Сложные ситуации в жизни примеры: Жизненные ситуации, делитесь своими — 29 ответов на форуме Woman.ru (4307403)

Преодоление трудных жизненных ситуаций – Конструктор Успеха

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищут выход из трудной жизненной ситуации с помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Обобщить поведение людей в трудных ситуациях и описать пути преодоления трудностей можно по стратегиям преобразования, которые используются в этих ситуациях: совладение (приспособление и преодоление), защита и переживание. Но прежде чем поговорить о них подробно, пару слов о понятии «трудная жизненная ситуация».

Так понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает  один из ФЗ РФ — «Сложная жизненная ситуация — это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть». В этом законе приводятся и несколько примеров трудных жизненных ситуаций – болезнь, инвалидность, сиротство, безработица, необеспеченность и нищета, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликты, одиночество и т.д.

Российский психотерапевт, Федор Ефимович Василюк, изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей своей жизни (стремлений, мотивов, ценностей и т.п.).

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности. Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных вариантах и путях преодоления трудных жизненных ситуаций.

Техники поведения, которые чаще всего люди используют в трудных ситуациях

Приемы защиты — группа неадаптивных (поведение, способствующие возникновению сильного психического дистресса) реакций на сложности: подавленность, молчаливое смирение, депрессия, а также избегание сложных жизненных ситуаций и подавление мыслей о причине и источнике возникшей трудности.

Преодоление — действия, нацеленные на достижение успеха, на изменение и преодоление трудностей. Они связаны с затратой энергии и с определенными усилиями; предполагают интенсивные раздумья направленные на решение сложной ситуации, высокий уровень психической саморегуляции, поиск необходимой информации и привлечение к решению проблемы других людей.

Настойчиво преобразуя любую трудную ситуацию, человек сильно меняется, но часто эти изменения являются неосознаваемыми и непреднамеренны. Однако порой ситуация требует осознанного изменения своих особенностей, лишь только в этом случае можно достигнуть благополучия и преодолеть трудность. В этом случае изменение личных свойств и отношений к сложной ситуации становится основной стратегией или важным составляющим элементом другой стратегии.

ПРИЕМЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

  • Приспособление к базовым моментам ситуации (общественным установкам, социальным нормам, правилам деловых отношений и т.п.). Освоив эту технику, человек свободно входит в мир морали и права, труда, культуры, семейных отношений. В нормальных социальных условиях данная техника предопределяет успешность. Например, она помогает свыкнутся с новыми условиями работы (в данном случае человек успешно проходит испытательный срок) или в случае переезда на новое место жительства. Однако если человек попал в трудную жизненную ситуацию, в ситуацию потрясений, когда что-то резко поменялось, где новые правила еще не сложились, а старые уже не действуют – эта техника не поможет.
  • Приспособление к особенностям и нуждам других людей будет иметь огромное значение в ситуации социальных потрясений. Изучение этой техники показали, что чаще всего ее используют в кризисные этапы развития общества. Рядом с ней еще один прием приспособления — забота о поддержании имеющихся установлении новых социальных контактов.
  • Выбрать себе роль и вести себя в соответствии с нею. Данную технику люди используют в таких ситуациях, когда источником переживаний и трудностей являются их личностные качества и свойства собственного характера (например, неуверенность в собственных силах или застенчивость), не позволяющие им свободно адаптироваться к новым условиям жизни, попросить о помощи и т. д. Этот прием заключается в сознательном применении механизма идентификации. Человек выбирает для подражания определенную модель поведения, это может быть герой кинофильма или персонаж книги, олицетворяющий уверенность, ну или приятель, обладающий этим недостающим качеством. В сложной жизненной ситуации он примеряет на себя роль этого персонажа: начинает по-другому себя вести, у него меняется походка, манера говорить, его речь становится убедительной, он даже начинает по-другому себя ощущать. Так как себя с выбранной ролью он отождествляет не полностью, а только «играет ее», то все свои провалы и неловкость относит к выбранному персонажу, а не к себе. Это помогает избежать смущения, быть более свободным от мнения окружающих и не снижать при промахах самооценку. При правильном выборе роли, она помогает справится с трудной ситуацией возникающей в общения, а также вызывает ощутимые подвижки не только в поведении, но и в собственных жизненных ценностях и установках.
  • Часто применяемой формой приспособления выступает отожествление себя с более удачливыми людьми или отождествление с серьезными и влиятельными объединениями и организациями. Перенесшие разочарования и неудачи люди, которые мнят себя неудачником, порой прибегают к такому приему. Идентифицируясь с успешным субъектом, они как бы прибавляют себе особые способности, а становясь сотрудником влиятельной и авторитетной организации, не только получают возможность почувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и реально начинают чувствовать себя сильными и действуют более успешно и уверенно.
  • Техника выявления границ собственных возможностей, как правило, используется при внезапном изменении жизненных обстоятельств. Наиболее яркий пример – человек стал инвалидом. Попав в такую трудную жизненную ситуацию, люди вынуждены резко менять свой устоявшийся образ жизни. Поначалу они узнают о своих возможностях. Как человек, идущий по болоту прощупывает почву, они анализируют меру оставшихся способностей и пытаются восполнить потерянное. Стоит отметить, что к подомным тактикам прибегают и те, кто очутился в неизвестных или усложнившихся условиях.
  • Предугадывание и предвосхищение событий. Этим приемом пользуются люди, уже имевшие печальный опыт неудач или ожидающие неминуемого наступления приближающейся сложной жизненной ситуации (к примеру, сокращение по службе, предстоящая операция или смерть больного родственника). Предвосхищающая печаль или заранее составленное представление имеют адаптивное значение и позволяют человеку морально подготовиться к возможным трудным испытаниям и составить план предотвращения несчастливых обстоятельств. Как и любой другой прием совладания с трудной ситуацией, предвосхищающее совладание, в зависимости от той или иной ситуации, может быть как полезным, так и вредным.

(+) Пример продуктивного применения предвосхищающего совладания – часто применяемый в некоторых зарубежных больницах опыт подготовки юных пациентов к намеченной операции. Медперсонал под руководством квалифицированного психолога устраивают особые ролевые игры, в ходе которых проигрывается ситуация операции. Подобная психологическая подготовка снижает страх детей перед операцией и существенно ускорить их выздоровление.

(-) Явным примером однозначно непродуктивного предвосхищающего совладания является, так называемый «симптом святого Лазаря», психологи выявили его при работе с некоторыми родственниками ВИЧ-инфицированных. Он заключается в таком отношении к больному, словно тот уже мертв и оплакан (порой доходит до того, что члены семьи избегают всякое общение с заболевшим, не скрывая собирают деньги на поминки и готовятся к его похоронам).

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ САМОСОХРАНЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Это приемы борьбы с эмоциональными сбоями, которые, по мнению субъекта, наступают в связи с непреодолимыми трудными ситуациями.

  • Таковым является бегство от сложной ситуации. Происходит оно не только в физической, но и в чисто психологической форме — путем подавления мыслей о ситуации и внутреннего отчуждения от нее (это может быть отказ от повышений по службе, от других заманчивых предложений). Для людей, переживших большое количество различных неудач и разочарований, такое избегание сомнительных связей и ситуаций нередко становится, личностной особенностью. Для них это «последняя линия защиты».
  • Отрицание и непринятие, травмирующего, ошеломляющего и трагического события – еще один распространенный прием самосохранения. Попадая в трудную жизненную ситуацию и сталкиваясь с трагедией, непринятием и отрицанием ее, человек выстраивает психологический заслон на пути проникновения в свой внутренний мир этого травмирующего и разрушительного события. Он постепенно, переваривает его малыми дозами.

Техники преодоления сложностей с помощью приспособления и преобразования могут быть для человека как второстепенными, так и основными, как ситуационно-специфическими, так и характерными. Ситуационно-специфическими являются: «сопротивление», «корректировка своих ожиданий», « «надежда», «использование шанса», «самоутверждение», «идентификация с судьбами и целями других людей», «полагание на других людей», «отсрочка удовлетворения своих нужд», «проявление агрессии в форме действия или необоснованной критики» и др.

ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЛУЧАЯХ НЕУДАЧ

Здесь будут приведены приемы, которые люди используют в случае, когда для преодоления трудных жизненных ситуаций уже не осталось возможности их решить. То есть человек попавший в неприятную ситуацию предпринял все усилия для того, чтобы ее как то решить, но проблема осталась нерешенной и у него нет другого выбора, как просто признать, что он потерпел неудачу. Это поражение он переживает как крушение личности, ведь он поставил перед собой трудную задачу, приложил столько сил, надеялся, да еще и видел ее решение как часть будущей жизни. Если человек не переживал серьезных неудач и провалов до этого времени, он чрезмерно уязвим. В подобной ситуации человек пытается любым образом сохранить или восстановить хорошее к себе отношение, чувство собственного благополучия и достоинства.

Наиболее часто в таких случаях люди пытаются обесценить неудачу, задействовав механизмы психологической защиты, которые помогают снизить груз эмоциональных переживаний и не требуют от них болезненного пересмотра отношения к себе. Среди таких приемов можно выделить:

  • Обесценивание объекта. Не сумев найти выход из сложной ситуации, в данном случае не сумев достичь важной цели (выйти замуж, поступить в институт, защитить диссертацию и т. д.), человек понижает ее значимость. Таким образом, он обесценивает свою неудачу («А надо ли мне это?», «Это не самое главное в жизни») и вписывает трудную ситуацию в свою биографию как незначительный эпизод.
  • Корректировка своих надежд и чаяний. Так как неудача для большинства людей неприятное и тяжело переживаемое событие, лишающее человека того что ему надо, он может прибегнуть к коррекции надежд и ожиданий. Часто это приводит к минимизации потребностей. Безусловно, такой способ спасает от неудач, сглаживает неприятные ощущения и переживания, но он обедняет будущее и ни как не повышает уважение себя как личности.
  • Акцептация — принятие ситуации, такой, как она есть в действительности. В психологии этот прием иногда называют «терпением» или еще чаще используют словосочетание «отпустить ситуацию» (т.е. прекратить не приносящие результата действия по изменению сложной ситуации). Это не молчаливый ответ на тяжелые жизненные обстоятельства, а осознанное решение, принимаемое после анализа жизненной ситуации и сравнения собственного тяжелого положения с еще худшим положением других людей. Эта техника может быть применима в ситуации инвалидности или тяжелого заболевания.
  • Положительное толкование своей ситуации. Эта техника похожа на предыдущую. Она заключается в использовании вариантов сравнения: люди сравнивают себя с кем-то, кто находится в еще более шатком положении («сравнение идет вниз»), или вспоминает о своих заслугах и успехах в иных областях: «Да, это у меня не получилось, но зато…» («сравнение идет вверх»). Помните, у одной из героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман», были такие защитные фразы: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой», «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский» и т.п.

В жизни каждого из нас бывают трудные жизненные ситуации. Даже в самые безмятежные времена мы сталкиваемся с трудностями. Для одного это поиск работы или смена места жительства, для другого – собственная болезнь или болезнь близкого человека, развод или уход из жизни близких и родных людей. Так было и будет всегда. Трудные жизненные ситуации возникают в жизни детей и взрослых, целых семей и народов.

В данной статье приведены приемы и техники в большой степени касающиеся приспособления к обстоятельствам, которые уже невозможно изменить. Есть мнения, что подобные приемы свидетельствует о пассивной стратегии и о неспособности совладать со своей жизнью. Но в действительности все не так однозначно, ведь иногда временное приспособление выступает как мудрая стратегия переживания трудной жизненной ситуации, учитывающая жизненные перспективы с их реальными особенностями.

Самый простой пример —  испытательный срок при приеме на работу диктует человеку правила игры, к которым он должен приспособиться, чтобы получить работу в хорошем месте и быть принятым в новом трудовом коллективе. Он знает, когда лучше промолчать, отказывается от самоутверждения и определенных форм поведения в пользу своего будущего.

Однако каждый вправе самостоятельно выбирать те приемы и стратегии из своего репертуара, которые помогут выйти из трудной жизненной ситуации. Далеко не всегда и не все мы в силах изменить. Самое большое, что мы можем сделать, это трезво взглянуть на ситуацию, направить максимум усилий на изменение того, что поддается улучшению, и найти способы сосуществовать с тем, что поменять нельзя.

Иногда чтобы разобраться в трудной ситуации, необходима помощь психолога. Однако не все готовы поделиться своими проблемами с чужим человеком. Тем, кто не готов к личной встрече можно посоветовать консультацию по телефону. Телефонное консультирование это беседа с психологом обеспечивающая анонимность и особую доверительность. Психолог, изучивший руководство по телефонному консультированию, способен дистанционно разобраться в ваших проблемах и помочь вам преодолеть трудности, не хуже чем если бы вы пришли на прием.

Фрустрация: что это, простыми словами, примеры

Фрустрация может стать драйвером для новых достижений, а может довести до депрессии. Разбираемся, что это за состояние, из-за чего оно возникает и как на него реагировать

Содержание:

  • Что это
  • Типы
  • Причины возникновения
  • Последствия
  • Положительный эффект
  • Как себе помочь

Что такое фрустрация

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Это состояние возникает в ситуациях, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия. Обычно состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Термин был введен психологами во второй половине XX века для изучения стресса, вызванного фрустрирующими условиями — условиями, в которых человек не может удовлетворить свои потребности, поставленные перед ним задачи.

«Должны были вечером отправить отчет по работе, а во всем доме отключили интернет — вы находитесь в состоянии фрустрации. Планировали получить повышение на работе, а вам его не дали — это тоже фрустрация», — приводит примеры психотерапевт сервиса онлайн психотерапии Zigmund.Online Мирослав Ясин. По его словам, человек в течение жизни неизбежно время от времени пребывает в состоянии фрустрации; а впервые это случается в детском возрасте — например, когда ребенок не получает ожидаемую похвалу от родителей или рассчитывает на покупку чего-то, а ему это не дают.

Трудностей и преград в получении желаемого не избежать, а вот реакцию на фрустрационные условия человек может контролировать. То, как мы реагируем на неудачи, определяет последствия фрустрации — кого-то они закаляют и приводят к новым открытиям, а кто-то всю жизнь страдает, чувствуя себя неполноценным. Рассмотрим подробнее, что влияет на нашу реакцию и к чему она может привести.

Типы фрустрации

Фрустрация может проявляется во множестве разных вариантов. Некоторые из них описывает психолог Дэн Бреннан:

  • потеря самообладания;
  • нервные движения тела, такие как постоянное постукивание пальцами и т.д.;
  • отказ продолжать начатое дело;
  • чувство грусти или беспокойства;
  • неуверенность в себе;
  • проблемы со сном;
  • переход к наркотикам или алкоголю;
  • телесное насилие, например, голодание или неправильное питание.

Фрустрирующие ситуации могут вызвать разные эмоции, отмечает директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова: «Мы можем чувствовать все вариации злости, от легкого раздражения до ярости и ненависти, это могут быть чувства бессилия, подавленности, разочарованности, обиды и сильного расстройства». По ее словам, ситуации ограничений, неудач и препятствий могут вызвать сильный стресс, апатию и ощущение бессмысленности, но одновременно с этим они могут стать мощными мотиваторами поиска выхода, преобразования.

Впрочем, человеку бывает довольно сложно осознать это состояние, говорит завкафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимир Шляпников: «Фрустрация часто переживается как смутный и неясный дискомфорт: со мной что-то не так, мне чего-то не хватает, но чего именно, я не понимаю. Не понимаю, как с этим справиться. В результате это состояние негативно влияет на жизнь человека, мешает жить, эффективно работать, получать удовольствие от общения с близкими».

Причины возникновения фрустрации

Внешние и внутренние источники

Фрустрация может исходить как изнутри, так и снаружи.

Под внутренней фрустрацией мы понимаем состояние, когда человек сам является фрустратором (тем, кто провоцирует такое состояние). То есть он становится несчастным, потому что сам отреагировал на ситуацию негативными эмоциями.

Внешняя фрустрация предполагает, что есть другой человек или предмет, которые мешают вам удовлетворить свои потребности. Например, в ситуации, когда человек опаздывает на важную встречу из-за того, что стоит в пробке.

Причины фрустрации индивидуальны для каждого человека. Среди наиболее частых фрустраторов психолог Дэн Бреннан называет:

  • стресс на работе;
  • постановку недостижимой цели;
  • трудности в поиске решения проблемы.

Социальные фрустраторы

В наши дни значимым источником фрустрации является наше социальное окружение, которое порождает, как называют это в психологии, социальную фрустрацию. Владимир Шляпников поясняет: для человека важно быть не хуже, чем другие люди. Но так как понятия «хуже — лучше» — относительные, это сравнение часто вызывает чувство фрустрации. «Порой мы испытываем чувство неудовлетворенности даже тогда, когда объективно потребность удовлетворена. Например, я выбираю в ресторане популярное дорогое блюдо, но, когда его приносят, мне кажется, за соседним столом заказали что-то более вкусное и интересное. Такова природа человека», — приводит пример психолог.

Последствия фрустрации

Какие бывают реакции

Ученые за последний век провели ряд экспериментов, чтобы выяснить, как человек может реагировать на фрустрирующие условия. Один из них, рассказывает Мирослав Ясин, — эксперимент Дембо, в котором перед людьми ставились заведомо невыполнимые задачи. Например, исследователи устанавливали стул в 2–3 м от человека, затем проводили перед ним белую линию, за которую нельзя заступать, и просили его руками достать со стула предметы. Сделать это были физически невозможно.

В ходе таких экспериментов выяснилось, что человек по-разному справляется с фрустрацией. «Выявлено несколько типов реакции на фрустрирующие условия. Кто-то, сталкиваясь с препятствием, сразу же расстраивается и не может его преодолеть; кто-то ищет выход и его находит; а кто-то может обесценить свое поражение: не получилось решить задачу — ну и ладно, займусь чем-нибудь другим», — говорит Ясин.

От чего зависят реакции

Реакция человека на фрустирующие условия определяет то, как фрустрация в целом сказывается на качестве его жизни. То, насколько сильны будут наши переживания, как долго мы будем их чувствовать и насколько быстро сможем с этим справиться, зависит от многих факторов: от силы желания и значимости цели, от ожидаемости и предсказуемости результата, говорит Ирина Макарова. Но самое большое влияние имеет то, как человек справлялся с ситуациями неудовлетворения и отказов в раннем детстве. «Мы говорим о самых ранних годах жизни ребенка, когда происходят первые соприкосновения с окружающим миром, именно тогда формируются то, что будет нам помогать в дальнейшей жизни справляться с тем, что мы называем фрустрацией», — считает эксперт.

Фрустрация и агрессия

В нормальной ситуации фрустрация придает нашей жизни «драйв», необходимый для достижения желаемой цели. Но если время идет, а цель все так же далека, фрустрация может вызвать негативные состояния: истощение, депрессию, повышенную агрессивность. По словам Владимира Шляпникова, в таких ситуациях человек направляет свою агрессию на людей, которые не являются причиной фрустрации, а просто «попались под руку». «Часто родители, неудовлетворенные жизнью, срываются на своих детей. Потом эти дети в ситуации, когда надо решить сложную задачу, используют такую же неконструктивную модель поведения — начинают обижать более слабых одноклассников или грубо обращаться с животными», — отмечает эксперт. По его словам, иногда фрустрация приводит к тому, что человек направляет агрессию на себя. В состоянии аутоагрессии он рискует жизнью, не думает о здоровье и последствиях, а его поведение становится саморазрушительным. Иногда это может привести к употреблению алкоголя в больших количествах и наркомании.

Положительный эффект

Как мы упоминали, состояние фрустрации может иметь положительный эффект. Психологи отмечают, что чувство неудовлетворенности побуждает нас двигаться дальше, что-то делать и создавать. Оно может служить не только мощным источником развития — как отдельной личности, так и общества. Опрошенные РБК Трендами эксперты утверждают: человечество достигает прогресса в том числе благодаря ситуациям, когда в моменте было невозможно решить стоявшую перед человеком задачу, для чего были придуманы новые способы ее решения. Поэтому неизбежные состояния фрустрации при конструктивном поведении не мешают, но даже помогают строить карьеру. «Например, человек много работал ради повышения, но начальник ему объяснил, что повышения не будет. Конечно, сотрудник расстроится, но это чувство может быстро перерасти в желание открыть свой бизнес и организовать себе новое рабочее место. Вокруг нас много людей с позитивным опытом в адаптации фрустрирующих обстоятельств», — говорит Мирослав Ясин.

Как себе помочь

Тем не менее, затянувшееся состояние фрустрации в конечном итоге приводит к истощению. Как отмечает доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Дмитрий Ковпак, если в удовлетворении физиологических потребностей есть четкие сроки, сколько человек не может прожить без еды, воды, сна; то в удовлетворении социальных потребностей сроки зависят от многих факторов и, в первую очередь, от субъективной значимости для самого человека неудовлетворенной потребности. По его словам, когда фрустрация причиняет физический или моральный дискомфорт, человек должен взяться за разрешение этой проблемы.

Схема для выхода из состояния фрустрации на первый взгляд выглядит понятно: нужно разобраться, какая потребность была не реализована, и понять, каким образом ее можно реализовать. «Другой вопрос, умеет ли человек осознанно, последовательно и качественно проделывать эту работу. Шаблона к решению возникшей проблемы не существует, маршрут к удовлетворению потребности строится персонализировано. Плюс в том, что каждый человек — эксперт по самому себе, и у каждого есть ресурс заглянуть в себя, в свой опыт, в свое прошлое. Они могут подсказать, каким образом раньше решались подобные проблемы», — говорит Ковпак. При этом он напоминает: если человек не может сам решить жизненную задачу — это тоже нормальная ситуация; в таком случае ему необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

В Сети есть различные тесты и методики, которые помогают определить, к какой реакции на фрустрирующие условия склонен человек. Один из распространенных — тест рисуночной фрустрации Саула Розенцвейга. Он определяет, каким образом испытуемый отвечает на фрустрацию и фрустрирующие ситуации, и к какому типу агрессии относится его реакция.

15 лучших примеров ответов «Опишите трудную ситуацию и то, как вы с ней справились»

Когда речь идет о поведенческих вопросах интервью, таких как просьба описать сложную ситуацию и то, как вы с ней справились, вам нужна стратегия, чтобы подготовить хороший ответ. Лучший подход — взять сложный трудный опыт и использовать его, чтобы продемонстрировать свой эмоциональный интеллект и свой опыт работы.

Это прекрасная возможность произвести сильное впечатление на менеджера по найму и показать им, что вы лучше всего подходите для этой работы.

5 советов к ответу

  • Выберите реальную ситуацию, связанную с работой.
  • Предоставьте достаточно подробностей, но будьте краткими.
  • Продемонстрируйте свой мыслительный процесс и свои способности в решении проблем.
  • Продемонстрируйте свои лидерские, коммуникативные и технические навыки.
  • Убедитесь, что история имеет положительный исход.

5 ошибок, которых следует избегать

  • Избегайте проблем, которые вы создали сами.
  • Не зацикливайтесь на негативных аспектах.
  • Не вините и не говорите плохо о других людях.
  • Избегайте драмы.
  • Не преуменьшайте свои сильные стороны, но и не ведите себя дерзко.

Как ответить: формат STAR

Вы можете использовать технику STAR, чтобы упорядочить свои идеи и создать отличный ответ на стандартные поведенческие вопросы, подобные этому. ЗВЕЗДОЧКА означает:

S: Ситуация — дайте интервьюеру некоторый контекст, чтобы лучше понять вашу историю.

T: Задание – объясните, в чем заключалась проблема в этой ситуации, и укажите основные моменты.

A: Действие – расскажите им, как вы справились с этой задачей.

R: Результат – показать достигнутые результаты.

Используйте следующие примеры лучших ответов на этот распространенный вопрос на собеседовании в качестве рекомендаций, которые помогут вам выбрать сложную рабочую ситуацию, с которой вы столкнулись. Затем используйте метод STAR, чтобы обозначить свои тезисы, в которых вы превращаете сложную ситуацию во что-то позитивное и показываете, что вы хорошо подходите для этой работы.

Лучший пример ответов на вопрос интервью «Опишите трудную ситуацию и то, как вы с ней справились»

1. Пример ответа:
На моей предыдущей работе мне пришлось взять на себя проблемный проект у уволившегося коллеги. . Во время моей первой встречи с клиентом он вошел в комнату с криком. Он был зол на проблемы, которые мы еще не решили. Я не прерывал его. Я записал вопросы, которые он поднял. Когда он закончил, я сказал ему, что собираюсь рассмотреть все жалобы.

Когда я задавал ему вопросы по каждой проблеме, он успокаивался, давая мне больше информации. Я рассказал о конкретных действиях, которые планировал предпринять, и поручил нашим ведущим специалистам работать над этими вопросами. Я позаботился о том, чтобы часто информировать клиента о моем прогрессе. В конце концов он извинился за свое поведение. На решение всех проблем у нас ушла неделя, но мне удалось вернуть его доверие к нашей компании.

Ключевые выводы: Этот ответ показывает, что кандидат эффективно справился с рассерженным клиентом. Вместо того, чтобы возражать, они слушали, задавали вопросы и часто общались. Это также показывает способность кандидата решать проблемы и эффективность.

2. Пример ответа:
В первую неделю моей стажировки клиент попросил серьезно изменить свой веб-сайт всего за несколько дней до его запуска. Команда должна была работать допоздна, но менеджер сказал, что мне не нужно. Я все равно решил остаться и помочь команде. Меня не обучали инструментам, которые они использовали, но я предложил протестировать сайт. Я проверял каждую страницу снова и снова, пока все ошибки не были исправлены. После этого менеджер решил включить меня в следующий проект в качестве стажера.

Ключевые выводы: Этот ответ — отличный способ ответить на этот вопрос, если у вас нет большого опыта и других хороших примеров, которые вы могли бы использовать. Здесь, несмотря на отсутствие опыта, этот ответ показывает готовность кандидата выйти за рамки того, что от него ожидают, и быть командным игроком.

3. Пример ответа:
Когда я был руководителем группы поддержки клиентов в корпорации ABCD, у нас был новый клиент, который часто бывал очень груб с моей командой. Я решил встретиться с ним лично, чтобы лучше понять его и, надеюсь, создать более позитивную динамику. Мой отдел общался с клиентами только по телефону и электронной почте, но я подумал, что в этом случае нужно больше.

Во время нашей встречи я вежливо сформулировал вопрос таким образом, чтобы сообщить, что мы хотим понять, как лучше его обслужить. Я сосредоточился не на его поведении, а на том, что мы можем сделать, чтобы превзойти его ожидания. В конце концов он извинился и объяснил, что был очень напряжен из-за личных проблем. После этого его стало значительно легче обслуживать.

Ключевые выводы: Этот ответ показывает, что кандидат причастен к проблеме своей команды и как он взял на себя инициативу по ее решению. Это также показывает их коммуникативные навыки, навыки межличностного общения и навыки решения проблем. Это особенно отличный способ ответить на вопрос интервьюера, если вы ищете работу в сфере обслуживания клиентов.

4. Пример ответа:
Когда я начал работать в небольшом издательстве, мой начальник попросил меня получить одобрение для новой книги от высокопоставленных лиц. Я никогда не делал этого раньше, но я принял вызов. Я составил список из примерно 60 имен больших перспектив. Сначала я связался с первыми 10 именами в этом списке. Когда я получил первый положительный ответ, я продолжил связываться с другими людьми, теперь упоминая того, кто согласился, и так далее. Мне удалось получить 18 одобрений, которые произвели впечатление на моего босса и сыграли решающую роль в увеличении продаж книги.

Ключевые выводы: Кандидат не уклонился от испытания, и его смелость была вознаграждена.

5. Пример ответа:
Позвольте мне рассказать вам о сложной ситуации, в которой я оказался с новым менеджером проекта. Ей нужно было больше оплачиваемых часов в этом квартале, чтобы достичь своей финансовой цели. Итак, она попросила меня ввести еще 80 часов в этом месяце, а затем я вычел эти часы из табеля рабочего времени следующего месяца.

Я осторожно объяснил ей, что это противоречит политике компании. Я не мог зарегистрировать часы, когда я не работал. И если этот проект пройдет аудит, у нас с ней будут проблемы. Она поняла, поблагодарила меня за предупреждение и отказалась от этой мысли.

Ключевые выводы: Он демонстрирует честность и смелость кандидата поступать правильно, даже когда ему приходится противостоять начальству.

6. Пример ответа:
Когда я пришел на свою последнюю работу в качестве специалиста по обучению персонала, я заметил, что каждый внутренний аудит выявлял одни и те же ошибки в определенных процессах управления персоналом. Я проверил учебные материалы, которые они использовали для менеджеров. Учебный материал представлял собой чрезвычайно сухой онлайн-курс с большим количеством текста и без иллюстраций или мультимедиа. Я решил создать новую версию этого курса с видео и тестами с несколькими вариантами ответов после каждого урока. Каждый менеджер в конечном итоге прошел курс, и после этого внутренние аудиты показали, что мы правильно выполняем эти процессы.

Ключевые выводы: Кандидат заметил проблему, предложил хорошую идею для ее решения, а затем взял на себя инициативу, чтобы это произошло.

7. Пример ответа:
Одной из самых сложных проблем, с которыми мне приходилось сталкиваться, была ситуация, когда коллега попал в больницу за день до презентации потенциальному клиенту. Мой менеджер попросил меня заменить его, но я не был знаком с продуктами, которые он продавал клиенту. Я использовал каждую минуту, чтобы изучить все, что он уже подготовил, и закончить презентацию. Я попросил специалиста из службы поддержки помочь мне с техническими моментами. Презентация прошла успешно, и мы смогли закрыть сделку.

Ключевые выводы: Кандидат приложил усилия, чтобы изучить и подготовить презентацию за короткое время, которое у них было, и мудро обратился за помощью к экспертам.

8. Пример ответа:
На первом собрании моей команды в корпорации ABCD мой менеджер рассказал пару предвзятых шуток. Большинство людей рассмеялись. Я заметил, что несколько человек чувствовали себя неловко, но никто ничего не сказал. Несмотря на то, что я был новичком, позже я подошел к нему наедине и уважительно объяснил, что эти шутки могут быть оскорбительны для некоторых людей. Он удивился и сказал, что не понимает этого. На следующей встрече он извинился перед всеми.

Ключевые выводы: Кандидат смело выступил против ненадлежащего поведения своего руководителя и сделал это профессионально.

9. Пример ответа:
У меня была очень сложная ситуация, когда у компании, в которой я работал, были финансовые проблемы. Из-за этого мне пришлось уволить одного человека из моей команды. Я выбрал члена команды, которого мы наняли совсем недавно. У нее был большой потенциал, но она все еще нуждалась в руководстве, чтобы делать свою работу. Прежде чем я поговорил с ней, я связался с некоторыми знакомыми из других компаний, и один из них брал на работу. Итак, когда я сообщил ей плохие новости, я также рассказал ей об этой возможности. Я дал ей рекомендательное письмо, и в итоге ее взяли на работу.

Ключевые выводы: Кандидат продемонстрировал взвешенное мышление при выборе того, кого уволить. Они также проявили сочувствие, активно ища альтернативную работу для сотрудника.

10. Пример ответа:
Во время учебы в колледже я подрабатывал в кофейне. Владелец попросил меня предложить способ продвижения его нового вкуса пончиков. Я предложил сделать мини-пончики с этим новым вкусом и добавить по одному бесплатно к каждому комбо-заказу в период запуска. Это был успех. Всего за две недели он стал третьим самым продаваемым пончиком. Покупатели также хотели покупать мини-пончики, поэтому мы начали делать мини-пончики со всеми вкусами, и они также стали лидерами продаж.

Основные выводы: Это хороший пример кандидата, который смог принести невероятную пользу, несмотря на то, что в то время он еще учился в колледже, имел небольшой опыт работы или вообще не работал и работал только в кафе. на условиях неполного рабочего времени.

11. Пример ответа:
На моей предыдущей работе был момент, когда заказчик хотел создать новый сайт в очень сжатые сроки и с ограниченным бюджетом. Я знал, что это слишком рискованно. Я отказался от работы и уважительно объяснил заказчику свои доводы. Заказчик был расстроен и нанял другую компанию для работы.

Через некоторое время мне позвонил клиент. У них было много задержек с их проектом, и они поняли, что сочетание графика и бюджета не работает. Они должны были предусмотреть более длительный график или больший бюджет для этого проекта. Клиент сказал мне, что он хотел бы работать с нами в будущем, потому что он ценит наше мнение и ценит честный отзыв, который мы дали.

Ключевые выводы: Кандидат принял трудное решение отказаться от проекта, который оказался проблематичным. Хотя поначалу это вылилось в напряженную ситуацию, в итоге заказчик понял, что кандидат был прав, и оценил его честность.

12. Пример ответа:
Около двух лет назад у нас появился новый руководитель группы. Он постоянно переутомлялся, пока у меня и моих товарищей по команде было свободное время, поэтому я решил поговорить с ним. Я сказал ему, что есть много задач, которые мы привыкли делать, и что он может делегировать их нам вместо того, чтобы делать все самому. Сначала он колебался. Но со временем он понял, что мы можем справиться с этими задачами, и нагрузка на нашу команду стала более сбалансированной. После этого наши результаты также улучшились.

Ключевые выводы:
Ответ показывает, что у кандидата хватает смелости обратиться к начальнику и, по сути, сказать ему, что он может улучшить свои навыки делегирования полномочий… с уважением. Кандидат определил область для улучшения и проявил инициативу. При справедливом распределении рабочей нагрузки это также показывает, что кандидат усердно работает.

13. Пример ответа:
На моей последней работе меня попросили присоединиться к большому проекту, который был почти завершен. Когда я изучил специфику задач, за которые отвечал, то понял, что кто-то сделал неверную оценку. На их завершение должно уйти как минимум две недели. Я поговорил с руководителем проекта и помог ему переделать план. Я также предложил добавить младшего специалиста, который будет помогать мне с более простыми задачами. Мы смогли закончить все вовремя и в рамках бюджета.

Ключевые выводы: В этом примере кандидат должен был присоединиться к проекту в самом конце и быстро освоиться. Кандидат не только сделал это, но и обнаружил критическую проблему, имел смелость дипломатично поднять ее и работал над ее решением таким образом, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на цели проекта.

14. Пример ответа:
Однажды я допоздна работал в офисе, когда мне позвонил клиент. Мой коллега продал им турпакет, в том числе бронирование в отеле в Орландо, штат Флорида. Однако администратор отеля не смог их найти. Я немедленно проверил нашу систему. Я видел, что бронирование было отменено из-за неверной информации, но мой коллега этого не заметил. Итак, я позвонил менеджеру отеля, объяснил ситуацию, и менеджер отеля смог предоставить клиенту номер. Я извинился перед клиентом и дал ему бонус на следующий отпуск.

Ключевые выводы: Это отличный пример, если вы подаете заявку на работу в службу поддержки клиентов, потому что ошибки неизбежно случаются. Кандидат без колебаний помог заказчику. Они решили проблему и предложили бонус, чтобы клиент остался доволен, несмотря на то, что произошло.

15. Пример ответа:
Однажды мне пришлось возглавить проект по разработке приложений с очень ограниченным бюджетом и графиком. Это был стратегический клиент, поэтому я не мог ему отказать. Я попросил нашу ИТ-команду настроить VPN-туннель к внутренней сети клиента, поэтому большая часть моей команды работала удаленно, что позволило сократить расходы на командировки. Я также поручил младшим программистам выполнить часть работы, что снизило трудозатраты. Я смог закончить проект в рамках графика и бюджета. Клиент был впечатлен, и я получил повышение.

Ключевые выводы: Кандидат показал, как он справился со сложным проектом для важного клиента. Они придумали решения для снижения затрат и успешно завершили проект.

Заключение

Некоторые стандартные вопросы на собеседовании поначалу могут показаться немного пугающими. Но если вы спланируете свой ответ и попрактикуетесь, вы сможете превратить этот сложный вопрос на собеседовании в отличный пример своих навыков. Подготовьте свой ответ на собеседование STAR, используя то, что вы узнали здесь, и покажите своему потенциальному работодателю, что у вас есть все необходимое, чтобы получить эту работу. Удачи!

Биография автора
Кит Миллер имеет более чем 25-летний опыт работы в качестве генерального директора и серийного предпринимателя. Как предприниматель он основал несколько многомиллионных компаний. Работа Кита как писателя упоминалась в журналах CIO Magazine, Workable, BizTech и The Charlotte Observer. Если у вас есть какие-либо вопросы о содержании этого сообщения в блоге, отправьте сообщение нашей команде редактирования контента здесь.

Как вы справились со сложной ситуацией на работе?

Ответы на вопросы интервью, когда от вас требуется рассказать о сложной ситуации, могут быть пугающими. Однако важно, чтобы вы честно рассказывали о своем опыте и приводили примеры из реальной жизни. Помните, сложные ситуации случаются на каждом рабочем месте — интервьюеры захотят понять, как вы справлялись с обстоятельствами ранее, чтобы они могли оценить, как вы можете реагировать на ситуации в вашей потенциально новой роли. То, как вы ответите на вопрос, также даст им представление о процессе, которому вы следовали, как вы реагируете на неожиданности, насколько вы устойчивы и как вы общаетесь.

Подумайте о примерах сложных ситуаций, которые произошли в вашей нынешней или предыдущих должностях, до собеседования. Подготовьте для них несколько заметок, чтобы вам было на что ссылаться, если вы почувствуете себя брошенным. Чтобы помочь, взгляните на описание работы, чтобы ваши ответы были максимально релевантными.

Трудные ситуации на рабочем месте

Вот несколько примеров типичных сложных ситуаций на рабочем месте:

  • Не ладят с коллегой
  • Не чувствуете себя в состоянии говорить о чем-то, что, по вашему мнению, неправильно воздействие либо на себя, либо на кого-то другого, либо на обоих. Если вы занимаете руководящую должность, вам, возможно, придется решать такие ситуации напрямую, что может показаться пугающим, особенно

    • . Если вы новичок в управлении
    • Если вы не знаете, как к этому подступиться
    • Если у вас хорошие отношения с заинтересованным лицом

    Возможно, вы окажетесь в противоположном положении, когда вы не чувствуете себя в состоянии контролировать ситуации, которая может оказать реальное влияние на вашу повседневную работу. Или, возможно, вы справились с ситуацией, и все прошло хорошо, но все еще было очень сложно. Все эти опыты являются общими и действительными.

    Структурирование вопросов для интервью

    Когда вы сталкиваетесь с вопросом «Как вы справились с трудной ситуацией на работе?», полезно структурировать свой ответ, используя метод STAR .

    Чтобы применить метод STAR на практике, начните с придумывания примера, которым вы хотели бы поделиться с интервьюерами, а затем используйте следующие четыре пункта, чтобы описать его:

    S – Ситуация

    Во-первых, представить ситуацию. Помните, что у интервьюеров не будет никакого предшествующего контекста того, над чем вы работали, или проблем, с которыми это связано. Убедитесь, что у них достаточно контента для понимания.

    T – Задача

    После того, как основа ситуации заложена, пришло время поговорить о конкретной задаче, которую вы поставили перед собой. Какова была ваша общая цель и что необходимо было решить?

    A – Действие

    Теперь пришло время показать интервьюерам, как вы участвовали и принимали меры. Посмотрите, чтобы ответить на вопрос, какова была ваша ответственность при выполнении этой задачи? Сосредоточьтесь на том, какой вклад вы внесли и какую роль сыграли, меньше можно сказать о том, что сделала ваша команда. Вы хотите выделить свой вклад.

    R – Результат

    Завершите свой счет обсуждением исхода и достигнутого результата. Не бойтесь добавить дополнительное «R» к вашему методу STAR для «Отражение». Если есть что-то, что, по вашему мнению, вы могли бы сделать по-другому или лучше, добавьте небольшую оценку.

    Примеры ответов на собеседовании

    Вот несколько примеров ответов с использованием нескольких сложных ситуаций, приведенных ранее.

    Мы с коллегой не ладили

    На моей предыдущей должности был один коллега, с которым я не ладил. Я чувствовал, что они исключили меня из командных разговоров и никогда не отвечали на мои просьбы об информации или помощи. Какое-то время я думал, как лучше всего подойти к этому вопросу: поговорить с моим руководителем и другими коллегами или обратиться к человеку напрямую? Я решил обратиться к человеку напрямую в первую очередь. Я говорил с ними о своих чувствах и приводил примеры их поведения. Человек положительно отреагировал на такой подход и не понимал, что делает. Они извинились за то, что не ответили на мои запросы о предоставлении информации, и объяснили это тем, что чувствовали себя настолько перегруженными работой. Ситуация улучшилась в последующие недели, так как я тоже знал об их ситуации и мог предложить поддержку.

    Главный совет — если вы используете этот в качестве примера, убедитесь, что вы учитываете свой тон, когда говорите о другом человеке. Избегайте слишком негативных отзывов.

    Я чувствовал, что не могу говорить, когда что-то не так

    На моей нынешней должности я столкнулся с частью процесса, который, как мне казалось, не очень хорошо работает для наших клиентов. Я хотел поднять этот вопрос со своим менеджером, но в прошлом, когда команда выдвигала новые идеи, они никогда не развивались, поэтому я беспокоился о том, чтобы предложить что-то самому. Я решил, что очень важно иметь возможность говорить. Поэтому я доверился коллеге, которому доверяю, который помог мне структурировать то, что я хотел сказать, продемонстрировав влияние на клиента и придав мне уверенности, чтобы обратиться к своему менеджеру. На следующий день я поговорил со своим менеджером о ситуации, и она была воспринята более позитивно, чем я ожидал. Я думаю, это произошло из-за того, как я объяснил ситуацию и адаптировал свой подход, чтобы он был хорошо принят. Она собирается вынести мое предложение на собрание руководства на следующей неделе для одобрения. Теперь я буду чувствовать себя уверенно, чтобы выдвигать идеи в будущем.

    Решение дисциплинарных проблем на работе

    После нескольких месяцев работы на моей первой руководящей должности я столкнулся с потенциальной дисциплинарной проблемой у члена команды. Я посещал тренинги по этому процессу, но ничего не применял на практике. Я чувствовал себя обескураженным этим, поскольку это было с членом команды, с которым у меня были хорошие отношения.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *