Стих никого не будет в доме кроме сумерек: Борис Пастернак — Никого не будет в доме: читать стих, текст стихотворения полностью

Содержание

Борис Пастернак ~ Никого не будет в доме, кроме сумерек… (+ Анализ 3 варианта)

Перейти к содержимому

Популярные темы

  • Стихи русских поэтов классиков
  • Анализ стихотворений
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Золотой век
  • Стихи для детей
  • Серебряный век
  • Об авторе
  • Недавние публикации

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

Борис Леонидович Пастернак — русский поэт, писатель и переводчик; один из крупнейших поэтов XX века.Первые стихи Пастернак опубликовал в возрасте 23 лет. В 1955 году Пастернак закончил написание романа «Доктор Живаго». Через три года писатель был награждён Нобелевской премией по литературе, после чего был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства и был вынужден отказаться от премии.

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) недавно публиковал (посмотреть все)

  • Борис Пастернак ~ Быть знаменитым некрасиво… (+ Анализ) — 06. 02.2023
  • Борис Пастернак ~ Февраль, Достать чернил и плакать!.. (+ Анализ) — 06.02.2023
  • Борис Пастернак ~ Иней (Глухая пора листопада) (+ Анализ) — 06.02.2023

«Никого не будет в доме…»
Любимое стихотворение Бориса Пастернака

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

1931

Любимое стихотворение Бориса Пастернака, в котором слышно тишину…
Это стихотворение известно в том числе благодаря Эльдару Рязанову и фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!». Прочитайте про себя первые 2 строки. После первой сделайте паузу. «Никого не будет в доме…». И вторая пауза после «сумерек». Представляется деревенский дом, ночь. Занавеска, которая колышется от легкого зимнего ветра. Как в фильмах Тарковского (понимая, что зимой окна закрыты, но все равно ощущается эта легкая свежесть). Лирический герой в этом стихотворении — таинственный дух, предвестник прихода любимой. Все вокруг начинает колыхаться, суетиться. А кто она, которую так ждет весь дом? Может всего лишь призрак, воспоминание? Лишь мужчина, тишина и идущий за окном снег…

  • I
    Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака 1 вариант
  • II
    Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака 2 вариант
  • III
    Анализ стихотворения Пастернака «Никого не будет в доме…» 3 вариант

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака

1 вариант

Творчество Бориса Пастернака невероятно сложно для понимания. Его произведения всегда насквозь метафоричны, заключают в себе тайный смысл. Не зная обстоятельств личной жизни поэта, не всегда можно уловить этот смысл. Стихотворение «Никого не будет в доме…» (1931 г.) напрямую связано с важным событием в жизни Пастернака. В этом году он порвал отношения с первой женой и создал новую семью с Зинаидой Нейгауз. Это событие вызвало скандал и породило массу слухов, так как женщина также имела мужа, вдобавок являвшегося другом Пастернака.

Ещё по теме:  Борис Пастернак ~ Весна (Весна, я с улицы, где тополь удивлен…) + Анализ

Первая часть стихотворения описывает одиночество поэта. Вероятно, он уже покинул первую жену и ожидает прихода возлюбленной. У него есть время обстоятельно подумать о случившемся. Одиночество лирического героя никем не нарушается. Он растворяется в окружающем мире. Уточнение «кроме» подчеркивает его оторванность от человеческого мира. «Кроме сумерек», «кроме крыш и снега» — присутствие неодушевленных предметов и явлений только обостряет одиночество автора.

Хмурый зимний пейзаж настраивает лирического героя на безрадостные воспоминания. «Прошлогоднее унынье», вероятно, связано с неудачно сложившейся семейной жизнью. Автор чувствует за собой «неотпущенную вину». Пастернак никак не упоминает свою первую жену. Можно предположить, что именно он стал причиной распада семьи.

Появление героини совершенно преображает действительность. Оно предваряется «сомненья дрожью» даже на портьере. Становится понятно, что автор ждал возлюбленную с огромным нетерпением, просто тщательно скрывал его от читателя. Он находился во вневременном и внепространственном состоянии. Это подчеркнуто сравнением героини с «будущностью». Наверно, Пастернак не был до конца уверен, что женщина ради него бросит своего мужа. Поэтому он не строил никаких планов и не предавался мечтам. Внезапное появление женщины озарило всю его жизнь и пробудило веру в счастливое будущее.

Изменение настроения лирического героя передает перемена в его восприятии действительности. Если в начале произведения снег ассоциируется с «белыми мокрыми комьями», то в финале возникает образ воздушных «хлопьев». Они символизируют неземной материал, из которого сшит наряд главной героини.

Стихотворение «Никого не будет в доме…» отражает глубоко личные чувства и переживания Пастернака. Оно является необходимым элементом для понимания жизни и творчества поэта.

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака

2 вариант

Произведения Бориса Пастернака могут многое рассказать о личной жизни поэта. Примером этого является стихотворение «Никого не будет в доме», которое он написал в период знакомства со своей будущей женой.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1931 году, когда поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, поэт включил стихотворение в сборник «Второе рождение».
Тема стихотворения – одиночество, мечты о встрече с возлюбленной.
Композиция – Анализируемое произведение условно делится на части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встрече с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь».
Эпитеты «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина».
Сравнение«ты, как будущность, войдешь».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с переломным периодом в жизни Б. Пастернака. Оно появилось в 1931 г. после того, как поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз. Женщина уже состояла в законном браке, имела детей, впрочем, как и Борис Леонидович. Тем не менее, между ними вспыхнуло сильное чувство, и брачные узы не смогли удержать Пастернака и Нейгауз возле бывших половинок.

Борис Пастернак и Зинаида Нейгауз

Ещё по теме:  Борис Пастернак ~ Имелость

Расставание с первой женой и сыном поэту далось тяжело. Он чувствовал себя виноватым, а в душе поселилось смятение, поэтому лирический герой стихотворения говорит о «неотпущенной вине». Зинаида Нейгауз стала второй супругой Пастернака, прожившей с ним до последних дней. Однако она не стала последней любовью, ведь на закате своих лет Борис Леонидович влюбился в Ольгу Ивинскую.
Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 г.

Тема

В литературе Б. Пастернак больше известен как автор философской лирики. Он признавался, что не умеет красиво описывать эмоции и чувства. Однако его любовная лирика поражает откровенностью и оригинальными образами. В анализируемом произведении переплетаются философская тема одиночества и интимная тема встречи с возлюбленной.

В первых строфах авторское внимание сосредоточено на доме, о котором рассказывает лирический герой. Воображение героя рисует один из дней, который должен настать в будущем. Он представляет пустой дом, наполненный сумерками. Эта деталь подсказывает, что герой чувствует себя одиноким. За окнами будет зимний снежный день. Описание снега только усиливает ощущение пустоты в жилище и в душе лирического героя, который знает, что в такой атмосфере им обязательно «завертит… прошлогоднее уныние». Эта психологическая деталь автобиографическая. При помощи нее Б. Пастернак намекает на свое расставание с первой женой и сыном. Память о «делах зимы иной» вызывает у лирического героя чувство вины, терзающее сердце.
Вдруг взор героя переводится на портьеру. Душевные мучения начинают утихать, ведь герой видит свою возлюбленную. Её он сравнивает с будущностью, намекая, что не представляет без нее жизни. Образ возлюбленной, отображенный в последних стихах, напоминает ангела. На женщине белое невесомое одеяние, которое символизирует чистоту, начало новой жизни.

Композиция

Анализируемое произведение условно делится на две части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встрече с любимой женщиной. Борис Пастернак тесно переплетает эти части между собой. Формально стихотворение состоит из шести катренов.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в катренах перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение. Главную роль в стихах играют эмоции и чувства лирического героя. В стихотворении вначале преобладает грустное настроение, но последние строки окрашены надеждой на новую жизнь.

Средства выразительности

Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи внутреннего состояния лирического «Я». Основой для создания тропов являются ассоциации автора.
Практически в каждую строфу поэт вплетает метафору: «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь». Атмосфера зимнего дня и смятение лирического героя передаются посредством эпитетов: «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина». Сравнение «ты, как будущность, войдешь».
Интонация стихотворения плавная без восклицаний и вопросов. Кажется, автор не хочет нарушать тишину, царящую в пустом доме. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. В некоторых строках автор использовал аллитерацию, например, неуютную атмосферу он передал при помощи согласных «з», «с», «р»: «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин».

Ещё по теме:  Борис Пастернак ~ Золотая осень (Осень. Сказочный чертог…) (+ Анализ)

Анализ стихотворения Пастернака «Никого не будет в доме…»

3 вариант

Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания. Поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви. Борис Пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.

Сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться. Однако именно по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни. Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.

Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной», когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.

Никого не будет в доме (песня из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»)

Смотрите это видео на YouTube

Никого не будет в доме (песня из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»)
Никого Не Будет В Доме — Сергей Никитин
стихи — Борис Пастернак, музыка — Микаэл Таривердиев

Никого не будет в доме. ..

Смотрите это видео на YouTube

Никого не будет в доме…
Никого Не Будет В Доме — Сергей Никитин
стихи — Борис Пастернак, музыка — Микаэл Таривердиев
Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960) — русский и советский художник

Ещё публикации по теме
На Страстной (Ещё кругом ночная мгла…) ~ Борис Пастернак

Праздники

Борис Пастернак ~ Учись прощать (+ Анализ) 🌿🕊

Праздники

Борис Пастернак ~ Быть знаменитым некрасиво… (+ Анализ)

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

Борис Пастернак ~ Февраль, Достать чернил и плакать!.. (+ Анализ)

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

Борис Пастернак ~ Иней (Глухая пора листопада) (+ Анализ)

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

Борис Пастернак ~ Гамлет (Гул затих.

Я вышел на подмостки.) (+ Анализ)

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

Борис Пастернак ~ Зимняя ночь (Мело, мело по всей земле…) (+ Анализ, история написания)

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

Борис Пастернак ~ Любить иных – тяжелый крест… (+ Анализ)

Праздники

Борис Пастернак ~ Имелость

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

Борис Пастернак ~ Ночь (+ Анализ)

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

Вам может быть интересно


С Днём Рождения по месяцам

Красивые стихи с летним Днём Рождения родившимся в ИЮЛЕ 🎂 женщине, мужчине, коллегам 🍓🌞🍒


С Днём Рождения по месяцам

Великолепные поздравления с Днём Рождения родившимся в ИЮЛЕ 🍰 женщине, мужчине, коллегам в прозе 💝


Выздоравливай скорее, не болей!

Красивые смс пожелания подруге к выздоровлению в прозе


Выздоравливай скорее, не болей!

Красивые пожелания подруге выздоравливай в стихах и картинках

Почему у Бориса Пастернака в жизни все не логично

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

09. 02.2020 15:31

Поделиться

Почему у Бориса Пастернака в жизни все не логично?

Игорь Вирабов

Надо напомнить? Наугад. Коснись — и строки сами сыплются. Ну, самые. Февраль. Достать чернил и плакать. Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. Никого не будет в доме, кроме сумерек. Быть знаменитым некрасиво. Любить иных тяжелый крест. Во всем мне хочется дойти до самой сути.

ТАСС

Или вот это. Гул затих. Я вышел на подмостки.

Автор этой россыпи, поэт Борис Пастернак, родился 130 лет назад. К концу его жизни, в 1957 году, в Милане вышел в свет его роман «Доктор Живаго». Через год поэту придется отказаться от Нобелевской премии. История известная. У нас этот роман появится лишь через три десятка лет, в 1988-м. К этому времени автора давно в живых не будет. Но перед смертью его успеют обозвать «свиньей» и, «не читая», осудить за нелюбовь к «народу». Но это явные недруги. Есть еще доброжелатели. Они не против Пастернака — просто перемигиваются между собой: конечно, травля вещь постыдная — но мы-то понимаем, что роман его так себе. «Жалкая вещь», — через губу сказал Набоков (которому не дали премию).

Но с Пастернаком выходило, в самом деле, что он всегда один, вокруг все тонет в фарисействе.

Нобелевскую драму Пастернака, как борщ, нашпиговали и политикой, и хрущевским самодурством оттепели, и заговором заграничных спецслужб, и бурными любовными ингредиентами. Только изменилась конъюнктура — поднялось соревнование за близость к Пастернаку. Локтями двигали, друг друга уличали. Кто как голосовал. Кто что подписывал. Кто не засветился на похоронах. А кто в восьмидесятых не помог родным поэта — когда их выдворяли из переделкинского дома — вещи в окно, рояль Нейгауза не пролезал, отпилили лишнее. Кто добивался, чтобы здесь открыли дом-музей. Тайные пастернаколюбы выявляли скрытых пастернакофобов. Полк смельчаков, учеников, приверженцев, поклонников, друзей, как только стало можно, с годами вырос на дрожжах.

А в сущности — сменились роли, лица, плюс на минус, но «все осталось по-прежнему — двойные дела, двойные мысли, двойная жизнь» (как писал поэт, когда лишь брался за роман).

В Переделкино, на дощатой веранде дома-музея, его хранительница, внучка Пастернака, доктор филологии Елена Леонидовна, на это отвечала мне на редкость примирительно: «Не знаю, можно ли винить людей в том, что они в тяжелое время не ведут себя героически. Самого Пастернака в свое время тоже сильно упрекали — скажем, что он не помог Марине Ивановне Цветаевой, когда она вернулась из-за границы. Когда у нее не было дома, всю семью арестовали, и с ней случилась вся эта ужасная история. Он ведь действительно ей не помог. Хотя я прекрасно помню его письма, я помню, как он хотел вот эту верхнюю веранду отдать Цветаевой с сыном, чтобы она тут жила. Вот он хотел. Вот он не отговорил ее от эвакуации. Вот он сделал массу, как он потом говорил, роковых шагов, которых мог бы не делать. Просто — вот так сложилось».

Академик Дмитрий Лихачев в конце восьмидесятых назвал роман «Доктор Живаго» «духовной автобиографией» Бориса Пастернака. Но эта исповедь о вечной двойственности интеллигенции, определяющей судьбу России, в конечном счете стоила поэту нервов, крови, жизни.

* * *

В начале «Доктора Живаго» 10-летний мальчик на могиле матери. «Летевшее навстречу облако стало хлестать его по рукам и лицу мокрыми плетьми холодного ливня». И от этой увертюры идет судьба. Пугающее в ней — когда вокруг остаются лишь две краски: «Все освещенное казалось белым, все неосвещенное — черным. И на душе был такой же мрак упрощения, без смягчающих переходов и полутеней».

Тонкость оттенков составляет радость жизни. Так у Пастернака. Так у его «Спекторского»: «Едва касаясь пальцами рояля, он плел своих экспромтов канитель». Так и его Живаго повторяет героине своей жизни Ларе — что не любит слишком добродетельных и слишком «правых, не падавших, не оступавшихся»: им не откроется «красота жизни».

Плохие книжки, говорил устами своего Живаго Пастернак, делят всех живущих на два лагеря — «а в действительности все так переплетается! Каким непоправимым ничтожеством надо быть, чтобы играть в жизни только одну роль, занимать одно лишь место в обществе, значить всего только одно и то же!»

Сам Пастернак, сын пианистки и художника, все время озадачивал, срезал, запутывал сюжетом своей жизни. Он не был однозначен. Приходит после многих лет занятий музыкой (сохранились две его прелюдии и фортепианная соната) к своему кумиру, композитору Скрябину, с вопросом: посвящать ли этому жизнь? Тот отвечает: безусловно. И Пастернак решает: значит, надо поступить наоборот.

Внучка поэта, Елена Пастернак: «Он прямо пишет — я загадал, если Скрябин скажет мне так-то и так-то, это будет означать, что мне надо бросать музыку. Абсолютная алогичность, мистичность — но ты принимаешь обратное решение, потому что уже загадал. Он любил так «загадывать» — при этом не был склонен ни к какой практической мистике. Только к различным совпадениям относился с тревогой и вниманием — и это видно в «Докторе Живаго». Есть даже выражение такое — «феномен Живаго». Это когда люди совпадают во времени и пространстве, но не знают об этом. В романе Пастернака это основополагающий момент сюжета».

Пастернак не мог «избавиться от ощущения действительности как попранной сказки». Фото: ТАСС / Архив

Из тех же странностей. Пастернак окончил университет в Москве — но за своим дипломом философа так и не зашел. Через много лет, в войну, вместо себя отправит брата-архитектора получить медаль «За оборону Москвы» (поэт дежурил с футуристом Казиным на крышах, сбрасывал зажигательные бомбы, ездил с писательской бригадой на фронт). Зачем поэту тратить время на формальности.

Родители и сестры останутся за границей (из Берлина переедут в Лондон) — а Пастернак не вынес там, вернулся с младшим братом. Где революция — там место футуриста. Рядом с «Левым фронтом» Маяковского. «Привыкши выковыривать изюм / Певучестей из жизни сладкой сайки, / Я раз оставить должен был стезю / Объевшегося рифмами всезнайки».

Кипели сборники стихов и страсти. «Сырое утро ежилось и дрыхло». Женился на художнице Евгении Лурье и стал отцом, развелся и женился на Зинаиде (которая сейчас же развелась с пианистом Генрихом Нейгаузом), и снова стал отцом. За «Сестрой моей — жизнью» — сборник «Второе рождение», роман в стихах «Спекторский», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». «Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья» связали в узел: страсть-Христос-и-революция.

Первый съезд писателей в 1934-м приветствовали метростроевцы. Пастернак рванул из-за стола президиума — снять с плеча работницы неподъемный с виду отбойный молоток. Но девушка отбилась от поэта — молоток ей предусмотрен по сценарию. Смеялись. А поэт сказал с трибуны: «Когда я в безотчетном побуждении хотел снять с плеча работницы метростроя тяжелый забойный инструмент, названия которого я не знаю, но который оттягивал книзу ее плечи, мог ли знать товарищ из президиума, высмеявший мою интеллигентскую чувствительность, что в этот миг она в каком-то мгновенном смысле была мне сестрой, и я хотел помочь ей, как близкому и давно знакомому человеку».

И далее — в ответ насмешнику — предостерег коллег: «При том огромном тепле, которым окружает нас государство и народ, слишком велика опасность стать литературным сановником. Подальше от этой ласки во имя ее прямых источников, во имя большой, и дельной, и плодотворной любви к родине и нынешним величайшим людям».

Елена Пастернак: «Очень часто упрекали Пастернака в нарочитой, картинной, показной любви к земле и народу, говорили, что он играет в народ, но эта любовь была подлинная».

* * *

В тридцатых многое менялось. Пастернака не отпускают утраты и смерти. Есенин, Маяковский, позже Мандельштам. И этот странный разговор со Сталиным. Вождь позвонил спросить о Мандельштаме: это в самом деле «мастер»? Пастернак ответил: надо бы поговорить вообще о жизни и смерти. Сталин трубку положил. Это последний разговор — но далеко не первый. Неясно, сколько раз поэт встречался и беседовал с вождем по телефону. Посвящал вождю стихи — но кто тогда не посвящал (включая Мандельштама и Ахматову). Подарил вождю свой сборник переводов грузинской поэзии. Просил за мужа и сына Ахматовой — тех немедленно освободили. Как и Мандельштама — в тот первый раз.

Все это Пастернак все чаще называл «скандальностью своего положения». Отвертелся от настойчиво предложенной ему негласной ниши «первого поэта». И в письмах: «Это страшно меня угнетает, и я чувствую себя виноватым». При этом — «живу я незаслуженно хорошо,.. с такой совершенною внутренней свободой,.. как я хотел, со всеми осложнениями и горестями…».

Тут мостик прямо в центр далекого Тбилиси. В мемориальную квартиру Тициана Табидзе. Внучка поэта, Нина Асатиани, водила меня по комнатам старого дома, вспоминая искрометные истории: когда жизнь поэтов била ключом. Пастернака в Тбилиси зазвал поэт Паоло Яшвили Оба они, Паоло с Тицианом, учились в той же кутаисской гимназии, где и Маяковский. Великий футурист был тамадой на свадьбе Тициана. В этой квартире, за странным огромным столом с короткими ножками умещались и Есенин, и Маяковский, и Белый, и Мандельштам. В 1937 году погибнут оба жизнелюба-фаталиста, и Паоло, и Тициан — под присмотром Берии, тогдашнего грузинского руководителя. Пастернак тогда отправит телеграмму жене друга, Нине Табидзе: «У меня вырезали сердце. Я бы не жил, но у меня теперь две семьи — моя и ваша». С тех пор их семьи неразлучны.

Когда на Пастернака свалятся все Нобелевские напасти, рядом будут Табидзе. Внучка рассказывает: «Доктора Живаго» он начинал писать на листах бумаги Тициана, которые дала ему вдова. Такие вот серебряные связи.

Загадка: Сталин остался для Пастернака важной фигурой жизненного эпоса, смерть его для поэта, как высокая трагедия. Зато Хрущев останется ничтожеством, холуем, предавшим своего хозяина. Мифическая оттепель — у Пастернака ощущение одно: «Мне кажется, на этот раз сговорились меня слопать».

За год до смерти Пастернак напишет Дмитрию Поликарпову, завотделом культуры ЦК КПСС: «Страшный и жестокий Сталин не считал ниже своего достоинства исполнять мои просьбы о заключенных и по своему почину вызывать меня по этому поводу к телефону. Государь и великие князья выражали письмами благодарность моему отцу по разным негосударственным поводам. Но, разумеется, куда же им всем против нынешней возвышенности и блеска… Повторяю, писать могу только Вам, потому что полон уважения только к Вам и выше оно не распространяется».

Но в «Докторе Живаго» дядя главного героя, бывший священник Веденяпин, не скрывает ненависти к «сангвиническому свинству жестоких, оспою изрытых Калигул, не подозревавших, как бездарен всякий поработитель».

Внучка поэта заметила однажды в интервью: о Пастернаке часто говорили, что он «очень ловко и легко сумел пережить сталинское время, но погиб от оттепели, от ее последствий». Но умер он от окружавшей пошлости. «Слово «пошлость» даже звучало во время его прощания с семьей. Он говорил, что рад тому, что покидает мир, полный пошлости».

* * *

Первым названием «Доктора Живаго» было — «Смерти не будет». Потом — «Мальчики и девочки». Пастернак выстраивал ряд из четырех поэтов, которые по-настоящему отражают ХХ столетие. «Герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». «То, что было крупно и своевременно у Блока, должно было постепенно выродиться и обессмыслиться в Маяковском, Есенине и во мне. Это тягостный процесс. Он убил двух моих товарищей и немыслимо затруднил мою жизнь, лишив ее удовлетворенности».

«Блок ждал этой бури и встряски». «Есенин к жизни своей отнесся как к сказке». Маяковский «в отличье от игры в отдельное разом играл во все — играл жизнью». И Пастернак не мог «избавиться от ощущения действительности как попранной сказки».

Он написал для сказки жизни финал эпический. «Доктор Живаго» завершился строками стихов: «Вдруг кто-то в потемках, немного налево / От яслей рукой отодвинул волхва, / И тот оглянулся: с порога на деву, / Как гостья, смотрела звезда Рождества».

«Судьба как будто берегла его для этой истории с Нобелевской премией, последующей скоротечной болезнью и смертью», — сказала внучка.

«Как хорошо на свете! — подумал Живаго. — Но почему от этого всегда так больно?»

Российская газета — Федеральный выпуск: №27(8081)

Поделиться

ЛитератураБорис Пастернак

Иов 24:15 Глаз прелюбодея наблюдает сумерки. Думая: «Ни один глаз не увидит меня», он закрывает лицо.

Новая международная версия
Глаз прелюбодея наблюдает за сумерками; он думает: «Ни один глаз не увидит меня», и прячет свое лицо.

New Living Translation
Прелюбодей ждет сумерек, говоря: «Тогда меня никто не увидит». Он прячет свое лицо, чтобы никто его не узнал.

Английская стандартная версия
Глаз прелюбодея также ждет сумерек, говоря: «Никакое око не увидит меня»; и он закрывает свое лицо.

Верийская стандартная Библия
Глаз прелюбодея наблюдает за сумерками. Думая: «Ни один глаз не увидит меня», он закрывает лицо.

Библия короля Иакова
И глаз прелюбодея ждет сумерек, говоря: ни один глаз не увидит меня, и закрывает свое лицо.

New King James Version
Глаз прелюбодея ждет сумерек, Говоря: «Никакое око не увидит меня»; И он маскирует свое лицо.

Новая американская стандартная Библия
«Око прелюбодея наблюдает за сумерками, Говоря: «Никакое око не увидит меня». И он маскирует свое лицо.

NASB 1995
«Глаз прелюбодея ждет сумерек, говоря: «ни один глаз не увидит меня». И он маскирует свое лицо.

NASB 1977
«И око прелюбодея ждет сумерек, говоря: «Никакое око не увидит меня». И он закрывает лицо свое.

Стандартная Библия Наследия
Глаз прелюбодея следит за сумерками, Говоря: «Никакое око не увидит меня». И он скрывает свое лицо.

Расширенный перевод Библии
«Глаз прелюбодея ждет сумерек, Говоря: «Никакое око не увидит меня», И он закрывает лицо свое.

Христианская стандартная Библия
Глаз прелюбодея следит за сумерками, думая: «Ни один глаз не увидит меня», и он закрывает лицо.

Христианская стандартная Библия Холмана
Глаз прелюбодея следит за сумерками, думая: Ни один глаз не увидит меня; он закрывает лицо.

Американская стандартная версия
Глаз прелюбодея также ждет сумерек, Говоря: Ни один глаз не увидит меня: И он закрывает свое лицо.

Библия на арамейском языке на простом английском языке
И глаза прелюбодеев наблюдают за тьмой, и они говорят: «Очи не увидят», и он скрывает свое лицо во тьме

Перевод Брентона Септуагинты
и глаз прелюбодея наблюдал за тьма, говоря: глаз не увидит меня, и покрывает лицо свое покрывалом.

Contemporary English Version
Другие ждут темноты, думая, что их никто не увидит, если они переспят с чужой женой или мужем.

Библия Дуэ-Реймса
Глаз прелюбодея видит тьму и говорит: Ни один глаз не увидит меня, и он закроет лицо свое.

English Revised Version
И глаз прелюбодея ждет сумерек, говоря: ни один глаз не увидит меня, и он закрывает лицо свое.

GOD’S WORD® Translation
Прелюбодеи ждут сумерек. Они говорят: «Никто не смотрит на нас», закрывая лица.

Перевод хороших новостей
Прелюбодей ждет наступления сумерек; он закрывает лицо, чтобы его никто не видел.

Версия международного стандарта
Прелюбодей наблюдает за сумерками, говоря: «Ни один глаз не смотрит на меня», в то время как он закрывает свое лицо.

JPS Tanakh 1917
Глаз прелюбодея также ждет сумерек, Говоря: «Никакое око не увидит меня»; И покрывает лицо свое покрывалом.

Буквальная стандартная версия
И глаз прелюбодея | Наблюдал сумерки, | Говоря: ни один глаз не видит меня. И он прячет лицо в тайне.

Стандартная Библия большинства
Глаз прелюбодея наблюдает за сумерками. Думая: «Ни один глаз не увидит меня», он закрывает лицо.

Новая Американская Библия
Глаз прелюбодея наблюдает за сумерками; он говорит: «ни один глаз не увидит меня». Он надевает маску на лицо;

NET Bible
И глаз прелюбодея наблюдает за сумерками, думая: «Ни один глаз не видит меня», и закрывает лицо свое маской.

Новая пересмотренная стандартная версия
Глаз прелюбодея также ждет сумерек, говоря: «Никакое око не увидит меня»; и он маскирует свое лицо.

New Heart English Bible
Глаз прелюбодея тоже ждет сумерек, говоря: «Никакое око не увидит меня». Он маскирует свое лицо.

Перевод Библии Вебстера
И глаз прелюбодея ждет сумерек, говоря: ни один глаз не увидит меня, и закрывает лицо свое.

World English Bible
Глаз прелюбодея также ждет сумерек, говоря: «Никакое око не увидит меня». Он маскирует свое лицо.

Буквальный перевод Юнга
И глаз прелюбодея Увидел сумерки, Говоря: «Нет глаз не видит меня». И он прячет лицо в тайне.

Дополнительные переводы…

Библейские стихи о сумерках

Плейлист:

Перейти к плейлисту Сумерки (тема)


  • Левит 23:5
    В четырнадцатый день первого месяца в сумерках Пасха Господня.
     
  • Исход 12:6
    Храни его до четырнадцатого дня того же месяца. то все общество общества Израилева должно заколоть его в сумерках.
     
  • Исход 16:12-13
    «Я слышал жалобы сынов Израилевых. Скажи им так: «В сумерках ешьте мясо, а утром насыщайтесь хлебом». И знайте, что Я есмь ГОСПОДЬ, Бог ваш». И было, прилетели перепелы вечером и покрыли стан, а утром роса легла вокруг стана.
     
  • Exodus 29:39
    Одного агнца приноси утром, а другого агнца приноси в сумерки.
     
  • Exodus 29:41
    а другого агнца приноси в сумерках; и приноси с ним хлебное приношение и возлияние, как утром, в приятное благоухание, в жертву Господу.
     
  • Exodus 30:8
    И когда Аарон зажжет лампады в сумерках, то воскурит на них курение постоянное пред Господом в роды ваши.
     
  • Числа 9:3
    В четырнадцатый день этого месяца, в сумерках, соблюдайте его в назначенное время. Согласно всем его обрядам и церемониям, ты должен хранить его».
     
  • Числа 9:5
    И совершили Пасху в четырнадцатый день первого месяца, в сумерках, в пустыне Синайской; как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы.
     
  • Числа 9:11
    В четырнадцатый день второго месяца, в сумерках, они могут хранить его. Они будут есть его с опресноками и горькими травами.
     
  • Deuteronomy 16:4
    И не должно быть у тебя закваски во всех пределах твоих в течение семи дней, и любых мяса, принесенных в жертву в первый день в сумерках, остаются на ночь до утра.
     
  • Deuteronomy 16:6
    но на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало имя Его, там закалывай пасху в сумерках, при заходе солнца, в то время, когда ты вышел из Египта.
     
  • Joshua 5:10-11
    Сыны Израилевы расположились станом в Галгале и праздновали Пасху в четырнадцатый день месяца, в сумерки, на равнинах Иерихонских. И ели из произведений земли на следующий день после Пасхи, опресноки и сушеные зерна, в тот самый день.
     
  • 1 Царств 30:17
    Давид атаковал их от сумерек до вечера следующего дня. Никто из них не спасся, кроме четырехсот юношей, которые оседлали верблюдов и бежали.
     
  • 4 Kings 7:5
    И встали в сумерках, чтобы идти в стан Сирийский; и когда они подошли к окраине сирийского лагеря, к их удивлению, никого не было там .
     
  • 2 Kings 7:7
    Поэтому они встали и побежали в сумерках, и оставили стан нетронутым — шатры свои, коней своих и ослов своих — и побежали, спасая свою жизнь.
     
  • Иов 24:15
    Око прелюбодея ждет сумерек,
    Говоря: «Никакое око не увидит меня»;
    И он маскирует свое лицо.
     
  • Притчи 7:9
    В сумерках, вечером,
    В черной и темной ночи.

     

  • Isaiah 59:10
    Мы ощупываем стену, как слепые,
    И мы ощупываем, как если бы у нас не было глаз;
    Мы спотыкаемся в полдень, как в сумерки;
    Мы как мертвые мужчин в безлюдных местах.

     

  • Иезекииль 12:6-7
    В их глазах ты будешь их нести на своих плечах и нести их в сумерках; закрой лицо твое, чтобы не видеть земли, ибо Я дал тебе знамение дому Израилеву». Так что я сделал, как мне было велено. Я свои вещи выносил днем, как в плен, а вечером копал рукой стену. я принес их в сумерках, и я нес их на моем плече в их глазах.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *