САМОРЕФЛЕКСИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ
АННОТАЦИЯ
В статье изложены основные положения саморефлексии. Также описана динамика показателей психологического благополучия студентов-психологов на различных этапах обучения.
ABSTRACT
The article describes the main provisions of self-reflection. The dynamics of indicators of psychological well-being of psychology students at various stages of education is also described.
Ключевые слова: психологическое благополучие, саморефлексия, позитивная психология.
Keywords: psychological well-being, self-reflection, positive psychology.
В настоящее время как в российском, так и мировом сообществе происходят интенсивные социально-экономические изменения, индикатором которых является уровень психологической устойчивости общества и его социально-психологического благополучия [4].
Основными психологическими проблемами современного российского общества на сегодняшний день являются: массовое чувство социальной несправедливости, незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне, утрата смысла жизни и жизненных перспектив, широкая распространенность тревожности, депрессий, страхов и фобий, повышенная агрессивность, кризис идентичности и т.д. [2].
Наиболее уязвимой частью общества становятся студенческая молодежь, молодые люди, находящиеся на пороге самостоятельного функционирования и чье благополучие зависит как от отношения к себе и к своей жизни, так и от состояния общества в целом.
Интерес к изучению проблемы психологического благополучия личности обусловлен появлением «позитивной психологии» как нового течения в науке, в рамках которого ведутся поиски ответов на вопросы о субъективной природе счастья, благополучия, удовлетворенности и их источниках (М. Селигман, А. Менегетти, Д.А. Леонтьев, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов и др.) [2].
Вместе с тем не секрет, что распространенной мотивацией выбора профессии психолога является решение собственных психологических проблем. Подготовка специалиста-психолога предполагает не только трансляцию знаний и приобретение умений и навыков, но и личностную готовность к реализации практической деятельности. Одним из профессионально важных качеств психолога является саморефлексия, которая позволяет проработать и разрешить свои психологические проблемы, что, в свою очередь, дает возможность психологу как будущему специалисту достигнуть личностной аутентичности, психологического благополучия, а также реализовать свой истинный потенциал [1; 3].
Таким образом, цель настоящего исследования: исследовать саморефлексию как детерминанту психологического благополучия личности студентов-психологов.
Гипотеза исследования: саморефлексия взаимосвязана с психологическим благополучием студентов-психологов.
В первую группу вошли 26 студентов психологического факультета первого курса, во вторую – 24 студента психологического факультета третьего курса, в третью – 21 студент психологического факультета шестого курса.
Так, в результате сравнительного анализа по методике «ОСО» – самоотношения были выявлены значимые различия показателей самоотношения студентов-психологов первой и третей группы по следующим шкалам: «Ожидаемое отношение от других (III)» р≤0,05, «Самообвинение (5)» р≤0,05.
Таблица 1.
Сравнительный анализ уровней самоотношения
Шкалы
|
Студенты- психологи 1 курса
(n=26)
|
Студенты- психологи 6 курса
(n=21)
|
t-критерий Стьюдента
|
p
| ||
M±m
|
σ
|
M±m
|
σ
| |||
Шкала «Ожидаемое отношение от других (III)»
|
58,15±1,84
|
9,36
|
54,45±0,55
|
1,81
|
2,213
|
0,05
|
Шкала «Самообвинение (5)»
|
57,23±1,81
|
9,21
|
52,82±0,91
|
3,03
|
2,179
|
0,05
|
Это говорит о том, что изначально у студентов-психологов были слишком завышенные требования к тому, как к ним относится окружение. Скорее всего, изменившиеся значения отражают эмоциональное взросление, так как психологические дисциплины, помимо обучения, имеют и терапевтическую функцию посредством проекции учащегося на себя, это может подтверждать снижение самообвинения респондентов, так как в процессе обучения будущий психолог прорабатывает собственные проблемы.
По результатам сравнительного анализа по методике «ОСО» второй и третьей группы были выявлены значимые различия показателей самоотношения по следующим шкалам: Шкала «Саморуководство (4)» р≤0,05, «Самообвинение (5)» р≤0,05.
Таблица 2.
Сравнительный анализ уровней самоотношения
Шкалы
|
Студенты- психологи 3 курса
(n=24)
|
Студенты- психологи 6 курса
(n=21)
|
t-критерий Стьюдента
|
p
| ||
M±m
|
σ
|
M±m
|
σ
| |||
Шкала «Саморуководство (4)»
|
54,33±1,04
|
5,13
|
63,13±3,52
|
11,69
|
-2,355
|
0,05
|
Шкала «Самообвинение (5)»
|
57,03±1,46
|
7,15
|
52,82±0,91
|
3,03
|
2,429
|
0,05
|
Эти данные говорят о том, что в процессе обучения и взросления студенты-психологи чаще берут ответственность за свои решения, данный фактор можно говорить о том, что основным источником внутренней энергии, касающимся как деятельности, так и собственно личности, являются они сами. Также это говорит о том, что они лучше и эффективнее управляют своими эмоциями и переживаниями, а также контролируют их. Дальнейшее снижение самообвинения респондентов говорит о том, что происходит дальнейшее и более эффективное прорабатывание собственных проблем.
В результате сравнительного анализа по методике САМОАЛ – уровней самоактуализации респондентов первой и третьей группы были выявлены значимые различия показателей самоактуализации по следующим шкалам: «Ценности» р≤0,05, «Автономность» р≤0,05, «Спонтанность» р≤0,05, «Самопонимание» р≤ 0,001.
Таблица 3.
Сравнительный анализ уровней самоактуализации
Шкалы
|
Студенты- психологи 1 курса (n=26)
|
Студенты- психологи 6 курса (n=21)
|
t-критерий Стьюдента
|
p
| ||
M±m
|
σ
|
M±m
|
σ
| |||
Шкала «Ценности»
|
53,85±0,85
|
4,31
|
57,73±1,41
|
4,67
|
-2,362
|
0,05
|
Шкала «Автономность»
|
53,85±1,01
|
5,16
|
58,64±1,52
|
5,05
|
-2,621
|
0,05
|
Шкала «Спонтанность»
|
57,31±1,15
|
5,87
|
52,27±1,95
|
6,47
|
2,223
|
0,05
|
Шкала «Самопонимание»
|
53,08±0,87
|
4,91
|
60,45±1,57
|
5,22
|
-3,996
|
0,001
|
Результаты сравнительного анализа показывают, что в процессе обучения ценностные ориентации становятся более устойчивыми в связи с накоплением жизненного опыта и профессиональным становлением.
Более высокие показатели по шкале «Автономность» свойственны выпускникам, так как способность действовать самостоятельно развивалась в течение всего времени обучения.
Спонтанность студентов-психологов 6 курса снижается, так как процесс социализации в узком кругу завершен и собственное поведение контролируется и больше не фрустрируется моральной нормативностью, нежели на 1 курсе, так как респонденты стараются адекватно оценивать собственные действия и решения.
Повышение показателей самопонимания обуславливаются спецификой обучения студентов, так как специальность «психология» предполагает не только получение профессиональных знаний, но и проработку собственных проблем. Выпускники ориентируются на собственные потребности, им не свойственно подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.
В результате сравнительного анализа по методике САМОАЛ между респондентами первой и второй группы были выявлены значимые различия показателей самоактуализации по следующим шкалам: «Потребность в познании» р≤0,05, «Креативность» р≤0,05, «Спонтанность» р≤0,05.
Таблица 4.
Сравнительный анализ уровней самоактуализации
|
Студенты- психологи 1 курса (n=26)
|
Студенты- психологи 3 курса (n=24)
|
t-критерий Стьюдента
|
p
| ||
Шкалы
|
M±m
|
σ
|
M±m
|
σ
| ||
Шкала «Потребность в познании»
|
57,69±1,05
|
5,33
|
54,16±1,19
|
5,83
|
2,224
|
0,05
|
Шкала «Креативность»
|
56,92±1,11
|
5,67
|
53,75±0,92
|
4,48
|
2,203
|
0,05
|
Шкала «Спонтанность»
|
57,31±1,15
|
5,87
|
52,67±1,09
|
5,37
|
2,239
|
0,05
|
Высокая потребность в познании у студентов-психологов 1 курса объясняется вступлением в профессию, заинтересованностью в новой сфере и сменой ведущей деятельности, в связи с этим появляются новые способы реализовать себя, что объясняет высокие показатели креативности и спонтанности. Также возникает необходимость в самоактуализации студентов в ситуации изменения круга общения. Спонтанность выступает как поведение, выражающую свободное поведение в социальной среде среди студентов для выражения собственных черт личности, тем самым проверяя актуальные нормы социума среди сверстников.
Также были получены данные о значимых различиях показателей самоактуализации между респондентами второй и третьей группы по следующим шкалам: «Ценности» р≤0,05, «Самопонимание» р≤ 0,05.
Таблица 5.
Сравнительный анализ уровней самоактуализации
|
Студенты- психологи 3 курса (n=26)
|
Студенты- психологи 6 курса (n=21)
|
t-критерий Стьюдента
|
p
| ||
Шкалы
|
M±m
|
σ
|
M±m
|
σ
| ||
Шкала «Ценности»
|
54,17±0,83
|
4,08
|
57,73±1,41
|
4,67
|
–2,176
|
0,05
|
Шкала «Самопонимание»
|
55,83±1,03
|
5,04
|
60,45±1,57
|
5,22
|
–2,457
|
0,05
|
Полученные показатели говорят о том, что именно с 3 по 6 курс происходит активное развитие ценностей и самопонимания. Скорее всего, наполовину пройденный путь обучения формирует основные ценностные ориентации, которые сохраняются вплоть до выпуска из учебного заведения. Также сензитивность к собственным желаниям растет с каждым курсом обучения, что означает постоянное развитие саморефлексии у студентов-психологов.
В ходе изучения интеркорреляционных взаимосвязей изучаемых показателей были обнаружены закономерности, представленные на рисунке 1, в виде корреляционной плеяды.
Рисунок 1. Интеркорреляционные взаимосвязи между изучаемыми показателями
Примечания: на корреляционной плеяде представлены данные только со статистически значимыми показателями
- Системная рефлексия – шкала методики «Дифференциальный тип рефлексии».
- Квазирефлексия – шкала методики «Дифференциальный тип рефлексии».
- Интроспекция – шкала методики «Дифференциальный тип рефлексии».
- Самопонимание (7) – шкала методики «Опросник самоотношения».
- Саморуководство (4) – шкала методики «Опросник самоотношения».
- Самопонимание – шкала методики «Опросник самоотношения».
- Автономность – шкала методики САМОАЛ.
- Гибкость – шкала «Гибкость» в общении методики САМОАЛ.
- Аутосимпатия – шкала методики САМОАЛ.
- Креативность – шкала методики САМОАЛ.
- Реан – интегральный показатель по методике «Мотивация успеха и боязнь неудач».
- Ум – шкала «Ум, Способности» методики «Диагностика самооценки».
Прямые связи:
Прямая связь (при p≤0,001)
Прямая связь (при p≤0,01)
Прямая связь (при p≤0,05)
Также были получены значимые взаимосвязи в ходе корреляционного анализа. Ключевыми шкалами, имеющими большее количество значимых связей, являются: «Системная рефлексия», «Квазирефлексия» и «Интроспекция». Их взаимосвязь с такими шкалами, как «Самопонимание», «Гибкость в общении», «Аутосимпатия» и «Автономность», отражает основные составляющие психологического благополучия личности студентов-психологов. Развитие самопонимания позволяет студентам-психологам лучше разбираться в собственных мыслях, чувствах и эмоциях, что способствует повышению уверенности в собственной компетенции, так как эти навыки являются основными в работе психолога. Эти свойства вместе с развитием автономности позволяют респондентам более гибко налаживать социальные контакты и обращать внимание на собственные мысли и чувства, которые возникают при взаимодействии с окружающими. Самопонимание и аутосимпатия позволяют студентам-психологам хвалить себя за удачно выполненные задачи и разбираться в проблемных зонах своей деятельности, а также позволяют уменьшить степень переживаний из-за малозначительных проблем и неудач.
В ходе исследования было выявлено, что саморефлексия имеет взаимосвязь с такими показателями психологического благополучия личности, как самопонимание, автономность, ценности, аутосимпатия и общение. В процессе обучения ценностные ориентации студентов-психологов становятся более устойчивыми в связи с накоплением жизненного опыта и профессиональным становлением. Развивается автономность, так как способность действовать самостоятельно развивалась в течение всего времени обучения из-за необходимости самостоятельно решать свои проблемы, а саморефлекия способствует более эффективно реализовывать эти процессы. Развитие самопонимания обуславливается спецификой обучения студентов, так как профессиональная направленность студентов-психологов предполагает не только получение профессиональных знаний, навыков и умений, но и проработку собственных проблем.
Таким образом, было отображено, как меняется саморефлексия у студентов-психологов в процессе обучения, и основные детерминанты их психологического благополучия.
Список литературы:
- Колышко А.М. Психология самоотношения : учеб. пособие. – Гродно, 2004. – 132 с.
- Маралов В.Г., Маралова Т. П. Готов ли студент-психолог быть психологом? // Психология в вузе. – 2011. – № 1.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. – М., 1993. – 97 с.
- Юревич А.В. Динамика психологического состояния современного общества // Вестник Российской академии наук. – 2009. – № 2. – Т. 79.
Что такое саморефлексия и почему это так важно?
«Саморефлексия — это ворота к свободе»
— Джигар Конгтрул Ринпоче.
Вы, вероятно, смотрите в зеркало большинство дней и знакомы с вашей внешностью, как и с любым другим видом. Но как часто вы смотрите в себя, чтобы лучше познакомиться со своим внутренним я? Суть в том, чтобы знать свою внутреннюю работу так же хорошо, как свою внешнюю форму.
Саморефлексия — это процесс, с помощью которого вы развиваете свое понимание того, кто вы есть, каковы ваши ценности и почему вы думаете и действуете так, как вы это делаете.
Это форма личного анализа, которая позволяет вам привести свою жизнь в соответствие с тем, что вы хотите. Давайте рассмотрим этот важный инструмент дальше, начиная с того, почему вы должны это делать.
Важность саморефлексии
Путь к самопринятию и любви к себе должен начинаться с самоанализа. Пока вы не пойдете путем саморефлексии, практически невозможно расти или учиться в жизни.
Саморефлексия — также называемая интроспекцией — это способ наблюдать и анализировать себя, чтобы расти как личность. Этот рост является причиной, почему так важно проводить время в личном размышлении.
Понимая, кто вы есть сейчас и кем вы хотели бы стать, вы помогаете определить, какие шаги необходимо предпринять в этом путешествии.
Размышление о том, как вы ведете себя и какие мысли приходят в ваш разум в ответ на события в окружающем вас мире, позволяет вам увидеть, над чем вам нужно работать.
Возможно, вы были немного раздражительны с коллегой по работе. Оглядываясь назад, вы можете понять, что это не то, как вы хотели бы, чтобы к вам относились, и, следовательно, не то, как вы хотите относиться к другим.
Затем вы можете попытаться решить эту проблему в будущем и, возможно, извиниться перед своим коллегой, если вы были особенно грубыми или недобрыми.
Это может привести к улучшению рабочих отношений с этим человеком и более приятному рабочему дню в целом.
Зачем человеку нужна саморефлексия и что она дает
Саморефлексия нужна по двум простым причинам:
- Она составляет основу самообучения. Если человек не умеет рефлексировать, он стоит на месте и не развивается. Иногда это признак психопатологии.
- Она позволяет пересмотреть свои взгляды, составляет основу социализации. Усвоение норм и ценностей общества.
Что дает саморефлексия:
Учит понимать людей. Рефлексируя, пациент лучше понимает себя. Он отражает собственное я, сопоставляет его с другими. Главное, чтобы это не превращалось в пустое сравнение – кто лучше, а кто хуже. При грамотном подходе удается лучше понять других, их мотивы и поступки. Метод простой — поставь себя на место другого и подумай, как будешь действовать в его положении.
Позволяет переработать собственный опыт. Как положительный, так и негативный. Нужно понимать, что отрицательный опыт также очень ценен. Порой больше, чем положительный.
Можно найти свои сильные стороны и недостатки. Для этого существуют специальные упражнения. Нужно взять лист бумаги и поделить его на 2 части. Слева написать недостатки, справа достоинства. Затем взять список недостатков и постараться проработать каждый. Две недели-месяц на один недостаток. Каждый этап сопровождается составлением списка заново.
Учит организовывать мышление. Смотреть вперед, оглядываясь назад, чтобы извлечь опыт из прошлых ошибок.
Дает возможность пересмотреть собственные приоритеты, отношение к вещам. Личность человека — не что-то статичное. Это динамичная система. Прошлые цели могут быть неактуальны. Но не всегда это с ходу понятно. Саморефлексия дает шанс пересмотреть отношение к вещам, сменить цели и задачи. Вырасти над собой.
Развивает интуицию. Человек учится применять чутье на практике.
Позволяет отказаться от многих пагубных привычек. Например, в ходе саморефлексии можно понять, что курение вредит здоровью. Поздний сон создает проблемы на учебе и работе, и прочее. Это лишь два простых примера. Плохих привычек может быть намного больше: вплоть до избыточной болтливости и прочих моментов.
Устраняет ненужные блоки. Те, которые сдерживают от полноценной деятельности, раскрытия своего потенциала. Часто такие блоки связаны с избыточной стеснительностью или застенчивостью, проблемами в общении. Человек может сознательно перейти к действиям после размышлений.
Учит принимать правильные и взвешенные решения. С помощью умеренных размышлений над собой и своей жизнью удается избавиться от импульсивных действий. Взвесить все за и против и только потом переходить к активному поведению.
Когда вы достигнете хотя бы одной поставленной цели, реализуете один единственный пункт из списка — почувствуете себя увереннее. Это поднимет самооценку. Пункты действуют кумулятивно, позволяют быстро расти и развиваться как личности.
Улучшенные отношения
Как и в приведенном выше примере на рабочем месте, размышляя о том, как вы относитесь к другим, и о том, что вы думаете о них, вы можете внести изменения, которые приведут к более гармоничным отношениям.
Если в отношениях возникают трудности — будь то романтические или платонические — вы можете оценить ситуацию, спросить, какую роль вы играете в этих трудностях, и найти способы их преодоления.
Саморефлексия дает вам возможность увидеть, что вы на самом деле чувствуете по отношению к другому человеку, и оценить ценность, которую приносят эти отношения.
Это может сделать вас более благодарным этого человека, который затем влияет на то, как вы взаимодействуете с ним.
Для саморефлексии есть два важных компонента:
Подумайте о себе.
Кто вы и что вы хотите для своей жизни. Это часть самосознания, о которой мы говорили раньше. Многие древние философы от Аристотеля до Сократа и Пифагора говорили о преимуществах «познания себя».
Вот несколько вопросов, чтобы «задуматься», когда вы размышляете о СЕБЕ:
- Каковы мои основные ценности? Каковы убеждения, руководящие принципы или идеи, которые очень важны для меня? Каковы мои приоритеты?
- Каковы мои уникальные способности, навыки, сильные стороны или таланты?
- Каковы недостатки или слепые пятна, на которые я должен обратить внимание?
- Кем я хочу быть?
- Какую энергию я хочу приложить ко всему, что я делаю?
- Какое влияние или различие я хочу сделать? Как я могу служить, вносить или добавлять ценность?
- Какие мои страсти? Что я люблю? Что заставляет меня заниматься, мотивировать и возбуждать?
- Есть ли какие-то убеждения, которые ограничивают меня?
- Что я хочу для своей жизни? (в конце концов, если вы не знаете, чего хотите, как вы ожидаете туда добраться?)
- Что в моих силах?
Подумать о важных областях вашей жизни
Это может включать в себя ваши отношения, дом и семью, карьеру, здоровье и благополучие, финансы, цели, духовность и рост личности, а также развлечения и отдых.
Вот несколько вопросов, которые нужно задать себе в процессе саморефлексии:
- Как я чувствую себя в целом в этой области моей жизни? По шкале от 1 до 10, как бы я оценил уровень удовлетворенности и успеха?
- Что работает? Что не работает?
- Чего я хочу больше — или меньше?
- Каковы мои достижения / победы / успехи? (Люди часто по умолчанию ошибаются или не работают — так же важно сосредоточиться на том, что происходит!)
- Чего я хочу? Каковы мои надежды или цели?
- За что я благодарен?
- Как мне улучшить эту область в моей жизни? Какие действия я могу предпринять?
Большая ясность мысли
Самоанализ дает возможность думать о чем-то изолированно от самой вещи.
Вместо того, чтобы ваш разум был омрачен эмоциями, которые вы испытываете при взаимодействии с рассматриваемой вещью, вы можете рассматривать ее в более рациональном смысле.
Вы можете увидеть это с большей ясностью и подумать об этом с округлой точки зрения с плюсами, минусами и другими важными деталями, которые помогут вам сделать обоснованный вывод о том, как вы хотите измениться в отношении этого (или если вы на самом деле не хотите изменить вообще).
Например, выбор вашей работы. Если вам не нравится длительная поездка на работу в вашей нынешней должности, вы не сможете увидеть преимущества, которые она приносит во время самой поездки.
Но, сделав шаг назад и подумав об этом в выходной день, вы, возможно, поймете, что, несмотря на то, что не все, что вам нравится, плюсы работы, которой вы увлечены, или заработная плата, которую вы получаете делают поездку на работу стоящей.
Это может даже изменить то, как вы относитесь к своим поездкам на работу или к тому, как вы решили провести это время.
Как использовать рефлексию с пользой?
Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:
1. Осознавайте актуальные чувства
. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.
2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно
. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.
3. Научитесь намеренно прекращать самокопание
. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.
4. Не стремитесь контролировать всё
. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.
5. По вечерам обдумывайте прожитый день
. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.
6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно
. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.
Улучшенное принятие решений
Мы делаем сотни выборов каждый день, но большинство из них незначительны и могут быть оставлены нашему бессознательному разуму.
Но когда дело доходит до более важных решений в жизни, небольшое личное размышление неоценимо.
Это возвращается к ясности мысли и осознанию ваших истинных ценностей.
Используя эти две вещи, вы можете принимать решения, которые ставят вас на оптимальный путь к лучшему благополучию.
Это означает меньше сожалений или упущенных возможностей и больше душевного спокойствия, зная, что вы сделали правильный выбор.
Саморефлексия поможет учше спать
Если вы каждый день проводите немного времени, оглядываясь на события и на то, как вы на них реагировали, это может привести к закрытию любых неразрешенных чувств.
Это может помочь вам не только быстрее заснуть, но и вообще спокойно спать по ночам. Единственное предостережение в том, что вы должны избегать превращения рефлексии в размышление.
Подумайте о своем дне, но затем переверните страницу и позвольте своему разуму начать заново на следующий день. Не зацикливайтесь на мысли слишком долго.
Меньше стресса и тревоги
Одним из ключевых результатов более глубокого познания себя является то, что вы становитесь более уверенными в себе и своих действиях.
Вы находите больше уверенности в этом неопределенном мире, потому что вы основаны на своем чувстве себя. С большей уверенностью приходит меньше стресса и беспокойства.
Вы меньше беспокоитесь о «что если» и больше сосредотачиваетесь на том, что вы можете сделать, чтобы наилучшим образом согласовать свои действия с теми руководящими принципами, о которых мы говорили выше.
И вы меньше беспокоитесь о том, что другие люди могут подумать о вас и вашем выборе, потому что вы знаете, что делаете то, что подходит именно вам.
Взаимосвязь самопознания с саморефлексией
Самопознание – это познание и анализ индивидом личностных психических и физических аспектов, изучение самого себя. Самопознание берет исток еще с младенчества и развивается в течение всей жизни. Совершенствуется поэтапно соответственно отражению окружающего мира и самопознанию.
Основными этапами процесса являются:
- Анализ личной деятельности и поведения, исходя из сравнения с окружающими.
- Эмпиризм. Делится на внешний (осуществляется посредством аудио и видеозаписи) и внутренний (самонаблюдение мыслей, чувств, реакций на различные ситуации и события).
- Самоотчет (внутренний личностный отчет).
Развитие самопознания находится в тесной связи с саморефлексией индивида, которая благоприятствует совершенствованию личностного самосознания и формированию социально-перцептивного интеллекта.
Саморефлексия: как размышлять над собой
Теперь, когда вы знаете, почему важно практиковать самоанализ и какую пользу это может принести, давайте рассмотрим, как вы можете это сделать.
Найдите тихое одиночество
Чтобы иметь возможность мыслить ясно, желательно, чтобы вы были в тихой и спокойной обстановке.
Это означает одиночество, хотя не обязательно быть полностью одиноким в физическом смысле, а скорее место, где вас не будут беспокоить люди и вещи вокруг вас.
Удобное место в доме, такое как уютная, теплая ванна или просто лежа на кровати, идеально, но вы также можете посидеть в саду или в парке, если это помогает вдохновить ваши мысли.
Спросите «почему»?
«Почему» — это первое, о чем нужно подумать. Почему вы действуете так, как вы действуете?
Почему вы думаете так, как ты думаете? Это может быть связано с конкретным событием в тот день, или это может быть более общий поиск причин определенных мыслей или поведения, которые вы заметили как обычное явление.
- 5 шагов, чтобы преодолеть застой в жизни
На некоторые «почему» легко ответить. Возможно, вы кричали на своего ребенка, потому что вы и ваш партнер спорили незадолго до этого.
На другие которые «почему» труднее ответить. Определить причины, по которым вы так сильно настроены за или против чего-либо, не всегда просто.
Спросите «что? где? и кто?»
Следующие вопросы, которые вы захотите задать и ответить после первоначального «почему», — это те, которые информируют вас о том, как вы хотели бы думать или действовать в будущем.
Они вращаются вокруг этих 3 основных вопросов:
- Что бы я сделал по-другому?
- Куда я хочу добраться?
- Кем я хочу быть?
Это основа более широких, более точных вопросов, которые вы захотите задать в зависимости от того, о какой стороне себя вы размышляете.
Вот некоторые примеры:
- Что я должен был сделать, когда мой начальник раскритиковал меня перед своими сверстниками?
- Где я хочу быть с точки зрения моих отношений в ближайшие несколько лет?
- На кого я смотрю?
- Каким должен быть мой ответ человеку, который плохо относится ко мне из-за моей расы?
- Сколько часов я хочу работать? (это вопрос «где», хотя он начинается с «как»)
- Отражает ли моя нынешняя диета мои взгляды на жестокое обращение с животными? (это вопрос «кто»)
Спросите «Как?»
После того, как вы определили что-то, что вы хотели бы изменить, вы подумали о том, почему вы в настоящее время делаете это, и вы рассматривали идеальную конечную точку, вы должны спросить, как вы собираетесь туда добраться.
Какие вещи вам нужно начать или прекратить делать, чтобы достичь той стадии, когда ваши мысли или поведение изменились так, как вам бы хотелось?
Другими словами, каков план для вас от А (где вы сейчас находитесь) до Б (где вы хотели бы быть)?
Развитие рефлексии
{banner_banstat2}
Научиться рефлексии способен любой человек. Чтобы запустить процесс, стоит больше практиковаться, выполняя простые психологические упражнения. Они приучат человека анализировать всё, что вокруг него происходит, и проживать свою жизнь осмысленно.
Взаимодействие с миром
Рефлексирование – это всегда реакция на внешнее воздействие. Всё, чем наполнено сознание человека, пришло к нему извне. Поэтому лучшей тренировкой рефлексии станет взаимодействие с миром вокруг него: с чужим мнением, критикой, конфликтами, сомнениями и другими сложностями.
Контакты с раздражителями, поступающими извне, расширяют диапазон рефлексивности человека. Общаясь с другими людьми, человек учится понимать их, и это позволяет ему легче и проще понимать самого себя.
После завершения дня, проведенного в окружении других людей, важно обдумать все произошедшие события. Проанализируйте свое поведение и действия, совершенные в течение дня. Что вы думаете по этому поводу? Что вы чувствуете? В чем вы были неправы?
Выполняя это упражнение ежедневно, можно добиться отличных результатов.
Новая информация
{banner_banstat3}
Находясь в своей зоне комфорта, сложно узнать что-то новое о себе. Постоянно общаясь с одними и теми же людьми, смотря фильмы одного жанра, читая одинаковые книги, человек перестает развиваться как личность. Чтобы улучшить способности к самоанализу, нужно изучить что-то новое, противоположное привычным интересам.
Пообщайтесь с человеком, имеющим отличную от вашей точку зрения на важные вопросы, или с живущим противоположным образом жизни. Начните необычную для вас книгу в жанре, который вы прежде не пробовали читать, послушайте музыку, с которой прежде не были знакомы, и вы удивитесь, как много нового и необычного есть вокруг вас.
Анализ одной вещи
Нейробиологи считают, что большой объём информации, получаемый в современном темпе жизни, плохо сказывается на мыслительных функциях и памяти человека. При обилии ненужных знаний новая информация плохо усваивается, создаёт помехи в процессе мышления. Поэтому важно анализировать вещи и отношения, занимающие мысли человека.
В процессе этой тренировки нужно выбрать один предмет и детально его проанализировать. Рассмотрению может подвергаться новая интересная книга, любимый сериал, понравившаяся песня или, скажем, общение с новым знакомым.
Думая о предмете анализа, задайте себе следующие вопросы:
- Полезен ли этот предмет для меня?
- Узнал ли я что-то новое благодаря ему?
- Могу ли я использовать эти знания?
- Какие чувства у меня вызывает этот предмет?
- Хочу ли я изучать его дальше, интересно ли мне?
Эти вопросы помогут избавиться от ненужных вещей в жизни. Они освободят полезное место для более важного и интересного, а также научат сосредотачиваться и отсеивать все лишнее самостоятельно, в автоматическом режиме.
Волнующие вопросы
{banner_banstat4}
Чтобы узнать себя лучше, запишите на лист бумаги вопросы, которые волнуют вас. Это могут быть вопросы, возникшие только вчера, или интересующие вас на протяжении долгих годов. Составьте подробный список, а после разделите его по категориям.
Это могут быть вопросы:
- о прошедших событиях;
- о грядущем;
- о взаимоотношениях с людьми;
- о чувствах и эмоциях;
- о материальных предметах;
- о научных знаниях;
- о духовных материях;
- о смысле жизни, сущего.
Какая группа собрала большую часть ответов? Подумайте, почему получилось именно так. Это отличная тренировка, помогающая раскрыть человеку информацию, о которой он мог и не подозревать.
Дайте себе время, но знайте, когда остановиться
Как упомянуто выше, саморефлексия может поставить под угрозу состояние размышления или чрезмерного мышления.
Когда мы позволяем мысли снова и снова циркулировать в наших умах без видимого способа ее разрешения, мы теряем все преимущества внутреннего размышления и можем в конечном итоге нанести вред нашему психическому благополучию.
Поэтому важно установить предел того, как долго вы сидите в спокойном созерцании. Вы можете пожелать выделить определенное количество времени или просто сказать, что пора остановиться, когда вы застряли в цепочке мыслей.
И когда пришло время остановиться, лучше всего переехать куда-нибудь еще. Вот почему обычно не рекомендуется размышлять о себе перед сном. Делайте это задолго до конца дня или в любое другое время, но не перед сном.
Чтобы отделиться от внутреннего размышления, попытайтесь погрузиться в себя и сосредоточиться на чем-то, кроме того, о чем вы размышляли. Все, что может отвлечь ваш разум от того, о чем вы думали.
Определение рефлексии
{banner_banstat0}
Термин «рефлексия» происходит от позднелатинского слова «reflexio», что переводится как «обращение назад». Это состояние, во время которого человек обращает внимание на собственное сознание, глубоко анализирует и переосмысляет себя самого.
Рефлексия – это способ осознания результатов деятельности человека. В процессе рефлексирования человек внимательно изучает свои мысли и идеи, рассматривает накопленные знания и полученные умения, обдумывает совершенные и планируемые действия. Это позволяет лучше узнать и понять самого себя.
Способность делать выводы на основе саморефлексии – уникальная черта, отличающая человека от животных. Этот метод помогает избежать многих ошибок, возникающих при повторении одних и тех же действий с ожиданием разного результата.
Понятие рефлексии были сформировано в философии, но сейчас оно широко распространено в педагогической практике, науковедении, разных областях психологии, физике и военном деле.
Запишите свои мысли
Некоторым людям может быть полезно делать записи своих мыслей, когда они размышляют над собой.
Запись в дневнике — популярный способ саморефлексии, поскольку он хранит все в одном месте и позволяет вам оглянуться назад на то, что вы думали ранее, чтобы держать вас на правильном пути.
Это также может быть полезно, если вам трудно отделаться от конкретной мысли. После того, как мысль записана и безопасно хранится, вы можете обнаружить, что ум может отпустить её легче, не опасаясь забыть.
Саморефлексия — ключ к успеху
Когда мы говорим об «успехе», мы не имеем в виду исключительно то, как мы достигаем привилегированного положения в обществе. Успех — это, прежде всего, благополучие и способность быть творцами собственного счастья в любой сфере нашей жизни. Согласно исследованию Даниэля Гоулмана, саморефлексия имеет решающее значение для того, чтобы мы могли развивать соответствующий эмоциональный интеллект.
Мы должны понимать, что психологи определяют как «саморефлексивное осознание». На самом деле это «метакогнитивная» способность, которую мы все можем тренировать и расширять. Это означает, прежде всего, способность думать и размышлять над своими умственными и эмоциональными процессами, чтобы понимать и осваивать их.
Человек с хорошей способностью к саморефлексии — это человек, способный управлять своими импульсами. Это тот, кто планирует и у которого удовлетворительное общественное сознание. И, в свою очередь, они понимают, что жизнь — это непрерывный процесс обучения, в котором мы должны воспринимать все, что нас окружает.
Этот тип человека способен наладить здоровый и полезный внутренний диалог, с помощью которого можно обнаружить ошибки, недостатки, неуверенность и беспокойство, чтобы излечиваться и становиться лучше с каждым днем.
С другой стороны, стоит вспомнить, что однажды сказал Эммануэль Кант в «Критике чистого разума». Для этого кенигсбергского философа внешнее, то, что нас окружает, фактически является отражением нашего внутреннего я. Итак, если наш внутренний образ характеризуется низкой самооценкой, жестким мышлением и несуществующей способностью к саморефлексии, то все эти негативные характеристики заставят нас рассматривать внешний мир как гнетущий и серый.
Саморефлексия в когнитивно-поведенческой терапии и супервизии
Обзор
. 2012 декабрь; 156 (4): 377-84.
doi: 10.5507/bp.2012.027.
Epub 2012 25 мая.
Ян Праско
1
, Петр Мозный, Мирослав Новотный, Милош Слепецкий, Яна Вискочилова
принадлежность
- 1 Кафедра психиатрии, Факультет медицины и стоматологии, Университет Палацкого в Оломоуце и Университетская клиника Оломоуца, Чешская Республика. [email protected]
PMID:
23073517
DOI:
10.5507/бп.2012.027
Бесплатная статья
Обзор
Ян Праско и др.
Biomed Pap Med Fac Univ Palacky Olomouc Чешская Республика
2012 Декабрь
Бесплатная статья
. 2012 декабрь; 156 (4): 377-84.
doi: 10.5507/bp.2012.027.
Epub 2012 25 мая.
Авторы
Ян Праско
1
, Петр Мозный, Мирослав Новотный, Милош Слепецкий, Яна Вискочилова
принадлежность
- 1 Кафедра психиатрии, Факультет медицины и стоматологии, Университет Палацкого в Оломоуце и Университетская клиника Оломоуца, Чешская Республика. [email protected]
PMID:
23073517
DOI:
10. 5507/бп.2012.027
Абстрактный
Цель:
Супервизия является основной частью обучения и непрерывного обучения в области когнитивно-поведенческой терапии. Саморефлексия является важной частью супервизии. Сознательное понимание собственных эмоций, чувств, мыслей и отношений в момент их возникновения, а также способность постоянно отслеживать и распознавать их являются одними из наиболее важных способностей как терапевтов, так и супервизоров. Цель этой статьи состоит в том, чтобы рассмотреть аспекты, связанные с супервизией в когнитивно-поведенческой терапии и саморефлексией в литературе.
Методы:
Это описательный обзор. Обзор литературы выполнен с использованием баз данных PubMed, SciVerse Scopus и Web of Science; дополнительные ссылки были найдены в библиографических обзорах соответствующих статей, опубликованных до июля 2011 года. В базах данных был проведен поиск статей, содержащих следующие ключевые слова: когнитивно-поведенческая терапия, саморефлексия, терапевтические отношения, обучение, супервизия, перенос и контрперенос. В обзор также включены сведения из монографий, на которые есть ссылки в других обзорах.
Полученные результаты:
Мы обсуждаем концептуальные аспекты, связанные с супервизией и ролью саморефлексии. Саморефлексия в терапии — это непрерывный процесс, необходимый для установления терапевтических отношений, профессионального роста терапевта и постоянного развития терапевтических навыков. Распознавание собственных эмоций является базовым навыком, из которого вытекают другие навыки, необходимые как для терапии, так и для эмоционального самоконтроля. Терапевты, умеющие понимать свои внутренние эмоции во время встреч с клиентами, лучше принимают решения, отличают свои потребности от потребностей своих клиентов, понимают перенос и контрперенос и обдумывают оптимальную реакцию в любой момент сеанса. Они знают, как обращаться со своими чувствами, чтобы они соответствовали ситуации, а их реакция отвечала интересам клиента. Способность к саморефлексии повышает способность воспринимать внутренние эмоции других людей, разжигает альтруизм и повышает настраиваемость на тонкие сигналы, указывающие на то, что другим нужно или чего они хотят. Саморефлексия может практиковаться самими терапевтами с использованием традиционных методов когнитивно-поведенческой терапии или может быть изучена в ходе супервизии. Если терапевты неспособны распознать свои собственные мысли и чувства или последствия своих установок в терапевтической ситуации, то они беспомощны против этих мыслей и чувств, которые могут контролировать поведение терапевта в ущерб как клиенту, так и терапевту.
Заключение:
Обучение и супервизия, направленные на самоанализ, полезны как для супервизируемых, так и для их клиентов. Чем опытнее супервизор, тем больше саморефлексии используется в терапии и супервизии.
Похожие статьи
Принципы супервизии в когнитивно-поведенческой терапии.
Праско Ю., Выскочилова Ю., Слепецкий М., Новотный М.
Праско Дж. и др.
Biomed Pap Med Fac Univ Palacky Olomouc Чешская Республика 2012 март; 156 (1): 70-9. doi: 10.5507/bp.2011.022.
Biomed Pap Med Fac Univ Palacky Olomouc Чешская Республика 2012.PMID: 22580864
Компетенции терапевта и супервизора в когнитивно-поведенческой терапии.
Праско Ю., Вискочилова Ю., Мозный П., Новотный М., Слепецкий М.
Праско Дж. и др.
Нейро Эндокринол Летт. 2011;32(6):781-9.
Нейро Эндокринол Летт. 2011.PMID: 22286801
Этическая рефлексия и психотерапия.
Вискочилова Й, Праско Й.
Vyskocilová J, et al.
Нейро Эндокринол Летт. 2013;34(7):590-600.
Нейро Эндокринол Летт. 2013.PMID: 24464004
Обзор.
Опыт самостоятельной практики/самоанализа в когнитивно-поведенческой терапии: метасинтез качественных исследований.
Гейл С., Шредер Т.
Гейл С. и др.
Психол Психотер. 2014 декабрь; 87 (4): 373-92. doi: 10.1111/пап.12026. Epub 2014 28 марта.
Психол Психотер. 2014.PMID: 24677534
Обзор.
Измеримое влияние программы самопрактики/самоанализа на терапевтические навыки опытных когнитивно-поведенческих терапевтов.
Дэвис М.Л., Туэйтс Р., Фристон М.Х., Беннетт-Леви Дж.
Дэвис М.Л. и соавт.
Клин Psychol Psychother. 2015 март-апрель;22(2):176-84. doi: 10.1002/cpp.1884. Epub 2014 26 января.
Клин Psychol Psychother. 2015.PMID: 24464966
Клиническое испытание.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Управление переносом и контрпереносом в когнитивно-поведенческой супервизии: теоретическая основа и клиническое применение.
Праско Ю., Оцискова М., Ванек Ю., Буркаускас Ю., Слепецки М., Бите И., Кроне И., Соллар Т., Юскене А.
Праско Дж. и др.
Psychol Res Behav Manag. 2022 11 авг;15:2129-2155. doi: 10.2147/PRBM.S369294. Электронная коллекция 2022.
Psychol Res Behav Manag. 2022.PMID: 35990755
Бесплатная статья ЧВК.Отражение похоже на мыло? критический описательный зонтичный обзор подходов к рефлексии в исследованиях медицинского образования.
Schaepkens SPC, Veen M, de la Croix A.
Schaepkens SPC и др.
Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2022 май; 27(2):537-551. дои: 10.1007/s10459-021-10082-7. Epub 2021 12 ноября.
Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2022.PMID: 34767115
Бесплатная статья ЧВК.Обзор.
На пути к разработке основанных на фактических данных информационных систем о психическом здоровье для людей с депрессией: систематический обзор литературы и метаанализ.
Вале Ф., Боллхалдер Л., Коватч Т., Флейш Э.
Вале Ф. и др.
J Med Internet Res. 2017 31 мая; 19(5): е191. doi: 10.2196/jmir.7381.
J Med Internet Res. 2017.PMID: 28566267
Бесплатная статья ЧВК.Обзор.
Типы публикаций
термины MeSH
Психология, психиатрия и социальная работа > Руководство по самопрактике/самоанализу для психотерапевтов
0003
Руководства по самопрактике/саморефлексии для психотерапевтов
Под редакцией Джеймса Беннета-Леви
Эта серия предлагает терапевтам повысить свою эффективность «изнутри наружу», используя самопрактику/саморефлексию (SP/SR) . Книги этой серии проводят терапевтов через структурированный трехэтапный процесс сосредоточения внимания на личной или профессиональной проблеме, которую они хотят изменить, применения терапевтических техник на себе (самопрактика) и осмысления опыта (самоанализ). Исследования подтверждают уникальные преимущества SP/SR для предоставления знаний и навыков, недоступных при более традиционных процедурах обучения. Подход подходит для терапевтов с любым уровнем опыта, от стажеров до опытных супервизоров. Серийные тома имеют формат большого размера для простоты использования и содержат воспроизводимые рабочие листы и формы, которые покупатели могут загрузить и распечатать.
Дата публикации
А-Я
Я-А
Автор
Тип СМИ
Переживание ACT изнутри наружу: рабочая тетрадь по самопрактике/самоанализу для терапевтов Деннис Тирч, Лаура Р. Зильберштейн-Тирч, Р. Трент Кодд III, Мартин Дж. Брок и М. Джоанн Райт
Мягкая обложка
3 сентября 2019 г. Сентябрь 2019 г., 39,00 долларов США
заказ
Твердый переплет
2 сентября 2019 г. сентябрь 2019 г., 59,00 долларов США
заказ 900 03 Электронная книга
19 июля 2019 г. Июль 2019 г., $39.00
заказать
Печать + электронная книга
Сэкономьте 40%!
78,00 долларов США 46,80 долларов США
заказ
Опыт когнитивно-поведенческой терапии изнутри наружу: рабочая тетрадь по самопрактике/самоанализу для терапевтовДжеймс Беннетт-Леви, Ричард Туэйтс, Беверли Хаархофф и Хелен Перри
Предисловие Кристин А. Падески
Бумага назад
январь 23 января 2015 г. Январь 2015 г., $39,00
заказ
электронная книга
13 февраля 2015 г. Февраль 2015 г., $39.00
заказать
Печать + электронная книга
Скидка 40%!
78,00 долларов США 46,80 долларов США
заказ
Терапия, ориентированная на сострадание, изнутри наружу: рабочая тетрадь по самопрактике/самоанализу для терапевтов Рассел Л. Колтс, Тобин Белл, Джеймс Беннетт-Леви и Крис Айронс
Предисловие Пола Гилберта
9016 3 Мягкая обложка
31 мая 2018 г.