«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н.Толстой»)
Через несколько месяцев мне предстоит покинуть свой родной дом. Грустно расставаться, понимаю, насколько прав поэт, сказавший, что «так нигде тепло не будет, кроме как у очага в отцовском доме». Но знаю, что здесь для меня всегда будут открыты двери, здесь меня всегда будут ждать. Ведь это мой дом!
Задумываюсь, что значит дом в жизни человека? Это жилище, в котором живёт семья, это место, где тебя всегда поймут. Подобную мысль нахожу у великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого. «Семейная идея» в его творчестве является одной из ведущих. «Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нём главную, основную мысль,- говорил Толстой. – Так в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную…»
Но, на мой взгляд, «семейная идея» пронизывает от начала до конца и «Войну и мир». Дом здесь – особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище для человека и основа всего существующего. Толстой рисует нам такой дом, такую семью, о которой он мечтает сам. Это Ростовы. Граф Илья Андреевич, его жена и четверо их детей: Вера, Наташа, Николай и Петя. Также практически членом семьи стала Соня, племянница графа, которая с детства росла и воспитывалась в их доме.
Глава семьи – граф Илья Ильич Ростов – мягкий, доверчивый, бескорыстный человек. Он очень любит свою жену, которая отличается добротой, душевностью, некоторым суеверием, пристрастием к романам. Всю себя графиня отдает своим детям.
У младших членов семьи много общего: они доверяют друг другу, знают, что такое честь и достоинство, отзывчивы и добры, способны испытывать глубокие чувства. Пожалуй, только старшая Вера отличается от других. Она редко появляется на страницах романа и неприятно удивляет своей холодностью, излишней «правильностью» и бесчувственностью. В этих чертах дочери графиня винит себя: «перемудрила» с воспитанием старшей дочки. А вот в основу взаимоотношений с остальными детьми были положены откровенность, доверительность, «незаметное» воспитание. Когда младшие дети начали подрастать, в доме Ростовых поселились смех, веселье и праздник. Любое событие, будь то бал, охота или именины становятся настоящей радостью для всех, кто в них принимает участие. И все потому, что все Ростовы счастливы в отчем доме.
Своих любимых героев Толстой проводит через испытание утраты родного дома. Как я понимаю Наташу, Николая, Соню, осознавших, что их семейное гнездо разорено, что в нем хозяйничают враги, что все, что дорого их сердцам, осквернено. Но автор, проводя своих героев через это испытание, верит в силу их духа. Для Наташи хлопотать в минуты всенародного горя о ценностях: картинах, фарфоре, хрустале и коврах – «мерзость», «гадость». Это, по ее мнению, удел немцев (Берга и Верочки) заботиться о «шифоньерочке и туалете», а «русская душой» Наташа добивается того, что с подвод сняты сундуки и погружены раненые участники Бородинского сражения.
Как много значит слово «дом» для каждого члена семьи Ростовых! Л.Н.Толстой верит, что, несмотря на все трудности, лишения и испытания, они сохранят свою доброту, человечность и порядочность, отстроят свои дома и усадьбы, потому что для них дом – это спокойная, надежная пристань, а семейное счастье – земной рай. (487 слова)
Мадина
Добавить комментарий
Лев Николаевич Толстой цитата: Счастлив тот, кто счастлив дома.
— Лев Николаевич Толстой
Последнее обновление 10 августа 2022 г.
Темы
дом
Лев Николаевич Толстой
256
русский писатель и мыслитель 1828 — 1910
Похожие цитаты
„Я не вожу машину. Я предпочитаю сидеть дома. Я счастлив в своём собственном доме. Я не считаю себя социализированным, и никогда не считал. Наверное, это странно, но единственное, что мне нужно это чистый дом. Иногда я счастлив, иногда – нет. Счастье, блаженство – это кратковременные вещи.“
— Джонатан Риз Мейерс 1977
„Мужчина охотнее видит дома неубранную постель и счастливую жену, чем образцово заправленную постель и недовольную жену. Мой совет: заправляй постель и будь счастливой!“
— Марлен Дитрих немецкая и американская актриса и певица 1901 — 1992
„Гитара — это как хороший друг, легко перенести из комнаты в комнату, из дома в дом. Если вы играете на гитаре, вы полностью счастливы.“
— Пит Таунсенд 1945
„Хотел бы знать, в каком доме ты ужинаешь сегодня вечером. Счастлива ли ты или же что-то омрачает твою жизнь?“
— Адриано Челентано итальянский музыкант, киноактёр, эстрадный певец, кинорежиссёр, композитор, общественный деятель и телеведущий 1938
Vorrei sapere in quale casa tu stai cenando questa sera. Se sei felice oppure cosa rende la tua vita amara?
«Vorrei sapere», № 6
Dormi amore, la situazione non è buona
„Мы все как тот, кто опьянён вином,
Пьянчуга знает: есть, мол, где-то дом.
Не знает только, как пройти домой,
И скользок путь под пьяного ногой.
Вот так же мы блуждаем в сей юдоли:
Мы жадно ищем путь к счастливой доле,
Но без конца плутаем, как на грех.“
— Джефри Чосер английский поэт 1343 — 1400
„Женская привлекательность − это умение зарядить собой воздух. Гармонизировать мир хотя бы в пределах отдельно взятого дома. Не насиловать мужскую и женскую природу, а дать своему избраннику то, без чего он не может чувствовать себя счастливым мужчиной: уважение, легкое доминирование, покой. И без истерики требовать от него всего того, без чего не может быть счастлива ни одна женщина в мире, как бы она себя ни позиционировала. Это чувство защищенности и все, что из него вытекает − нежность, щедрость, верность.“
— Дмитрий Владимирович Соколов-Митрич 1975
„Вот меня постоянно спрашивают: парень у тебя есть или дети? А почему никого не интересует, есть ли у меня, например, дома алтарь для открытия врат, каких сущностей и демонов я предпочитаю для общения, или, возможно, я счастливая обладательница рисово-розовых полей в Шамбале, мм?“
— Джулия Ванг
„Счастлив тот, чей дом украшен
Скромной верностью жены!
Жёны алчут новизны:
Постоянный мир им страшен.
<…>
Смертный, силе, нас гнетущей,
Покоряйся и терпи;
Спящий в гробе, мирно спи;
Жизнью пользуйся, живущий.“
— Василий Андреевич Жуковский русский поэт, переводчик, критик 1783 — 1852
Стихотворные цитаты
„Однажды жила была девушка, которая стала жить, как все…
И она стала жить в прекрасном доме и все любили её и она была очень очень счастлива.
Но люди в деревне были очень бедные и каждую ночь они пробирались в дом, где спала девочка и отрезали прядь её золотых волос и продавали их.
— Она даже не заметит, — говорили они.
В конце концов, она лишилась всех своих золотых волос. И люди сказали:
— О, она совсем не красивая.
И выгнали её из прекрасного дома, выгнали её на улицу. И она ушла и больше никогда не вернулась. А люди скоро снова проголодались и вернулись в прекрасный дом, но там никого не оказалось.“
— Джиа Мари Каранджи 1960 — 1986
из личного дневника Джии
„Что было лучше в 1950-х и 1960-х годах, так это то, что тогда люди были возбуждены жизнью. Был прилив чувств после победы в войне, всё было новое: машины, дома, люди рано женились, придумали рок-н-ролл… и Элвис. У людей был более счастливый вид. Сейчас происходит много всего интересного с новыми технологиями, но впечатления уже не те, что были раньше.“
— Лана Дель Рей Американская певица и автор песен 1985
„… Я всегда делил человечество на две части. Есть люди-сады и люди-дома. Эти всюду таскают с собой свой дом, и ты задыхаешься в их четырёх стенах. Приходится с ними болтать, чтобы разрушить молчание. Молчание в домах тягостно. А вот в садах гуляют. Там можно молчать и дышать воздухом. Там себя чувствуешь непринуждённо. И счастливые находки сами возникают перед тобой. Не надо ничего искать. Вот бабочка, вот жук, вот светлячок. О цивилизации светлячков ничего неизвестно. Об этом можно поразмышлять. У жука такой вид, словно он знает, куда направляется. Он очень спешит. Это поразительно, и об этом тоже можно поразмышлять. Бабочка. Когда она садится на большой цветок, говоришь себе: для неё это — словно она на качающейся террасе висячих садов Вавилона… А потом замечаешь первые звёзды и замолкаешь.“
— Антуан де Сент-Экзюпери Французский писатель и летчик 1900 — 1944
Из письма г-же Франсуа де Роз, о. Сардиния, май 1944 г.
„Проявляйте свою любовь к людям везде, где это возможно, и прежде всего — у себя дома. Дарите любовь своим детям, своей жене или мужу, своим соседям… Пусть ни один человек не уйдет из вашей жизни без того, чтобы не стать хоть немного лучше или счастливее. Станьте живым выражением доброты Бога. Пусть люди видят доброту, светящуюся в вашем лице, в ваших глазах и в вашем дружеском приветствии.“
— Мать Тереза католическая монахиня, организатор «домов умирающих», лауреат Нобелевской премии мира 1910 — 1997
„Дом — тюрьма для мужчины и работный дом для женщины.“
— Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856 — 1950
Цитаты по алфавиту
„Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину.“
— Марк Туллий Цицерон древнеримский философ и политик -106 — -43 до н.э.
„…Этот день стал для меня самым счастливым за последние годы. В аэропорту меня встречала масса народа: счастливые и радостные лица, добрые слова и чувство бесконечного облегчения и покоя — наконец-то я дома! И вся парижская жизнь сразу ушла из памяти, как будто всё это было не со мной, или просто мне приснился фантастический сон. Лихорадочное, изломанное, каждодневно меняющееся течение российской жизни полностью захватывает меня. Только здесь, в России, я могу дышать полной грудью, бороться и испытывать глубочайшее удовлетворение от каждого часа прожитой жизни. Меня ещё ждут трудности и испытания, но сегодня я полон сил и уверенности в том, что всё преодолею и ещё смогу принести пользу своему городу, своей стране…“
— Анатолий Александрович Собчак российский политический деятель времён «перестройки» 1937 — 2000
Вернувшись в Санкт-Петербург после эмиграции, 12 июня 1999 года
„Если ты хочешь научиться строить дома — построй дом. Никого ни о чём не спрашивай — просто построй дом.“
— Кристофер Уокен американский актёр 1943
„Дом не там, где вы родились, дом там, где прекратились ваши попытки к бегству.“
— Нагиб Махфуз 1911 — 2006
„Не разори своего дома, желая построить дом ближнего.“
— Симеон Новый Богослов, книга Добротолюбие
Добротолюбие, Т.5
„Джентльмен всегда проводит даму до дома, если это дом джентльмена.“
— Константин Семёнович Мелихан русский писатель, автор юмористических книг, эстрадный исполнитель собственных произведений, карикатурист, телеведущий,… 1952
Цитаты «Из записок джентльмена»
„Смехом и лепетом не согрет,
Сумрачен дом, где ребенка нет.
Дом, где царит тишина, не дом, —
Колокол с вырванным языком.“
— Ованес Шираз Армянский поэт 1914 — 1984
Связанные темы
- Дом
Истинное счастье
26 марта 2013 г. Гэри Л. Велтон
Одна из самых известных вступительных строк в литературе принадлежит Льву Толстому «Анна Каренина» : «Все счастливые семьи похожи друг на друга; каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Великая литература заставляет думать и размышлять; оно направляет нас к важным вопросам жизни. Таким образом, он может иметь несколько значений на разных уровнях или в разных приложениях. Что хотел сказать Толстой?
На первый взгляд, эта линия никогда не имела для меня никакого смысла. Вместо этого можно утверждать, что все несчастливые семьи одинаковы, и все люди преследуют свои собственные эгоистичные цели. Только счастливые семьи позволяют друг другу быть уникальными и разными личностями. Я думаю, что могу привести веские доводы в пользу противоположной цитаты: «Все несчастливые семьи похожи друг на друга; каждая счастливая семья счастлива по-своему».
Но я рад, что Толстой напишет цитату; он явно гораздо лучший писатель, чем я. Но что он имеет в виду? После того, как я перечитал Анна Каренина несколько лет назад (у меня есть правило, что ни один роман не может быть в моем списке любимых на все времена, пока я не прочитаю его хотя бы дважды), я воспользовался преимуществами современных технологий и провел поиск слов в книга для различных форм «счастливого» с использованием онлайн-версии gutenberg.org. Лично я предпочитаю читать бумажные книги, но электронные инструменты позволяют осуществлять поиск, который иначе был бы невозможен. Также прошу прощения, но я работал с английским переводом. Я бы так хотела уметь читать Анна Каренина на языке оригинала.
Я (точнее, мой компьютер) насчитал 367 вхождений счастливого, несчастливого, счастливого, несчастливого, счастливого и т. д. Три самых известных, конечно же, находятся в начальной строке. Менее известное, но, возможно, наиболее красноречивое использование корня «счастливый» хорошо видно в книге: «Человек, у которого есть вера, не может быть несчастным, потому что он никогда не бывает один».
Полное понимание вступительной строки требует, чтобы она была помещена рядом с этой цитатой. Толстой говорил о вере.
Толстой писал Анну Каренину с 1873 по 1877 год — во время личной депрессии и одержимости смертью; его обращение в христианство произошло вскоре после этого, в 1878 году. Хотя его христианское мышление не всегда было ортодоксальным и, конечно, не всегда ортодоксальным (с большой буквы), Толстой внес значительный вклад в христианскую литературу своими более поздними произведениями, в том числе «Смерть». Ивана Ильича , Воскресение и Исповедь .
Согласно эссе Филипа Янси в Soul Survivor: How My Faith Survived the Church , Янси благодарит Толстого (вместе с Достоевским) за то, что он способствовал советскому христианскому возрождению в 1970-х годах. Советское правительство смогло ограничить доступ к Священному Писанию, но не смогло ограничить доступ к этим двум великим русским писателям, которые так часто олицетворяли свою христианскую веру в своих произведениях. Казалось бы, Анна Каренина Толстого изменила свое собственное мышление в XIX веке.го века и многих советских в 20 веке.
Толстой предполагает, что есть только один способ быть по-настоящему счастливой семьей — через веру. Анна преследовала корыстные цели и обнаружила несчастье. Напротив, Левин искал веру и нашел счастье. Сходство счастливых семей в том, что это семьи веры. «Все [по-настоящему] счастливые семьи похожи друг на друга [в том смысле, что это семьи веры, веры в Бога]; каждая несчастливая семья несчастлива по-своему [в том смысле, что они находят свой собственный способ боготворить себя и, следовательно, в конечном итоге остаются одинокими]».
Анна Каренина не обрела этого счастья, но Толстой стал верующим человеком. Конечно, он провел бы много лет, борясь со многими проблемами, включая чувство вины за свое богатство, но счастье не предполагает отсутствие борьбы. Скорее, это предполагает сосредоточение внимания за пределами себя. Это требует, чтобы мы нашли способ заполнить нашу бесконечную пустоту.
Конечно, есть много христианских семей, которые переживают несчастье, печаль, даже депрессию. Нам легко потерять фокус на нашей цели. Нам легко поддаться физическим потребностям и болезням. Мы все еще живем как инопланетяне в этом мире. Тем не менее у христианских семей больше надежды. У них есть фокус, который направляет их и придает смысл и цель.
Когда мои коллеги и я спросили более 200 подростков об их религиозной вере и удовлетворенности жизнью, мы обнаружили положительную взаимосвязь. Подростки, которые выражали большую религиозность, как правило, демонстрировали большую удовлетворенность. Жизнь веры никоим образом не означает, что ваши проблемы исчезнут, но гарантирует, что вы идете по правильному пути.
«Человек, у которого есть вера, не может быть несчастлив, потому что он никогда не бывает один».
Гэри Л.
Велтон
Доктор Гэри Л. Велтон — помощник декана по институциональной оценке, профессор психологии Колледжа Гроув-Сити и сотрудник Института веры и свободы. Он является получателем крупного исследовательского гранта от Фонда Темплтона для исследования положительного развития молодежи.
См. сообщения автора
Семейная сказка Толстых : NPR
Любовь и ненависть: Семейная сказка Толстых Роман Льва Толстого Анна Каренина начинается строкой: «Все счастливые семьи одинаковы, каждая несчастливая семья по-своему». Новая книга о жене Толстого показывает, что их брак, похоже, относится ко второй категории.
Интервью с авторами
Утренний выпуск
Любовь и ненависть: семейная сказка Толстых
Этот автопортрет Софьи Толстой в Ясной Поляне в 1906 году «является метафорой того, как она часто понимала свое тяжелое положение: она одинока, замкнута, изолирована в своем собственном личном мире. Ее муж нависает над ней», Лея Бендавид-Вал. пишет.
Софья Толстая
скрыть заголовок
переключить заголовок
Софья Толстая
Этот автопортрет Софьи Толстой в Ясной Поляне в 1906 году «является метафорой того, как она часто понимала свое тяжелое положение: она одинока, замкнута, изолирована в своем личном мире. Ее муж нависает над ней», Лея Бендавид -Вал пишет.
Софья Толстая
Из «Песни без слов»
Лев Толстой с дочерью Таней в Ясной Поляне, 21 июня 1904 года.
Софья Толстая
скрыть заголовок
переключить заголовок
Софья Толстая
Лев Толстой с дочерью Таней в Ясной Поляне, 21, 19 июня04.
Софья Толстая
Внук Софьи Володя Толстой в феврале 1903 года.
Софья Толстая/National Geographic
скрыть заголовок
переключить заголовок
Софья Толстая/National Geographic
Внук Софьи Володя Толстой в феврале 1903 года.
Софья Толстая/National Geographic
Одна из самых известных фраз в литературе — начало романа Льва Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Собственный брак Толстого, кажется, подпадает под вторую категорию. У него и его жены Софии было 13 детей. Она была неоценимой помощницей в его работе, вручную переписывая его рукописи.
Но Софья, графиня из русской аристократии, не выдержала толстовских идей о социальной реформе и упрощении жизни. И он мало сочувствовал ее увлечениям музыкой и фотографией.
Лия Бендавид-Вал, автор книги Песня без слов: фотографии и дневники графини Софьи Толстой , говорит, что семья Софьи предоставила Льву Толстому персонажей для его книг. Например, в «Война и мир » героиня Наташа создана по образцу младшей сестры Софии, Тани.
Брак Толстых начался «прекрасно», рассказывает Бендавид-Вал Деборе Амос. «Они были безумно влюблены, когда поженились в 1862 году, и делились всем, включая свои дневники. Они использовали свои дневники, чтобы разговаривать друг с другом.
«Она копировала его рукописи, и он прислушивался к ее мнению, что было очень приятно ей», — говорит Бендавид-Вал.
Но за почти 50 лет брака у пары были отношения любви и ненависти, говорит автор.
И София, и Лео были «очень эмоциональны, очень страстны, и их любовь была полной, страстной, глубокой и богатой — как и их ненависть», — говорит Бендавид-Вал. «И, к сожалению, ненависть, похоже, в конце концов победила».
София стала навязчиво бояться, что Лео написал новое завещание. Он услышал, как она обыскивает его кабинет в поисках документа, и пришел в ярость. Он решил, что это последняя капля, и ушел от жены. В поезде ему стало очень плохо, и вскоре он умер.
«Они нуждались друг в друге», — говорит Бендавид-Вал. «Ни один из них не смог бы прожить столь же полную и богатую жизнь без другого».
Выставка «Песни без слов» в Американском университете
Лия Бендавид-Вал
Автопортрет Софьи Толстой в Ясной Поляне, июнь 1901 года.
Софья Толстая/National Geographic
скрыть заголовок
переключить заголовок
Софья Толстая/National Geographic
Автопортрет Софьи Толстой в Ясной Поляне, июнь 1901 г.
Софья Толстая/National Geographic
Муж и жена использовали свои дневники для общения, говоря вещи, которые они не осмелились сказать друг другу вслух:
ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ (ЛЕВ)
8 января 1863
Я утром —ее одежда. Она предложила мне возразить им, и я возразил, и сказал так — слезы и пошлые объяснения… Мы как-то поладили. Я всегда недоволен собой в таких случаях, особенно поцелуями — это фальшивые пятна. …Я чувствую, что она подавлена, но я еще более подавлен, и я ничего не могу ей сказать — нечего сказать. Мне просто холодно, и я с жаром хватаюсь за любую работу. Она перестанет любить меня. Я почти уверен в этом. Единственное, что может меня спасти, это если она не влюбится в кого-то другого, а это не моя вина. Она говорит, что я добрый. Мне не нравится это слышать; только по этой причине она перестанет меня любить.
ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ (СОНЯ) 9 января 1863
Никогда в жизни я не чувствовал себя таким несчастным от угрызений совести. Я никогда не думал, что могу так сильно винить себя. Весь день меня душили слезы. Я чувствую себя таким подавленным. Я боюсь говорить с ним или смотреть на него. … Я уверен, что он, должно быть, вдруг понял, насколько я гнусный и жалкий.
ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ (ЛЕВ) 15 января 1863
Встал поздно; мы в дружеских отношениях. Последняя ссора оставила какие-то небольшие (незаметные) следы — а может быть, оставило время. Каждая такая ссора, какой бы незначительной она ни была, — это шрам на любви. Мгновенное чувство страсти, досады, себялюбия или гордыни пройдет, но шрам, пусть маленький, навсегда останется на самом лучшем, что есть в мире, — на любви. Я буду знать это и охранять наше счастье, и ты тоже это знаешь…
ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ (ЛЕВ) 5 августа 1863
. .. Я просмотрел ее дневник — скрытая злость на меня светится под словами нежности. В реальной жизни часто так же. Если это так и все это ее ошибка — это ужасно…
Спустя почти три десятилетия после этого обмена Соня решила скопировать дневник мужа для потомков. Она отметила, что 20 ноября 1890 года я переписывала дневники Левочки, которые охватывают год.0063 всю свою жизнь. … Она рассказала, как на нее повлияла копировальная работа.
ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ (СОНЯ) 8 декабря 1890
До сих пор переписываю дневник Левочки. Почему я никогда не читал и не копировал его раньше? Она просто лежала у меня в комоде все это время. Не думаю, чтобы я когда-либо оправился от потрясения, вызванного чтением дневников Левочки, когда я была с ним помолвлена, — я до сих пор помню мучительные муки ревности, ужас того первого ужасного опыта мужской развратности…
Соня, кажется, фотографировала в основном, когда была счастлива, и писала, когда была в депрессии, но не всегда. Ее единственная запись за 1868 год гласит:
ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ 31 июля 1868
Мне смешно читать мой дневник. Сколько противоречий — как будто я несчастнейшая из женщин! Но кто может быть счастливее? Когда я нахожусь в комнате, я иногда смеюсь от радости и крестюсь, и молю Бога о еще многих-многих годах счастья. Я всегда записываю в свой дневник, когда мы ссоримся. … и мы бы не ссорились, если бы не любили друг друга. … Я женат уже шесть лет. …но я все так же люблю его той же страстной, поэтической, лихорадочной, ревнивой любовью…
Двадцать лет спустя их дневники наполнены горькими обвинениями и муками. В конце концов Толстой спрятал свои дневники от Сони, и она, в состоянии паранойи, одержимо искала их.
Перепечатано с разрешения Национального географического общества из книги Песня без слов: фотографии и дневники графини Софьи Толстой Лии Бендавид-Вал. Авторское право (c) 2007 г., Национальное географическое общество.