Русский вальс шостаковича андре рье: Вальс Шостаковича в восхитительном исполнении Андре Рьё и его замечательного оркестра

«D. Shostakovich. Waltz 2 – Русский вальс»

«С вальсом номер 2 из так называемой «Джазовой сюиты» Шостаковича связано много
загадок.  И не частных, хронологических или музыковедческих, а психологических,
идеологических и даже политических…» (В. Лебедев).

________________________________________

Ах,
Дмитрий Дмитрич дорогой,

Весь мир танцует, — посмотрел бы! —

Под вальс, что Волгою с Окой

Течёт, «Любви»- рекою стрелы

Пуская в Шельду, Темзу, По,

Маас, Луару, Сену, Одер

И в Потомак, и в Лимпопо,

…Невы минуя сердце, вроде.

А в этой музыке – простор

И ширь всего родного края:

Равнин и гор, полей, озёр;

И с голубой водой Дуная

Слиянье пенной в шторм волны

Амура, к Венскому что лесу

По всем Манчжурским сопкам мчит

В три вальса, всем тогда известных!

В ней всё: гармония, полёт,

Теченье плавное и …воздух –

В боль Шостаковича в семь нот,

Пред коим пали ниц и звёзды.

Играет Рьё Андре*! Народ

Всей заграницы – в умиленьи,

В слезах от счастья слышать тот

«Вальс номер два» – само Творенье,

Что впору гимном бы назвать

России- матушки, да только

Ей чуть известен он: печать

На нём загадки – тайной горькой*.

Ах, Дмитрий Дмитрич, знал бы Ты

В ту пору, зря что сомневался,
Ведь ясно, ясно, что звучит,

Нет, не молодия лишь вальса,

Без текста песня: голос Твой! –

Твой голос – в Музыке! – безстрашный.

И – он писал её! С войной –

Уж во всю мощь!

Вальс… О, все машут!

А мне Симфонией звучит

Седьмою нашей вальс – Блокадной,

Что всё родней в чужой ночи.

В нём – «Русском»! – подвиг Ленинграда.

А вальс всё льется… И журчит

От Страдивари скрипка, братцы!

С Маэстро, вальса Королём,

Оркестр «летучего голландца»!

И – Шостакович дышит в Рьё*,

А виртуоз и рад стараться!

И – Колокольный слышен звон,

И
златом Нива колосится!

Так – хлебом – пахнут Небо, дом,

И пылью снежной, что клубится.

Летит
и тройка! Чу! Туман…

В тех бубенцах – совсем не бубен

Шаманский. Тих и океан…

Ах вальс! – И мёртвого разбудит!

Он всё звучит…. Кружат-то все!

И напевают что-то люди…

И так приятно! – …не совсем:

Мы тоже, Дмитрий,

Вспомним….

– …будем!

***

А над Отечеством вновь – дым:

В том, что с «загадочной
душою»;

Где в «лихо» дух и есть, и был,

И – Тот, с крещальной что водою!

В Краю «березового
ситца» –

Безбрежность Веры
и Любви!

…и грош в огне наш закалится,

Ибо, как Русь, непобедим!

