Саморефлексия это в психологии: Саморефлексия: что это такое простыми словами в психологии, примеры

Содержание

Саморефлексия и влияние этого умения на жизнь человека

Понятие рефлексии было знакомо еще философам античных времен. Например, Аристотель считал ее «мышлением, направленным на мышление». Изучением этого феномена сознания занимались философы, психологи, педагоги и представители других наук.

Философ Локк, проживавший в Англии, считал, что источниками всех знаний человека являются два фактора: это объекты окружающего мира и продукты его мыслительной деятельности.

Впечатление о происходящих внешних событиях и окружающем мире у человека формируется с помощью чувств, вызванных этими событиями. Результаты работы ума, выраженные, по мнению Локка, в мыслительной деятельности, сомнениях, желаниях, рассуждениях создаются внутренней чувствительной деятельностью, называемой рефлексией. По его мнению, рефлексия – это «наблюдение ума за своей деятельностью».

Локк выделял два уровня психики:

  • первый включает возникновение мыслей или желаний;
  • второй состоит из наблюдения и анализа возникших на первом уровне мыслей и желаний.

Содержание

  1. Что понимают под рефлексией?
  2. Понятие саморефлексии
  3. Можно ли научиться рефлексии?
  4. Признаки склонности к рефлексии
  5. Как можно научиться рефлексии?

Что понимают под рефлексией?

С точки зрения психологии и в жизни под рефлексией понимают размышления человека о себе, анализ собственного опыта: впечатлений, поступков, прошлых событий. Сегодня общее понятие слова рефлексия, обозначающего «обращение назад» в переводе с латинского reflexio, трактуется как разновидность человеческого сознания, направленного на свои знания.

Т.е., под этим феноменом подразумеваются навыки, позволяющие не только осуществлять контроль направления внимания, но и реально осознавать свои мысли и ощущения. Благодаря способности рефлексировать человек может наблюдать себя как бы со стороны, воспринимая себя глазами окружающих людей, и проводить самоанализ себя, как личности.

Понятие саморефлексии

Часто вместо объективной оценки и анализа воспринятой информации, событий и собственных действий, человек интерпретирует входящую информацию в разрезе своего субъективного восприятия мира. На это восприятие накладывается собственное отражение в других людях. При оценке себя человека, прежде всего, интересует, какое впечатление он производит на других, не собственные дела и чувства, а как это смотрится окружающими. Получается, что он воспринимает себя через собственное отражение в глазах других, а их, в свою очередь, видит в зеркальном отражении своих представлений.

Такая рефлексия называется саморефлексией. Она искажает истинное представление о себе. В результате человек становится полностью закрытым «зеркальным отражением» от реального мира, включающего происходящие вокруг процессы и собственную реально происходящую деятельность. Его поведение, вследствие такой неадекватной оценки собственной личности, часто приводит к ошибочным поступкам, ненужным переживаниям и часто к замкнутости.

Можно ли научиться рефлексии?

У разных людей, так же как и у одного человека в процессе развития самосознания, способность рефлексировать проявляется в разной степени глубины. Она зависит от уровня образованности каждого человека, его морального аспекта, степени общего интеллекта и способности самоконтроля.

Уровень рефлексии может меняться от элементарного упрощенного мышления до глубокого осмысления собственного бытия, включая нравственный аспект. Это происходит на высоком уровне процессов, когда осмысливание человеком самого себя с точки зрения духовности, приводит его к критической оценке своего поведения и внутреннего мира, осуждения дурных поступков и привычек. Познавая свое я, человек меняется в лучшую сторону.

Способность человека проявлять рефлексивное мышление, позволяющее осуществлять контроль над своими мыслями и поступками, служит доказательством его высокой мыслительной деятельности. Чем выше уровень рефлексивного мышления человека, тем объективнее его самооценка.

Она формируется путем:

  • критической оценки собственной личности;
  • постоянного соотношения своих возможностей с возникающими жизненными требованиями;
  • умения правильной постановки осуществимых целей;
  • регулярной оценки течения собственных мыслей и их результатов;
  • анализа возникших догадок и своевременный отказ от несостоятельных гипотез и возможных версий.

Такая объективная самооценка позволяет человеку совершать правильные поступки и не делать ошибок. Это приводит к успешности в жизни и нравственному удовлетворению. Низкий уровень рефлексивных процессов, при которых человек не в состоянии объективно оценивать самого себя, приводит к неадекватному поведению, постоянным конфликтам с самим собой, доводящим до нервных срывов.

Рефлексия, которая направлена на анализ причин и мотивов, возникающих у человека суждений, чаще всего имеет философский характер. Независимо от этого, контроль правильного обоснования выводов обязателен для личности с высоким интеллектом, он является составляющим элементом метода развития человеческого мышления. Рефлексия отличается от самосознания тем, что она обращает сознание на уже произошедшее, тогда как самосознание направлено на понимание собственной самости.

Признаки склонности к рефлексии

С психологической точки зрения выделяются следующие основные признаки рефлексивного мышления:

  • глубина, выраженная степенью вхождения в свой внутренний мир, содержащий также миры людей из ближайшего окружения;
  • обширность, отражающая количество миров других людей, внедренных в собственное сознание.

Как можно научиться рефлексии?

Развитие рефлексивного феномена важно для каждой личности. Это способствует развитию человека в лучшую сторону и заметно расширяет его внутренний мир.

Научиться правильно рефлексировать можно с помощью следующих мыслительных упражнений:

  • следует анализировать свои действия и поступки в связи с важными жизненными событиями и при необходимости принятия значимых решений;
  • в конце каждого дня анализировать все случившиеся события, критически оценивая свое поведение и принятые решения;
  • проверять периодически сложившееся мнение об окружающих людях;
  • больше контактировать с людьми, имеющими мировоззрение, непохожее на ваше;
  • при анализе любой сложной ситуации стараться увидеть хоть толику положительных и комичных моментов.

САМОРЕФЛЕКСИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ

 

АННОТАЦИЯ

В статье изложены основные положения саморефлексии. Также описана динамика показателей психологического благополучия студентов-психологов на различных этапах обучения.

ABSTRACT

The article describes the main provisions of self-reflection. The dynamics of indicators of psychological well-being of psychology students at various stages of education is also described.

 

Ключевые слова: психологическое благополучие, саморефлексия, позитивная психология.

Keywords: psychological well-being, self-reflection, positive psychology.

 

В настоящее время как в российском, так и мировом сообществе происходят интенсивные социально-экономические изменения, индикатором которых является уровень психологической устойчивости общества и его социально-психологического благополучия [4].

Основными психологическими проблемами современного российского общества на сегодняшний день являются: массовое чувство социальной несправедливости, незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне, утрата смысла жизни и жизненных перспектив, широкая распространенность тревожности, депрессий, страхов и фобий, повышенная агрессивность, кризис идентичности и т. д. [2].

Наиболее уязвимой частью общества становятся студенческая молодежь, молодые люди, находящиеся на пороге самостоятельного функционирования и чье благополучие зависит как от отношения к себе и к своей жизни, так и от состояния общества в целом.

Интерес к изучению проблемы психологического благополучия личности обусловлен появлением «позитивной психологии» как нового течения в науке, в рамках которого ведутся поиски ответов на вопросы о субъективной природе счастья, благополучия, удовлетворенности и их источниках (М. Селигман, А. Менегетти, Д.А. Леонтьев, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов и др.) [2].

Вместе с тем не секрет, что распространенной мотивацией выбора профессии психолога является решение собственных психологических проблем. Подготовка специалиста-психолога предполагает не только трансляцию знаний и приобретение умений и навыков, но и личностную готовность к реализации практической деятельности. Одним из профессионально важных качеств психолога является саморефлексия, которая позволяет проработать и разрешить свои психологические проблемы, что, в свою очередь, дает возможность психологу как будущему специалисту достигнуть личностной аутентичности, психологического благополучия, а также реализовать свой истинный потенциал [1; 3].

Таким образом, цель настоящего исследования: исследовать саморефлексию как детерминанту психологического благополучия личности студентов-психологов.

Гипотеза исследования: саморефлексия взаимосвязана с психологическим благополучием студентов-психологов.

В первую группу вошли 26 студентов психологического факультета первого курса, во вторую – 24 студента психологического факультета третьего курса, в третью – 21 студент психологического факультета шестого курса.

Так, в результате сравнительного анализа по методике «ОСО» – самоотношения были выявлены значимые различия показателей самоотношения студентов-психологов первой и третей группы по следующим шкалам: «Ожидаемое отношение от других (III)» р≤0,05, «Самообвинение (5)» р≤0,05.

Таблица 1.

Сравнительный анализ уровней самоотношения





Шкалы

Студенты- психологи 1 курса


(n=26)

Студенты- психологи 6 курса


(n=21)

t-критерий Стьюдента

p

M±m

σ

M±m

σ

Шкала «Ожидаемое отношение от других (III)»

58,15±1,84

9,36

54,45±0,55

1,81

2,213

0,05

Шкала «Самообвинение (5)»

57,23±1,81

9,21

52,82±0,91

3,03

2,179

0,05

 

Это говорит о том, что изначально у студентов-психологов были слишком завышенные требования к тому, как к ним относится окружение. Скорее всего, изменившиеся значения отражают эмоциональное взросление, так как психологические дисциплины, помимо обучения, имеют и терапевтическую функцию посредством проекции учащегося на себя, это может подтверждать снижение самообвинения респондентов, так как в процессе обучения будущий психолог прорабатывает собственные проблемы.

По результатам сравнительного анализа по методике «ОСО» второй и третьей группы были выявлены значимые различия показателей самоотношения по следующим шкалам: Шкала «Саморуководство (4)» р≤0,05, «Самообвинение (5)» р≤0,05.

Таблица 2.

Сравнительный анализ уровней самоотношения





Шкалы

Студенты- психологи 3 курса


(n=24)

Студенты- психологи 6 курса


(n=21)

t-критерий Стьюдента

p

M±m

σ

M±m

σ

Шкала «Саморуководство (4)»

54,33±1,04

5,13

63,13±3,52

11,69

-2,355

0,05

Шкала «Самообвинение (5)»

57,03±1,46

7,15

52,82±0,91

3,03

2,429

0,05

 

Эти данные говорят о том, что в процессе обучения и взросления студенты-психологи чаще берут ответственность за свои решения, данный фактор можно говорить о том, что основным источником внутренней энергии, касающимся как деятельности, так и собственно личности, являются они сами. Также это говорит о том, что они лучше и эффективнее управляют своими эмоциями и переживаниями, а также контролируют их. Дальнейшее снижение самообвинения респондентов говорит о том, что происходит дальнейшее и более эффективное прорабатывание собственных проблем.

В результате сравнительного анализа по методике САМОАЛ – уровней самоактуализации респондентов первой и третьей группы были выявлены значимые различия показателей самоактуализации по следующим шкалам: «Ценности» р≤0,05, «Автономность» р≤0,05, «Спонтанность» р≤0,05, «Самопонимание» р≤ 0,001.

Таблица 3.

Сравнительный анализ уровней самоактуализации







Шкалы

Студенты- психологи 1 курса (n=26)

Студенты- психологи 6 курса (n=21)

t-критерий Стьюдента

p

M±m

σ

M±m

σ

Шкала «Ценности»

53,85±0,85

4,31

57,73±1,41

4,67

-2,362

0,05

Шкала «Автономность»

53,85±1,01

5,16

58,64±1,52

5,05

-2,621

0,05

Шкала «Спонтанность»

57,31±1,15

5,87

52,27±1,95

6,47

2,223

0,05

Шкала «Самопонимание»

53,08±0,87

4,91

60,45±1,57

5,22

-3,996

0,001

 

Результаты сравнительного анализа показывают, что в процессе обучения ценностные ориентации становятся более устойчивыми в связи с накоплением жизненного опыта и профессиональным становлением.

Более высокие показатели по шкале «Автономность» свойственны выпускникам, так как способность действовать самостоятельно развивалась в течение всего времени обучения.

Спонтанность студентов-психологов 6 курса снижается, так как процесс социализации в узком кругу завершен и собственное поведение контролируется и больше не фрустрируется моральной нормативностью, нежели на 1 курсе, так как респонденты стараются адекватно оценивать собственные действия и решения.

Повышение показателей самопонимания обуславливаются спецификой обучения студентов, так как специальность «психология» предполагает не только получение профессиональных знаний, но и проработку собственных проблем. Выпускники ориентируются на собственные потребности, им не свойственно подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.

В результате сравнительного анализа по методике САМОАЛ между респондентами первой и второй группы были выявлены значимые различия показателей самоактуализации по следующим шкалам: «Потребность в познании» р≤0,05, «Креативность» р≤0,05, «Спонтанность» р≤0,05.

Таблица 4.

Сравнительный анализ уровней самоактуализации






 

Студенты- психологи 1 курса (n=26)

Студенты- психологи 3 курса (n=24)

t-критерий Стьюдента

p

Шкалы

M±m

σ

M±m

σ

Шкала «Потребность в познании»

57,69±1,05

5,33

54,16±1,19

5,83

2,224

0,05

Шкала «Креативность»

56,92±1,11

5,67

53,75±0,92

4,48

2,203

0,05

Шкала «Спонтанность»

57,31±1,15

5,87

52,67±1,09

5,37

2,239

0,05

 

Высокая потребность в познании у студентов-психологов 1 курса объясняется вступлением в профессию, заинтересованностью в новой сфере и сменой ведущей деятельности, в связи с этим появляются новые способы реализовать себя, что объясняет высокие показатели креативности и спонтанности. Также возникает необходимость в самоактуализации студентов в ситуации изменения круга общения. Спонтанность выступает как поведение, выражающую свободное поведение в социальной среде среди студентов для выражения собственных черт личности, тем самым проверяя актуальные нормы социума среди сверстников.

Также были получены данные о значимых различиях показателей самоактуализации между респондентами второй и третьей группы по следующим шкалам: «Ценности» р≤0,05, «Самопонимание» р≤ 0,05.

Таблица 5.

Сравнительный анализ уровней самоактуализации





 

Студенты- психологи 3 курса (n=26)

Студенты- психологи 6 курса (n=21)

t-критерий Стьюдента

p

Шкалы

M±m

σ

M±m

σ

Шкала «Ценности»

54,17±0,83

4,08

57,73±1,41

4,67

–2,176

0,05

Шкала «Самопонимание»

55,83±1,03

5,04

60,45±1,57

5,22

–2,457

0,05

 

Полученные показатели говорят о том, что именно с 3 по 6 курс происходит активное развитие ценностей и самопонимания. Скорее всего, наполовину пройденный путь обучения формирует основные ценностные ориентации, которые сохраняются вплоть до выпуска из учебного заведения. Также сензитивность к собственным желаниям растет с каждым курсом обучения, что означает постоянное развитие саморефлексии у студентов-психологов.

В ходе изучения интеркорреляционных взаимосвязей изучаемых показателей были обнаружены закономерности, представленные на рисунке 1, в виде корреляционной плеяды.

 

Рисунок 1. Интеркорреляционные взаимосвязи между изучаемыми показателями

 

Примечания: на корреляционной плеяде представлены данные только со статистически значимыми показателями

  1. Системная рефлексия – шкала методики «Дифференциальный тип рефлексии».
  2. Квазирефлексия – шкала методики «Дифференциальный тип рефлексии».
  3. Интроспекция – шкала методики «Дифференциальный тип рефлексии».
  4. Самопонимание (7) – шкала методики «Опросник самоотношения».
  5. Саморуководство (4) – шкала методики «Опросник самоотношения».
  6. Самопонимание – шкала методики «Опросник самоотношения».
  7. Автономность – шкала методики САМОАЛ.
  8. Гибкость – шкала «Гибкость» в общении методики САМОАЛ.
  9. Аутосимпатия – шкала методики САМОАЛ.
  10.  Креативность – шкала методики САМОАЛ.
  11.  Реан – интегральный показатель по методике «Мотивация успеха и боязнь неудач».
  12.  Ум – шкала «Ум, Способности» методики «Диагностика самооценки».

Прямые связи:

Прямая связь (при p≤0,001) 

Прямая связь (при p≤0,01) 

Прямая связь (при p≤0,05) 

 

Также были получены значимые взаимосвязи в ходе корреляционного анализа. Ключевыми шкалами, имеющими большее количество значимых связей, являются: «Системная рефлексия», «Квазирефлексия» и «Интроспекция». Их взаимосвязь с такими шкалами, как «Самопонимание», «Гибкость в общении», «Аутосимпатия» и «Автономность», отражает основные составляющие психологического благополучия личности студентов-психологов. Развитие самопонимания позволяет студентам-психологам лучше разбираться в собственных мыслях, чувствах и эмоциях, что способствует повышению уверенности в собственной компетенции, так как эти навыки являются основными в работе психолога. Эти свойства вместе с развитием автономности позволяют респондентам более гибко налаживать социальные контакты и обращать внимание на собственные мысли и чувства, которые возникают при взаимодействии с окружающими. Самопонимание и аутосимпатия позволяют студентам-психологам хвалить себя за удачно выполненные задачи и разбираться в проблемных зонах своей деятельности, а также позволяют уменьшить степень переживаний из-за малозначительных проблем и неудач.

В ходе исследования было выявлено, что саморефлексия имеет взаимосвязь с такими показателями психологического благополучия личности, как самопонимание, автономность, ценности, аутосимпатия и общение. В процессе обучения ценностные ориентации студентов-психологов становятся более устойчивыми в связи с накоплением жизненного опыта и профессиональным становлением. Развивается автономность, так как способность действовать самостоятельно развивалась в течение всего времени обучения из-за необходимости самостоятельно решать свои проблемы, а саморефлекия способствует более эффективно реализовывать эти процессы. Развитие самопонимания обуславливается спецификой обучения студентов, так как профессиональная направленность студентов-психологов предполагает не только получение профессиональных знаний, навыков и умений, но и проработку собственных проблем.

Таким образом, было отображено, как меняется саморефлексия у студентов-психологов в процессе обучения, и основные детерминанты их психологического благополучия.

 

Список литературы:

  1. Колышко А.М. Психология самоотношения : учеб. пособие. – Гродно, 2004. – 132 с.
  2. Маралов В.Г., Маралова Т. П. Готов ли студент-психолог быть психологом? // Психология в вузе. – 2011. – № 1.
  3. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. – М., 1993. – 97 с.
  4. Юревич А.В. Динамика психологического состояния современного общества // Вестник Российской академии наук. – 2009. – № 2. – Т. 79.

Саморефлексия в когнитивно-поведенческой терапии и супервизии

Обзор

. 2012 декабрь; 156 (4): 377-84.

doi: 10.5507/bp.2012.027.

Epub 2012 25 мая.

Ян Праско
1
, Петр Мозный, Мирослав Новотный, Милош Слепецкий, Яна Вискочилова

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии, Факультет медицины и стоматологии, Университет Палацкого в Оломоуце и Университетская клиника Оломоуца, Чешская Республика. [email protected]
  • PMID:

    23073517

  • DOI:

    10.5507/бп.2012.027

Бесплатная статья

Обзор

Ян Праско и др.

Biomed Pap Med Fac Univ Palacky Olomouc Чешская Республика

2012 Декабрь

Бесплатная статья

. 2012 декабрь; 156 (4): 377-84.

doi: 10.5507/bp.2012.027.

Epub 2012 25 мая.

Авторы

Ян Праско
1
, Петр Мозный, Мирослав Новотный, Милош Слепецкий, Яна Вискочилова

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии, Факультет медицины и стоматологии, Университет Палацкого в Оломоуце и Университетская клиника Оломоуца, Чешская Республика. [email protected]
  • PMID:

    23073517

  • DOI:

    10.5507/бп.2012.027

Абстрактный


Задача:

Супервизия является основной частью обучения и непрерывного обучения в области когнитивно-поведенческой терапии. Саморефлексия является важной частью супервизии. Сознательное понимание собственных эмоций, чувств, мыслей и отношений в момент их возникновения, а также способность постоянно отслеживать и распознавать их являются одними из наиболее важных способностей как терапевтов, так и супервизоров. Целью этой статьи является обзор аспектов, связанных с супервизией в когнитивно-поведенческой терапии и саморефлексией в литературе.


Методы:

Это описательный обзор. Обзор литературы выполнен с использованием баз данных PubMed, SciVerse Scopus и Web of Science; дополнительные ссылки были найдены в библиографических обзорах соответствующих статей, опубликованных до июля 2011 года. В базах данных был проведен поиск статей, содержащих следующие ключевые слова: когнитивно-поведенческая терапия, саморефлексия, терапевтические отношения, обучение, супервизия, перенос и контрперенос. В обзор также включены сведения из монографий, на которые есть ссылки в других обзорах.


Результаты:

Мы обсуждаем концептуальные аспекты, связанные с супервизией и ролью саморефлексии. Саморефлексия в терапии — это непрерывный процесс, необходимый для установления терапевтических отношений, профессионального роста терапевта и постоянного развития терапевтических навыков. Распознавание собственных эмоций является базовым навыком, из которого вытекают другие навыки, необходимые как для терапии, так и для эмоционального самоконтроля. Терапевты, умеющие понимать свои внутренние эмоции во время встреч с клиентами, лучше принимают решения, отличают свои потребности от потребностей своих клиентов, понимают перенос и контрперенос и обдумывают оптимальную реакцию в любой момент сеанса. Они знают, как обращаться со своими чувствами, чтобы они соответствовали ситуации, а их реакция отвечала интересам клиента. Способность к саморефлексии повышает способность воспринимать внутренние эмоции других людей, разжигает альтруизм и повышает настраиваемость на тонкие сигналы, указывающие на то, что другим нужно или чего они хотят. Саморефлексия может практиковаться самими терапевтами с использованием традиционных методов когнитивно-поведенческой терапии или может быть изучена в ходе супервизии. Если терапевты неспособны распознать свои собственные мысли и чувства или последствия своих установок в терапевтической ситуации, то они беспомощны против этих мыслей и чувств, которые могут контролировать поведение терапевта в ущерб как клиенту, так и терапевту.


Заключение:

Обучение и супервизия, направленные на самоанализ, полезны как для супервизируемых, так и для их клиентов. Чем опытнее супервизор, тем больше саморефлексии используется в терапии и супервизии.

Похожие статьи

  • Принципы супервизии в когнитивно-поведенческой терапии.

    Праско Ю., Выскочилова Ю., Слепецкий М., Новотный М.
    Праско Дж. и др.
    Biomed Pap Med Fac Univ Palacky Olomouc Чешская Республика 2012 март; 156 (1): 70-9. doi: 10.5507/bp.2011.022.
    Biomed Pap Med Fac Univ Palacky Olomouc Чешская Республика 2012.

    PMID: 22580864

  • Компетенции терапевта и супервизора в когнитивно-поведенческой терапии.

    Праско Ю. , Вискочилова Ю., Мозный П., Новотный М., Слепецкий М.
    Праско Дж. и др.
    Нейро Эндокринол Летт. 2011;32(6):781-9.
    Нейро Эндокринол Летт. 2011.

    PMID: 22286801

  • Этическая рефлексия и психотерапия.

    Вискочилова Й, Праско Й.
    Vyskocilová J, et al.
    Нейро Эндокринол Летт. 2013;34(7):590-600.
    Нейро Эндокринол Летт. 2013.

    PMID: 24464004

    Обзор.

  • Опыт самостоятельной практики/самоанализа в когнитивно-поведенческой терапии: метасинтез качественных исследований.

    Гейл С., Шредер Т.
    Гейл С. и др.
    Психол Психотер. 2014 декабрь; 87 (4): 373-92. doi: 10.1111/papt.12026. Epub 2014 28 марта.
    Психол Психотер. 2014.

    PMID: 24677534

    Обзор.

  • Влияют ли отчужденные чувства терапевтов на эффект работы переноса? Исследование контрпереноса.

    Даль Х.Дж., Хёгленд П., Ульберг Р., Амло С., Габбард Г.О., Перри Дж.К., Кристоф П.С.
    Даль Х.Дж. и др.
    Клин Psychol Psychother. 2017 март; 24 (2): 462-474. doi: 10.1002/cpp.2015. Epub 2016 25 апр.
    Клин Psychol Psychother. 2017.

    PMID: 27109315

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Управление переносом и контрпереносом в когнитивно-поведенческой супервизии: теоретическая основа и клиническое применение.

    Праско Ю., Оцискова М., Ванек Ю., Буркаускас Ю., Слепецки М., Бите И., Кроне И., Соллар Т., Юскене А.
    Праско Дж. и др.
    Psychol Res Behav Manag. 2022 11 авг;15:2129-2155. doi: 10.2147/PRBM.S369294. Электронная коллекция 2022.
    Psychol Res Behav Manag. 2022.

    PMID: 35990755
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Отражение похоже на мыло? критический описательный зонтичный обзор подходов к рефлексии в исследованиях медицинского образования.

    Schaepkens SPC, Veen M, de la Croix A.
    Schaepkens SPC и др.
    Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2022 май; 27(2):537-551. дои: 10.1007/s10459-021-10082-7. Epub 2021 12 ноября.
    Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2022.

    PMID: 34767115
    Бесплатная статья ЧВК.

    Обзор.

  • На пути к разработке основанных на фактических данных информационных систем о психическом здоровье для людей с депрессией: систематический обзор литературы и метаанализ.

    Вале Ф., Боллхалдер Л., Коватч Т., Флейш Э.
    Вале Ф. и др.
    J Med Internet Res. 2017 31 мая; 19 (5): e191. doi: 10.2196/jmir.7381.
    J Med Internet Res. 2017.

    PMID: 28566267
    Бесплатная статья ЧВК.

    Обзор.

Типы публикаций

термины MeSH

Саморефлексия: ключ к личностному росту и эмоциональной свободе

7 минут

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 15 ноября 2021 г.

Самоанализ предлагает нам отказаться от уверенности и подвергнуть сомнению твердые идеи. В свою очередь это напоминает нам, что мы свободные существа, люди, способные быть независимыми при принятии решений. Немногие аспекты личностного роста способствуют такой тесной и полной связи с самим собой. Самоанализ помогает нам спросить себя, чего мы действительно хотим от жизни и что именно делает нас счастливыми.

Никто не удивится, узнав, что многие гуру личностного развития называют саморефлексивное сознание «искусством, забытым психологией». Это по очень простой причине. Наше общество достигло точки, когда гораздо легче обвинять несчастную судьбу или других людей в том, что с нами происходит. Вместо этого мы должны иметь смелость или психологическую способность осознать, что многое из того, что с нами происходит, является следствием наших действий, независимо от того, можно ли их избежать или нет.

«Жизнь очень проста, но мы настаиваем на том, чтобы она была сложной»

-Confucious-

Если я чувствую себя несчастным, это потому, что мой партнер не знает, как сделать меня счастливым. У меня нет друзей, которым я могу доверять, потому что все эгоисты. Если я снова и снова проваливаю экзамен, то это потому, что учитель приготовил это для меня . Если я не могу освободиться от несчастья и разочарования хотя бы на один день, это потому, что мир не ценит того, чего я стою.

Все мы слышали, как люди говорят, что нужно всегда находить причину всему происходящему или искать виноватых. Мы можем получить это от друзей, родственников, одноклассника или на работе. Дисфункциональные проблемы в семьях можно объяснить утратой искусства саморефлексии . Мы также можем проследить разрыв отношений и возникающие конфликты из-за утраты этого искусства.

Если человек не может поставить под сомнение определенные ситуации, он будет очень недоволен. Если этот же человек не способен понять свои эмоции, учиться на ошибках или брать на себя ответственность за свои действия и их последствия, они будут жить в психическом состоянии, при котором недостаток мышления приведет к одному единственному результату: несчастью .

Саморефлексия, путешествие вглубь себя для достижения благополучия

Многие из нас в тот или иной момент говорили себе: «Мне просто нужно путешествовать». «Я должен уйти, я должен пересечь свои личные границы, чтобы узнать себя». Постепенно мы поймем, что на самом деле нам не нужно менять свое физическое местоположение, чтобы найти настоящую версию самих себя. Правда в том, что куда бы мы ни пошли, мы всегда останемся прежними. Знание находится внутри нас и исходит непосредственно от самоанализа.

Также хорошо помнить, что эта способность не выучивается за одну ночь. Это процесс роста, когда мы можем видеть нашу реальность через разные окна. Где мы можем задать себе сложные вопросы, которые откроют наш разум. Это поможет нам подвергнуть сомнению все, что нас окружает, и даже самих себя. Самоанализ — это двигатель личного роста, путь, на который у всех нас есть билет.

И все же, как ни странно, мы не всегда этим пользуемся.

Саморефлексия — ключ к успеху

Когда мы говорим об «успехе», мы имеем в виду не только достижение нами привилегированного положения в обществе. Успех – это, прежде всего, благополучие, и это способность быть творцами собственного счастья в любой сфере нашей жизни. Согласно исследованию , проведенному Дэниелом Гоулманом , саморефлексия имеет решающее значение для того, чтобы мы могли развить надлежащее эмоциональный интеллект .

Мы должны понять  , что психологи определяют как «саморефлексивное осознание». На самом деле это «метакогнитивная» способность, которую мы все можем тренировать и расширять. Это означает, прежде всего, способность думать и размышлять о собственных психических и эмоциональных процессах, чтобы понять и овладеть ими.

Кто-то с хорошей способностью к саморефлексии — это человек, способный управлять своими импульсами. Это тот, кто планирует и имеет удовлетворительное социальное сознание. И, в свою очередь, понимают, что жизнь — это непрерывный процесс обучения, в котором мы должны быть восприимчивы ко всему, что нас окружает.

Этот тип человека способен наладить здоровый и полезный внутренний диалог, с помощью которого можно обнаружить ошибки, недостатки, неуверенность и беспокойство, чтобы исцелиться и день ото дня становиться лучше.

С другой стороны, стоит вспомнить, что Эммануил Кант однажды сказал в Критике чистого разума . Для этого кенигсбергского философа внешнее, то, что нас окружает, есть на самом деле отражение нашего внутреннего «я».  Итак, если наш внутренний образ характеризуется заниженной самооценкой, ригидным мышлением и несуществующей способностью к саморефлексии, то все эти негативные характеристики заставят нас видеть внешний мир гнетущим, серым, с нам нечего предложить.

Ключи к развитию хорошего самоанализа

Это должно быть больше, чем цель, это должно быть необходимостью. Развитие хорошего самоанализа — это ежедневная задача, в которую мы должны вкладывать усилия и силу воли, чтобы стать тем, кем мы жаждем: свободными людьми . Мы могли видеть это как возрождение, как пробуждение к сознанию, озарение или «озарение», подобное тому, чему нас учили в фильме «Матрица». Мы можем обнаружить, что мы не обязаны постоянно нравиться другим людям. У всех нас есть голос и правильные инструменты, чтобы быть тем, что мы хотим. Для этого мы можем работать по следующим направлениям:

1. Углубить свое образование, узнать историю своей семьи

Для того, чтобы узнать себя, хорошим вариантом является исследование наших корней. Иногда определенный стиль воспитания или определенный тип образования определяют то, кем мы являемся сейчас, и даже то, как мы себя видим.

2. Понять свои потребности, мотивы и эмоции

У людей есть социальные импульсы. У нас есть потребность в близости, желание принадлежать к определенной социальной группе и достигать определенных целей.

Если мы поймем наши мотивы, мы также поймем многие наши эмоции. Более того, иногда мы обнаруживаем, что многие из этих желаний представляют собой простые узы, которые совсем не способствуют нашему личностному росту.

3. Понимание своих защитных механизмов

Наши защитные механизмы активируются, когда наша личность находится под угрозой или когда мы получаем какую-то болезненную информацию о себе. Знание того, что вызывает эти реакции и какие защитные стратегии мы обычно используем, несомненно, даст нам объективную информацию о наших самых глубоких страхах, недостатках и потребностях.

4. Вникайте в свои сильные и слабые стороны

Люди — это сборник величия и слабости, достоинств и недостатков, света и тени. Знание каждого из этих измерений и углубление в них, несомненно, даст нам важный инструмент для работы над нашей саморефлексией.

5. Каковы ваши жизненные цели?

Жизнь без цели — это просто существование. Ум без целей не процветает, не счастлив, ему не хватает мотивации и причин вставать каждое утро. Давайте составим список целей, которые определяют нашу жизнь в настоящее время. Давайте углубимся в то, почему они так важны для нас, и что мы делаем, чтобы достичь их и сделать их своими.

«Если вы не хотите чувствовать постоянное разочарование, не желайте того, что от вас не зависит»

-Epicteto-

6. Помните о «культурном и социальном пузыре», который вас окружает.

Саморефлексия не имеет смысла или цели, если мы не используем ее с критической точки зрения. Как общество, в котором я живу, влияет на меня? Я раб моды? Сильно ли я беспокоюсь о том, что люди подумают обо мне? Я отдаю предпочтение приспособлению перед тем, чтобы следовать своим реальным желаниям?

7. Выработайте ежедневную привычку к самоанализу

Мы должны выделять не менее получаса в день на самоанализ.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *