Стихотворение Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме…» (восприятие, истолкование, оценка). (Пастернак)
Биография
Биография писателя
Произведения
10 произведения
Сочинения
116 сочинений
Сочинение
Борис Леонидович Пастернак жил и творил в очень трудное для России время. Крушились старые каноны, жестко менялась прежняя жизнь, ломались люди и судьбы. Возможно, именно это тревожное время заставляло людей брать в руки бумагу, садиться за стол и пытаться в своих стихах находить ответы на вопросы, искать смысл жизни…
Б. Л. Пастернак — прекрасный поэт с тонкой душой и своеобразным видением мира. Его творчество занимает особое место в истории русской литературы.
Стихотворение «Никого не будет в доме…» написано в 1931 году. Оно начинается такими строками:
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
С первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере, созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня. Стоит заметить, что практически все произведения Пастернака трудно читать. Это стихотворение не исключение. Очень хочется поделить предложения по-своему, не обращая внимания на знаки препинания, поставленные автором. Но это только после первого, поверхностного, прочтения. Что же мы видим, прочитав стихотворение так, как задумал это автор? Всего четыре строчки, но перед нами возникает четко вырисованная картина!
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, — никого.
Не нужно четкое и подробное описание зимы со всевозможными нюансами. Это ни к чему. Несколькими точными штрихами автор передает читателям ощущение зимнего снегопада. Мы тут же видим перед своими глазами падение «белых мокрых комьев».
Очень интересно то, что у Пастернака природа и вообще окружающий его мир наделяется свойствами, равноправными с поэтом, перестает быть пассивным объектом описания. До Пастернака состояние природы описывалось через состояние человека. У него же природа — без человека, самобытна. И вот уже не мы смотрим в зимнее окно, а само окно глядит на нас со своими «крышами и снегом»:
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Хотелось бы отметить, что одной из отличительных черт поэзии Пастернака является особая метафоричность его стихотворений. Метафора у него и сама по себе необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор. Возможно, таким образом поэт хотел показать единство мира, собрать разрозненные детали и показать их взаимопроникновение. Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь.
Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, лирический герой как таковой отсутствует. Его образ невыделен, неясен. Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину зимнего дня. Невыделенность лирического героя, его растворенность в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха.
Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, целостность бытия — единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром…
В следующих строках мы встречаем яркие примеры ассонанса и аллитерации:
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Повторение сонорных «м», «р», «л», согласных «б» и «х» и гласных «е» и «о» создает ощущение монотонности. Кажется, будто мы слышим неспешное шорох падения больших хлопьев снега и видим их девственную белизну… Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, «белый»…
Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.
Композиционно произведение можно разделить на две части. Первая — чисто описательная, статичная… В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества. Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия… Она входит, «как будущность», олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки! Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном… И долго еще после прочтения стихотворения в памяти остается эта картина, наполняя душу покоем, умиротворением и сладостным ожиданием чуда.
Данное произведение получило свою вторую жизнь в качестве песни, исполненной в фильме «Ирония судьбы или с легким паром». Разве это не величайшее признание поэта, когда его произведения ложатся на музыку?..
ПОЭЗИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА: Февраль. Борис Пастернак
10 февраля 1890 года родился Борис Леонидович Пастернак, русский поэт, прозаик, переводчик.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, – никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной…
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Эти полные «праздничности и свежести» стихи Бориса Пастернака знакомы всем, они звучат в телевизионным фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Фильм ежегодно показывают в канун Нового года и трудно подобрать текст, более соответствующий этому ожиданию. В стихотворении всё устремлено в будущее и даже написано в будущем времени. И это будущее предстаёт в предощущении счастья, ведь стихи написаны поэтом в один из лучших периодов его личной жизни.
А родился Борис Пастернак 29 января (10 февраля н.с.) 1890 года в Москве в семье известного художника, академика живописи Л. О. Пастернака и талантливой пианистки. Детские годы поэта протекали в атмосфере искусства, музыки, литературы. Разносторонние культурные интересы и связи семьи очень рано сказались на его склонностях, но в итоге поэзия одержала верх. После окончания гимназии Борис поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, окончив который Пастернак полностью отдаётся поэтическому искусству, которое стало делом его жизни.
Его первые сборники стихов – «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917) – отмечены влиянием символизма и футуризма. Высоко ценил Блока, видя в его поэтической системе «ту свободу обращения с жизнью и вещами на свете, без которой не бывает большого искусства». В 1922 году вышла книга стихотворений «Сестра моя – жизнь», сразу выдвинувшая автора в ряд мастеров. С этой книги начинается Пастернак как самобытное поэтическое явление.
Далее следуют сборник «Темы и вариации» (1923), стихотворный цикл «Высокая болезнь» (1924), поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», роман в стихах «Спекторский» (1925). Поэт чувствует неодолимую потребность в высказывании, живя в эпоху величайших исторических сдвигов и потрясений. Стихи Пастернака всегда отличались смелостью и независимостью своих суждений.
Борис Пастернак не стал активным борцом за социализм и рано понял, что в этом новом мире ему нет места. Начало террора он распознал сразу и встретил с негодованием: «Лей рельсы из людей!». Пытался приспособиться к новому времени, но поплатился творческим кризисом в 30-е годы. В это время поэт занимается в основном переводом, который со временем приобретает регулярный характер и продолжается до конца его жизни. Его переводы грузинских поэтов, Шекспира, Гёте, Шиллера, Верлена и других поэтов общеизвестны и до сих пор считаются непревзойдёнными.
Пастернак известен не только как талантливый поэт и переводчик, но и прозаик. С молодых лет он писал прозу – рассказы и повести («Детство Люверс», «Воздушные пути», «Повесть» и другие).
Большое произведение – роман «Доктор Живаго», который он писал более десяти лет, был завершён в 1956 году и опубликован за границей. Именно за этот роман Борису Пастернаку, второму после Ивана Бунина русскому писателю, в 1958 году была присуждена Нобелевская премия по литературе. Формулировка Нобелевского комитета звучала так: «За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».
Ни одно писательское творение ХХ века не вызвало такого резонанса в мире, как это произведение. Великий русский поэт стал для миллионов политическим символом свободы и подавления личности. Однако на родине роман не только не был напечатан, но вызвал резкую критику со стороны официальных властей и многих коллег по перу. Началась буквально травля писателя. Борис Пастернак был исключён из Союза писателей СССР и был вынужден отказаться от Нобелевской премии.
Конечно же, Б. Пастернак очень переживал по поводу вынужденного отказа от столь важной, главной литературной премии. Вся его боль вылились в стихотворении «Нобелевская премия».
Я пропал как зверь в загоне.
Где-то воля, люди, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость?
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу пошлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959
Так и случилось, как предвидел поэт. По прошествии многих лет роман «Доктор Живаго» наш читатель всё-таки увидел. Книга, в которой писатель поднимает важнейшие вопросы бытия, особенно остро встающие в переломные моменты истории, и сегодня вызывает интерес и споры.
Нобелевская премия тоже была возвращена Борису Пастернаку. Но возвращена уже посмертно, в 1989 году.
Открытая травля поэта не прошла для него бесследно: вскоре он заболел тяжелой неизлечимой болезнью и умер 30 мая 1960 года.
Однако почти до самой смерти Пастернак продолжал работать. В 1959 году вышла книга его стихотворений «Когда разгуляется» и последним, увы, незавершённым его трудом стала драма «Слепая красавица» из русской истории ХIХ века.
Центр чтения приглашает читателей библиотеки на выставку книг о жизни и творчестве Бориса Леонидовича ПАСТЕРНАКА, день рождения которого отмечается в эти февральские дни. На выставке «Поэзия на все времена» представлены: Собрание сочинений в 5 томах, большое количество избранной поэзии, прозаические произведения, в том числе роман «Доктор Живаго». Большой интерес представляют воспоминания исследователя немецкой и русской литературы, друга юности Пастернака Николая Вильмонта, воспоминания старшего сына Пастернака – Евгения, дневник автора его скульптурного портрета Зои Масленниковой, а также переписка поэта с Мариной Цветаевой, Ариадной Эфрон, Варламом Шаламовым, с первой женой – Евгенией Пастернак и многими другими. Обращаем внимание читателей и на биографическую книгу Д. Быкова «Борис Пастернак», которая в 2006 году стала победителем Национальной литературной премии «Большая книга».
Произведения Бориса Пастернака известны даже тем, кто не очень увлечён поэзией. Кто же не слышал или не читал его стихов: «Во всём мне хочется дойти…», «Никого не будет в доме…», « Мело, мело по всей земле…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Любить иных тяжелый крест…», «Красавица моя, вся стать…», «Рождественская звезда»?! Предлагаем окунуться в неповторимый мир Пастернака. Уверены, что каждый из читателей найдет «свое» стихотворение, поскольку лирика поэта принадлежит по праву к вершинам русской поэзии, а роман «Доктор Живаго» – самый популярный русский роман ХХ столетия.
Представляем читателям более подробно некоторые книги выставки:
Пастернак Б. Л. Избранные сочинения / Составитель и комментатор Е. В. Пастернак. – Москва : «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.
В сборник вошли стихи из сборников «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь», «Темы и вариации», «Когда разгуляется», стихи разных лет, стихотворения Юрия Живаго, автобиографический очерк «Люди и положения». А также переводы Шекспира, Байрона, Гёте, Тагора, Рильке и других поэтов. Интересны подробные комментарии.
Пастернак Б. Л. Доктор Живаго : роман. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2005.
В книге писатель воскрешает события революции и гражданской войны. Судьбы героев романа – сложные, порой трагические – как бы вбирают в себя сложность и трагизм времени.
Роман вызывает интерес и споры о герое-интеллигенте. История жизни и смерти Юрия Живаго явлена миру, по словам Пастернака, для того, чтобы ещё раз «тайная струя страданья согрела холод бытия».
Пастернак Б. Л. Люди и положения : повести, статьи, драматические произведения. – Москва : Эксмо, 2008.
В повестях, насыщенных автобиографическими сведениями, в неоконченных произведениях обращает на себя внимание необычный ритм его фраз, словно перешедших в прозу из стихов. В статьях, заметках о поэтах и о работе переводчика автор высказывает свои эстетические взгляды, представления об искусстве, о месте творца в мире и истории. В книгу включены также драматические отрывки, представляющие читателю ещё одну грань творчества Бориса Пастернака.
Быков Д. Л. Борис Пастернак. – 2-е издание, исправленное. – Москва : Молодая гвардия, 2006. – (Жизнь замечательных людей: Серия биографий).
Эта книга – о жизни и творчестве Б. Пастернака; объяснение в любви к герою и миру его поэзии. Автор не прослеживает скрупулезно изо дня в день путь своего героя, он пытается восстановить для себя и читателя внутреннюю жизнь поэта, столь насыщенную и трагедиями, и счастьем.
Читатель оказывается сопричастным главным событиям жизни Пастернака, социально-историческим катастрофам, которые сопровождали его на всём пути, тем творческим связям и влияниям, явным и сокровенным, без которых немыслимо бытование всякого талантливого человека. В книге даётся новая трактовка романа «Доктор Живаго», сыгравшего столь роковую роль в жизни его создателя.
Вильмонт Н. Н. О Борисе Пастернаке : воспоминания и мысли. – Москва : Советский писатель, 1989.
В своих воспоминаниях друг юности Пастернака Н. Вильмонт не только рассказывает о событиях тех лет, о людях, близких тогда Пастернаку, но и интересно комментирует многие произведения поэта.
Существованья ткань сквозная. Борис Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак (дополненная письмами к Е.Б. Пастернаку и его воспоминаниями). – Москва : Новое литературное обозрение, 1998.
Переписка Бориса Пастернака с его первой женой составлена его старшим сыном и сопровождается его воспоминаниями об обстановке, в которой протекала семейная жизнь его родителей.
Лирическая высота любовной трагедии не снижена переданными в письмах тяжестью нищенского быта коммунальной квартиры 1920-х годов и трудностями свободной творческой работы писателя и художницы, которые стали в конце концов причиной их расставания.
Мучительные годы бездомности и взаимных обид, пережитые обоими, позволили им вскоре построить свои отношения по-новому, на иных основах глубокого доверия и дружбы друг к другу, которые они пронесли через всю жизнь.
Баевский В. С. Пастернак : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – Москва : Издательство МГУ, 2002. – (Перечитывая классику).
В книгах серии «Перечитывая классику» содержится современный анализ произведений, входящих в школьные программы по литературе. Серия предполагается как база современных знаний по русской литературе, необходимая для сдачи школьных экзаменов и поступления в любой вуз.
Эта книга посвящена творчеству Бориса Пастернака. Автор рассказывает также и о необыкновенной личности и сложном жизненном пути лауреата Нобелевской премии
Книга адресована учителям школ, лицеев, гимназий, старшеклассникам, абитуриентам, студентам, специалистам-филологам и всем, кто любит творчество Пастернака.
Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения!
Следующая выставка будет посвящена жизни и творчеству Евгения Абрамовича БАРАТЫНСКОГО, день рождения которого будет отмечаться 2 марта текущего года.
ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ!
Мф. верующие в него, будь то в то время или в любом возрасте, которые должны быть призваны покинуть свои жилища или оставить своих самых близких родственников, друзей и имущество: как
братья или сестры, или отец, или мать, или жена, или дети,
земли, ради моего имени ;
или, как у Луки, «ради Царствия Божия»; то есть ради Евангелия и исповедания его. Не то чтобы вера во Христа и исповедание Его имени обязательно требуют расставания со всем мирским имуществом и естественными отношениями, но когда эти вещи соревнуются со Христом, Его следует любить и предпочитать им; и верующие всегда должны быть готовы расстаться с ними ради него, когда возникнут гонения за слово. От всего этого следует отказаться, а не от Христа и Его Евангелия; и тех, кто будет способен, благодаря божественной благодати, сделать это,
получит стократно :
Марк добавляет: «сейчас, в это время»; и Лука также, «в настоящее время», в этом мире; что может быть понято либо в духовных вещах, либо в любви Божией, в присутствии Христа, в утешениях Святого Духа, в общении святых, а также в радостях и удовольствиях, ощущаемых при наслаждении этими вещами, которые для них во сто раз больше и лучше, чем все, что они оставили или потеряли ради Христа; или во временных вещах, как, по-видимому, объясняется у Марка, что таковые теперь получат во сто крат,
даже дома и братья, и сестры и матери, и дети и
земли ;
не то, что они должны получить за оставление одного дома сто домов; или за оставление одного брата, сотни братьев, которые действительно могут быть верными в духовном отношении; но чтобы небольшие жалкие земные блага и те немногие друзья, которые должны были быть у них «с гонениями» вместе с ними и среди них, были бы для них так сладостны с любовью и присутствием Божьим, что они были бы для них больше и лучше, чем сто домов, полей и друзей без них:
и наследует вечную жизнь .
Другие евангелисты добавляют: «в мире грядущем», что бесконечно лучше всего; ибо это наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранимое на небесах, тогда как все другие наследства тленны, осквернены, увядают и погибают; дома рушатся, родственники умирают, друзья исчезают, а земли и поместья не сохраняются вечно: тогда лучшее из этого достается тем, кто, призванный провидением оставить все земные наслаждения ради Христа, удостоился Его присутствия здесь и будет наслаждаться вечной славой и счастьем с Ним в ином мире.
PARSNIP объявляет о выпуске нового альбома When The Tree Bears Fruit, который выйдет 30 августа на Trouble in Mind — Listen to «Lift Off» 0009 ,
от 30 августа на Trouble in Mind
Послушайте «Lift Off!»
When the Tree Bears Fruit — дебютный альбом из Мельбурна, состоящий из четырех частей Parsnip . Вслед за двумя 7-дюймовыми за последние два года, первый полнометражный альбом Пастернака — это игривый, поэтичный, энергичный панк.
Альбом в постоянном движении, Когда дерево приносит плоды это чуть более получаса абсурдной, заниженной энергии. В чистой радости, скорости и причудливости подачи Пастернака есть непосредственность. Бас-гитаристка и автор текстов Paris Richens первой призналась, что находит вдохновение в детских стихах и звуковых мотивах детских стишков: « Sprouts » — это ода растениям в их первоначальном виде, а « Trip the Light » — о чистой радости танца. Тем не менее, коллеги Риченса по группе — барабанщик Кэролин Хокинс , гитаристка Стелла Реннекс и клавишница Ребекка Листон — быстро напоминают ей, что детские стишки почти всегда извращены.
Сегодня они поделятся заглавным синглом « Lift Off! », описанный Stereogum как «Благодаря детскому вокалу и клавишам, звучащим безделушками, этот трек лучше всего напоминает детскую песенку». Риченс объясняет, что вся эта жизнерадостность возникла из чего-то гораздо более печального:
«Вступительная строка «Lift Off» проистекает из чепухи, которую я написал в самый тяжелый период своей жизни. Я больше всего на свете хотел быть подальше от того положения, в котором я находился, стремясь путешествовать, подняться над горем, которое я испытывал, и достичь более счастливого места назначения. После образования Parsnip я вновь обратился к темам транспорта и движения, как и во многих своих песнях. Благодаря своим попыткам писать песни я открыл для себя радость, которую всегда искал, и что, возможно, не нужно было ехать так далеко, чтобы найти счастье. Для меня очень много значит, если я могу создавать радость и пробуждать такой же дух в других».
Никто не превращается в пирог в песне Пастернака, но они затрагивают темы одиночества, тоски, неизведанного и обыденного, почти так же, как мечтают о путешествиях и превращают повседневность в романтическое зрелище. На протяжении всего альбома транспорт и движение повторяются как образы, в основном намекая на мечтательное ощущение возможности: заглавный сингл « Lift Off » — это призыв к быстрому бегству, « Seafarer » — это путешествие навстречу невзгодам природы и « Lighthouse Beacon 9».