________________________________________

*«Небольшое расследование показывает, что впервые этот вальс на Западе, в Лондоне в Barbican Hall прозвучал в оркестре под управлением Мстислава Ростроповича 1 декабря 1988 года, но остался малозамеченным. (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Suite_for_Variety_Or… )
Затем этот вальс (и всю «Джазовую сюиту») исполнил (1991) и записал на пластинку (в 1993) году Нидерландский Королевский оркестр Royal concertgebouw orchestra под управлением Рикаррдо Чейли (The Royal Concertgebouw Orchestra (Dutch:Koninklijk Concertgebouworkest) conducted by Ricarrdo Chailly). Сейчас этим коллективом руководит дирижер латышского происхождения Марис Янсонс (Mariss Jansons).
Оркестр очень заслуженный, увенчанный, существующий уже более ста лет (с 1888 г.). Он не станет играть нечто сомнительное и непонятно кем написанное. Но и после этого вальс не стал широко известным.
…Тайна вальса номер 2 еще сгустится , если узнать, что «наш» вальс прозвучал в фильме «Первый эшелон» Михаила Калатозова (апрель 1956 г.).
А что мы так привязались к этому вальсу? У Шостаковича много вальсов, даже в этой «джазовой» сюите три. А потому привязались, что он очень известен на Западе, даже имеет название «Русский вальс», но совсем неизвестен в России. Я провел своего рода опрос: ни один из знакомых мне музыкантов или музыковедов ничего не слышали о Вальсе номер 2.
У нас в Гусь Буке давно, 7 лет назад появилась такая запись:
Нестор [email protected] New York, NY USA — Wednesday, November 12, 2003 at 19:46:33
В последние месяцы не проходит и дня, чтобы меня не просили различные люди (в основном, американцы) этот вальс исполнить. Я всем говорю — подите прочь от меня, шостаковичевские мафиози! Но — исполняю. Мафия платит. На-днях некий сицилиец по имени Mauro Aprile Zanetti, тенор, прицепился ко мне с этим вальсом. Я оторопел – сицилийская мафия слилась с шостаковичевской!
Видите? Пианиста Сашу Избицера просили именно американцы, и даже один итальянец, исполнять Вальс номер 2 («Русский вальс»). В общем – иностранцы. А русские – не просили. Что вдруг произошло с 2000 года? Отчего вальс, написанный еще 1938 году, получил такую известность на Западе? Оттого, что в прокат вышел фильм Стенли Кубрика «Широко закрытые глаза» (1999), где вальс 2 полностью прозвучал в финальных титрах. Его гораздо раньше должны были бы исполнять в СССР каждый день по радио. Выпускать пластинки. Писать на него тексты и петь. И это после того, как вальс понравился Сталину (!) (об этом пишет Блантер), прозвучал в фильме Калатозова и была выпущена пластинка. Этот вальс должен был бы стать брендом, более известным, чем «Подмосковные вечера», «Полюшко-поле» и даже «Очи черные». Ничего подобного! Ладно, в 1938 году, когда вальс. по словам Блантера, появился, по каким-то причинам утеряли партитуру, ноты. Не до них было, катился 9-й вал Большого террора. Но 1956 год, фильм известного мастера Калатозова!
Вот здесь можно послушать вальс, как он звучал в фильме Калатозова «Первый эшелон»:
http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=son…
Здесь тот же вальс из фильма , но под управлением иностранца (The Russian Philharmonic Orchestra and Thomas Sanderling (January 16, 2009)).
http://www.youtube.com/watch?v=DdYvkwu8ijc
О фильме Первый эшелон» стоит сказать (синопсис).
В один из степных районов Казахстана прибывает по комсомольским путевкам, с целью освоения целинных земель, отряд молодёжи. На фоне трудовой жизни целинников развивается трогательный роман секретаря комсомольской организации и трактористки Анны.
Как раз под музыку вальса.
Комсомольцев привез поезд. А кто доставил пропавшие ноты Калатозову? Неизвестно. Хотя этого никак не могло произойти без ведома автора. Так что пока предположим, что он и передал ноты Калатозову.»
http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev…
О «Вальсе № 2» Д. Шостаковича и не только.

*«Андре Леон Мари Николя Рьё (нидерл. André Léon Marie Nicolas Rieu; род. 1 октября 1949, Маастрихт) — нидерландский дирижёр искрипач, называемый в прессе Королём вальса вслед за Иоганном Штраусом-сыном».

*« …в 1994 году запись Второго вальса из Сюиты для эстрадного оркестра Дмитрия Шостаковича сделала Рьё и его новый коллектив знаменитым по всем Нидерландам».

André Rieu — The Second Waltz (Shostakovich) — в аранжировке Нидерландского королевского оркестра

18.12.14г.

История вальса Дмитрия Шостаковича | МОУНБ им. А.С. Пушкина

Русский и советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 – 1975) был новатором и классиком, творчески эмоциональным и человечески скромным, великим маэстро и ярким художником. Его творческое наследие беспрецедентно по жанровому охвату: симфонии и оперы, струнные квартеты и концерты, балеты и музыка к фильмам.

Среди творений гениального маэстро есть «Сюита для джаз-оркестра». Это сочинение очень любят за рубежами нашей страны. Иностранцы называют его по-разному: «Второй вальс», «Вальс №2» или просто «Русский вальс».

У произведения непростая судьба. Она таит в себе множество загадок, которые до сих пор не могут постичь маститые музыковеды и биографы композитора. Когда именно Шостакович сочинил свой знаменитый вальс, сегодня никто точно сказать не может: композитор унёс эту тайну с собой. Однако биографы тесно связывают историю его создания с образованием в 1936 году Государственного джаз-оркестра СССР, музыкальным руководителем которого был назначен Виктор Кнушевицкий, а художественным – Матвей Блантер.

Чтобы для вновь созданного оркестра составить разнообразный репертуар, было решено обратиться к композиторам С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу и И. Дунаевскому. А ради того, чтобы встретиться с Шостаковичем и сделать ему заказ на джазовое сочинение, худруку оркестра пришлось даже поехать в Ленинград. Дмитрий Дмитриевич справился с поставленной задачей довольно быстро: через несколько дней он сам приехал в Москву и привёз три пьесы. Инструментовка руководителям оркестра очень понравилась, но джазового характера в этой музыке не было. Тогда Шостаковичу предложили прийти на репетицию коллектива.

