Стихи евтушенко дай бог: Дай бог! — Евтушенко. Полный текст стихотворения — Дай бог!

«Дай бог!» Лучшие стихотворения Евтушенко

Русский поэт, сценарист, публицист и актер. Писать стихи Евтушенко начал с самого раннего возраста и уже к 20 годам выпустил свой первый сборник. В его стихах традиционно затрагиваются вопросы нравственности и морали, проблемы гражданственности и международной политики. В произведениях Евтушенко всегда присутствует широкая гамма настроений и разнообразие жанров. Евгений Евтушенко вошел в число так называемых поэтов-шестидесятников. Его выступления на всегда собирали огромное количество зрителей.

Дай бог слепцам глаза вернуть

и спины выпрямить горбатым.

Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,

но быть нельзя чуть-чуть распятым.

 

Дай бог не вляпаться во власть

и не геройствовать подложно,

и быть богатым — но не красть,

конечно, если так возможно.

 

Дай бог быть тертым калачом,

не сожранным ничьею шайкой,

ни жертвой быть, ни палачом,

ни барином, ни попрошайкой.

 

Дай бог поменьше рваных ран,

когда идет большая драка.

Дай бог побольше разных стран,

не потеряв своей, однако.

 

Дай бог, чтобы твоя страна

тебя не пнула сапожищем.

Дай бог, чтобы твоя жена

тебя любила даже нищим.

 

Дай бог лжецам замкнуть уста,

глас божий слыша в детском крике.

Дай бог живым узреть Христа,

пусть не в мужском, так в женском лике.

 

Не крест — бескрестье мы несем,

а как сгибаемся убого.

Чтоб не извериться во всем,

Дай бог ну хоть немного Бога!

 

Дай бог всего, всего, всего

и сразу всем — чтоб не обидно…

Дай бог всего, но лишь того,

за что потом не станет стыдно.

Евгений Евтушенко, 1990

***

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

 

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой неинтересностью своей.

 

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

 

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

 

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

 

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

 

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

 

Уходят люди… Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

***

Идут белые снеги,

как по нитке скользя…

Жить и жить бы на свете,

но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,

 

растворяясь вдали,

словно белые снеги,

идут в небо с земли.

Идут белые снеги…

И я тоже уйду.

 

Не печалюсь о смерти

и бессмертья не жду.

я не верую в чудо,

я не снег, не звезда,

и я больше не буду

никогда, никогда.

И я думаю, грешный,

ну, а кем же я был,

что я в жизни поспешной

больше жизни любил?

 

А любил я Россию

всею кровью, хребтом —

ее реки в разливе

и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,

дух ее сосняков,

ее Пушкина, Стеньку

и ее стариков.

Если было несладко,

я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно,

для России я жил.

И надеждою маюсь,

(полный тайных тревог)

что хоть малую малость

я России помог.

Пусть она позабудет,

про меня без труда,

только пусть она будет,

навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,

как во все времена,

как при Пушкине, Стеньке

и как после меня,

Идут снеги большие,

аж до боли светлы,

и мои, и чужие

заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,

но надежда моя:

если будет Россия,

значит, буду и я

«Исследовательский проект «Стихи, проверенные временем. Завещание Евгения Евтушенко»

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя
общеобразовательная школа г. Мамоново

 

 

Научное
общество учащихся

XI фестиваль проектов

«Ступени»

«Стихи, проверенные временем.

Завещание Е. Евтушенко»

 

Автор:

Гачаев  Сиявуш,

ученик
10-1 класса

Руководитель:

Никулина
Светлана Николаевна,

учитель
русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

2017
г

 

Введение

А что мы знали, в сущности, о них?

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

     
Это стихотворение Евгения Евтушенко было мной открыто неожиданно: в трагический
день для русской культуры-  в день  его смерти… Так уж  получается в жизни,
что начинаешь  знакомиться с человеком и его творчеством, когда его душа уже не
на   земле… 1 апреля этого года Евгения Евтушенко не стало…Не стало
человека… Не стало поэта… Не стало человека-эпохи…

   Телевидение,
общественность, публицистика  на страницах газет, по различным телеканалам в
этот день посвятили телепередачи, статьи, интервью   памяти  последнего
великого поэта 20 века- поэта «плеяды шестидесятников»… В этот
непростой для русской словесности день я познакомился с человеком, своей жизнью
доказавшим главный свой постулат : «Поэт в России больше , чем
поэт. ..»  Познакомился… но не узнал… Можно ли за несколько дней узнать
и понять поэта? Ведь поэт-это безмерность…

  Кто
Вы, Евгений Евтушенко? Что Вы за человек?  Почему Ваши стихи мои родители знают
наизусть? Что Вы нам , молодым, завещаете в своих стихах? Почему мое поколение
о Вас ничего не знает? Как же так получилось?

  Строки
из его стихов, сказанные  о законах нашей человеческой жизни, как никогда
актуальныНе люди умирают, а миры.  Людей мы помним, грешных и
земных.  А что мы знали, в сущности,
о них?»

     А
что мы знали? А что знаем? И найдем ли время и желание узнать?

 Этот 
непростой  вопрос , как угрызение совести, заставил меня бросить все привычные
дела и сесть за интернет… Я стал жадно читать его стихи… «Людей
неинтересных в мире нет», «Нежность», «Великих книг у нас
не стало», «Хотят ли русские войны»… «Дай бог»,

    И
мне открылся  удивительный мир поэзии Евгения Евтушенко: мир чести и
достоинства, утверждения порядочности на земле, совести. .. Слова, может, сказанные
категорично, но честно и справедливо…  Миру людей не хватает  ЧЕЛОВЕЧНОСТИ…

Так родилась у меня идея создания исследовательского проекта «Стихи , проверенные временем.  Завещание Е. Евтушенко».

    
Цель проекта— открыть особенность поэтического мира Евгения Евтушенко, раскрыть
его концепцию  отношений мира и человека, выделить  те значимые произведения,
которые, на мой взгляд,  должны быть   включены  в программу   изучения   современной
литературы в школе, призванной воспитывать читателя, облагораживать душу школьника…

   
Гипотеза проекта
: поэзия Евгения
Евтушенко занимает достойное место в русской словесности, его поэзия 
продолжает традиции  великой русской культуры-поэзии  Пушкина, Лермонтова, Маяковского,
Ахматовой, Пастернака…

Объект
изучения
— биография и поэзия
Евгения Евтушенко.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава

Читая стихи
за кусок хлеба, я понял, чем должен заниматься в жизни.

..

Эй, бабоньки, за полководство,
Так, что хоть ноги уноси!
Подымем вместе производство
Порядочных людей Руси!
Е. Евтушенко

Моя фамилия — Россия,

а Евтушенко — псевдоним.

 

     Поэт… Последнее лицо поэзии 20 века…Евгений Евтушенко…Как
стал поэтом и как разгадал свое призвание? Попробуем разобраться…

      Евтушенко с раннего детства считал и ощущал
себя Поэтом.   Начал писать стихи  в 5-6 лет. Стихи писал отец,  хотя был  геологом.
Любовь к стихам привил тоже отец . С детства мальчик привязан к книгам,
родители  помогали познать мир с помощью книг, регулярного общения с ребенком;
каждая прочитанная книга- обмен мыслями и чувствами, переживаниями за судьбу
героев… Любимый поэт- Пушкин. Как у Пушкина, у Евтушенко была няня- Нюра.

 

Спасибо моей няне Нюре —

за то, что я в литературе.

И еще:

— Я по наказу Нюры

не
распускаю нюни. ..

 

     Война
раскрыла его главный талант- писать и читать стихи. Решение стать поэтом пришло
неожиданно. «Во время войны жили в Москве, -вспоминает Евтушенко,- когда
немцы подступали к столице, меня мама отправила в эвакуацию, в Сибирь. Я ехал
на поезде четыре месяца, голодал.  Пришлось побираться. На станциях, за кусок
хлеба приходилось читать стихи. И во время одной из остановок, какая-то
женщина, услышав меня, расплакалась и отломила половину буханки хлеба. А когда
прочел еще, она отломила половину от своей оставшейся половины, а те крохи,
которые у нее остались, слизывала с ладони языком. Вот тогда я понял, чем
я должен заниматься в жизни».

  Начало 1960-х годов  – Евтушенко, одним из первых среди поэтов,
выходит на эстраду. Сначала он читает свои стихи со сцены Политехнического
музея, позже начинает собирать стадионы. В этот же период Евтушенко начинает
писать песни. Первой стала «Хотят ли русские войны» (композитор Э.
Колмановский, первый исполнитель Марк Бернес).

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.

     Что можно сказать по поводу этих строк?
Русские люди, русский народ умеет воевать и отстаивать свободу своей Родины, но
ни один русский человек не хочет войны, потому что цена победы слишком высока-
цена человеческой  жизни… Тишина, легкий шепот летнего ветерка, еле слышный
шелест тополей… Вот что близко и мило сердцу каждого русского человека…

Евтушенко не понаслышке знает, что такое война, что такое
горе и ужас…

Да, мы умеем воевать,

но не хотим, чтобы опять

солдаты падали в бою

на землю грустную свою.

Спросите вы у матерей,

спросите у жены моей,

и вы тогда понять должны,

хотят ли русские войны. ..

2 глава

Стихи, проверенные временем

Нынешняя поэзия более камерна,

обращена к узкому кругу

понимающих читателей,

знатоков, ценителей.

 А Евтушенко обращается

 к человеческому множеству.

 Это многим кажется устарелым,

как устарелой кажется эпоха,

 в которую поэты собирали стадионы.

А. Чупринин

        60-ые годы признано считать  эпохой «оттепели»-духовным
возрождением культурной жизни  нашей страны. Это возрождение коснулось в первую
очередь искусства и литературы.

    Поэзия становится трибуной общественной жизни
страны, отражением духа   нового времени. И конечно, появляются новые герои.
Они ,словно «оттаивая», впервые  в после — военной литературе 
высказываются, хотя и осторожно, против «показухи», двоедушия и
равнодушия, царящих в обществе. Не остался в стороне от своего времени и
Евгений  Евтушенко.

       Он принимает участие в поэтических
вечерах, проходящих в Политехническом музее. Его партнерами стали Роберт Рождественский,
Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Евтушенко понимал, что они становятся поэтами
следующего поколения. Их тогда назвали «шестидесятники».

Лучшие
из поколения,
цвести вам —
не увядать!
Вашего покорения
бедам —
не увидать!
Разные будут случаи —
будьте сильны и дружны.
Вы ведь на то и лучшие —
выстоять вы должны.
Вам петь,
вам от солнца жмуриться,
но будут и беды
и боль…
Благословите на мужество!
Благословите на бой!

     Когда читаешь стихи, конечно, себе задаешь
вопрос: почему поэт написал это стихотворение, что переполняло его душу и
сердце, что же он хочет поведать мне, лично мне…Обращаясь к своим друзьям , к
читателю, поэт наставляет и желает «не увядать, быть сильными и
дружными», главное- выстоять. ..ведь будут и беды, и боль…Будет и бой…Время-то
непростое… Бой за честь и достоинство на нашей земле!

     
Перечитывая стихи поэта,  не могу не отметить  произведение, которое произвело
на меня очень  сильное впечатление-  стихотворение     «Нежность».

  
   Нежность … Что же это слово значит для многих из нас ? Несомненно, для
большей части людей нежность- это проявление любви и заботы .  Этому, казалось
бы , давно изученному слову придает Евгений Евтушенко новое, я бы сказал,
необычное  звучание… Что же такое “нежность” для него ? Какой смысл он
вкладывает в это ,на первый взгляд, обычное слово?

    
Перед нами произведение  философской лирики, призванной отражать мысли и
чувства поэта на непреложные истины.  В нем поэт размышляет о том , что человек
получает то самое внимание , заботу и , наконец , нежность лишь тогда
, когда покидает этот мир .    Евтушенко утверждает , что нужно уделять внимание
каждому человеку при жизни, а не так, как часто получается:

                       
Живым — равнодушье, внимание —
мертвым?…

    В этих строках поэт выражает свое несогласие
с общепринятыми тенденциями.     Для аргументации своего мнения Евтушенко
приводит в пример Великого Поэта – Владимира Владимировича Маяковского. Как нам
всем известно , у этого поэта были очень сложные отношения с властью,
общественностью, с коллегами по «цеху» . Именно на это обращает
внимание Евгений Евтушенко :

                      Что Маяковского жизни
лишило?

                      Что револьвер ему в руки
вложило?

                      Ему бы –

                      при всем его голосе,

                      внешности –

                      дать бы при жизни

                      хоть чуточку нежности…

   Евтушенко делает акцент на том , что , если бы
Владимира Владимировича при жизни хоть каплю бы уважали , ценили ,то ,возможно,
не случилось бы такой трагедии, которая до сегодняшнего дня за семью печатями…

   Заканчивает свою элегию поэт грустными строками
:                        

                          Люди живые — они
утруждают.

                          Нежностью только за
смерть награждают.

   Так что же значит для Евгения Евтушенко слово
“нежность”?

 Нежность для Евтушенко – это то чувство , которое
поддерживает жизнь любого из нас . А ведь правда, какой бы ни была сложной ситуация,
достаточно лишь уделить каплю внимания и чуточку нежности, как человек начинает
ощущать важность своего присутствия в этом мире …

    
    Ни для кого не секрет , что ,к сожалению, в наше время очень мало стало
появляться Великих литературных произведений . Именно об этот размышляет
Евгений Евтушенко в своем  поэтическом размышлении “Великих книг у нас не
стало…”

     
С первых строк поэт обращается к родной земле с вопросом :

Неужто ты рожать устала 
    Пророков, русская земля?..

   
Евтушенко с грустью осознает, что даже он не является гением :

                                                    
Беда. Не гений даже я…

      
Начиная уже с третьей строфы поэт поднимает новую, важную  проблемы — проблему
порядочности. Евтушенко говорит , что стране нужно не просто больше людей , а стране
не хватает порядочных людей :

Но больше гениев нам надо,
И больше всех царей, вождей —
Людей исчезнувшего склада, —

Людей! Порядочных людей!

 
 Первый вопрос , который возникает у человека ,прочитав эти строки: а
порядочный ли я?  Именно этого,  на мой взгляд, добивался Евтушенко –
самоанализа … Ведь,  если человек начинает себя анализировать и давать оценки
своим поступкам ,то он невольно становится лучше … Самоанализ- это первый шаг к
самосовершенствованию…

Далее
поэт открыто обращается к русским женщинам, видно, только на них и можно
надеяться, желая повысить число людей чести и достоинства:

Эй, бабоньки, за полководство,
Так, что хоть ноги уноси!
Подымем вместе производство
Порядочных людей Руси!
 
Завершает свое философское произведение поэт строками о том, что он будет велик
вместе со своей страной не за счет той крови , которую пролили наши деды и
прадеды , а за счет тех Великих книг, которые рождались и   рождаются на этой
земле  :

                                 
Русь, будь великой на здоровье,
                                   И буду я тобой велик,
                                   Но не за счёт великой крови,
                                   А лишь за счёт великих книг.

  
Обобщая сказанное, Евтушенко заостряет внимание читателя  на нескольких проблемах:
порядочности  как ценности  и нехватки Великих книг в наше
время…

  
 Но  почему он не может ограничиться лишь одной из этих проблем ? Очевидно 
мнение поэта : только от порядочных людей зависит будущее нашей страны в целом.
Пока в мире будут порядочные люди, будут и появляться Великие книги. Главное,
помнить, что цель человечества-  ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3
глава

Завещание
Евтушенко
                                
Дай бог всего, всего, всего

                                  и сразу всем —
чтоб не обидно. ..

                             Дай бог всего, но
лишь того,

                             за что потом не
станет стыдно. 

      
О стихотворении»Дай Бог» хочется поговорить особенно, поэтому мы
решили  ему посвятить целую главу.

   
Его можно воспринимать и как пожелание , и как наказ, и как напутствие , и как
завещание… Каждый может выбрать то, что ему видится в этом замечательном
произведении… Каждому дано право разобраться  в себе и задать  непростые
вопросы:

 
а как я живу? какой вижу свою жизнь? чего хочу добиться? и как я хочу прожить
эту жизнь? Что должно быть мерилом ценности  жизни?

  
    Кого не хватает в наше время? К кому  за помощью обращаются люди, когда
болит душа, когда трудно и нет никакой надежды? К  Богу…  А как часто мы
употребляем в своей повседневной речи афоризмы ‘’Слава Богу’’ и ‘’Дай Бог ’’! Сами
того не замечая , мы обращаемся к Нему… Евгений Евтушенко написал стихотворение,
названием которого является второй афоризм – «Дай Бог».   Вряд ли сам
поэт воспринимал его как завещание…Но мне кажется возможным это произведение
воспринимать именно так…

  
Что же просит поэт у Бога и насколько его просьбы  актуальные и созвучны с
вечными истинами… Приглашаю  к  размышлению и диалогу…

 
Сразу бросается в глаза дата написания произведения – 1990 год…Очень непростой
для нашей страны… Меньше года оставалось до развала СССР . И кто знает ,
возможно , Евтушенко это предвидел … Он  предвидел тот ужас, который придется испытать
великой стране…, которая будет разрушена навсегда…

  
В начале своего философского произведения Поэт обращается к Богу с просьбою о
помощи  всему человечеству :

                            
Дай бог слепцам глаза вернуть и
спины выпрямить горбатым…

От символического языка Евангелия мы переносимся
в современный язык и понимаем, что не только освобождение от физических недугов
(хотя это тоже крайне важно) просит у Бога Евтушенко: он  молит Бога о
прозрении человечества и  об освобождении от рабского чинопочитания и
идолопоклонства- слишком дорого заплатил наш народ за эти страшные   черты и
качества советской эпохи. .. Человек призван встать с четверенек, с колен  и
обратиться к Богу… Стоять вертикально… Головой  стоять к Небу…

    После двух первых строк начинаешь понимать ,
что Евтушенко не просит наделить человечество сверхъестественными способностями
, он считает, что человечество не способно выдержать такое страшное наказание,  которое
понес незаслуженно Иисус- быть распятым :

                   …Дай бог быть богом хоть
чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым.

    Евтушенко говорит о том , что каждый человек
сам творит свою судьбу , каждый из нас решает , как ему жить …но идеал
обозначен,  мы -образ и подобие Бога… Как нам далеко до идеала, но… поэт не
лишает человека возможности приблизиться с совершенству…

Поражают мудростью следующие строки:

Дай бог не
вляпаться во власть
и не геройствовать подложно,
и быть богатым — но не красть,
конечно, если так возможно.

  Поэт предупреждает о том,
чем может обернуться  властолюбие и власть , которая подчас испепеляет
души, делая их каменными и жестокими; он просит «быть богатым», но
сразу дает установку, чтобы не ценой воровства, ведь  заповедь  «Не
укради!» дана Богом человеку неслучайно. .. воруя, мы присваиваем себе
чужое… Это подло… и недостойно человека…

     До глубины души трогают выстраданные
строки, напоминающие о судьбе великих людей-правдоискателей,  которых  уничтожали  
за свободомыслие  и способность не  падать на колени перед власть 
предержащими… Александр Солженицын, Владимир Высоцкий, Андрей Сахаров, Иосиф 
Бродский, Борис Пастернак, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович… Великие
люди… Великие судьбы… Гордость нашего Отечества… А страна «пнула
сапожищем». Поэтому Евтушенко, номинант Нобелевской премии, имеет право
так писать:

Дай бог, чтобы твоя страна
тебя не пнула сапожищем.
Дай бог, чтобы твоя жена
тебя любила даже нищим.

     А
последнее двустишие о любви второй половины звучит уж слишком актуально…
Любовь -очень сложное чувство : оно может быть великим, и оно же вдруг может 
исчезнуть, когда в семье начинаются первые испытания… И только та любовь
истинная, если она не основана на материальном благополучии. .. А основана на самопожертвовании, 
на умении выстоять под напором рыночного времени.

 В тяжелые 90-ые  и после 90-ых годов
прошлого столетия  русское общество, русский народ  остался  без поводыря, без
ТОГО, кто всегда был Заступником и Спасителем… Люди потеряли почву под
ногами… Люди утратили   или исказили  понятия «честь», «совесть»,
«веру в Бога»… Евтушенко-поэт хочет   остановить
эту череду разочарований :

…Чтоб не извериться во всем,

Дай бог ну хоть немного Бога!…

Хоть немного…

  Завершает поэт  своё завещание строками, в
которых он желает получить каждому из нас “всё” :

                                 Дай бог всего,
всего, всего

                             и сразу всем — чтоб
не обидно…

                             Дай бог всего, но
лишь того,

                             за что потом не
станет стыдно.

  Каждому из нас необходимо то , что сделает нас
счастливыми … Евтушенко, надеясь на совесть людей ,простит Бога дать то ,что
действительно необходимо каждому из нас : здоровья , любви и взаимного
понимания , заботы, нежности, материального достатка …  Главное, чтобы за  ВСЕ
это  не было СТЫДНО. ..

 

  

   

 

Выводы

Я приду в двадцать первый век. 
Я понадоблюсь в нём, как в двадцатом, 
не разодранный по цитатам, 
а рассыпанный по пацанятам, 
на качелях, взлетающих вверх… 

Цель человечества — человечность!

Евгений Евтушенко

       
Евгению Рейну, другу и, как многие считают, учителю Бродского,
принадлежит  утверждение, датированное  1997 годом: «Россия – особая
страна решительно во всех отношениях, даже под углом ее поэтического облика.
Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий
поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом.
Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в
последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок –
Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с
разными лицами. Такова поэтическая судьба России».

   Последний поэт 20 века … Уверенный, что в 21 веке  его
творчество будет важно и нужно людям, как и творчество Пушкина, Лермонтова,
Маяковского, Ахматовой…

 Мне трудно говорить за все мое поколение…Кому-то, возможно,
творчество Евтушенко и не покажется  серьезным и интересным… Но такой поэт в
нашей культуре есть… Поэтому будем достойными наследниками его стихов, его
высказываний, его откровений…

   Откроем томик  его  стихов, найдем в интернете его стихи, прочитаем
их не спеша, и нам откроется , пусть не сразу, душа поэта Евгения Евтушенко,
неравнодушная к человеку и его миссии на земле.

 Я верю, что через несколько лет, открывая учебники  русской
словесности, я увижу портрет Евгения Евтушенко и его стихи…

     «Нежность»… Хотят ли русские войны»… Дай
Бог» и многие другие стихи, достойные  того, чтобы их учили и знали все
те, кто считает себя русским  человеком, наследником великой культуры и
литературы…

Русь, будь великой на здоровье,
И буду я тобой велик,
Но не за счёт великой крови,
А лишь за счёт великих книг.

Так считал Евтушенко. Так считаю  я!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1.(http://rupoem.ru/evtushenko/xotyat-li-russkie.aspx)

 

Евтушенко, Поэт-украл яблоки

В любом человеке, который умирает там, умирает вместе с ним, его первый снег и поцелуй и бой, он уходит с ним…. Не люди умирают, а миры умирают в них.

~ Yevgeny Yevtushenko, «People»

в Превосходная автобиография , российский поэт Евгений Евтушенко, который ушел 1 апреля, рассчитывал историю своего посещения книжного магазина после получения королевской коллекции. Мужчина средних лет искал поэзию, которая вселила бы надежду в жизнь молодой женщины. Когда кладовщик подал ему книгу Евтушенко, он пролистал ее и нашел, что она не способна поднять чей-то дух. Когда Евтушенко вышел из магазина и пошел домой, он увидел на мосту целующуюся пару и плачущую старуху. Он считал, что эти сцены заслуживают поэзии, а не скрытых идей в его голове. Тоска этого осознания так тяготила его сердце, что он вынул мешок с копейками, данный ему как царское достоинство, и бросил его в реку. Он не заслуживал денег за написание стихов, не связанных с обычными человеческими радостями и горестями. Поэт родился.

В той же книге он подверг сомнению ленинское предупреждение о том, что коммунисты не должны критиковать открыто, так как это поможет их врагам подобрать их для употребления, как хлебные крошки из-под стола. Евтушенко не согласился, написав: «Сильный человек никогда не боится показать свою слабость». Если не считать красноречивой библейской (и феодальной) ссылки на хлебный мякиш, изначально говорящей о хозяине и собаке, отношение Ленина к критике ужесточилось при Сталине, и все критические замечания в адрес советского режима официально считались заговором. Евтушенко прожил ту мрачную эпоху подозрений, арестов и лагерей, превратив протест в поэзию. По традиции поэтических чтений в Советском Союзе он часто читал заводским рабочим. Для поэта, дедушка и бабушка которого погибли во время сталинских чисток 19-гоВ 30-е годы Евтушенко, однако, был осторожен в оценке своих слов, и критики часто жаловались, что он намеренно позволил ослабить свой голос несогласия, чтобы не вызвать недовольство государственных чиновников, которые предоставили ему награды и свободу писать и путешествовать. Но Евтушенко выступил против запрета романа Владимира Дудинцева « Не хлебом единым », за что его выгнали из университета. Когда власти осудили Бориса Пастернака за его роман « Доктор Живаго », а затем и за Нобелевскую премию, Евтушенко отказался участвовать в этом. Поэт также публично выступал против советского вторжения в Чехословакию, а затем и в Афганистан.

Среди попутчиц Евтушенко была и его первая жена, поэтесса Белла Ахмадулина. Когда она умерла в 2010 году в возрасте 73 лет, Евтушенко сказал: «С Беллой Россия потеряла еще одного великого поэта, который отдал должное [Анне] Ахматовой и [Марине] Цветаевой как их творческой наследнице. Белла была не только образцом преданности поэзии, но и замечательной гражданской честности. Она бесстрашно возвышала голос за тех, кто впал в немилость у властей». Евтушенко никогда не мог сбрасывать со счетов поэтические обязанности диссидентов при сталинском режиме и после него. Отдавая дань уважения Ахматовой — поэтессе, которую Сталин пренебрежительно называл «полумонахиней-полушлюхой», но чье стихотворение «Реквием», самый лирический возглас против сталинской эпохи, переживет диктатора, — Евтушенко написал «Памяти Ахматовой»:

Два века наши — и прошли. Как мы могли плакать?
Сама мысль была сухой. Жива,
Она была невероятна.
Как она могла умереть?

О Сталине он тоже сказал последнее слово. В известном стихотворении «Наследники Сталина», опубликованном в «Правде» в 1962 году, спустя много времени после прихода Хрущева к власти, Евтушенко писал:

Обращаюсь к нашему правительству с просьбой:
удвоить

утроить
караул у этого надгробия,
Чтоб Сталин не вставал.

Тень сталинского страха так глубоко проникла в сознание людей, что даже известие о его смерти вызвало недоверие. Далее в стихотворении. Евтушенко написал,

Он оставил много наследников на земном шаре.
Мне кажется,
как будто телефон был установлен в
его гроб

Телефон, который внезапно звонит в фильме Андрея Тарковского, Сталкер, и пугает главных героев, парящих вокруг гигантских обломков, тоже намекает на постоянство прошлого в обломках настоящего? Страх перед призраком тирана, пережившего его, внезапно созвавшего народ на свой суд несправедливости, вынесшего очередной смертный приговор? В фильме Тарковского никто не говорит по телефону с той стороны. Но на мгновение возникает жуткое ожидание, что голос мертвых может заговорить.

В своей автобиографии Евтушенко писал о том, как коммунистическая власть ввела коммунизм народа, существовавший в Советском Союзе, в гнетущий оцепенение, которое они оба осознавали, но с трудом могли высказаться: «Понимал ли русский народ, что происходит на самом деле? Я думаю, что широкие массы этого не сделали. Они интуитивно чувствовали, что что-то не так, но никто не хотел верить тому, о чем догадывался в своем сердце… Русский народ предпочитал работать, а не думать и анализировать. Они работали в бешеном отчаянии, заглушая грохотом машин, тракторов и бульдозеров доносившиеся до них вопли». Блестящее описание того, как шум работы сдерживал новости о терроре.

В своем самом знаменитом стихотворении «Бабий Яр» Евтушенко упоминает овраг на Украине, где во время Второй мировой войны нацистская армия убила и бросила в братские могилы тысячи евреев. Кремль отказался строить памятник их смерти, приводя странные отговорки, и поэт, утверждая свое еврейство, писал тоном отчаяния, напоминающим Пауля Целана:

Мне кажется, что я Анна Франк,
Прозрачная, как тончайшая ветка в апреле,
И я влюблен, и мне не нужны фразы,
Но только то, что мы смотрим друг другу в глаза.

В своей книге « Русский век » Евтушенко предлагает поразительное поэтическое определение истории: «Но история — это та редкая женщина, которая не любит смотреться в зеркало». Это потому, что она не верит в зеркало? Или она думает, что зеркало исказит ее лицо? Это заставляет нас задуматься о том, что история не отражает правдоподобных зеркал ни нашего лица, ни мира. Ибо, прежде всего, история лжет, и Евтушенко был свидетелем этой лжи вместе с другими, как он пишет здесь, в «Балладе о ложных маяках»:

Мы околдованы бесчисленной ложью,
Лазурными образами льда,
Лживыми обещаниями открытого неба и моря,
И спасены Богом, в которого мы не верим.

Зажатая между диктатором, в которого принуждают верить, и Богом, которого не видно, история становится полем неверия, где труд не спасает сознание людей. История и ее тираны стремятся ликвидировать саму совесть, как понял Евтушенко в стихотворении , « Мучения совести». «Я говорил своими шагами — / в отличие от слов, они не лгут», — писал он в «Нью-Йоркской элегии». Наконец, мы вынуждены искать ясности в нашей собственной жизни. Если любовь — это название одной из таких ясностей, Евтушенко очень хотел вернуться к своим корням, как непослушный подросток. В стихотворении «Украденные яблоки» он провозгласил свои наплевательские намерения в любви:

Пусть меня преследует клевета;
любовь не для слабаков.
Запах любви — это запах
не купленных, а украденных яблок.

Манаш Фирак Бхаттачарджи преподает поэзию в Амбедкарском университете, Нью-Дели. Он часто пишет для The Wire и писал для The Hindu, The New York Times, Los Angeles Review of Books, Guernica, Outlook и других изданий.

Евгений Евтушенко | стоять и плевать

Стихотворение Евгения Евтушенко из сборника 1975 года Отцовский слух .

Цветок картофеля

Дерзкий,
но не богохульник,
Я люблю, как божий дар, асфодель
И ландыш,
и василек
Но я ненавижу всякую кошачью-г uttery
Цветочно-пахнущий Одеколон ,
Развращающий целомудренный запах
Как химические стихи.
И лучше всех –
шутки в сторону –
Я люблю цветок простой картошки,
Как я люблю своего брата,
За его запах земли, незапятнанной карамелью,
За то, что никто не мог придумать
Обман
По крайней мере из это !

Евгений Евтушенко

Эта запись была размещена в Ranters с меткой Евгений Евтушенко by Teesingwells.

Это стихотворение Евгения Евтушенко опубликовано на английском языке Советский журнал Sputnik , 19 ноября67.

Песни Революции

Пой чаще
песни Революции.
Если вы их забыли –
вы глубоко виноваты.
Жизнь стала мягкой?
Вы заботитесь о своей конституции?
Эти песни внезапно остановят ваш уход за больными.
Купите сборник.
Проведите тщательный осмотр.
Ни разу,
не дважды,
но снова и снова.
Про себя,
или вслух,
с чувством и перегибом,
Не отбрасывай их в сторону, если они причиняют боль твоему мозгу.
В их напевах услышишь
холодный лязг цепей
Доносящийся с заснеженных сибирских равнин.
И все-таки поют –
не напевы дня,
А песни революции
тайными голосами
Вместо смелых
заявивших свой выбор.
Плеть тирана
остановила бы их пение
Если бы они пели, как хотели –
наверху,
звонко.
Мы связаны с ними паритетом одной крови.
Мы обязаны петь во весь голос.
Жизнь стала мягкой?
Вы заботитесь о своей конституции?
Ты разуверился в людях?
Потерял веру в мир?
Пой чаще
песни Революции.
Они
бросят в фокус то, что смазала мягкая жизнь.

Евгений Евтушенко
1954

Эта запись была опубликована в Ranters с меткой Евгений Евтушенко автор Teesingwells.

Профиль Адриана Митчелла из Журнал «Анархия» , том 6, номер 8, август 1966 года. ездят на поездах, не платя за проезд, отказываются подчиняться и ведут сомнительную половую жизнь. Лунатики, любовники и так далее. Платон был первым честолюбивым политиком, предложившим исключать таких людей из общества.
… жители Британии, с которыми никогда не советовались,
платят за холодную войну
платят во всех смыслах
, в то время как стоимость холодной войны растет и растет.
Мы заплатим за то, что пинаем Красному Китаю по зубам
Мы заплатим за вооружение южноафриканских фашистов
Мы заплатим в конце концов
Если сначала нам не придется произвести последний платеж
нашими собственными жизнями и жизнями наших детей.

Мандарины нашей культуры утверждают, что это не настоящая поэзия. Его тон настолько отличается от The Wasteland . «Я думаю, что мы в крысиной аллее, где мертвецы потеряли свои кости». Они утверждают, что всякая пропаганда — плохое искусство. Это не означает, что у стихов не должно быть темы или что поэты не должны пытаться изменить наш взгляд на мир. Это означает только то, что поэты не должны писать о политике или комментировать окружающее их общество.
Но с тех пор, как Кристофер Лог собрал по 1 фунту стерлингов от каждого из своих друзей и опубликовал за их счет свой первый сборник стихов, сделав себя поэтом, мандарины стали терять влияние. В 1958 году Лог опубликовал листовку «Моим коллегам-художникам» и сам продавал ее. Теперь его последняя листовка «Я собираюсь голосовать за лейбористов, потому что Бог голосует за лейбористов» была продана во всех лучших книжных магазинах и привлекла внимание прессы.
Лог известен по всей стране как исполнитель благодаря своим выступлениям в столовых Центра 42, а также концертам поэзии и джаза. Он, Евтушенко и Аллен Гинзбург нашли новую аудиторию для поэзии, оставив путь новым поэтам. Лучшим из них является Адриан Митчелл.
На стене мокрой пещеры низкорослый человек со слабыми глазами написал:
«Это ваш уровень жизни
не дайте бронзовому веку разрушить его».

Застенчивые, напряженные и бормочущие выступления Митчелла теперь знакомы широкой публике. Его худощавое телосложение подчеркивается джинсами и пиджаком, которые он изображает, делая его похожим на сбитого с толку Джонни Рэя на массивной и чуждой сцене. (Он, без сомнения, предпочел бы сравнение с пролетарским снаряжением Брехта.) Местный акцент идеально подходит для рычания таких строк, как «Сердце Тома Сойера остыло, его изобретательность расцвела на мысе Канаверал». Каждый раз, когда публика смеется или аплодирует концу стихотворения, он, кажется, становится еще более ожесточенным. Никакие недавние признаки расслабления, намек на улыбку не меняют его чрезвычайно свирепого облика.
Мастер митингов на Трафальгарской площади и барбекю битников в Альберт-Холле, популярного розыгрыша в ратуше Сент-Панкрас — он явно занимается чем-то совершенно отличным от Т. С. Элиота, который писал для своих шести друзей. Эмоции Митчелла не разделяют The Times или BBC (эти арбитры хорошего вкуса), поэтому они назвали бы его истериком, но он говорит с и от имени огромной части общества, которой нет места в схеме вещей Stuffed Poets.
Большинство людей игнорируют большую часть поэзии
потому что
большая часть поэзии игнорирует большинство людей.

Митчелл, конечно, истеричка и наивность. Нет ничего ужасного знания, которое мы находим в Новом Движении. Его сила как поэта заключается в силе его эмоций, а не в его словесной элегантности. Но нам должно быть легко это оценить, поскольку Аллен Гинзбург преодолел барьер формы. Мы можем понять вялые ритмы, бегущие строки и внезапные неровные остановки (так же, как мы понимаем, что отсутствие рифмы все еще может быть поэзией). Если мы примем это, вещи, которые кажутся слабостями Митчелла, станут частью его арсенала.
Его фразы и остроумие иногда пародируют рекламщика, а иногда обладают ловкостью рекламщика. «Белоснежка попала в «Новости мира» — Суд сказал, что девственница жила с семью лилипутами. А в психиатрической палате старушка бормочет слюни про семейство человеческих медведей, они ели кашу, да, мисс Златовласка, конечно же. Из стихотворения, обращенного к каждому придурку, который провалил свои одиннадцать с лишним лет, так и не научился читать больше, чем Daily Mirror , а его невежество эксплуатируют магнаты цветных комиксов и коммерческого телевидения. С солью земли, конечно, но Митчелл общается на почти универсальном языке (на нем продается все, от бюстгальтеров до Bentley), и тем самым демонстрирует, что язык является классовым барьером, а не разум.
Нет необходимости доказывать, что великое стихотворение может быть простым по своему языку; Пустошь использует простые речевые модели, как и Девушка цвета пыли с ребенком на спине , и никто не может быть более прямолинейным, чем Роберт Грейвс. Важна сложность выражаемой идеи. И Адриан Митчелл обращается ко всем тем людям, которые страдают или боятся «настоящей» агонии. Война, смерть, безумие, несправедливость, а также «поэтические» агонии любви, ностальгии и Бога. Чистый снобизм — предполагать, что Хопкинс стал великим поэтом, потому что одно время его считали трудным для понимания. Хопкинс писал об этих же вещах.
Митчелл использует общие сатирические эффекты вместо неясных и личных нюансов, чтобы выразить свою боль. Герой его романа « Если ты увидишь, что я иду » — блюзовый крикун; для него нет правды. На страницах Woman’s Mirror Адриан Митчелл пишет о поп-музыке, а на страницах Sunday Times какое-то время писал обзоры телевидения. В Оксфорде он доказал, насколько он умен, так что теперь он может обойтись без всего этого.
If You See Me Comin’ — это духовная автобиография, оформленная через неделю после прибытия главного героя в северный город, чтобы исполнить блюз, которая также является последней неделей в жизни осужденного человека перед повешением за убийство. Это поэтический роман, повествующий о попытках героя вернуться в нормальный, жестокий и чужой мир после нервного срыва. У него седые волосы, он хочет быть любимым и любить, но единственные настоящие отношения, которые он видит вокруг себя, — это отношения между человеком и его собакой. Остальное все для развлечения или для наживы. Как и стихи Митчелла, если бы они не были такими забавными, они были бы невыразимо депрессивными. Мы даже не задаемся вопросом, что произойдет дальше в этом мире.
Митчелл похож на писателя из «Жестяные человечки» , он хочет передать настроение, описать, каково это идти по определенной улице, каково ощущение места, передать запах ноябрьского вечера. И делает это без дикости. Кажется, он просто не любит людей. Как кто-то сказал об Эвелин Во, плохой это роман или нет, в нем нет плохих предложений. Каждое слово, страница, абзац превосходны, полны шуток, прозрений и мучений. Только его враги по другим причинам стали бы нападать на Митчелла за то, что он не написал чертовски хорошей байки.
Что ты собираешься поставить на его место? спросите древних мифологов. За что вы положительно? Ну, Митчелл, вероятно, хочет социализма (в широком смысле), но это не имеет значения в 1966 году. Есть много Гарольдов Уилсонов, работающих и планирующих скомпрометированные улучшения. Митчелл более ценен для нас, пока он ведет себя идеалистически негативно, говоря «нет, помогите», и это уродливо. Когда у каждого мошенника есть право на ответ, а у каждого рэкета есть пиарщик, нет необходимости требовать баланса от жертв.
Адриан Митчелл может быть очень успешной жертвой, но он, кажется, искренне пишет от своих собственных страданий или возмущения. Здесь нет ловкого протеста или остроумной аргументации, а только членораздельные крики, и это приковывает наше внимание. Люди, испытывающие то отчаяние, которое выражает Митчелл, редко удосуживаются написать об этом, а когда они это делают, обычно их легко отмахнуться. В этом его уникальность.
В 1961 году Евтушенко приехал в Англию и однажды воскресным вечером посетил сольный концерт в ратуше Сент-Панкрас. Адриан Митчелл был на сцене, и он произнес бессвязную речь, которая оборвалась от сдавленных эмоций. Он сказал, что в детстве во время войны его учили, что русские — герои, братья и сражаются за правое дело. С войны ему постоянно твердили, что русские злые и чудовищные… Но он хотел поприветствовать Евтушенко, заверить его, что большинство англичан его возраста рассматривают Россию как страну, перед которой стоят такие же проблемы, как и наши… Холодная война имела какое-то отношение к бизнесменам и политикам. Да, он был довольно наивен.
Чтобы написать такое стихотворение, как Ветеран с ранением головы , нужно быть наивным. Иначе это не было бы таким прекрасным стихотворением. Наивность является аналогом таких слов, как колючий, горький и блестящий. Но заканчивать оценкой места Митчелла в современной культуре было бы напыщенно и несколько преждевременно. Он заработал достаточно денег на своем переводе пьесы Марата/Саде, чтобы отказаться от рецензирования, чтобы работать над другим романом и писать больше стихов. Но мы можем быть уверены, что он никогда не будет Поэтом-лауреатом.
Когда смерть покроет Англию простыней
Красного и серебряного огня, кто будет оплакивать государство,
Хотя некоторые будут жить и рожать детей
И некоторые из детей, рожденных в ненависти
Могут быть и прекрасными и полными?
Попытайтесь отвлечь разум этого солдата.
Отвлеките его внимание. Под запорошенными зданиями
Он лежит живой, все еще крича,
С братьями и сестрами и, может быть, с детьми,
Пока мы хороним всех мертвых, которых сможем найти.

Эта запись была опубликована в Ranters с метками Адриан Митчелл, Евгений Евтушенко автором Teesingwells.

Девушка-битник

Эта девушка из Нью-Йорка
, но ей не место.
По неоновым огням эта девушка
убегает от самой себя.

Этой девочке мир кажется одиозным —
моралистка, которую выли.
Для нее больше нет правды.
Теперь только «поворот» верен.

С взлохмаченными волосами,
в очках и грубом свитере,
на шпильках она танцует
тончайшее из отрицаний.

Все кажется ей фальшивым,
все — от Библии до прессы.
Есть Монтекки, есть Капулетти,
а Ромео и Джульетты нет.

Деревья задумчиво склоняются,
и довольно пьяно луна
шатается, как битник дуется
по молочному проспекту.

Блуждает, как бы из бара в бар,
задумчивый, асоциальный,
и город раскинулся под
во всей своей бессердечной красоте.

Все кажется твердым — крыши и стены,
и не случайно над городом,
телевизионные антенны возвышаются
как распятия без Христа.

Евгений Евтушенко

Эта запись была опубликована в Ranters с меткой Евгений Евтушенко автор Teesingwells.

Это стихотворение посвящено Эллисон Краузе, одной из четырех убитых 4 мая 1970 года в Кентском государственном университете. Сообщается, что накануне она положила цветок в ствол винтовки национального гвардейца и сказала: «Цветы лучше пуль».
Пули и цветы впервые были опубликованы в мае 1970 года в советской газете Правда .
В декабре 1970 года Евгений Евтушенко передал рукопись этого стихотворения в дар Отделу специальных коллекций и архивов библиотек Кентского государственного университета. Этот перевод стихотворения Энтони Кана был опубликован издательством City Lights Books в 1970.

Цветы и пули

Конечно:
Пули не любят людей
которые любят цветы,
Они ревнивые дамы, пули,
не хватает доброты.
Эллисон Краузе, девятнадцать лет,
ты мертв
за любовь к цветам.

Когда, тонкий и открытый, как пульс
совести,
ты вставил цветок в дуло винтовки
и сказал
«Цветы лучше пуль»,
что
это была чистая надежда.

Не дарить цветы государству
, запрещающий правду;
такие государства отвечают взаимностью
циничными, жестокими подарками,
и твой подарок, Эллисон Краузе,
была пулей
, которая взорвала цветок.

Пусть каждый яблоневый сад цветет черным,
черным в трауре.
Ах, как пахнет сирень!
Ты бесчувственный.
Ничего, это сказал Никсон:
«Ты бездельник».
Все мертвые — бомжи.
Это не их преступление.
Ты лежишь в траве,
тающая конфета во рту,
закончил с переодеванием в новую одежду,
покончил с книгами.

Раньше ты был студентом.
Вы изучали изобразительное искусство.
Но существуют и другие искусства,
крови и террора,
и палачи с гением для топора.

Кем был Гитлер?
Кубист газовых камер.
Именем всех цветов
Проклинаю твои дела,
архитектор лжи,
мастер убийства!
Матери мира шепчут
«О Боже, Боже!»
и видящие боятся
смотреть вперед.
Смерть танцует рок-н-ролл на костях
Вьетнама, Камбоджи —
На какой сцене забронировано танцевать завтра?

Поднимитесь, девочки из Токио,
Римские мальчики,
Возьмите цветы
против общего врага.
Взорвите одуванчики мира
в метель!
Цветы, на войну!
Наказать карателей!
Тюльпан за тюльпаном,
Гвоздика за гвоздикой,
Вырви в гневе из своих опрятных грядок,
Задуши каждое лживое горло
Землей и корнем!
Ты, жасмин, забей
вращающиеся лопасти минных заградителей.

Жирный,
заблокировать перекрестье прицела,
загнать жало в линзы,
крапива!
Восстань, лилия Ганга,
лотос Нила,
останови рев реквизита
самолетов, беременных
смертью детей!
Розы, не гордитесь
, если вы продали
по более высоким ценам.
Как ни приятно прикоснуться к нежной щеке,
чуть поглубже воткнуть шип поострее
в топливные баки бомбардировщиков.

Конечно:
Пули сильнее цветов.
Цветов недостаточно, чтобы сокрушить их.
Стебли слишком хрупкие,
лепестки слабая броня.
А вот вьетнамская девочка возраста Эллисон,
с пистолетом в руках
это вооруженный цветок
народного гнева!
Если даже цветы взойдут,
то с нас хватит
игр с историей.

Молодая Америка,
связать руки убийце.
Да будет эскалация правды
, чтобы сокрушить эскалацию лжи
, сокрушающей жизни людей!
Цветы, воюйте!
Защити прекрасное!
Затопить городские улицы и проселочные дороги
Как поток наступающей армии
И в рядах людей и цветов
Восстань, убитая Эллисон Краузе,
Бессмертный века,
Шип – Цветок протеста!

Евгений Евтушенко

Эта запись была размещена в Ranters с меткой Евгений Евтушенко на by toothingwells.

Этот отрывок из книги Евгения Евтушенко 1963 Не по годам развитая автобиография рассматривает призовую культуру.

Сталинская премия значила очень многое: немедленные и огромные перепечатки, фотографии и восторженные статьи во всех газетах, назначение на какой-нибудь официальный пост, машина вне очереди, квартира, а может быть и дача . Таким образом, многим людям было наплевать, прочитана ли книга, принесшая им приз, или нет, их заботил сам приз. Было бы неправильно с моей стороны обвинять всех в таком отношении. Многие авторы писали честно, без оглядки на награду, и тем не менее ее получали. Но карьеристов было предостаточно.
И пока в Союзе писателей шла шумиха из-за золотых и серебряных медалей, великолепный поэт Борис Слуцкий, успевший напечатать только одно стихотворение, и то еще в 1940 году, шагал по московским улицам своим точным военным шагом. Как ни странно, он никогда не был более спокоен и уверен в себе, чем любой из нервных претендентов на премию.
Не то чтобы у него было много причин для спокойствия. В 35 лет его еще не приняли в Союз писателей. Он содержался на то, что зарабатывал написанием мелких статей для радио, и жил на дешевых консервах и кофе, в крохотной съемной комнатке — квартиры у него не было. Ящики его письменного стола были набиты грустными, горькими, мрачными стихами, иногда пугающими, как у Бодлера, напечатанными и готовыми, но предлагать их издателю было бы нелепо. Тем не менее Слуцкий был спокоен. Его всегда окружали молодые поэты, и он вселял в них уверенность в завтрашнем дне. Однажды, когда я пришел поплакать на его манишку, потому что мои лучшие стихи были отвергнуты, он тихонько выдвинул ящик своего стола и показал мне стопку рукописей внутри.
«Я воевал. Я весь изранен пулями», — сказал он. «Я боролся не за то, чтобы держать эти стихи в своем столе. Но все изменится. Наш день наступит. Все, что нам нужно сделать, это дождаться этого дня и иметь что-то готовое к нему на наших столах и в наших сердцах. Видишь?
Я видел.

Эта запись была размещена в Ranters с метками Борис Слуцкий, Евгений Евтушенко на by toothingwells.

В его 1963 Не по годам развитая автобиография , Евгений Евтушенко пишет о поддержке Семена Кирсанова, которую он получил, будучи еще молодым поэтом, в основном для журнала «Советский спорт» и памятных стихов для газет. Кирсанов был футуристом и после смерти Маяковского стал ведущим советским поэтом в этом стиле.

Решил зайти к своему нынешнему кумиру Кирсанову, зрелому и седеющему поэту, в надежде получить его моральную поддержку. Он печально посмотрел на меня.
«Вы думали, что мне понравятся ваши стихи, потому что они похожи на мои? Но это как раз то, что мне в них не нравится. Как старый формалист скажу вам: забудьте о формализме. У поэта есть только одно обязательное качество: прост он или сложен, он должен быть нужен людям. Поэзия, если она настоящая, — это не гоночная машина, бессмысленно мчащаяся по замкнутому треку, а скорая помощь, мчащаяся кому-то на помощь».

Эта запись была опубликована в Ranters с меткой Евгений Евтушенко автором toothingwells.

Этот забавный случай описан в книге Евгения Евтушенко (1932 – 2017) 1963 Ранняя автобиография .

Хозяином нашей улицы Четвертой Мещанской был мальчик лет шестнадцати по прозвищу Рыжий.
Рэд был крупным и широкоплечим не по годам.
Рыжий мастерски ходил взад и вперед по нашей улице, широко расставив ноги и слегка перекатываясь, как моряк на своей палубе.
Из-под шапки, козырьком всегда на затылке, огненным каскадом падал чуб, а из круглого рябого лица кошачьи зеленые глаза сверкали презрением ко всему и ко всем. Два-три лейтенанта в фуражках задом наперёд, как у Рыжего, спотыкались у него на пятках.
Ред остановит любого мальчишку и выразительно скажет одно слово «деньги». Его лейтенанты выворачивали мальчику карманы, а если он сопротивлялся, то сильно избивали его.
Все боялись Красного. Я тоже. Я знал, что у него в кармане тяжелая металлическая тряпка.
Я хотел победить свой страх перед красным.
Вот я и написал о нем стихотворение.
Это была моя первая публицистическая статья в стихах.
На следующий день вся улица знала его наизусть и ликовала от торжествующей ненависти.
Однажды утром по дороге в школу я неожиданно наткнулся на Рыжего и его помощников. Его глаза, казалось, пронзали меня насквозь. — Ах, поэт, — протянул он, криво улыбаясь. — Значит, ты пишешь стихи. Они рифмуются?
Рука Рыжего метнулась в карман и вылезла оттуда, вооруженная кастетом; он вспыхнул, как молния, и ударил меня по голове. Я упал, истекая кровью, и потерял сознание.
Это было мое первое вознаграждение как поэта.

Эта запись была опубликована в Ranters с меткой Евгений Евтушенко автор Teesingwells.

Евгений Евтушенко (1932 – 2017) пишет о двух своих больших страстях в своей 1963 Не по годам развитой автобиографии . В этом испытании ему пятнадцать лет.

Ночью я писал стихи, а днем ​​играл в футбол во дворах и на пустырях. Я пришел домой в рваных брюках, побитых ботинках и с окровавленными коленями. Звук прыгающего кожаного мяча был для меня самым опьяняющим из всех звуков.
Обойти оборону соперника с помощью финта и дриблинга, а затем нанести точный удар в сетку мимо беспомощно раскинувшегося вратаря, это казалось мне, как и сейчас, чем-то очень похожим на поэзию.
Футбол многому меня научил.
Когда я сам стал вратарем, я научился улавливать малейшие движения нападающих противника и предугадывать их финты. Это должно было помочь мне в моей литературной борьбе.
Люди пророчили мне блестящую карьеру футболиста.
Многие мальчики, с которыми я играл в школе, стали профессионалами. В тех редких случаях, когда я встречаю их теперь, у меня такое чувство, что они мне завидуют, и я ловлю себя на том, что завидую им.
Футбол во многом проще поэзии. Если вы забиваете гол, у вас есть конкретное доказательство: мяч в сетке.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *