
Из «Флорентийских ночей»:
«Люби меня сильно, люби меня красиво, люби меня всякою! Что касается меня, то я всегда хотел и даже требовал, чтобы меня любили такой, какая я есть. Не за то, чем, по вашему мнению, я мог бы или должен быть. Не суди меня хуже, чем меня создала природа – или сделай зеркало – вот все, о чем я смиренно прошу у художника и любителя. Взгляни на меня всем твердым взглядом и «сотвори» женщину, которая рядом… Что касается меня, то я уже создан, и создан Богом. Лучший создатель. Это я. Если я тебя огорчу — прости меня за то, что я есть».
Как египетская царица, Цветаева, 2014. Одесса
Читать далееЧеловек-невидимка Памятник-невидимка
Совсем недавно в Одессе появилась скульптурная композиция, изображающая двух знаменитых поэтесс «Серебряного века» – Анну Ахматову и Марину Цветаеву. Но, на самом деле, их образ далек от реальности. На пьедестале — две очаровательные египетские бронзовые дамы, а у ног этих красавиц — два леопарда. На боковой части монумента изображен коптский крест – магический знак, символизирующий вечную жизнь.
Работа скульптора Андрея Тыртышникова. Поэтесса Серебряного века Марина Цветаева
20 октября 2016 года в Ратуше города Ванв (Иль-де-Франс) был установлен бюст Марины Цветаевой (скульптор Андрей Тыртышников), который позже будет перенесен в сад Ратуши. Марина жила в Ванве на улице Жан-Батиста Потена, 65 с 1934 по 1938 год, писала автобиографическую прозу, стихи и стихи…
Работа скульптора Юрия Солдатова, бюст установлен в 1992 году в Башкирии
ПодробнееПрекрасный итальянский скульптор Джина Лоллобриджида
Памятник Марине Цветаевой (работа скульптора Юрия Солдатова) установлен в 1992 году в Башкирии, близ города Белибей, в поселке Усень-Ивановский.