Послушав игру оркестра, композитор переделал свои сочинения, и хоть ничего джазового в них не было, по словам музыкантов, звучали они изумительно. Несомненно, эти пьесы сразу вошли в концертную программу оркестра и впервые были исполнены в Колонном зале Дома Cоюзов осенью 1938 года. Госджаз (сокращённое название коллектива) много выступал, и всегда в его концертном репертуаре была «Сюита для джаз-оркестра» Шостаковича. Так продолжалось до 1941 года, пока оркестр не выехал на фронт и не оказался в окружении немцев. Большая часть музыкантов погибла, а коллектив по этой причине прекратил своё существование. Соответственно были утеряны все ноты. И названия пьес, составляющих сюиту, сочинённую Дмитрием Шостаковичем, сегодня никто точно не знает. Однако всё же существует предположение, что «Вальс», который сегодня известен под № 2, в неё входил.

Прошло пятнадцать лет, и вальс вновь зазвучал, но теперь с экранов кинотеатров. В 1955 году известный кинорежиссёр Михаил Калатозов снял фильм «Первый эшелон», в котором с разрешения композитора использовал эту замечательную музыку. Но в то время никто её историей ещё не интересовался, и наверняка поэтому фильм и музыка, звучащая в нём, были просто никем не замечены. В 1988 году «Вальс №2» прозвучал вновь и на этот раз в Лондоне в «Барбикан-Холле». И хоть оркестром дирижировал Мстислав Ростропович, опять особых восторгов от слушателей не последовало.

До сих пор остаётся загадкой, как нотные архивы советского композитора оказались за границей? И почему утерянная сюита впервые прозвучала не в нашей стране, а за рубежом? Вся «Джазовая сюита» Дмитрия Шостаковича, включающая в себя восемь пьес, в том числе и наш «Вальс», в 1991 году была исполнена, а в 1993 году записана на диск Королевским симфоническим оркестром Нидерландов «Консертгебау», которым в то время дирижировал итальянец Рикардо Шайи. Однако основную роль в популяризации ныне знаменитого сочинения Шостаковича сыграл фильм американского режиссёра Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», в котором музыка «Вальса» прозвучала удивительно красиво и гармонично.

Тайн у «Русского вальса» Шостаковича очень много. Ещё одна, которая не даёт покоя искусствоведам – это музыка произведения. Многие считают, что по стилю она совершенно нехарактерна для композитора. Есть предположение, что Дмитрий Дмитриевич, очень любивший в своей музыке пошутить, и в данном случае проделал то же самое, воспользовавшись приёмом компиляции, то есть взял наиболее яркие интонации из популярных произведений и расположил их по своему усмотрению. В 1937 – 1938 годах произведения Шостаковича были подвергнуты уничтожающей критике. Композитор, друживший со многими репрессированными, имевший родственников и друзей за рубежом, чудом избежал ареста. Для маэстро юмор, сатира и сарказм в музыке были любимыми приемами. Возможно вальс – это его своеобразный отчаянный протест, вызов. Здесь прием состоял в том, что Шостакович выдал настоящий, народный вальс, сделал великолепную стилизацию. Но в нем не звучит композиторский голос Шостаковича, и написан чужим для него языком. Вероятно поэтому Дмитрий Дмитриевич и не хотел популярности своего произведения. Это есть только высказанные догадки и недоказанные предположения.

Загадки «Вальса № 2» Дмитрия Шостаковича до сих пор так и никто не смог разгадать. Но это и не столь важно. Главное то, что композитор подарил людям такую изумительную музыку, которая приносит радость, вдохновляет и объединяет людей.

Д. Д. Шостакович Вальс № 2 из «Сюиты № 1 для джаз-оркестра».  Исполняет оркестр под управлением Андре Рьё.


Post Views: 570

ФАН-САЙТ АНДРЕ РЬЕ THE HARMONY PARLOR: История хита: «Второй вальс»

  История хита: 

« Второй вальс»

5
Гибельс

Золотой
сцепление: производительность во время матча Лиги чемпионов

Лимбургер Роба Коббена: они достигли высоких рейтингов в чартах, являются
фиксированное значение в Top 2000 или Limbo Top 100, или выгравированы в коллективе
Память. В этом разделе мы рассказываем историю успеха Limburg.
земля. Сегодня: «Второй вальс» Андре Рьё.

Иногда одна песня может
изменить всю свою жизнь. Возьми Второй
Вальс
, сочиненный русским Дмитрием Шостаковичем (1906-1975). Андре Рьё
адаптирует его в 1994 году со своим оркестром Иоганна Штрауса и становится мировым хитом с
это. Внезапно все узнают, кто скрипач и руководитель оркестра из
Маастрихт есть. Альбом Strauss &
Co
, на котором Второй вальс
получает место, за год было продано почти миллион копий».
«Триллер Майкла Джексона», — не без гордости говорит Рье в гостевой комнате.
своего замка в маастрихтском районе Синт-Питер. «Но ему потребовалось
два года, чтобы сделать это…» Рье уже знал в девяностых, что у него есть
золото в его руках с его популярным исполнением классической музыки, говорит он. Но
поначалу он не вызывает энтузиазма у звукозаписывающих компаний. «Очень обидно. Мы пошли
от двери до двери в Хилверсюме. Но они не стали бы навешивать на нас ярлык. Мы не
мы занимались поп-музыкой, но мы не занимались классической музыкой. Они просто не
знаешь, что с нами делать».0005

Марджори и
Каждый день я ходил в V&D (сеть огромных универмагов), чтобы узнать, есть ли
до сих пор диски остались на полках. Обычно так не бывает: все распродано.

В 1994 году ему удается
убедить джентльменов из Decca (часть звукозаписывающей группы Universal), и ему разрешили записать альбом Strauss & Co со своим оркестром.
Компакт-диск почти закончен, когда уроженец Маастрихта идет по
коридоры студийного комплекса в Хилверсюме и ловит фрагменты песни
из комнаты, которая сразу обращается к нему. оказывается Вальс № 2 Сюиты для эстрады
Оркестр, написанный Шостаковичем. Композиция имеет скромный успех во Франции,
потому что там он был использован в рекламе страховой компании.
Universal пытается распространить этот успех и на другие страны.

Чемпионы
League

Рьё тут же добавляет: «Мне не помешала бы еще одна песня для
компакт-диск», — объясняет он. Его жене Марджори сначала это не понравилось, говорит
Рье, но сразу увидел потенциал песни: «Было приятно
ухо, имел красивую мелодию с этим аккордеоном».0043

Поскольку оригинальное название песни было неудобным для
ухо, жена Рие придумывает название Второй вальс . Через несколько месяцев – 19 апреля 1995 г.
Полуфинал Лиги чемпионов проходит на Олимпийском стадионе в
Амстердам. «Аякс» (футбольная команда) примет мюнхенскую «Баварию». Universal покупает эфирное время
продвигать компакт-диск скрипача из Маастрихта во время антракта
матч. Возможны два сценария: если «Аякс» отстает после первого тайма,
реклама показывается поверх компакт-диска. Но если Сыны Богов впереди и
атмосфера хорошая, скрипач сыграет Второй вальс в прямом эфире. Последнее случается. «Аякс» выходит в
раздевалки с удобным счетом 3-1, а Рьё и его скрипка могут выдержать
место в центре арены. «Я никогда не был на футбольном стадионе
раньше, — вспоминает он. — Когда я играл в подземных переходах, «Аякс» забил гол. Как будто вся палатка рухнула.
Жутковато однако…»

Ракета

Миллионы голландцев и немцев, приклеенных к трубе,
см. чуть позже, как играет скрипач Второй вальс на аншлаговом футбольном стадионе. В дни
после появления на телевидении продажи альбома Strauss & Co и сингла резко возросли. «Марджори и я пошли
каждый день ходил в V&D, чтобы посмотреть, не остались ли компакт-диски на полках. Что
обычно было не так: все раскупили. В Universal они не знали, что такое
происходит. Они ожидали, что мы продадим около пяти тысяч компакт-дисков, но
к Рождеству было уже четверть миллиона…» Карьера Рье
взлетает как ракета, и он востребован для телешоу. Например, он
разрешили выступить во время благотворительного шоу однажды вечером для жертв
разлив Мааса и других рек.
высшее руководство голландского шоу-бизнеса принимает участие в организованном Йоопом ван ден Энде
ТВ происходит. «Когда мы вошли, все эти коллеги проигнорировали нас.
Но вы бы видели эти взгляды, когда Ван ден Энде попросил нас сыграть Второй вальс не раз, а
дважды…» Риу теперь управляет крупной компанией со 120 людьми в течение
четверть века и было продано более 42 миллионов компакт-дисков и DVD-дисков. Второй вальс больше не является обычным
часть его шоу, потому что «нельзя каждый раз играть одни и те же песни».
Но в особых случаях он все же играет на ней. Как и в 2019 году, во время сотого
концерт на Фрайтхоф. Магия далека от завершения, как оказалось,
та ночь. Там покачивается и гудит
вдоль. После этого аплодисментам нет конца…

ФАКТЫ

«Вальс № 2» входит в так называемую «Сюиту для эстрадного оркестра»,
сборник коротких произведений, написанных Шостаковичем до 1956 года.

1 декабря 1988 года спектакль был поставлен в Лондоне. Что
был первым разом, когда его можно было услышать в западной стране.

‘Второй
Вальс
Андре Рье и его
Оркестр Иоганна Штрауса был в Mega Top 50 в течение тридцати недель подряд.
Никто не достиг этого подвига до 1994.

Но все равно это не стало рекордом. Марко Борсато сделал
до 34 недель со своим хитом «Мечты — читы».

Альбом ‘Штраус
& Co’
был в топ-100 альбома в течение года, из которых 19 недель в первой
место. Он стал самым продаваемым компакт-диском 1995 года.

‘Второй
Waltz ‘
попал в Топ 2000
с 2001 по 2014 год. Песня достигла самого высокого места в 2007 году: 615.

Андре Рьё играет на скрипке Страдивари 1732 года.

Он семь раз выигрывал экспортную премию Conamus/Buma.

Спасибо, Джон, за
перевод этой статьи.

6 величайших вальсов, когда-либо написанных

Рози Пентрит 14 июня 2018 г.

Откройте для себя все лучшие вальсы, созданные музыкой

Безусловно, самый популярный и известный вальс в мире, «An der schönen blauen Donau» Штрауса, соч. 314 («У прекрасного голубого Дуная») исполняется каждый год на праздновании Нового года в Вене под руководством маэстро Андре Рьё.

Его популярность, без сомнения, связана с этой традицией, а также с его легко запоминающейся мелодией и тем, как Штраус искусно повторно использует эту мелодию в зажигательных вариациях, чтобы мы никогда ее не забыли. Вальс Голубого Дуная использовался, в частности, в фильме Стэнли Кубрика 1968 года «2001: Космическая одиссея », а также в фильме 1986 года «Выходной день Ферриса Бьюллера». любители музыки.

 

Еще одним фаворитом венского новогоднего безумия Андре Рье является «Вальс № 2» из сюиты Шостаковича № для эстрадного оркестра № (ранее ошибочно идентифицированной как «потерянная» № «Сюита для джазового оркестра № 2» 1938 года).

С такой же запоминающейся мелодией, как и у Вальс на Голубом Дунае (если не больше), это мощный, вызывающий воспоминания вальс в минорной тональности, поразительно сочетающийся с более веселой средней частью, который бросает вызов всем, кто не подпевает. .

Считается, что пьеса была написана в 1950-х годах, и этот вальс был использован Стэнли Кубриком в его фильме 1999 года « С широко закрытыми глазами » (мы чувствуем, что здесь развивается тема). В фильме вальс идеально подходит для напряжения между парой, которая становится все более и более отдаленной в довольно напряженной сцене бального зала.

 

С совершенным ритмом баса и этой парящей, неотразимой мелодией волнующий «Grande valse villageoise» Чайковского из Спящая красавица , соч. 66 — один из доминирующих слуховых червей позднеромантической пушки вальса: как только вы напеваете его, трудно выбраться из его вращающихся фраз (мы держим пари, что вы будете пытаться до конца сегодняшнего дня, как и мы ).

Не то чтобы мы жалуемся. Сложный и красивый вальс происходит в первом акте балета Чайковского 1889 года как прелюдия к тому, как главная героиня принцесса Аврора знакомится с четырьмя будущими женихами, и оттуда разворачивается остальная часть довольно зловещей сказки.

 

Славянские танцы Дворжака Соч. 46 и 72 должны быть в любой библиотеке классической музыки, а Allegretto Grazioso из 1886 Op. 72 сета танцев — это божественный медленный вальс.

Меланхоличное и прекрасное, это душераздирающее произведение для размышлений и самоанализа. Веселая середина может немного поднять нам настроение, но она пронизана достаточной тревогой и напряжением, чтобы настроение прочно укоренилось в созерцании. Возвышенный.

 

А теперь кое-что повеселее. Mephisto Waltz No.1 Ференца Листа, первоначально написанный для оркестра, но также транскрибированный в технически сложное сольное фортепианное произведение, является фаворитом концертных залов.

Чрезвычайно виртуозный и дьявольский вальс – первый из четырех Листов, названных в честь литературного персонажа Мефистофеля, который в немецком фольклоре является демоном, пойманным в ловушку рабства дьяволу.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *